ЕЩЕ О «ПРОБЛЕМЕ КОНТАКТА»
«Супруги Дорис и Дэвис Джоунас, американцы, написали книгу о разумных существах, которые могут существовать во Вселенной».
Это хорошая новость, хоть и 30-летней давности, ведь статья написана в 1981 году. Но прежде чем говорить о контакте, имело бы смысл смоделировать условия самого диалога.
"Он - психиатр, она - антрополог. Их книга под скромным названием "Инопланетяне" дает мне возможность заняться этой столь актуальной ныне темой".
И что бы мы делали без супругов Джоунас и их книги? Занимались бы чем-то другим.
"Речь идет о гипотезах, основанных на достоверных данных естественных наук, прежде всего физики и биологии".
Поскольку я эту книгу не читал и не могу ручаться за объективность оценки ее Лемом, то комментировать буду его комментарии, как самостоятельные суждения.
"Рассматривается, как благодаря естественному отбору на планете с непрозрачной атмосферой обоняние могло стать самым важным чувством, а в другой главе - о том, что особые условия освещения могут способствовать возникновению фасеточных глаз, как у насекомых. Такие глаза воспринимают поляризованный свет и помогают ориентироваться".
Вполне соответствует модели развития жизни на Земле. Атмосфера у нас не то чтобы очень прозрачная, но это не помешало собакам, например, сделать обоняние самым важным чувством. При этом они (собаки) развиты настолько, что способны вступать с нами в контакт, и другое восприятие реальности не стало помехой в этом общении. Дельфины живут в воде. Они осязают, обоняют и слушают, причем в ультразвуковом диапазоне. И разговаривают друг с другом в нем же. Этот факт тоже не помешал нам вступить с ними в контакт. На Земле хватает насекомых, обладающих фасеточным зрением. Некоторые из них так активно общаются между собой, что впору говорить о коллективном разуме. Но контакта с ними у нас не произошло.
Выводы. Разнообразие способов восприятия возможно в одинаковых условиях, в границах одной планеты. И это разнообразие не является определяющим в оценке возможности или невозможности контакта.
Этот пример ничего не доказывает и ничего не опровергает. Он имеет нулевую ценность в разговоре о возможности контакта.
"Авторы полагают, что установление контакта с "Другими", обмен информацией между различными планетными цивилизациями есть чисто техническая проблема, которую, следовательно, можно решить чисто техническими средствами и методами, что мы не встретим каких-либо непреодолимых препятствий при расшифровке сигналов из космоса, поскольку любой разум подобен земному".
Сколько всего намешано в одну посуду! Разве кто-то утверждал, что любой разум подобен земному? Разве земной разум и человеческий разум - одно и то же? Может быть, имело смысл сказать, что мы не встретим препятствий, поскольку любой разум, как полагают авторы, подобен человеческому? И вообще, с этим фрагментом стоит разобраться.
Во-первых, в логике "авторам" не откажешь. Действительно, в чем проблема?
Как мы общаемся с собаками? Вырабатываем систему знаков - язык, который понятен им (и нам конечно же, ведь мы его разработали). И приучаем собак расшифровывать наши послания - дрессируем их.
Каким образом мы расшифровываем их послания? Мы изучаем самих собак, их поведение, их "стайный" язык. Какие "непреодолимые препятствия" мы встречаем при расшифровке собачьих сообщений? Никаких. Чем глубже мы их изучаем, тем лучше понимаем. Какие "непреодолимые препятствия" встречают собаки при расшифровке наших сообщений? Никаких. Чем лучше разработан нами язык общения, тем качественней само общение.
У кого при этом общении возникают проблемы - у нас или у собак? Кто их решает? Мы. Мы инициаторы общения, мы решаем возникающие проблемы.
Можем ли мы общаться с собаками на расстоянии? Можем, мы уже это делаем - используем ошейники с приемо-передающими устройствами, например. Расстояние при общении с собаками - чисто техническая проблема, которую мы решаем чисто технически.
Можем ли мы обучить незнакомую собаку на расстоянии? Если мы можем обучить ее в принципе, то сможем делать это и на расстоянии, вопрос лишь в техническом обеспечении.
Мы можем вступить в контакт с любым из развитых земных животных, будь то собака, волк, обезьяна, медведь, тигр, слон, касатка и так далее. Мы можем обмениваться информацией с ними в самых разнообразных условиях, находись они на расстоянии, или в темноте, или в изолированном помещении, или в водной среде. При этом нам нужно решать лишь технические вопросы - разработка системы знаков и технических средств коммуникации. При этом сами животные не встретят никаких "непреодолимых препятствий" - уж мы об этом позаботимся.
Мы тоже не встретим "непреодолимых препятствий", расшифровывая послания "Других" - они об этом позаботятся. Если при этом у них и возникнут проблемы, то чисто технического плана, и они их безусловно решат.
Что мы делаем, когда собака не может расшифровать наше послание? Мы не успокаиваемся до тех пор, пока она его не расшифрует.
А зачем мы общаемся с животными? О-ооо.
Собаки охраняют наш дом, сидят на цепи, живут в конуре, бегают за нарушителями, кусают их, но не до смерти, ищут наркотики в чемоданах, разыскивают обмороженных альпинистов, выступают на собачьих боях, получают медали на выставках и даже подрывают вражеские танки, жертвуя жизнью ради наших дебильных выходок.
Дельфины прыгают через обручи, клянчат рыбу, стоя на хвосте, катают на себе сексапильных дрессировщиц и подрывают вражеские авианосцы.
Обезьяны курят сигары, расхаживают в смокингах и пользуются столовыми приборами. Это так прикольно!
Слоны таскают бревна и возят на себе сахибов и их слуг, которые тычут в их большие уши железными штырями. Очень мило. Медведи катаются на велосипедах, танцуют в юбках и играют в хоккей. Львы и тигры прыгают с тумбы на тумбу и ходят на задних лапах. И все они принимают активное участие (правда, не по своей воле) в наших научных изысканиях - нажимают на кнопочки, смотрят на лампочки, выделяя слюну и опробуют на себе смертельные дозы химикатов. И все это благодаря тому, что мы нашли способ вступить с ними в контакт!
Когда "Другие" войдут с нами в контакт, им будет что нам предложить. Я так думаю. От их предложений мы не сможем отказаться.
Что мы делаем с животными, которые отказывают нам в общении? То-то.
На Земле все меньше животных, которые нас не устраивают. На Земле вообще все меньше животных. Остаются лишь те, которые нас устраивают. Мы с ними неплохо ладим.
Что? Они слишком отстали в развитии? Полагаете, эта разница в развитии дает нам право так с ними поступать?
Предположим, кто-то отстает от нас в развитии не так сильно. Совсем чуть-чуть. Предположим, у нас технократия, а у них феодализм. У нас демократия, у них диктатура. У нас толерантность, а у них религиозный фанатизм. И расизм. И ущемление прав. И концлагеря. И нефть, как назло.
Как вы думаете, эти ребята, которые смогут до нас достучаться из Крабовидной туманности, они будут сильно опережать нас в развитии? Кем мы для них будем - обезьянами, папуасами или просто несправедливо и неправильно устроенным обществом? Или вообще мы будем для них муравьями, даже крысами? Что для нас лучше - быть для кого-то объектом опытов или дискриминации?
Может быть, кто-то думает, что у "Других" нет иных целей, кроме как завалить нас шоколадом и научить управлять реакцией термоядерного синтеза?
Секундочку, скажете вы, почему мы должны исходить из такого мрачного сценария? А из какого сценария нам исходить? Других сценариев у нас просто нет. Так происходило, происходит и, судя по всему, будет происходить на Земле. Значит, это возможно и наиболее вероятно в других местах. Не самый плохой, надо заметить, сценарий. "Другие" могли бы тупо расстреливать любую обнаруженную цивилизацию - прямо в момент обнаружения. Любую, в том числе и нашу. Так намного проще для "Других". Гашетка нажимается прямо в момент обнаружения цивилизации. Экономит время и вообще. Но я не рассматриваю такой сценарий, потому что для этого нет предпосылок.
Нельзя моделировать, используя несуществующие элементы, это не моделирование. Есть известные элементы - история взаимодействие различных земных культур, их мы можем использовать. Это лучше, чем ничего. Лучше моделировать "контакты", используя наш исторический опыт, чем не моделировать вообще.
"Когда-то я и сам был такого же мнения. Хотя инопланетяне могут сильно отличаться от людей по своему строению..., их разум должен быть очень похож на наш, ибо невозможна иная форма разума, чем та, что свойственна человеку".
Повторюсь, книгу супругов Джоунас я в глаза не видел, но судя по предыдущему высказыванию Лема, эта милая парочка не заявляла ничего подобного. Как я понял, они утверждают, что при всем разнообразии возможных живых форм во Вселенной, разумные существа всегда смогут договориться, если решат техническую сторону проблемы.
Лем перевирает - сознательно или нет. В одном случае он зажрался, возгордился, в другом - не понимает, что говорит. И то и другое не в его пользу. Так что ему не стоило бы так покровительственно хлопать Джоунасов по плечу. Они здесь выступили как эксперты, а он - как критик-дилетант.
"Сегодня я не стал бы защищать эту точку зрения".
Она не нуждается в защите. Лем мог бы ее придерживаться или не придерживаться. Даже не так. Джоунасы не высказывали точек зрения, они провели исследование и опубликовали результат.
"Абстрактно мыслящий разум, его - если можно так выразиться - логическая вершина, которую мы уже препоручили нашим перерабатывающим информацию машинам, и в самом деле может быть космической постоянной".
Елы-палы. Что есть абстрактное мышление? Теорема Пифагора, правила формальной логики, составление химических уравнений - вот примеры абстрактного мышления. Но когда мы, пользуясь приемами абстрактного мышления, вычисляем размер посевных площадей, определяем единственного убийцу из числа пяти подозреваемых или модернизируем нейтронный боеприпас, то мыслим отнюдь не абстрактно.
Абстрактное мышление - не вершина, а лишь одна из граней мышления вообще.
Что есть "абстрактно мыслящий разум"? Разум, способный мыслить абстрактно? Любой разум является таковым. Разум, мыслящий только абстрактно и никак иначе? Таких разумов нет в природе.
Существуют ли у нас машины, обрабатывающие информацию? Строго говоря, таких машин у нас нет. У нас есть вычислительные машины - устройства, способные быстро производить сложные математические вычисления. Они могут только считать - в пределах написанной нами программы. Ничего другого они делать не могут. Если программа называется "обработка информации" или "эвристический анализ", то это все равно программа, написанная человеком, а машина сама по себе не умнее двери от туалета. Чем сложнее и совершеннее программа, тем более разумными кажутся действия машины. Но это лишь видимость разумности.
Препоручить - заставить кого-то другого выполнять нашу работу. Мы ничего не перепоручали машинам в смысле интеллекта. Они - наш инструмент, арифмометр большой мощности, не более того. То что машины вместо нас пересчитывают большие массивы числовых данных, не говорит о том, что мы мыслим лишь абстрактно. Тем более это не говорит о том, что машины мыслят - абстрактно или нет. Умножение в столбик не является вершиной абстрактного мышления.
Что есть космическая постоянная? Является гравитационная постоянная космической? Конечно. Что это значит? Это значит, что она должна присутствовать во всех уравнениях, описывающих движение (назовем это так) физических тел (назовем их так) в космосе. Силы гравитации воздействуют на все тела в любой точке Вселенной. И это воздействие можно выразить в виде числового коэффициента, который присутствует в этих уравнениях.
Может ли стать разум, даже не абстрактно мыслящий, космической постоянной? Никогда. Даже если Вселенная кишит цивилизациями, они распределены в ней неравномерно и находятся на разных стадиях развития. Одни лишь зарождаются, другие уже на ладан дышат, а все остальные находятся в движении от первого ко второму. Это значит, что воздействие разума на материю Вселенной не одинаково в разных ее областях. В одних местах это воздействие сильнее, в других слабее, но в большинстве мест этого воздействия вообще нет.
Говорить о превращении разума в космическую постоянную вообще глупо. Остается предположить, что Лем ударился в мистицизм и занялся религиозной пропагандой. В самом деле, лишь наличие бога-творца может соответствовать такому положению дел, когда имело бы место тотальное воздействие разума на любой материальный объект в любой точке Вселенной с одинаковой силой. Лишь тогда мы сможем говорить о разуме как космической постоянной, и даже вычислить ее значение.
Но ведь это богохульство - превращать волю творца в числовой коэффициент.
Еще вариант - человечество является группой подопытных существ. Площадка, на которой проводится эксперимент - планета Земля. Все остальное - Солнце, Луна, звезды и так далее - нарисовано экспериментаторами на стенах нашей будки. В этом случае вселенная (для нас) ограничена размерами Земли и разум экспериментатора является "вселенской" постоянной, ибо он (экспериментатор) приложил здесь руку ко всему, в том числе и к нам. Этот вариант мало чем отличается от первого, ибо для подопытных крыс ученый является господом богом.
В любом случае, даже всемогущий ученый живет в какой-то вселенной, и уж для нее (поскольку та вселенная "нормальна") разум НИКОГДА не станет космической постоянной.
Выходит, Лем - человек веры, а не знания. В этом его религиозность. Он верит в возможность телекинеза, ясновидения и телепатии, но сетует на то, что в этой области много шарлатанов, что мешает отделить зерна от плевел. Он верит сингулярность, большой взрыв, черные дыры и многомерные пространства. Он верит в них, как в научные факты, и его не смущает то, что все теории, описывающие эти "космические чудеса", высосаны из пальца, ибо опираются на предположения "а что если...".
Фактически Лем тут занялся схоластикой, и его рассуждения мало чем отличаются от средневековых диссертаций на тему "Сколько ангелов танцует на конце одной иглы". Имя им легион, этим схоластам нашего дня, и Лем лишь один из многих - загоняющих нас в мрак Нового Средневековья. Когда-то Ватикан рулил научным движением, научную степень нельзя было получить, не имея богословской степени. Тогда же Бруно, Коперник и Галилей легко могли попасть на костер на рациональное мышление. Не знание определяло науку, а вера. Сейчас все идет к тому же.
Полегче на поворотах, парень! Лем пока что ни слова не сказал о боге. Ну и что? Если политик выступает за отмену частной собственности, национализацию средств производства и говорит о классовой борьбе, то он занимается коммунистической пропагандой и неважно, к какой партии формально принадлежит. Если кто-то выступает за построение общества без государственных институтов, то он анархист, как ни крути. Если Лем говорит о Вселенском разуме (а он именно об этом и говорит, когда рассуждает о "разумной" космической постоянной), то футурологией тут и не пахнет. Тут явственно ощущается запах ладана.
Богословы могли бы порадоваться за Лема. Нашего полку прибыло! Но они этого не делают. Одно дело - считать ангелов на конце иглы в Средние века, и совсем другое - сводить сегодня господа бога к числовому коэффициенту, который необходимо учитывать, определяя перигелий замороженного куска дерьма, пролетающего над нашими головами. Это уже слишком.
"Когда-то я сам был такого же мнения".
Когда-то он мог рассуждать здраво.
"Сегодня я уже не стал бы защищать эту точку зрения".
Видимо что-то случилось в антракте. Сатори? Откровение? Братья-иезуиты постучали в дверь? Богословы дернули за ниточки и кто-то где-то присудил Лему степень "гонорис кауза"?
Кто знает.
Вы заметили, как рьяно церковь поддерживает сегодня "передовые" научные теории, которые нельзя подтвердить или опровергнуть, которые нельзя даже проверить, которые невозможно знать, но в которые можно верить?
В романе "Фиаско" (он по праву считается вершиной творчества Лема) Земля посылает экспедицию к некоей "вычисленной" цивилизации - чтобы вступить в контакт с братьями по разуму. Неудивительно, что в состав экипажа входит представитель Ватикана - как богослов (этакий космический полевой капеллан) и врач по совместительству. Лечить тела и души астронавтов - вот его задача. Возможно, после установления контакта, его задачи изменились бы. Понятное дело, инопланетяне не захотели вступать с нами в контакт. Еще более понятен итог - они были уничтожены нами. За несговорчивость. В этом правда Лема-художника, победившего Лема-полемиста.
"Однако разум, определяющий социальную жизнь людей, тот "неразумный разум", который галопирует верхом на нашей половой жизни..."
Вот оно. Католики рулят, а нытиков загоним в трюм. Умерщвляйте тело, взращивайте дух. Половая жизнь, секс - фу! Такой грязный, низменный ум не может быть космической постоянной. Он недостоин звезд.
Между прочим, разум отличается именно своими "багами". Без нелогичных поступков остается чистое следование алгоритму (в нашем случае это инстинкты и рефлексы). Поэтому машины никогда не станут разумными. Нельзя запрограммировать спонтанные отказы выполнять программу, которые после сбоя сами становятся частью программы. Без нелогичных поступков мы так и жили бы на деревьях.
"... эта разновидность разума может быть лишь локальным, то есть исключительно земным феноменом".
Станислав, проснись. Во-первых, локальный не означает исключительно земной. Земной вообще не означает локальный. Во-вторых, какие могут быть разновидности у разума? Это же бред сивой кобылы! Что такое разум вообще? Это ум, способность понимания и осмысления. Какие тут могут быть разновидности? Способность понять и осмыслить - где тут половая жизнь? Разум может по-разному себя проявлять, но это не означает, что у него бывают разновидности. Разум есть качество, способность. Он не имеет разновидностей.
Если же вникнуть в суть того, что Лем попытался тут сказать, то она сводится к тому, что люди - досадное недоразумение, дефект, существующий в единственном числе. А нормальные цивилизации состоят из бесполых интеллектуалов, которые размножаются почкованием.
Откуда он это знает? Он не знает этого. Он в это верит.
"Эта смышленая, сверхвозбудимая сексуально обезьяна (речь о человеке - И.М.), не способная расстаться со своим предчеловеческим, магическим мышлением и реакциями, это существо, в психике которого не меньше слоев, чем в геологической формации, не может быть константой во всей многозвездной Вселенной".
Не может, и все тут. Лем запретил. Но сказано чертовски сильно. Смачно. Столько ненависти к человеку вообще и к себе самому в частности! Фрейд бы этим пассажем заинтересовался. Будет время, дойдем и до Фрейда.
Маленький нюанс. Магическое мышление свойственно именно человеку.
"Возможно ли понимание между различными существами, находящимися на самых различных ступенях исторического развития, если мы не можем договориться даже с нашими соседями - людьми, живущими в обществе с иной политической системой?"
Ну наконец-то. А то я уж было... Люблю я Станислава Лема. Человечище. Вношу поправку. Мы НЕ ХОТИМ договариваться с людьми, живущими в обществе с иной политической системой. Выражение "не можем" мы употребляем из лукавства.