Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Самоучитель по написанию фантастики и не только.


Самоучитель по написанию фантастики и не только.

Сообщений 51 страница 60 из 148

51

Да как скажете. Токмо на некоторые инструменты глаз как-то сам косится, даже если они смирно в углу стоят. Не просто ж так стоят, верно? Помнит горб-то, ить в ем мозгов нету, не понимает, гад, что не плеть сечет, а рука. Хотя когда на пузырь нет, даже при полном консенсусе не нажрешься; так што я б за линеек изобретательство той же линейкой и премировал бы, поперек спины и до полного вразумления.
А "творческие процессы" - они такие, или идут, или нет, нимало от наблюдателя не завися; и "изучение" их представляется подсчетом чертей на конце иглы, разве что результаты подчас куда печальнее.

0

52

Ну... В общем - да. Все будет так, как должно быть и никоим другим образом, даже если все будет иначе...
Я немножко не так считаю, но в том ли суть?
А насчет "творческих процессов" - это вы зря. Если б их не было, перефразируя Пушкина (кажется): тогда вся мировая история исчислялась бы по календарю на любое количество лет вперед с абсолютной точностью - наподобие положения звезд на небе - однако это не так.
С наилучшими пожеланиями - ПМ

0

53

тогда вся мировая история исчислялась бы по календарю на любое количество лет вперед с абсолютной точностью - наподобие положения звезд на небе - однако это не так.

Конечно, не так. Для нас с Вами. Однако подозреваю, что для парней с совсем уж большими линейками - и так, и эдак, а еще и раком, и боком, и приставными шагами. Или это у меня паранойя?

0

54

Расул написал(а):

Или это у меня паранойя?

Моя думай - немножко есть. :)
Но скорей просто мы немного с разных ракурсов данную тему рассматриваем, только и всего. Я лично всегда к ТРИЗу относился с большим пиететом, вы, видимо - нет. Ну так ведь - кому что нравится...

0

55

Ольга Громыко

Ода плагиату (пособие для начинающих)

“Плагиат-двигатель литературы”

За что критики так невзлюбили плагиат, самое перспективное направление литературы? Ведь, если вдуматься, все мы из плагиата вышли и плагиатом закончим, исписавшись. Ручаюсь, в столе любого, самого известного писателя, в дальнем углу стыдливо пылится плагиат на любимую книгу. У бесстыжих авторов он не пылится, а, законспирированный не хуже агента 007, на "ура" идет в широкие массы. Попадаются настолько талантливые плагиаторы, что автор оригинала бледнеет и скрежещет зубами от черной зависти, и пишет критические статьи, и выступает на конференциях и симпозиумах, прилюдно обличая мошенника, но - бесполезно. Симпатии читате-ля, как чересчур узкое для двоих одеяло, перетянул на себя ушлый плагиатор.

Плагиат, состряпанный знатоком своего дела, достоин всяческой похвалы. К сожалению, молодые авторы абсолютно не умеют пользоваться первоисточниками. Вместо того, чтобы черпать идеи между строк, они безжалостно выдергивают из текста полюбившиеся им цитаты, абзацы и целые сюжеты. Больше всего меня умиляют краденые герои - вот уж где литературные зомби. Бродят они, бедные, на негнущихся ногах, по неведомым дорожкам низкопробного мира, в тщет-ной надежде помереть, лишь бы не видеть брезгливой гримасы на лице читателя. Так не годится. Запомните раз и навсегда, братья по чужому разуму: плагиат - это искусство, а не кража со взло-мом. Плагиат, как и прыщ, нуждается в искусной маскировке. Только путем долгим и упорных тренировок вы сможете стать профессиональным, уважаемым и всеми любимым плагиатором.

Конечно, я понимаю, что вам завидно и прямо руки чешутся урвать частичку таланта маститого автора. НО: Во-первых, вас уличат и растерзают на кусочки. Во-вторых, не получите того морального удовлетворения, которое появляется после поимки нового вида музы. В-третьих, пол-ностью отупеете и совсем разучитесь писать. Так что, прежде чем пожинать лавры с гибридной нивы плагиата, выслушайте несколько советов профессионального жнеца.

СОВЕТ №1. Для начинающих

Потренируйтесь на синонимах и антонимах - авось научитесь свободно пользоваться своим скудным словарным запасом (для особо тупых в Word'е есть кнопка “Тезаурус”).

Классика
Интерпретация

“ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ…"
Нет, избито, несовременно, не затрагивает души подрастающего поколения.  “ПОСЕЯЛА БАБКА КОНОПЛЮ….”
Ну вот, появилась интрига, самой стало интересно, взойдет данная сельхозкультура или нет… 
“ВЫРОСЛА РЕПКА БОЛЬШАЯ-ПРЕБОЛЬШАЯ…”
“ВЫРОСЛА КОНОПЛЯ МАЛЕНЬКАЯ, РЕДКАЯ, ХИЛАЯ… НО ЗАБОРИСТАЯ!…”

“ПОЗВАЛ ДЕД БАБКУ - ТЯНУТ-ПОТЯНУТ, ВЫТЯНУТЬ НЕ МОГУТ”
“ПОЗВАЛА БАБКА СОСЕДА, СТАЛИ ОНИ КОНОПЛЮ ТЕРЕБИТЬ И В ПУКИ ВЯЗАТЬ…”

“ПОЗВАЛА БАБКА ВНУЧКУ… ЖУЧКУ… КОШКУ…”
“ОТКРЫЛА БАБКА ПРИТОН, СТАЛА ТОРГОВАТЬ КОНОПЛЕЙ ОПТОМ И В РОЗНИЦУ…”

“МЫШКА БЕЖАЛА, ХВОСТИКОМ МАХНУЛА…”
“ПРОХОДИЛ МИМО УЧАСТКОВЫЙ, КОНФИСКОВАЛ КОНОПЛЮ, ПОСАДИЛ БАБКУ, ПОСАДИЛ СОСЕДА, ПОСАДИЛ НАРКОМАНОВ...”

Получилось? Отлично. Вы не так уж безнадежны. Перейдем к следующему этапу.

СОВЕТ №2. Стакан бульона на ведро воды.

Как говорила моя школьная подруга: "Сочинение на заданную тему - это ведро воды слов, в которое добавлен для запаха стакан бульона цитат, а одинокая капля жира на его поверхности - твоя фантазия ". Побольше фантазии, коллеги! Понаваристей!

Народный фольклор
Фольклорный плагиат

1)Входит Иван-дурак в избушку - там сидит младшая сестра Бабы-Яги, Костяной Ноги, седая, беззубая…

2)-Это вы - младшая сестра Бабы-Яги? - Недоверчиво уточнил парень.
-О, да! - С достоинством ответствовала я, демонстративно запахиваясь в полу-прозрачный голубой халатик. - А в чем дело?
-Видите ли… - Парень смущенно перекладывал меч из руки в руку. - Видите ли, ваша сестра сказала, что у вас есть информация о Кощее Бессмертном…
У меня, собственно говоря, был и сам Кощей Бессмертный, мирно почивавший на двуспальной кровати. Кислая улыбка на моем лице все больше напоминала гримасу. Иван, не будь дурак, откровенно глазел на мои бедра, едва припоро-шенные воздушной тканью халатика.
-Впервые слышу. - Решительно отмежевалась я от знакомства с Кощеем.
-И что мне теперь делать? - Неподдельно огорчился и растерялся парень.
Мысленно - и весьма нецензурно - проклиная горе-вояку, я наскоро сотворила жирную зеленую лягушку и, без труда убедив онемевшего от удивления Ивана, что лучшего проводника ему не сыскать, бросила ее оземь. Квакушка, влекомая инстинктом самосохранения, резво заскакала к терновой куще. Иван опрометью кинулся за ней, придерживая свободной рукой облезлую заячью шапку.
Я с облегченным вздохом захлопнула дверь, сбросила халат.
-Кто там, дорогая? - Сонно спросил Кощей, распахивая мне объятья.
-Да так… Дурак один… - Отмахнулась я, ныряя под одеяло.

Попотчуйте читателя своей стряпней - авось понравится. Авось наестся. Но может и тарелкой в повара запустить…

СОВЕТ №3. Из личного опыта.

Иногда кажется, будто бы все, что вы хотели сказать по данному поводу, сказано до вас. Не отчаивайтесь. Эффекта новизны можно достигнуть, назло коллеге утверждая обратное.

Ник ПЕРУМОВ, “Рождение мага”
Вариация на тему

“Дорожка к кладбищу выглядела неважно…”

“…Похоже, дорога к кладбищу была единственной приличной дорогой в этом захудалом городишке. На нее пошли сотни кубометров серого и розового мрамора, более уместного в облицовке храма. По ней хотелось ходить всю жизнь. По ней хотелось пронести невесту на руках. Я бы не удивилась, узнав, что похоронные процессии дотаскивают гроб до кладбищенских ворот и разворачиваются, дабы в угоду покойному повторить последний путь на “бис”...

Попробовали? Получилось? Ну что ж, поздравляю. Вы добились заметных успехов. Никто не докажет, что сюжет краденый. Плагиат стал почти неотличим от полета фантазии.

ТАК НА КОЙ ЧЕРТ ОН ВАМ СДАЛСЯ?! ЛЕТАЙТЕ!

Пусть ОНИ вам завидуют, опубликованные бездари….

(c) Ольга Громыко

0

56

КАК ПРЕВРАТИТЬ ЗАПИСКИ НА САЛФЕТКЕ В ТОЛСТУЮ КНИГУ
(если у Вас хватит наглости)

Посвящается некоторым авторам и книгоиздателям.

Представьте себе, что Вы с другом сидели в пабе или кафе и обсуждали какую-то тему. Неважно, шла речь о руководстве бизнесом или о том, как одеть ребёнка на утренник в детском саду - но по ходу разговора вы записывали возникшие идеи на салфетке. И когда Вы вернулись домой, в кармане у Вас лежала салфетка с десятком-другим пометок вроде: "Не забыть бы погладить шнурки" или "Секретарша не берёт трубку - поставить ей на вид!"

Поздравляю Вас!

Эту салфетку Вы можете - если Вам хватит наглости - превратить в толстую книгу. В этом Вам поможет моё краткое пособие.

Разумеется, Вам также потребуется помощь издателя. Но не волнуйтесь! Эти славные люди зачастую рады помочь автору в святом деле надувательства читателей. Ведь выигрывают от этого обе стороны - и автор, и издатель.

Итак, первым делом Вам надо составить структуру книги. Помимо введения и заключения, в ней будет 20 глав - по одной на каждую Вашу мысль с салфетки. Чтобы не утомлять себя тяжкими раздумьями, пусть эта мысль станет заодно и названием главы.

Теперь Вам предстоит поработать, чтобы превратить одну строчку в пару страниц текста. Сделать это не так сложно, как представляется профану.

Во-первых, мысль можно "размазывать по тарелке". Так, как это делает на экзамене троечник, отвечающий на незнакомый вопрос. "Английская судебная система принята в Англии. Она отличается от прочих судебных систем, существующих в других странах. Поэтому она и называется английской..."

У Вас на бумажке записано "Не надо класть ручку в карман пиджака - может протечь"? Смело растекайтесь мыслию по древу, изливайте на бумагу свой поток сознания и пишите что-нибудь вроде:

"Никогда не кладите ручку в нагрудный карман. Слышите? Никогда! Потому что если ручка протечёт в кармане, она измажет чернилами Ваш деловой костюм. И тогда Ваш костюм будет безнадёжно испорчен. А кроме того, какое впечатление Вы произведёте на окружающих? Подумайте сами, вызовет ли у Вас доверие человек в костюме, испачканном чернилами? Да хоть бы и кетчупом! Если на деловом костюме есть огромное грязное пятно, оно напрочь испортит всё впечатление.

Вот только представьте себе: переговорный зал, Вы обсуждаете сделку на миллион долларов, но в этом время у Вас на пиджаке начинает расплываться большое синее пятно - Ваш партнёр по переговорам уже не слушает Вас, всё его внимание прикованно к этому пятну, все Ваши аргументы он пропускает мимо ушей, и сделка срывается! Вы только что потеряли сто тысяч долларов комиссионных! А всё из-за того, что положили ручку в нагрудный карман.

Поэтому никогда, ни в коем случае, не кладите ручку в нагрудный карман. Не кладите туда также и фломастеры. Кроме того, не стоит класть ручку и в боковые карманы пиджака, потому что и там тоже она может потечь. И тогда впечатление от Вашего делового костюма тоже будет испорчено. Да и во внутренний карман ручку тоже лучше не класть. Вообще, лучше не носить ручку ни в одном кармане пиджака.

А где её тогда носить? Некоторые предлагают носить её в кармане брюк, но эта идея кажется мне неправильной. Мой Вам совет - носите ручку в своём кейсе. Что же следует носить в карманах пиджака? Я скажу так..."

Во-вторых, мысль можно повторять и дважды, и трижды - всякий раз "размазывая" её. Только не надо копировать текст - пересказывайте его новыми словами.

В третьих, Вы можете приводить примеры. Так, если Вы советовали не ковыряться в зубах за столом, Вы можете рассказать поучительную историю о том, как Джон Смит из фирмы Company Ltd. не смог заключить сделку всей своей жизни, потому что во время бизнес-ланча с потенциальным клиентом он в самый ответственный момент принялся ковыряться вилкой в зубах. А чтобы не тратить время на поиск реальных примеров, иллюстрирующих Вашу мысль, Вы можете высасывать их из пальца - всё равно никто проверять не будет. Перестраховщики же могут написать, что имена людей и названия фирм изменены.

Кроме того, в конце каждой главы можно сделать резюме - подвести итоги (многословно пересказав свою мысль ещё раз) и вывести мораль.

Наконец, есть совершенно роскошный ход, который используют истинные мастера "размазывания каши по тарелке". Книгу можно сделать наполовину художественной, придумав героев, один из которых обучает другого - и тогда художественные описания могут занять вдвое больше, чем основной текст. Представьте себе, что главу о необходимости чистить зубы по утрам Вы начинаете так:

"Когда на следующее утро Стив поднялся на лифте на сороковой этаж небоскрёба и вошёл в кабинет, Чжоу сидел с закрытыми глазами. Стив осторожно кашлянул. Чжоу открыл один глаз, затем другой, потянулся и радостно произнёс:

– Это Вы, мой юный друг? Я искренне рад Вас видеть! Взгляните, как хороша погода сегодняшним утром!

Стив обернулся и выглянул в окно, выходящее на Гудзон. Минуты две они молчали, наслаждаясь видом - утро и впрямь было дивным. Солнечные лучи пронизывали воды реки, окрашивая их во все оттенки зелёного - от изумрудного до малахитового. Катера рассекали водную гладь, оставляя за собой белоснежные следы - хотя время года было совсем не подходящим для снега. Вдали виднелась статуя Свободы - совсем маленькая, будто игрушка на рождественской ёлке или брелок в манхеттенской лавке сувениров. Яркий свет, проникая в комнату сквозь огромные окна, создавал в ней атмосферу радости. Пылинки задорно танцевали в лучах солнца. Наконец Стив отвернулся от окна и снова кашлянул. Чжоу улыбнулся загадочной улыбкой ацтекского идола.

– Да, мой юный друг! Вы так и не научились скрывать свои эмоции. Я вижу, Вам не терпится получить следующий урок. Что же, позвольте мне рассказать Вам одну поучительную историю. Начну издалека. Когда я ещё был ребёнком..."

Впрочем, глава может быть посвящена и любой другой теме - как Вы понимаете, начало её всё равно будет точно таким же.

Кроме того, Вы можете давать в своей книге задания читателю - и прямо на её страницах оставлять пустое место для записи результатов. Например, Вы спрашиваете: "Что едят кролики?" - и оставляете 5-10 пустых, но подчёркнутых тонкой линией строк для того, чтобы читатель мог вписать ответ прямо в книгу. А поскольку в каждой главе таких вопросов может быть несколько - за их счёт к тексту главы можно без труда прибавить одну, а то и две страницы.

Итак, Вы сделали своё дело, хорошенько размазав кашу по тарелке, и не мытьём, так катаньем растянули каждую свою мысль хотя бы на две странички. В результате у Вас вышло 40 страниц текста. Плюс ещё по две страницы вступительной и заключительной главы. Итого 44 страницы.

Дальше дело за издателем. Поверьте, у опытного книгоиздателя тоже есть немало способов раздуть объём текста.

Первым делом редактор изменит разбивку Вашего текста, сделав абзацы как можно более короткими. За счёт того, что последняя строка каждого абзаца обычно полупустая, объём книги при некотором везении может вырасти на 20%, так что Ваши 44 страницы автоматически превратятся в более чем полсотни.

Далее в дело вступит верстальщик. И тут начнётся истинная магия.

Перво-наперво, верстальщик позаботится о том, чтобы каждая новая глава начиналась с новой страницы. Даже если предыдущая страница осталась на 90% пустой. Трах-тибидох! Из ниоткуда в Вашей книге появились ещё 10-15 страниц, и неважно, что они пустые - читатель ведь платит за них, как за полные. Итого имеем уже почти 70 страниц.

В некоторых случаях верстальщик может решить, что главу всегда надо начинать не просто с новой страницы, но именно с левой страницы. А её изнанка может оставаться пустой. Этот приём используют нечасто, но с его помощью к книге можно добавить ещё с десяток страниц.

Затем неленивый верстальщик пройдётся по тексту (если до него это ещё не сделал редактор) и везде, где есть что-то, хотя бы отдалённо напоминающее список, он превратит его в "список с кнопками". Например, если в тексте было написано, что автор бывал в России, Белоруссии, Молдавии и Туркменистане, после вмешательства верстальщика текст будет выглядеть так:

Автор бывал в:
- России
- Белоруссии
- Молдавии
- Туркменистане

Вуаля - из одной неполной строчки получились пять полных (а если считать пустые строки, отделяющие список, так и все семь). Таким образом можно прибавить ещё 10% к объёму книги. Итого 75 страниц.

Далее, в современном книгоиздании принято выделять новый абзац лишь красной строкой. Но верстальщик может решить, что между каждыми двумя абзацами будет дополнительно введена пустая строка. Так и впрямь удобнее читать - но это добавляет ещё примерно 12-15% к количеству страниц в книге.

Кроме того, кто сказал, что на странице должно помещаться много текста? Верстальщик сделает большие поля, и тем самым уменьшит количество букв в каждой строке. Это можно, при желании, объяснить заботой о читателе - вдруг ему захочется сделать заметки на полях? Мир уже однажды пострадал от того, что в "Арифметике" Диофанта были слишком узкие поля и Ферма не смог записать на них доказательство своей теоремы - разве можно допустить, чтобы подобная трагедия повторилась?

Кроме того - разумеется, исключительно ради заботы о глазах читателя - верстальщик может использовать крупный шрифт. И тем самым уменьшить как количество букв в строке, так и количество строк на странице.

И, наконец, в его распоряжении остался ещё такой инструмент, как интерлиньяж - или, по-простому, размер промежутков между строчками. Стоит увеличить эти промежутки - и там, где раньше помещались 10 строк, теперь поместятся лишь 7 или даже 6 строчек.

В результате всего лишь пара нажатий на кнопку мыши - и размер книги увеличивается почти вдвое. Там, где раньше были 75 страниц, станет 110-120.

Если же издатель решит, что этого мало, в его распоряжении остаётся ещё одно термоядерное средство - формат книги. Он может решить издать Вашу книгу не в обычном, а в малом формате. Ваши 120 страничек тут же чудесным образом превратятся в 220, а то и больше.

Кроме того, к концу книги можно подверстать ещё десяток-другой страниц с рекламой других книг того же издательства. Всё равно за бумагу платит читатель.

Наконец, если книга всё равно покажется недостаточно толстой, есть последний выход. Какой? Правильно, можно попросту издать её на более плотной и толстой бумаге.

Остались ещё два последних по порядку, но не по важности шага.

Книге надо подобрать название. Только упаси Вас бог использовать какое-то осмысленное название, хоть как-то отражающее суть книги. Делать этого нельзя ни в коем случае! Сами подумайте - кому интересно покупать книгу по маркетингу, на обложке которой написано "Маркетинг"? Заходишь в книжный магазин, смотришь на полку, а там - "Маркетинг", "Маркетинг"...

Нет, название должно быть интригующим, ярким, вызывающим в воображении какую-нибудь противоестественную картину - что-нибудь вроде "Отымей в зад зелёную мартышку!", "Кама-сутра для программиста" или "Исус Христос - мой автомеханик". Тут лучшим учителем для Вас может стать незабвенная Дарья Донцова.

И, наконец, необходима аннотация. Лучше всего, если человек, который будет её писать, не станет даже открывать Вашу книгу - это только помешает ему, может сбить его с толку. Человек этот должен хорошенько подумать, чего больше всего хочет потенциальный покупатель - и пообещать ему именно это. "Книга научит Вас тому, как продать что угодно, кому угодно и по любой цене, какую Вы захотите запросить!" Почему автор книги ещё не стал богаче Билла Гейтса, если он действительно умеет то, что пишет? Право слово, Ваша целевая аудитория не задумается над этой неувязкой.

И не скупитесь на заведомо невыполнимые обещания вроде "Используйте приёмы из этой книги и Ваши конкуренты исчезнут, как снег под июньским солнцем!" - книгоиздание не тот бизнес, где принято отвечать за свои слова.

Желательно также сделать специальную оговорку насчёт того, что книга годится даже для умственно отсталых, необразованных и ленивых. Что-нибудь вроде: "Хотите получать кучу денег, не работая, даже если Вы полный идиот, ничего не умеете делать, и учиться тоже не хотите, потому что ленивы, как свинья? Эта книга написана специально для Вас!"

Ну и кроме того, стоит упомянуть, что автор пишет живым и бойким языком, демонстрируя присущие ему остроумие и проницательность. Что каждая глава книги - урок мастера, который откроет перед читателем секреты, известные лишь избранным. И т.д., и т.п. - примеры таких формулировок Вы в изобилии найдёте на полках книжных магазинов.

Итак, если Вы последовали советам из этого краткого руководства - поздравляю Вас, через пару месяцев Ваша книга окажется на полках магазинов. Вы получите гонорар - эдак тысяч двадцать рублей - и сможете приступить к созданию нового бестселлера.

P.S. Не слушайте неудачников, которые будут стыдить Вас за то, что в Вашем творении много воды, и утверждать, что книга должна быть толковой и дельной, приводя в пример собственные издания. Поверьте - это просто лохи, которые не умеют с толком распоряжаться собственным временем. Они тратят слишком много сил на каждую свою книгу, и их почасовая оплата выходит слишком низкой. Так что они никогда не заработают много денег на своих книгах.

Если же книга какого-то из этих умников вдруг станет популярной - не беспокойтесь и не завидуйте. Вы сможете обокрасть его и сделать из его материалов свою следующую книгу. Подробнее об этом читайте в следующем пособии серии "Как стать автором бестселлера"!

P.P.S. Если Вы спросите, почему автор этого краткого пособия не последовал собственным советам и не издал свои рекомендации в виде книги на две сотни страниц - автору придётся со стыдом признать, что сам он относится к тем лохам, которые считают, что в книге должно быть как можно меньше воды.

Copyright © Александр Левитас, 2006

0

57

:D попробуем, Дим? Мы че-то на салфетке писали, когда зимой в баре сидели?

0

58

Барон фон Тар
А то! :D Можно ещё и Мэтра потрясти - на предмет нагло украденных из бара салфеток - я помню как он два мешка выносил! :lol:

0

59

А в том баре разве были салфетки???  :O  А выносил я пустые пивные кружки...  :D

0

60

Гм, а может это были подставки из-под кружек? :)

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Самоучитель по написанию фантастики и не только.