А давайте и я выскажусь.
1. Нужен ли язык международного общения?
Вопрос поставлен некорректно. Безусловно нужен. Хотя бы для того, чтобы можно было принять капитуляцию США. То есть для дипломатов, например.
Поэтому переформулирую вопрос.
Какому проценту населения той или иной страны нужен язык для общения с иностранцами?
Думаю, не ошибусь, если скажу, что абсолютное большинство населения России никакого языка, кроме русского, не знает (таджикский, азербайджанский и татарский не считаем, они точно не международные). При этом совершенно неважно, с какого класса люди учили английский.
А теперь замечу вещь, которая вызовет бурю негодования. Мой младший сын шахматист. Постоянно ездит по турнирам. То сам играет, то воспитанников везёт. Так вот его наблюдения: за пределами профессионального общения люди английского не знают. Ни в Германии, ни в Чехии, ни во Франции, ни в Индии, ни в Китае! Более того, на турнире в Германии или Франции рядовые судьи (которых набирают из местных шахматистов), чтобы объясниться с участниками из других стран, зовут главного судью, который английским владеет. И русским (вот неожиданность!) чаще всего тоже. А в Китае к делегациям стран прикреплялся переводчик с языка этой страны на китайский. Не английский.
То есть, большинству людей в любой стране международный язык не нужен.
Более того, профессионалам в технических областях даже при глобализации достаточно владением небольшим набором технических терминов. А туристам - бытовым набором чуть больше туристского разговорника.
И остается очень узкая прослойка людей, включая энтузиастов конкретных языков.
2. Надо ли учить иностранный язык и с какого класса?
Опять обращаю внимание: абсолютное большинство населения России никакого языка, кроме русского, не знает. При этом все поголовно учили его в школе.
И дело не в том, что учителя плохие. А в том, что ни один ребёнок не понимает, зачем ему это нужно. И, соответственно, занимается им из-под палки. С нулевым результатом. Папин аргумент: "Учи английский, сынок, вот я не учил, теперь живу без английского, езжу по всему миру с переводчиком" не работает.
Теперь добавим три важных момента:
- Программа нынешней школы перегружена. И держать там предмет, который не усваивается большинством, непозволительная роскошь.
- Сам по себе язык - не профессия (за исключением разве что переводчиков, но и для тех только половина профессии). А значит, усиленное изучение языка не позволяет сокращать программы по остальным предметам (что сейчас происходит повсеместно, причем за счет математики, физики и русского языка).
- Любую статью с любого языка сейчас можно перевести но другой язык программными методами. Не очень качественный перевод? Давайте улучшим программное обеспечение! Работа для группы программистов на один раз, а не для всей страны на 15 лет.
И сам собой напрашивается вывод: изучение иностранного языка может вестись с любого класса, но исключительно в факультативном порядке. Только для желающих.
3. Каким должен быть язык международного общения?
Тут даже думать не о чем. Он должен быть предельно простым. Для того, чтобы при необходимости его мог выучить любой взрослый человек в максимально короткие сроки.
Не должно быть вывертов письменности, когда пишется четыре буквы, соответствующие четырем звукам, а читается пятый звук, для которого тоже есть отдельная буква, которая не пишется.
Не должно быть специфического произношения, когда половину звуков может выговорить только человек, для которого этот язык родной.
И так далее.
Попытка создания такого языка была и широко известна: эсперанто. Не берусь судить, насколько он идеален, но в целом, лучше естественных языков.
4. Подходит ли на эту роль английский, и почему он международный?
Английский язык представляет собой смесь целого ряда языков, обладает весьма специфическим произношением, полной оторванностью письменности от произношения и отсутствием какой-либо логики в правилах.
То есть, язык крайне сложен в изучении. Не зря англичане придумали кучу вариантов пиджинов.
Сейчас он международный по единственной причине: англосаксы доминируют в мире, и считают, что все должны подстраиваться под них. И очень многие им потакают.
Вот только время доминирования заканчивается. И как только закончится, английский начнет сдавать свои позиции. Не сразу, но неминуемо.
Раньше или позже либо будет принят для международного простой искусственный язык типа эсперанто, либо (и это наиболее вероятно) международного языка не будет совсем. А проблема общения будет решена либо на личном уровне (с кем хочу общаться, тот язык и учу), либо на техническом (всякие автопереводчики вполне можно довести до ума).
Вот примерно так.
PS. А насчет янки, лимонников, канадцев и австралийцев с новозеландцами, так индийцев больше, чем всей этой шантрапы вместе взятой. А китайцев ещё больше. И что? Чем инглиш лучше хинди и минь? Китайцы и индийцы терпят, и англосаксы вытерпят.
Отредактировано ВВГ (13-05-2022 01:39:33)