Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Мониторы-5. "Здесь водятся драконы".


Мониторы-5. "Здесь водятся драконы".

Сообщений 101 страница 110 из 123

101

VIII
Квантунский полуостров.
Гавань Люйшуня,
внутренний рейд

Тьма подступала к гавани Люйшуня с востока. Последние лучи солнца утонули в море за узким мысом – китайцы называют его «Тигровый хвост» Адмирал Курбэ обвёл взглядом гавань – то тут, то там из воды торчали остовы сгоревших, разбитых снарядами судов. Другие приткнулись к берегу или сидели на камнях, под сторожащим вход в гавань утёсом – полузатопленные, накренившиеся, оставленные командами. Впрочем, нет – на некоторых ещё копошились фигурки – что-то волокли, спускали с бортов в лодчонки, сбрасывали на прибрежный песок.
- Мародёры. – флаг-офицер заметил, куда направлен взгляд адмирала и поспешил прокомментировать происходящее. – Местные жители, китайцы – грабят брошенные корабли. Прикажете прекратить?
- Пусть их… - Курбэ махнул перчаткой. – Команды наших кораблей  выбились из сил. Люди едва держаться на ногах, засыпают прямо на боевых постах, у орудий. Всем, кроме вахтенных, разумеется, отдыхать. Завтра с утра высадим десант, займём портовые мастерские – и вот тогда можно будет заняться исправлением полученных днём повреждений.
Флаг-офицер помолчал,
- Вы совсем не опасаетесь нападения с моря?
Адмирал пожал плечами.
- Пленные в один голос утверждают, что Дин Жучан погиб, все его корабли уничтожены или спустили флаги. Противников на море у нас больше нет. Но вы правы, бдительность не помешает – вдруг найдутся безумцы, которые попытаются поникнуть в гавань на минном катере? Ничего серьёзного они, разумеется, не добьются, но зачем нам лишние неприятности?  Прикажите перегородить вход на внутренний рейд временным  боном и организуйте охрану паровыми катерами. С учётом крейсеров, стоящих на внешнем рейде, этого должно хватить.
- А что касательно батареи? Той, на утёсе?
– Передайте мой приказ: подготовить всё к взрыву, оставить на батарее с десяток матросов  под командой надёжного и хладнокровного офицера. Китайцы могут попытаться напасть ночью и попытаться  отбить батарею. Маловероятно, конечно, но если такое случится – пусть поджигают фитили и отходят к «Байярду». И чтобы не мешкали, а то побьёт камнями и обломками!
Флаг-офицер поднял бинокль – бесполезно, ночная мгла совершенно поглотила и утёс и батарею,  которая сыграла в сегодняшних событиях такую заметную роль.
- Может, всё же оставить у орудий прислугу и полсотни матросов для прикрытия?
- Бессмысленно. На утёсе нет прожекторов, так что ночью батарея бесполезна. Люди пусть возвращаются на «Байярд» и займутся починкой. Завтра попробуем сдёрнуть его с камней и оттащить в гавань.  Кстати, что там с «Ля Глиссоньером»?
Пробоину заделали изнутри деревом, вода больше не поступает. Сейчас откачивают трюмы, погреба, угольные ямы, а утром можно будет отбуксировать броненосец к пирсу и заняться ремонтом всерьёз. Полагаю, придётся сооружать кессон – в имеющийся в Люйшуне док «Ла Глиссоньер» попросту не поместится.
Курбэ задумчиво потеребил снятые перчатки.
- Вот что: прикажите забрать на «Ля Глиссоньер» по пятьдесят человек с «Виллара», «Шаторено» и «Вольты». Они сегодня весь день простояли на внешнем рейде – вот пусть и займутся самыми срочными работами, пока команда броненосца будет отдыхать. Видит бог, они это заслужили сегодня!
Он щёлкнул крышкой карманных часов.
- Прикажите разбудить меня через три часа. Если раньше ничего не произойдёт, разумеется…
***
Гавань Люйшуня,
внешний рейд

Грохнул так, что палуба под ногами Греве вздрогнула. Вдали, на удалении миль четырёх, высоко над горизонтом вспухло огненное облако.
- Что ж это такое, яти его?..
Рвануло снова, но уже послабее – и ещё, и ещё. барон гадал, что происходит на батарейном утёсе – после беседы с китайским миноносником его отметили на карте, как опасный объект. Однако – и это он знал наверняка! – ни его «Динъюань», ни флагманский «Чжэнъюань» не сделали по утёсу ни единого выстрела, и уж тем более не стрелял по нему Остелецкий, у которого на «Ао Гуане» были только малокалиберные скорострелки.
Сейчас броненосцы были заняты тем, что громили французские крейсера – всего их на внешнем рейде «Люйшуня» оказалось три.  Подошли тихо, на малых оборотах, в полной темноте  - команды проспали нападение и даже не погасили стояночные огни на своих судах. Французы заподозрили неладное, когда двенадцатидюймовые снаряды крупповских монстров ударили в их деревянные, ничем не защищённые борта. Ещё принимая «Динъюань» и «Чжэнъюань» под свою команду, Греве посетовал, что боезапас к орудиям главного калибра состоял, по большей части, из бронебойных снарядов – так, на «Динъюане» фугасных двенадцатидюймовых бомб было всего пятнадцать штук.  Ими он и приказал сейчас зарядить орудия – бомбы следовало поберечь для других целей – вроде той самой береговой батареи, на которой сейчас творилось неладное.
Артиллерийское вооружение  броненосцев, хотя и превосходило по всем статьям всё, что имелось на эскадре Курбэ, оставляло всё же желать лучшего. Так, ещё во время постройки немало критики было обрушено на выбранную схему расположения главного калибра – попарно, в двух башенноподобных барбетах, так, чтобы все четыре имели возможность вести огонь прямо по курсу, что целиком соответствовало общепринятой таранной тактике боя.
Недостатков, повторимся, у такого расположения была масса – так, сектора обстрелов башен главного калибра имели массу «мёртвых зон»; а при выстрелах через борт, на нос или корму расположенные почти в центре броненосцев короткоствольные крупнокалиберные орудия своими дульными газами создавали угрозу судовым надстройкам. При свежем ветре низкобортные броненосцы кренились так, что стволы орудий оказывались в каком-то метре от воды. Двенадцатидюймовки имели скромную дальнобойность в сорок четыре кабельтова, не могли похвастаться скорострельностью (всего один выстрел в четыре минуты) и, по сути, могли сколько-нибудь успешно стрелять только по тихоходным крупноразмерным целям или береговым объектам.
Да, но сейчас – то их цели, французские безбронные крейсера стояли неподвижно, на якорях, на расстоянии в какие-то пять-шесть кабельтовых! На такой ерундовом дистанции бронебойные снаряды главного калибра проламывали оба борта и пролетали насквозь - но деревянным колониальным посудинам с лихвой хватило и того. Свою лепту в разгром внесла и артиллерия среднего калибра – на носу и корме обоих броненосцев стояло по паре шестидюймовок, укрытых броневыми колпаками из двухдюймовой стали. В последний момент Греве отвернул, пройдя в четверти кабельтова от пылающей руины, в которую превратился «Вийяр». Он, как и добитый «Чжэнъюанем» «Шаторено», так и не сделал ни единого выстрела. Третий крейсер, «Вольта», единственный из всех, стоял под парами и смог дать ход – но его капитан благоразумно решил не ввязываться в заведомо безнадёжную схватку, и растворился вместе со своим кораблём в темноте.
Ну и пёс с ним, с лягушатником, пусть катится, пока цел... Греве скомандовал в машину сбавить обороты – броненосцы выстроившись строем фронта,  шли к «Байярду», который приткнулся к берегу у подножия утёса – беспомощный, накренившийся на левый борт так, он был освещён пламенем, всё ещё полыхающим на батарее.
…но, что же там всё-таки произошло?..
Греве скомандовал в машину сбавить обороты – броненосцы выстроились строем фронта и шли к «Байярду», приткнувшемуся к берегу у подножия утёса –  он был весь освещён пламенем, разгорающемся на батарее.
…что же там всё-таки произошло?..

Одного взгляда на французский броненосец хватило Повалишину чтобы понять, что тратить на него время не стоит. «Байярд» далеко выполз на камни; крен был таков, что орудия правого борта едва не уткнулись в воду; на правом же борту они бессмысленно пялились в чёрное, усыпанное крупными звёздами небо. Поучаствовать в разгорающемся сражении команда корабля не могла – да и не хотела, похоже, если судить по многочисленным фигуркам облепившим левый борт и градом сыпавшихся с  него в воду. Оно и неудивительно – вид неудержимо накатывающихся броненосцев с наведёнными прямо в душу двенадцатидюймовками способно выбить из равновесия кого угодно – особенно, когда сознаёшь, что остановить их невозможно, а ответить на всесокрушающий залп в упор можно, в лучшем случае, очередью из митральезы, что торчит на правом крыле мостика, пытаясь испугать приближающуюся погибель связкой своих никчёмных стволов.
- Лево семь! – скомандовал он. - Пиши на «Динъюань»: «Оня без команды не открывать. Следовать за мной».
Сигнальный кондуктор торопливо защёлкал жестяной шторкой фонаря Ратьера. Повалишин поискал глазами «Ао Гуань» - торпедный таран шёл на траверзе флагмана, параллельным курсом, держась на дистанции трёх кабельтовых мористее.
Теперь его выход.
***
Гавань Люйшуня,
внутренний рейд

Щепки,  обломки досок брызнули из-под форштевня. полетели из-под форштевня. Преграда, наскоро сооружённая из лодок, полузатопленных барж, связок брёвен и бочек мог задержать миноноски и паровые катера – но удара кованого шпирона, специально созданного, чтобы прокладывать путь в защищённые гавани, хлипкое сооружение  выдержать, конечно, не смогло. «Ао Гуан» прошёл сквозь него, как раскалённый нож, сквозь масло – так должен был это проделать его британский прототип, построенный специально для того, чтобы прорываться в гавани Кронштадта, мимо ощетиненных тяжёлыми орудиями фортов, сквозь ряжевые и боновые заграждения, по минным банкам, защищающим главную морскую крепость России.
История создания этого необычного корабля была такова. Ещё в 1872-м году британское Адмиралтейство предприняло ряд исследований в поисках наилучших способов применения нового оружия – самодвижущейся мины системы инженера Уайтхеда. Для проведения опытов было построено специальное судно, получившее название «Везувий». Имевший скорость в десять узлов, при проведении опытов «Везувий» приближался к цели на дистанцию в несколько сотен ярдов – только в этом случае удавалось добиться попаданий.
Знаменитый Барнаби, состоявший тогда в должности   Королевского Флота Великобритании (тот, что прославился разнообразными проектами броненосцев), принял «Везувий» за основу при создании совершенно нового корабля. Он должен был иметь веретенообразный, почти целиком скрытый под водой корпус, что по замыслу Барнаби должно было защищать его от неприятельских снарядов. Вооружение составило пять аппаратов для пуска мин Уайтхеда, так же расположенных в подводной части судна; надводный борт и палубу защищала двухдюймовая броня, а носовую оконечность венчал девятифутовый таран, что и предопределило название нового класса судов: «таранный миноносец». «Полифемус»  (такое название получил новый корабль) при длине в семьдесят три метра развивал скорость в тринадцать узлов и нёс, помимо основного, минно-таранного вооружения, шесть двуствольных скорострелок системы Норденфельда.
Заказ к постройке был выдан в разгар войны, в 1878-м году. Строительство велось ударными темпами; уже через год, в апреле 79-го судно было спущено на воду и ещё через полгода вошло в строй. И, хотя новинка опоздала к войне, завершившейся для Британии столь  несчастливым образом , весь её опыт, однако, продемонстрировал действенность тактики, основанной на использовании таранов и минного оружия. Поэтому вслед за «Полифемусом» на чатэмской верфи была заложена по тому же проекту серия из пяти единиц. Первый из них, «Адвенчур», вошёл в строй всего через год.
Однако, подобный масштаб кораблестроительных работ и неизбежная спешка имели неожиданный и неприятный для лордов Адмиралтейства побочный эффект.  Проектная документация таранного миноносца  - чертежи, техническая документация, технологические карты, составленные инженерами верфи, словом, всё необходимое для воспроизведения конструкции -  попали в руки агентам ведомства графа Юлдашева. Далее они были изучены в Петербурге, адмиралтейским  Кораблестроительным комитетом, после чего все бумаги были переданы в Североамериканские Соединённые Штаты. Там уже имели опыт постройки судов близкого класса, представлявшего своего рода гибрид из британского проекта и французского, броненосного тарана «Бельё». Новое судно,  построенное на Западном побережье САСШ, на верфи полуострова Мар-Айленд, несло кроме двух подводных минных аппаратов десятидюймовое тяжёлое орудие в бронированной рубке, направленное по курсу – как это было сделано на «рэнделловских» канонерских лодках и русских канонерках типа «Дождь». В итоге корабль был продан флоту республики Перу (вернее сказать, выкуплен для него Россией) и под именем «Тупак Амару» принял самое деятельное участие в разгроме чилийской эскадры .
Новое творение североамериканских корабелов, в отличие от «Тупака Амару» представляло из себя непосредственное развитие «Полифемуса» у сторону увеличения. Подводный веретенообразный корпус удлинили на десять футов, что дало приращение водоизмещения в четыреста тонн, убрали дополнительный руль в носовой части судна. Вдобавок к шести подводным минным аппаратам установили два палубных, на поворотных тумбах, а картечницы заменили скорострельными орудиями системы «Гочкис» калибра семьдесят пять миллиметров, увеличив их число с двух до трёх. Бронирование бортов осталось прежним, два дюйма, броневую палубу усилили дополнительными полутора дюймами. Две паровые машины системы компаунд номинально выдавали на валы шесть тысяч индикаторных сил; при использовании принудительного дутья в котлы показатель возрастал до восьми тысяч. В итоге это позволило сохранить скорость прототипа – восемнадцать узлов, что, несомненно,  можно было считать выдающимся результатом.

+2

102

Опознать корабль Остелецкий не смог – на фоне тёмного неба и не менее тёмного берега различался только массивный корпус с высокими бортами, три мачты и далеко выдающийся вперёд шпирон. На палубе мелькали огни, суетились люди; вот сверкнула вспышка орудийного выстрела – явно небольшого калибра, - снаряд провыл над самым мостиком «Ло Гуаня» и канул в воду где-то там, во мгле. Команда броненосца приходила в себя – слишком медленно, слишком неспешно, чтобы отвратить стремительно приближающуюся угрозу.
- Аппараты со второго по третий товсь! – крикнул барон в латунную переговорную трубу. По моей команде… залпом…
«…Десять… девять… восемь…» - сердце отсчитывало удары до того мгновения, когда грот-мачта цели совместится с яркой звездой – её Греве наметил раньше, когда скомандовал выходить в атаку.
«… семь… шесть… пять…»
В момент пуска до цели по его прикидкам будет не больше двух-двух с половиной кабельтовых, но ему случалось видеть и не такие промахи.
«…четыре… три…»
Грохнуло, на этот раз серьёзно – барону показалось даже, что он ощутил на своём лице толчок волны пороховых газов, выброшенных стволом главного калибра, почувствовал острую пороховую вонь. Но это иллюзия, разумеется, дистанция слишком велика…
«… два… один…»
- Пли!
На самом деле, самодвижущиеся мины покинули аппараты не одновременно, а не разом – их хитрая механика так и была устроена, чтобы между пусками оставался примерно двухсекундный промежуток. Это было сделано для того, чтобы самодвижущиеся мины не столкнулись по пути к цели. Они и не столкнулись – одна за другой вышли из труб; сжатая углекислота под давлением в семьдесят атмосфер, поступающая из особого баллона,  раскрутила двигатели, и вращаемые ими сдвоенные винты со скоростью двадцати двух узлов  они несли смертоносные веретёна  к цели. Ровно через тридцать секунд первая мина прошла в десяти футах под кормой; через интервал, отмеренный двумя ударами сердца, вторая угодила в подводный борт «Тюренна», за ней, ещё спустя два удара, в цель ударила и третья   латунная рыбка. 
Броненосцы типа «Байярд», к числу которых относился и «Тюррен», были построены для службы в колониях. Являясь уменьшенными копиями океанского броненосца «Адмирал Дюперре». Их композитный корпус со стальным набором и деревянной обшивкой нёс сплошной броневой пояс, с толщиной почти вдвое меньшей, чем у прототипа – двести пятьдесят миллиметров по центру  и сто пятьдесят в оконечностях. Вторая и третья мины, пушенные «Ло Гуанем», угодили примерно на фут ниже этой защиты – одна в центр корпуса, другая в двадцати пяти футах от таранной переборки.
Самодвижущаяся мина Уайтхэда принятая на вооружение Русского Императорского Флота в 1876-м году, несла заряд из полусотни с лишним фунтов пироксилина. Два взрыва один за другим разворотили деревянную обшивку, проделав здоровенные отверстия, и солёная вода Жёлтого моря бурным потоком хлынула в трюмы, угольные ямы и кочегарки. Команда броненосца, ещё не вполне пришедшая в себя после объявления тревоги, не смогла сделать ровным счётом ничего. Уже через пять минут «Тюренн» лёг на борт и стал медленно погружаться. Глубина на месте стоянки была невелика, а потому над водой остались крыло мостика, часть борта со спонсонами и орудийными барбетами, склонённые к воде мачты и пара труб, в закопченные зевы которых заплёскивали низкие волны.

0

103

Ромей написал(а):

Знаменитый Барнаби, состоявший тогда в должности   Королевского Флота Великобритании

Название должности пропущено?

+1

104

Ромей написал(а):

брызнули из-под форштевня. полетели из-под форштевня

Повтор.

Ромей написал(а):

- Аппараты со второго по третий товсь!

Ромей написал(а):

Ровно через тридцать секунд первая мина прошла в десяти футах под кормой; через интервал, отмеренный двумя ударами сердца, вторая угодила в подводный борт «Тюренна», за ней, ещё спустя два удара, в цель ударила и третья   латунная рыбка.

Хм, а третья откуда?

Ромей написал(а):

пушенные «Ло Гуанем»

"Ао Гуанем"

+1

105

Две крупповские двенадцатидюймовки, установленные в правой башне «Динъюаня» ударили так, что Греве показалось, будто броненосец на миг замер на месте, остановив свой  пятнадцатиузловой бег – прорываясь на внутренний рейд, Повалишин скомандовал поднять обороты до предела. Дистанция была всего ничего, около семи кабельтовых, и даже в темноте, озаряемой вспышками выстрелов, барон видел, как вырос столб воды у самого борта «Ля Глиссоньера». Второму снаряду повезло больше.
Построенный, как броненосец-стоционер для службы в заокеанских колоний Франции, «Ля Глиссоньер» нёс шесть новых орудий калибра двести сорок миллиметров. Они располагались по три, по обоим бортам - два по углам бронированного центрального каземата, и ещё одно в центральном барбете, прикрытое броневым колпаком с прорезанной крестообразной амбразурой, что позволяло производить наводку на цель без доворота бронеколпака.  Именно туда, в центр этого креста и угодил двенадцатидюймовый снаряд.
Удар двадцатипудового снаряда своротил со станины ствол французской пушки и, продолжая движение, проломил бронеколпак в самом слабом его месте, после чего сработал взрыватель. Взрыв полупуда влажного пироксилина, составлявшего начинку, уничтожил начинку башни вместе с расчётом; острые чугунные осколки изрешетили бронеколпак изнутри и пробили палубу. Но одно попадание, пусть и такое успешное, не смогло помешать избитому «Ля Глиссоньеру» ответить своим мучителям. Угловые орудия слитно грохнули, и снаряды на скорости в пятьсот метров в секунду пошли в китайский броненосец.

Дистанция к тому моменту сократилась до трёх кабельтовых, и обе чугунные, начинённые взрывчаткой стопятидесятикилограммовые чушки угодили в цель. Первая снесла носовую шестидюймовую башню, рассчитавшись таким за разбитый барбет; вторая поразила броненосец позади башен главного калибра, снеся одну из труб. Взрывная волна сотрясла боевую рубку; многих, находившихся в ней, сбило с ног. Их участь разделил и Греве – он ударился о  броню  с такой силой,  что на несколько мгновений потерял сознание и сполз на тиковые доски палубы.
Набравший чудовищную инерцию «Динъюань» было уже не остановить. Напрасно французские орудия среднего и малого калибров крушили надстройки и палубное оборудование – бронированный носорог всеми своими семью с половиной тысячами тонн водоизмещения с разгону врезался точно в середину борта «Ля Глиссоньера».
«Динюань», как и любой броненосец, был снабжён мощным тараном, оконечность которого находилась на глуюине трёх с половиной метров и на расстоянии в три метра от носового перпендикуляра. И вот этот гранёный бивень ударил в подводный, незащищённый бронёй борт французского броненосца, вспорол деревянную обшивку, своротил стальные шпангоуты и, продолжая неумолимое движение, пропорол угольные коффердамы, наполовину к тому моменту пустые.
Уда был так силён, что на обоих кораблях не нашлось, наверное ни единого человека, сумевшего устоять на ногах. Люди, не успевшие подготовиться к столкновению, сыпались с трапов, ломая кости и сворачивая шеи; калечились об острые выступы и корабельное оборудование, разбивали головы, ударяясь об орудийные станки, разбивались насмерть, падая в открытые люки. Барону Греве ещё повезло – он не успел подняться на ноги после сотрясения, вызванного взрывом французского снаряда, и новый толчок наоборот, привёл его в чувство.
Барон мгновенно оценил ситуацию: форштевень «Динъюаня» глубоко застрял в борту французского броненосца; обе машины, продолжавшие работать на полных оборотах, пытались сдвинуть с места сцепившиеся махины, удерживаемые якорными цепями «Ля Глиссоньера».
Барон на подгибающихся ногах – последствия контузии от удара о бронированную стенку рубки давали о себе знать), добрался до указателя оборотов. Рванул рукоять, переводя стрелку на «полный назад», молясь лишь о том, чтобы в машинном отделении нашёлся кто-то способное выполнить приказ.
Ему – как и всей команде «Динъюаня» повезло. Пришедшие в себя машинисты сделали то, что от них требовалось – бронзовые трёхлопастные винты на мгновение замерли, после чего стали вращаться в обратную сторону. Таранный форштевень броненосца с хрустом высвободился из корпуса жертвы, и в огромную, не меньше четырёх метров в поперечнике, пробоину, хлынула вода.
«Ля Глиссоньер», получивший этот coup de grâce  умирал. Ни о какой борьбе за живучесть не могло быть и речи –  деревянная заплата, кое-как прикрывавшая дыру, проделанную миной с «Цяньи», вылетела от сотрясения при столкновении, и теперь броненосец стремительно валился на левый борт, принимая через обе пробоины десятки, тонн морской воды ежесекундно.

Греве, шатаясь, хватаясь за стены рубки, выбрался на мостик – за спиной его копошились, поднимаясь на ноги, рулевые и вахтенный офицер. Внутренний рейд озаряло багровое, до небес, зарево – горел «Триомфан». Пламя охватило флагман адмирала Курбэ от носа до кормы, однако уцелевшие орудия ещё вели огонь. Всплески от их снарядов вырастали справа и слева «Чжэнъюаня» - как показалось Греве, корабль не имел сколько-нибудь заметных повреждений.  Вот все четыре его двенадцатидюймовки ударили, на французском броненосце вспухли дымно-оранжевые клубы разрывов. Пушки «Триомфана» замолчали, не стреляли и пушки других кораблей. Над гаванью повисла оглушающая после свирепой канонады тишина - лишь гудел огонь над палубе французского броненосца да с медленно погружающегося «Ля Глиссоньера» разносился нал водой многоголосый вопль. «Чжэнюань» неподвижно лежал на воде; орудия его смотрели на «Триомфан», но так же не подавали признаков жизни. И вдруг на грот-мачте взлетели, заполоскались, подсвеченные пожарами сигнальные флажки – Повалишин предлагал французскому адмиралу сдаться.

+2

106

Ромей написал(а):

На самом деле, самодвижущиеся мины покинули аппараты не одновременно, а не разом – их хитрая механика так и была устроена, чтобы между пусками оставался примерно двухсекундный промежуток.

Вот несколько сложновато фраза составлена, в моменте где "не одновременно, а не разом", ПМСМ. Вероятно лучше было бы "не одновременно, не разом, их хитрая механика так и была устроена, чтобы". Или просто "не все одновременно, их хитрая механика была устроена так, чтобы".

+1

107

Ромей написал(а):

Греве скомандовал в машину сбавить обороты – броненосцы выстроившись строем фронта,  шли к «Байярду», который приткнулся к берегу у подножия утёса – беспомощный, накренившийся на левый борт так, он был освещён пламенем, всё ещё полыхающим на батарее.
…но, что же там всё-таки произошло?..
Греве скомандовал в машину сбавить обороты – броненосцы выстроились строем фронта и шли к «Байярду», приткнувшемуся к берегу у подножия утёса –  он был весь освещён пламенем, разгорающемся на батарее.

Дубль.

Ромей написал(а):

Пиши на «Динъюань»: «Оня без команды не открывать. Следовать за мной».

Огня.

Ромей написал(а):

Щепки,  обломки досок брызнули из-под форштевня. полетели из-под форштевня.

Дубль.

Ромей написал(а):

Знаменитый Барнаби, состоявший тогда в должности +кого?+   Королевского Флота Великобритании

Пропуск.

Ромей написал(а):

- Аппараты со второго по третий товсь!

Ромей написал(а):

Ровно через тридцать секунд первая мина прошла в десяти футах под кормой; через интервал, отмеренный двумя ударами сердца, вторая угодила в подводный борт «Тюренна», за ней, ещё спустя два удара, в цель ударила и третья   латунная рыбка.

Откуда третья торпеда?  Может: "- Аппараты с первого по третий товсь!"?

Ромей написал(а):

Броненосцы типа «Байярд», к числу которых относился и «Тюррен», были построены для службы в колониях. Являясь уменьшенными копиями океанского броненосца «Адмирал Дюперре».

Лучше не разделять предложения: "Броненосцы типа «Байярд», к числу которых относился и «Тюррен», были построены для службы в колониях, являясь уменьшенными копиями океанского броненосца «Адмирал Дюперре»"

Ромей написал(а):

Взрыв полупуда влажного пироксилина, составлявшего начинку, уничтожил начинку башни вместе с расчётом;

Близкий повтор. Первое можно выкинуть, смысл не меняется.

Ромей написал(а):

Уда был так силён, что на обоих кораблях не нашлось, наверное ни единого человека, сумевшего устоять на ногах.

Удар.

Отредактировано Dingo (28-04-2024 20:16:41)

+1

108

Ромей написал(а):

глуюине трёх

Глубине.

+1

109


Индокитай,
Французская Кохинхина
Где-то в дельте Меконга.

- Опять драконы! Осадчий сплюнул в воду – мутно-жёлтую он глины и песка, которые несли к морю воды реки. В Дельте часть этой мути оседала на бесчисленных островках и по берегам, от чего русла проток и даже фарватеры, по котором вверх по течению могли подниматься паровые суда и большие аннамитские баржи, менялись каждый год после сезона дождей – порой, неузнаваемо. Русские моряки наверняка заблудились бы в этом лабиринте – если бы не проводники-аннамиты, безошибочно находившие нужный путь.
- Так ведь Меконг так и называется – «река пяти драконов»! Слыхал, небось, Игнат, Егорьич, как ихнее высокобродие господин кавторанг вчерась объясняли? – заметил боцман с «Байкала». – Без этой тряхомудии французы нас враз обнаружат и в решето превратят скорострелками своими. А так – к самому борту подойдём незамеченными и миной ударим – приходи кума любоваться!
Он вместе с унтером, Матвеем и ещё тремя матросами прилаживали к бортам катера бумажные и тряпичные полотнища, растянутые на тонких бамбуковых жердях. Ярко раскрашенные, они вместе с бумажной, на проволочном каркасе, рогатой, с острым гребнем и оскаленной пастью, головой на носу, должны были превратить катер в огромного речного дракона. Трубу и паровую машину скрыли подобием перепончатых, ярко раскрашенных крыльев, на корме водрузили собранный на бамбуковых обручах хвост. Его-то и прилаживал сейчас на место Осадчий, матерно понося нелепую затею начальства.
Декорации эти был необходим, по причине более, чем веской, и Осадчий, как, впрочем, и все остальные, включая Матвея, прекрасно был о ей осведомлён  - и, если и ругался, то лишь для порядку.
Выйдя в море, Байкал и «Роза Сиона» повернули на юг и долго шли вдоль берега Аннама. Миновав порт Туран, где французы устроили военный порт и угольную станцию, (его на всякий случай обошли мористее, вне видимости берегов) они спустились к зюйду ещё немного, после чего легли в дрейф на траверзе узкого, далеко выдающегося в море мыса, украшенного приметной пагодой. А ещё сутки спустя сигнальщики обнаружили приближающуюся джонку, на мачте которой развевались два вымпела – чёрный и жёлтый, условленное сочетание, которое они уже который день высматривали на мачтах проходящих туземных посудин. Сами суда несли французские трёхцветные полотнища – из опасения встречи с французскими колониальными крейсерами, патрулирующими побережье. Впрочем, за все эти дни такой встречи не случилось – видимо, сказал Казанков, Курбэ выскреб всё до донышка для рейда на север, против адмирала Дин Жучана.
На джонке оказался именно тот, о ком говорилось в секретном пакете, полученным Макаровым. Тон Тхат Тхует, предводитель аннамитских повстанцев, многие годы возглавляющий их борьбу против французских колонизаторов вышел встречать их, чтобы обсудить совместные действия. Тон Тхат Тхует был в курсе ожидающегося прибытия русской эскадры; более того, он сам вместе с эмиссаром графа Юлдашева составлял план действий. Однако, как уверял он сейчас, ситуация переменилась – судьба предоставляет повстанцам шанс, и грех было бы им не воспользоваться.
Дело в том, что ситуация, на которую рассчитывали, планируя операцию, изменилась коренным образом. Император Киен Фук (на самом деле, послушная марионетка французских колониальных властей) объявил большой праздник Драконов, покровителей реки Меконг. По этому случаю в Сайгоне и во всех окрестных рыбацких деревушках спешно ладили бутафорские лодки-драконы, украшали их яркими флагами, готовили фейерверки и цветные дымы – всё это было необходимо для больших гонок «лодок-драконов»,за которыми будет наблюдать сам император – и, конечно, щедро наградит победителей. В преддверии большого празднества в Сайгон стекались толпы аннамитов и повстанцы, не желая упускать столь удобного случая, решили перенести своё выступление на третий, самый главный день торжеств. В город заранее переброшены боевые отряды, оружие, огнеприпасы; наметили, куда будут нанесены удары, назначены командиры.
В назначенный час, уверял Тон Тхат Тхует, все они выступят одновременно; люди, собравшиеся на праздник, (для них уже заготовлены пики и мечи) присоединятся к мятежу – а в случае успеха восстание вспыхнет по всей Кохинхине. Отряды тонкинских повстанцев уже движутся тайными тропами на юг, и когда они соединятся с кохинхинскими мятежниками – власти французов придёт конец.
Была только одна загвоздка, зато весьма серьёзная. В преддверии праздника французский губернатор Кохинхины решил принять дополнительные меры предосторожности. Для этого он в помощь гарнизону Сайгона (надо сказать,  довольно-таки малочисленному, почти все войска по приказу Курбэ были отправлены на Формозу) привлёк флот.

В городском порту уже стоит на ремонте броненосец «Викторьез», рассказывал Тон Тхат Тхует, а теперь к ним присоединились ещё три боевых корабля, крейсер и две бронированные канонерки, ранее отстаивавшиеся на якорях у мыса Сен-Жак. Две броненосные канонерки и крейсер поднялись вверх по реке – и теперь их пушки и десантные отряды  способны остудить пыл восставших и в считанные часы покончить с любыми беспорядками.

Отредактировано Ромей (29-04-2024 20:52:01)

+3

110

Предводитель аннамитов предлагал отойти от первоначального плана и нанести удар, не дожидаясь подхода русской эскадры. Причём – сделать это не ночью, а среди бела дня,  на глазах у многотысячной толпы и самого императора. Река будет забита десятками, сотнями лодок, лодчонок, сампанов - в этой суматохе будет несложно затеряться замаскированным под драконов минным катерам. В каждый, кроме обычной команды, посадят аннамитов - они будут орудовать тремя парами вёсел, чтобы паровые катера не выделялись на фоне прочих гребных посудин. Что до неизбежного дыма из труб (в котлах придётся держать пар, чтобы в любой момент иметь возможность выйти в минную атаку) – с лодок во время водной процессии будут запускать фейерверки, цветные дымы, так что вряд ли кто-нибудь обратит на него внимание.
Макаров с Казанковым план одобрили. Решено было, чтобы уж наверняка вывести из игры все четыре французских корабля – поддержать атаку канонеркой «Парсеваль» и «Розой Сиона». Они вместе с катерами поднимутся по фарватеру Меконга до Сайгона, причём по дороге на пароход погрузится отряд повстанцев. Расчёт на то, что  оба судна известны неприятелю, и когда они появятся на реке, под флагами французской республики – это введёт французских моряков в заблуждение хотя бы на время. И этого времени будет достаточно, чтобы «Роза Сиона» сцепилась на абордаж с крейсером «Д’Эстен». Лазутчики, говорил Тон Тхат Тхует, подтвердили, что на борту крейсера обнаружилась какая-то тропическая лихорадка – команду держат в карантине, и вряд ли они сумеют оказать серьёзное сопротивление в рукопашном бою.
«Парсеваль» в свою очередь атакует «Ахерон» – сначала обстрелять из орудий, а потом протаранить на полном ходу. Конечно, рассуждал Казанков, деревянная колониальная канонерка вряд ли сможет нанести серьёзные повреждения пусть малому, но всё же броненосному судну – на этот случай в носовой снарядный погреб отсек поместили весь наличный запас взрывчатки. Канонерка должна будет сыграть роль брандера – после столкновения команда спустится в шлюпки, которые «Парсеваль» будет тащить за собой на буксире, командир запалит фитили и последним, как это и полагается, покинет судно. Надо ли говорить, что эту роль Казанков не собирался уступать никому?
Оставшиеся две цели – вторую канонерку, «Стикс», и «Броненосец «Викторьез», стоящий у пирса без хода, разделят между собой пять минных катеров. По сигналу в виде пущенной ракеты они покинут процессию лодок-драконов, выпустят мины по французским кораблям – после чего попытаются в суматохе уйти вниз по Меконгу. Тем временем специально выделенные отряды повстанцев захватывают ренегата-императора с его свитой; другие же блокируют французские войска в их казармах, отдавая таким образом город во власть повстанцев.
План был хорош, это признал и Макаров. Кавторанг, правда, огорчился, что ему с «Байкалом» придётся остаться в море, недалеко от дельты Меконга, ожидая подхода эскадры – но тут уж приходилось смирится. Заодно – транспорт сможет прикрыть возвращающиеся катера, если тем будет угрожать какая-то опасность. Хотя, откуда ей взяться, уверял Казанков – стоящие в Сайгоне боевые корабли, даже если и уцелеют, вряд ли рискнут пуститься в погоню; на море же сейчас опасаться некого, все наличные боевые единицы Курбэ увёл с собой. Разве что, появится вооружённый пароход, из числа тех, что патрулирует береговую черту – но такой противник вполне по зубам двум трёхдюймовкам и двум револьверным пушкам «Байкала».

+3


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Мониторы-5. "Здесь водятся драконы".