Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Игоря Мельника » В чужих садах


В чужих садах

Сообщений 81 страница 90 из 98

81

Я вот думаю, при чтении Скилицы нас ждет такое же шоу?

0

82

ingvar написал(а):

Я вот думаю, при чтении Скилицы нас ждет такое же шоу?

Очень боюсь что придётся иметь дело с жанром "фэнтези"

0

83

Жду продолжения, наконец то нашел единомышленника.

0

84

Я нанес все, что мы до сих пор рассматривали, на хронологическую сетку (исключая ПВЛ и других отечественных летописцев). Показывать ее сейчас не имеет смысла, ибо она состоит из сплошных вопросительных знаков, особенно, в части, касающейся Льва Диакона. А теперь начнем накладывать на нее других авторов - пока что иностранных.

Для начала два маленьких источника, на которые мы уже ссылались.

"Баварский географ". Как и все источники, найдена копия, и очень недавно, но считается, что он был написан в 9-м веке.
«Descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubii», или «Описание городов и земель к северу от Дуная»

(1) Те, которые ближе всего сидят к пределам данов, зовутся Nortabtrezi (нортабтричи — видимо северные бодричи).
(2) Vuilci (вильцы — волки?).
(3) Linaa (глиняне?).
(4-6) Неподалеку от них сидят те, которые зовутся Bethenici (бетеничи), Smeldingon (смельдинги), Morizani (моричане).
(7) рядом с ними сидят те, которые зовутся Hehfeldi (гефельды — видимо гавеляне).
(8) рядом с ними лежит область, которая зовётся Surbi (сорбы — сербы?).
(9) рядом с ними — те, которые зовутся Talaminzi (таламинцы — видимо полабские доленчане).
(10) Betheimare (богемцы — чехи).
(11) Marharii (моравы).
(12) Vulgarii (болгары).
(13) Merehanos (мереханы).
Это области, которые граничат с нашими землями (франкскими).

Вот те, которые живут рядом с их пределами.
(14) Osterabtrezi (восточные ободриты).
(15) Miloxi (милохи?).
(16) Phesnuzi (веснучи?).
(17) Thadesi.
(18) Glopeani.
(19) Zuireani (возм. область г. Зверина/Шверина).
(20) Busani (бужане).
(21) Sittici (ситичи).
(22) Stadici (стадичи).
(23) Sebbirozi.
(24) Vulizi (уличи).
(25) Neriuani.
(26) Attorozi.
(27) Eptaradici (радичи-радимичи?).
(28) Vuillerozi.
(29) Zabrozi.
(30) Znetalici.
(31) Aturezani.
(32) Chozirozi.
(33) Lendizi (ляхи?).
(34) Thafnezi.
(35) Zeriuani (зеруяне), у которых одних есть королевство и от которых все племена славян, как они утверждают, происходят и ведут свой род.
(36) Prissani (возм. брежане).
(37) Velunzani.
(38) Bruzi (пруссы).
(39) Vuizunbeire.
(40) Caziri (хазары).
(41) Ruzzi (руссы).
(42) Forsderen Liudi (предположительно — лесные люди, древляне; перекликается с "лудана" в арабских источниках).
(44) Fresiti (возм. назв. аналогичное ю.-слав. берзитам).
(45) Serauici.
(46) Lucolane (луколане).
(47) Vngare (венгры).
(48) Vuislane (висляне).
(49) Sleenzane (слензане).
(50) Lunsizi (лужичи).
(51) Dadosesani.
(52) Milzane (милчане-молочане?).
(53) Besunzane (бежунчане).
(54) Verizane.
(55) Fraganeo (предположительно — от искаженного Прага).
(56) Lupiglaa.
(57) Opolini (ополяне?).
(58) Golensizi

Какой простор для полета! Нестер со своим перечислением племен отдыхает.

Еще один упомянутый ранее источник. Луитпранд. Был в Константинополе 2 раза, нас интересует вторая поездка - в 968 году.
Принимали германцев очень плохо, но что самое странное - Лиутпранд прибыл сватать Феофану за Оттона. Но ведь Феофано уже была замужем за Никифором! Или это другая Феофано? Конечно, другая. Там было несколько Феофан (как минимум, две - одна византийская императрица и друга - византийская невеста) и куча армян с одинаковыми именами и фамилиями.

Нужно рассмотреть эти данные поближе, ибо есть возможность слегка подкорректировать Льва Диакона.
Итак, Лиутпранд прибыл в Константинополь 4 июня 968 года.

"Как говорилось выше, мы прибыли к Карейским воротам Константинополя в день накануне июньских нон и под беспросветным дождем прождали, на конях, до одиннадцати часов. Но к одиннадцатому часу Никифор, кого вы столь удостоили своей милости, не позволив нам даже въехать верхом, приказал нам приблизиться..."

Как видим, немцам были рады.

7 июня.
"На седьмой день до ид, более того, в священный день – на саму Троицу, во дворце, который называется Коронным залом, я предстал пред Никифором – чудовищем, пигмеем, толстоголовым и похожим на крота из - за маленьких глаз; отвратительным со своей короткой, широкой, и полуседой бородой; опозоренным своей шеей, в дюйм длиной; очень щетинистым за счет длины и толщины своих волос; эфиопом по цвету кожи; «с ним бы ты не хотел повстречаться средь ночи»; пузо огромное, зад тощий, бедра чересчур длинны, учитывая маленький рост, с короткими голенями, соразмерно к его ступням и пяткам; одетый в роскошное, но слишком поношенное облачение, дурно пахнущее и выцветшее; обутый в сикионские башмаки; дерзкий на язык, лиса по натуре, клятвопреступник и лжец, как Улисс."

Немцы тоже полюбили Никифора. Весь день прошел в препирательствах и взаимных оскорблениях.

9 июня.
"Через два дня, как результат зноя и жажды, а также раздражения, я был поражен тяжкой болезнью. И, воистину, не было ни одного из моих спутников, кто избежал бы сей горькой чаши и не боялся бы, что близится его последний день..."
Ссылаясь на эту болезнь, возможно выдуманную, Лиутпранд написал Льву Фоке (брату Никифора) цидулку:
«Куропалату и логофету дворца, Льву – Епископ Лиутпранд.
Если прославленнейший император думает о согласии на просьбу, с которой я приехал, страдания, которым я здесь подвергаюсь, не исчерпают моего терпения; только его светлость должен понять по моему письму и посланнику, что я не стану оставаться здесь без повода. Но коли дело повернется другой стороной, здесь есть венецианское торговое судно, которое почти готово отплыть. Да позволит мне, больному, отплыть на нем, так что, если подойдет день моей кончины, моя родина хотя бы могла получить мои останки.»
Уловка сработала и Лиутпранду велели явиться во дворец через 4 дня. 13 июня?

13 июня. Лиутпранд на приеме.

"Они начали беседу следующим образом: «Скажи нам, брат, что заставило тебя приехать сюда». Когда я им сказал, что это вызвано вопросом о женитьбе, которая должна стать почвой для продолжительного мира, они сказали: «Это неслыханная вещь, чтобы порфирородная дочь порфирородного императора 36 была бы соединена браком с [человеком] чужой нации. Но хоть ты и ищешь столь высокой благосклонности, ты получишь того, что желаешь – если отдашь то, что наше по праву а именно: Равенна и Рим со всеми прилегающими краями, которые простираются оттуда вплоть до наших владений. Но если ты ищешь дружбы без брака, пусть твой господин освободит Рим; но князей Капуи и Беневенто, которые были подчиненными нашей империи а теперь – бунтовщики – пусть вернет в прежнюю зависимость [от Византии]..."
Очень даже по-божески.

"Я ответил им: «Вы сами не можете не знать, что мой господин повелевает славянскими князьями, которые сильнее чем Петр, король болгарский, женившийся на дочери императора Христофора». «Но Христофор, - отвечали они , - не был порфирородным»."
Стоп. О каких славянских князьях речь? О вендских?

"Тогда они закончили беседу и приказали препроводить меня в мое ненавистное обиталище и тщательно охранять до самого дня святых апостолов, почитаемого всеми набожными людьми. Во время этого радостного события император приказал мне – а я был очень болен в это время – а также болгарским послам, прибывшим за день до этого, встретиться с ним у церкви св. апостолов."

Так, о какой дате он говорит? 29 июня или 12 июля? Сегодня католики и автокефалы празднуют в разные дни, но ведь в то время все праздновали в один день. Наверное. В противном случае Лиутпранд оговорил бы это.
Запомним это - 28 июня или 11 июля в Константинополь прибыло болгарское посольство.

"А затем, после многословных хвалебных песнопений и приветствия толпы (Никифору)мы были приглашены к столу; впереди меня он посадил за стол, длинный и узкий, посла болгар, который был пострижен по венгерской моде, опоясан бронзовой цепью, и, как мне показалось, являвшийся катехуменом; откровенно презрительный к вам, мои августейшие владыки. За вас я был подвергнут презрению, унижению и пренебрежению....
И когда я, негодуя, уже собрался выйти вон, Лев, дворцовый маршал и брат императора, и Симеон, главный секретарь, подошли ко мне сзади, пролаяв мне: «Когда Петр, король болгарский, женился на дочери Христофора, был обоюдно подписан договор, подтвержденный клятвой, по которому болгарские послы должны иметь предпочтение, почет и попечение превыше послов всех прочих народов. Этот посол болгарский, хотя, как ты говоришь и как есть на самом деле, он космат, немыт и опоясан бронзовой цепью, тем не менее – патриций; и мы постановили и решили, что не было бы правильным отдать епископу, особенно франкскому, предпочтение перед ним. И так как мы знаем, что ты счел это неподобающим, мы не позволим тебе сейчас, как ты собирался, вернуться в свои покои, но заставим тебя принять пищу в отдельном помещении со слугами императора."

Вот так сюрприз. Сразу вспоминается прием Ольги Константином. Кроме того, болгар уважают, а франков нет. Это франков Никифор ставил в стойло, а не болгар. Лев Диакон что-то напутал.
Ну-ка, проверим. У комментаторов разлет - от 965 до 967 или даже 968 года. Лев Диакон с датами был сильно не в ладах. Плюс заказ. Хорошо, если случай с послами имел место раньше, то в 968 году, после мордобоя на стадионе, им было нечего в Константинополе делать. И уж точно Никифор всячески бы унижал мисян и превозносил франков, а не наоборот.
Что мы видим? Визит болгарских послов, о котором говорил Диакон, имел место летом 968 года. И принимали их по высшему разряду - несмотря на неопрятный внешний вид.
Вспомнилось. Году этак в 1938-м Гитлер попросил передать британскому правительству, кажется, что если их послы будут приходить на приемы в расхристанном виде, их вышлют из страны.
И если целью болгарских послов было получить дань, то они ее получили. Ибо уехали довольными.

"Когда восемь дней прошло и болгары уже отбыли, [император], думая, что я очень высокого мнения о его столе, заставил меня, больного, отобедать с ним в том же самом месте."
7 июля или 20 июля?

"После этого я не был принят им до тринадцатого дня до августовских календ..."
Я так понимаю, что календы начинались 1-го числа. От 1 августа считаем 13 дней назад. Что-то я не так считаю. Почему комментаторы говорят, что это 20 июля? У меня получается иначе.
Ну ладно. Значит, болгарские послы уехали 7 июля. А приехали 28 июня.

А сейчас нужно быть внимательным. Дело происходит 20 июля.

"В это время он (Никифор) повелел Гримицио (Grimizio), посланнику Адальберта, явиться к нему и предложил ему возвратиться с имперским флотом. Тот состоял из двадцати четырех хеландий, двух русских и двух галльских кораблей – я не знаю, послал ли он другие, поскольку я их не видел."

Это значит, что сегодня нас надувают по-крупному, дамы и господа. Еще с младых ногтей я помню сентенцию, вычитанную у Льва Гумилева про русские корабли в константинопольской бухте. Дескать, греки еще не собирались воевать со Святославом, ибо в бухте стояли... Даже в современных комментариях к сказкам Льва Диакона читаем о том, что торговые отношения с Русью не прекращались, ибо даже 20 июля Лиутпранд видал в бухте два русских корабля.
Тьфу!

Неужели все авторы-историки лгут? Или, хуже того, они ссылаются на Лиутпранда, не читая его? Впрочем, я сам недавно ссылался на это "свидетельство". Но я пытаюсь исправиться. К тому же, я не историк.
Итак.
Болгарское посольство побывало в летом 968 года в Константинополе с положительным результатом.
20 июля 968 года в константинопольской бухте стоял имперский флот из 28 боевых судов, в составе которого было два русских корабля. Готовый к походу. Хеландия - это, как правило, боевое судно среднего водоизмещения. Иногда так называли дромоны. А иногда - торговые суда. Может быть, флот был торговым?

"Адальберт сообщил Никифору, что у него есть восемь тысяч рыцарей в доспехах, и что если греческая армия поможет ему, он сумеет с ними либо уничтожить вас, либо обратить в бегство. И он просит ваших противников слать ему деньги, чтобы он мог убедить свои войска сражаться лучше."

Нет, флот однозначно военный. Но каков Никифор! Просит денег, а не отдает Калокиру по полтонны золота для "подкупа тавроскифов". Но что за Адальберт? Епископ Магдебургский? По времени сходится, но он вроде бы служил Оттону, а не выступал против него на стороне греков. Хотя...

"Никифор дал этому рабу, которому он вверил армию, которую он набрал и нанял наспех, немалую сумму денег, дабы он распорядился ей следующим образом: если Адальберт, как обещал, присоединиться к нему с семью и более тысячами закрытых броней рыцарей, тогда он должен распределить эту сумму среди них; а Кона, брат Адальберта с его и греков армией должен на вас напасть; но Адальберту следовало находиться под надежной охраной в Бари, до тех пор, пока его брат не вернется с победой. Но если Адальберт, придя, не приведет с собой столько тысяч человек, сколько обещал, он (Никифор) повелел чтобы того схватили, заковали и передали вам туда, куда вы придете; более того, [он повелел] чтобы деньги, которые предназначались ему, Адальберту, должны были бы быть выплачены в ваши руки! О, вот это воин, вот это благочестие. Он желает предать того, кому он готовит защитника; он готовит защитника тому, кого желает уничтожить. Поэтому ни в одном ни в другом он не уверен, поэтому в обоих лжив. Он делает то, что ему делать не нужно, ему нужно делать то, чего он не сделал. Но, да будет так, он вел себя как и можно было ожидать от грека!"

Византийское коварство. Итак, Адальберт тот самый. Который с Ольгой водил дружбу. Он собирался предать Оттона. Но, кажется, не предал.

"На четырнадцатый день до августовских календ он отправил этот разношерстный флот, на который я смотрел из своего ненавистного жилища."

Значит, флот был отправлен 19 июля. Тогда же его видел Лиутпранд.

"На тринадцатый день, более того, в день Вознесения пророка Илии, который легкомысленные греки отмечают с театральными представлениями, он [Никифор] приказал мне явиться и сказал: «Наше императорское величество предполагает возглавить армию против ассирийцев, не как твой господин, воюющий с последователями Христа. Я уже в прошлом году мечтал это сделать, но услышав, что твой господин вознамерился вторгнуться на земли нашей империи, мы оставили ассирийцев в мире и повернули наши бразды [поводья] к нему. Его посол, венецианец Доминик встретил нас в Македонии, и с большим трудом и терпением склонил нас вернуться, подтвердив под присягой, что твой господин никогда не будет думать о подобной вещи, тем более [не будет] совершать ее. Возвращайся туда», – когда я услышал это, то сказал себе, «Слава Богу!» - «и объяви все это своему господину; если он даст мне удовлетворение, возвращайся назад сюда».

А этот разговор происходил 20 июля. Никифор упоминает поход в Македонию, который, получается, состоялся в 967 году. Слегка перекликается с рассказом Льва Диакона о походе к болгарской границе. Поход действительно был прерван, но по другой причине - Никифора отговорил венецианский посол. В Македонии!
Но если это так, то война была не просто с Болгарией. Война была с Европой.

"И это было во время, когда в Константинополе был такой голод, что за три куска золота я не мог достать еды для моих двадцати пяти товарищей и четырех греческих стражников. На четвертый день недели [в среду] Никифор покинул Константинополь [и отправился в] поход против ассирийцев."
О голоде упоминал и Лев Диакон. Он мог быть вызван войной на несколько фронтов.
22 июля Никифор пошел на сирийцев.

"Когда вы осаждали Бари, всего лишь три сотни венгров захватили пятьсот греков у Фессалоники и увели их в Венгрию. Опыт чего, ввиду успеха, побудил две сотни венгров в Македонии, неподалеку от Константинополя, сделать тоже самое; сорок из которых были захвачены, когда беспечно отступали через узкое ущелье. Этот Никифор, освободив их из заключения и украсив самыми дорогими одеждами, сделал их своими телохранителями и защитниками – и взял их с собою против ассирийцев. Но что у него за армия, вы можете догадаться по тому, что командирами над другими у него стоят венецианцы и амальфийцы!"

Бари был византийским оплотом в южной Италии. Венгры были союзниками франков! И бомбили греков в Македонии. Никифор действительно мог просить Петра не пропускать венгров через Болгарию в Македонию. Но на чьей стороне воевал тогда Святослав?
Стоп. Не надо спешить.

"В шестой день до августовских календ я получил в Умбрии, вне Константинополя, разрешение Никифора вернуться к вам. И когда я прибыл в Константинополь, патрикий Христофор, евнух, замещавший Никифора, сообщил мне, что я не могу сейчас отправиться, поскольку сарацины в это время держали море, а венгры – сушу, и что я должен ждать, пока они отступят. Оба этих факта, о горе мне, были ложью!"
27 июля. Хотя это было ложью, но правдоподобной, ибо Лиутпранд поверил. Значит, венгры держали сушу.

После наложения новых данных фрагмент хронологической сетки принимает такой вид.

(?)
- Сцена с болгарскими послами; отказ платить болгарам дань; поход к болгарской границе и захват приграничных укреплений; возвышение Калокира и его отправка в Крым для подкупа Святослава с помощью 450 кг золота (Лев Диакон)

968
- 4 июня - прибытие германского посольства в Константинополь; дипломатов приняли очень плохо; аудиенция Лиутпранда у Никифора Фоки, прошла в спорах и ссорах; немцы сватают Феофано за Оттона, а Никифор соглашается на брак, если немцы уступят половину Италии; во время переговоров упоминаются могущественные славянские княжества (возможно, это венды), находящиеся в подчинении Оттона, которые по военной мощи превосходят Болгарию (Лиутпранд)
- 28 июня - в Константинополь прибывает болгарское посольство; принимают их с почетом, никаких ссор (Лиутпранд)
- 7 июля - болгарские послы уезжают, довольные (Лиутпранд)
- 19 июля - из Константинополя отправлен в Италию имперский флот греков (28 кораблей), в составе которого находилось 2 русских корабля (Лиутпранд); цель - попридержать Оттона, который захватывает в Италии византийские города
- 22 июля - Никифор Фока начал поход в Сирию; в Константинополе отмечается сильный голод; венгры "контролируют сушу" - держат Македонию (Лиутпранд)
- Экспедиция русов на Волгу (до 969); разграблены Хазаран, Итиль, Семендер и Булгар (Ибн-Хаукаль)
- Русы высадились в Галисии; разграблен Сантьяго (?)
(?) Подкупленный Святослав с 16-тысячным войском пришел на Дунай, разбил болгар и захватил Доростол; Никифор Фока перегораживает бухту цепью и обучает войска боевым действиям; оговаривается, что русы с болгарами заодно - против греков (Лев Диакон)

+2

85

ingvar написал(а):

Что-то я не так считаю. Почему комментаторы говорят, что это 20 июля?

Календы - действительно первое число, один из главных дней месяца по римскому календарю. А даты до главных дней месяца считались, включая и этот день и тот, до которого считаем (видимо, на пальцах или палочках). Итак, давайте считать: календы (1 августа), канун календ (31 июля), 3-й день до августовских календ (30 июля), 4 (29), 5 (28), 6 (27), 7 (26), 8 (25), 9 (24), 10 (23), 11 (22), 12 (21), 13 (20).  Как видите, комментаторы совершенно правы: 20-е июля - это 13-й день до августовских календ.
Римский счет времени - это одна из самых загадочных вещей на свете. Вот почему они считали назад, а не вперед? :)

P.S. Впрочем, в русских устаревших временных оборотах есть что-то подобное. Например, "третьего дня" - это "позавчера"  :dontknow:

Отредактировано IvFox (10-07-2011 09:08:11)

0

86

Шьорт побирай! Все так просто. Спасибо Вам. Век живи, как говорится.
Кхм. Осталось с индиктами разобраться.

0

87

IvFox написал(а):

Вот почему они считали назад, а не вперед?

Янус смотрел в обе стороны :blush: Предусмотрительные люди, и хороший сюжет для криптоистории.

0

88

ingvar написал(а):

Кхм. Осталось с индиктами разобраться.

Индикты — это счет лет в рамках 15-летних циклов, которые использовались для измерения времени  в поздней Римской империи и Византии (с 313 года), а индиктом года называлось место данного года в текущем цикле. т. е. «месяца июля, индикта 14» означает «в июле 14-го года». Впрочем, это Вам, вероятно, известно. Но поскольку, Вы не сказали, что именно непонятно с индиктами, позволю себе выложить всю имеющуюся у меня информацию  :glasses:
Фишка в том, что циклы считались не «со  дня указа» а «от сотворения мира». Проблема в том, как установить этот год относительно нашего летосчисления, если хронисты не указывают номер цикла или год «от сотворения» (Кстати, а они указывают?)
Профессор Яндекс подсказывает только как перевести в индикты известный год:

Каким образом найти индикт какого-либо интересующего нас года? Предположим, нам дан 6973 год по византийской эре. Прежде всего мы узнаем, сколько прошло от "сотворения мира" до указанной даты законченных пятнадцатилетних циклов. Для этого делим число 6973 на 15. Полученное частное (464) даёт ответ на этот предварительный вопрос. Но основной интерес для нас представляет не частное, а остаток (13). Он указывает, что 6973 год занимает 13-е место в незавершившемся 465-м пятнадцатилетнем периоде от "сотворения мира". Это цифровое указание на порядковое место, или, как говорят, порядковый номер данного года, и является его индиктом. Таким образом, индикт 6973 г. = 13

А вот как проделать обратную операцию — неизвестно. Ну, попробуем проверить выводы историков. Кстати, византийское летосчисление дает 2 даты сотворения мира:
1 марта 5508 до Р.Х.
1 сентября 5509 до Р.Х.

Поэтому, одна и та же дата, приведенная по двум календарным стилям (мартовскому и сентябрьскому), будет иметь общий индикт только для месяцев, совпадающих в обоих календарях, именно, с марта по август включительно

К счастью, июль попадает в этот период,  так что этим моментом можно пренебречь. Считаем по мартовскому стилю, помня, что сентябрь еще не наступил:
971+5508 =6479
6479:15 = 431 и 14 в остатке.
Действительно, индикт 14, 432й цикл. А поскольку речь идет о договоре с Иоанном Цимисхием (годы правления 969 - 976) то это не может быть ни 431й цикл (957 год) ни 433 (986 год). :)

Отредактировано IvFox (12-07-2011 12:49:29)

0

89

Спасибо. Я буду пользоваться Вашими пояснениями. Это важно. У Льва Диакона практически указания на "индикты" отсутствуют, мусульманские авторы считают от хиджры, а вот Скилица, к которму я подбираюсь, и другие приводят много дат. Нужно быть во всеоружии.

0

90

Подбираемся к Скилице. Начнем с того, что он жил чуть позже нужных нам событий - примерно на век. Не очень большой разрыв, но все-таки.

9 ноября 959 года. Император Константин умер. По общему убеждению, отравлен собственным сыном, Романом Константиновичем. Тем самим, для которого он книжки писал. Да, воспитание детей в Византии хромало на обе ноги.
"За несколько дней до его кончины с наступлением вечера долгое время падали камни сверху на его дворец и, падая с большим шумом, произвели большие разрушения. Думая, что камни сбрасывались с верхних этажей Магнавры, он приказал поставить там стражу на много ночей, чтобы схватить кого-либо из дерзнувших совершить это. Однако он не постиг, что напрасно старался: ведь это происходило не от людей, но по соизволению высшей силы."
Кажется, речь не идет о падении метеоритов или чем-то подобном. Возможно, кто-то обстреливал дворец баллистами. Или же, в самом деле, какой-то шутник сбрасывал камни с крыши Магнавры. В любом случае, привязки к какому-то глобальному событию нет.

Воцарился благодарный сын.

"На втором году царствования Романа были изобличены в заговоре против него многие из влиятельных в государстве лиц. В качестве руководителя и организатора они имели магистра Василия по прозванию Петин и некоторых других из числа знатных — патрикия Пасхалия, патрикия Варду, сына Лива, и Николая Халкудзу. Они замышляли в день конных состязаний захватить проходящего императора и провозгласить императором Василия, посадив его на императорский трон."
Ну, это как обычно. И товарищ Варда (один из Вардов) в первых рядах.

Вот, любопытное сообщение.
"В эти же времена проявил себя некто по прозвищу Филорей, щитоносец магистра Романа Моселе, из рода Романа Старшего. Он умело, верхом на самом ретивом коне, постелив эфестриду, стоял прямо и, размахивая мечом в руках, побуждал коня к самому быстрому бегу, скакал кругом по арене ипподрома, вращая мечом, нисколько не слабея в своем стоячем положении [на коне]."
Вот это я понимаю, кавалерия. Понятное дело, грекам казалось, что русы плохо держатся в седле. Не всем же скакать в режиме джигитовки. Интересно, а спиной вперед ему слабо было поскакать?

"15 марта 6 индикта в 6471 г. умер император Роман, достигши 24-летнего возраста, процарствовав 13 лет, 4 месяца и 5 дней. По мнению одних [он умер], изнурив свою плоть позорнейшими и сластолюбивыми поступками. Но имеется и другое мнение — что он был отравлен ядом."
Это 963 год. Странно, пристрастие к ядам византийских императоров удивляет меня меньше, чем отсутствие попыток выработать иммунитет. В Риме такие случаи бывали.
Власть унаследовали Василий и Константин Романовичи. А Феофано - вдовствующая императрица. Перед самой смертью у Романа родилась еще и дочь - Анна.
В апреле в столицу прибывает Никифор Фока - по призыву пламенной Феофано.

"Вринга подозревал также и [бывшего] императора Стефана, который в то время был еще жив и находился в Мифимне как изгнанник. [Иосиф] изо всех сил стремился, чтобы тот находился под бдительнейшей охраной. Но тот в праздник великой субботы, причастившись божественных тайн, как-то внезапно умер без всякой видимой причины. Но [нужно отметить, что] Феофано, хотя тот и далеко жил, не переносила его."

Эта женщина пугает меня все больше. Нужно заметить, что вообще-то она была дочерью византийского трактирщика-шинкаря. И звали ее поначалу Анастасией. Дочь повара, она неплохо разбиралась в кулинарии, как я понимаю. Особенно, в приправах.

"Петр, царь болгар, после смерти своей жены возобновил мир, предложил императорам союзные отношения, предоставил заложников, а также собственных двоих сыновей Бориса и Романа. Несколько позднее он умер. Сыновья его после этого были возвращены в Болгарию, чтобы принять царскую власть и чтобы отразить движение комитопулов, потому что Давид, Моисей, Аарон и Самуил, дети одного из самых могущественных в Болгарии комитов, затеяли мятеж и привели в беспорядок дела в Болгарии. Вот какие происходили события."

Дата не указана. Эти события пока что висят в воздухе, но позже мы их обязательно к чему-нибудь привяжем. Пока что мы знаем из учебников истории, что в 927 году Петр воцарился и женился на византийской принцессе Ирине, и заключил с греками договор, а они признали его императорское достоинство. С 928 началась буза  и войны. Ирина умерла "в середине 60-х годов".
Получается так - греки с болгарами на ножах до смерти Ирины. После этого Петр присылает посольство с заложниками и сыновьями. Возможно, это посольство видел Лиутпранд. Принимали болгар хорошо, еще бы. Вырисовывается 968 год.
Смерть Петра произошла то ли в 968 году (косвенно по Диакону) - после первого нападения Святослава на Доростол, то ли в январе 969 (тоже косвенно по Диакону), то ли в январе 970 года - по официальным историческим данным. Но в это время Цимисхий уже захватил власть. А по логике развития событий у Скилицы смерть болгарского царя случилась при жизни Никифора Фоки. И он же (Фока) вернул на родину царевичей - подавлять комитопулов. И он же потом искал с ними мира и затребовал болгарских невест.
Ссора с болгарскими послами по Диакону - целиком высосана из пальца или была какая-то подоплека?

Скилица тоже любил скакать по временам, как заяц.

"2 июля того же 6 индикта все восточное войско по наущению Цимисхия провозгласило [Фоку] императором ромеев."
Это 963 год. Получается, что монолог Цимисхия перед булькающей кровью головой Фоки был правдив.

"Так следует по одной версии. Однако существует и другая и, как кажется, более достоверная, что [Фока] уже длительное время мучился желанием захватить императорскую власть и распален он был не столько страстью к ней, сколько к императрице Феофано; он ступил с нею в связь, когда жил в столице, и часто посылал к ней своего преданнейшего слугу Михаила."
Ай да Феофано. Она играла ими, как пешками. Меняла, как перчатки. Миледи нервно курит в коридоре.
16 августа Никифор Фока стал императором.

"[Никифор] возвел своего отца Варду в сан кесаря."
Варданяны рулят.

"А 20 сентября, отбросив маску и притворство, он вступил в законный брак с Феофано. И сразу же он начал есть мясо..."
Понятное дело. И орешки с медом. И сельдерей.

"До того воздерживался от мясоедения, из-за того что Варда, его сын, рожденный от первой жены, погиб, когда скакал верхом на коне по равнине, играя со своим двоюродным братом Плевсом в поединок, но случайно наткнулся на копье."
Мы просто хотим ощутить атмосферу. Сын президента разбился на 600-м  мерседесе, и папа перестал есть мясо.
Вот еще штрих.

"Во время празднования святой Пасхи началась драка между моряками и армянами: много люден было убито—едва не погиб и эпарх [города] магистр Сисиний. Распространилась по этому поводу молва, что Никифор, разгневавшись ка горожан и считая их виновниками беспорядков, собирается наказать народ, застигнув его в день состязаний на ипподроме."
Я так понимаю, что Никифор заступился за армян. Кстати, этот случай описывал и Лев Диакон. И тоже не указал дату, хотя лично их наблюдал. Массовые беспорядки, бросание камней с крыш и наказание виновных. Говорят, что это было в 967 году.

"Второго сентября в двенадцатом часу ночи индикта 11 произошло ужасное землетрясение, так что серьезно пострадали Гонориада и Пафлагония. Были и ветры в мае месяце того же индикта, сильные и жгучие, которые погубили плоды и даже виноградники и деревья, так что потом, в 12 индикте, случился ужаснейший голод."
967 год.

"На четвертом году своего царствования, в месяце июне 10 индикта [Никифор Фока] выступил, чтобы обозреть города, расположенные во Фракии; когда он прибыл к так называемому Большому Рву, он написал правителю Болгарии Петру, чтобы тот воспрепятствовал туркам переправляться через Истр и опустошать [владения] ромеев."

967 год. На 4-м году царствования - так и есть. В августе исполнилось 4 года воцарения, значит, июнь - на четвертом году.
Но куда это - к Большому Рву? Судя по всему, к Адрианополю. Город считался как бы центром Фракии, находился на реке Марице, а ее русло действительно выглядит, как ров, перегораживающий путь из Византии в Северную Болгарию. Именно здесь, как мы помним, Цимисхий развернул свое войско на Преславу.
Здесь же, вероятно, он якобы остановился (по Льву Диакону) во время захвата болгарских приграничных укреплений. Дескать, при дальнейшем движении он опасался Родопских гор. То есть, дальнейший его путь лежал на Филиппополь (Пловдив), это как раз в предгорьях.
Следующий вопрос. В момент этой поездки к границе венгерское вторжение уже произошло или только намечалось? Намечалось. Если бы оно уже началось, то Фока не писал бы писем и не совершал рекогносцировок у границы. Он бы вел боевые действия, и мы о них узнали бы. Просьба была такая: "Не впускай венгров к себе, дорогой товарищ болгарский царь. Не давай им форсировать Дунай. Пусть себе пасутся в бывшей Великой Моравии, там овса на всех хватает".

Может быть, на границе уже появились первые конные разъезды венгерских гусар? Это вряд ли, Фока вел бы себя иначе. Ведь венгры (основная масса) должны были двигаться одним из двух возможных маршрутов. Первый вариант: они переправляются у Доростола (там очень удобное место, похоже на печенежский брод у Хортицы на Днепре) и двигаются известным уже нам маршрутом - по равнине до Преславы (через Плиску), преодолевают Балканский хребет и далее по равнине - до Адрианополя, на Аркадиополь и прямо до греческой столицы.
Второй вариант: венгры форсируют Дунай значительно западнее, почти у югославской границы (чтобы не скакать по горам, как сайгаки), и спускаются по межгорью к Сардике (нынешней Софии), далее - к Филиппополю, а потом - к Адрианополю. То есть, мимо этого города у Большого Рва никому не пройти (особенно, венгерской коннице) и есть смысл ее тут встречать - независимо от маршрута вторжения.
Вспоминаем Лиутпранда. В июле 967 года Никифор Фока вошел с войском в Македонию, был встречен там венецианским послом Домиником. Они побеседовали и макаронник-дипломат отговорил греков от дальнейших боевых действий. Он пообещал, что Оттон не будет тут воевать в ближайшее время. Фока, у которого проблемы в Сирии, поверил и вернулся в столицу.
Венгры, как мы помним, вели боевые действия в северной Италии. Они воевали на стороне франков - против греков.

Теперь все выглядит немного иначе. Оттон захватывает несколько византийских городов в северной Италии. На стороне немцев здесь воюют венгры. Никифор Фока готовит морскую экспедицию в Италию. Кроме того, у него проблемы в Сирии. И буйные венгры, поддержавшие Оттона, прессуют северные границы империи. Надо полагать, этот парень надеялся решать проблемы очень быстро, одну за другой. Как Наполеон. Он собирает войско, доходит до Адрианополя, проверяет укрепления у Большого Рва и предупреждает Петра, чтобы тот не вздумал пропускать новых венгров через Дунай и далее - по указанному нами маршруту.
Далее, обезопасив свои тылы таким образом, Фока форсировал Марицу и продолжил путь к Филиппополю (сердце Македонии). Слева Родопы, справа Балканы. Где-то здесь в ущелье венгры устроили грекам неплохую засаду, о которой вспоминал Лиутпранд. Об опасности засад в родопских горах во время этого похода говорил и Лев Диакон. Здесь же произошла встреча с венецианским послом. После беседы с ним Никифор отказывается от дальнейшего похода на Сардику (это второй вероятный маршрут вторжения венгров, как мы помним), укрепляет Филиппополь и возвращается в Византий.

Присутствие венецианского посла в районе ведения боевых действий говорит о том, что венгры действительно имели союз с Оттоном. По крайней мере, в это время.
Кое-что проясняется и со Львом Диаконом. Никифор пошел в Македонию и действительно захватывал города. По крайней мере, две крепости он точно захватил - Адрианополь и Филиппополь. Вот только отбивал он их не у болгар, а у венгров. Основным маршрутом экспансии венгров был западный, а возможным запасным - восточный. Оба сходились в Адрианополе. Лучше всего Никифору имело смысл предложить Петру такой вариант - греки ставят свои гарнизоны по Дунаю. Военные базы, так сказать. С последующим поглощением Болгарии Византией. Но у греков не было физической возможности для осуществления этого плана. Турция, Сирия, Сицилия, Северная Италия, Македония. Какая уж тут Болгария. Не в этот раз.
А пока что Никифор лишь попросил Петра попридержать венгров на том берегу Дуная. Наверное, он думал, что болгарам это по силам. Грекам, видимо, казалось, что болгары из вредности позволяют венгерским ордам кочевать по своей стране, куда им вздумается. Им в голову не могло придти, что венгры не сильно спрашивали у болгар разрешения.

Прежде чем в игру вступит Святослав, посмотрим, как выглядит нужный нам фрагмент хронологической сетки.

959
- 9 ноября - смерть Константина Порфирогенита, якобы отравленного своим сыном (Скилица); воцарился Роман Константинович

960
- У императора Романа родился сын (Скилица)
- Хазарский царь Иосиф пытается выпросить помощь у мусульман против русов. "Я живу у входа в реку и не пускаю русов, прибывающих на кораблях, проникнуть к ним (мусульманам). Точно так же я не пускаю всех врагов их, приходящих сухим путем, проникать в их страну. Я веду с ними (врагами мусульман) упорную войну. Если бы я оставил их (в покое), они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада".

(961)
- Поход Никифора Фоки на Крит (Лев Диакон, Скилица); 7 марта успешный штурм крепости Хандак;
- В Византии раскрыт заговор; среди заговорщиков - патрикий Варда (Скилица)

962
- Воцарение Оттона и возобновление Римско-Германской империи (Лиутпранд)

(963)
- 15 марта - смерть византийского императора Романа Порфирогенита; по преданию, тоже отравлен (Скилица)
- апрель - Никифор Фока прибывает в Константинополь, по приглашению Феофано (Скилица); приблизительно в это же время в изгнании странной смертью умирает бывший император Стефан (Скилица)
- 2 июля - восточное войско по инициативе Цимисхия провозгласило Никифора Фоку императором (Скилица)
- 16 августа - воцарение Никифора Фоки (Скилица)
- 20 сентября - Никифор женился на Феофано (Скилица)

964
- Русы участвуют в греческом десанте на Сицилию (?)

965
- Византия воюет с Турцией (?)

966
- Никифор Фока воюет в Сирии (Лев Диакон, Скилица)

(?)
- Сцена с болгарскими послами; отказ платить болгарам дань;  возвышение Калокира и его отправка в Крым для подкупа Святослава с помощью 450 кг золота (Лев Диакон)

967
- июнь - Никифор Фока приходит с войсками к Адрианополю, захватывает его, укрепляет границы с Болгарией (вдоль русла Марицы) и просит царя Петра не впускать венгров на болгарскую территорию(Скилица, косвенно Лев Диакон)
- июль - укрепив границу с Болгарией и обезопасив себя от нападения венгров с ее территории, Никифор Фока приходит с войском в Македонию, захватывает Филиппополь, встречает венецианского посла, который уговаривает его прекратить поход; Фока укрепляет Филиппополь и возвращается; остальная часть Македонии остается за венграми (Лиутпранд)
- 2 сентября - землетрясение разрушило Гонориаду и Пафлагонию (Скилица)
- засуха, неурожаи, стихийные бедствия; к концу года в Византии дорожает хлеб, начинается голод (Скилица)

968
- 4 июня - прибытие германского посольства в Константинополь; дипломатов приняли очень плохо; аудиенция Лиутпранда у Никифора Фоки, прошла в спорах и ссорах; немцы сватают Феофано за Оттона, а Никифор соглашается на брак, если немцы уступят половину Италии; во время переговоров упоминаются могущественные славянские княжества (возможно, это венды), находящиеся в подчинении Оттона, которые по военной мощи превосходят Болгарию (Лиутпранд)
- 28 июня - в Константинополь прибывает болгарское посольство; принимают их с почетом(Лиутпранд); это Петр прислал заложников и своих сыновей (Бориса и Романа), предлагает мир (Скилица)
- 7 июля - болгарские послы уезжают, довольные (Лиутпранд)
- 19 июля - из Константинополя отправлен в Италию имперский флот греков (28 кораблей), в составе которого находилось 2 русских корабля (Лиутпранд); цель - попридержать Оттона, который захватывает в Италии византийские города
- 22 июля - Никифор Фока начал поход в Сирию; в Константинополе отмечается сильный голод; венгры "контролируют сушу" - держат Македонию (Лиутпранд)
- Экспедиция русов на Волгу (до 969); разграблены Хазаран, Итиль, Семендер и Булгар (Ибн-Хаукаль)
- Русы высадились в Галисии; разграблен Сантьяго (?)
(?) Подкупленный Святослав с 16-тысячным войском пришел на Дунай, разбил болгар и захватил Доростол; Никифор Фока перегораживает бухту цепью и обучает войска боевым действиям; оговаривается, что русы с болгарами заодно - против греков (Лев Диакон)

969
- январь? - умирает в монастыре царь Петр (Лев Диакон); поскольку его могила находится в Преславе, а мы видели, что это за "столица", можно предположить, что там и находился "монастырь" или летняя резиденция болгарского царя;
(?) - боевые действия греков против наступающих русов, болгар, венгров и печенегов; захват русами Филиппополя (косвенная информация от Льва Диакона)
(?) - Никифор Фока отправляет в Болгарию царевичей Бориса и Романа - подавлять комитопулов Давида, Моисея, Аарона и Самуила (Скилица)
(?) - Никифор Фока ведет переговоры с болгарами и предлагает династические браки; в Византий привозят болгарских невест (Лев Диакон)
- 11 декабря - убийство Никифора Фоки (при участии Феофано) и воцарение Иоанна Цимисхия; Феофано по требованию патриарха константинопольского сослана в Армению (Лев Диакон)

Несколько любопытных деталей. Петр прислал заложников и своих сыновей не просто так. Никифору нужны гарантии того, что болгары преградят венграм путь.
Какая чудная созвучность. С греками воюют русы, болгары, венгры и печенеги. Давид, Моисей, Аарон и Самуил. Возможно, в другой последовательности. По одному комитопулу на войско. Возможно, в дальнейшем что-то прояснится.

+2


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Игоря Мельника » В чужих садах