ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
«…Значит, мы недостаточно любим Китай!..»
I
Атлантика.
400 миль к западу
от порта Брест
Стол в каюте был завален газетами. Стопки журналов с заголовками на немецком, французском и английском языках громоздились и на полках, потеснив томики устава корабельной службы и справочники Ллойда; одна из стопок даже выглядывала из-под койки. Греве – вернее, стюард с «Луизы-Марии», сопровождавший барона в качестве доверенного лакея, - пачками закупал европейские издания со статьями, хоть сколько-нибудь касавшимися франко-китайской войны, внешней и внутренней политики Поднебесной. Времени изучать всё это не было совершенно – Греве день и ночь проводил на новых броненосцах, осматривал доделки, принимал прибывающих из России офицеров и матросов (по большей части, вышедших в отставку флотских) и делал ещё тысячу разных дел, неотложных и важных. За неделю примерно до выхода в море он приказал перенести свои вещи на борт флагманского броненосца - вот теперь пытался примириться с тем, что всё, без остатка свободное время (если оно вообще бывает у начальника отряда боевых кораблей во время океанского перехода!) будет потрачено на изучение периодики.
Греве мрачно посмотрел на газетно-журнальные завалы. Вызвать бы вестового и приказать отправить всю эту макулатуру за борт – и пусть дельфины её читают! Но нет, нельзя – он, по сути, почти ничего не знает о событиях, разворачивающихся вокруг Китая, и раз уж оказался в них втянут – надо хоть в общих чертах представлять, что там происходит. Вот был бы тут старый друг Венечка Остелецкий – объяснил бы, они там у себя в разведке наверняка в курсе всех событий. Но – где он сейчас, когда доведётся встретиться? Так что увы, придётся разбираться самому.
В дверь постучали и, прежде, чем Греве успел ответить, на пороге возник вестовой. Так было заведено с первого же дня: вестовой, стюард и вахтенный офицер могут входить в капитанскую каюту без разрешения. Остальным приходилось ждать начальственного «войдите», сопровождавшегося потом неразличимой руганью на немецком.
- Так что, вас-сиясь, военные корабли в пределах видимости. Их благородие господин старший офицер велели вас на мостик звать!
Матросы именовали всех офицеров броненосца привычными российскими «вашбродь» и «вашсокобродь» (последнее относилось только к старшему офицеру, капитану второго ранга в отставке Скрынникову), несмотря на то, что ни один из них на российской флотской службе в данный момент не состоял, да и сам корабль русским отнюдь не был. Тем не менее, старые привычки были сильны, исключение делалось лишь для Греве – к нему обращались «ваше сиятельство», имея в виду баронский титул. Сам Греве не возражал – собственно, ему было всё равно, лишь бы дисциплина не страдала.
- Спасибо, братец. Кораблей-то много?
- Два вымпела, хранцузские. Идут колонной, с опаской, небыстро. Туман над морем, вас-сиясь!
- Ладно, ступай. Скажи на мостике – через две минуты буду.
Греве снял с крючка фуражку – не российскую, форменную, а свою, с кокардой пароходной компании, доставшейся ему в качестве приданого супруги. Все остальные на борту носили форму германского торгового флота. Но скоро немецкие тряпки вместе с его персональной щеголеватой фуражкой отправится в рундуки. У китайцев матросская форма (в отличие от офицерской, не сильно отличающейся от европейских образцов) на редкость уродлива, и Греве слегка опасался, что попытка переодеть команды вызовет если не прямой бунт, то, во всяком случае, недовольство. Придётся как-то расхлебать и эту кашу - тем более, что долго носить циньские обноски не придётся…
***
- Это те самые посудины, что немцы построили для Китая? – спросил старший помощник. – А выглядят ничего, солидно. Хорошо, что господа с Кэ д'Орсэ убедили кайзера отменить сделку.
- Напоминают итальянские «Дуилио» и «Дандоло». – отозвался Ледьюк. Он, как и все офицеры на мостике «Ахерона» не отрывал от глаз бинокля, разглядывая корабли, нагоняющие французский ордер. – Вчерашний день, устарели ещё на стапелях.
Он хотел добавить, что произошло это из-за входа в строй «Адмиралов», но вовремя замолчал. Не стоит командиру боевого соединения, проявлять подобный непатриотизм – ведь, как ни крути, сколько не поднимай бокалы бордо за успехи флота Третьей Республики – «Адмиралы», едва успев сойти со стапелей, точно так же заставили устареть и «Ош», так же недавно вошедший в строй. С характерными для французской кораблестроительной школы бортами, сильно заваленными внутрь, и высоченными, словно многоэтажный городской дом, надстройками, за которые его прозвали «Плавучий отель», этот броненосец в подмётки не годился британским новинкам.
Имелось, правда, и кое-что ещё, активно продвигаемое «Jeune École» - но теоретики «Молодой школы» военого кораблестроения пока не продвинулись дальше этапа проектирования. Во время своего визита в адмиралтейство Ледьюк имел случай ознакомиться с планами постройки новейшего броненосного крейсера «Дюпюи де Лом», призванного, если верить проектировщикам, совершить революцию в морской тактике – но пока даже до закладки этого чудо-корабля было ещё далеко. Так что эту войну придётся заканчивать уже имеющимися средствами – вроде «Стикса» и «Ахерона», на мостике которого он сейчас стоял. И, конечно, прав старший офицер: появись эти два бронированных утюга у китайских берегов, они стали бы мучительной головной болью для эскадры адмирала Курбэ. К которой отряд, возглавляемый им, капитан-лейтенантом Пьером-Жаном Ледьюком и должен прибыть согласно полученному предписанию.
На головном броненосце взвился вымпел, дважды протяжно погудело. Взгляды всех стоящих на мостике обратились на Ледьюка.
- Ответить. – распорядился он. - Вежливость необходимо соблюдать, даже по отношению к этим южноамериканским клоунам.
Вымпел на кафеле броненосца был окрашен в цвета флага республики Перу.
- Однако, в недавней войне перуанцы неплохо себя показали. – заметил лейтенант-артиллерист. - При Кальяо они крепко всыпали чилийцам!
- Оставьте, Луи… - Ледьюк поморщился. – Если бы не русская эскадра, пришедшая им на помощь, сражение закончилось бы совсем с другим результатом. К тому же на перуанских кораблях офицерами были сплошь американцы да те же русские. Уж не знаю, как южноамериканцы воюют на суше - а только моряки из них негодные.
Артиллерист хотел напомнить про знаменитый бой монитора «Уаскар» с двумя британскими крейсерами – бое, в котором Королевский флот вынужден был позорнейше отступить, - но ответ заглушили два подряд приветственных гудка. На мачту поползли гирлянды пёстрых флажков: «Желаю удачного плавания!»
Ледьюк оторвал бинокль от ответного сигнала, заполоскавшегося на мачтах броненосцев.
- К повороту изготовиться! – скомандовал он. – Курс на зюйд. Передать на «Стикс» - «Следовать за мной». Идём к Гибралтару, а перуанские корыта пусть ползут своей дорогой - через Атлантику, и дальше, в обход мыса Горн. Ох и не завидую я их командам!