Выделил прогулку Марины в столицу в отдельную главу. Теперь нумерация
Глава 9 - Сордар
Глава 10 - Прогулка в Столицу
Глава 11 - Бал
Глава 12 - Дворец Грёз
Глава 13 - Холодная осень
Глава 10. Прогулка в столицу.
Марина злится на всех. Во всей этой предпраздничной суете она чувствует себя до невозможности чужой. Суета вокруг - словно не для неё. Ехать со всеми заказывать платья - и хочется, и страшно. Точно кто-нибудь над чем-нибудь посмеётся. Хотя бы над ростом, или странным цветом глаз. Конечно, можно с утра пораньше самой направиться в столицу - до вечера её никто не хватится, а она сумеет вернуться. Деньги у Марины есть - при всех реальных и придуманных Мариной недостатках, где какой бал важный для неё или дочерей должен произойти, Кэретта никогда не забудет. На днях Марину отыскал посыльный из "Дворца Грёз" и под расписку (а как же иначе, Кэретта никому не доверяет, и любого служащего во дворце считает потенциальным вором) передал запечатанный четырьмя печатями красного сургуча по углам и одной белого с вензелем императрицы пакет.
Как обычно, Кэретта немногословна и осуждает Марину. На этот раз за то, что она собирается участвовать в мероприятии, на котором должно присутствовать большое количество лиц низших сословий. Но с другой стороны, раз ожидается присутствие ряда лиц "нашего круга", Марине следует одеться подобающим образом. Кроме письма, в пакете обнаружился ещё один пакет меньшего размера, и тоже с печатями. Взломав, Марина обнаружила несколько банковских чеков, подписанных императрицей. Получить деньги Марина по ним не может, но в любом крупном магазине может набрать товаров на любую сумму, оставив чек в качестве оплаты. Магазину остается только вписать сумму и отнести чек в банк. Впрочем, несколько банковских связок крупных купюр в пакете тоже имеется. Там же и несколько каталогов модных магазинов. Закладочки в них должны указывать на то, как именно Марине стоит одеться на бал.
Марина ругнулась. Отмеченные платья идеально подходили для девочки с фигурой Марины. Эрида, пожалуй, назвала бы их красивыми. Да и Софи вряд ли бы стала презрительно хмыкать. Плохо в платьях только одно - они все отмечены Кэреттой.
Случись невероятное - позови Кэретта Марину съездить в столицу и подобрать платье - Марина согласилась бы, и даже без колебаний надела бы выбранное матерью платье.
Но с пакетом Марина словно получила очередную партию холода и равнодушия.
Нет, завтра или послезавтра в столицу Марина непременно удерёт. Только вряд ли за платьем.
Не особенно порадовало и письмо, запечатанное гербом собственной ЕИВ почты. Какое-то неожиданно крепкое для письма. Странный только герб собственной ЕИВ почты. У отца собственный штемпель. Кто-то из родственников открытку прислал? Вряд ли, праздника-то за пределами школы никакого нет.
Разорвав письмо, Марина и в самом деле чуть не уронила открытку с подставкой. Глянула на фото. Сордар. Да не один. На руках он держит... Без подписи ни за что не поймёшь. Да и в подпись, несмотря на стрелочку указатель, верится что-то не очень. "Это Тайфун- II. Ему два месяца". Если лохматому чудищу ещё ТОЛЬКО два месяца, то каким же он будет в возрасте 2 лет? Такими щенки не бывают. Тут что-то не так. Да ещё если учесть немаленький рост самого Сордара. То, что же он на руках держит? Судя по размерам лапищ этому чему-то точно нет ещё двух месяцев. Марина на руках у Сордара выглядела бы ненамного больше этого щенули. Сверхкорабля ему мало. Теперь решил ещё сверх - пса завести... Хотя, если вспомнить погибшего Тайфуна... Марина вздохнула. У него тоже можно было заподозрить в родне медведя. Притом косматого, жесткошерстного пещерного. Но если Тайфуну медведь приходился где-то прадедушкой, то Тайфуну II - дедушкой, а то и отцом, хотя Марина и знает, что гибридов псовых и медвежьих не бывает.
Ещё и подпись есть на обратной стороне. "Пока решили, что жить он будет во второй башне Главного Калибра. Там, случись что, а ЧТО-ТО скоро непременно случится, его 600-мм брони как-нибудь защитят. Плавать он уже умеет, а вот перемещаться по трапам - не очень. Есть несколько лишних лап".
В общем, закончился день хоть с капелькой, но чего-то весёлого. А для фотографии даже нашлось место на заваленном столе Марины, не слишком далеко от странноватой новогодней розы, понравившейся только Эр и вроде бы, Хейс.
Для прогулки в столицу Марина решила одеться как обычная девочка. Если ускользнуть из школы сразу после завтрака, то сомнительно, что до вечера её начнут искать. В прошлом году её внешний вид у других детей не вызвал недоумения. Ей приходилось видеть фото других девочек в комбинезонах, правда в бежевых, зелёных и синих. Связки купюр в карманы не лезут. Эрида предложила целую коллекцию сумок, сумочек и сумищ. Марина выбрала одну, правда, дурацкого бело-розового цвета, но зато с кучей отделений, куда помещались не только связки купюр но и банковские чеки. Сумочка в принципе мало, чем отличается от других. Разве что отделка уж больно яркая. Марина выбрала сумочку главным образом из-за головы пантеры, так похожей на герб Кэрдин, да, по сути, им и являющийся.
Хотя забор и высоковат, перебраться через него можно в целой куче мест. Количество неофициальных выходов значительно превышает число официальных. Марине все они прекрасно известны. Плюс ещё несколько открыты ей самой. Не каждый догадается спрыгнуть с ветки на забор. К тому же, у известных выходов можно напороться на кого-либо из старост. А снаружи по ночам забор патрулируется вооруженной охраной. От кого должна была охранять школу внешняя охрана, Марина решительно не могла понять. Самих охранников в сером Марина видела только мельком, а вот их псов - гораздо чаще. Громадные псы лаяли только когда хотели поднять тревогу. Каким-то немыслимым образом, они знали всех учеников школы. Очень часто бывало, что перелезший через забор обнаруживал на лесной тропинке угрюмого массивного зверя. При попытке обойти, зверь глухо урчал. Потом подходил, пихал носом. Беглецу не оставалось ничего другого, как угрюмо брести к ближайшему официальному входу за заслуженным наказанием.
Марина решила, что с её-то стратегическими талантами, выбраться из школы не составит труда. Выход обнаружен лично ей, по леску в том месте она уже несколько раз гуляла, и не видела ни одного пса. К тому же, если пройти метров сто - обнаружится одно из ведущих в столицу шоссе, и что гораздо важнее - темно-синяя в цветочек автобусная остановка с вывешенным расписанием. Аналогичная находится на другой стороне дороги.
Любители погулять обычно направляются в расположенный неподалеку городок, где ходят пригородные поезда и автобусы до столицы.
Марина нашла новый путь, как добраться в столицу. Автобусы по шоссе пущены только в этом году.
Время необходимое на то, что бы добраться от столовой до остановки Марина высчитала с секундомером. Кусты на той стороне ещё с вечера обильно присыпала смесью жгучего красного перца с солью - вычитала в какой-то книге про разведчиков, что это идеальное средство, чтобы сбить со следу собак.
Марина даже слегка запыхалась, пока бежала. Наверное, самый быстрый её забег, правда, без зрителей, ну ничего. Длинный междугородний автобус подходит вовремя.
Двери открываются.
Гардэ!
Марина чуть не подпрыгнула от радости, но в автобус заходит обычным шагом.
Девочка в черном берете со смеющимся черепом с утра пораньше садящаясь в автобус на обычно пустынной в это время остановке, несколько удивляет кондуктора.
Сотка, протянутая в качестве платы за билет, добивают окончательно. К счастью, сдача нашлась - часть маршрута оплачивается по междугороднему тарифу.
Девочка беззаботно устраивается у окна.
Спокойно уйти с автовокзала не удается. Сияет надраенный череп на берете, поблескивает камушками сумочка.
Полицейские, как и сороки, реагируют на блестящее. Сорок в столице мало. Полицейских значительно больше. Двое преграждают путь. Сержант козырнул (Марина чуть не ответила тем же). Представился.
-Девочка, ты что здесь делаешь?
-Выходной. Погулять решила.
-Да что ты говоришь! А документы у тебя есть?
Марина протягивает удостоверение.
-"Сордаровка". Так вот они какие,- показывает удостоверение рядовому.
-Я думал, они постарше.
-Первый уровень второй ступени. Все нормально.
Возвращая удостоверение, спросил.
-А у вас, что у всех форма такая
-Нет, только у особо одаренных учениц второй ступени, таких, как я, - сказала Марина и гордо удалилась, оставив полицейских в недоумении.
Хотя и говорят, что ни один план ещё не выдержал столкновения с противником, пока всё удается. Выйдя с автовокзала, Марина отправилась на тролейбусную остановку. Один из символов столицы - огромные, двухэтажные, трехосные троллейбусы. Марина много раз видела их на фото, но никогда не приходилось ездить. Ничего, сейчас исправим.
Огромный троллейбус возвышается над машинами, словно линкор в порту над прочими кораблями. Маршрут пересекает весь город по прямой с севера на юг.
На второй этаж билеты продают тем, кто собирается ехать почти по всему маршруту. Ну, или на половину, как Марина.
Узкая винтовая лесенка на второй этаж, широкие лобовые стекла. Непривычно смотреть на крыши машин. Троллейбус словно плывет. Ход куда мягче, чем у автобуса (или просто в столице дорожное покрытие лучше).
Интересно сравнить вид на одни и те же здания с земли и из окна машины. (Из окна вид красивее)
С покупкой мороженного тоже возникли сложности. С крупной купюры сдачи не оказалось. Хорошо, Марина вспомнила о полученных в автобусе деньгах. Убирает сотку, протягивает купюру номиналом в десять раз меньше. Степень удивления мороженщицы ничуть не снижается, если не возрастает, но мороженное удается получить. С покупкой последующих рожков, шариков, вафельных стаканчиков и на брикетиков на палочке с орехами проблем уже не возникало. Правда, стало не хватать карманов, сначала в сумочке, а потом и вообще, что бы складывать монетки. Одну Марина отложила специально - она оказалась последних лет прошлого царствования, и по внутришкольному курсу, вогнавшего в ужас любого бы банковского служащего, ценилась раз в 10- 15 больше своей номинальной стоимости.
Следующий пункт программы как-то всё - дальше и дальше по времени отодвигается. Хотя, вроде как, планировался, как основной - добраться до магазина Младшей Бестии, и что-нибудь там купить.
Впрочем, частично план уже осуществлен - знаменитое на всю страну здание как-то само нарисовалось на горизонте.
"Дворец моды" - знаменитый на всю Империю магазин женской одежды. Под одной крышей собраны сотни, если не тысячи магазинов и магазинчиков, где модница неважно с каким количеством денег обязательно найдёт что-то для себя. Иные магазины даже императрица посещает. Они не отмечены гербом, но в женском обществе невозможно сохранить какую-либо тайну, и всем известно, где императрица одевается и какие духи её любимые. Естественно, цены в магазинах, отмеченных вниманием Её Величества в разы выше, чем в прочих.
Все отмеченные Кэреттой в каталогах платья можно купить именно здесь.
Марина лениво бредёт по бесконечным переходам "Дворца моды". Что интересного может быть в многочасовом копании в различных платьях, шубках, шарфах, большинство из которых первый и последний раз надевается хозяйкой в примерочной, Марина решительно не может понять.
Места вроде становятся знакомыми. Точно, была здесь прошлой зимой вместе с матерью и Софи. Самым известным Магазином во "Дворце", единственным Магазином с большой буквы сестра Кэрдин владеет. Ну, точно, вон на вывеске голова пантеры - герб Ягров. Здесь бы Марину наверняка узнали, и наверняка что-нибудь подсказали. Кое-что, даже из отмеченного матерью, Марине понравилось.
Жалюзи с красной головой пантеры в центре опущены. И как это понимать? Слишком уж радикально план с реальностью не совпал. Интересно, почему? Марина смотрит на циферблат часов так, словно именно там написан ответ. Оказывается, на часы посмотрела не зря. Кроме времени, указана дата. Всё понятно! Марина чуть себя по лбу не хлопнула. Сегодня же родовой праздник Дома Ягров - День бракосочетания старшей сестры Дины I Кэретты Еггт, прародительницы всех Ягров. Праздник обязателен для всех, находящихся в вассальной или иной зависимости от членов дома.
Бестия Младшая придерживается традиции, и принадлежащие ей Магазины в дни родовых праздников не работают. Это только Кэрдин может себе позволить собственные родовые праздники игнорировать. Младшая не такова. Хоть внешне, но традиций придерживается. Хотя наряды от неё зачастую и... Скажем так, не вполне традиционны. Точнее, вполне не традиционны. Запуталась, короче.
Если бы где Марина платье и купила, то именно здесь. Но магазин закрыт. Что же, феноменальное невезение, или банальная судьба.
Вздохнув, отправляется дальше. Уйти удается недалеко.
Утыкается носом в пуговицу с гербом. Поднимает глаза. Мундир офицерского сукна, но солдатского покроя. Выше должны располагаться петлицы с эмблемами родов войск. Их нет. Значит не солдат. Серебряного значка тоже нет. Значит, не из Отряда Дома. Похоже, частный охранник, или, как Сордар выражается - павлин щипанный.
-Ты что здесь делаешь, - значительно менее вежливо, чем полицейские раньше.
-По магазину хожу, - тоже безо всякой вежливости.
На плечо со спины ложиться тяжелая рука.
-Откуда у тебя эта сумочка.
-Подруга дала поносить.
-Не ври, малявка.
-Я не вру.
-Эй, павлины, что вам от девки понадобилось.
Марина поворачивается на голос. И делает мысленно неприличный жест, означающий высшую степень одобрения. Неподалеку стоит Очень Большой Морпех. Ростом пониже Сордара. Немного. В плечах пошире. Немного. Морпехи всегда вступаются друг за друга, или за члена семьи другого морпеха. Охранникам данная информация известна ничуть не хуже, чем Марине, а может даже лучше. Не исключено, что прочувствовано на собственной шкуре.
Взгляды охранников мечутся между двумя предметами: берете с черепом на голове Марины и втором таком же, венчающем бритую макушку морпеха.
-Ну!?- с интонацией дикого быка перед атакой.
Третий охранник, отличающийся от двух первых меньшим ростом и большим количеством седины.
-Её сумочка. Она чрезвычайно, подчеркиваю, чрезвычайно дорого стоит. Если вам известно, откуда у неё эта сумочка, то инцидент незамедлительно будет исчерпан.
-А что она сама сказала?
-Подруга дала.
-И!?- такое впечатление, что бык взрыл копытом. Сейчас понесётся.
Морпех вроде бы не шевелился, но рука охранника с плеча Марины пропала.
-Откуда она кстати? Документы смотрели?
Оба охранника резко поскучнели. Седой пробурчал что-то похожее на "Недоумки". Морпех чуть заметно качнулся вперёд.
-Эй, павлин, ты чего совсем обалдел? Какие у малявки документы?
-Спокойно, сержант. Удостоверения личности учеников введены несколько лет назад. Пусть она предъявит школьное удостоверение.
Марина резко протягивает корочку.
Несколько минут назад девочка думала, что выражение "побелел, как мел" - просто такой литературный оборот. Оказалось - нет. Мел ещё желтоватым и пятнистым мог бы показаться по сравнению с лицом седого охранника.
-"Сордаровка"...- выдыхает со стоном, - Ма-а-а-ать!
-Чья? - с самым невинным видом спросила Марина
-Идиоты!
-Кто? - ещё более невинно поинтересовалась она.
-Вы оба. Идиоты. Она - "Сордаровка", учится в школе имени Сордара III. Вы хоть соображаете, чьи дети там учатся? И что их отцы с вами могут сделать?
-Но её сумочка...
-Далась вам эта сумочка! Хоть про то, что "Пантера" сегодня закрыта могли бы помнить! И что сумочка эта - из прошлогодней коллекции. Сами же на инструктаже были в прошлом году, где говорили, за чем надо следить в первую очередь.
-Вот мы и запомнили...
-Ма-а-а-ать!!! То прошлый год, а то этот. Что "Пантера" прошлогодними коллекциями перестает торговать в начале третьего месяца следующего года забыли?
-Э-э-э...
-Эй, павлин главный, вопросов к девочке больше не имеется? Нет? Ну и лады. Пусть она топает куда собиралась. А е.. воспитывать своих придурков без неё будешь. Так?
Трое охранников энергично закивали.
Морпех подхватывает стандартный армейский рюкзак.
-А не будь на мне берета ты бы вступился?
-Конечно. Большой город - не самое лучшее место для прогулок в одиночку.
-Чего здесь бояться? Это же наш город.
-Павлинов бешеных хотя бы.
-Это верно. Спасибо, я не привыкла, что бы за меня вступались.
-Да не за что.
Идут к выходу. Огромный морпех с армейским рюкзаком и маленькая девочка с усыпанной бриллиантами сумочкой.
-Ты счас куда?
-Где-нибудь подальше отсюда погуляю. Совсем расхотелось покупать, что собиралась.
-Мне тоже в этом дворце разонравилось. Никогда столицы не видел. В Восточном Приморье не война, а курорт. А тут такие дела творятся. Подал рапорт, перевели, еду счас к новому месту службы. Морпех я или кто!?
-"Сеем смерть, жнём победу".
-Именно. Правильная ты малявка. Твои-то где все? На Западе или на Востоке?
-На Западе.
-Понятно. Пишут?
-Да.
Легендарный Проспект Грёз. Самое большое сочетание памятников в расчете на квадратный метр в Империи. Марина раньше только мимо проезжала. Теперь можно осмотреть поближе. Как обычно, на фото всё куда красивее, чем в жизни.
Очередное бело-розовое здание причудливой архитектуры последних лет правления предшественника Саргона.
Дворец младшего Еггта. То есть Маринин. В будущем. Она там не бывала. Никогда. И сейчас заходить совсем не хочется. Марина облизывает мороженное, склонив голову набок и прищурившись изучает собственное владение. Нет уж, как хотите, но жить здесь она не будет. Никогда.
С пятого по девятый месяц дворец работает как музей, и любой желающий может зайти и осмотреть, заплатив символическую плату. Но Марина лучше ещё мороженного купит.
Полицейских на проспекте довольно много, но к Марине они не подходят. Видимо, на фоне причудливо одетой публики, берет с черепом не сильно выделяется.
На Площади у Старого Замка как всегда многолюдно. Как никак главная площадь страны. Марина нет-нет, да и косится на трибуны. Как-то привычнее смотреть на площадь с них.
Не понимает, откуда у зданий, берутся названия, не имеющие ничего общего с реальным их предназначением. Какой Замок? Да ещё и Старый? Неужели люди не могут отличить крепость артиллерийского периода? Низкие стены, пятиугольные бастионы. Идеальная бастионная крепость. И если этот замок Старый, то где тогда следует искать Новый. И как считать замки Черных Еггтов? Старейшими что ли.
Забредает на набережную. Строить крепость вдали от источника воды, по меньшей мере, глупо. Марина знает - крепость снабжалась водой из колодцев и артезианских скважин. Столичную набережную, фонари и прогулки по ней почему-то часто воспевают поэты. И почему кто-то считает, что здесь гулять интереснее, чем где-либо в другом месте? Фонари вон и то не все горят. Хотя, днём-то им зачем гореть!?
Забирается на парапет, проходит пару сотен метров, засунув руки в карманы. Потом усаживается на нагретый камень. Смотрит на воду. Снова становится скучно. Вода и то какая-то сонная. Речные трамвайчики и то на полу - дохлых рыбин похожи. В школе многие хотели покататься на столичных речных трамвайчиках. Считается, что тот, кто не видел огней столицы с борта кораблика, не видел города. Многие уже осуществили мечту. Одна из пристаней прямо по курсу. Но что бы попасть на неё, с парапета придётся спрыгнуть. Не, по речке, пусть и большой, кататься - не для Марины развлечение. Она на настоящем разъездном адмиральском катере в море выходила, и даже у штурвала стояла. Что ей, видевшей море с надстройки линкора, какие-то цветные трамвайчики с кучей ярких лампочек? Что ей хитросплетение огней на берегу? Она видела лучшие корабли мира в парадной иллюминации.
Вот где истинная мощь, вот где истинное величие. Вот о чём стоит говорить "Я видел!" Что огнями крупнейшего города мира хвастать? Их каждый день (если нет опасности воздушной тревоги) зажигают. Вот флот на рейде или в походе - это да, зрелище. В большом городе Марина просто живёт, и прекрасно знает, что многие места только на фотографиях красивы.
Не слишком грациозно, но зато эффектно спрыгивает с парапета, напугав парочку подростков примерно возраста Софи. Девушка даже мороженное уронила. Парень может и сказал бы что поласковей маленькой нахалке, но череп на берет и задорные, одновременно страшноватые огоньки в глазах, остановили его, как и многих раньше.
Очень многие раздумывали драться с Мариной, увидев её взгляд.
На набережной больше делать нечего. Можно отправиться в легендарный парк Героев (интересно, есть в этом районе хоть одно здание или сооружение, не имеющее в названии этой приставки?)
В парке масса памятников в аллегорической, или не очень форме изображающие основные события грэдской истории. Если взять путеводитель по столице, и гулять по парку в соответствии с указанным там маршрутом, то можно совершить своеобразное путешествие в прошлое великой страны от Года Высадки, до кануна Великой войны. Почти 800 лет истории. Ну да Марина и так прекрасно знает, что, когда и как происходило. Скульптурные напоминания ей без надобности.
Посетители парка назовут хорошо, если десятую часть изображенных. Понять их можно - большинство людей историей не интересуются. Да и Великая Мирренская война и недавно начавшаяся Вторая в памяти многих затмили всё, что было раньше.
Скульптурная группа, украшающая главный фонтан, в аллегорической форме должна изображать высадку первых грэдов. Если бы Марина не знала, что олицетворяют собой эти скульптуры не сильно одетых мужчин, женщин и детей, ни за что бы не догадалась, что изображено.
Марина бросает в фонтан монетку. Ещё один непонятно откуда взявшийся, и неизвестно что означающий, обычай.
Марине нравится совсем другой памятник. Последний из установленных.
Это случилось в сердце тогда ещё Ничьих земель.
В те года и грэды, и миррены где картечницами и грохотом орудий, а где банальным подкупом и игрой на обычаях различной степени дикости покоряли племена и полуфеодальные государства. Золото оплачивалось кровью, а кровь - золотом. Миррены натравливали степняков на грэдских поселенцев, грэды - на мирренских, притом и между собой степняки резались отменно.
Отряд легкой кавалерии из состава гвардейской кавалерийской дивизии, гоняя налетчиков, напоролся на "армию" самого сильно в тех краях повелителя степняков.
Отец повелителя и почти все его дядья и братья несколько лет назад не смогли уйти от палашей грэдских кирасир. Он поклялся самой страшной клятвой своего народа истребить всех грэдов до последнего человека. Ни одного не оставить на племя. Масштабность задачи его не смущала. Клятву стремился выполнить. Поселенцы пугали его именем детей. Поговаривали, что мог вспороть живот пленного и на глазах умирающего съесть его печень. Получил прозвище "Ужас степи". Был дерзок, удачлив, несколько раз уходил из вроде бы смертельных ловушек. Другие повелители стали признавать его власть. Посчитал он себя достаточно сильным для боя с регулярной частью, или сыграла роль роковая случайность - так никогда и не узнали.
Возможности прорваться у грэдов не было. В гладкой степи на уставших конях. Командир приказал перестрелять всех лошадей. Лежа за обледенелыми тушами кавалеристы стреляли. День. Другой. Помощь подошла только на пятый.
Степняки атаковали раз за разом. Днём и ночью. Конными и пешими.
Было холодно, дул сильный ветер. В пулемётах закипала вода. Из отряда уцелело меньше трети. Из войска "Ужаса степи" не уцелел никто.
Этот бой был последним крупным вооруженным столкновением в Ничьих землях. Вскоре грэды и миррены заключили договор, определявший границы Империй. Степнякам оставалось либо принять жизнь по новым правилам, либо исчезнуть.
Разгрому "Ужаса степи" был поставлен памятник.
Поднимающийся офицер, с револьвером в руке и саблей в другой. Почему-то в широкополой шляпе для жаркого климата (видимо, художник решил, что в степи всегда жарко, хотя на деле, все кавалеристы были в шапках-ушанках на меху и в шинелях из верблюжьей шерсти) Мёртвый конь. Убитый вождь одного из племен. Одна деталь в фигуре вождя должна служить намеком на надвигающиеся грозные события. Медаль на шее. Вырезанная на ней надпись старогрэдским шрифтом, но на мирренском языке "Союзные Империи". Раздававшие такие медали жители юга считали, что Империя может быть только одна.
Убивавшие носителей таких медалей тоже только одну Империю могли представить на свете. Свою.
Изображенный на памятнике офицер чертами лица напоминает отца Эриды. Что не удивительно - командир отряда - её дед. Через год после ставшей легендарной Экспедиции у него родился сын. Будущий Соправитель.
Шпора кавалериста - самая известная часть памятника, почему-то любой, пришедший к памятнику, считает своим долгом коснуться бронзовой шпоры. Ну и результат - сам памятник уже покрылся благородной патиной, а шпора отполирована словно новенькая.
Впрочем, кое-что новенькое в парке появилось. По размерам превосходящее все скульптуры вместе взятые. Огромное серое угловатое здание со странными стальными окнами. На каждом углу здания - массивные бетонные платформы. С каждой смотрят ввысь спаренные стволы чудовищных "близнецов" - самых грозных на свете 130-мм зениток. Их родные братья стоят на всех новых линкорах - на "принцессах", на их старших братьях - самой большой в истории серии линкоров из 10 единиц по под названием "адмиралы", и на гиганте "Владыке морей".
Эти же "близнецы" стерегут от врага город. Для них, а так же зениток поменьше и построены огромные здания, похожие на приземистые башни старинных крепостей - предмет острейшей нелюбви всех ценителей архитектуры- башни ПВО. "Достойные символы нынешнего царствования - бессмысленные орудия устрашения" - как про них говорит даже императрица. Они куда выше старых дворцов и особняков, немногим уступая в росте современным жилым зданиям. Что-то хищное в самом облике этих зданий.
Марине очень бы хотелось посмотреть на город с прожекторной площадки башни, посидеть за штурвалами "близнецов", посмотреть в небо через перекрестия прицелов зенитных автоматов. Ведь могла - пару месяцев назад на выходных ездили в столицу. Марина тогда была в очередной раз наказана, да и так в столицу особенно и не хотелось. Но ей рассказали, что их водили на башню. Рассказали о быстрых лифтах, огромных пушках, складах снарядов. Многие мальчишки решили, что непременно пойдут служить авиацию, так как батареи ПВО входят в состав авиации, и только по нарукавным эмблемам и поймёшь, лётчик перед тобой, авиационный техник или зенитчик.
Кто-то из мальчишек сказал, что таких больших пушек он в жизни не видел. Марина в ответ только ухмыльнулась. 130-мм зенитка немаленькая, спаренная тем более, но ей приходилось видеть пушки, по сравнению с которыми "близнецы" могут показаться игрушечными. Ещё до Первой войны стали ставить тяжелые пушки на железнодорожные транспортёры, используя их для обороны крупных портов и военно-морских баз. Когда война разразилась, многие транспортёры отправились на фронты. Полевая артиллерия всех калибров оказалась бессильной против намертво вгрызшейся в землю пехоты. Но даже снаряды, чей вес перевалил за тонну зачастую оказывались бессильны против многометрового бетона фортов. На рельсы становились всё более и более тяжелые орудия. С рельсов грохотали даже орудия, предназначавшиеся для новых линкоров. Самый мощный грэдский линкор тех лет "Герой войны" пару лет простоял у пирса. Корабль был полностью готов, но 8 огромных 410-мм пушек главного калибра решено было установить на транспортёры и отправить на фронт. Расчеты пушек тоже были в основном из моряков. Марина помнит фото огромного корабля с пустыми башнями. На крыше башен, словно насмешки, стоят по две - три зенитки. На фотографии возле орудий были расчёты. Крошечные фигурки давали возможность оценить истинные размеры корабля. Экипаж "Героя" на протяжени нескольких лет служил объектом бесконечных ехидных шуточек моряков. "Самый быстроходный линкор флота" - острили про стоящий у пирса корабль. Так и не выйдя во время войны в море, линкор всё-таки участвовал в боях: его зенитки включили в ПВО базы и они даже сбили мирренский дирижабль. Новые орудия изготовили в самом конце войны. Большинство переживших войну транспортёров и сейчас в строю - снова служат громадины в береговой обороне баз. На сухопутные фронты их пока не отправляют: за прошедшие годы расправила крылья авиация, а позиции транспортёров очень заметны с воздуха. Для прикрытия теперь надо слишком много самолётов и зениток. Но вблизи баз транспортёры грозны по-прежнему. Марина видела один совсем близко, поезд замедлял ход, приближаясь к станции, транспортёр стоял на соседнем пути. Платформа, ощетинившаяся зенитными пушками, вагон для расчета, вагоны похожие на рефрижераторы для перевозки снарядов. А потом начался он сам.
Колеса красные, как у паровозов, а сам транспортер шаровой. Флотский цвет. Тележка о четырнадцати колёсах... Или там были две тележки о семи? Над ними словно целый вагон без окон, но с какими-то штурвалами и непонятными устройствами. Вагон стоит на массивной платформе. На вагоне большие белые буквы Ф. Г. И. (Флот Грэдской Империи), под ними ещё какие-то обозначения. На крыше, у ограждения виден небольшой кран. За вагоном на платформу опирается огромная металлическая конструкция, похожая на перевернутый мост средних размеров, только сплошной, без ферм. Внутри конструкции и установлено орудие. Казённика снизу не видно, только ограждение и ещё какие-то лебёдки. Вниз спущены две раздвижные металлические лестницы. Ещё откидная платформа со штурвалом. Потом началась то ли вторая четырнадцатиосная, то ли третья семиосная тележка. Потом Марина, наконец, увидела ствол. Похож словно на огромную, висящую в воздухе гладкую колонну. Закончился перевернутый мост. Закончилась платформа с какими-то агрегатами. А ствол всё тянулся. Дуло скрывается где-то над крышей следующего вагона. Самого обычного. Ещё какие-то вагоны. Во главе состава сразу два тепловоза. Бронированных. Таких Марине видеть ещё не доводилось. Перед ними - платформа с зенитками, и ещё одна, с рельсами и шпалами.
Марина целых два дня была под впечатлением. Потом она взошла на борт "Владыки морей".
Башню в Парке Героев построили первой. Марине всё казалось, что отец кого-то этой стройкой проучить хотел. Конечно, башня это далеко не огромная плотина, но тоже много кому не понравится, что она именно здесь, а не в другом месте.
Первый этаж башни приспособлен для круговой обороны, и по сути дела огромный ДОТ. Из окон-амбразур на других этажах тоже можно вести огонь. Вокруг башни потому и образовалась такая поляна - что бы пулёметы могли беспрепятственно вести огонь. Конечно, никто не думает, что миррены смогут прорваться к столице, но всё должно быть сделано как надо. Марина знает: башни строят так, что бы они могли прикрывать одна другую, стреляя по наземным целям. Конечно, снаряд "близнеца" разнесёт на клочки любой танк, но ведь здесь никогда не появятся танки, по каким придётся стрелять.
Недалеко от фонтана павильон конечной станции 1-й линии подземной железной дороги.
Когда-то, строя первую линию подземной железной дороги, из конца в конец разрыли Проспект №1.
Марине всегда хотелось покататься на подземной железной дороге. И сейчас самое время осуществить задуманное.
Монеток теперь много. Марина видела в кино, как оплачивают проезд, так что без проблем оказалась на станции. Мозаичное панно вдоль всего перрона с изображением строительства подземки. Орнаменты и украшения с изображениями кирок, лопат и циркулей в обрамлении шестерен. Ну да, чего же ещё ожидать на станции с названием "Век индустрии". В то время в парке проходила "Всемирная выставка" и только что построенная первая в мире подземная железная дорога на электрической тяге была по сути дела, одним из экспонатов.
Марина, прищурив левый глаз с интересом изучает скульптурную группу "Строители подземки". На фото скульптура Марине не слишком нравится. Вживую вид не сильно лучше. Хотя и удостоена Императорской премии. Сама Марина рабочего изобразила бы с киркой или лопатой, но не с молотом. Солдат в форме неизвестно какого полка. Длиннобородый крестьянин, напоминающий какого-то философа древности. Лица у всех троих какие-то испуганно- глуповатые. Вроде такие выражения должны были восторг от завершения столь грандиозного предприятия, а троица должна была олицетворять, создавший чудо света народ.
Идея была хороша, подкачала реализация.
Рабочий стоит, словно стремясь загородить нечто, примостившееся между солдатом и крестьянином. Понятно становится прозвище скульптуры "Выпивохи". Студенты частенько подшучивают над дежурными по станции, ставя к ногам рабочего початую бутылку водки и нескольких стаканов.
Марина усмехается. Будь у неё бутылка со стаканами, она непременно установила бы их у ног рабочего. Уж очень органично они там смотрелись. Словно скульптор специально оставил на постаменте пустое место.
Марина поинтересовался у отца, зачем он дал премию, автору "Выпивох" если скульптура ему не нравится.
"Когда вручается императорская премия?"
"В первое десятидневье второго месяца"
"Правильно. А мой предшественник скончался в середине 12, и я ещё просто не вошел в курс всех дел. Утвердил всех, кого он планировал наградить. Заодно объяснил, что псевдо- народный стиль мне очень не нравится. Творцы осознали".
"А миррены стали писать, что у нас зажимают свободу художникам".
"Они и сейчас так пишут".
Проезжает пару станций. Сразу за парком начинается "Город будущего" - главная выставка Империи. Всё лучшее, что есть в стране можно на ней увидеть. А также макеты да опытные образцы того, что пока не построено. Огромная арка с колоннами - вход на выставку и один из символов столицы. Построена в традициях старых арок Побед. Хотя и куда больше их, выглядит куда легче их. Вздымаются ввысь хрустальные колонны, обвитые барельефами со звездами, старинными щитами, гирляндами из различных ветвей. В орнаменты вполне органично вплетены изображения старинных мечей и вполне современных (на момент постройки) автоматов. Капители - в виде пучка листьев - стиль погибшего Материка. Даже подножия колонн куда выше человеческого роста. У Марины в памяти отложилось детское воспоминание - когда ей было пять лет, в павильоне "Авиация" установили несколько новых самолётов и макет восьмимоторного межконтинентального лайнера. На открытие выставки приехал Саргон. Ни Сордара, ни Софи, ни тем более, Кэретты, не было. Марина помнит, как она робела, поднимаясь по высоченным (с точки зрения пятилетнего ребёнка) ступеням. И как задирала голову, чуть не упав в итоге, стараясь разглядеть капители колонн. Выставку она особо не запомнила, а вот Арка отложилась в памяти. На Выставке она потом была ещё несколько раз, но всегда заходили через боковые входы.
Что бы обойти всю выставку, и хотя бы бегло осмотреть экспонаты, требуется несколько дней, а Марина ненадолго приезжала - батисферу или ещё какую-нибудь диковинку посмотреть. И тогда её подвозили на машине прямо до нужного павильона. Сейчас же Марине захотелось всё самой посмотреть. По выставке ходит много разного необычного транспорта, развозящего посетителей. Есть недавно построенная монорельсовая дорога, ведущая к павильону "Будущее". К павильону "Горное дело" ходит состав, где вагончики оформлены в виде шахтерских вагонеток. Хотя почти все маршруты автобусов и других транспортных средств (к павильону "Железнодорожный транспорт" рельсы проложены и ходит самый настоящий, правда маленький, состав, ведомый ярко раскрашенным тепловозом) охватывают по кругу почти всю территорию "Выставки", у каждого средства есть свой, главный павильон, в стиле основной тематики которого машина и оформлена. И если электромобиль- тягач, таскающий вагончики к павильону "Средней промышленности" выглядит вполне в духе времени, то шасси автобуса, оформленное в виде гигантской хрюшки, ходящее к павильону "Животноводство", по мнению Марины, выглядит просто глупо.
Хотя, по справедливости, тепловозик "Железнодорожного транспорта" ходит тут не по адресу. Его стоило бы перекрасить в армейские или флотские цвета, отправив возить посетителей в отдел выставки "Вооруженные силы" - Марине прекрасно известно, что тепловозик на самом деле маневровый для тяжелых железнодорожных пушек.
В "Вооруженные силы", хотя отдел и занимает больше четверти выставки, Марина решает не идти - помнит по прошлым визитам, что многих действительно интересных новинок там нет, и, наоборот, представлены макеты всяких сомнительной ценности устройств, не существующих в реальности, вроде огромного шарообразного танка или летающего диска, с жуткими лезвиями по краю, предназначенного для разрубания в воздухе вражеских бомбардировщиков. Имеется и макет линзы для генерации космических лучей и сжигания ими целей в глубоком тылу противника.
Конечно, настоящая башня главного калибра от линкора, почти упирающаяся в потолок самого большого павильона, выглядит впечатляюще, но Марина знает - Сордар говорил - башня опытная, откровенно неудачная, по результатам испытаний признана непригодной к принятию на вооружение. Потому она здесь и оказалась - резать на металл такую махину посчитали накладным, а как раз тогда построили специальный транспорт для перевозки крупногабаритных грузов (как раз башни для новых линкоров в первую очередь и подразумевались). На нем по каналам речной системы "Приморье-Центр" башню в столицу и привезли, благо "Выставка" на набережную канала и выходит.
В павильон "Авиация" Марине идти не хотелось, но, увидев новый автобус, передумала. Автобус оказался похож на самолёт. Причём не простой, а реактивный из фантастических романов. Обтекаемая кабина выступает вперёд и возвышается высоко-высоко, почти на уровне третьего этажа. Огромные серебристые с белым буквы "Павильон "Авиация" тянутся по всей длине машины до хвоста, как у настоящих самолётов со стреловидными стабилизаторами и эмблемой "Имперских авиалиний". Даже две массивных трубы реактивных "двигателей" пониже стабилизаторов стоят. Колёса обтекателями прикрыты, бамперы спереди и сзади выступают очень далеко, и фары на них на изогнутых серебристых стебельках, словно глаза гигантского рака.
Сиденья тоже оказались похожи на кресла в салоне "Стрелы Дины". Раздается шум приглушённый авиационных двигателей. Марину насмешил вопрос какого-то ребёнка "Мама, мы что, полетим".
Можно купить множество самых разных сувениров. Марина чуть не обзавелась моделью автобуса в виде свиньи. Думала Хейс из озорства подарить, но потом всё-таки раздумала. Ей на окончание школы Марина что-нибудь серьёзное подарит. А вот Софи хрюшку вполне может получить. Тут, вроде, в "Животноводстве", раньше живых поросят от лучших хозяйств продавали. Только, как его в школу незаметно провезти и где держать? Хотя, в "Животноводство" имеет смысл зайти. Взрослого хряка или свиноматку ведь тоже можно купить. С доставкой по указанному адресу, хе-хе... Или, кого там из сельхоз. живности Сонька особенно не любит? Да нет, вроде бы, ко всем нейтрально относится. К сожалению. Хотя, как бы она отреагировала на огромную тропическую многоножку? Но тут их не продают. А где торгуют всякой экзотической живностью, Марина не знает. Купить самый большой "Путеводитель" что ли? Вон их здесь сколько, самых разных. Или открытку какую-нибудь... Ту же "Свинарку". Но ведь Хейс наверняка, обидится, получив такое. Или же купить фото бронзовой овечки, тоже перед "Животноводством" стоящей. Сидящими на ней любят фотографировать маленьких детей. По крайней мере, такие фото Марина видела у всех, кого родители хоть раз сюда приводили. Фото купить, и Динкерт подарить. Вот уж точно, овца, до сих пор к Эр за цепочкой так и не зашла. Или поискать, где декоративные крысы продаются, выбрать самую злобную и Яздункотте привезти. Хотя, крыску можно и плюшевую купить... Нет, лучше не надо! Вдруг понравится ещё? Всё-таки Марина ничего не купила.
У всех павильонов стоят мраморные статуи, изображающие представителей разных профессий. Статуи - один из самых неизменных атрибутов выставки. Экспозиции постоянно обновляются, а статуи стоят. Появляются новые, но ни одна из установленных перед открытием, не убрана. Сейчас даже не все определить могут, кого они изображают. За прошедшие годы многое изменилось. И если и сейчас понятно, что женщина с поросёнком на руках перед "Животноводством" - свинарка с Окраинных земель, то кого изображает фигура в расстегнутой длиннополой шубе, длинных валенках, ватных штанах необычном пилотском шлеме и с висящем на груди аппаратом непонятного назначения, сейчас уже многие не скажут. Скажут, что "лётчик", но это не правильно - лётчик вон, рядом стоит. Пальто кожаное у него такое же, как и сейчас.
А вот Марина знает - видела самый первый "Путеводитель", и там была эта статуя, называется - "Командир дирижабля". А штука у него на груди - кислородный аппарат. Всё-таки дирижабли первоначально могли забираться на куда большую высоту, чем самолёты. И павильон тогда "Воздухоплавание", а не "Авиация" назывался. Даже несколько лет причалом для дирижаблей был. Причальная мачта и сейчас стоит. Только воздушные исполины сюда больше не прилетают. Их век оказался короток. Заполненные газом солидные гиганты проиграли маленьким юрким и хрупким этажеркам. Как когда - то холоднокровные исполины проиграли спор мелким зверюшкам, шнырявшим у них под ногами.
Вход в "Авиацию" вживую после ремонта Марина ещё не видела. Только фотографии у Софи видела. Думала, что фото здорово отретушированы, Эрида говорила, что перед публикацией так всегда делают. Оказалось, нет. В стенку бывшего ангара для самого большого в мире дирижабля вделан самолёт. Смотрится новый вход. Кажется, что из ворот ангара выруливает огромный красный самолёт. Хотя, на деле, он намертво вделан в стену.
Вход в павильон расположен между стоек шасси. Марина помнит высоченные колеса "Стрелы Дины", низ фюзеляжа где-то наверху. Лайнер Марине не понравился, хотя и произвел впечатление размерами. Но фюзеляж "Стрелы Дины" спокойно бы поместился между стоек шасси гигантского бомбардировщика. Символа воздушной мощи Империи, никогда не участвовавшего в боях. Самолёт, даже сейчас, на приколе, поражает воображение. Тележки шасси напоминают большие понтоны, установленные на самые здоровые из виденных Мариной, колёс. Стоя рядом, даже не верится, что эта конструкция имеет какое-то отношение к серебристой поверхности над головой. В каждой тележке спереди - дверца. Через неё экипаж попадал в машину, потом по лесенке внутри стойки шасси поднимался в фюзеляж, расходясь по своим местам. Марина знает - экипаж машины мог доходить до 30 и больше человек. В основном, конечно, стрелки, обслуживающие многочисленные пушки и пулемёты. Машин выпущено немного, и каждая немного отличалась составом вооружения, типом моторов и даже, их количеством. У самой первой машины их было целых 14. 8 нормально, по четыре на каждом крыле, ещё два - тоже на крыле, но сзади, между балками хвостового оперения, последние четыре - спарены по два, стоят на пилонах, один винтом вперёд, другой - назад, а сами пилоны - сверху на крыле... или, на фюзеляже.
На других машинах моторов было меньше: на одном не было пилонов, на другом - моторов на задней кромке крыла. Ещё на одном было всего шесть винтов, но зато моторов - 12, каждый винт вращала спарка из двух двигателей. Да и сами винты были куда больше обычных.
Марина знает основные схемы самолётов, "утку" от "летающего крыла" отличит с лёгкостью, но вот схему гиганта назвать затруднится. Фюзеляж у самолёта вроде бы есть, похожая на аквариум его часть, включающая пилотскую кабину и три турели, смотрящие одна точно вверх, другая вниз, третья тоже вниз, но назад, довольно далеко из крыла выступает. Но это, собственно, и всё. За крылом фюзеляж не продолжается. Вместо него появляются две балки, соединяющиеся стабилизатором. Каждая заканчивается турелью, у одних машин со спаркой пулемётов, у других уже с длинноствольной автоматической пушкой.
Бомбоотсеки и прочие авиационные потроха упрятаны внутри толстенного крыла. Сколько бомб может тащить махина, Марина точно не помнит, а вот картинку из старого журнала, где грузоподъемность гражданского варианта машины проиллюстрирована изображением слоников рядом с силуэтом самолёта, помнит. Вот сколько там слоников было? 10? Точно больше! 20? Может да, а, может, и нет. Во всяком случае, не больше 30.
Этот самолет окрашен ярко - красным с желтыми полосами. Цвета легендарного "Солнечного дракона" - самой большой пассажирской машины своего времени.
"Дракон" был двухпалубным. На верхней палубе размещалась самая настоящая прогулочная палуба, словно на океанских лайнерах. Через квадратные иллюминаторы можно было видет, как вращаются огромные винты. На палубу выходили двери самых настоящих кают. В билете так прямо и писалось "каюта такая-то, место такое-то". Всего самолёт мог брать до 300 пассажиров. Но с такой нагрузкой он никогда не летал. "Дракон" страшил людей исполинскими размерами. В газетах одно время даже писали, что такая огромная машина просто не сможет подняться в воздух. Газетчики, как обычно, писали о том, в чём не разбирались. Когда "Дракона" строили, уже пару лет летали его военные собратья.
Переброска их на одну из баз на другом материке "помогли" местным лидерам принять нужные грэдам решения.
Но здесь стоит не "Дракон". Это бомбардировщик просто выкрашен так. Да турели, и то не все, сняты.
Бомбардировщики уже устарели. Но они крепкие, очень надёжные (за всё время эксплуатации было только несколько не слишком серьёзных аварий, да и те без жертв, даже ни одной машины не списали). Машины и сейчас летают. Часть переделана в транспортные и десантные, часть - переданы в Авиацию Севера, в том числе и настоящий "Дракон". А здесь оказался самый изношенный бомбардировщик. Сдавать в металлолом пожалели, отправили сюда.
Внутри павильона десятки, если не сотни самолётов и иных, условно летающих, объектов.
Одни стоят, другие подвешены на тросах. Чего тут только нет! Копия первого мирренского воздушного шара. Первые планеры (некоторые даже настоящие), похожие на диковинных птиц. Макеты различных конструкций с причудливыми крыльями, винтами, а то и роторами - они рвались в небо, но так и не увидели его. Оригиналы их конструкций погребли под своими обломками создателей. Но человека не остановить. И вот стоит легендарный "Буревестник" - первый действительно летавший самолёт.
Не первая конструкция известного инженера. Предыдущие машины только по земле бегали. Не летали, но уже подпрыгивали. По следам колес на песке комиссия определила - машина отрывалась от земли. Работу признали перспективной, военное ведомство выделило деньги на следующий проект.
И появился "Буревестник". Инженер много наблюдал за птицами, даже камеру для скоростной съемки изобрел, пытаясь понять механизм движения крыльев. Понял, что машину на принципе машущего полёта построить невозможно. Заинтересовался птицами, способными подолгу парить. Даже ездил на безжизненные острова, где гнездятся самые крупные морские птицы из тех, что предрекают беду морякам... Инжнер застрелил нескольких и долго рассматривал их крылья, делая какие-то наброски и фотографируя. На обратном пути пароход попал в шторм и затонул. Инженер был среди немногих спасенных. Моряки шептались - потревожив птиц, он накликал беду. Шторм не утихал, крейсер трепало здорово, были моменты, когда казалось, что и он пойдёт ко дну.
Но капитан оказался умелым и корабль смог вернуться в порт.
А потом инженер стал строить птицу из дерева и полотна. Марина с детства помнит картинку - силуэт буревестника в полёте и схема первого самолёта. Не сразу их отличишь. Инженер воспроизвел профиль крыла птицы. Поставил очень лёгкий мотор собственной разработки...
Тот день вошёл во все учебники истории без разницы, на Севере или Юге материка они изданы. Человек покорил небо. И этот человек - грэд! Первый в небе.
Несколько минут занял тот полёт. Но эти минуты запомнились на века!
По праздникам в воздух часто поднимаются копии "Буревестника". А сам он здесь. Стоит прямо у входа. Хотя, как раз он и должен быть в воздухе. Хотя бы и вися на тросах. Он символ. Символ победы над небом. Полной и окончательной. "Буревестник" просто красив. Красив, словно птица, подарившая ему имя. Это не летающая сосиска первого мирренского дирижабля, чья оболочка сделана из желудков целых трёх тысяч коров, погибших при наводнении. И пусть эта сосиска поднялась в небеса на несколько лет раньше "Буревестника". Небо будет принадлежать им, а не потомка "летающей колбасы" - такое прозвище придумали своему первому дирижаблю сами миррены. Читавшая много книг не для своего возраста, Марина так же знает и другое, неприличное обозначение дирижабля, данное не кем-нибудь, а самим императором Тимом IV - "Летающий ***". Впрочем, аппарат ему понравился, и деньги на постройку новых были выделены. Любовь Тима IV к крепким выражениям уже к тем временам в поговорки попала.
Потом была война. И три маленьких самолётика- биплана, построенных по проекту создателя "Буревестника" средь бела дня бомбами с фосфором сожгли ангары и пять огромных дирижаблей. От пожаров ещё и склад бомб взорвался.
Уже после войны подсчитали, сколько стоили три самолётика. И сколько - уничтоженное ими. Цифры отличались на десятки порядков. Цифры наглядно говорили, кому - самолётам или дирижаблям владеть небесами.
Павильон "Авиация" отдан в основном гражданским машинам. Военные в основном собраны в "Вооруженных силах". Но самые знаменитые истребители и бомбардировщики есть и здесь. Хотя, больше всего даже не гражданских, а различных экспериментальных, гоночных и рекордных машин.
Марине нравиться один самолётик в шутку прозванный "Дракончиком" - машина по схеме напоминает гиганта. Гидросамолёт серебряный с алым. Маленькое и стремительное воплощение скорости. Два - спереди и между балок хвостового оперения. Казалось, что лётчику с трудом нашлось место между двигателями.
Но именно конструктор и пилот этой машины весьма чувствительно щёлкнули по носу мирренов, увезя домой "Кубок Императора" - успевший стать легендарным приз (и неплохая денежная сумма вдобавок) "коя будет вручена человеку любого пола, возраста, вероисповедания или отсутствия оного, преодолевшему менее чем за два часа расстояние 1200 км по указанной трассе. Машина может быть как мирренской, так и любой иностранной конструкции". Когда приз учреждался, рекордом скорости было 243 км\ч, и скептики считали, что приз будет вручен, самое меньшее, через 50 лет. Они ошибались. Гонка объявлялась ежегодной, победитель получал малый кубок. Погибших авиаторов (а их было немало) миррены хоронили с воинскими почестями и орудийным салютом. А сам "Кубок" оставался недосягаем. Манил отчаянных авиаторов и лучших конструкторов всех стран. Одни хотели показать свою лихость, другие - инженерные таланты.
Саргон маньяк во всём, что касается покорения небес. Кубок собственного имени учреждать после мирренов как-то несолидно. Но этот кубок будет наш! Саргон азартен - и лучшие КБ разрабатывают к каждой гонке несколько машин. Они выступают успешно, четыре малых Кубка тому подтверждение. Но талантливых инженеров да пилотов отчаянных и у мирренов хватает. Да и в других странах люди с головами водятся - два малых кубка на другой материк ушли.
Наконец появился этот самолётик, увёзший "Кубок" к грэдам. К скоростям уже привыкли. Гонка и слово "впервые". На прошлогодней впервые превысили скорость в 450 км\ч. У мирренов заключались пари, сколько лет ещё "Кубок" будет служить украшением "Дворца прогресса". На эту гонку ставили только неисправимые оптимисты. Они и выиграли, ибо гидроплан несся со скоростью свыше 600 км. Кубок ушёл к грэдам. Вот он, под стеклом, возле самолёта стоит. Серебро, золото, эмаль. Аллегорические фигуры, чей смысл Марине не понятен. А на основании - фамилии всех, погибших в погоне за призом. Фамилия - и год гибели. Без разницы, кто погибший - мирренский принц крови или безвестный авантюрист. Миррены, хотя и не любят вспоминать, куда "Кубок" ушел, эпоху Гонки очень любят. Книги есть про каждую гонку и про все вместе. Биографии участников, наборы открыток с изображением участвовавших в гонке самолётов. Даже игрушки детские в виде самых известных гоночных машин.
Последняя глава в мирренских книгах об истории Гонки всегда одному и тому же посвящена. И даже название обычно одно и тоже - "Опоздавшее чудо". Ибо через месяц после последней гонки миррены достроили и испытали самолёт, показавший ещё большую скорость. Слишком уж тщательно готовились миррены к следующей гонкие. Проводили очень тщательные расчеты, продули в аэродинамических трубах множество моделей. Машина получилась солидная. Но она опоздала.
Видимо, не зря ещё перед гонкой писали про будущего победителя "Крылья Империи" - известнейший мирренский авиационный журнал: "Самолёт и пилот несут на себе признаки какого-то легкого сумасшествия, граничащего с гениальностью".
Верно подметили! Три авантюриста - Саргон, конструктор и пилот, что называется, нашли друг друга. Император хотел чтобы кубок оказался у грэдов, и готов был давать деньги на самые безумные проекты, конструктора в инженерной среде одни считали гением, другие - безумцем, но созданные им машины самых невероятных схем успешно или не очень летали, ну а пилот даже на драконе согласился бы летать, если бы его изловили. Очень уж любил он в лучах славы греться. А на опасности он просто плевал. Всем было понятно - случись что с машиной - шансов спастись у пилота не будет - его разрубит вторым винтом. "А, наплевать", - сказал он, - "Парашют, значит, брать не надо. Машина легче будет". И полетел без парашюта. Одни считают его героем, другие - полным психом. Как бы то ни было, безумный самолёт с безумным пилотом завоевали "Кубок".
Марина никогда и никому не скажет, что ей нравится пилот, завоевавший кубок. У Софи на стене его портрет висит. Софи по фотографии нарисованный. А сама фотография пилотом подписана. Мальчишки завидуют... Даже пытались Марину подговорить, чтобы она фото стащила. Марина, хотя и знает, где оно лежит, отказалась. Такие вещи должны принадлежать только тому, кому вручены. Как орден или медаль.
Марине кажется, что она чем-то похожа на пилота - гонщика, хулигана и отчаянного аса многочисленных колониальных войн последнего десятилетия. Читая про "Кубок" у Марины и появилась мысль украсть знамя "кошачьей". Вроде как вражеский символ, вроде как играли по правилам, врагом придуманным. И выиграли! Знамя тоже вражеский символ. Просто так бы не отдали. Ну, так с бою взять ещё почётнее!
А конструктор самолёта и сейчас жив-здоров. Марина его даже знает немного. Он много раз бывал у Саргона. Вёрткие фронтовые истребители сражаются на фронте. Стерегут небо больших городов стремительные перехватчики. Дремлют под палубами авианосцев тупоносые хищники с причудливо сложенными крыльями. Хотя Марина и знает - про него говорят "мастер импровизаций". Что допускает различные толкования.
От былого названия в павильоне осталось немного: гондола дирижабля-бомбардировщика, один из моторов, часть пассажирского салона и несколько кают недавно разобранного последнего пассажирского исполина.
Присутствует и маленький истребитель-биплан. Большие потери дирижаблей во время войны любви у мирренов к воздушным кораблям не отбили. Всё-таки по бомбовой или иной нагрузке, а также дальности полёта самолёты пока ещё с исполинами конкурировать не могли. У них только жечь гигантов прекрасно получалось. Миррены и решили: пусть дирижабль несёт на себе истребители для самообороны. Сказано-сделано. На войну дирижабль-авианосец не успел. Зато стал "звездой" первой послевоенной Международной промышленной выставки. На грэдских военных шедевр мирренского дирижаблестроения произвел впечатление. Саргон всеобщего оптимизма не разделял, но и правом "вето" на кажущиеся спорными статьи военного бюджета, не воспользовался. Дирижабль-авианосец, в пику мирренам чуть ли не 50% больший их шедевра по объему, построили. Разработали и маленький, изящный, похожий на игрушку, но всё-таки весьма и весьма зубастенький, истребитель. Дирижабль мог не только выпустить все самолёты при угрозе нападения, но и принять их обратно потом. У каждого биплана на верхнем крыле был особый захват, которым он мог прицепиться к опускаемой из ангара штанге. Прицепленным к штанге истребитель и стоит. Словно собираясь отправиться в полёт. Он единственный сохранён, остальные ушли в металлолом.
Гиганты сторон часто патрулировали океан в районе "зон особых экономических интересов", нервируя недавнего противника.
Мирренский дирижабль-авианосец разбился во время шторма, погубив большую часть команды. Грэдский монстр, хотя и попал в тот же шторм, уцелел. Сообщил всему миру о трагедии, приняв паническую радиограмму, переданную с маломощного вспомогательного передатчика гибнущего исполина. Когда шторм подутих принял участие в спасательных работах, подобрав нескольких уцелевших, в том числе тяжело раненного капитана, одного из создателей дирижабля. Командира и экипаж грэдского монстра из политических соображений Тим V наградил орденами. Саргон их тоже без наград не оставил. А огромный дирижабль сперва поставили на профилактический ремонт, а потом и вовсе решили разобрать, после того, как второй мирренский дирижабль-авианосец во время обычного патрульного полёта бесследно исчез в промежутке между двумя сеансами радиосвязи. Сперва подумали - помехи, но дирижабль и потом на связь не вышел. И на базу в срок не вернулся. Подняли другие дирижабли, отправили корабли. Не нашли ничего. Совсем.
Что с ним стало - так никто и не узнал. Только спустя два года правительство маленькой приморской страны известило мирренов, что жители маленькой рыбацкой деревушки нашли на берегу спасательный круг с названием воздушного корабля. И больше ничего. Миррены отправили экспедицию. Несколько месяцев прочёсывали берег и прибрежные леса. Но круг так и остался единственной находкой. Океан умеет хранить тайны.
Отдельно под стеклом выставлен комплект посуды из буфета пассажирского дирижабля выполненный в бело-голубых тонах с золотой каймой, и видами дирижабля, пролетающего над различными городами. В соседней витрине - конверты с марками, погашенные особым штемпелем специальной "дирижабль-почты". Дирижабли несколько лет летали почти через весь континент. Свои пассажирские дирижабли грэды построили отчасти из-за вечного соперничества с мирренами. Рейсы дирижаблей были довольно популярны в среде богатых бездельников обеих империй. Считалось модным провести два-три дня в воздухе, потом дней десять придаваться развлечениям в той или другой столице, и лететь назад. Как-то раз даже свадьба на дирижабле была устроена.
Недавно были обнаружены месторождения "солнечного" газа, подходящего для заполнения воздушных кораблей куда лучше, чем пожароопасный водород. Мирренское министерство транспорта даже переговоры вело о закупках грэдского газа. Почти договорились, Саргон даже получил от Тима официальное заверение, что газ будет использован исключительно в мирных целях. Но как раз в то время в одной из малых стран произошел инспирированный мирренской агентурой военный переворот, в результате которого было свергнуто правительство, ориентировавшиеся на грэдов. Хотя из грэдов никто не пострадал, Саргон не удержался от шпильки мирренам, объявив "солнечный" "стратегическим сырьём, не подлежащим экспорту". Миррены в ответ запретили рейсы грэдских дирижаблей над своей территорией, сославшись на их пожароопасность. Грэды ответили тем же. Министерство Авиации давно уже подыскивало благовидный предлог чтобы снять дирижабли с эксплуатации. Мирренский запрет пришелся как нельзя кстати. Дирижабли разобрали. Носовая часть одного из них попала в "Авиацию". А рекламный плакат прощального рейса от Столицы до Столицы, состоявшегося по личному разрешению Тима и Саргона как подарок на совершеннолетие одному из младших принцев крови, висит сейчас в комнате Софи. У неё даже чашечки из сервиза с дирижабля есть. Вроде бы, когда распродавали с аукциона предметы интерьера с последних дирижаблей, два сервиза закупил МИДв. Точно Марина не помнит, одну чашечку "случайно" разбила, отчего Софи сперва чуть не заплакала, а потом захотела поколотить Марину. К счастью, зашла Эр и драка не состоялась. Чашечку потом Марина видела склеенной. Раньше Марина посмеивалась над вздохами сестры, что ей никогда не удастся полетать на дирижабле. Ей бы не признается, но сейчас Марина сестру где-то даже понимает. Всё-таки с уходом воздушных кораблей оказалась перевернутой довольно интересная страница в истории покорения человеком неба.
Точно в центре зала установлена самая знаменитая в Империи летающая лодка. Самолёт, совершивший первый трансокеанский перелёт, машина, конечно, интересная. Но тут главная достопремечательность - кто лётчик. Портрет командира экипажа возле машины имеется. Подписи нет. И так всем известно, кто самый знаменитый грэдский лётчик.
Всё-таки первенство в преодолении Океана Мёртвых по воздуху за мирренами. Впервые океан пересёк их дирижабль. Даже груз и почту доставил. Обратный рейс был не столь удачен, пришлось вернуться, не пройдя и пятой части пути.
При всех недостатках, предыдуший властитель грэдов на делах, касавшихся вопросов национального престижа, не экономил. Полёт должен был состояться под патронажем наследника. Мало кто знал, что Наследник сам лететь собрался. Доброжелатели, причём искренние, всерьёз опасавшиеся, что в случае появления другого наследника страна может погрузится в хаос, и искренне беспокоившиеся за жизнь Саргона, сообщили императору. Основания для беспокойства были - после назначения наследником Саргон дважды попадал в аварии на машинах, и один раз - на самолёте. Во всех случаях отделывался царапинами, но везенье не может продолжаться бесконечно. Тем более, расследование показало, что если одна авария автомобиля и самолёта произошли по техническим неисправностям, плюс человеческий фактор - полетать наследнику вздумалось после попойки в обществе гвардейских офицеров. То расследование второй аварии показало - машина кем-то была испорчена намеренно. Саргон был популярен, но многие Великие Дома не одобряли выбор императора. Как бы то ни было, узнав о решении наследника, император издал указ, запрещавший Его Высочеству пересекать океан на чём-либо, кроме водоизмещающих кораблей и судов. На прямое нарушение императорского указа Саргон бы никогда не пошёл. Но, по традиции, указ, адресованный наследнику вступал в силу не с момента подписания, а с момента вручения. Но когда императорский курьер прибыл в столицу Приморья, где Саргон был наместником-соправителем, наследника там не было. Он в то время находился примерно над серединой океана. Оставалось только ждать. Трансокеанский телеграфный кабель в то время уже был проложен. Радиосвязь на такие расстояния в те времена ещё не осуществлялась. Долгие часы томительного ожидания. Одни ждали новостей, другие - их отсутствия. Сам факт полёта скрывали от императора, благо он делами интересовался всё меньше и меньше, переваливая их на Саргона. Если на каком-либо решении он видел подпись Саргона, то тут же подписывал, даже не читая. Даже многие недображелатели императора стали говорить, что назначение Саргона - действительно мудрое государственное решение. Иронии в тех словах не было. И вот жизнь наследника висит, как казалось многим, на волоске.
Но вот патрульный крейсер передал на базу флота что над ним пролетел самолёт, шедший с западного направления. Телеграмма ушла в Приморье, потом в Столицу. Пока она шла до столицы, в Приморье приняли новую. Командующий 3-м флотом сообщал, что самолёт Его Высочества совершил успешную посадку прямо в акватории базы.
Саргон вполне бы мог совершить и обратный перелёт, но по прямому проводу от Императора, вместе с поздравлениями, пришел приказ возвращаться на корабле. Что и было выполнено. Недображелателям, пытавшимся поднять вопрос о нарушении Воли Императора, было сказано, что во-первых, победителей не судят, а во-вторых, лодка на стоянке является вполне водоизмещающим объектом.
Полусонная Марина на полном автопилоте выбирается из автобуса. Насыщенный денёк подходит к концу. Вот посидит на скамейке и пойдёт в школу (до чего же не охота лезть через забор).
Подняв глаза обнаруживает всего-навсего Хейс. Ой!
-Заставила ты всех поволноваться!
-Как ты узнала?
Сонно спрашивает Марина, не обращая внимания, куда её ведут.
-С автовокзала позвонили полицейские, спросили, имеют ли ученики право появляться в городе без сопровождения взрослых. Едва услыхав про мореховский берет, директор сразу же сообразил, кто пропасть сподобился. Он сказал, что такое правило есть, сам же по другой линии звонил в канцелярию Загородного... Соединили сразу с Его Величеством. Он сказал "Пусть гуляет. Залезть на склад боеприпасов у неё всё равно не получиться. Город уже пережил налёт - переживёт и Марину!"
-Значит, опять всё было не по-настоящему.
-Ну как, выловила её? - спрашивает Софи, когда Хейс вернулась.
-Ну да. Делать, в сущности, и нечего было.
-А она что?
-А ничего. Сама сходи, да спроси, только она спит, наверное.
-Вот, прямо сейчас и пойду.
-Не зря Марина говорит, что ты вредная.
-Ну вот, и ты её защищаешь, - Софи отвечает, в точности воспроизведя излюбленную интонацию Марины.
Хейс смеётся в ответ.
-Шла бы, ты спать, Софи. Времени-то уже сколько!
-А, какая разница! В этом месяце никто, и нигде за порядком не следит. Весна же всё-таки! И экзамены уже кончились!
-М-да. Тут ты права. Я как-то и забыла уже, что не надо ничего учить, по крайней мере, какое-то время.
-Что ты постоянно учишь и учишь? И так же всё знаешь.
-Всего знать невозможно. В мире ещё много непознанного.
-Ну и познаешь всё как-нибудь потом! Сейчас же весна. Мне летать хочется!
Хейс хватается за голову.
-Опять! Может, обождёшь немного?
-Ну... Я в переносном смысле вообще-то.