Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » В помощь начинающему Автору


В помощь начинающему Автору

Сообщений 1 страница 10 из 11

1

На создание этой темы меня натолкнула  публикация на известном строительном форуме FORUMHOUSE - ОПРОСНИК для формирования "Технического задания" на форуме

Время от времени на литературных форумах некоторых читателей озаряет идея или просто одолевает желание писать (сам из таких).
Данная тема предназначена для того чтобы помочь придать форму тому творческому туману, который клубится в мыслях начинающего автора.

Предлагаю в этой теме собирать советы от продвинутых авторов начинающим.

Для затравки предлагаю компиляцию своего небольшого опыта, те шаги, которые я (как начинающий автор) прошел и прохожу сам, выраженные в четырех пунктах-советах, выполнив которые, другой начинающий автор, сможет, наверное, изрядно облегчить себе начало творчества. Поскольку мой опыт «начинаний» касается в основном альтернативной истории, то и советы будут в основном применимы к этому жанру.
Категорически советую начинающему автору изложить свои ответы на эти советы в письменном или электронном виде. Это ОЧЕНЬ ВАЖНО – облечь свои мысли в видимое (в первую очередь самому себе) воплощение.

1. Идея произведения – самое главное. То, что автор хочет сказать себе и своим будущим читателям.
Выразить идею можно как коротко:
хочу изменить историю… хочу космических битв… хочу пиратов и приключений… хочу вернуться в прошлое… хочу крутого героя (скорее всего себя) и магию… хочу нагибать…
так и более развернуто:
хочу изменить историю страны времен древней Руси. Для этого в прошлое будет отправлен наш современник, который став князем Рюриком будет: развивать металлургию, ремесла и сельское хозяйство; строить флот; вооружать новым оружием и обучать своих дружинников, а потом громить врагов Руси на суше и на море…

хочу вернуться в свое прошлое; переспать со всеми красивыми одноклассницами и однокурсницами; добиться богатства и власти; изменить историю своей страны к лучшему; в финале прославиться у потомков. Для этого «я в прошлом» будет поражать окружающих приобретенными в будущем различными талантами и способностями, показывать  отличные результаты в учебе, находить клады, вкладывать деньги в  будущую ценную недвижимость и прочее, ну и, разумеется, избегать прошлых жизненных ошибок и неудач…

2. Главный Герой или Главные Герои. Персонажи  произведения.
Хорошо если у автора есть прототип – сам автор или же человек, которого автор хорошо знает (родственник, друг, хороший знакомый, сосед – но желательно чтобы человек был фактурный и харизматичный), то тогда описывать героя произведения автору будет намного легче, чем если речь пойдет о некоем абстрактном человеке. Когда перед глазами ты сам или хорошо знакомый тебе человек - со всеми своими знаниями, умениями и опытом; со всеми реальными и мнимыми достоинствами и недостатками (а то и пороками); с видимыми и тайными чертами характера, особыми словечками и оборотами речи; узнаваемой реакцией на определенные события – тогда литературный портрет персонажа будет объемным и фактурным, а герой будут живым и реалистичным.

3. Компетенция главного героя. Что он знает и умеет.
Зачастую (а то и в большинстве случаев) начинающий автор пытается сходу объять необъятное – его персонаж знает и умеет нереально много. Очень часто это специалист-универсал в очень многих сферах. Герой знает практически все – как делать оружие и как им пользоваться; как воевать и как лечить; как организовывать производство и как править страной. В результате получается штамп – Грон, то есть герой все знающий, все умеющий и никогда не ошибающийся. В случае если автор в задействованных им сферах бытия сам разбирается слабо (рассчитывая быстро решать с помощью гугла или яндекса) – очень плохой Грон и в результате начинающего автора тыкают в ошибки словно нашкодившего щенка, что зачастую приводит к печальным последствиям – авторская муза в начале творческого пути очень ранима, и желание писать отбивается быстро и надежно.
Мой совет – писать о том, в чем автор хорошо разбирается сам в силу образования, профессии, работы, жизненного опыта или хотя бы в силу увлечения. А те темы, в которых автор «плавает» - лучше обходить стороной.
Для себя я вывел следующий критерий: если по желаемой теме в голове автора нет объема информации достаточного для написания хотя бы небольшого реферата или толковой презентации – эту тему затрагивать в произведении НЕ СТОИТ.

4. Сюжет, план и финал произведения.
Крайне необходим хотя бы в кратком и сжатом виде. Особенно финал – отправить своего персонажа в прошлое, имея в голове смутную идею как герой будет учить, строить, воевать, превозмогать (нужное подчеркнуть или дописать) – легко. Писать сюжет не имея хоть какой-то видимой структуры, к которой можно привязаться «по наитию» - тяжелей на порядок. А довести до логичного завершения хотя бы первую книгу (не говоря о цикле, если автор на таковой замахнулся), не имея четкой цели в начале – на мой взгляд практически невозможно.

В качестве примера – АИ о вышеназванном Рюрике:

гипотетический сюжет АИ

862 год.  Попаданец в МОЛОДОГО (авторское допущение) князя Рюрика, который, с семьей и дружиной по зову части новогородцев едет княжить в Новгород. Донору достается память и весь жизненный опыт князя.
Прибытие в Новгород, борьба за власть, вокняжение.

863-868 годы. Покорение силой оружия окрестных земель. Основание крепости в устье Волхова. Судостроительная верфь, водяные мельницы. Металлургия – производство древесного угля в печах, каталонский горн, тигельные печи, первая качественная сталь, начало выделки оружия и доспехов. Пилы по дереву и производство досок.
Новый алфавит, основание школы. Нововведения в сельском хозяйстве – улейное пчеловодство.

869-874 годы. Расширение владений. Варяги стремятся «под руку» удачливого и щедрого князя. Основание города в устье Невы, начало морской торговли. Законотворчество.
Расширение «производств» - текстильное (ткань из крапивы), стекольное. Начало развития "наук".

875-880 годы. Дружина «нового строя», заговоры и борьба за власть. Казнь Олега. Расширение владений на юг. Завоевание Смоленска, экспансия вниз по Днепру, завоевание Киева. «Прогресс» в сельском хозяйстве, расширение производств. Транзитная торговля «из варяг в греки».

880-890 годы. Войны с  печенегами и половцами, поход «на Византию». Начало формирования новой элиты. Законотворчество. Земской собор от всех городов нового государства.

890-900. Княжич Игорь – соправитель отца, князя Рюрика. Расширение производств. Заговор сына Игоря (Византийцы), борьба за власть, казнь сына. Расширение владений, заселение земель (полон, переселенцы).

900-907. Воспитание внуков. Владимир – соправитель Рюрика. Смерть Рюрика.
Попаданец Рюрик в теле своего внука – начало нового цикла.

+1

2

Дачник написал(а):

Выразить идею можно как коротко:
хочу изменить историю… хочу космических битв… хочу пиратов и приключений… хочу вернуться в прошлое… хочу крутого героя (скорее всего себя) и магию… хочу нагибать…

Это не идея. Это цель. Идея (в данном случае): все (предки, инопланетяне, эльфы, гномы, пираты...) мудаки, а я д'Артаньян.

0

3

Я бы посоветовал ещё ознакомиться с теорией литературы.
Если у вас понятия "mise en abyme" или там "гамартия" вызывают недоумение, то... ничего страшного, наверное, но нет нужды самому набивать шишки, которые уже были набиты поколениями писателей до вас.
Постараюсь посоветовать что-то конкретное, когда окажусь дома.

0

4

Дачник написал(а):

идею можно как коротко:
хочу изменить историю

Как выше сказали, это не идея. Допустим, рассуждая как вы, у Толкина идея - навалять оркам. Даже не "всех спасти" или чуть сложнее "отнести Кольцо".
Идея - раскрытие ценности единства. Лозунг - вместе мы сила.
Задача - показать, что такое единство, как оно создаётся и разрушается.
Мотивация - там по каждому персонажу отдельно.
Конфликт произрастает из мотивации. И тут важен метаконфликт, проходящий по всему произведению в целом. Определение плохих и хороших. Саурон создаёт среди своих подчинённых такое единство, которому позавидует лагерь эльфов и людей.
Почему тогда Саурон плохой?
Саурон объективное зло, потому что он пользуется методом разрушения единства в стане врага.
Лагерь эльфов этим методом не пользуется.
Это единственное, что делает Сарона плохим, а эльфов - хорошими.
Всё остальное - лежит сверху на этой глубинной разнице.

Дачник написал(а):

авторская муза в начале творческого пути очень ранима, и желание писать отбивается быстро и надежно.

Если это настоящий Автор - он пройдёт через всё. Помню, меня один раз критиковал уважаемый ВВГ так после его критики я раз пятнадцать переделывал ту часть рассказа, которую он разобрал по косточкам. А графоману, действительно, нужно отбить музу в самом начале, и пусть найдёт новое хобби, по своим талантам. Рисовать или крестиком вышивать. Там тоже огромный простор для творчества.

Дачник написал(а):

Сюжет, план и финал произведения.

Тут надо понимать, что сюжет это только часть произведения.
Первый этаж: литературная идея.
Второй этаж: литературная задача.
Третий этаж: мотивация персонажей.
Четвёртый этаж: конфликт.
Пятый этаж: сюжет.
Сюжет - это борьба мотивов. Нет мотивов - нет сюжета.

Отредактировано Istra32 (21-04-2021 15:47:10)

0

5

Идея (определение вики) - мысленный прообраз какого-либо действия, предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты.
И еще 5 определений можно найти здесь

Коллеги, а есть смысл спорить об определении термина?
В моем случае идея - это замысел автора. Его отправная точка.
Суть моего совета - не держать замысел в голове, а формализовать его, перенеся в блокнот или электронный файл.
По моему опыту, когда это будет сделано - дело пойдет. Пока замысел смутным туманом витает в голове - двигаться дальше трудно. Когда идея имеет наглядное воплощение - ее легче анализировать, добавлять и убавлять какие то детали. А когда автор окончательно решит о чем хочет писать - легко будет сложить структура произведения и на нее наращивать сюжет.

Кайрос Судьбоплёт написал(а):

Если у вас понятия "mise en abyme" или там "гамартия" вызывают недоумение, то... ничего страшного, наверное, но нет нужды самому набивать шишки, которые уже были набиты поколениями писателей до вас.
Постараюсь посоветовать что-то конкретное, когда окажусь дома.

Istra32 написал(а):

Тут надо понимать, что сюжет это только часть произведения.
Первый этаж: литературная идея.
...
Пятый этаж: сюжет.
Сюжет - это борьба мотивов. Нет мотивов - нет сюжета.

Это все здорово, но это приходит позже.
Вот у меня мотивы есть, а борьбы мотивов нет. И не уверен что есть конфликт. А сюжет, тем не менее, есть.
Или может так: у меня есть все вышеперечисленное, но я об этом пока не знаю, потому что я об этом даже не думаю. Есть замысел на цикл, подобраны персонажи, сюжет потихоньку нарастает. И мне либо размышлять об этой пятиэтажной конструкции, либо написать пол странички текста.

Отредактировано Дачник (21-04-2021 17:21:25)

0

6

Дачник написал(а):

А сюжет, тем не менее, есть.

Возможно, вы спутали сюжет и последовательность действий. Немцы в 41ом напали, а в 45ом проиграли - это не сюжет. Эт хронология.

Дачник написал(а):

И мне либо размышлять об этой пятиэтажной конструкции, либо написать пол странички текста.

У меня конструкция в пять строк. Вы в полстранички это уложите, расписав каждую строку в два-три предложения. Конструкция нужна, чтоб не строить крышу на облаке.

0

7

Istra32 написал(а):

Возможно, вы спутали сюжет и последовательность действий

Ну, википедия подсказывает, что

Сюже́т (от фр. sujet букв. «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино, комиксах и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации.

То есть последовательность  действий и есть сюжет.

0

8

Кайрос Судьбоплёт написал(а):

и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации.

А не просто последовательность. Я говорил - как лучше выстраивать.

0

9

Еще пара советов начинающему писателю-альтернативщику от начинающего, надеюсь, писателя-альтернативщика:
1. Выбор времени действия прозведения.
Очень хорошо когда выбранная автором эпоха ему интересна. Когда автор неравнодушен и имеет к этой эпохе некую «сердечную привязанность».
2. Погружение в «окружающую среду» выбранного времени.
Любая эпоха – это люди, пейзажи, диалоги, манера речи, одежда и прочие детали. Чем глубже автор будет чувствовать «веяния того времени» тем более живое и интересное повествование сможет дать читателю. Лучше всего для этого подходят ХОРОШИЕ книги и художественные фильмы о выбранном времени.
Для меня таковыми служат: Каменный Пояс (книга), Россия молодая (книга и фильм), Михайло Ломоносов (фильм), Петр Великий (книга), Наследник из Калькутты, ну и кое какие мемуары того времени.

+1

10

Позвольте вмешаться и все запутать. :cool:
Когда у автора сквозь творческий туман проявилось желание что-то написать,что именно движет им ?
1. Желание написать историю и за этим приятно провести время.
2. Написать историю, за которую будут хвалить , издадут, признают писателем и пр.
3. То и другое и даже без закуски!
Для версии 2 обязательно знать,что для этого сделать,что такое сюжет и помянутая гамартия, сколько нужно спасти котиков и набить чужих морд на каждую. часть текста, что нужно с маркетинговой целью усилить и улучшить начало,чтобы читатели  за нее выбрали книгу и пр.
Соблюдешь Кодекс Коммерческого Автора,не нарушишь кодекс Хейса в новой редакци и ждешь,когда тебя оценят.
Но вернемся к первой версии, когда автор желает писать.Ну или третьей, когда автор  желает сначала написать хорошую книгу,а уж потом ее оценят и прославят, а не наоборот.
А теперь скажем себе: а для чего нам всякие термины вроде - сюжет, литературная форма,гибрис,парейдолия :blush: ,конфликт интересов и прочее?
Любому автору, даже начинающему, интуитивно понятно,что он желает написать о чем-то и о ком-то.
Кто-то -это он,автор, пока без всяких изменений.
О чем: о том,как он нашел клад,будучи в деревне у бабушке.
Поскольку он живет обычно в городе,то должен начатьс того,что он поехал в гсти к бабушке.Интуитивно понятно.
Далее,он не хаходя к бабаушке,будет искать клад? Это как-то беспардонно.
Но надо обратить это на ползу истории. то есть он сидит с бабушкой щза столом,Юпьет чай ислушает расказ,как некогда  в окрестностях зарыл клад разбойник Кудеяр, и заклял его,чтобы никто взял.
Но старые люди говорили,что зачарованный клад дастся в руки только мальчику со шрамом в виде молнии.И тут "Его" озапряет, что у него такой шрам есть на левом полуж...и,полученном при загадочных обстоятельствах тригода назад.
"Ты избранный ,Нео!" И интуитивно же понятно,что раз все знают,что клад есть то его бы давно забрали,если бы не:
1.клад придуман
2. Магия мешает.
3.никто не знает,что шрам-ключ должен быть на том месте,а не на лбу,поэтому Гарри Поттер пролетает.
Опять же интуитивно понятно. что надо найти клад, преодолеть защиту и принести домой.
И чем сложнее те этапы, тем длиннее рассказ и проясняется,есть ли нужда в помощниках.
Если автор ощущает,что за летний месяц он отражением всего,что плавает в тумане. не справится, рассказ растет, может назваться повестью или романом, и состоять из нескольких этапов- в это деревенский приезд, двадцать лет спустя или еще сколько.
В процессе изьятия клада герой может попастьна Тау Кита (еще одна часть) Вернуться оттуда,и при помощи тау-китянских инструментов сломать болшинство колдолвких ловушек,а последнюю преодлет с помошью шрама,а котором есть ,как там его,вроде как филактерия,то бишь обломок посоха лича,в котором заключена его душа,долго ждавшая,когда...
То есть на простое интуитивное восприятие нанизывается дальнейший ход собтытийТМ. И -можно знать начало,и крайне бледно представлять финал,видоизменя середину кк потом захочется.
Книга написалась, дав приятное провождение времени.
И не мучая автопа терминами.
Издадут ли ее...
Это уже вопрос  даже не второй.
Если автор имеет хоть немного таланта, он все это поймет, даже если путает содержание терминов друг с другом.
Даже диплом Литинститута имени Горького или филфака не делает писателем,хотя позволяет нести литературоведческую пургу. :crazy:

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » В помощь начинающему Автору