Кадфаэль
Ага, подправил))
Диалогия четвёртая. Полутона Плутона. Все совпадения со случайностью - реальны!
Журналист приветственно поднял руку.
– Здравствуйте. Итак, сегодня у нас в гостях Кулага, Евгений Сереич, генеральный конструктор авиационной, ракетной и космической техники!
Камера взяла общий план. Рядом с журналистом сидел интеллигентного вида дедушка в толстых очках и старом, застиранном свитере.
– Здравствуйте, только я не генеральный. Моя должность - ведущий специалист. Это рангом ниже.
– Скажите, Евгений Сергеевич, вы считаете себя украинцем, или всё-таки русским?
Гость отвёл взгляд на секунду, и снова посмотрел в камеру.
– Я советский человек украинского происхождения. Я против того, чтобы Украина становилась частью Московии. И, пожалуйста, давайте только технику обсуждать, как договаривались по телефону.
Ведущий кивнул.
– Прекрасно. Итак, сразу первый же вопрос: были ли американцы на Луне?
– Были. И я же попросил - без политики!
Ведущий постукал ручкой по столу, и спросил:
– Тогда такой вопрос - почему советский космонавт по Луне не ходил? Или это тоже - политика?
Гость размял плечи.
– С одной стороны - чистая политика. Амбиции наших генеральных конструкторов. В целом амбиции молодого советского государства, открывшего эру орбитальных полётов. На тот момент факт первенства в пилотируемом полёте на Луну со стороны СССР выглядел уже почти состоявшимся. Потому жутким удивлением для всех стал сперва полёт Армстронга, а позже - заявление ТАСС что СССР будет осваивать Луну исключительно беспилотно. Точно так же удивлением для всего мира был в 1957ом запуск Спутника именно Советским Союзом. Понимаете, если бы это сделали США, то никто в мире бы даже не почесался. Англия, Франция, да даже Германия! Но нет, это был СССР. Тот, который пережил чудовищную войну, потерю трети городов и четверти населения. Это было дико и парадоксально. Однако, если разбираться, то всё встаёт на свои места. США имели военные базы на границе СССР. Поэтому они делали ракеты одноступенчатые малых масс. Тот же Юпитер был 50 тонн. Это которые разместили в Италии и Турции, их же хотели ещё в Финляндии поставить, чтоб захватить Ленинград, Мурманск и далее. Так вот, у СССР баз рядом с США не было, и пришлось делать ракету в пять раз больше - целых 250 тонн по плану. Ну, вышла Р-7 массой в 280 тонн, но это уже совсем детали. Суть в том, что у СССР была необходимость строить большие ракеты, а у США такой необходимости не было. Конечно, их промышленность значительно мощнее советской, поэтому они быстро сделали подобные изделия, но это было уже потом, после запуска Первого Спутника.
Сделав пару пометок в блокноте, журналист спросил:
– То есть, США вообще не планировали запускать спутники?
– Нет, почему, были отдельные работы. Тот же Юпитер переделали в трёхступенчатый вариант, но это было без приказа свыше, как в СССР, это было частной инициативой фирмы-разработчика. До запуска Спутника в США вся конкуренция велась между Армией и ВВС. СССР как конкурента никто даже не рассматривал. Допустим, в 1956ом Р-7 взлетев с Байконура поразила мишень на Камчатке. Молотов об этом заявил на весь мир. Американцы заявили, что это враньё. Их самолёты-разведчики кружили над Плесецком, и никаких запусков ракет не заметили. А даже если бы и был, то Р-5 физически не могла долететь до Камчатки.
Ведущий помотал головой.
– Не понял. Повторяю, я ничего не понял. При чём тут космодром в Плесецке, который вообще севернее Москвы?
Гость кивнул.
– Именно так. Американцы даже не представляли, что у СССР есть ракета в пять раз больше, и космодром под неё, такую громадину. Именно эта секретность и была главной защитой Байконура. Та, которая позволяла Р-7 в течении трёх суток выкатить на старт, заправить и запустить для ответного удара. А запуск Спутника эту секретность разрушил. То, что при Сталине было немыслимой глупостью - Хрущёв делал, улыбаясь.
Ведущий вспомнил пример из более знакомой ему области:
– Казнь Троцкого была засекречена, официально считалось, что его убили по бытовухе. А потом Хрущёв наградил чекиста, который организовал казнь, и вскоре весь мир узнал, что это было заказное убийство. А ведь двадцать лет успешно прятали концы.
Гость пожал плечами.
– Ну, не знаю про казни, но суть остаётся сутью. Сам факт запуска Спутника очень здорово всё изменил. Начался новый виток гонки вооружений, гигантские расходы на бюджет, которые отрывали ресурсы от народного хозяйства.
– Вы полагаете, что в те годы никто не думал о негативных последствиях запуска?
Гость покачал головой.
– Не думали именно о позитивных, вот в чём беда. Проблема в том, что в далёком 1956ом году над Союзом впервые пролетел американский высотный разведчик U-2. Само по себе ничего нового, их разведчики летали над нами, наши - над ними, соблюдали договорённости о разоружении, всё шло хорошо, и тут американцы запускают U-2. В принципе, никакого криминала, с позиции американцев - всё гладко, это просто высотные полёты, новые технологии, возможность экономить деньги на редких полётах. Один U-2 заменяет десяток, если два десятка низколетящих разведчиков. Но в то же время этот самолёт нарушал неписанное правило разоружений - все самолёты-разведчики могли быть сбиты ПВО противника. А U-2 не мог! – Гость хлопнул ладонью по столу, и продолжил чуть тише. – И вот наши доблестные генералы всей толпой побежали к Хрущёву с криками «надо ответить!». А как тут ответишь, если ПВО подходящего нет, своих высотных разведчиков нет. И тогда вспоминают про систему Беркут, это зенитные ракеты, да запускают Спутник, который уже сами американцы над своей территорией сбить не смогут. Конечно, будь на месте Хрущёва Сталин, он бы успокоил наших генералов, чтоб в панику не впадали, но Сталина уже не было, а Хрущёва самого нужно было успокаивать. И год спустя состоялся один-единственный запуск. Вскоре американцы узнают, где находится Байконур, сколько весит Р-7, но всё это будет уже потом. Роковое событие произошло в 1956ом.
Гость умолк, и ведущий спросил:
– А что за Беркут вы упоминали?
– Беркут, позднее С-25, это зенитные ракеты, стоявшие тогда рядом с Москвой. Должны были отражать налёт B-47, хотя и немного припоздали. Они же могли и U-2 сбить, но ещё не были поставлены на боевое дежурство. При Сталине эти разработки шли в глубочайшей тайне, а Хрущев в мае 54го прокатил их по Красной Площади во время парада. Народ тогда даже не понимал, что это такое. Но аплодировали красивым штукам. Советский народ - он же глубоко крестьянский, душа просит чуда! Хрущёв и дал им такое чудо - нате, игрушка красивая! И вот, значит, три года принятую на вооружение систему не ставили на боевое дежурство. А ведь могли первый же U-2 сбить, он как раз над Москвой пролетал. И не было бы этой паники генералов, не было бы первого Спутника и Гагарина…
Ведущий перебил:
– И Гагарина?
– Да, всё верно. То, что у нас подают за великую победу - на самом деле великое поражение. Мы оценивали только негативные эффекты от предстоящего запуска Первого Спутника, никто и не подумал о том, что будут какие-то позитивные. А они случились. Огромные. Как следствие, Хрущёв приказывает устанавливать новые рекорды. Страна бросается в соревнование, к которому была совершенно не готова. Только, почему-то, случившиеся в 1941-42 годах отступления до Москвы и Сталинграда никто великими победами не называет, а новый виток гонки вооружений, когда ухнули в небо, в пустоту миллиарды - это успех. А что народ голодал, что в Новочеркасске бунты расстреливали - это никто не помнит. Наоборот, вспоминают как хлебом кормили коров. Страна за золото покупала хлебушек в Канаде, а его коровам скармливали. Велик успех, ничего не скажешь.
Высказавшись, гость замолчал. Ведущий сделал три вздоха, и спросил:
– Скажите, вы полагаете что запускать людей в космос было и вовсе лишено смысла?
– Я полагаю, что у СССР не было на это денег. Пускай другие страны мир изучают, океаны, Луну, нам бы дома порядок навести! При Сталине воровали западные технологии, и не мучались собственными разработками! Вон, бомбу целиком стянули с технологиями обогащения урана! Американцы миллиард на это потратили, один за другим реализовали в металле пять методов! Первый, магнитная сепарация, самый дешёвый. Так на этот «самый дешёвый» ухнули двенадцать тысяч тонн серебра! А в Союзе тогда серебро вообще не добывали! И что в итоге? Метод оказался самым дешёвый из пяти, но и самым плохим. Завод, где тот суперэлектромагнит стоит, на 12ть 000 тонн серебра, он сейчас лесом порос! Его просто выкинули за ненадобностью! СССР украл само знание, что метод номер четыре - самый эффективный! А на сэкономленные деньги доработал метод номер пять, и сейчас в США покупают наш уран, потому что свой собственный пятый метод они доделать не смогли. Я же не говорю, что совсем своих разработок быть не должно, я против пионерских работ, на которых наибольшая вероятность провалиться! А все ракетные технологии они пионерские и есть! – Гость поднял руку, и стал загибать пальцы. – Там нужно-то было создать ракетно-ядерный щит раз, да зенитные комплексы два-с, и всё! И пусть другие астронавтов пускают, наша какая печаль?!
Ведущий положил руку на плечо гостю.
– Евгений Сергеевич, и я и наши дорогие зрители понимают ваши позицию. Безусловно, экономика и личное благосостояние важны, важнее только личная безопасность каждого гражданина, а ещё важнее коллективная безопасность всего общества в целом. Это, бесспорно, так. Скажите, пожалуйста, так почему всё-таки советский космонавт не отправился на Луну? Денег не хватило?
Гость медленного, глубоко вздохнул.
– Денег… денег… я расскажу вам про деньги. При Сталине разные КБ конкурировали друг с другом, при Хрущёве это исчезло. Янгель и Челомей делали ракеты шахтного базирования. Единственным принципиальным отличием был крепёж. Болтовые соединения у Янгеля, и сварка на изделиях Челомея. Экономисты подсчитали, что таких ракет должно быть минимум пятьсот штук. Иначе нерентабельно производить. При Сталин сделали бы две, ну, десяток ракет обоего типа, поставили бы на дежурство, да подержали с годик. А у нас этого никто не сделал. В ПолитБюро Янгеля поддерживал Устинов, а Челомея защищал Булганин. Пошла дискуссия - какие ракеты ставить в шахты. И на самом верху приняли Соломоново решение - по пятьсот штук и тех, и других. Вот так вот экономили народные деньги. Ну и в завершении истории скажу, что через два года все ракеты Янгеля потекли. Болтовые соединения не выдержали. А сварка Челомея продержалась уже полвека без течи.
Журналист развёл рукам.
– Ну, сравнительные испытания тоже важны!
Гость крикнул:
– Да! Сравнительные! По пятьсот штук каждой! Вот сравнили так сравнили! Убедительно! Никто после того случая про болтовые соединения даже не заикался. Только Устинов как давил Челомея, так и продолжил. – Евгений Сергеевич выпил стакан воды, налил себе новый, и продолжил уже ровным голосом. – Для полёта человека на Луну сделали ракету Н-1. Продули на стендах двигатели, нужно был ставить всю первую ступень в сборке, и тестировать на стенде. Но этого не сделали. Поэтому ракета так и не смогла нормально летать. А все прочие ракеты именно по ступеням испытывали. Сатурн-5 у американцев, Энергию у нас - так и испытывали. Потом по два беспилотных запуска на каждую. Спейс Шаттл америанский и вовсе первым запуском с людьми ушёл. У нас тоже хотели первый Буран с людьми пускать, но не сложилось. А потом кричали - вот посмотрите, он в автоматическом режиме так летал! Выдавали поражение за успех. Все ракеты сперва в беспилотном варианте запускают, потом только пилотируемыми.
Ведущий уточнил:
– Поражение, что Буран так и не слетал с экипажем? Или вы под поражением понимаете само создание столь дорогостоящей системы как Энергия?
– Я считаю, что сперва нужно было решить вопрос обороны. Потом хвататься за оптико-электронную разведку. Кстати, сам по себе полёт Гагарина был именно легендированием оптико-электронной разведки. Мы так боялись разоблачения, что даже во время его запуска в капсулу фотоаппарат не стали класть. Уже потом мировое сообщество затребовало фото-видеоотчёта, и Титов целых 15 часов делал видеозапись. Да если бы мы со Спутником хотя бы пять лет подождали, то и американцы на Луну раньше 74го бы не высадились. А там аккурат Арабские события, рост цен на нефть и так далее. Ладно, слишком много «если бы». Итак, полёт на Луну. Тут важно понимать, что в США в 1958ом году фирма Рокетдей по своей инициативе стала разрабатывать ракетный двигатель на керосине с тягой в тысячу тонн на камеру. Это была крайне амбициозная задача, которую так до сих пор и не выполнили. Но к 1968ом году был двигатель с тягой в 680 тонн. Это очень много. А в 1972ом прошли стендовые испытания двигателя с тягой в 800 тонн, но дальше испытаний дело не пошло. Слишком уж большой двигатель оказался. Кстати, немецкие конструктора назвали его М-1.
Дмитрий Юрьевич подался вперёд:
– Неужто Маус?!
Гость чуть улыбнулся.
– Именно так.
Ведущий громко, раскатисто рассмеялся. Гость и сам посветлел от этого, как Луна от Солнца.
– Как я уже говорил, основной задачей полётов космонавтов было легендирование оптико-электронной разведки. Это технология, инструмент, без которого как мне объясняли, военные не могут вести боевые действия даже в Монголии, не то что в Южной Америке. Но, повторюсь, сперва нужно было развить двигатели и электронику. Летать в космос на лампах, тащить десятки тонн лишнего груза было тотальной ошибкой. В 60е спутник массой 20 тонн поддерживал 20 телеканалов. В 1980е спутник массой две тонны поддерживал двести телеканалов, а сегодня спутник массой две тонны поддерживает двадцать тысяч телеканалов, в мире нет столько. Но электроника позволяет. Основная масса это топливо для маневрирования.
– Евгений Сергеевич, скажите, а почему СССР не создал свой GPS? Не хватило денег?
Надув щеки, ракетчик выдохнул и ответил:
– Не хватило понимания, что это вообще важно. Вопрос из серии «почему мы атомную бомбу не сделали первыми». Не наша это ниша - передовые разработки. Ну да ладно. Итак, сейчас мы бьёмся за ГЛОНАСС. Суть в том, что наша электроника в разы хуже американской, поэтому срок службы гораздо меньше. Но даже если бы электроника была одинаковой - то всё равно нам бы пришлось запускать спутников больше. Дело в том, что Байконур севернее мыса Канаверал. Это примерно полтонны разницы в полезной нагрузке. Чтобы это скомпенсировать, мы пускаем пять спутников там, где американцам хватает четырёх.
Ведущий глянул блокнот.
– Именно близостью космодрома к экватору объясняется тот факт, что американская Сатурн-5 поднимает 140 тонн, а наша Н-1, если бы вообще летала, подняла только 95 тонн?
Гость покачал головой.
– Далеко не только. Тут ещё нужно учитывать лунную эклиптику. Она каждые 11 лет меняется. Сперва выгодны именно северные космодромы, потом южные, и наоборот. 11 лет туда, 11 лет обратно. В 1957ом был пик по северным космодромам, а в 1968ом - уже по южным, приэкваториальным. Это и объясняет, почему первые годы СССР успешно изучал Луну ракетой Р-7, а в 1965ом эта ракета даже свою третью ступень до Луны дотянуть не могла. Опять же, между 1969-1975ом американцам было всё менее выгодно отправлять аппараты к Луне.
Ведущий тут же сказал:
– Но ведь отправляли!
Гость уточнил:
– Да, но уже в 1969ом бюджет НАСА сократили в два раза. На оставшиеся деньги сделали несколько полётов, и вообще отказались от этой программы. С запуском Спутника поспешили минимум на пять лет, Гагарина - на все десять. Армстронг полетел раньше как минимум на 15 лет. Если бы все звёзды сошлись - полетели бы году в 1984-88 с космодрома где-нибудь на экваторе. Но это только вопросы доставки массы. Это не вопросы «зачем вообще на Луну что-то отправлять». Какую цель преследуем? Флаг в грунт воткнуть? Ладно, дальше. Есть вредная штука - колебания типа pogo. Они могут разрушить ракету. Чем больше ракета - тем сложнее с ними бороться. Для сравнения, на той же Сатурн-5 смогли обеспечить относительный покой только для верхушки ракеты, где космонавты летели. Чуть ниже, где уже стоял лунный модуль, трясло так что в одной из миссий аппараты едва смогли состыковаться. При запуске Скайлэб нужно было защищать весь груз целиком, не верхние 30 тонн, а все 80. Решить эту задачу не смогли, и станция получила травму. Как результат - одна из солнечных панелей просто не раскрылась. Всю оставшуюся жизнь станция недополучала электричества. После этого никто и никогда станции более 30 тонн за раз даже не проектировал, не то что не создавал. И если у Сатурн-5 из-за цилиндрического бака справиться с колебаниями удалось хотя бы частично, то на советской Н-1 из-за сферического бака - эту проблему в полной мере ощутили только при последнем, четвёртом запуске. Двигатели отработали на 100%, но всё возрастающие колебания разрушили ракету. После этого проект был окончательно закрыт. Существует миф, что закрытие Н-1 было из-за двигателей. Нет, причина именно в колебаниях. Для их гашения на цилиндрическом баке ставятся рёбра. На сферическом такие рёбра будут в разы тяжелее, что убьёт массу полезного груза с 95 тонн до 50 а то и вовсе до 30. Поэтому от Н-1 отказались, и стали делать новую ракету. Там уже диаметр сферы был не 17 метров, а только 8. Сатурн-5 был десять метров диаметром. На Энергии и Спейс Шаттле груз крепится сбоку, и эти крепления играют роль амортизаторов, которые весьма сильно гасят тряску. Американцы рассчитал колебания ускорителей и водородного двигателя в противофазе, чтобы они взаимно гасили друг друга. Это не в каждом запуске удаётся, но иногда попадали.
Ведущий терпеливо выслушал длительное объяснение.
– И что же, в ракетной технике позволяют ситуации, когда можно не попасть в ногу?
Гость кивнул.
– Да. Постоянно. Допустим, теории вихревых процессов в камере сгорания нет до сих пор. Каждый раз вынуждены на стенде тестировать двигатели.
Ведущий спросил:
– Скажите, вы как специалист по двигателям…
Гость поднял руку.
– Я каркасник. Моя область - материалы корпуса и расчёт на прочность. Допустим, я был первым, кто предложил на УР-500 заменить головной обтекатель с алюминиевого на пластмассовый.
Журналист обратился в камеру.
– Напомню зрителям, носитель УР-500 более известен под названием Протон.
Гость чуть улыбнулся.
– Да, именно. Его первый успешный запуск был с научным модулем для изучения радиации в космосе, там в основном протоны, поэтому модуль назвали Протон. Это же название прилепилось к ракете. А до того был запуск, когда ракета взорвалась. Полезным грузом был Луноход. Мне вот интересно, если бы не тот злосчастный сбой, то название Луноход стало бы названием всей ракеты? – Евгений Сергеевич помолчал и, видя отсутствие реакции собеседника, добавил. – Хорошо-хорошо, это внутренняя шутка.
Журналист кивнул.
– Ракетный юмор для меня не всегда понятен. Ракета Луноход - не звучит. Итак, вы заменили алюминий на пластмассу. Зачем? Она легче? А как быть с прочностью?
– При том же объёме углепластик легче и прочнее алюминиевого сплава. Единственно, он хрупче, но для ракеты это не критично. Попадание постороннего предмета убьёт любую ракету. Спейс Шаттл Колумбия это доказала. Там корабль взлетел, хоть и получил пробоину, но при входе в атмосферу разрушился. Семь человек погибли. – Евгений Сергеевич хлопнул в ладоши. – Так, обтекатель. Я предложил заменить алюминий на углепластик, и проектировал ракету целиком из этого материала. Проблема была в том, что у нас в Филях стоял маленький станок для экспериментальных целей. Он был 100% загружен намоткой головных обтекателей. Нужны были промышленный мощности. Я с 1972 года просил создание нового завода. И что бы вы думали? В 1992 году я узнаю, что в шестидесятые годы в СССР такой завод был построен, но тогдашний проект был закрыт, и завод двадцать лет простоял без заказов! А ведь всё это время людям платили зарплату, делали что-то по мелочи, перебивались случайными заказами! Но из-за внутренней секретности в соседних отраслях про этот завод никто не знал! У меня была загрузка в сотни тонн, а у завода были мощности! Но - это СССР.
Ведущий, держа локти на столе, приподнял кисти рук и растопырил пальцы, немного потряся кистями.
– Вам так сильно не нравится Союз?
– Да при чём тут нравится-не нравится? Я говорю, когда был СпецКоммитет, когда во главе стоял Лаврентий Палыч, секретность была внешняя! От врага! А как его не стало - ввели внутреннюю секретность, от соседних министерств. Вот что глупость! Когда председатель Ленингрдского ОбКома товариш Романов устроил в 1983ем устроил большой приём у себя, туда созвали ведущих специалистов и генеральных конструкторов разных ведомств, на тот балл, – Евгений Сергеевич вдруг заулыбался. – Ах, какие там были официантки! Все как одна - с Украины! Я даже одноклассницу встретил, она в буфете работала, и не скажешь, что дама в годах, просто сияла! – Он кашлянул в кулак. – Так вот, его пропесочили за нарушение секретности. Так по шапке надавали, что сняли с должности председателя ОбКома, и вышвырнули в ЦК, в Москву. А ведь он тогда уже был в ПолитБюро. Но за то, что в одном зале собрал ведущих специалистов разных КБ - его сильно наказали. Мы же там малость выпили, и стали обсуждать работу. Не все официанток расхватали по углам. Но ведь это дало громадный всплеск интенсивности разработок! Мы же тогда все хором соглашались, что Энергия и Буран это тупиковые области, что можно ту же Спираль запустить за в десять раз меньшие деньги! Лозино-Лозинский прямо говорил, что делает такую альтернативу, что закачаешься! Он, конечно, деталей не разглашал, всё-таки язык за зубами держать были приучены все, но это-то и плохо! Внутренняя секретность - она зачем? Для чего?! При Палыче такой ерунды не было! Мне старший товарищ рассказывал, ему в 1948ом понадобились реактивы для исследований, так он бумажку написал, и сел в карты играть! В Союзе таких нет! Только в Америке производят в двух городах, и всё! Досидел до обеда, и ушёл домой. В пятницу даже не вышел. В понедельник приходит, возится с документами, тут в десятом часу утра к нему в кабинет заходит дяденька при погонах майора МГБ, и кладёт на стол тяжёлый ящик. Протягивает ему бумагу: «Ты писал?». Мой наставник смотрит квадратными глазами, говорит осипшим голосом: «Я…». Майор ему: «Пиши разборчиво, как называется! Я за этой дрянью в США летал! Ещё раз так криво бумагу напишешь - сам полетишь!».
Ведущий, прищурив брови, потряс головой.
– Не понял. В четверг утром ушла бумага, а в понедельник утром пришла посылка? Это дядя-майор КГБ в форме летал в США туда-обратно? Молотов десять дней на эту дорогу затратил! Молотов, Нарком иностранных дел!
Евгений Сергеевич тяжело вздохнул.
– Вы правы. Нарком ИнДел. Он в Англии встречался с послами и Черчиллем, договора всякие подписывал. А время полёта двое суток туда, двое обратно. Телеграфировали заранее, сели, схватили посылку - и домой.
Прикусив зубами губы, ведущий на пять секунд отвёл взгляд.
– Для выдуманной наспех версии звучит убедительно. Простите, напомните мне и нашим уважаемым зрителям, о чём вообще речь шла?
– Секретность. Я говорил, что при Лаврентии нашем Павловиче такой глупости как внутренняя секретность - не было. Одно дело делали и атомщики, и ракетчики. И встречались, и обсуждали. Да, были люди над нами, великий Малышев, Ванников и Завенягин, и прочие. Так вот. При Палыче работали как часы. Нужен реактив из США? Четверо суток - ящик на столе, кулаком по башке, чтоб работалось лучше. А то взяли моду - реактивы из-за рубежа заказывать! Мы традицию воспитывали - всё делать только на отечественных мощностях. Те, кто при Палыче росли - это с кровью впитали! Да, били. Но ведь не просто так, а за дело! Но и препятствий в работе не создавали, вот я о чём! При Палыче я бы узнал о существовании всех примерно подходящих заводов за 48 часов, это норматив был. Там, в управлении Маленкова. Он тогда кадрами заведовал. Что бы ни случилось, кто бы ни помер - Управление Кадров обязано в течении 48 часов предоставить личные дела двух-трёх компетентных временно-исполняющих. Так и по людям, и по производствам было. На нашем заводе не делают? Вот список предприятий, где делают если не это, то похожее. А потом Палыча не стало. Да, с ним было тяжело. Очень тяжело. Но без него работа стала… пустая. Потом и Малышев ушёл и… да многие ушли. Пошло то, что сам же Маленков называл атомизацией, расщеплением связей. Появлялись внутренние стенки меж ведомствами и отделами. Ответственных стало днём с огнём не сыскать! Кто виноват? И каждый кричит «не я!». Ладно, ракеты. Так. У нас был УР-500, я для неё планировал корпус из углепластика. Не вышло.
Ведущий спросил:
– А что у вас вообще вышло?
Гость начал рассказывать.
– Моей первой серьёзной работой были меры длительного хранения ракет в шахтах в заправленном состоянии. Ну, я сперва был зам, но наставника кинули на другую тематику, я принял дела. Сперва ВРИО, потом утвердили. Я сразу с ходу отверг болтовые соединения. Мне говорили: «подберём оптимальные режимы затягивания, и всё!». Я сказал - нет, только сварка. А в СССР в 1968 году не было даже ГОСТа на сварные работы! Пришлось в нашем КБ, в Филях, делать лабораторию сварочных работ, писать нормативы, потом утверждать в Москве. Но здесь даже не в этом дело. В НИИ, в целом в научном мире, решения часто принимались явочным порядком. Допустим, я хочу на сварке. Другой хочет на болтовых соединениях. Дальше мы оба начинаем вербовать сторонников. И весь коллектив НИИ раскалывается на тех и других. Это я называют словом «армия идеи». По итогу тех, кого больше - и принимаю. У Янгеля победили сторонники болтовых соединений. У нас в Филях - сторонники сварки. А я, значит, в той армии был генерал. Автор идеи. А потом состоялось «великое испытание» когда тыщу штук ракет поставили на боевое дежурство. И все ракеты Янгеля потекли, все пришлось менять. Так моя идея окончательно победила. Натурными экспериментами. Потом пошёл второй виток испытаний. Здесь речь шла о гарантии. Мы тогда давали гарантию «бессрочную». А это ошибка. Это безответственность. Нельзя так поступать! Хоть тыщу лет - да укажи! И обоснуй, почему не десять тысяч! Ведь даже опустим соединения - гептил опасная штука! Эта химически сверхактивная дрянь прокисляла стенки баков, и через микротрещины просачивалась в окружающее пространство. Что я сделал - я потратил два месяца, подобрал реагент. Идея была засунуть ракету в капсулу, и полости между ракетой и стенками капсулы заполнить специальным газом. Как только гептил просачивается - он вступает в контакт с газом, происходит химическая реакция, и трещина самозапаивается!
Гость, улыбнувшись самому себе, сделал маленький победный глоток воды.
– Я предложил капсулы, а не просто шахты. Эту идею горячо поддержали, и ракеты в капсулах стали ставить на шоссейный платформы. Это потом назвали транспортно-пусковой контейнер. Для С-300 лёг идеально. Но сам процесс капсулирования под моим руководством был отработан. Я же дал срок на контейнер - 58 лет. Со всеми расчётами. Плюс-минус полгода. Это среднее количество протечек в корпусе ракеты. Газ расходуется на реакцию, давление падает, после чего нужно закачивать новый объём газа. На всех шахтах стоят датчики давления. Чуть где снижение - сигнал, и идёт группа разбираться в причинах. У них нет задачи закачки нового, это само собой. У них цель - понять, почему раньше срока давление упало. Вроде, на зенитных системах тоже внедряют, но это уже без меня, я в 1998ом вышел на пенсию.
Ещё глоток воды.
– Следующей моей крупной работой стали корпуса орбитальных станций. Первые, Алмазы, у нас делали. Потом Королёвцы захотели отобрать эту тематику. Салюты свои запускали. А у них толщина стенок меньше. Я к ним летал, убеждал, спорил, говорил - толще надо делать! Трещиностойкость нужно обеспечить! Согласовали. В 1996ом я же летал в США по МКС, и так же убеждал, что нужно стенки делать толще. У американцев опыт полётов - 14 суток. Они не понимали, что такое десять лет на орбите. А мы на Мире это отмотали. На МКС стенки даже прочнее.
Ведущий всплеснул ладонью.
– Ведь МКС это же МИР-2, так?
– Да, станция Мир легла в основу МКС. Американцы пытались сами делать орбитальные станции, но со Скайлэб они жутко просчитались, и таких больше никто не делал. Сперва они гордились тем, что смогли за раз поднять под сотню тонн, но это оказалось не успехом, а провалом. Взять хоть дрейф - человек в центре громадного пустого пространства бывшего водородного бака в невесомости просто останавливался в воздухе, и часами дрейфовал до ближайшей стенки. На малых модулях такое невозможно.
Вскинув ладонь и дёрнув одновременно плечом, ведущий спросил:
– А что помешало ставить декоративные стенки с поручными?
– Ну, до Скайлэб о таком даже никто не думал. После - а зачем? Это всё равно лишний вес. Да, про вес. Закон квадрата-куба никто не отменял. Если сделать станцию не широкой, а вытянутой, то масса стенок при том же жилом объёме упадёт в два с половиной раза. А нам нужно стенки толще делать. Если по ГОСТам МКС строить Скайлэб, то там жилой объём упадёт на 35%. Сама станция станет короче, чтобы по весовым лимитам уложиться.
Ведущий кивнул.
– Вес в таких делах крайне важен. Для самолётов и ракет особенно. Электронику новую ставят, которая всё легче.
Гость отвёл взгляд.
– Нельзя просто засунуть новую электронику. Вот Спейс Шаттлы летали до последних дней на электронике 1980х. Там пять компьютеров на каждом, вес одного - пятьдесят килограмм. Оперативная память один мегабайт. У меня телефон мощнее. Фотография с моего мобильного телефона не влезет в компьютер Спейс Шаттла. Если делать новую, лёгкую электронику - это надо пересчитывать весь корабль. По сути - мы делаем новый аппарат. Это очень дорого. Дешевле летать на старье. Когда в 90е годы в США модернизировали Спейс Шаттлы - вдруг выяснилось, что они не выпускают эту элементную базу. Сотрудники НАСА пошли на чёрный рынок радиодеталей, и внезапно узнали, что СССР в конце 1980х вышел на тот уровень, который у американцев был в начале 1970х, на котором и строили Спейс Шаттлы.
Ведущий спросил:
– Не понял. Получается, сейчас Спейс Шаттлы летают на советской электронике?
Гость покачал головой.
– Ну, не летают, в прошлом году был последний полёт, а так да. Десять лет летали на советской электронике.
Журналист сделал пометку в блокноте.
– Расскажите, а почему вообще от этих машин отказались? Моральное устаревание? Низкая надёжность?
– Первое да, второе резко нет. Спейс Шаттлы на 135 полётов имели две аварии с гибелью экипажа. Наши Союзы на 135 полётов имели две аварии с гибелью экипажа, и две - со срабатыванием Системы Аварийного Спасения. На Шаттлах САС не было вовсе.
Ещё одна пометка в блокноте.
– Если у нас есть САС - то мы надёжнее!
– Нет, не надёжнее. Это Шаттлы надёжнее, ведь у них и без неё только две аварии, у нас без неё было бы четыре.
Журналист приподнял руку, и повернул кисть ладонью вверх:
– Но всё равно у них погибло больше народу.
– Так у них и летало больше народу! 8 человек в поздних полётах. У нас только трое. Они подняли на одних Шаттлах 350 человек за 30 лет, мы всего 90 за 60 лет.
Ведущий записал цифры.
– Я проверю. Хорошо, так а почему отказались?
– Ну, первая задача Шаттла - возвращение грузов с орбиты. В прошлом году летал последний Шаттл, в этом году совершил первый полёт Дрэгон Илона Маска. Он и доставил тот груз, который до того с орбиты спускал Шаттл.
Ведущий слегка нахмурился.
– А Союзы какие грузы спускают?
Гость печально вздохнул.
– Союзы спускают только людей. У них слишком жёсткий спуск. На Шаттлах и Дрэгоне гораздо мягче. Хотя, когда Союз только делали, его изначально хотели сделать крупнее в диаметре, но Феоктистов сократил диаметр на 500 мм. Он так хотел выиграть запас по массе. Но этого не получилось, и пришлось в капсулу класть чугунную болванку массой в 200 кг.
Журналист подался вперёд, и сузил щёлки глаз.
– Вот тут не понял вообще. Кто такой этот Феоктистов и что он себе позволяет? Я помню, был космонавт Феоктистов. Однофамилец или родственник?
Гость хмыкнул.
– Он самый. Космонавт, генеральный конструктор корабля Союз, Феоктистов, Константин Петрович. Он захотел облегчить Союз, сделал его не три метра, а два с половиной в диаметре. Но, как оказалось, центровка проседает, и чтоб её выправить, сунули балласт. На современных моделях Союзов этого балласта всё меньше, скоро и вовсе избавимся, надеюсь. Но следующая проблема - снижение подъёмной силы. Чем меньше диаметр - тем меньше подъёмная сила.
Журналист поднял ладонь, как бы говоря «Стоп».
– Подъёмная сила - это у крыльев. Откуда она возьмётся у круглой капсулы?
Гость склонил голову набок, одновременно пожимая плечами.
– Ну, подъёмная сила даже у парашюта есть. Только там по центру делают отверстие, чтоб воздух выходил. У капсулы отверстия нет, поэтому она обеспечивает подъёмную силу. Конечно, вверх лететь не получится, но при полёте вниз торможение замедляется. У Союзов его совсем мало, у американских Аполлонов побольше, ну и самое большое у Спейс Шаттлов с Бураном, из-за большого корпуса и крылышек. Но тут крылья и хвостовое оперение для манёвра в воздухе в первую очередь. Так вот, Феоктистов хотел как лучше - и крупно просчитался. В результате Союзы падают грубо, Аполлоны мягче, а Дрэгон - ещё мягче. Почти как Спейс Шаттл. Это позволяет ему снимать с орбиты грузы. Тот же Спейс Шаттл именно для такой работы создавался. Только Шаттл снимает двадцать тонн, а Дрэгон меньше двух, вроде, полторы, или ещё меньше. Ну так в космосе таких больших масс грузов просто нет! Там тонны-полторы хватит как раз. – Гость вздохнул. – Эх, вернуться бы в прошлое, да выставить Союз с диаметром в три метра… мечты… – Он вдруг улыбнулся. – А вообще, надо позвать батюшку, и пусть он её освятит!
Гость и ведущий посмеялись.
– А что, мобильный алтарь, прямо на борту! Так, ладно. Вообще, были идеи заменить её на аккумулятор на свинце, оптимизированный не под высокую удельную ёмкость, а под высокую удельную плотность, но там хотят батарею на натрие, а той пока нет. Проблема Спейс Шаттла, ну и как следствие Бурана в том, что они слишком большие. Они появились гораздо раньше срока, как первые цветы под снегом. Прекрасные, но обречённые на погибель. Как и полёты на Луну в 1969ом.
Ведущий поднял ладони, словно примиряясь:
– Прекрасно! Я понял! Всё тлен, всё суета. Мы все умрём, пора на кладбище, полётов к звёздам не будет.
Евгений Сергеевич устало вздохнул.
– Нам есть, чем гордиться. Но наши победы замалчивают, а наши поражения вроде Спутника и Гагарина пытаются выдать за победы. Вот в чём проблема.
– Например? Запуск Бурана это успех?
Гость трижды шумно вздохнул.
– Думаю, вы уже поняли моё отношение к пилотируемой космонавтике. Вот беспилотная достигла высот. Долетели до края Солнечной системы. Советские аппараты мягко сели на Венеру! Кстати, на первых капсулах тоже были балансиры, как болванка на Союзах. Но уже на Венера-9 вместо балласта сумели втиснуть газоанализатор. Возможно когда-нибудь сможем высадить беспилотный зонд на каждой планете, включая Плутон.
Ведущий быстро спросил:
– Почему именно Плутон? А Марс?
– Ну, на Марсе давно марсоходы ползают. Плутон просто дальше всех. Его площадь поверхности чуть больше, чем у Российской Федерации, и там тоже очень холодно… Ладно, вы про Буран спрашивали. Ну вот, допустим, корпус. Нужно было проверить, выдержат ли плитки температурный режим. Я предложил вместо температуры пускать электрический ток. Собрали схему, проверили - система держит. Или ещё проще. Перед Бураном отправляли Полюс. Там изначально планировали восемь частей, каждый в своём отсеке головного обтекателя, а потом стыковать их в монтажном между собой. Я сказал - нет. Неправильно. Надо намотать головной обтекатель целиком, потом порезать пополам, в нижней половине собрать всё изделие, а потом верхней, как крышкой, накрыть. Это снизило массу на четыре тонны, и сократило сборку на трое суток минимум. Кстати, что до термозащиты Бурана, он у нас один такой был, но даже для него привезли из США аппарат автоматического набора плиток. В самих США все пять Шаттлов в ручную набирали плитки. Это гораздо дешевле. – Гость вдруг улыбнулся. – Вот, кстати… у них был специальный клей, которым плитки к корпусу крепили. Поклеили, ушли домой. Утром приходят - половина плиток отвалилось. Что делать?
Журналист хором откликнулся:
– Что делать?
Гость продолжил рассказ:
– Так работяги пошли в магазин строительный, купили обычный строительный клей, и на него посадили все отвалившиеся плитки! И так челнок ушёл в полёт! И с тех пор никакого специального клея по две тысячи долларов за литр, а только простой строительный за двадцать баксов литр.
Ведущий кисло ухмыльнулся.
– Толково придумано. Красиво вышли из положения.
Гость кивнул, соглашаясь.
– Ну, выход из положения, как известно - один. Роды. А вообще, основная польза пилотируемой космонавтики это именно эксперименты на людях, космическая медицина.
Журналист принялся искать запись в блокноте.
– Уважаемый Игорь Николаевич рассказывал про доктора медицинских наук Неумывакина, и сказал, что его наработки не пошли в серию по ряду причин. – Он остановился, кинул беглый взгляд по записям. – В первую очередь - защита от радиации, которая бы здорово помогла при ликвидации Чернобыля!
– Ну, не Чернобыля, а ликвидации последствий аварии. Что до Игорька, зря вы его уважаете. Человек на старости лет совсем… в мечты ушёл. Амерций вместо Америций, ну и прочие ошибки. Нет, человек заслуженный, спору нет, но его время вчера. Ну, моё тоже, если честно. Мне ж уже скоро восемьдесят будет.
Ведущий шумно выдохнул.
– Да, время… оно железо, сталь сожрёт, голм-голм… – Он ударил ладонью по столу. – Ладно! Спасибо за беседу, надеюсь, зрителям было интереснее, чем мне.
Гость положил ладонь на бороду, погладил.
– Могу познакомить вас с интересным молодым человеком. Насколько я знаю, он скоро будет в Москве проездом. Ну а сейчас и впрямь - пора прощаться.
Отредактировано Istra32 (08-05-2021 05:02:29)