Решил-таки добавить пролог.
Это важно.
ПРОЛОГ
Империя Цин.
провинции Фуцзянь,
близ города Фунчжоу.
- Пусть мне объяснят, за каким дьяволом нас заставляют возиться с таким старьём? От них уже все флоты отказались, используют самодвижущиеся мины системы англичанина Уайтхеда. Они бы ещё брандеры со смолой и хворостом пустили! Лонжеронные торпеды - оружие беднейших стран, а Франция, хвала Деве Марии, не экономит на своём флоте!
Матрос Кристоф Легуэ (для сослуживцев просто «Клош» ), выдавший эту глубокую мысль, был призван во флот из Марселя, после того, как его изгнали с третьего курса Сорбонны за какие-то неблаговидные проделки. Однако образование, пусть и не законченное, давало новоиспечённому кочегару уверенность в непререкаемости собственных суждений по любому поводу, скрывать которые он нужным не считал - за что и получил от товарищей своё прозвище
- Много ты понимаешь, салага! – презрительно отозвался премьер-старшина Клод Мишо. – Здесь тебе не море, где можно со всеми удобствами подойти к цели и выпустить самодвижущуюся мину! Река – а значит, узости, да ещё и течение, тут только старые, проверенные методами и годятся. Вон, американцы во время своей Гражданской войны – сколько судов на реках пустили ко дну! Да и русские от них не отставали, когда громили турок на Дунае. А ты говоришь – старьё! Салага и есть - давай, шуруй в топке, и смотри у меня, если давление пара упадёт! Всех нас тогда под пули подставишь… пустозвон!
Премьер-старшина знал, что говорил. Он прослужил минёром почти двадцать лет, и из них три последних - на минных катерах. Он и сегодня состоял командиром миноноски №45, небольшого судёнышка с железным корпусом и водоизмещением в тридцать тонн, вооружённого «лонжеронными торпедами» – так во французском флоте именовали шестовые мины. Кроме «сорок пятой», в состав эскадры адмирала Курбэ, разворачивающейся сейчас в боевой ордер на рейде Ма Вэй, образованном слиянием рукавов реки мин немного ниже города Фунчжоу, входили ещё три носителя «лонжеронных торпед» – железная сорокатонная миноноска №46 и два малых паровых катера, позаимствованных специально для этой атаки с крейсеров «Вийяр» и «д'Эстен». На самом деле, таких «внештатных» боевых единиц могло быть три, но один из катеров, приписанный к крейсеру «Вольта», полгода назад отбыл во Францию – к большому сожалению премьер-старшины, чей приятель как раз этим катером и командовал. Всего же во французском отряде, явившемся к Фунчжоу, числились четыре бронированных крейсера, один безбронный и три канонерские лодки. Даже без учёта прибывшего накануне на усиление броненосного "Триомфана" (остальные крупные корабли не смогли преодолеть отмели в устье реки) французы превосходили Фуцзянский флот по водоизмещению вдвое, а по весу минутного залпа – так и вдесятеро.
Тем не менее, Курбэ решил начать именно с минной атаки на наиболее боеспособные суда – деревянный крейсер «Янву» несущий тринадцать дульнозарядных орудий калибром от пяти до шести с половиной дюймов, и вооружённый транспорт «Фубо» с его семью шестидюймовками. Кроме этих двух боевых единиц, хоть какую-то опасность для французских кораблей представляли две стальные канонерки, несущие каждая по одному армстронговскому десятидюймовому орудию. Остальное же – две деревянные канонерки, четыре вооружённых парохода и маленький сторожевик с единственной бронзовой пушкой – можно было, как и два десятка разнокалиберных джонок, не принимать во внимание.
- Говорят, сегодня ночью китайцы пытались атаковать нас своими катерами. – сказал квартермейстер-рулевой по прозвищу Ляфлёр – только ни дьявола у них не вышло! То ли цели в темноте не смогли найти, то ли берега реки попутали, а на обратном пути ещё и под обстрел с наших канонерок угодили Оно и понятно – узкоглазые, все, как один, что они в темноте разглядят?
И засмеялся собственной шутке, широко разевая щербатую пасть.
- Зато сейчас света хватает. – буркнул в ответ премьер-старшина.
- В самом деле, а почему наш адмирал не приказал атаковать ночью? - осторожно поинтересовался Клош, которому вовсе не улыбалось нарваться на новую отповедь начальства. – Глядишь, и нас китайцы бы не разглядели, а уж мы бы мимо цели не прошли!
Мишо поскрёб затылок, выглянул за борт, сплюнул жёлтой табачной слюной.
- Старина Курбэ своё дело знает туго. Видишь, вся река в водоворотах?
- Ну да… - кивнул кочегар. Что-то странное творится с течением, будто бы поворачивает в другую сторону!
- Это потому, что на море сейчас прилив. – объяснил премьер-старшина. Адмирал нарочно выжидал этого момента – изменившееся течение развернёт китайские посудины на якорях так, что бить по нам бортовыми плутонгами им будет затруднительно. К тому же, уровень воды повышается, а значит, «комод» сумеет пересечь отмели и занять позицию для бомбардировки береговых батарей.
«Комодом» Мишо непочтительно именовал «Триомфан». Бывший студент привстал и вытянул шею, разглядывая броненосный крейсер. Его низкий, массивный корпус, действительно напоминающий обводами этот предмет меблировки, маячил неподалёку от иностранных судов, выстроившихся в той части рейда, что считалась нейтральной - британских «Виджиланта», «Чемпиона» и «Сапфира», и американского корвета «Энтерпрайз».
- А лйамы не того… не вмешаются? – опасливо спросил он. – А то сцепимся с китайцами, а они нам в спину из всех орудий!
- Пёс их знает. – ответил после краткого раздумья премьер-старшина. – Вообще-то сейчас у нас с ними мир, но после Гвианы от англичан можно ожидать любой подлости. Ну да старина Курбэ наверняка обо всём подумал, на то он и адмирал…
- Китайцы приближаются!– крикнул матрос-сигнальщик, обосновавшийся со своими флажками на носу, рядом с козлами, через которые пропускаются лонжероны – длинные деревянные шесты с закреплёнными на них пироксилиновыми минами. Сейчас оба взрывоопасных бочонка (миноноска №45 несла две шестовые «лонжеронные торпеды») ждали своего часа, закреплённые на палубе и прикрытые от шальных осколков толстыми, плетёнными из манильских тросов, матами.
Кочегар Клош вскочил, поднялся и премьер-старшина. От китайских судов, выстроившихся у стенки противоположного берега, под защитой орудий форта, неспешно ковыляла по направлению к флагманскому «Дюге-Труэну» джонка.
- Посыльное судно. – уверенно определил премьер-старшина. – Вон, сигнал на грот-мачте болтается… Может, узкоглазые перетрусили и решили запросить мира?
Действительно, под жёлтым, с изображением покрытого чешуёй дракона, штандартом военно-морских сил империи Цин полоскался на ветру жёлто-синий флажок Международного свода сигналов - «Кило», «хочу установить с вами связь», знак что на борту присутствует парламентёр. Мишо довольно крякнул – это был обнадёживающий признак. Не то, чтобы он сомневался в победе французского оружия – при таком перевесе в водоизмещении, огневой мощи и, главное, в выучке команд, это было делом решённым - но ему, опытному служаке, было хорошо известно, что редкая атака минных катеров обходится без потерь. И подставлять головы под китайские пули и картечь лишний раз решительно не хотелось.
От борта стоящей рядом с «Дюге-Труэном» канонерки «Линкс» оторвались один за другим два снежно-белых комка порохового дыма, над рейдом прокатился грохот орудийного залпа. Впоследствии, когда ход сражения стал предметом сначала газетных репортажей, а потом и статей в военно-морских журналах, многие авторы писали, что нервы у французских комендоров, вконец издёрганных ночной сумятицей, не выдержали, и они без команды открыли огонь. Так или иначе – в час пятьдесят шесть минут пополудни над «Дюге-Труэном» взвился красный флаг, и минутой спустя крейсер ударил бортовым залпом по китайскому флагману. Следом за ним начали стрелять остальные суда французской эскадры. Корвет «Янву» немедленно ответил из носовой пятидюймовки – и премьер-старшина с ужасом увидел, как первый же китайский снаряд разорвался точнёхонько на мостике флагмана адмирала Курбэ.
- Ну, вот и началось! – негромко, сам себе сказал он и тут же зычно гаркнул:
- По местам стоять, парни, и не трусить! Покажем этим пожирателям ласточкиных гнёзд, каково это - бросать вызов флоту Франции!
Отредактировано Ромей (17-12-2023 20:45:01)