Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Игоря Мельника » В чужих садах


В чужих садах

Сообщений 21 страница 30 из 98

21

ingvar написал(а):

Джуна Давиташвили возрождала какие-то ордены

Мне кажется нужно написать, либо: какие-то религиозные ордены, либо: какие-то неизвестные ордена. Если честно, её деятельность я в свое время вообще мимо ушей и глаз пропустил. Она такой бред несла, что даже на общем фоне выделялась. :crazy:
Благодарю Вас за нужную информацию.

Отредактировано Старый Империалист (27-09-2010 21:08:37)

0

22

Спасибо, исправляю. Пусть будет так: возрождала Мальтийский орден и готовилась стать ассирийской царицей и генерал-полковником медицинской службы.
:)

0

23

"3) Две следующие группы моих "антиуфологических" аргументов касаются уже самих свидетельств существования НЛО, на которые ссылается паранаука уфология.
Первая из них имеет в виду ту особенность "внутренней истории" уфологии, которую я называю стремительным размножением гипотез - на базе все тех же данных".

Обычное дело. Это связано больше с бизнесом, чем с наукой. Желтой прессе нужно на что-то жить.

"НЛО изучаются уже тридцать лет (статья написана в 1977 году - И.М.); как и следовало ожидать, посвященная им литература растет со скоростью снежного кома. Гипотез о природе НЛО стало гораздо больше, и сами они стали более изощренными, детализированными, чем в первые годы".

За следующие тридцать с хвостиком лет ситуация не изменилась. Одна особенность - вся эта возня переместилась в Интернет, но движущие механизмы остались прежними. Неудивительно, что Вы больше этой темы не касались.

"Совсем другое дело, когда речь заходит о сводных таблицах случаев наблюдения НЛО, которые признаются "реальными" в меру критическими уфологами (не теми, которые принимают за чистую монету откровения Джорджа Адамски, не раз и не два побывавшего на борту Летающих Тарелок и объяснявшегося по-английски с их внеземными экипажами)".

Я плакалъ. На закате эпохи "исторического материализма" в телепространстве (в частности, в передаче "Взгляд") мелькал мужичок, который семафорил инопланетянам прожектором, установленным на крыше его дома. Утверждал, что они назначили его чем-то вроде полномочного представителя на Земле и обещали изготовить для него персональную летающую тарелку - с номерными знаками и прочими прибамбасами. Очень показательный случай, я бы даже сказал, диагностический - как для самого мужичка, так и для состояния наших умов в те годы.

"Так вот, в случае со статистическими таблицами нет никаких перемен, никакого прогресса, никаких феноменов, которые не были бы повторением уже известных".

Еще одно доказательство того, что мы имеем дело с мифотворчеством. В самом деле, если бы явление существовало в реальности, то рост базы данных опережал бы рост количества гипотез.

"Поведение НЛО осталось неизменным с 1947 года: внезапное появление, необычные эволюции в воздухе, порой приземление на короткий срок, но никогда не остается материальных следов, анализ которых указывал бы на их внеземное происхождение".

Отсутствие материальных следов говорит о том, что мы имеем дело с оптическими явлениями. С одной стороны, наблюдение (визуальное восприятие любого оптического явления или объекта) является результатом воздействия на органы зрения электромагнитных волн, отраженных от объекта наблюдения (материального тела), или же порожденных средой, через которую эти волны проходят (радуга, например). Человек, наблюдавший радугу, видел иллюзию. Более того, эту иллюзию одновременно могут видеть много людей. И все они психически здоровы (в том смысле, что радугу они не придумали и никто ее им не "внушил"). Радугу можно даже запечатлеть с помощью фотоаппарата или видеокамеры. Но от этого она не перестанет быть оптическим явлением, иллюзией - в смысле отсутствия материальных следов. В конце концов, на нашей планете хватает существ, воспринимающих мир иначе, для них слово "радуга" пустой звук (умей они говорить). Но это уже немного в стороне от русла разговора.

"Сторонники НЛО, которые на основании сообщений уфологической прессы утверждают, будто места приземления подвергались тщательному обследованию, поступают столь же наивно, сколь легкомысленно. Тщательное обследование предполагает, в частности, химический и хроматографический анализ, благодаря которому на опаленных стеблях травы можно обнаружить атомы изотопов химических элементов в фракциях, которые не встречаются на Земле ни в природе, ни в продуктах деятельности человека".

Хотя бы потому, что масса Земли, скорость ее вращения, химический состав атмосферы и прочее - очень индивидуальные характеристики, а они влияют на формирование этих фракций.

"Ограничиться утверждением, что где-то почва оказалась выжженной, горячей, обугленной, в науке можно было лет сто назад, но никак не сегодня".

Вы льстите уфологам. Сегодня утверждают кое-что покруче. У экстрасенсов на "месте посадки" рамки вращаются! Обугленная почва - это уже китч.

"Если бы кто-то стал утверждать, будто изотопный состав и радиологическая активность олова, капающего из "поврежденного НЛО", в точности такие же, что и у нашего, земного олова, поскольку-де "экипажи пришельцев", желая скрыть от нас свое внеземное происхождение, используют землеподобные субстанции, - такое заключение я без колебаний причислю к сказкам. Если уж пришельцы желают замаскироваться, то при их технологическом превосходстве, они могли бы сделаться для нас совершенно невидимыми".

Сегодня никто ничего подобного не утверждает. В этом новизна нынешних мифов на эту тему. Какое олово! Олово - это серая проза жизни. Они совершенны, эти ребята со звезд, у них ничего не капает. Они приезжают (прилетают), чтобы поучить нас уму-разуму и присмотреть за нами, потому что мы глупые и можем наломать дров. Делаться невидимыми им и в голову не придет (если у них есть голова).

"4) Наконец, к четвертому разряду аргументов против реальности НЛО как внеземных объектов (а значит, космических, ибо другой альтернативы нет) следует отнести постулируемое уфологами количество "неопознанных летающих объектов".

Это у нас с вами нет другой альтернативы, а у них она есть. НЛО не обязательно прилетают из космоса, говорят они. Летающие тарелки прибывают к нам из параллельной реальности, другого мира, существующего на старушке Земле одновременно с нашим миром. Таким образом спор уводится в область предположений, не поддающихся проверке, и становится беспредметным. Следует заметить, что байки о "параллельном мире" ничем не отличаются от баек о "загробном мире". Нам остается в них верить или не верить, о здравом смысле тут стоит забыть.

"Предположим, в нашей Галактике имеется миллион технических цивилизаций. Предположим также, что только одна десятая часть всех звезд Галактики заслуживает с точки зрения этих цивилизаций изучения при помощи космических аппаратов. При таком допущении каждая из миллиона цивилизаций должна ежегодно высылать десять тысяч летательных аппаратов для того, чтобы хотя бы один из них достиг Земли. Если цивилизаций в Галактике меньше или же если не все они отправляют ежегодно по десять тысяч таких аппаратов, то на Земле один космический аппарат будет появляться не ежегодно, а гораздо реже".

Насколько я знаю, у нынешних уфологов речь идет о посланцах одной цивилизации. Иногда речь идет о трех цивилизациях, а иногда о трех разновидностях посланцев одной культуры. Наши шансы падают.

"Если принять оценки плотности космических цивилизаций, которые в CETI считаются самыми оптимистическими, то Земля могла бы рассчитывать на визит "зонда пришельцев" один раз в десять тысяч лет".

Не стоит забывать о расстояниях. Если братья по разуму сегодня решат начать бомбардировку именно Солнечной системы зондами, и при этом они находятся в Альфа Центавра, то первый зонд мы получим через четыре года. (Это при условии, что ребята способны перемещаться со скоростью света - допущение очень смелое.) Я хочу сказать, что Вы рассматриваете проблему с позиций теории вероятности, специально не учитывая времени вероятного начала и конца этого процесса. О конце тоже стоит говорить, потому что поиск может быть прекращен до получения положительного результата - по разным причинам. Честно говоря, лично я не вижу для любой из десяти миллионов гипотетических цивилизаций ни одной достаточно веской причины для того, чтобы вообще начать такой поиск.

"Если же (во избежание абсурдных выводов) предположить, что объекты, подобные Земле, в Галактике редкость, то есть что цивилизации в Галактике являются изолированными феноменами (что, собственно, и делало бы вероятным более частые посещения Земли "инопланетянами"), то тем самым мы признаем, что цивилизаций, способных отправить к нам что бы то ни было, не миллион, а гораздо меньше. Если их хотя бы десять тысяч, то каждая цивилизация Млечного Пути должна высылать ежегодно миллион аппаратов, чтобы один из них достиг Земли".

Опять же, мы рассматриваем проблему с точки зрения землян. Употребив один из Ваших примеров, я бы описал эту ситуацию так: мы рассчитываем сколько воды должно быть в туче для того, чтобы в процессе дождя каждую секунду на шляпку гвоздя в садовой скамейке падала хотя бы одна капля. При этом подразумевается, что туча всегда присутствует и дождь идет все время. А гипотетические инопланетяне только тем и занимаются, что обследуют все планетные системы, и делают это непрерывно.

"Между тем, по данным уфологии, НЛО наблюдаются на Земле ежегодно сотнями. Именно столько наблюдений остается, если по примеру самых осторожных уфологов отбросить недостоверные случаи. Если ничего не отбрасывать, то их количество вырастает на порядок - общее число сообщений о наблюдениях НЛО составляет несколько тысяч в год".

Ого. Представляю, сколько их в 2010 году.

"Даже сотни НЛО на нашем небе предполагают Галактику, просто кишащую цивилизациями, то есть такую, которая противоречит данным астрофизики, из которых исходит CETI. Такая Галактика является чистой фантазией".

Очень печальная ситуация. Умному такая подробная аргументация не нужна. А тем, кто "верит" в НЛО, она бесполезна. Они просто верят. Ибо это абсурдно.

Отредактировано ingvar (02-10-2010 05:33:05)

+1

24

ingvar написал(а):

Две слудеющие группы

Исправьте пожалуста.

ingvar написал(а):

Умному такая подробная аргументация не нужна. А тем, кто "верит" в НЛО, она бесполезна. Они просто верят.

Вы абсолютно правы. Вообще, все это напоминает поведение подростка, обиженного на то, что его не замечают. Вот и начинаются рассказы, своим друзьям, что «Катька из шестого Б мне подмигнула». Неужели, мы настолько юны?

0

25

Спасибо, исправил.
Я бы не назвал это юностью, хотя мы безусловно очень молоды. Динозавры "правили" Землей 50 миллионов лет, и ничто не предвещало их "падения". Теперь их костяки стоят в музеях - все что осталось от былого могущества. Человеку разумному от 40 тысяч до 2,5 миллионов лет (разнообразие теорий поражает). Я склоняюсь к первому числу.
Я бы назвал это инфантилизмом - сознательно выбранной линией поведения.
Нам так удобнее жить во многих отношениях.

0

26

ОДИНОКИ ЛИ МЫ ВО ВСЕЛЕННОЙ?

"МЫ НЕ ЗНАЕМ, возникла ли жизнь на Земле с той же необходимостью, с какой камень падает вниз, или же она досталась нам как джекпот в лотерее?"

Я не вижу здесь вилки типа "или-или". Выигрыш в лотерее - явление закономерное, иначе она теряет смысл. Время от времени выигрыш случается, и это происходит гораздо чаще, чем вспышка сверхновой в наблюдаемой нами части Вселенной. Я понимаю, что Лем лишь хотел образно описать ситуацию. Но в том-то и дело: некорректное сравнение говорит о том, что ситуация описана неверно. Любая лотерея это конечное число игроков и конечное число выпадающих комбинаций. И то и другое (я имею в виду их максимально возможные значения) точно известно. Вернее, оно может быть точно определено. Говоря же о Вселенной, мы оперируем такими понятиями, как "бесконечность" и "вечность".
Тут нужно переключать мозги. Говоря о лотерее, Лем подразумевает одного игрока, который, имея ограниченную (неважно чем) сумму денег, решает вступить в игру и принимается покупать лотерейные билеты. Вероятность его выигрыша достаточно мала. Но... Нужно понять, что в нашем случае комбинация чисел, означающая для кого-то джекпот, ничем не отличается от других комбинаций.
Представьте себе бесконечно большое казино, которое всегда существовало и всегда будет существовать. И все это время за бесконечными рядами столов идет непрекращающаяся игра. Выпадение "зеро" в таком казино - обычное дело. Оно значит для бесконечного множества игроков ничуть не больше, чем любая другая комбинация.
Даже задействовав одно из понятий пары "вечность - бесконечность", мы лишаем смысла слово "выигрыш". Ладно, зайдем с другой стороны. Говоря о бесконечной Вселенной (а другой она и не может быть, иначе это не Вселенная), мы можем описать ее как тело-шар бесконечного радиуса, каждая точка которого является его центром. Именно так обстоят дела.
Когда количество игроков и время их игры ничем не ограничено, то любая комбинация выпадает одинаково часто. Каждый из игроков получает любую из возможных комбинаций, и время ожидания не имеет значения, потому что игра идет вечно. И он получает эту комбинацию бесконечное число раз - с большей или меньшей частотой.
Нас сбивают с толку слова Лема о "жизни, доставшейся нам по счастливой случайности". Это выражение не описывает ситуацию. Никаких "нас" еще не было, а процесс уже длился вечность. Ему не было начала и не будет конца. Нам трудно это понять, потому что мы ограничены в пространстве и времени. Отсюда все байки о первичном взрыве, расширяющейся Вселенной, параллельных мирах и прочая ерунда. Все что мы делаем в этом случае - просто пытаемся расчленить бесконечную и вечную Вселенную. Мы пытаемся вычленить из нее нечто конечное, описать его, а затем присвоить этому "нечто" качества Вселенной. Это глупо, это пустая трата времени, а времени нет, Лем уже умер и я говорю в пустоту.
Сравнение с лотереей имеет смысл для ограниченного пространства (например, нашей Галактики) на ограниченном временном отрезке (например, времени существования жизни на Земле).

"МЫ НЕ ЗНАЕМ, сколько планет, на которых возможна разумная жизнь, вращается вокруг сотен миллиардов звезд, составляющих местное скопление галактик".

Это совсем другое дело. Мы определены в пространстве и времени. Осталось определить, решаема ли задача в этой области. Если решаема, то нужно искать способ решения. Если же нет, придется изменять условия задачи (например, уменьшить временной и пространственный промежуток) и продолжить поиск решения.

"МЫ НЕ ЗНАЕМ, ДОЛЖНА ЛИ эволюция жизни привести к возникновению разумных существ, или же их возникновение только МОЖЕТ ее увенчать?"

Мы опять на тех же граблях. В масштабах мироздания вопрос не имеет смысла. Не каждая почка распустится цветком, не каждый цветок будет опылен, не каждая завязь станет плодом, не каждый плод созреет и даст семена.
Мы заходим в лес и находим большой белый гриб - целенький, без единой червоточинки. Это случайность или закономерность? Не то что мы его нашли, а то что он вырос в это время, в этом месте, и дожил до пика своей формы?

"МЫ НЕ ЗНАЕМ, все ли разумные существа создают технологическую цивилизацию земного типа".

Антропоцентризм запредельный. Вопрос надо бы формулировать иначе: является ли земная цивилизация типичной - в нашем скоплении галактик на этом промежутке времени. Но можно и не формулировать. Для вопроса "одиноки ли мы во Вселенной" этот момент не принципиален. Он принципиален для вопроса о возможности контакта, но Лем его (в этой статье) пока что не задал.

"МЫ НЕ ЗНАЕМ, всегда ли такие цивилизации на определенном этапе своего развития приступают к деятельности, наблюдаемой астрономически".

Еще раз на те же грабли. Всегда ли гусеница превращается в куколку, а куколка в бабочку? Я бы ответил так же парадоксально: такие цивилизации ВСЕГДА приступают к астрономически наблюдаемой деятельности, но не каждая цивилизация доживает до этого волнующего момента.
Хотя сначала следовало бы разобраться, наблюдаема ли астрономически деятельность нашей цивилизации, и если наблюдаема, то на каком расстоянии. И что значит "наблюдаема" - бросается в глаза или может быть обнаружена лишь при целенаправленном поиске?

"Последний "негативный" факт, о котором стоит упомянуть - неудача всех прежних попыток принять радиосигналы из космоса".

Идиотская вообще-то затея. Мы не знаем, что искать и где искать. И чтобы добавить остроты этому поиску, начинаем пробовать принимать радиосигналы из космоса. Представьте себе, мы стоим перед огромным до бесконечности стогом сена. И вдруг задаемся вопросом: есть в этом стогу хоть что-нибудь или нет? А вдруг есть? Это наше предположение, у нас нет никаких предпосылок для него. Но мы продолжаем задаваться вопросами. Как бы нам найти это что-то? А что если это иголка? Действительно, почему бы и нет. И мы берем магнит... Ну, вы понимаете. Начинаем искать. Что искать? Иглу!
Поводив в одном месте магнитом, мы разочарованно вздыхаем - ничего нет. Значит ли это, что в сене нет ни одной иглы? Их может быть сколько угодно. Они могут быть пластиковыми, и магнит их не берет. Они могут быть железными, но ближайшая из них находится вне зоны досягаемости магнита. И вообще, при чем тут игла! В этой бесконечной куче сена может быть все что угодно. А мы тут со своим магнитом.
Является ли этот факт (магнит не притянул ни одной иглы) "негативным"? Но разве можно так ставить вопрос... Этот факт вообще ни о чем не говорит. Он не имеет знака. В этом факте нет ничего хорошего и ничего плохого. Он нейтрален, он никакой, этот результат. Просто в зоне действия магнита не оказалось ни одной железной иглы. Вот и все. К тому же мы все еще не знаем, ЧТО нам искать.
Пьяный работяга по дороге домой после получки потерял на улице кошелек. Дело было поздним вечером. Это старый бородатый анекдот. Так вот, бедолага начал искать свой кошелек - под фонарем. Прохожий спросил, что он делает. Тот ему ответил: ищу кошелек. А где ты его уронил? Не знаю. Так почему же ты его ищешь под фонарем? Да потому что тут светло! И мы все смеемся. А тут нет ничего смешного. Этот пьяница мудрец. Он ищет там, где есть шанс найти. В темноте у него нет шансов. Он мог уронить кошелек в любом месте по пути домой - от последнего кабака и до фонаря. Почему бы не попробовать?
Мы смеемся над пьяным бедолагой: вот идиот, ищет кошелек под фонарем, потому что там светло. Умора, я умру со смеху. Эй! Этот парень знает, что именно он ищет. Он ищет кошелек, он знает, как он выглядит, потому что это его кошелек. Он знает, где он мог его уронить. И когда он его найдет (если найдет), то ни с чем этот кошелек не спутает.
Мы же не знаем, что искать. Не знаем, где искать. Мы просто светим фонарем себе под ноги и сетуем: странно, ничего нет. А что там должно быть? Кошелек пьяницы? Но мы его не заметим, даже если будем топтаться по нему. Потому что мы не знаем, что искать.
Пойди туда, не знаю куда. Найди то, не знаю что. Возможно, ты найдешь братьев по разуму.

"Еще куда ни шло, будь мы хотя бы уверены, что космическая связь осуществляется при помощи радиоволн (или шире, электромагнитного излучения). Но даже такой уверенности у нас нет".

Мы исходим из того, что кто-то шлет нам сообщения, или пытаемся перехватить чужой радиообмен? Так это гиблое дело, доложу я вам. Если кто-то пытается что-то нам сообщить, то скорее всего делает это многими способами, в том числе (возможно) и с помощью радиоволн или шире - электромагнитного излучения, и тогда у нас есть шанс. Перехватить же чужие сообщения, даже если они передаются с помощью радиоволн, очень трудно, практически невозможно. Хотя бы потому, что мы не сможем их распознать.
Для начала такого поиска имеет смысл выстроить модель искомого (нарисовать свой образ кошелька хотя бы), задать параметры поиска, определить способ, средства, режим поиска и так далее. И приступать. Не знаю, как это делало CETI, но я бы делал так.
Без модели возможной для нахождения цивилизации не обойтись, мы же ищем своего ровесника - двойника, причем находящегося на той же стадии развития. Мы забыли, что двести лет назад никакого радио у нас не было, а миллион лет назад о человеке вообще нельзя было говорить.
И если мы вдруг поймали чужой сигнал и даже расшифровали его, то с какой цивилизацией иметь дело: с той, которая послала сигнал? Или той, которая существует в момент нашего приема? Или той, которая примет наш ответ? Они ведь могут коренным образом отличаться друг от друга, как Австро-Венгерская империя отличалась от СССР, и обе они отличаются от всепланетного государства США, в котором мы все сможем жить лет через десять, если будем продолжать в том же духе.

"Я, впрочем, думаю, что в разных галактиках могли развиться различные технические способы коммуникации, подобно тому как на Земле образовалось множество этнических языков".

Не совсем так. Вернее, совсем не так. В сравнении использованы элементы разных множеств, а это некорректно. Разные языки не являются разными способами коммуникации. К примеру, мы разговариваем по-русски, или по-японски, или на суахили. Языки разные, а способ коммуникации один - устная речь. С другой стороны, мы можем разговаривать, писать письма, семафорить флажками, отправлять телеграммы - на русском языке. Язык один, а способы коммуникации разные.
Я бы выразил эту мысль так. В процессе развития земная цивилизация выработала различные технические способы коммуникации, и у нас нет оснований думать, что в других галактиках дело обстояло иначе.
Можно развить эту мысль. Поскольку на Земле наиболее развитые (в техническом отношении) культуры являются, как правило, наиболее агрессивными, то нет оснований думать, что в других галактиках дело обстоит иначе. В таком случае наша задача формулируется так: мы ищем менее развитую цивилизацию, до которой сможем дотянуться своей дубиной. Более развитые нас не интересуют, даже наоборот - желательно, чтобы они не замечали нас как можно дольше. В этом смысле хорошо бы поосторожней с деятельностью, которую можно наблюдать астрономически. И постараться заметить "их" раньше, чем "они" заметят нас.

"Кроме того, пытаясь обнаружить сигналы, мы тем самым предполагаем, что "Другие" готовы "оказывать благотворительность" по отношению к "менее развитым".

Вот-вот, для этого нет никаких предпосылок. Сомнительно, что в НАСА или другой подобной структуре кто-нибудь придерживается такой точки зрения. О добрых самаритянах из космоса думают лишь некоторые писатели-фантасты и кретины. Зачем испанцы ехали в Америку - учить индейцев отливать пушки и строить парусные фрегаты? Развивать их самобытную культуру?
Кто-то скажет, что наша история не является образцом и во Вселенной возможны и другие модели контактов между культурами. Но у нас нет других образцов, наша история может быть исключением из правил, а может быть и правилом. Нам не с чем сравнивать - кроме того опыта, который уже есть.

"Дело в том, что отсутствие других цивилизаций ВБЛИЗИ нашей звездной системы практически бесспорно. Чрезвычайно мала вероятность существования технологически развитой цивилизации в радиусе ста световых лет. Даже перспектива обнаружения "Других" в радиусе тысячи световых лет выглядит плачевно".

И это здорово, это просто прекрасно. Мы можем спать спокойно.

+2

27

Чем больше я об этом думаю, тем менее радужным все это выглядит. От встречи с более развитой цивилизацией ничего хорошего нам ждать не приходится. Если же нам повезет обнаружить менее развитую цивилизацию, и мы сможем до нее добраться, то ей не позавидуешь.
Дальнейшие рассуждения Лема о том, КАК "Другие" могли бы войти с нами в контакт, малоинтересны и малоактуальны в данной статье.
Не имеет значения, КАК это сделать, если не решен вопрос, ЗАЧЕМ это делать.

"Профессор Шкловский, который всегда скептически относился к возможности приема сигналов из космоса, выдвинул захватывающую идею".

Скепсис профессора понятен, но захватит ли нас его идея?

"Для цивилизации нет какой-либо необходимости сигнализировать другим о своем существовании".

Святые слова. Молчание - всегда золото. Даже в космосе. Особенно в космосе.

"Шкловский считает, что деятельность высокоразвитых цивилизаций, вызванная насущной необходимостью, должна наблюдаться нами, как своего рода "чудеса".

Боюсь, что Лем не уловил одну из основных идей Шкловского, возможно, не высказанных явно. А состоит она в том, что безопасность Земли превыше всего. Он ищет способы обнаружения других цивилизаций, его мало интересуют способы дать им знать о себе.

"Высокоразвитая цивилизация, располагающая энергией звездного порядка, МОГЛА БЫ соорудить "космическое чудо". Но сможем ли мы распознать его?"

Если зададим параметры распознавания, то почему нет?

"Первая трудность. В космосе можно рассчитывать только на обычные проявления деятельности цивилизаций. К примеру, строительство крупных электростанций на Земле вызвано необходимостью. Но строить четырехкилометровую гору никто не будет, хотя нам это вполне по силам".

Ну и что? В чем трудность? Если и плотина, и гора одинаково "выпадают" из общей картины, то они будут распознаны, как результат чьей-то деятельности. Не имеет смысла говорить о причинах этих действий, потому что мы их не знаем. Разумный наблюдатель всегда будет исходить из того, что любое явление имеет причину. Скифские курганы, старые терриконы у шахт и так далее - имеют искусственное происхождение и это может быть определено наблюдателем. Причины их возникновения его мало волнуют.

"Вторая трудность. Мы не знаем, как выглядят "звездные технологии". Только опытный специалист по "звездной инженерии" мог бы определить, что проще - использовать, например, энергию "черной дыры" или более "обычной" звезды".

Вот и начался маргарин. Зачем плодить неопределенности, а затем жонглировать ими, как установленными фактами? Все-таки это не фантастический роман, а наукообразная публицистика. Что такое "звездная технология" и с чем ее едят? А "звездная инженерия"? А "черная дыра"? И где водятся "специалисты по звездной инженерии" - опытные и не очень?
Братцы, Лем не для астрофизиков эту статью писал, а для нас, простых смертных. Лема читают и школьники, и водители-дальнобойщики. Что они знают обо всем этом? Только то, что им пан Станислав рассказал. И что-то смутное шевелится в нашей голове из школьного курса физики и астрономии - такое ненужное в школе, и еще более ненужное теперь. Мы проглатываем эти непонятные категории, не переваривая, и сразу переходим к выводам. А они захватывающи. И убедительны - если не рассматривать предпосылки.
Но их стоило бы рассмотреть.
Ладно, предположим, что звездные технологии - это просто технологии, в которых используются или воссоздаются процессы, происходящие в недрах звезд. (Будем рассматривать само понятие "технология" в наиболее общем смысле - способ производства чего-либо). В этом контексте управляемая термоядерная реакция (какой-нибудь "токамак") или неуправляемая (водородная бомба) относятся к звездным технологиям и могут быть наблюдаемы "со стороны". Улыбнитесь, вас снимают!
"Звездная инженерия" - это уже нечто иное. Речь о решении прикладных задач с помощью звездных технологий, как я понимаю. Хотя можно трактовать это понятие, как создание новых и преобразование существующих звезд, включая их уничтожение. Так даже красивее. Одно дело расплавить антарктические льды с помощью термоядерного реактора (достаточно скучно читать об этом дальнобойщику) и совсем другое - подорвать какую-нибудь звезду из созвездия Псов. То-то шороху будет.
Так что мы уже вполне владеем некоторыми звездными технологиями и способны заниматься звездной инженерией (в части касающейся).
Но что касается "черных дыр"... Тут дело плохо. Как можно использовать энергию "черной дыры", я ума не приложу. Трудно использовать то, чего нет. Вернее, трудно использовать энергию чего-то предполагаемого, чье существование не установлено.
Секундочку. Кто-то скажет: в чем крамола? Почему нельзя предполагать, что деятельность предполагаемой цивилизации может быть связана с использованием энергии предполагаемой "черной дыры"? Ведь все это из области предположений одного порядка, и может быть взаимосвязано.
Не может. Эти предположения неравноценны. Предполагаемая цивилизация намного реальнее предполагаемой "черной дыры". Предполагая наличие других цивилизаций, мы исходим из того, что в природе происходят лишь возможные вещи. Невозможное никогда не случается - по определению. Другие цивилизации возможны хотя бы потому, что как минимум одна уже существует реально. Значит, это возможно. Ничего подобного о "черных дырах" мы сказать не можем. Не обнаружена ни одна. Возможность ее существования не установлена окончательно.
Можно иначе поставить вопрос, чтобы уяснить суть проблемы. Мы спрашиваем: могут ли другие цивилизации использовать звездные технологии и заниматься звездной инженерией? Это все равно что спросить: можем ли мы использовать звездные технологии и заниматься звездной инженерией? Ответ на оба вопроса положительный, потому что мы и есть цивилизация. Если же спросить, можем ли мы использовать энергию "черных дыр", то ответ будет отрицательным, потому что мы не уверены в их существовании. То же касается и других цивилизаций.
Писатели строят миры и описывают их, используя свою фантазию. Философы описывают реальность с помощью логики. А математики способны описать ее в математических выкладках. Пока их расчеты можно проверить практически, все в порядке - мы обнаруживаем планеты, открытые "на кончике пера", строим коллайдеры и так далее. Но когда эти выкладки не могут быть ничем подтверждены, и мы верим ученым на слово, возможны курьезные вещи.
И, хотя это за рамками темы статьи, поговорить о "черных дырах" стоит. Хотя бы чуть-чуть.
Их существование не является бесспорным, доказанным фактом. И даже возможность их существования не является бесспорной. "Черные дыры" - плод математических манипуляций, нечто вроде Человека-Невидимки из фантастического романа. В рамках творения Уэллса такой персонаж реален. Он существует, бродит голым по Лондону, чихает и прячется от собак. Мы не очень придирчивы к такой концепции невидимости, потому что читаем художественное произведение. Хотя, если подумать, то герой Уэллса не является невидимым, он скорее прозрачен. Причем его прозрачность не абсолютна. Невидимого человека мы воспринимали бы, как темный силуэт, и он отбрасывал бы тень. Прозрачный же герой обладал бы приблизительно качествами, описанными в романе. Но и в этом случае его можно было бы наблюдать визуально, хотя бы из-за коэффициента преломления.
Вот и "черные дыры" реальны - в рамках математической концепции, основанной на (не будем говорить "ложных") предпосылках, которые не являются бесспорными.
Для начала вспомним школу. В пятом классе, кажется, мы любили забавляться одним простеньким математическим фокусом. Вот он.
а + в = с;
1а + 1в = 1с;
(3-2)а + (3-2)в = (3-2)с;
3а - 2а + 3в - 2в = 3с - 2с;
3а + 3в - 3с = 2а + 2в - 2с;
3(а+в-с) = 2(а+в-с);
3 = 2.
Получалось забавно - у пионера два яблока, а по нашим расчетам их было три. Зачем мы это делали? Просто так. Например, чтобы сорвать урок по труду (трудовики очень падки на такие вещи). Или чтобы выиграть на спор ящик мороженного. Никакой насущной необходимости заниматься такой ерундой у нас не было - МЫ ПРОСТО ИГРАЛИ.
А теперь заглянем в 1784 год.
Жил да был поп, толоконный лоб. Звали его Джон Мичелл. Он заправлял церквушкой в деревеньке Торнхилл (графство Йоркшир), пудрил мозги прихожанам про Спасителя и таинство его воскресения. Поучал их уму-разуму. В свободное от поучений время баловался астрономией и математикой. Ковырялся в земле, изучая геологические пласты. Заглядывался на звезды в окуляр телескопа (думаю, отцам церкви это не понравилось бы, ну почему этого хулигана никто не заложил?), шлифовал линзы, конструировал прибор для определения массы Земли и вообще старался жить нескучно. Не всегда получалось.
Когда 60-летнему попу стало невмоготу, он начал от нечего делать писать всякие вариации на тему законов Ньютона под девизом "А что если...". Играл с формулами, как обезьяна с гранатой. До этого момента ничто не предвещало беды - наблюдаемые звезды и планеты кружили по небесной сфере заведенным порядком, никаких таких загадочностей не наблюдалось. Так что его "изыски" не диктовались никакой насущной необходимостью. Он делал это ПРОСТО ТАК.
Чем бы дитя не тешилось, даже в 60 лет. Лишь бы не плакало. Но не таков был Джон Мичелл. Результат своих игрищ он направил в Королевскую Академию наук. Точнее сказать - в Королевское общество. В своем послании он утверждал, что для тела в 500 солнечных радиусов и с плотностью Солнца вторая космическая скорость на его поверхности будет равна скорости света. То есть, это тело будет невидимым.
"Ребята! Представляете, если солнце увеличить в 500 раз, то оно перестанет светиться. Вот формулы, подтверждающие это". Примерно так это выглядело.
Неандерталец сидел на берегу озера и размышлял. Если слить все озера, реки, моря и океаны в один огромный водоем, то-то будет лужа. Если слепить все камни, скалы и горы в один огромный камень, то-то будет булыжник. Если этот булыжник бросить в эту лужу, то-то булькнет!
Не будем забывать, что свет рассматривался как поток частиц, имеющих массу. Хотя Гюйгенс уже успел заявить, что свет это волна, но Ньютон (даже мертвый) все еще был в авторитете и официальная наука признавала его теорию света - корпускулярную. Но и Гюйгенс, утверждая о волне, не имел в виду электромагнитную. Речь шла о какой-то среде ("эфире"), в которой эти волны распространялись.
Далее, скорость света. В 1676 году Ремер определил ее как  220000 км/сек. Он наблюдал затмения спутников Юпитера и вычислил эту скорость по времени запаздывания наблюдаемых затмений относительно расчетных. Через полвека Бредли занимался параллаксами и откорректировал это дело. Результаты немногим отличались. Так что Мичелл в расчетах использовал неточные показатели.
Далее, Мичел преобразовывал формулу Ньютона таким образом, что массы и расстояния в процессе преобразований принимали отрицательные значения. Но это невозможно. Помните примерчик с яблоками? Невозможно отнять у пионера три яблока, если он имеет только два. Минус-яблоки не существуют. Что такое масса? Это количество вещества. Как количество вещества может быть отрицательным? Оно или есть (положительная величина), или его нет (нулевое значение). И все. То же касается и расстояний.
Но это не Мичелл такой злодей. Возможность таких манипуляций заложена в формулу, описывающую закон всемирного тяготения, самим Ньютоном. Если не пользоваться волшебным минусом, то яблоко упадет не на голову ученому, а улетит в дальний космос. Возможно, Мичелл хотел сказать своим вывертом: ребята, тут фигня полная, смотрите, какие возможны фокусы! Кто знает...
Итак, наш священник ПРЕДПОЛОЖИЛ, что если масса какого-либо тела будет достаточно велика (500 радиусов солнца при его же плотности), то свет не сможет его покинуть. При этом свет рассматривался, как поток частиц, имеющих массу. И скорость этого потока была неточной.
А еще он ПРЕДПОЛОЖИЛ, что такие объекты МОГУТ существовать во Вселенной, но при этом они не могут быть наблюдаемыми. То есть, он предложил гипотезу, не поддающуюся проверке. 2=3, и попробуйте доказать обратное.
Если увеличить Солнце в 500 раз, то ближайшие к нему планеты, включая Землю и Марс, будут поглощены им. Это достаточно большой объект. Видеть его нельзя, но он будет закрывать от нас то, что увидеть можно. Так что в строгом смысле такую звезду нельзя назвать невидимой - она будет "черной", как и человек-невидимка Уэллса. С помощью простейших вычислений можно определить, на каком расстоянии она будет "мешать" нам наблюдать видимую часть космоса. И чем выше развитие техники наблюдений, тем большим будет это расстояние, а значит, больше шансов косвенно обнаружить такой объект, если он существует. Понятное дело, в Королевском обществе к изыскам Мичелла отнеслись с прохладцей - обычные игры ума, не имеющие прикладного значения. Ничего подобного астрономы в то время не наблюдали. Ничего подобного они не наблюдали и позже.
Через 12 лет Лаплас включил обсуждение этой идеи в свой труд «Exposition du Systeme du Monde», он даже рассчитал, что Землю нужно увеличить до 250 солнечных радиусов, чтобы она стала "черной", однако в последующих изданиях этот раздел был опущен. Лаплас сам считал это допущение курьезом. (Тут один святоша погасил солнце, увеличив его в 500 раз, а я способен это сделать и с нашей планетой).
И об этом фокусе забыли. Его вытянули на свет после того, как Эйнтштейн в своих теориях ввел понятие пространство-время. Фокус почище ньютоновского, времени присвоили качества геометрической мерности. И пошло-поехало: Шварцшильд, Райсснер, Нордстрем, Керр, Ньюмен, Чандрасекар и так далее. Фридман изобрел сингулярность, почему бы и нет? Все их построения базировались на том мичелловском предположении "А что если бы...". За прошедшее время свет был описан как электромагнитная волна, уточнили скорость самого света, создали теорию возниконовения звезд. Оказалось, что согласно этой теории ни одна звезда не может при своем образовании превысить массу Солнца более, чем в 8 раз. (У Мичелла речь шла о 500-кратном превышении).
Теория буксовала, астрономы обнаружили звездочку G24 A1, которая в 20 раз массивнее Солнца, и прекрасно себя чувствует - вопреки всем теоретическим выкладкам. Тогда ученые создали дисковую (торовую) модель, которая является наиболее правдоподобной для образования звезд, вплоть до 20 раз массивнее Солнца. А дальше? Как могут зарождаться звезды мичелловских масштабов? Ответа нет пока что. Не изобрели. Но непременно изобретут.
Представьте себе, что кто-то возьмет и опишет способ отливки 5-килограммового куска урана 235. Все отнесутся к таким выкладкам с опаской и не кинутся проверять рассчеты на практике. Ибо критическая масса сего чуда равна 800 г, и если кто-то сложит вместе хотя бы килограммчик, то обязательно получит ядерный взрыв.
Никого нестыковки не смущают. И теория "черных дыр" продолжает жить и развиваться, густо ветвиться, основываясь всего лишь на одном, ничем не подкрепленном ПРЕДПОЛОЖЕНИИ Мичелла - "а что, если...". Они манипулируют с этими объектами по-всякому (на бумаге) - уменьшают радиус "черной дыры" и увеличивают плотность, сжимают ее до размеров грецкого ореха - так ее тяжелее обнаружить. Так дольше можно пудрить налогоплательщикам мозги. Им нечего бояться, это не радиоактивный элемент с критической массой, их выкладки нельзя проверить на практике вот уже два с четвертью века. И ничего. Зато научные степени, слава, признание, денежные премии и прочие блага - все это очень даже реально.
Этот бардак заметен даже глазу дилетанта, но при любой попытке задавать вопросы, вас хлопают по плечу с сочувствием: что взять с невежды. Как говорил Пуанкаре в своей теории относительности (не один Эйнштейн этим занимался), невозможно с помощью физических экспериментов подтвердить или опровергнуть геометрические положения. В смысле, даже не пытайтесь нас критиковать с позиций практических опытов. Это порождает комплексы, но не надо поддаваться унынию. Вот недавно появился физик, Виктор Катющик. И работы Олега Акимова. И воззвания целых групп ученых. И у меня отлегло от сердца. Значит, я не идиот.
Так что вопрос Лема, будут ли "звездные инженеры" использовать энергию "черных дыр", скорее всего имеет отрицательный ответ. 225 лет мы не можем (или не хотим) ни подтвердить, ни опровергнуть допущение Мичелла. Как же нам использовать энергию того, что "как бы" может существовать?

А теперь вернемся к статье.

+1

28

"Общий принцип таков: чем эффективнее цивилизация использует доступные ей источники, тем труднее обнаружить ее энергетическую деятельность на астрономических расстояниях... Если кто-то решит подогреть озеро с помощью атомной энергии, но не сумеет эффективно ее использовать, то сделает это с помощью чего-то вроде атомной бомбы - потеряет много энергии на образование атомного гриба, столба воды, пара и т.д."

Больше всего энергии будет потрачено на образование светящейся области и создание ударной волны. Атомный гриб всего лишь облако дыма, оно не требует больших энергозатрат. Но это детали, хотя дьявол в мелочах. Используя атомный взрыв, инженер в первую очередь рассчитает, на что уйдет большая часть энергии. Определив же это, он откажется греть озеро таким способом.

"И это явление будет заметно издалека - благодаря энергии, растраченной ВПУСТУЮ".

Любой наблюдатель земного типа, увидев нечто подобное на Марсе (ядерный взрыв), предположит в первую очередь боевые действия, а во вторую очередь он заподозрит аварию - результат превращения управляемой ядерной реакции в неуправляемую.

"Тот же, кто будет подогревать озеро с помощью ядерного реактора, использует энергию лучше, причем это уже не будет ТАК заметно на больших расстояниях".

Зачем подогревать озеро? Уж лучше растапливать полярные льды. Нагревание водоема скорее будет побочным эффектом, если он используется для охлаждения реактора, предположим. А уже нагретую этим побочным эффектом воду можно использовать для других целей - отапливать дома, разводить рыбу и так далее. Так подходим к вопросу мы, так же подойдут к нему и "они", оценивая нашу деятельность.

"Таким образом возможно существование ненаблюдаемых космических чудес".

Нонсенс. Ненаблюдаемые чудеса перестают быть таковыми. Чудо - это наша оценка происходящего с точки зрения его возможности или невозможности. Для "звездных инженеров" это не чудо, а рутина. Для нас, наблюдателей, это тоже не чудо, потому что мы не знаем о нем. Оно для нас просто не существует.

"Третья трудность обнаружения космических чудес. Очень трудно заметить то, чего не ищешь. Если неизвестно, КАК должно выглядеть искомое явление, то неизвестно, к чему нужно приглядываться".

Наконец-то. Мы уже говорили об этом, обсуждая возможность приема сигналов из космоса. Мы не знаем, ЧТО искать, потому что не задали исходных условий для поиска. Для того, чтобы их задать, не мешало бы смоделировать (хотя бы приблизительно, это лучше, чем ничего) развитую цивилизацию, определить в этой модели возможные виды деятельности "звездных инженеров" и то, какие астрономически наблюдаемые эффекты она вызовет. И приступить к поиску "чудес", или хотя бы быть готовыми к их распознаванию. Возможно, ребята из NASA или СЕТІ так и делают, кто знает. Но если судить по статье Лема, которую мы рассматриваем, никто не задался такой целью.
Значит, никому это не нужно, нет объективной необходимости в таком поиске.

"Четвертая трудность обнаружения "космического чуда". Оно должно допускать одно-единственное объяснение, и это объяснение должно предполагать разумную деятельность".

Это не трудность, а условие успешного поиска.

"Допустим, мы используем ядерную энергию для того, чтобы срыть гору. Допустим также, что на Марсе есть астрономы, считающие Землю необитаемой планетой. Признают ли они наш взрыв доказательством существования на Земле Разума? Ничего подобного".

Ой ли. Допущение хромает. Если указанные астрономы являются коренными марсианами, то к тому моменту, когда мы будем в состоянии двигать горы атомными бомбами, наша цивилизация будет обнаружена этими астрономами не один раз. Если же наблюдатели будут пришельцами издалека, то на кой черт им на Марсе обсерватория, изучающая необитаемую Землю? Даже если их аппаратура случайно зафиксирует вспышку, все лампочки замигают и начнется лихорадочный анализ. Не надо далеко ходить за примером. Шпионские спутники США засекают любую подготовку (а не то, что проведение) к испытанию ядерного устройства в любой точке земного шара.

"Они сочтут этот взрыв чем-то вроде извержения вулкана, какие часто случаются на Земле".

Ну да. Спектральный анализ вспышки точно покажет, кто есть ху, как говаривал недоброй памяти Михаил Сергеевич. Если астрономы не в состоянии отличить ядерный взрыв от извержения вулкана, то грош им цена, и как они вообще додумались до телескопа?

"Отсюда следует, что очень трудно выдумать такое явление АСТРОНОМИЧЕСКОГО МАСШТАБА, которое имело бы все признаки, необходимые для признания его "космическим чудом".

Его не нужно выдумывать, это явление - ни "звездным инженерам", ни наблюдателям. Первые, приступая к своей созидательной деятельностью, руководствуются соображениями целесообразности. Вторые, готовясь к поиску, составляют для себя кратенький (или не очень) списочек. "На что в первую очередь нужно обращать внимание при наблюдении". И занести туда все возможные побочные эффекты - изменения альбедо планеты, неестественное поведение планетарных спутников, наличие искусственных, радиошум и так далее. Главное - не скромничать.

"Странного поведения небесного тела недостаточно, чтобы поставить диагноз о его искусственном происхождении. Астрофизике известно множество странных объектов, которые никто не считает "космическими чудесами", хотя объяснить их поведение не удается".

Ну и что? За ошибку бьют, что ли? В вышеуказанный перечень нужно обязательно внести подобные странности. При обнаружении они изучаются на предмет возможного вмешательства других разумов. При отрицательном ответе проблему передают другим специалистам, при положительном боцман дует в дудку и начинается работа какого-нибудь КОМКОНа.

"Четыре вышеперечисленные трудности наводят на мысль о существования своего рода ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ГОРИЗОНТА любой цивилизации. В его пределах находится все, что цивилизация уже познала и в состоянии либо построить в натуре (как мы - электростанцию), либо сконструировать (как мы - модель черной дыры)".

О черных дырах мы уже говорили. И хотя есть несколько моделей черных дыр, ни одна из них не является моделью в истинном смысле хотя бы потому, что не поддается проверке. Я бы заменил это выражение другим: "как мы - модель термоядерного реактора".

"За горизонтом находится все, чего цивилизация не знает и о чем даже не догадывается ее наука. Чем покажется такой цивилизации явление огромного масштаба, доступное ее наблюдению, но находящееся за познавательным горизонтом? Не чем иным как Загадкой природы. Именно так охарактеризовал бы явление ядерного взрыва любой земной физик сто лет назад".

Сто лет назад любой земной физик определил бы ядерный взрыв, как взрыв большой мощности - одномоментное выделение большого количества энергии. Любой артиллерист тоже не питал бы иллюзий на этот счет. Но идея понятна. В любом случае, обнаружив Загадку природы, ученые получают вызов. И принимают его, в этом нет сомнения.

"В 1877 году любой физик счел бы подобный феномен проявлением неизвестных ему сил природы, а не делом человеческих рук".

Этот физик жил бы не в колбе. Он прекрасно знал бы, на что способны человеческие руки, а на что не способны. Пример хромает. Даже сегодня - как бы отнеслись к историческому свидетельству о том, что в 1877 году где-то произошло нечто, подходящее по всем показателям под определение ядерного взрыва?
Физик из примера, как я уже говорил, точно знал бы, что произошел взрыв большой мощности. Чем он был вызван, другой вопрос. Поскольку ученый точно знал бы, на каком уровне находится наука и производство на Земле, его шаги исходили бы из этого знания. Соответственно, он искал бы объяснений вне сферы человеческой деятельности. К примеру, это могло бы быть необычным извержением Кракатау или другим проявлением сейсмической активности планеты. Вмешательство других цивилизаций наш ученый тоже мог бы взять в расчет. Почему нет?
В то время о проблеме Контакта вообще речь не шла, так зачем сравнивать! Получается, что мы все-таки говорим о том, как бы нам найти в космосе кого-нибудь слабенького и глупенького, неспособного отличить звездолет от дирижабля, не имеющего понятия о водородной бомбе. Контакт с такой цивилизацией был бы для нас сплошным удовольствием.

"Пора подводить итоги. Итак, я утверждаю, что способность отличить искусственное явление от неестественного есть функция знаний того, кто устанавливает это различие".

Святые слова. Вселяют оптимизм. В любом случае, нам не стоит опускать руки. Нужно лишь определить, насколько актуально для нас нахождение братьев по разуму - в данный момент.

+2

29

ЕЩЕ О «ПРОБЛЕМЕ КОНТАКТА»

«Супруги Дорис и Дэвис Джоунас, американцы, написали книгу о разумных существах, которые могут существовать во Вселенной».

Это хорошая новость, хоть и 30-летней давности, ведь статья написана в 1981 году. Но прежде чем говорить о контакте, имело бы смысл смоделировать условия самого диалога.

"Он - психиатр, она - антрополог. Их книга под скромным названием "Инопланетяне" дает мне возможность заняться этой столь актуальной ныне темой".

И что бы мы делали без супругов Джоунас и их книги? Занимались бы чем-то другим.

"Речь идет о гипотезах, основанных на достоверных данных естественных наук, прежде всего физики и биологии".

Поскольку я эту книгу не читал и не могу ручаться за объективность оценки ее Лемом, то комментировать буду его комментарии, как самостоятельные суждения.

"Рассматривается, как благодаря естественному отбору на планете с непрозрачной атмосферой обоняние могло стать самым важным чувством, а в другой главе - о том, что особые условия освещения могут способствовать возникновению фасеточных глаз, как у насекомых. Такие глаза воспринимают поляризованный свет и помогают ориентироваться".

Вполне соответствует модели развития жизни на Земле. Атмосфера у нас не то чтобы очень прозрачная, но это не помешало собакам, например, сделать обоняние самым важным чувством. При этом они (собаки) развиты настолько, что способны вступать с нами в контакт, и другое восприятие реальности не стало помехой в этом общении. Дельфины живут в воде. Они осязают, обоняют и слушают, причем в ультразвуковом диапазоне. И разговаривают друг с другом в нем же. Этот факт тоже не помешал нам вступить с ними в контакт. На Земле хватает насекомых, обладающих фасеточным зрением. Некоторые из них так активно общаются между собой, что впору говорить о коллективном разуме. Но контакта с ними у нас не произошло.
Выводы. Разнообразие способов восприятия возможно в одинаковых условиях, в границах одной планеты. И это разнообразие не является определяющим в оценке возможности или невозможности контакта.
Этот пример ничего не доказывает и ничего не опровергает. Он имеет нулевую ценность в разговоре о возможности контакта.

"Авторы полагают, что установление контакта с "Другими", обмен информацией между различными планетными цивилизациями есть чисто техническая проблема, которую, следовательно, можно решить чисто техническими средствами и методами, что мы не встретим каких-либо непреодолимых препятствий при расшифровке сигналов из космоса, поскольку любой разум подобен земному".

Сколько всего намешано в одну посуду! Разве кто-то утверждал, что любой разум подобен земному? Разве земной разум и человеческий разум - одно и то же? Может быть, имело смысл сказать, что мы не встретим препятствий, поскольку любой разум, как полагают авторы, подобен человеческому? И вообще, с этим фрагментом стоит разобраться.
Во-первых, в логике "авторам" не откажешь. Действительно, в чем проблема?
Как мы общаемся с собаками? Вырабатываем систему знаков - язык, который понятен им (и нам конечно же, ведь мы его разработали). И приучаем собак расшифровывать наши послания - дрессируем их.
Каким образом мы расшифровываем их послания? Мы изучаем самих собак, их поведение, их "стайный" язык. Какие "непреодолимые препятствия" мы встречаем при расшифровке собачьих сообщений? Никаких. Чем глубже мы их изучаем, тем лучше понимаем. Какие "непреодолимые препятствия" встречают собаки при расшифровке наших сообщений? Никаких. Чем лучше разработан нами язык общения, тем качественней само общение.
У кого при этом общении возникают проблемы - у нас или у собак? Кто их решает? Мы. Мы инициаторы общения, мы решаем возникающие проблемы.
Можем ли мы общаться с собаками на расстоянии? Можем, мы уже это делаем - используем ошейники с приемо-передающими устройствами, например. Расстояние при общении с собаками - чисто техническая проблема, которую мы решаем чисто технически.
Можем ли мы обучить незнакомую собаку на расстоянии? Если мы можем обучить ее в принципе, то сможем делать это и на расстоянии, вопрос лишь в техническом обеспечении.
Мы можем вступить в контакт с любым из развитых земных животных, будь то собака, волк, обезьяна, медведь, тигр, слон, касатка и так далее. Мы можем обмениваться информацией с ними в самых разнообразных условиях, находись они на расстоянии, или в темноте, или в изолированном помещении, или в водной среде. При этом нам нужно решать лишь технические вопросы - разработка системы знаков и технических средств коммуникации. При этом сами животные не встретят никаких "непреодолимых препятствий" - уж мы об этом позаботимся.
Мы тоже не встретим "непреодолимых препятствий", расшифровывая послания "Других" - они об этом позаботятся. Если при этом у них и возникнут проблемы, то чисто технического плана, и они их безусловно решат.
Что мы делаем, когда собака не может расшифровать наше послание? Мы не успокаиваемся до тех пор, пока она его не расшифрует.
А зачем мы общаемся с животными? О-ооо.
Собаки охраняют наш дом, сидят на цепи, живут в конуре, бегают за нарушителями, кусают их, но не до смерти, ищут наркотики в чемоданах, разыскивают обмороженных альпинистов, выступают на собачьих боях, получают медали на выставках и даже подрывают вражеские танки, жертвуя жизнью ради наших дебильных выходок.
Дельфины прыгают через обручи, клянчат рыбу, стоя на хвосте, катают на себе сексапильных дрессировщиц и подрывают вражеские авианосцы.
Обезьяны курят сигары, расхаживают в смокингах и пользуются столовыми приборами. Это так прикольно!
Слоны таскают бревна и возят на себе сахибов и их слуг, которые тычут в их большие уши железными штырями. Очень мило. Медведи катаются на велосипедах, танцуют в юбках и играют в хоккей. Львы и тигры прыгают с тумбы на тумбу и ходят на задних лапах. И все они принимают активное участие (правда, не по своей воле) в наших научных изысканиях - нажимают на кнопочки, смотрят на лампочки, выделяя слюну и опробуют на себе смертельные дозы химикатов. И все это благодаря тому, что мы нашли способ вступить с ними в контакт!
Когда "Другие" войдут с нами в контакт, им будет что нам предложить. Я так думаю. От их предложений мы не сможем отказаться.
Что мы делаем с животными, которые отказывают нам в общении? То-то.
На Земле все меньше животных, которые нас не устраивают. На Земле вообще все меньше животных. Остаются лишь те, которые нас устраивают. Мы с ними неплохо ладим.
Что? Они слишком отстали в развитии? Полагаете, эта разница в развитии дает нам право так с ними поступать?
Предположим, кто-то отстает от нас в развитии не так сильно. Совсем чуть-чуть. Предположим, у нас технократия, а у них феодализм. У нас демократия, у них диктатура. У нас толерантность, а у них религиозный фанатизм. И расизм. И ущемление прав. И концлагеря. И нефть, как назло.
Как вы думаете, эти ребята, которые смогут до нас достучаться из Крабовидной туманности, они будут сильно опережать нас в развитии? Кем мы для них будем - обезьянами, папуасами или просто несправедливо и неправильно устроенным обществом? Или вообще мы будем для них муравьями, даже крысами? Что для нас лучше - быть для кого-то объектом опытов или дискриминации?
Может быть, кто-то думает, что у "Других" нет иных целей, кроме как завалить нас шоколадом и научить управлять реакцией термоядерного синтеза?
Секундочку, скажете вы, почему мы должны исходить из такого мрачного сценария? А из какого сценария нам исходить? Других сценариев у нас просто нет. Так происходило, происходит и, судя по всему, будет происходить на Земле. Значит, это возможно и наиболее вероятно в других местах. Не самый плохой, надо заметить, сценарий. "Другие" могли бы тупо расстреливать любую обнаруженную цивилизацию - прямо в момент обнаружения. Любую, в том числе и нашу. Так намного проще для "Других". Гашетка нажимается прямо в момент обнаружения цивилизации. Экономит время и вообще. Но я не рассматриваю такой сценарий, потому что для этого нет предпосылок.
Нельзя моделировать, используя несуществующие элементы, это не моделирование. Есть известные элементы - история взаимодействие различных земных культур, их мы можем использовать. Это лучше, чем ничего. Лучше моделировать "контакты", используя наш исторический опыт, чем не моделировать вообще.

"Когда-то я и сам был такого же мнения. Хотя инопланетяне могут сильно отличаться от людей по своему строению..., их разум должен быть очень похож на наш, ибо невозможна иная форма разума, чем та, что свойственна человеку".

Повторюсь, книгу супругов Джоунас я в глаза не видел, но судя по предыдущему высказыванию Лема, эта милая парочка не заявляла ничего подобного. Как я понял, они утверждают, что при всем разнообразии возможных живых форм во Вселенной, разумные существа всегда смогут договориться, если решат техническую сторону проблемы.
Лем перевирает - сознательно или нет. В одном случае он зажрался, возгордился, в другом - не понимает, что говорит. И то и другое не в его пользу. Так что ему не стоило бы так покровительственно хлопать Джоунасов по плечу. Они здесь выступили как эксперты, а он - как критик-дилетант.

"Сегодня я не стал бы защищать эту точку зрения".

Она не нуждается в защите. Лем мог бы ее придерживаться или не придерживаться. Даже не так. Джоунасы не высказывали точек зрения, они провели исследование и опубликовали результат.

"Абстрактно мыслящий разум, его - если можно так выразиться - логическая вершина, которую мы уже препоручили нашим перерабатывающим информацию машинам, и в самом деле может быть космической постоянной".

Елы-палы. Что есть абстрактное мышление? Теорема Пифагора, правила формальной логики, составление химических уравнений - вот примеры абстрактного мышления. Но когда мы, пользуясь приемами абстрактного мышления, вычисляем размер посевных площадей, определяем единственного убийцу из числа пяти подозреваемых или модернизируем нейтронный боеприпас, то мыслим отнюдь не абстрактно.
Абстрактное мышление - не вершина, а лишь одна из граней мышления вообще.
Что есть "абстрактно мыслящий разум"? Разум, способный мыслить абстрактно? Любой разум является таковым. Разум, мыслящий только абстрактно и никак иначе? Таких разумов нет в природе.
Существуют ли у нас машины, обрабатывающие информацию? Строго говоря, таких машин у нас нет. У нас есть вычислительные машины - устройства, способные быстро производить сложные математические вычисления. Они могут только считать - в пределах написанной нами программы. Ничего другого они делать не могут. Если программа называется "обработка информации" или "эвристический анализ", то это все равно программа, написанная человеком, а машина сама по себе не умнее двери от туалета. Чем сложнее и совершеннее программа, тем более разумными кажутся действия машины. Но это лишь видимость разумности.
Препоручить - заставить кого-то другого выполнять нашу работу. Мы ничего не перепоручали машинам в смысле интеллекта. Они - наш инструмент, арифмометр большой мощности, не более того. То что машины вместо нас пересчитывают большие массивы числовых данных, не говорит о том, что мы мыслим лишь абстрактно. Тем более это не говорит о том, что машины мыслят - абстрактно или нет. Умножение в столбик не является вершиной абстрактного мышления.
Что есть космическая постоянная? Является гравитационная постоянная космической? Конечно. Что это значит? Это значит, что она должна присутствовать во всех уравнениях, описывающих движение (назовем это так) физических тел (назовем их так) в космосе. Силы гравитации воздействуют на все тела в любой точке Вселенной. И это воздействие можно выразить в виде числового коэффициента, который присутствует в этих уравнениях.
Может ли стать разум, даже не абстрактно мыслящий, космической постоянной? Никогда. Даже если Вселенная кишит цивилизациями, они распределены в ней неравномерно и находятся на разных стадиях развития. Одни лишь зарождаются, другие уже на ладан дышат, а все остальные находятся в движении от первого ко второму. Это значит, что воздействие разума на материю Вселенной не одинаково в разных ее областях. В одних местах это воздействие сильнее, в других слабее, но в большинстве мест этого воздействия вообще нет.
Говорить о превращении разума в космическую постоянную вообще глупо. Остается предположить, что Лем ударился в мистицизм и занялся религиозной пропагандой. В самом деле, лишь наличие бога-творца может соответствовать такому положению дел, когда имело бы место тотальное воздействие разума на любой материальный объект в любой точке Вселенной с одинаковой силой. Лишь тогда мы сможем говорить о разуме как космической постоянной, и даже вычислить ее значение.
Но ведь это богохульство - превращать волю творца в числовой коэффициент.
Еще вариант - человечество является группой подопытных существ. Площадка, на которой проводится эксперимент - планета Земля. Все остальное - Солнце, Луна, звезды и так далее - нарисовано экспериментаторами на стенах нашей будки. В этом случае вселенная (для нас) ограничена размерами Земли и разум экспериментатора является "вселенской" постоянной, ибо он (экспериментатор) приложил здесь руку ко всему, в том числе и к нам. Этот вариант мало чем отличается от первого, ибо для подопытных крыс ученый является господом богом.
В любом случае, даже всемогущий ученый живет в какой-то вселенной, и уж для нее (поскольку та вселенная "нормальна") разум НИКОГДА не станет космической постоянной.
Выходит, Лем - человек веры, а не знания. В этом его религиозность. Он верит в возможность телекинеза, ясновидения и телепатии, но сетует на то, что в этой области много шарлатанов, что мешает отделить зерна от плевел. Он верит сингулярность, большой взрыв, черные дыры и многомерные пространства. Он верит в них, как в научные факты, и его не смущает то, что все теории, описывающие эти "космические чудеса", высосаны из пальца, ибо опираются на предположения "а что если...".
Фактически Лем тут занялся схоластикой, и его рассуждения мало чем отличаются от средневековых диссертаций на тему "Сколько ангелов танцует на конце одной иглы". Имя им легион, этим схоластам нашего дня, и Лем лишь один из многих - загоняющих нас в мрак Нового Средневековья. Когда-то Ватикан рулил научным движением, научную степень нельзя было получить, не имея богословской степени. Тогда же Бруно, Коперник и Галилей легко могли попасть на костер на рациональное мышление. Не знание определяло науку, а вера. Сейчас все идет к тому же.
Полегче на поворотах, парень! Лем пока что ни слова не сказал о боге. Ну и что? Если политик выступает за отмену частной собственности, национализацию средств производства и говорит о классовой борьбе, то он занимается коммунистической пропагандой и неважно, к какой партии формально принадлежит. Если кто-то выступает за построение общества без государственных институтов, то он анархист, как ни крути. Если Лем говорит о Вселенском разуме (а он именно об этом и говорит, когда рассуждает о "разумной" космической постоянной), то футурологией тут и не пахнет. Тут явственно ощущается запах ладана.
Богословы могли бы порадоваться за Лема. Нашего полку прибыло! Но они этого не делают. Одно дело - считать ангелов на конце иглы в Средние века, и совсем другое - сводить сегодня господа бога к числовому коэффициенту, который необходимо учитывать, определяя перигелий замороженного куска дерьма, пролетающего над нашими головами. Это уже слишком.

"Когда-то я сам был такого же мнения".

Когда-то он мог рассуждать здраво.

"Сегодня я уже не стал бы защищать эту точку зрения".

Видимо что-то случилось в антракте. Сатори? Откровение? Братья-иезуиты постучали в дверь? Богословы дернули за ниточки и кто-то где-то присудил Лему степень "гонорис кауза"?
Кто знает.
Вы заметили, как рьяно церковь поддерживает сегодня "передовые" научные теории, которые нельзя подтвердить или опровергнуть, которые нельзя даже проверить, которые невозможно знать, но в которые можно верить?
В романе "Фиаско" (он по праву считается вершиной творчества Лема) Земля посылает экспедицию к некоей "вычисленной" цивилизации - чтобы вступить в контакт с братьями по разуму. Неудивительно, что в состав экипажа входит представитель Ватикана - как богослов (этакий космический полевой капеллан) и врач по совместительству. Лечить тела и души астронавтов - вот его задача. Возможно, после установления контакта, его задачи изменились бы. Понятное дело, инопланетяне не захотели вступать с нами в контакт. Еще более понятен итог - они были уничтожены нами. За несговорчивость. В этом правда Лема-художника, победившего Лема-полемиста.

"Однако разум, определяющий социальную жизнь людей, тот "неразумный разум", который галопирует верхом на нашей половой жизни..."

Вот оно. Католики рулят, а нытиков загоним в трюм. Умерщвляйте тело, взращивайте дух. Половая жизнь, секс - фу! Такой грязный, низменный ум не может быть космической постоянной. Он недостоин звезд.
Между прочим, разум отличается именно своими "багами". Без нелогичных поступков остается чистое следование алгоритму (в нашем случае это инстинкты и рефлексы). Поэтому машины никогда не станут разумными. Нельзя запрограммировать спонтанные отказы выполнять программу, которые после сбоя сами становятся частью программы. Без нелогичных поступков мы так и жили бы на деревьях.

"... эта разновидность разума может быть лишь локальным, то есть исключительно земным феноменом".

Станислав, проснись. Во-первых, локальный не означает исключительно земной. Земной вообще не означает локальный. Во-вторых, какие могут быть разновидности у разума? Это же бред сивой кобылы! Что такое разум вообще? Это ум, способность понимания и  осмысления. Какие тут могут быть разновидности? Способность понять и осмыслить - где тут половая жизнь? Разум может по-разному себя проявлять, но это не означает, что у него бывают разновидности. Разум есть качество, способность. Он не имеет разновидностей.
Если же вникнуть в суть того, что Лем попытался тут сказать, то она сводится к тому, что люди - досадное недоразумение, дефект, существующий в единственном числе. А нормальные цивилизации состоят из бесполых интеллектуалов, которые размножаются почкованием.
Откуда он это знает? Он не знает этого. Он в это верит.

"Эта смышленая, сверхвозбудимая сексуально обезьяна (речь о человеке - И.М.), не способная расстаться со своим предчеловеческим, магическим мышлением и реакциями, это существо, в психике которого не меньше слоев, чем в геологической формации, не может быть константой во всей многозвездной Вселенной".

Не может, и все тут. Лем запретил. Но сказано чертовски сильно. Смачно. Столько ненависти к человеку вообще и к себе самому в частности! Фрейд бы этим пассажем заинтересовался. Будет время, дойдем и до Фрейда.
Маленький нюанс. Магическое мышление свойственно именно человеку.

"Возможно ли понимание между различными существами, находящимися на самых различных ступенях исторического развития, если мы не можем договориться даже с нашими соседями - людьми, живущими в обществе с иной политической системой?"

Ну наконец-то. А то я уж было... Люблю я Станислава Лема. Человечище. Вношу поправку. Мы НЕ ХОТИМ договариваться с людьми, живущими в обществе с иной политической системой. Выражение "не можем" мы употребляем из лукавства.

+2

30

ingvar написал(а):

"Однако разум, определяющий социальную жизнь людей, тот "неразумный разум", который галопирует верхом на нашей половой жизни..."

К половой жизни землян, как недостойной Разума, пан Лем вернулся и в "Осмотре на месте". Там он показал мнение галактики на это. Всё мнение можно описать двумя буквами — "Фу". Вообще, с моей точки зрения, все наукообразные размышления Лема основаны на вере. Знание глубоко вторично. Впрочем, я и сам недалеко ушел. Увы.
Большое спасибо уважаемому автору.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Игоря Мельника » В чужих садах