Глава 17
Лурдия, окрестности Зершана. Нычка. Ночь на 8 сентября 1772 года
Биате снится Витенька.
Мальчик сидит на крыльце странной избы. Похожие строят в империи Снега, далёкой северной стране, где вода на полгода становится твердой от холода, дождь падает с неба большими белыми хлопьями, а люди охотятся с копьём на огромных бурых медведей. На картинках в книге всё того же Звена Биата видела и избы, и высоченные сосны, и укрытую белым покрывалом землю, и людей в толстых одеждах на меху, и медведей, и огромных волосатых зверей, похожих на слона, которого как-то приводили в Зершан циркачи. Похожих, но больше и полностью покрытых шерстью. Но наяву – не на картинках. А сон – почти явь.
Её маленький братец, совершенно голый, сидит посреди заснеженного леса и испуганно озирается. Блестящий черный камень с трудом помещается в правый кулачок ребенка. Левая рука сжимает тряпичного дракона, которого Биата сделала своими руками. Специально для Витеньки. Дракона брат очень любил и берег. Дверь начинает открываться. Мальчик шарахается и скатывается со ступенек. Засовывает кристалл под крыльцо. Из избы выходит женщина. Высокая, дородная, с широким грубым лицом. Увидев Витеньку, на секунду остолбеневает, после чего подхватывает мальчика на руки и, громко крича что-то совершенно непонятное, исчезает за дверью.
Раздается странный, ни на что не похожий щелчок, и картинка меняется.
Мальчик бежит по лесу, без дорог и тропинок, проламываясь сквозь заросли крапивы и колючий кустарник, перепрыгивая упавшие деревья, скатываясь в овраги и карабкаясь по противоположным склонам. Мальчик вырос. Ушла младенческая пухлость. Лицо покрыто свежими царапинами. Вместо вьщихся шелковистых кудрей, которые так любила гладить Биата, короткий «ежик». Но это он, её маленький братец. Её Витенька. Босой, в простых холщовых штанах и короткой рубахе, он упрямо бежит по летнему лесу, стремясь к какой-то неведомой Биате цели.
Щелчок.
Аскетично обставленная комната. Две кровати, тумбочка, на тумбочке тускло светит небольшой непонятный предмет. На одной из кроватей лежит ребёнок лет двух. Или меньше, не понять, из-под одеяла видна только прелестная головка. Ребёнок, затаив дыхание, слушает сидящего на краю кровати мальчика, рассказывающего сказку про маленького принца и волшебный камень. Биата прекрасно его понимает, потому что мальчик говорит по-лурдски. Глаза ребенка закрываются. Витенька встает, поправляет одеяло, отходит ко второй кровати.
Щелчок.
Семилетний мальчишка шустро орудует двумя мечами. Противник года на четыре старше. Сильно выше, шире в плечах, вооружен двуручником, с которым обращается с немалой ловкостью. Дети стоят друг друга. Движения обоих столь быстры, что Биата не всегда успевает заметить маневр. Переходы, выпады, отводы, мечи сталкиваются с глухим стуком, расходятся, вновь сталкиваются. Шлепок! Противник делает шаг назад, поднимая меч в воинском салюте. Витор поднимается, потирая ушибленные рёбра. Салютует в ответ, и противники сходятся в новой схватке. Выпады, отводы… Шлепок! Старший летит на землю…
Щелчок.
Скала огромна. Высотой не уступает стенам королевского замка, такая же заглаженная, но с куда большим количеством нависаний, местами совершенно горизонтальных. А в самой середине, переставляя руки и ноги, движется крохотная фигурка. Перехватывается, упирается, временами принимает самые невероятные позы, завязывается матросскими узлами, снова развязывается. Он стал ещё старше. Совершенно не похож на того карапуза, что по утрам, убегая от вновь оконфузившихся нянек, врывался в спальню сестры с криком: «Биби! Гра!». Но это он, её Витенька, штурмует скалу, перед которой отступила бы и Лика Помойная Крыса. Хватается руками за едва заметный выступ, маятником перебрасывает ноги на другую сторону, пулей проносится по внутреннему углу, уверенно, даже с некоторой показушностью, проходит по нависающему «потолку»…
Щелчок.
Снова лес, бездорожье, бурелом, цеплючие кустарники и исполинские стволы неизвестных деревьев. Мальчик несется по кронам, перепрыгивая с ветки на ветку. Следом за ним по земле бежит девочка лет пяти. Ребенок устал, спотыкается, тяжело дышит, но упрямо пытается не отстать от старшего товарища. В какой-то момент гибкая ветка предательски цепляет девочку за ногу. Та падает плашмя, даже не пытаясь сгруппироваться. И замирает. Мальчик, спрыгнув с дерева, мгновенно оказывается рядом:
- Ушиблась? Где болит? Кать! Катя! – руки ощупывают лежащую, пытаясь найти травмы.
- Я нормально, - по девчоночьему лицу текут слёзы. – Я сейчас…
- Пойдем домой.
Девочка трясет головой:
- Нет! Дальше! Я смогу!
Начинает подниматься.
Щелчок.
По заснеженному склону стремглав несется человек. Непонятно, как на такой скорости можно хотя бы удержаться на двух тоненьких дощечках, не говоря уже о том, чтобы управлять ими. Человек и удерживается, и управляет. Лавирует между деревьями, подпрыгивает на неровностях, взлетает на холмы, огибает или перепрыгивает обрывы, время от времени резко меняет направление движения. За человеком гонится большой бурый медведь. Склон зверю не нравится. Лапы то и дело проваливаются, цепляются за поваленные стволы под снегом, сугробы крайне неохотно раздвигаются под напором мощной груди, зверь спотыкается, пару раз даже падает. Но встает и продолжает погоню. Медведь разозлен и голоден. Пока он отстает, но это пока. Кончится склон, и придет время медведя. Человек сбавит темп, и зверь достанет добычу.
Склон кончается. Человек сходу спрыгивает с прибрежного обрыва, летит, красиво приземляется на лёд и несется дальше, отталкиваясь палками и ногами. Зверь, даже не пытаясь спускаться аккуратно, скатывается с обрыва и мчится следом. Разрыв быстро сокращается. Но человек знает, что делает. Река покрыта льдом не полностью, в средней части всё ещё неистовствует бурный поток. Лишь в одном месте мороз уже соединил берега непрочным мостиком. Человек ускоряется, что есть сил, и с разгону проскакивает по мостику. Зверь, уже ощущающий добычу в зубах, выскакивает на мост. Громкий треск, рев торжествующей воды, и река уносит хищника вместе с обломками льда. Только время от времени выныривает ниже по течению недоумевающая морда обреченного зверя.
Щелчок.
Длинный полуовальный коридор, полностью заставленный креслами. Белые стены, плавно переходящие в потолок. Ровные, чистые, без каких-либо украшений. А вот кресла комфортные, хотя стоят очень тесно. По шесть в ряду: три справа, три слева. В середине свободное пространство, как раз пройти одному человеку. В креслах люди. Разные, высокие и низкие, стройные и толстые, мужчины и женщины, старики и дети… В странных одеждах, не позволяющих понять, аристократы это или простолюдины. Все напряжены, в испуге оглядываются. Коридор немного дрожит, как в очень сильный ветер. Слышен приглушенный ровный гул. Но людей беспокоит не это. Людей беспокоят другие люди. Двое, стоящие у занавесок в концах коридора. Высокие, с решительными лицами, густо заросшими черными бородами. В руках оружие. Биате непонятно, что это за оружие, и как оно действует. Она просто знает, что это оружие, и оно страшнее любого меча или арбалета. Время от времени бородачи поводят стволами, вызывая новый приступ страха у сидящих. Стоящим это нравится, они перекрикиваются на гортанном наречии и довольно смеются.
В конце коридора появляется мальчик лет двенадцати. Совсем непохожий на Витеньку, разве что совпадает цвет коротко стриженных волос. Но это он, Витор. Снова повзрослевший. Мальчик что-то негромко говорит бородачу на его языке. Тот удивленно оборачивается, переспрашивает, получает ответ. Громко смеется, хлопает парнишку по плечу, что-то кричит напарнику. Тот отвечает, завязывается беседа, если можно так назвать перекрикивание на таком расстоянии через заполненный перепуганными людьми коридор. Первый вновь затевает беседу с мальчишкой. И вдруг оседает на пол. Мальчик вскрикивает, машет руками, кричит второму бородачу. То злобно ругается и несется через коридор, наклоняется к напарнику… И получает нож между рёбер. Биата даже не успевает заметить ни удара, ни когда нож бандита оказался в Витиной руке.
А мальчик с двумя ножами в руках мчится через коридор. Подскакивает к занавеске и что-то орет туда на том же гортанном наречии. Занавеска откидывается, и руки мальчика приходят в движение. Правая бьёт, левая посылает нож в полёт. Еще два бородача падают на пол. Мальчик проскальзывает за занавеску…
Щелчок.
Человек мчится по тропическому лесу. Не просто бежит, а именно мчится. С разбегу перепрыгивает через упавшие стволы; схватившись руками за подвернувшиеся лианы, перелетает заполненные бурой водой ямы; взмывает на деревья, и, прыгая с ветки на ветку, преодолевает сотни метров по кронам. Спрыгивает на землю и вновь несется вперед. Человека преследует зверь. Не медведь, у медведя против такого чудовища нет шансов. Мускулистое туловище, покрытое крепкой, как броня, шкурой, напоминает помесь кабана и гиены, вот только по всем параметрам превосходит даже боевых драконов. Оно легко рвет лианы, проламывает заросли кустарника, попутно снося среднего размера деревья. Пасть, способная проглотить человека целиком, в вожделении щелкает зубами, непонятно каким образом в ней поместившимися. Драться бесполезно, а если человек пробует укрыться на дереве, чудовище просто с разгону врезается в ствол, и проверять, сколько таких ударов выдержит дерево, желания не возникает. Бежит чудовище куда быстрее человека, и простая погоня давно бы закончилось. Но каждый раз, когда зверь уже готов схватить жертву, человек резко бросается в сторону. Рывком, прыжком или перекатом, но всегда в сторону и всегда неожиданно для охотника. Массивная туша проносится вперед, и пока зверь тормозит и разворачивается, человек вновь успевает оторваться. Однако раньше или позже человек должен выдохнуться и совершить ошибку… Вот он в очередной раз карабкается на дерево, зверь со всего размаху врезается в ствол, и тут заросший мхом валун превращается в громадную кошку и атакует кабаногиену…
Щелчок.
Солнце заливает ослепительным светом заснеженные склоны, сверкающие грани ледовых глыб, бурые пятна беспорядочно разбросанных валунов, громады хребтов по сторонам. Витор идет по леднику. Ему лет шестнадцать. Странная одежда, странная обувь, странные шипастые приспособления на ногах. Всё странное. Даже надетые на глаза очки. И перевязь на теле тоже странная. А вот закрепленная на груди и уходящая назад веревка обыкновенная. Разве что тонковата. На другом конце веревки девчонка лет двенадцати. Связка подходит к перегородившей дорогу ледовой стене. Высоченной, не ниже стен зершанского замка. Девчонка снимает с перевязи трубочку с ушком, вкручивает в лёд, вставляет в ушко карабин, похожий на те, что используют строители для подъема грузов, вщелкивает веревку:
- Страховка готова!
- Пошел!
В руках у Витора две маленькие кирки. Он поднимается по стене, врубаясь в лёд кирками и торчащими вперед зубьями приспособлений на ногах. Время от времени вкручивает трубочки и пропускает через них веревку. До верха стены остается совсем немного, когда ледяная глыба отрывается от массива и падает прямо ему на голову.
- Держи!
Витор отпрыгивает назад и влево, пропуская глыбу между собой и стеной. Кусок льда проскакивает мимо, лишь самым краешком цепляя веревку. Та почти сразу соскальзывает, но человека бросает к стене. Он гасит удар ногами, отталкивается, летит вниз и зависает на веревке, намертво зажатой девчонкой внизу.
- Ты как? – кричит та.
- Нормалёк! – отвечает Витор. – Сейчас новый бур вкручу, и пойду дальше…
Щелчок.
Высокий, широкоплечий, мускулистый мужчина сидит на том самом крыльце, что и в первом сне. Короткая стрижка. Рубленые черты лица, так похожие на отцовские. Пара небольших шрамов: одни над левой бровью, другой на правой щеке. Мальчик вырос. Уже не Витенька. Витор. Просто сидит и любуется закатом. В левой руке тряпочный дракончик. Человек оглядывается, правая рука ныряет под крыльцо. Черный кристалл прячется за пазухой куртки. Витор смотрит на дракончика. «Ну что, дружище, - говорит он по-лурдски, - пора возвращаться домой. Сестренка, наверное, заждалась».