Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Конкурс соискателей » Пойдешь -не воротишься


Пойдешь -не воротишься

Сообщений 1 страница 10 из 37

1

Книга будет фентезийно-мистическая. с примесью реальной истории.Но все планы еще не сформировались. Возможно даже их придется менять.
Итак, вечер 30 апреля 1913года.

Обернувшись, лиса соскочила с колен.

Я остался сидеть- тень на пне.

«Не жилец…»-говорят обо мне.

Ив.Но.

Ианааҳә, абга ашьапы иқәԥеит.

Сара стәаны саанхеит - аҵла агәылшьап.

«Қьырала дтәам...» ҳәа рҳәоит сара сзы.

Мое знание черкесского малость заржавело, поэтому пусть меня простят за возможные ошибки или путаницу в диалектах. Не корысти ради и не для обмана слушателей…

В общем-то, все так и было.

Что еще можно ожидать на склоне горы Собер-Баш вечером 30 апреля? Говорят, что возможно и худшее, и я с этим соглашусь, например, бешенство. Это из реальных бед, которые можно пощупать, показать другим, и из мозга вирус извлечь. Возможно менее осязаемое, из-за тонкой перегородки между нашим миром и иными. В этот день и эту ночь на склонах горы Собер-Баш собираются удды, то бишь ведьмы. иногда перевоплощаясь в животных. Это как бы ночь встречи ведьм и ночь отчета перед злыми силами, что ведьмы уже сделали. и что надо еще сотворить. А силы Зла вознаграждают ведьму или порицают. Отчетная эпопея плавно переходит в ночь веселья, танцев, пения, угощения, а поутру ведьмы расходятся по домам. Или разлетаются-уже не помню такие детали. Может, и зря, но такой уж я родился и так жил свою жизнь, не всегда внимательным к окружающим. Ну, собственно, как и все остальные. Ведь слышал же про то, что черкесы в это время не идут к этой горе, и даже почему, но не обратил внимание. Хотя слышал и о том, что разумные и осторожные сидят в эту ночь по домам и даже окна плотно затворяют, чтобы «Подарок» ведьм не попал в дом, а преисполненные молодой удали и глупости пытают судьбу: «А что, если?» Я оказался с ни теми, ни с другими.

Вечером обустроил место для ночлега, поужинал. Ложиться не спешил, сидел на пеньке и всматривался в сумерки,

Отчего-то было совсем тихо, наверное, дневные животные уже попрятались, а ночные еще не занялись своим делами, вот и некому шуметь, кроме ручья и ветра. Из сгущавшейся темноты выкатился рыжий комочек, развернулся и оказался кошкой, рыжей с белым «галстуком» на груди. Я позвал: «Кис-кис!», кошка подошла ко мне, ткнулась в мою ладонь, потерлась об ногу… Меня многие собаки и кошки побаиваются. Сначала я думал, что пахну как-то зловеще для них, хотя еще говорили, что животные побаиваются высоких людей. ощущая угрозу от них. Ладно, пусть будет так. А кошка, в отличие от многих своих сородичей, не боялась. Устроилась у меня на коленях, съела кусочек копченого сала и мурчала. Тогда аналога я бы не подобрал, потом сказал бы-как заведенный трактор. Возможно, тогда тракторы тоже были, где-то в Америке, средь небоскребов, «Титаников» и прочих чудес света, но не в бассейне Кубани. Так что я сидел на пне, гладил мурчащую рыжую кошку и не заметил, как кошка превратилась в небольшую лису. Но, даже увидев это, я не испугался и не насторожился, а продолжил гладить животное. На руках оставалась лисья шерсть, ведь лисы весною линяют, но что мне до того! Смотрел в янтарные глаза животного, почесывал ее левой рукой за ушком, а правой поглаживал вдоль хребта. И сколько прошло времени-не знаю. Но явно настало утро и солнышко осветило верхушки деревьев. Лисы уже не было, и кошки тоже. а что осталось? Немного лисьей шерсти и засохшая кровь на моей правой руке. Оглядел это место- буквально две царапины. Такое бывает, когда кошка или собака прихватит тебя зубами, ласкаясь. Хотя может и без прокуса кожи. Спал ли я? Да кто его знает, по идее-спал, раз время прошло, а я не помню, что делал. Кстати, лисьей шерсти куда больше рядом, в одном месте на земле, как если бы лиса и я там сидели или лежали. Ранки я протер спиртом, шерсть отряхнул. Ночь прошла, надо готовить завтрак, да и идти отсюда. Все, что должно было случиться-уже случилось.

Кстати, о том, что лисы переносят бешенство -я не подумал. Потом вспомнил, сначала обмер, но время развития болезни прошло. Водобоязни не было и нет, никого кусать не хочется, слюна из рта не капает–значит, бешенство прошло мимо.

+4

2

AD -  а дальше? Затравка хоть куда...  :flirt:

0

3

Cherdak13 написал(а):

AD -  а дальше? Затравка хоть куда...

Сейчас  будет.

+1

4

Чего я подался на Собер-Баш? Даже спустя время- не скажу. Видимо, в таком возрасте все регулярно совершают легкие или не очень безумства.
А тогда сев мы закончили, Пасху отпраздновали, на нее ни Мишка Черепов, ни я друг друга не убили. Вот я и совершил легкое безумство, которое не всякий таким назовет-пошел на эту гору и провел там среду и четверг. Ну не с социалистами двинул

на маевку же! Тогда меня батюшка мог и чем-то по голове огреть, вроде сапожной лапы или полена, ну, если я отвлекусь и не увижу, как он замахивается. Силенок у меня уже года два больше, чем в нем было. Но мне предстояло осенью идти на службу, а там могло всякое произойти, пострашнее уддов на горе. Тем более, в следующем году разразилась война, как по мне, так обстрел тяжелой артиллерии пострашнее семи ведьм окажется. Тем более, что ведьм я и не видел, а вот и немецкие, и австрийские тяжелые пушки по мне стреляли. И вряд ли кто из наших казаков тогда об этом имел представление, а вот о том, что жизнь казачья мирное время может быстро закончится, да и в военное тоже-оно имелось. Скачешь на лихом коне, а твой Гнедко чего-то испугается, встанет на дыбы, и ждет тебя падение на спину. Или у него же нога не удержится на склоне и свалится набок-а тебе от него подарочек- перелом ляжки, и с тех по звать тебя будут «Хромой Сенька или Лешка». Потом   чуток повежливее, но все равно «хромой». И прочее, вроде змеи, общественного бугая или кишечной хвори. Мама. с тех пор, как старший брат так свалился и не встал, на меня с болью смотрела, когда я в седле оказывался. Вот и тогда, когда домой вернулся, то маме рассказывал, что до недальней станицы я ехал по приличной дороге и коня не гнал, потом у знакомых коня оставил и на гору шел уже на своих ногах. И трава была не мокрая и склоны тоже.
Она же завела: зачем ты туда подался?
А я в ответ:
–А что, лучше вышло, если бы я в шинке напился и кому-то салазки на сторону свернул, или к куреню Череповых пошел, Танюшке ручкой помахал, ее мужу сказал что-то едкое и обидное, спел матерную частушку про все их семейство?
Мама тогда меня перекрестила, и губы ее шевелились, но слышно не было, что говорила.
Потом сказала ясне6:
–-– Нет, сынок. То. что ты бы Мишке, его отцу и младшему брату натолкал-их-то не жалко, семейство жабское, а вот Танюша сейчас на сносях, еще бы ребенка вкинула от страха за вас обоих. Ни она, ни ее дочка этого не заслужили.
–А откуда ты знаешь, что дочка будет, а не сын?
–– У нас, баб, есть свои бабские тайны, и по ним выходит, что, если с ней в прошлом году Мишка обвенчался, то должна быть дочка, А
если бы Иван Черепов нам не отказал, голова его колодою, то ждали бы мы казака этим летом. Сплошной урон от Ивановой дурости-и нам, и войску Кубанскому!
Вообще да, есть какие-то тайны в этом всем. Потому что приятелю моему Сене Мозговому, когда его отец женить собрался на Маше Поповой, то мать его отцу сказала, что на ней жениться не можно. из неродих она, и кончится все это плохо, если она с Сеней в церковь пойдет и поп Никита их обвенчает. Отец Сени сначала напирал, но потом поверил и для Сени другую девку подобрал. а Маша Попова стала Машей Куделиной, да родами померла. Сеня потом говорил, что отец его в сильном потрясении был: «волос долог ,да ум короток», как часто казаки говорили, а не послушал бы ее. так сколько бы бед на семейство накликал.
Тем летом отец завел со мной разговор, что пора мне жениться и род наш продолжить, дескать, понятно, что не вышло у вас с Танюшкой жить в любви и браке, но любовь приходит и после венца, а не всегда до него развивается и так далее, что в таких случаях говорят.
–Это тебя, батя, кто из отцов девок на выданье на разговор сподвиг?
–А хоть бы и кто сподвиг! Тебе никто не силует жениться на первой встречной женского полу, хоть это будет телушка или ведьма с горы Собер-Баш! Нехорошо это парню, вроде тебя, шататься и искать приключений, пора уже свое семейное гнездо вить. И невестка матери поможет по дому, и дите успеет до службы образоваться, хотя и родят его, уже когда ты в полку будешь! Вообще врать не стану, говорили со мной и Иван Лепехин и еще один девкин отец, не стоит ли за тебя их дочек сговорить. Иван со мной в полку служил, и мы друг другу много доброго сделали, потому я ему и сказал, что ничего против того, чтобы с Лепехиными породниться, я не вижу, и Глаша твоя королевной выглядает. Я Пашу спрошу, что он на это скажет. А насильно женить –это мне еще отец мой запретил. Дед мой его спрашивать не стал и чуть ли не силой к церкви притолкал. И ничего из этого хорошего не вышло, два года сплошного ужаса. Потом отец уже сам мою мать выбрал и жили они душа в душу. Потому и от меня потребовал, чтобы я по-дедовски не действовал, когда дети в возраст войдут. Второму-то я отказал сразу, зачем мне невестка из такого рода, а тебе гулящая жена? Пусть их в жены берут те, кто не знает про их славу.
–Это ты, батя, про Подустов говоришь?
–Про них. про них.
В итоге я снова сказал, что вообще жениться не собираюсь и на Глаше Лепехиной тоже.
Отец меня обозвал однодворцем, плюнул и пошел по своим делам. С однодворцем у него интересно получилось. Семейство наше действительно из однодворцев происходило, из Орловской губернии. Были это служилые люди по отечеству, им царь выделял землю на границах, чтобы там селились, одной рукой за плуг держались, а второй за саблю,  границу берегли от всяких там татар, ногаев и прочих Вот во времена царя Петра Великого им перебор устроили и поставили перед выбором- можно и дальше служить царю и дворянами зваться (дворянами до того звались не все),но при том дома и семьи не выдать, а можно и пониже быть, но на цареву службу меньше отвлекаться. Вот и получились однодворцы, вчера еще мелкопоместные помещики, а сегодня уже не такие, но лично свободные, а у некоторых, хоть и немногих, даже свои крепостные были. Гордость их в поговорку вошла, про собачью бровь, и себя они выше бывших барских крестьян почитали, даже тогда, когда царь Александр их всех освободил. А потом часть их них, в том числе и мой предок, записались в кубанские казаки. Отец говорил, что и Донское войско ими пополняли. Так вот и вернулись эти однодворцы к прежней службе на границе против магометан, иногда против тех же самых.
И второй смысл в этом слове был, что я так могу и оказаться бобылем, одним во двое. И гордыня будет вместо жены.
И Иван Лепехин как-то со мной про то самое переговорил. Я и ответил, что после Танюшки мне никто не мил, и никого я не хочу, даже царской дочки, если Император отчего-то за меня ее захочет отдать. Если бы я Танюшу уже забыл или не любил, то ваша Глаша и хороша была. Но рана на душе еще не зарубцевалась.
Иван горько вздохнул и на том разговор оборвал.
Про себя я думал, что, раз такое со мной случилось, то нужно подождать до окончания службы. А тогда меня либо попустит и увижу я другую девку и к ней душа потянется. Ну или смирюсь и с нелюбимой жить буду. Как раз в это время многое меняться стало, и такая власть, как в старину у родителей над детьми, уже стала уходить в прошлое. Не всегда, не сразу, но уже все и везде за них отец с матерью не решали.
И в то год после успения Богородицы я отпросился у отца и снова поехал в горы, и ноги приведи меня снова на ту гору. Отец ворчал, но отпустил
Работы еще хватало, но уже мое отсутствие не опасно было, только он настоял, чтобы я взял коня поплоше, хотя бы Рыжего. Убегать от кого-то галопом уже не надо, а старый уже Рыжий мелкой трусцой довезет, куда надо, и обратно вернет.
Рыжий-так Рыжий.
Вот я и двинулся. И душа хотела в горы, хотя кто знает, к чему, да и таким образом я от воскресного похода в церковь уклонялся. Я к тому времени к вере охладел и ходил туда больше по необходимости. Да и, идя в церковь, можно было бы с Танюшкой встретиться и растравит сердечную рану. А на лесной поляне она вряд ли гулять будет. А ничего другого я не боялся. может, по молодой глупости, может, и действительно, ничего в Закубанье мне не страшно было.
И в тот раз пристроил Рыжего к знакомым, и пошел в нужную сторону и даже в пути немного попробовал ходить как пластуны. Было у них умение ходить так, чтобы следы показывали, что человек шел в противоположном направлении, чем на самом деле. Я вообще в пластуны не рвался, мне самому хотелось в батарейцы попасть, но, если бы попал в пластунскую бригаду, то мама бы сильно успокоилась, что со мной, как с Максимом не случится. Мы с нею еще не знали, что будет будущим летом, поэтому думали о не самом страшном. Вообще в пластунах служить было почетно, даже тем, кто строевого коня купить не мог,тем более, что это раньше в пластуны брали дядек, кому уже за тридцать, из кого нетерплячка уже вышла, и они могли полдня сидеть в засаде и себя не выдать неосторожным движением или шорохом. Сейчас можно было уже сразу, в одну из двух пластунских бригад. Ну, а в военное время явно должны быть и второочередные пластунские батальоны из таких вот дядечек.
_____
В то время наши казаки войны с Австрией или Германией не ждали, а вот с Турцией-может быть. Тем более, в 12-13 году туркам славно всыпали и отобрали почти все земли в Европе. И казаки ожидали, что пока турки зализывают раны и пытаются обрести хоть тень прежней силы, самое время Константинополь вернуть. Над этими ожиданиями потом много шутили, как над тем, что хотят над святой Софией крест поставить, так и над имперскими устремлениями простого народа, но сермяжная правда в том была. Империя торговала хлебом, который вывозила через порты Азовского и Черного морей, поэтому отдавать ключи от этой части жизни туркам было нехорошо. В четырнадцатом году еще не воюющая Турция проход через Босфор перекрыла, чем нанесла много бед, и не только вывозу хлеба и нефти. но и тому, что вроде как не должно сильно помешать. А вот поди ж ты-в те года строили Владивостокскую крепость и туда пароходы возили морем-окияном цемент в бочках. Как только Босфор закрыли-строительство упало и ногами дрыгать стало. Железные дороги-то не пропали, только они с перевозками цемента не справлялись. Деньги на строительство есть, цемент есть. а строить Владивосток нельзя.
Для ночлега я выбрал другое место, нежели в первый раз, там даже водопад был недалеко. Хоть сажень всего, а водопад. Но купаться в нем–это больно холодно, а заводей ниже него, где вода прогревается-не было. Так что я вторую половину дня провел за созерцанием того, что на глаза попадалось. Спугнул зайца, послушал птиц, поел ежевики, попавшаяся мне груша-дичка совсем несъедобная оказалась, и я ее выплюнул, не глотая. Праздность почиталась грехом, но иногда она нужна, чтобы душа отчего-то отдохнула. Отец тут бы хмыкнул и сказал что-то ты-де еще так не уставал, как в наше время это было, ну и все такое прочее. Он, как и многие другие, считал, что уставать можно только после работы руками и ногами, а, скажем, писание бумаг может натрудить только почечуй, а все остальное в праздности и останется. Как же! Но этого, по сам не увидишь, то не почувствуешь. А вообще можно и ничего не делать, просто ждать и чувствовать себя уставшим от ожидания.
Время стало клониться к закату, пора и о ночлеге с ужином подумать. Разжег костерок (при этом подумал, а нет ли сегодня какого праздника,  в  который не пилят дров  и сучья не ломают),решил, что нечего выдумывать, пристроил котелок с будущим кулешом (я еще  картофелину в него мелко покрошил-меня частенько тянуло на мешание нескольких видов еды в своей миске или горшке).Подготовил бурку и заплечный мешок как подушку, выложил умывальное добро для завтрашнего умывания и положил так, чтобы на нем не лежать…Занятие привычное и руки его сами делают. И было мне на душе легко и не давили воспоминания о том, его уже не будет.
Я к тому времени считал, что настоящий чай на ночь пить не стоит, ибо сон будет рваный. Конечно, если заваривать не всякую пахучую траву, там дух может быть богатый, но спать мешать не будет. Но тут решил против себя же и заварил чай в кружке
Поел, помыл посуду, оставил сушиться и стал пристраиваться поудобнее, ко сну готовясь. Ну и оружие проверил и устроил возле себя. Чего-то опасного я не ждал, хоть и в диком месте и вдали от людей. Людей я не опасался, а кабан и медведь… Отец утверждал, что ни один медведь из здешних пять пуль «Бульдога» в грудь и живот не выдержит. Кабан-да, может, но от него можно на дерево забраться и плевать сверху на его голову. Змея- тут просто надо под ноги глядеть и траву перед собой палкой пошевелить. Волков в окрестностях станицы второй десяток лет не видели. Так что я улегся, а «Бульдог» и большой кинжал меня охраняли от опасностей, лежа под руками. А дальше наступил сон или не сон, потому что не ощущал, что я сон не видел, а в нем жил и действовал. Со стороны водопада послышались шаги, причем легкие, как если была женщина или ребенок, а не крупный мужчина. И действительно, силуэт явно женский, приблизилась и при свете потухающего костра- действительно, женщина, и не в горском наряде, а одета. как иногородняя. Волосы собраны в косу, и она отливает цветом меди, в руках ничего нет. Так что бояться нечего-девки вообще пугаться стыдно, а черкесы верят в пару демониц, одна зовется цэунж, а вторую я забыл. как зовут, но выглядят они как старухи с железными зубами, а кто- то из них вообще имеет такие длинные груди, что, ей, чтобы ходить, надо их за плечи забрасывать, как русским лешачихам.

Отредактировано AD (05-10-2024 17:00:57)

+4

5

И будет ми-и-лая его храни-ить, его беречь, его спасать от всех несчастий всегда! :whistle:  :flirt:

0

6

Cherdak13 написал(а):

И будет ми-и-лая его храни-ить, его беречь, его спасать от всех несчастий всегда!

Неужели я так предсказуем? :angry:

0

7

Я встал гостье навстречу. Но револьвер таки держал за спиной.
Последние лет семь было много покушений. Идет себе приличная и приятная глазу барышня, подходит к генералу Мину и … четыре пули в спине. Были еще убитые. В Минске, мне рассказывали, было покушение на тамошнего губернатора. Мужчина-террорист бросил бомбу, она не взорвалась. А девушка начала стрелять в там находившегося полицмейстера, но попала в двух других людей-солдата и какого-то постороннего мужика. Вдруг она меня приняла за жандарма? И стрелять умеет лучше этой минской девицы?
Девушка остановилась и глянула на меня. Я же отвесил что-то вроде полупоклона. Девушка продолжала смотреть и ничего не говорить. Тогда надо первым, и я попробовал по-русски. Еще я мог по-малорусски и по-черкесски, а иностранным языкам не обучен. Конечно. еще можно из нескольких языков вспомнить ругательства, но не за что девушку так полоскать.
Вот Череповых -даже надо.
–Вечер добрый! Милости прошу к костерку!
–Добрый! Спасибо, добрый человек.
Голос у нее был такой вот, чуть с хрипотцой. Потом я слышал такую хрипотцу у долго молчавших людей. Да, они тоже как бы расхаживали свой голос.
–Павлом меня зовут. Присаживайтесь на бурку, если хотите, костерок можно раздуть и чаю нагреть.
–Нет, спасибо, не надо чаю. А меня зовут...Алопикс.
Имени такого я не встречал, но знал, что в святцах помянуты многие имена, просто ими никто детей не называет. Обычно. Если семья с причтом не поссорится, и тогда быть младенцу Гаддом или Луппом, на радость злоязыким мальчишкам. А если мудро пообщаться с ним, то даже случайно не станешь Ампровсикакием. Родишься, как я, 5 января и батюшка наречет Макарием, Павлом, Василием и будешь носить обычное имя, не зазорное. Могут и Феодулом, и всяк вспомнит «Федул, чего губы надул?», ну и далее. У причта тоже всякое случается, и любители хмельного среди них есть.
Девушка присела на бурку, а я чуть в стороне, на траву.
–Не страшно ночью по лесу ходить?
–Нечего мне в лесу бояться. И некого тоже.
–Как так? В лесу бывают медведи, кабаны, змеи.
Девушка улыбнулась:
–Я с ними договорюсь, и они меня не тронут!
Хорошая шутка, потому и я улыбнулся, но осторожно, чтобы не обидеть.
–А вы, молодой человек, сами не боитесь?
–Должно быть, тоже нет, раз в станице не остался в курене ночевать, а поехал сюда. Да и не первый раз я здесь под вечер оказываюсь.
–Я знаю, это было пять месяцев назад, хоть и не ровно пять.
–Но откуда вы знаете? Мы вроде бы раньше не встречались.
–Это не так, но раз не запомнили, так не запомнили.
Я ощутил себя как-то неудобно, но почему? Она же мне не родственница. чтобы забыванием ее смертно обидеть? Вместо этого спросил:
–А вам не холодно?
–Нет, конечно.
Она протянула ко мне руку и коснулась моих пальцев- и правда, руки теплые. И даже теплее моих. Но у меня всегда пальцы рук и ног мерзли, если их тщательно не закутаешь.
А девушка улыбнулась и таинственно сказала:
–Костер греет и ночью. И пламя его греет.
Я отчего-то спросил ее про то, какие животные водятся на Собер-Баше, она стала подробно рассказывать. Я слушал и себе удивлялся: зачем об этом спросил?
–Мне пора.
Девушка встала, причем так плавно, что я и не успел увидеть, как она встает. Рраз- и она уже стоит.
–А мне разрешено будет проводить?
–Разве что до конца поляны.
Я расхрабрился и поддержал ее под локоток, она была не против. Так мы и дошли до конца полны.
–Прощай, юноша.
–Как, мы больше не встретимся?
–Да. Не думай, что это оттого, что ты нехорош, и что-то сказал или сделал не так. Просто ты встретился с моей сестрой раньше, чем со мной и теперь я не должна проводить время с тобой. Даже касаться тебя, хотя я уже коснулась.
–Подожди, поясни мне свои загадки и намеки.
Я сделал быстрый шаг к ней, но она оказалась на пару шагов дальше, чем стояла. Хотя я снова не увидел, как она отходила с прежнего места.
–Прощай, юноша! Я не могу больше оставаться с тобой, сестра будет недовольна, хотя казачки, иногородние или черкешенки, чтобы ты ни делал с ними, ее не волнуют. Даже поповны!
И словно наткнулся на какую-то стену, только невидимую, и лишь смотрел ей вслед. Она ушла в лесную чащу, и ощущение невидимой стены пропало. Потом я побывал в Новороссийске во время боры, там я ощущал себя так же-перед тобой стена воздуха, через которую не пройдешь, и даже глоток воздуха из этой стены не сделаешь. Хотя бывает и слабее.
Я пошел к своим пожиткам, лег на бурку и веки мгновенно смежились. И проснулся уже на рассвете от холода, укутался получше и спал еще некоторое время. Но пора уже было просыпаться. И, пока чай закипал и настаивался, я продолжал думать о ночном видении. И-не находил пояснений всему произошедшему. Но и позже рассказать никому не спешил. Несколько раз спрашивал местных жителей. не видели ли они тут такой девушки. Нет, не видели. Значит, это мне приснилось или я придумал. Вдруг я будущий литератор, заснул здесь под кустами, напитался поэтическими вдохновениями от этого леса, а потом сел и написал что-нибудь. Ну, пусть не стихотворение, а прозаическую вещь.
Я не догадывался, что ее уже написали, за почти сто лет до этого

Зачем здесь, рыцарь, бродишь ты
     Один, угрюм и бледнолиц?
Осока в озере мертва,
     Не слышно птиц.
Какой жестокою тоской
     Твоя душа потрясена?

«Страшись! La Belle Dame sans Merci
     Владычица твоя!»
….
И вот — проснулся я в стране
     Покинутых холмов.
Вот почему скитаюсь я
     Один, угрюм и бледнолиц,
Здесь по холмам… Трава мертва.
     Не слышно птиц.

+4

8

Глава вторая.

В программу нашей станичной школы эти стихи не входили, поэтому узнал о них я сильно позднее. Жаль, конечно, возможно, я кое-что понял бы раньше. Отцу и матери я ничего про это не говорил, и священнику тоже, ни до службы, ни во время ее. Не ощущал я в священниках тех, кому доверю свои думы и произошедшее со мной. И даже теперь не могу сказать, что это неправильно. Ну сказал бы мне отец Тимофей, что это мара полуденная или козни бесовские и назначил епитимию–это сильно помогло бы мне? Ведь я не колебался в том, что надо мне что-то делать или ничего не делать? Тогда правильный выбор по слову отца духовного помог бы.
А когда все случилось-толку то от слов, что не ходи туда-то, ибо случится что-то, когда оно уже случилось?
Потом отец выкинул вот такую штуку: залез в свою кубышку и поехал в Екатеринодар, но пока не сказал, для чего. Он вообще до поездок старался не говорить куда, зачем и надолго ли, так, скажет пару слов и все. а вы пока знайте, что ни к черту на рога, и ждите, пока он не вернется, и тогда скажет. Я думаю, с матерью он-то переговорил куда и зачем, а это нам. детям и соседям отвечал: «На кудыкину гору»!
Вернулся довольный, за ужином малость принял крепкой настойки, хотя обычно впивал чихирь, а крепким не баловался и сказал матери:
–Ликуй, Аграфена свет Михайловна! Пусть твоя душенька успокоится! Пойдет Павлушка на службу в пластуны, а не на коне!
Мама прямо сразу, прослышав про это, пошла к иконам и стала поклоны отбивать Богородице. Я говорил, что она боялась, что я тоже с коня упаду и будет со мной, как со старшим братом, либо что иное, но нехорошее. А тут буду на своих ногах ходить, и многие пуды лошадиного мяса на меня не свалятся. Если даже сосед по шеренге на ногах не устоит, он-то полегче.
Я отца поблагодарил, хотя особой радости от этого не чуял. Кого он упросил на это -не ведаю, возможно, генерала Гулыгу, у которого он прежде служил, когда еще будущий генерал не в таких чинах был. Может, и не его. Но решение он выпросил или выдавил, тут уж не знаю. и по нему с мной поступили. В этом были свои подводные течения, омуты и коряги. Пластуну не нужно было своим коштом приобретать строевого коня, что было очень неплохо. Но тот, кто служит пешим -считался как бы неполноценным, что ли. Об этом могли и прямо в глаза сказать тому казаку, у которого в семье денег на строевого коня не находилось. Особенно такое было в Донском и Терском войсках. На Кубани-с этим обстояло послабже, потому как у кубанских пластунов была слава и почет, хотя, конечно, нынешний пластун был не таким, как прежде, и три дня зверя или черкеса не выжидал, чтобы все претерпеть, дождаться
и застрелить. Но все равно, не в какой-то пешей команде служить при отделе по безлошадности.
Отец принял еще чарочку и раздобрел, не в смысле- брюхо отросло, а доброты прибавилось. Я его и спросил насчет того, что нам говорили, что тем, кого в пластуны возьмут, сначала испытание будет, годимся ли мы, а потом уже решат-туда или в этапную команду. яко неспособных.
–Не боись. Павлуша, не святые горшки обжигают, а люди поплоше. Я в Катеринодаре про это спрашивал, и мне сказали, что это те же старые сказки, что нам перед службой баяли, что отбирают тех, у кого отец и дед в пластунской команде служили, что заставляют великие испытания пройти без надежды, что возьмут и прочее страшное, что и нам прежде перед службой возвещали. Может, это когда-то и было, но сейчас все сильно не так. Посуди сам: прежде в пластуны брали тех, кому не менее тридцати лет от роду и другими качествам охотника не обижены. А сейчас? Ну чем Тихон Забила тебя лучше до службы был? Разве что голосом, тебе господь его громкий дал, а вот в церковный хор тебя не возьмут. Зато подымать казаков в лагере твоей трубой иерихонской -в самую тютельку. А Тихон в церкви пел, и красиво получалось. Но ведь на службе ему не надо было пением врага к себе в кусты заманивать? Так что не боись, тебя проверят, что ты можешь, а чему подучиться сугубо нужно, и будет тебя дядька из старых казаков показывать и проверять, как ты усвоил. Так же учат и в конном полку, и батарейцев тож.
Ту мама вклинилась с вопросом, а для чего он с собой столько денег взял.
–Для дела же. Господа атаманы, генералы и полковники не во всякий час ходатаев принимают, и другие просители у них есть, и иногда сказать не мешает, что начальник не в духе и к нему лучше тогда не подходить. Вот для того. чтобы тебя приняли, и в часы, когда атамана почечуй не тревожит, подходишь к писарям и иным служителям и нежно с ними говоришь. И, как девок, конфектами оделяешь. Кому просто так ручку позолотишь, с кем надо- пообедать и хорошо его покормить и графинчик заказать, потому как бумагу или монетку он не возьмет, не в ростовской полиции служит.
Потом мне сказал:
–Завтра мы с тобой посидим и подумаем, чего еще для службы надо будет справить. Собирали раньше на службу на коне, а вот теперь часть вещей пойдет Митрию.  когда он вырастет, а тебе нужно кой-что добавить. я не только такое решение выбил. еще поговорил с парой знающих людей, и они мне сказали, что с собой лучше бы иметь. Не по арматурному списку, а еще и по делу, ну и по списку тоже. Авось хребет выдержит (тут он в бороду усмехнулся) все таскать. Пока скажу, что служба на Кавказе и сапог, и одежу изнашивает куда больше службы в Варшаве. И понятно: полез на гору по каменной осыпи или вниз сполз сквозь колючие кусты–вот и прореха, и подошва протерлась.

И правда, знающий человек ему попался и сказал, что надо бы иметь еще штуки три-четыре вязаных безрукавки и в холодное время носить на теле почти все, а потом промокшие от пота менять и сушить, и усиленный запас портянок и перчаток. а также вот такую хитрость с флягами. Иметь их две, одна пообъемнее, а вторая маленькая.  на четвертинку приблизительно, но с широким горлом. Когда вокруг снег- набиваешь ее снегом и растапливаешь снег своим теплом, а потом этой водицей теплой с добавкой кое-чего жажду утоляешь. Летом же в эту флагу нужно налит малость чихиря или какое там будет виноградное вино и понемногу его пить, перед обедом или ужином. Кислое вино не дает брюху, как он сказал, шагать в сторону поноса, а тем паче холеры. Ну и покупать кое-какие приправы, благо на базарах их продают много и не сказать, чтобы задорого. Сварил себе кашу в котелке одинарном или тройном, а перед тем, как ее есть, посыпал приправами. А когда мясную порцию выдают живыми баранами-тут вообще жалеть приправ не надо.

Мама была «пластунским маневром» довольна, но откуда ей, бедной, знать было, что на нас может свалиться! Пусть добрый конь не падет на ногу или тулово, но на турецкой границе и за ней для падения еще многое приготовлено! Горы на Кубани начинались за самой рукой или малость отступя, и они не так высоки. Та же Собер-Баш или Шизе возле станицы Эриванской–это прямо исполины средь окрестных горок. А меж Сарыкамышем и Эрзерумом горы раза в два выше, а то и больше, горы на побережье моря возле Ризе- тоже повыше будут. И вот как по таким гора ходить и не сорваться! Помнится, пошли мы в контратаку на турок, что с хребта скатились по снегу на собственных задницах и на нас двинулись. Когда мы устояли и их отбросили, кинулись они обратно, ан на крутой склон по снегу не влезешь быстро. Если бы мы на плечах не висели, то медленно и печально, прося своего аллаха о помощи, кое-как влезли бы, за исключением неловких, кто обратно скатился. А с нами рядом? Была турецкая рота и нет ее-поколоты, порубаны, прикладами побиты, а свалиться с такого обрыва–это не менее страшно, чем с конской спины. Дороги там тоже, если есть, то скорее тропы, где пройдет турок с ишаком, а не пройдет, то и шайтан с ним. И вот идешь по такой дороге, выбитой в обрыве, слева обрыв саженей больше полусотни, и на дне еле мерцает река, а справа другой обрыв, в котором эту дорогу вырубили. И ширина дороги под тобой четверть сажени,  иногда даже меньше-сверху камень скатился и полдороги занял собой. Рассказывали мне, как при штурме Эрзерума по такой дороге пушки тащили, чтобы их на гору поднять, и доброе утро туркам добрым не показалось. В одном месте дорога была шириной около фута с осьмушкой. Вот и тащили пушку по этой полочке на людях с оттяжками: одни тащат, а другие не дают ей свалиться, потому что левое колесо идет впритык к стенке обрыва, а правое висит в воздухе, и пушка наполовину в воздухе тоже!
На таких «дорогах», с позволения сказать, все обрывы, овраги и склоны павшими животными засыпаны были, и нашими, и турецкими. Сибирские казаки, что Ардаган брали, говорили, что потом на преследовании так бывало, что за день и ночь по двадцать коней теряли. Где-то оступилась, где-то камень из-под ног вывернуло и прощай, родная Сивка-бурка! Они ведь ее тоже на свои кровные справляли. Жаль, зря тогда не спросил, почем в Сибири строевой конь.
Или на морском берегу: эта, «с позволения сказать дорога» вьется петлями, как серпантин. Между обоими ветвями серпантина лежит овраг, промытый рекою, глубина с полсотни сажен, с крутыми или прямо отвесными склонами. Над западной ветвью по горушке турецкие окопы, откуда видно, как ты идешь по дороге, и как ты это ущелье преодолевать будешь. Атаковать по дороге– это смерти подобно, через ущелье идти-сначала ты как-то съедешь или спорхнешь по крутому склону вниз, потом по такому же склону влезешь на западную ветвь дороги, продравшись сквозь колючки и камни. Как влезешь на дорогу-снова лезешь наверх, к турецким окопам. Взял их-и давай сначала, потому что и дальше местность такая же и дорога такая же, разве что ущелье на пару саженей ниже или уже. Обойти с моря-мы не рыбы. Обойти по широкой дуге со стороны гор–это тоже не всегда можно, там бываю такие хащи, где человеческая нога давно не ступала, со времен Адама и Евы. Так что упасть и сломаться-просто, как высморкаться.
Но не будешь же это маме рассказывать, ей сердце рвать. С нее хватит того, что сын войне, и там пули летают, и у турок ятаганы есть. Я -то лично ни на одном турке живом ятагана не видел, хотя в домах встречались, но пусть она уж лучше пугается того паршивого ятагана, чем думает о том, что вправду бывает. На живых курдах-ятаганы видеть случалось.

+4

9

AD написал(а):

А меня зовут...Алопикс.

Если верить озвучкам в интернете, скорее Алопекс или Алопэкс.

AD написал(а):

там бываю такие хащи, где человеческая нога давно не ступала

Бывают. Ну это ладно, а вот хащи - украинское слово, не русское.

Отредактировано Игорь К. (07-10-2024 20:29:18)

0

10

Игорь К. написал(а):

Ну это ладно, а вот хащи - украинское слово, не русское.

Это Кубань.На тот момент полуукраиноязычный регион.
И через полвека народ широко использовал"Балачку" или такую двуязычность: пел песни на украинском,а все остальное  время по-русски говорил.

Игорь К. написал(а):

Если верить озвучкам в интернете, скорее Алопекс или Алопэкс.

У каждого может быть свой выговор или неправильное восприятие слов на другом языке.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Конкурс соискателей » Пойдешь -не воротишься