На создание этой темы меня натолкнула публикация на известном строительном форуме FORUMHOUSE - ОПРОСНИК для формирования "Технического задания" на форуме
Время от времени на литературных форумах некоторых читателей озаряет идея или просто одолевает желание писать (сам из таких).
Данная тема предназначена для того чтобы помочь придать форму тому творческому туману, который клубится в мыслях начинающего автора.
Предлагаю в этой теме собирать советы от продвинутых авторов начинающим.
Для затравки предлагаю компиляцию своего небольшого опыта, те шаги, которые я (как начинающий автор) прошел и прохожу сам, выраженные в четырех пунктах-советах, выполнив которые, другой начинающий автор, сможет, наверное, изрядно облегчить себе начало творчества. Поскольку мой опыт «начинаний» касается в основном альтернативной истории, то и советы будут в основном применимы к этому жанру.
Категорически советую начинающему автору изложить свои ответы на эти советы в письменном или электронном виде. Это ОЧЕНЬ ВАЖНО – облечь свои мысли в видимое (в первую очередь самому себе) воплощение.
1. Идея произведения – самое главное. То, что автор хочет сказать себе и своим будущим читателям.
Выразить идею можно как коротко:
хочу изменить историю… хочу космических битв… хочу пиратов и приключений… хочу вернуться в прошлое… хочу крутого героя (скорее всего себя) и магию… хочу нагибать…
так и более развернуто:
хочу изменить историю страны времен древней Руси. Для этого в прошлое будет отправлен наш современник, который став князем Рюриком будет: развивать металлургию, ремесла и сельское хозяйство; строить флот; вооружать новым оружием и обучать своих дружинников, а потом громить врагов Руси на суше и на море…
…
хочу вернуться в свое прошлое; переспать со всеми красивыми одноклассницами и однокурсницами; добиться богатства и власти; изменить историю своей страны к лучшему; в финале прославиться у потомков. Для этого «я в прошлом» будет поражать окружающих приобретенными в будущем различными талантами и способностями, показывать отличные результаты в учебе, находить клады, вкладывать деньги в будущую ценную недвижимость и прочее, ну и, разумеется, избегать прошлых жизненных ошибок и неудач…
2. Главный Герой или Главные Герои. Персонажи произведения.
Хорошо если у автора есть прототип – сам автор или же человек, которого автор хорошо знает (родственник, друг, хороший знакомый, сосед – но желательно чтобы человек был фактурный и харизматичный), то тогда описывать героя произведения автору будет намного легче, чем если речь пойдет о некоем абстрактном человеке. Когда перед глазами ты сам или хорошо знакомый тебе человек - со всеми своими знаниями, умениями и опытом; со всеми реальными и мнимыми достоинствами и недостатками (а то и пороками); с видимыми и тайными чертами характера, особыми словечками и оборотами речи; узнаваемой реакцией на определенные события – тогда литературный портрет персонажа будет объемным и фактурным, а герой будут живым и реалистичным.
3. Компетенция главного героя. Что он знает и умеет.
Зачастую (а то и в большинстве случаев) начинающий автор пытается сходу объять необъятное – его персонаж знает и умеет нереально много. Очень часто это специалист-универсал в очень многих сферах. Герой знает практически все – как делать оружие и как им пользоваться; как воевать и как лечить; как организовывать производство и как править страной. В результате получается штамп – Грон, то есть герой все знающий, все умеющий и никогда не ошибающийся. В случае если автор в задействованных им сферах бытия сам разбирается слабо (рассчитывая быстро решать с помощью гугла или яндекса) – очень плохой Грон и в результате начинающего автора тыкают в ошибки словно нашкодившего щенка, что зачастую приводит к печальным последствиям – авторская муза в начале творческого пути очень ранима, и желание писать отбивается быстро и надежно.
Мой совет – писать о том, в чем автор хорошо разбирается сам в силу образования, профессии, работы, жизненного опыта или хотя бы в силу увлечения. А те темы, в которых автор «плавает» - лучше обходить стороной.
Для себя я вывел следующий критерий: если по желаемой теме в голове автора нет объема информации достаточного для написания хотя бы небольшого реферата или толковой презентации – эту тему затрагивать в произведении НЕ СТОИТ.
4. Сюжет, план и финал произведения.
Крайне необходим хотя бы в кратком и сжатом виде. Особенно финал – отправить своего персонажа в прошлое, имея в голове смутную идею как герой будет учить, строить, воевать, превозмогать (нужное подчеркнуть или дописать) – легко. Писать сюжет не имея хоть какой-то видимой структуры, к которой можно привязаться «по наитию» - тяжелей на порядок. А довести до логичного завершения хотя бы первую книгу (не говоря о цикле, если автор на таковой замахнулся), не имея четкой цели в начале – на мой взгляд практически невозможно.
В качестве примера – АИ о вышеназванном Рюрике:
862 год. Попаданец в МОЛОДОГО (авторское допущение) князя Рюрика, который, с семьей и дружиной по зову части новогородцев едет княжить в Новгород. Донору достается память и весь жизненный опыт князя.
Прибытие в Новгород, борьба за власть, вокняжение.863-868 годы. Покорение силой оружия окрестных земель. Основание крепости в устье Волхова. Судостроительная верфь, водяные мельницы. Металлургия – производство древесного угля в печах, каталонский горн, тигельные печи, первая качественная сталь, начало выделки оружия и доспехов. Пилы по дереву и производство досок.
Новый алфавит, основание школы. Нововведения в сельском хозяйстве – улейное пчеловодство.869-874 годы. Расширение владений. Варяги стремятся «под руку» удачливого и щедрого князя. Основание города в устье Невы, начало морской торговли. Законотворчество.
Расширение «производств» - текстильное (ткань из крапивы), стекольное. Начало развития "наук".875-880 годы. Дружина «нового строя», заговоры и борьба за власть. Казнь Олега. Расширение владений на юг. Завоевание Смоленска, экспансия вниз по Днепру, завоевание Киева. «Прогресс» в сельском хозяйстве, расширение производств. Транзитная торговля «из варяг в греки».
880-890 годы. Войны с печенегами и половцами, поход «на Византию». Начало формирования новой элиты. Законотворчество. Земской собор от всех городов нового государства.
890-900. Княжич Игорь – соправитель отца, князя Рюрика. Расширение производств. Заговор сына Игоря (Византийцы), борьба за власть, казнь сына. Расширение владений, заселение земель (полон, переселенцы).
900-907. Воспитание внуков. Владимир – соправитель Рюрика. Смерть Рюрика.
Попаданец Рюрик в теле своего внука – начало нового цикла.