Istra32 написал(а):БИС-3 шла в надводном положении. Пётр Денисович осматривал море в бинокль, и свежий ветер трепал бледное лицо капитана.
– Эсминец… Якорь мне в зубы, это немецкий эсминец! Всем! Погружение!
Впрочем, топить встреченную посудину никто не стал - подлодка, уйдя на глубину, пошла за немецким кораблём. Эскадренный миноносец в этот раз не ставил мины, но снимал их, расчищая коридор и радируя о координатах чистого пути. Грищенко пустился следом
Гм, не знаю, что было в первоисточнике, да и сам я как военно-морской эксперт не очень - три года НА берегу готовил ракеты, ВМУ не заканчивал, но тут косяки гоняют косяки сидя на косяках.
1. Немецкий эсминец в нормальной обстановке сам тралить не будет. Для этого есть "морские пахари" - тральщики, тральные катера и прочие мелкосидящие недорогие шаланды. На практике, сразу перед караваном или за несколько часов до его прохождения, шел тральщик. Бывало шло несколько тральщиков уступом для расширения протраленной полосы. Вот за этими тральщиками, в охранении, и мог идти искомый эсминец.
2. Снимать мины - очень муторная и очень опасная работа. При тралении они всплывают и их или взрывают, цепляя подрывные заряды (со шлюпки) или обычно расстреливают.
3. Радировать могли только о расчистке маршрута. В те времена GPS не было, координаты не передавались. Для обозначения границ протраленной полосы выставлялись буи и прочие вешки на якорях.
Istra32 написал(а):. Всего восемь мин стояло на его устаревшей посудине. И каждую он разместил там, где немцы ожидали свободный проход.
Лодка Л-3 вовсе не была устаревшей. Модернизировалась. Имела высокие скорости надводного и подводного хода. Рабочая глубина погружения была больше, чем даже у более новых советских ПЛ. Всего 8 мин означает, что остальные 12 уже поставили.
Istra32 написал(а):И каждую он разместил там, где немцы ожидали свободный проход. Сутки спустя появился он, родимый, караван грузовых кораблей. Первый же напоролся на поставленную БИС-3 мину, и ушёл на дно. Караван двинулся дальше, но и второй борт набрёл брюхом на уродливую, рогатую кляузу.
Одна за другой все восемь мин ушли в дело.
1. Какие сутки между тралением и проходом конвоя? Разрыв по времени не мог быть большим, больше нескольких часов, т.к. ночью противник мог поставить новые мины. Обычно конвой шел на небольшом удалении от группы траления. Так было гораздо безопаснее и легче было оставаться в границах протраленного коридора.
2. Грищенко поставил мины и сутки ждал?! Полный анреал. Поставили мины и смылись . Если ночью, то могли вспыть и под дизелями рвануть подальше.
Полагаю, что Грищенко успел поставить мины вслед тральщикам пока конвой приближался.
3. Восемь судов утопли один за другим? Не верю, они же не лемминги идти на смерть один за другим!
Первый подрыв и все суда сбавляют ход, стараются отвернуть не выходя за пределы фарватера и, наконец, останавливаются. Есть отработанный порядок действия судов в конвое при попадании на минное поле, а тут все капитаны ополоумели. В панике, от утопления пары "счастливчиков", кто-то мог шарахнуться в сторону и наскочить на более раннеее минное поле. (Кстати, чьи мины?). Будь у Грищенко донные мины с приборами кратности и гидростатическими/акустическими взрывателями, то чисто теоретически, такая вероятность существовала. Астрономически малая вероятность. Но использовались то обычные якорные гальваноударные мины - "тупые" мины, которые ждут пока на них кто-нибудь наскочит. Даже если Грищенко поставил мины по диагонали фарвартера, шансов подрыва всех судов, ну очень мало.
Мне супостата не жалко, но эпос не должен выглядеть пародией.
Istra32 написал(а):Рейх прислал авиацию - после третьего случая они решили, что в районе действует советская подводная лодка, что меткими торпедными залпами топит суда высшей расы.
Гм. Если аэродром недалеко, то вызов и прилет самолетов всё равно займет какое-то время. Это же относится и к патрульным самолетам ПЛО. Но тут возникает ещё один вопрос - Почему после постановки мин Грищенко не рванул тихим ходом подальше, а то охрана конвоя может глубинки на голову уронить?
Остался с двумя торпедами посмотреть на немцев? А лодку и экипаж командиру не было жалко? Кто-то там говорил о его высоком профессионализЬме. Не похоже.
Istra32 написал(а):Да, действительно, две торпеды на БИС-3 было - по одной в каждом аппарате. Что поделать, на устаревшем судне запас вооружений не предусматривался - лишь две торпеды, восемь мин да штатная 102 мм пушка противовоздушной обороны.
На устаревшем корабле (попробуйте в присутствии подводников их лодку обозвать судном!) предусматривался "запас вооружений". На Ленинцах стояло по ШЕСТЬ носовых торпедных аппаратов, торпед же было 12 (шесть в аппаратах и шесть запасных).
Пушка противовоздушной обороны! Зенитное орудие было одно - 45 мм полуавтомат!
102 мм орудие Б-2 и сменившее его 100 мм орудие БМ-24-ПЛ были неуниверсальными. Т.е. в небо зенитными снарядами стрелять могли, а попадать - очень даже врядли.
О! Я решил тайну ДВУХ океанов торпедных аппаратов! В действительности на Ленинцах стояло по ДВЕ кормовых минных трубы для постановки мин (ПЛТ). По десять мин в трубе, итого - 20 мин.
Istra32 написал(а):И тогда Грищенко приказал открыть огонь по замыкающему судну в караване - им оказался бензовоз. Обходя кусты мин, БИС-3 пробралась максимально близко к цели. Морячки давали первый в своей жизни выстрел из торпедного аппарата. Несмотря на минимальную дистанцию, экипаж здорово промахнулся - попали не строго в центр, а в корму судна. Впрочем, им ещё повезло, что отклонение оказалось вбок, а не вниз.
1. "И тогда Грищенко приказал открыть огонь по замыкающему судну в караване..."
Как Грищенко оказался в хвосте конвоя, чтобы "открыть огонь" по замыкающему судну? Он ведь должен был установить мины ПЕРЕД прохождением конвоя, а затем сматываться. Ну хорошо, он поставил мины и пошел НАВСТРЕЧУ конвою, огибая свои же свежепоставленные мины. Какие кусты мин? Свои мины Грищенко ставил по одной с интервалом... Тут есть ещё одна нехорошая вещь. Стандартный интервал установки мин ПЛТ - 50 метров. При этом мины ПЛТ имеют скверную привычку при детонации соседней мины. Т.е., первая сработавшая мина вызывает детонацию остальных. Так что наши подводники часто слышали взрывы своих мин, но куча немецких транспортников на них не гибла. Если ставить мины реже, то резко увеличиваются шансы для свободного прохода кораблей противника - сеть будет с очень большими ячейками. (Вот здесь хорошо написано http://submarine-at-war.ru/weapons/mine_plt.html)
2."Обходя кусты мин, БИС-3 пробралась максимально близко к цели."
Если Л-3 идет навстречу конвою, то любые кусты мин - чужие мины. Вот только как Грищенко увидел мины из подводного положения? Настолько хорошего гидролокатора у ВМФ СССР ещё нет. Но даже с плохим гидролокатором работать в присутствии вражеской ПЛО - очень плохая идея. Быстро засекут - у немцев тоже есть и гидрофоны и гидролокаторы - и быстренько утопят.
Istra32 написал(а):Морячки давали первый в своей жизни выстрел из торпедного аппарата.
Да? А мужики то и не знали, что они такие рукожопы... Лодка Л-3 находится в строю с 5 января 1933 года. Восемь лет. Были учебные торпедные стрельбы, были. И учебные (тренировочные) торпеды были (после стрельб они всплывали, обычно). Тренировался народ. Поскольку тогда на флоте служили СЕМЬ лет, то 54% экипажа прослужила больше 5 лет, опытные дяди.
Блин, даже если это первый боевой поход лодки, куда остальные 10 торпед потратили из боезапаса лодки, если оставалось только 2 торпеды? Торпеды за борт вручную сбросили?
Istra32 написал(а):Несмотря на минимальную дистанцию, экипаж здорово промахнулся - попали не строго в центр, а в корму судна.
Какой экипаж? При чем здесь экипаж? Кто целился по бензовозу? Кто решал торпедный треугольник линеечкой и транспортиром ? Зоркий и умный Грищенко. Не экипаж был косой, криво стрелявший с близкого расстояния, а командир.
Istra32 написал(а):Капитан в перископ отлично видел приближающиеся самолёты фашистов. Спасения от них не было. Не могло быть. Ни одной пяди морских просторов… Ни одной?
Вау, у него катера конвоя по голове ходят, а он небо рассматривает! (Кстати, а где другие корабли охранения? Сторожевики, ПЛО и прочая кусачая мелочь?) Хорошо. Увидел Грищенко самолеты (Жаль, типы и величину угрозы не определил). Опять спрашиваю, как немцы так быстро долетели, если Грищенко только добрался до хвоста конвоя добежал?
Почему не было спасения? Он же уже в подводном положении, переложили рули на погружение, дали полный электроход, экстренно заполнили пару цистерн, пока самолеты подлетят - лодка уйдет на глубину и будет неразличима с воздуха.
Istra32 написал(а):Штурман обернулся на капитана.
– Товарищ командир, вперёд уже некуда! Прямо перед нами обломки бензовоза! Бензин на поверхности уже, видимо, полыхает!
– Да через перископ вижу, что полыхает! Я сказал, полный вперёд!
Пройдя двести метров в подводном положении, Грищенко приказал всплывать. Пока немцы бомбили морское дно рядом с остатками каравана, БИС-3 в море огня притворялась одним огромным обломком.
Какой командир! Идет в дым и пожар и не боится столкнуться с обломками бензовоза. Всплывает, вместо того, чтобы спрятаться под пленкой разлившегося бензина!. Ходи себе медленно под перископом под разлитым бензином или тихонько зашхерься. Это на воде бензина много разлилось, а у немецких самолетов он скоро кончится. Нет, наш герой всплывает и изображает очередной обломок. А если какой-нибудь катер или, того хуже, немецкий сторожевик заметит? К чему этот непонятный риск?
" Пока немцы бомбили морское дно рядом с остатками каравана". Я понимаю это так, что с восьми транспортов никто не спасся, шлюпки и плотики не успели ни спустить, ни сбросить, но на всякий случай, не видя целей, орлы Геринга сбрасывали бомбы возле плавающих обломков каравана. Чтобы никто точно не выжил до подхода спасателей или тех же кораблей охранения, хватаясь за обломки рангоута и бочки из-под рома.
"БИС-3 в море огня притворялась одним огромным обломком". Очень списифисской формы обломок.
Зачем батареи заряжал? Неужели уже заряд кончился и пришлось всплывать для зарядки? Очень образованный командир, одним словом - академик, правильно рассчитал вce: и атаки и выход из боя.
Istra32 написал(а):Сбросив весь боекомплект, немцы улетели восвояси. И, всё так же в надводном положении [1], Грищенко приказал идти вперёд.[2] Норвежский порт[3], куда должен был зайти караван из Германии, встречал их волноломом.
[1] Т.е., никаких надводных кораблей охранения на месте утопления конвоя не осталось. Куда-то канули вместе с вышеупомянутым эскадренным миноносцем. Не досматривали мелкие и крупные обломки и прочий мусор, никого не снимали с тех же мелких и крупных обломков. Одним словом, тупые и слепые собаки!
[2] Тут сразу возникает парочка вопросов. Где и когда происходило это побоище?
а) Если в Норвежском море, то как он туда попал из Балтийского моря? Днём в надводном положении советские лодки у побережья Норвегии не шастали. Для зарядки аккумуляторов очень шумными дизелями на полном ходу, отбегали от берега, где водятся немецкие конвои и делали свое черное дело в темноте. Иначе прилетит самолет и скинет бомбы. Или пара сторожевиков появится - лодка их даже не услышит за гулом своих дизелей. А вот в воде звук немцы слышали далеко.
б) Если немцев топили на Балтике, то нужно прорываться через Датские проливы к Норвегии. Наука география неумолима. И делать это хоть в подводном, хоть в надводном положении, как это делает Грищенко, очень наивно и полностью самоубийственно.
Istra32 написал(а):Рядом дежурил катер береговой обороны.
Tакие катерa береговой обороны есть сейчас у американцев, но тогда были только броненосцы и батареи береговой обороны. Дежурный катер был обычным сторожевиком.
Istra32 написал(а):После допроса пленных никем не замеченная Бис-3 из открытого моря торпедировала транспорт, стоящий под погрузкой. В ящиках оказалась взрывчатка. Сотни, может даже тысячи тонн предназначенной для Восточного фронта взрывчатки. Пламя пожара на танкере осветило порт и Бис-3 артиллерийским огнем вызвала множественные первичные и вторичные взрывы и возгорания в порту.
В ящиках оказались артиллерийские снаряды. Норвегия не производила и не экспортировала снаряды и взрывчатку на Восточный фронт. Груз пришел из Германии для "егерей Дитля" и немецких береговых батарей. Если транспорт был со взрывчаткой, то откуда вдруг взялся танкер с пожаром? Надо бы прописать, что разлетающиеся во все стороны снаряды с транспорта поразили танкер с горючим. Последовавший пожар осветил имущество на берегу, которое и было уничтожено последующим артиллерийским огнем с Л-3. Расход 102 мм снарядов - 100 штук. 20 снарядов оставили для самозащиты, на всякий случай. Зато 45 мм полуавтомат умудрился израсходовать за полчаса ураганной стрельбы 450 снарядов из 500 имеющихся. Очень много шума, и многие норвежские дома заполучили дыры в крышах.
Istra32 написал(а):Уже вечером того же дня норвежская пресса трубила на все лады об ужасном уроне от удара советской дальней бомбардировочной авиации.
Норвежская пресса тогда писала только то, что ей указывали немецкие редакторы.
Но на следующий день об этом много рассказала Норвежская и прочие службы БиБиСи, вещающие на континент.
Istra32 написал(а):Как вам мысль изменить фамилию капитана с Грищенко на, допустим, Геращенко?
Правильная мысль.
Отредактировано Ehaiai (15-09-2021 04:45:39)