DarkAlamez4 Задачей северной группы было обеспечение артиллерийским огнём занятия острова Гогланд, и поддержка крупным калибром десантных отрядов, штурмующих оба Тютерса. Кроме этого, прикрытие всей десантной операции с северного направления и непосредственная помощь южной группы в случае неблагоприятного развития ситуации. В состав группы входили линкор «Марат», крейсер «Максим Горький», эсминцы «Страшный» и «Свирепый», минзаг «Марти». Обеспечивали группу пять тральщиков.
Николай Герасимович, разрабатывая операцию, применил понятие: «резервное копирование». Этот термин он случайно услышал от попаданцев, и, уточнив его значение, стал использовать в повседневной штабной деятельности. Главкому понравилось это определение. Без возможности быстрого введения в бой оперативного резерва теперь не планировалась ни одна операция флота. Вот и сейчас адмирал подстраховался. Во-первых, Кузнецов не верил до конца финнам, во-вторых – готовящаяся операция могла быть проведена только один раз. Повтор – в случае неудачи – исключался. Немцы не тот противник, которых можно поймать на внезапности второй раз. Поэтому северная группа, непосредственно не участвуя в бою за плацдарм, задачу свою выполнила.
Высадка на Гогланд прошла, как и было договорено с финнами. Гарнизон сопротивления не оказывал, солдаты и офицеры находились в казармах. Заранее созданная смешанная группа по передаче острова выполнила своё назначение – инцидентов не было, неясностей – тоже. Группа немцев, бывшая на острове, сбежала на двух катерах. Финны их не задерживали. В течение дня корабли северной группы отразили несколько одиночных налётов немецких самолётов. К вечеру, когда стало ясно, что операция по высадке затягивается, командующий северной группой контр-адмирал Ралль получил приказ главкома: оставаться у острова на ночь. Присутствие в центре залива целой эскадры советских кораблей было очень рискованно, но оставлять «южан» без поддержки – преступно. Немцы быстро придут в себя и обязательно напакостят. Вопрос времени и средств. В течение ночи у Гогланда собралось соединение десантных кораблей. Встреченные на полпути «Минском» и «Ленинградом», десантные баржи южной группы благополучно подошли к острову. Сформировав общий конвой, корабли в сопровождении лидеров и тральщиков углубились по фарватеру в финские шхёры. Именно в этот момент Ралль получил радиограмму об обнаружении противника от тральщика «Т-210», выполнявшего контрольное траление фарватера.
«Т-210» находился на крайней северо-западной точке фарватера и, обнаружив противника, стал уходить в шхёры, догоняя десантные корабли. Соединение Ралля, имея в авангарде эсминцы и крейсер, полным ходом пошло к северу, навстречу врагу, атаковавшему тральщик. Успели в самый последний момент. Как потом стало известно, немцы оперативно отреагировав на новую угрозу в заливе, направили вдоль северного побережья корабли, готовившиеся поддержать планируемый десант на Аландские острова. Финнов, предавших Рейх, решено было наказать. Поэтому «Лейпциг» и «Эмден» получили новый приказ. Немцы, настигая тральщик, накрыли залпами концевые корабли десантного соединения. Лидеры, прикрывая своих подопечных, поочерёдно вступили в бой. В течение десяти минут боя три десантные баржи получили фатальные попадания. Ещё три пока оставались на плаву. Вынужденные маневрировать под огнём крейсеров, лидеры вышли с протраленной полосы, и «Минск» подорвался на мине. Неизвестно, как много времени понадобилось бы немцам на добивание повреждённых судов. Сигнальщики «Лейпцига» обнаружили появившиеся с юга корабли северной группы. Реакция немцев была молниеносной: разворот назад и полный ход. Уходя от эсминцев, с присоединившимся к ним «Горьким», немцы сумели избежать попаданий, применив индивидуальное маневрирование. Вынужденные вести огонь прямо по носу, наши корабли смогли только к концу сражения ввести в дело кормовые орудия. Быстро уходившие на запад «Лейпциг» и «Эмден» вели ответный огонь всем бортом. Впрочем, огонь немцев также оказался безрезультатным. Осколочные повреждения не в счёт. «Марат» присоединился к стрельбе уже на пределе дальности своих орудий, ухитрившись дать три полных бортовых залпа. Немцы ушли. Преследовать их было бесполезно. В условиях Финского залива на первый план выходило знание безопасных для плавания районов. Вот и сейчас немцы сумели использовать это превосходство. Артдуэль шла практически на перпендикулярных курсах, и немцы стремительно удалялись от превосходящих сил. Советские корабли не могли изменить курс на параллельный. Данный курс, согласно финским картам, выводил прямо на минное поле. Это обстоятельство послужило моральному неудовлетворению личного состава кораблей северной группы. Хотя все всё понимали, безнаказанное, с точки зрения советских моряков потопление десантных кораблей и повреждение «Минска» на мине стали тяжёлым ударом для многих. Никто тогда ещё не знал, что «Марат» последним залпом на пределе дистанции стрельбы сумел попасть в «Лейпциг». Попавший почти отвесно в палубу у левого борт снаряд проник в котельное отделение, взрывом уничтожив всё оборудование и персонал. Осколки снаряда проникли в соседние котельные отсеки, повредив находящееся в них оборудование. В поражённых отсеках вспыхнул пожар. Повреждённый крейсер лишился хода, ещё двигаясь по инерции вперёд. «Эмден» немедленно взял повреждённого собрата на буксир, и, взывая о помощи по радио, пара крейсеров поползла на запад.
Отредактировано DarkAlamez (15-10-2009 11:33:30)