В детстве я переезжал с родителями несколько раз, так что детские воспоминания, начиная с самых первых относятся не к одному, а сразу к трем городам и городкам.
Первые, самые ранние, отрывочные воспоминания относятся к Хабаровску. Там мы жили в большом двухподъездном и двухэтажном доме где-то недалеко от железной дороги. Как живая стоит перед моими глазами картина нашего дома, стоящего на окраине пустыря, в детском моем восприятии казавшегося непреодолимой пустыней, за которым видна насыпь железной дороги и пробегающие по ней составы.
Окраина, на котором стоял наш дом, была застроена деревянными домами вполне деревенского вида, с единственным запомнившемся мне отличием - не было у них участков, только небольшие палисадники, а сараи стояли отдельной линией. Почему мне запомнились сараи? О, это было одно из тех воспоминаний, которые врезаются в память на всю жизнь. Тайга в то время (а это было начало шестидесятых), была совсем рядом от города и многие жители окраин занимались охотой и собирательством. Такие вот охотники и притащили как-то медвежонка, видимо от убитой ими медведицы, и поселили в одном из сараев. Хорошо помню его умильную мордочку и звон приковавшей его цепи, его потешное махание лапами, когда он выпрашивал у нас, сбежавшихся посмотреть на это чудо малышей, кедровые шишки. Интересно было смотреть и то, как он ел эти шишки. Целиком брал в рот, пережевывал, потом выплевывал на лапу и очень аккуратно выбирал своим длинным красным язычком очищенную ореховую мякоть. Куда он делся потом, в моей памяти увы никаких сведений нет. Наверное, как подрос, сдали его в зоопарк. Тогда часто ездили по городам небольшие передвижные зоопарки, в которых можно было посмотреть разных зверей, от экзотического бегемота, до обычного серого волка.
Вообще, несмотря на отрывочность, воспоминаний о Хабаровске у меня осталось довольно много. Хорошо помню угрюмое серое море, бьющее волнами в берег,на обрыве которого, словно ласточкино гнездо приютилась характерного вида каменная беседка. Когда в середине восьмидесятых я попал в город своего детства, то нашел это место без труда. Правда вместо моря был всего-навсего хотя и широкая, но река, "Амур-батюшка" , а из-за летней погоды волны казались синевато-голубыми и беседка была еле заметна с берега, со всех сторон прикрытая зарослями высоких деревьев и кустарника. Но это было несомненно то самое место, по которому мы гуляли с родителями.
Еще одним разочарованием тогда стало для меня отсутствие в магазинах запомнившихся мне лакомств - кедровых орешков, маленьких, но удивительно вкусных бананов, больших, красных, сладких китайских яблок и маленьких, но удивительно вкусных местных яблочек-ранеток, из которых мама всегда варила такое вкусное варенье.
Самые интересные воспоминания остались у меня о доме, в котором мы жили. Окруженный забором деревянный дом был видимо общежитием, потому что занимали мы в нем одну комнату без всяких удобств и кухни. Где была кухня и была ли она, в моей памяти не сохранилось, зато хорошо помню огромную печь, выходящую своим фасадом в коридор. Не знаю, как ее топили, была она общей на весь первый этаж или нет, но была она именно в коридоре, грея сразу множество комнат.
Помню нашу комнату и меня, пьющего удивительно вкусный напиток - лимонад, сделанный бабушкой из какого-то порошка. Тогда я подумал, что если напиток из этого порошка такой вкусный, то сам он должен быть еще вкуснее и решил его попробовать, в результате чего в памяти остались люди в белых халатах, делающие со мной что-то очень неприятное.
Не помню, сколько мы прожили в Хабаровске, но в конце концов родители решили вернуться в европейскую часть страны, на родину моей мамы - в Чувашию. Отец устроился работать преподавателем в единственную тогда в республике автошколу в небольшом городке Шумерля.
Продолжение следует...
Отредактировано Логинов (09-02-2010 12:54:36)