"На следующий день тавроскифы вышли из города и построились на равнине, защищенные кольчугами и доходившими до самых ног щитами. Вышли из лагеря и ромеи, также надежно прикрытые доспехами. Обе стороны храбро сражались, попеременно тесня друг друга, и было неясно, кто победит. Но вот один [из воинов], вырвавшись из фаланги ромеев, сразил Сфенкела, (почитавшегося у тавроскифов третьим после Сфендослава), доблестного, огромного ростом мужа, отважно сражавшегося в этом бою. Пораженные его гибелью, тавроскифы стали шаг за шагом отступать с равнины, устремляясь к городу. Тогда и Феодор, прозванный Лалаконом, муж непобедимый, устрашающий отвагой и телесной мощью, убил железной булавой множество врагов. Сила его руки была так велика, что удар булавы расплющивал не только шлем, но и покрытую шлемом голову. Таким образом, скифы, показав спину, [снова] укрылись в городе. Император же велел трубить сбор, созвал ромеев в лагерь и, увеселяя их подарками и пирами, побуждал храбро сражаться в [предстоящих] битвах."
Так, про лошадей забыли, ну их. Опять же, как быть с поводьями? Да, но греки конницу тоже не применили. Странно все это, напоминает игру в пейнтбол. Сегодня бьемся без лошадей. Кольчуги и длинные щиты. И булавы.
А Сфенкела жалко. Хороший был мужик. О Святославе и Икморе ни слова. Словно их не было в этой битве. Словно Икмор сидел в Филиппополе, а Святослав - в Преславце (не путать с Преславой) или Русе. В самом деле, если Доростол обороняла одна бригада Сфенкела, то реакция русских бойцов понятна - вождя убили! Как мы теперь без него? Был бы здесь Икмор (первый зам Святослава) или даже "сам" вождь, уж тогда бы... Он бы громовым голосом взял бразды. "Ну-ка всем драться дальше!". И Диакон бы об этом упомянул. А так что же получается? Святослав стоял на крепостной стене, покуривая люльку, и грозно щурился вдаль?
Дело было 26 апреля.
Пораженные гибелью Сфенкела тавроскифы нуждались в тайм-ауте. И греки его с радостью предоставили. Очень вовремя в Византии случился очередной мятеж. И Лев Диакон ловко перевел разговор на тему заговорщиков. Он так всегда делает, если хочет скрыть какое-нибудь действительно важное событие.
"Еще продолжались, таким образом, бои, и исход событий оставался неопределенным. В это время брат императора Никифора, куропалат Лев..."
В общем, антракт.
"Что же касается росов (ибо рассказ снова возвращается [к тому месту], от которого он отклонился)..."
Врет, сволочь, и делает это намеренно. Вскоре мы убедимся в этом.
"...то они построились и вышли на равнину, стремясь всеми силами поджечь военные машины ромеев. 0ни не могли выдержать действия снарядов, которые со свистом проносились над ними: каждый день от ударов камней, выбрасываемых [машинами], погибало множество скифов. Эти машины охранял родственник государя, магистр Иоанн Куркуас."
Если Лев Диакон возвращается к тому месту своего рассказа, на котором прервал его, то дело происходит 27 апреля. Формулировка "еще продолжались таким образом бои..." не дает большого временного зазора. День, от силы два.
Почему русы не попытались захватить хотя бы одну катапульту? Зачем сразу сжигать? Затем что они все равно не смогли бы их использовать. Образования не хватало.
"Заметив дерзкую вылазку врагов, [Куркуас], несмотря на то, что у него сильно болела голова и что его клонило ко сну от вина (дело было после завтрака), вскочил на коня и в сопровождении избранных воинов бросился к ним навстречу."
Не бухайте, друзья мои, особенно, на войне. Тем более, с утра. К добру это не приведет.
"[На бегу] конь оступился в яму и сбросил магистра."
Видимо, конь тоже плотно позавтракал - с барского стола.
"Скифы увидели великолепное вооружение, прекрасно отделанные бляхи на конской сбруе и другие украшения - они были покрыты немалым слоем золота - и подумали, что это сам император."
Вот дела. Биноклей у русов не было, и если они смогли разглядеть бляхи на уздечке, то это значит, что пьяный маршал прискакал прямо к ним. Видимо, хотел разъяснить обнаглевшим варварам политику партии, но не успел - свалился в воронку от снаряда. Конечно же, они его перепутали. Одет так же, зовут Иоанном, лицо такое же (сказалось фамильное сходство). Подумаешь, Куркуас. Нам что Куркуас, что Цимисхий.
Но где же "избранные воины", сопровождавшие магистра? Я так понимаю, эти парни вообще лыка не вязали. Возможно, они поскакали в другую сторону, выкрикивая во всю глотку: "Магистр, где ты? Пиво будешь? А скифы будут?". Но скифам было не до пива - они узрели золото.
"Тесно окружив [магистра], они зверским образом изрубили его вместе с доспехами своими мечами и секирами, насадили голову на копье, водрузили ее на башне и стали потешаться над ромеями [крича], что они закололи их императора, как жертвенное животное."
Думаю, они кричали: мы его зарезали, как свинью! Лев Диакон, скорее всего, не любил свинину.
А поди ж ты, русские мечи с топорами легко изрубили позолоченные доспехи - вместе с магистром. И ни разу не погнулись. Интересно, тавроскифы разобрались с осадными машинами или довольствовались головой Куркуаса?
"Магистр Иоанн стал добычей варварского неистовства и понес, таким образом, кару за [преступления], совершенные им против святых храмов, - ведь говорят, что он разграбил в Мисии много [церквей] и обратил в свое частное имущество их утварь и священные сосуды".
Как говорится, сколько веревочке не виться... Опять же, греки ничем не лучше американцев. "Освобождая" болгар от "русского ига", они вели себя в "освобожденной" стране действительно по-свински. Впрочем, Цимисхий сам виноват - устраивал пьянки после каждого боя. Думаю, белая горячка была частым гостем в греческом лагере.
"Ободренные такой победой, росы вышли на следующий день из города и построились к бою на открытом месте. Ромеи также выстроились в глубокую фалангу и двинулись им навстречу."
Дело, надо полагать, происходит 28 апреля. Враги сразу же договорились: никаких лошадей, только пехота.
"Был между скифами Икмор, храбрый муж гигантского роста, [первый] после Сфендослава предводитель войска, которого [скифы] почитали по достоинству вторым среди них. Окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них."
Ну вот, нарисовался Икмор. Как и Сфенкел, он был "гигантского роста". Не армия, а баскетбольная команда. Еще позавчера в Доростоле не было ни Икмора, ни Святослава. Должно быть, Икмор появился в Доростоле во время "антракта".
"Увидев это, один из телохранителей императора, сын архига критян Анемас, воспламенился доблестью духа, вытащил висевший у него на боку меч..."
До этого дрался кулаками? Нет, до этого вообще не дрался - охранял императора. Значит, император в битве не участвовал - руководил издалека.
"...проскакал на коне в разные стороны..."
Брал разгон.
"...и, пришпорив его, бросился на Икмора, настиг его и ударил [мечом] в шею - голова скифа, отрубленная вместе с правой рукой, скатилась на землю."
Что тут скажешь. Анемас был левшой. Если же он был правшой, то нападал на Икмора со спины. Его меч не мог быть коротким, даже учитывая большой рост русского офицера. Скажем так, византийский меч был не короче русских мечей.
"Как только [Икмор] погиб, скифы подняли крик, смешанный со стоном, а ромеи устремились на них. Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя, они забросили щиты за спины и стали отступать к городу, а ромеи преследовали их и убивали."
Опять - двадцать пять. Да сколько же можно! Прямо бабы базарные, а не лихие бойцы. И что за дурацкая манера отступать, повернувшись к врагу спиной? Такое отступление называется бегством. Паническим. Даже со щитом на спине. С ним или на нем? Лучше с ним, чем на нем, так что ли? Кстати, Икмор мог быть убит именно во время этого "отступления".
"И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин."
Каких таких пленных? Тем более, мужчин и женщин. Что там вообще творилось? Пленными женщины быть не могли. Вспоминаем Ибн Фадлана. Сжигали жен или наложниц погибших русов. Это значит, что у русов в Доростоле было поселение, они там были с семьями. О пленных греках Диакон ничего не говорит. Это какие-то непонятные пленные. Русы могли принести в жертву мужчин-рабов. Возможно, болгар, хотя это вряд ли. Болгары были союзниками вроде бы. На крайний случай - подданными.
Вот рабов могли почикать перед стенами запросто. Но это значит, что до весеннего похода Цимисхия русы занимались обычным делом - торговали рабами в Доростоле, и у них там было поселение. Такое же, как на Волге. С момента получения известия о "взятии" Преславы до прихода греков к Доростолу было достаточно времени, чтобы убрать из города рабов и женщин с детьми.
Греки дали русам спокойно ходить по полю и собирать мертвецов. При этом они могли легко наблюдать происходящее, то есть, находились неподалеку. В нескольких сотнях метров.
Теперь о полной луне. Этот момент порождает много споров, но о них позже. Пока что отметим, что конец лунного месяца припадает в 971 году на первые числа мая, если датировать гибель Икмора 28-м апреля.
"Совершив эту кровавую жертву, они задушили [несколько] грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра".
А вот это греки могли наблюдать лишь с Дуная. У них не было кинотеатров, бухать надоело, а тут такое развлечение - русы приносят жертвы и поют песни.
"Говорят, что скифы почитают таинства эллинов, приносят по языческому обряду жертвы и совершают возлияния по умершим, научившись этому то ли у своих философов Анахарсиса и Замолксиса, то ли у соратников Ахилла. Ведь Арриан пишет в своем "Описании морского берега", что сын Пелея Ахилл был скифом и происходил из городка под названием Мирмикион, лежащего у Меотидского озера. Изгнанный скифами за свой дикий, жестокий и наглый нрав, он впоследствии поселился в Фессалии. Явными доказательствами [скифского происхождения Ахилла] служат покрой его накидки, скрепленной застежкой, привычка сражаться пешим, белокурые волосы, светло-синие глаза, сумасбродная раздражительность и жестокость, над которыми издевался Агамемнон, порицая его следующими словами: Распря единая, брань и убийство тебе лишь приятны. Тавроскифы и теперь еще имеют обыкновение разрешать споры убийством и кровопролитием. О том, что этот народ безрассуден, храбр, воинствен и могуч, [что] он совершает нападения на все соседние племена, утверждают многие; говорит об этом и божественный Иезекииль такими словами: "Вот я навожу на тебя Гога и Магога, князя Рос". Но довольно о жертвоприношениях тавров."
Малоинформативный фрагмент, несмотря на обилие всяческих деталей. Я его привожу для того, чтобы можно было брать "поправку на автора". В основном Лев Диакон тут несет всякий вздор. Ахилл не носил плащ. Изначально скифы были именно всадниками, но греки называют так русов, которые захватили Причерноморье и Крым (отсюда тавроскифы). Иезекииль упоминает "Рош", а не Рос, и так далее. Решение споров поединками зафиксировано в Русской правде, кажется. А Мирмикон - селение возле Керчи. Соответственно, Меотидское озеро - это Азовское море.
"На другой день на рассвете Сфендослав созвал совет знати, который на их языке носит название "комент". Когда они собрались вокруг него, Сфендослав спросил у них, как поступить. Одни высказали мнение, что следует поздней ночью погрузиться на корабли и попытаться тайком ускользнуть, потому что невозможно сражаться с покрытыми железными доспехами всадниками, потеряв лучших бойцов, которые были опорой войска и укрепляли мужество воинов. Другие возражали, утверждая, что нужно помириться с ромеями, взяв с них клятву, и сохранить таким путем оставшееся войско. [Они говорили, что] ведь нелегко будет скрыть бегство, потому что огненосные суда, стерегущие с обеих сторон проходы у берегов Истра, немедленно сожгут все [их корабли], как только они попытаются появиться на реке."
Святослав нарисовался! Где он был до того, трудно сказать. Дело было 29 апреля, если считать дни, буквально следуя Диакону. "Комент" - не наше слово. "Камент" - может быть. Это к падонкам из Бабруйска.
Русские ладьи, как я понял, были вытащены на берег и спрятаны в укрытиях. Выскользнуть действительно было нереально. Интересный момент - если для русов были важны "проходы" в обе стороны, то это значит, что они могли с одинаковым успехом уходить из Доростола хоть вверх, хоть вниз по течению. Запомним это.
Вот, как видели ситуацию марсовые с греческих кораблей.