февраль 1950 года
1 февраля
В бюро президиума Совета Министров СССР
Сов[ершено] секретно
Сообщаю о состоянии строительства железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Победино на Южном Сахалине с тоннелем и паромной переправой через Татарский пролив:
1. Постановлением Совета Министров СССР от 5 мая 1950 г. на Министерство внутренних дел СССР возложено строительство железной дороги от Комсомольска до Победино на Южном Сахалине общим протяжением 950 км с паромной переправой через Татарский пролив.
Прокладка тоннеля под Татарским проливом возложена на Министерство путей сообщения.
Министерство судостроительной промышленности обязано построить два железнодорожных парома ледокольного типа.
Установлены следующие сроки окончания строительства: в 1953 г. – первой очереди железной дороги с открытием движения на 9 пар поездов в сутки на всем протяжении от Комсомольска до Победино с железнодорожной паромной переправой через Татарский пролив; в 1955 г. – окончание строительства тоннеля и открытие сквозного движения поездов через тоннель под Татарским проливом на 24 пары поездов в сутки.
Министерством внутренних дел СССР в 1950 г. проводились проектно-изыскательские и подготовительные работы по строительству железной дороги и паромной переправы.
Для обеспечения начала строительства железной дороги одновременно со стороны Комсомольска и со стороны Победино, а также паромной переправы через Татарский пролив, созданы три строительных организации, имеющие в настоящее время: 14 000 рабочих, 400 автомашин, 1240 лошадей, 15 экскаваторов, тракторы и другое строительное оборудование.
Проектными организациями Министерства внутренних дел разработаны основные технические условия на проектирование и строительство железнодорожной магистрали Комсомольск - Победино и проектное задание на строительство паромной переправы.
Министерством судостроительной промышленности разработан и представлен на утверждение Совета Министров СССР эскизный проект морского парома ледокольного типа.
Министерством путей сообщения в 1950 г. проводились проектно-изыскательские работы в районе Татарского пролива для выбора трассы тоннеля. Организовано строительное управление. На стройку направлены два саперных батальона, инженерно-технические работники и необходимые материально-технические ресурсы. Начато строительство жилых, бытовых и складских зданий в районе строительства тоннеля.
2. Народнохозяйственным планом на 1951 г. в связи с общим сокращением ассигнований на капитальные работы, произведенным при рассмотрении и утверждении плана, предусмотрено выделение на строительство железной дороги Комсомольск – Победино, паромной переправы и тоннеля только 150 млн рублей, из них по Министерству внутренних дел СССР 100 млн руб. и по Министерству путей сообщения 50 млн рублей. Указанный объем капиталовложений является недостаточным для окончания строительства железной дороги с паромной переправой в 1953 г. и с тоннелем в 1955 г.
Для того, чтобы обеспечить необходимый разворот работ по строительству железной дороги, паромной переправы и тоннеля под Татарским проливом и выдержать установленные для строительства этих сооружений Советом Министров СССР сроки, необходимо увеличить на 1951 г. капиталовложения как по Министерству внутренних дел СССР, так и по Министерству путей сообщения...
В связи с изложенным возникает необходимость увеличить капиталовложения на 1951 год...
Прошу рассмотреть этот вопрос в бюро президиума Совета Министров СССР.
Одновременно предложение об увеличении капиталовложений для строительства железной дороги Комсомольск – Победино представлено товарищу Сталину.
Л. Берия
2 февраля
Новости советской внешней разведки.
Арестован Г. Голд, поддерживавший контакт с К. Фуксом во время его поездок в США. 3 февраля лондонская резидентура на основании газетных сообщений проинформировала Центр об аресте К. Фукса, которому было предъявлено обвинение в «передаче врагу» информации по «Энормозу». Эта информация была доложена непосредственно Сталину.
Анализируя причины провала, работники Центра Л. Квасников и А. Раина пришли к выводу, что он связан с пребыванием К. Фукса в США. В дальнейшем было установлено, что после испытания 29 августа 1949 года советской атомной бомбы ФБР начало интенсивные поиски лиц, причастных к утечке атомных секретов. Связник Г. Голд вновь был вызван на допрос. Несмотря на то, что он отрицал свое знакомство с К. Фуксом, ФБР произвело негласный обыск в его квартире, где агенты обнаружили план города Санта-Фе, на котором карандашом было помечено место встречи Голда с Фуксом.
На очередном допросе, используя неопровержимые улики, сотрудники ФБР заставили Г. Голда сознаться в сотрудничестве с советской разведкой и контакте с К. Фуксом. Директор ФБР Д. Э. Гувер доложил президенту Трумэну, что источником утечки атомных секретов является английский ученый Клаус Фукс, который во время его командировок в США передавал советским агентам секретные материалы по «Энормозу».
Эти сведения были переданы британской контрразведке МИ-5. В сентябре 1949 года премьер-министр Великобритании К. Эттли дал указание приступить к допросам ученого, не отстраняя его от работы в Харуэлле. Ставка делалась на то, что коллеги К. Фукса окажут на него психологическое воздействие. Этот расчет оказался правильным. Находясь в тяжелом морально-психологическом состоянии и понимая, что Г. Голд его выдал, К. Фукс подтвердил свое сотрудничество с советской внешней разведкой и факт передачи ей секретных материалов по «Энормозу». После письменного признания 2 февраля 1950 года он был арестован.
(С. Чертопруд. "Научно-техническая разведка...")
11 февраля
Секретно
О Б З О Р
торгово-политических отношений между СССР и США в 1949 году
В январе 1949 г. правительство США, ведущее враждебную политику по отношению к Советскому Союзу, уклонилось от обсуждения вопроса о заключении Пакта мира между СССР и США. Как известно, этот вопрос возник в связи с обращением к тов. Сталину европейского директора агентства «Инт. Ньюз Сервис» К. Смита. В своем ответе тов. Сталин ясно и недвусмысленно заявил о готовности советского правительства рассмотреть вопрос о возможности заключения такого пакта, однако правительство США, проводившее в то время усиленную подготовку к заключению Североатлантического пакта, направленного против СССР, отказалось от Пакта мира с Советским Союзом и тем самым лишний раз продемонстрировало всему миру свои агрессивные намерения.
Дискриминация в торговле по отношению к СССР
В области внешней торговли правительство США в 1949 г. продолжало проводить политику дискриминации в отношении Советского Союза и стран народной демократии. В своем послании конгрессу 7 января 1949 г. Трумэн заявил о необходимости продлить полномочия правительства для контроля над экспортом и усилить «механизм осуществления контроля», чтобы регулирование экспорта из США можно было привести «в полное соответствие» с внешней политикой США. Это заявление Трумэна ясно говорило о намерении правительства США продолжать политику фактического бойкота торговли с Советским Союзом...
Сенатор Тэйлор, выступая в сенате при обсуждении вопроса о ратификации Североатлантического пакта, осуждал американскую политику, направленную на срыв советско-американской торговли. Он указывал, что США, поставляя товары в Зап. Европу, дают возможность европейским странам использовать соответствующую часть своей производственной мощности для того, чтобы производить товары для отправки в Советский Союз. «Создается система торговли», заявил Тэйлор, «которую, вероятно, будет очень трудно изменить, если мы когда-либо поумнеем и примем решение торговать с русскими»...
В ноябре 1949 г. Министерство торговли США объявило о дальнейшем усилении контроля над экспортом стратегических товаров в страны Западного полушария с целью, как поясняется в печати, предотвращения их реэкспорта в Советский Союз и страны народной демократии. Кроме того, был введен порядок «добровольного» согласования с Министерством торговли возможности вывоза технической информации, а в декабре 1949 г. был наложен запрет на предоставление иностранным фирмам технической информации, имеющей значение для «национальной безопасности» США. «Нью-Йорк Таймс» в связи с этим писал 23 декабря 1949 г., что, хотя СССР и страны народной демократии не были специально названы Министерством торговли США, всякому ясно, что запрет в отношении технической информации является очередным мероприятием правительства США для предотвращения получения Советским Союзом не только «стратегических материалов», но и технических данных...
Переговоры по ленд-лизу
В 1949 г. продолжались переговоры между правительствами СССР и США об урегулировании расчетов по ленд-лизу.
Нотой от 9 декабря 1948 г. советский посол сообщил Госдепартаменту о согласии советского правительства:
1) увеличить глобальную сумму компенсации за остатки ленд-лизовских предметов до 200 млн долл.;
2) возвратить США 28 фрегатов и 3 ледокола до заключения общего соглашения о расчетах;
3) обсудить условия продажи нам некоторого количества военно-морских судов, а также порядок и сроки возврата остальной части судов;
4) увеличить до 13 млн долл. сумму компенсации за торговые суда довоенной постройки, имея в виду, что эксперты обеих сторон договорятся о заключении специального соглашения о продаже нам всех торговых судов.
И.о. государственного секретаря, в то время — Ловетт, выступая в середине декабря 1948 г. на пресс-конференции, заявил, что согласие Советского Союза возвратить США ледоколы и фрегаты является крупным шагом к урегулированию расчетов по ленд-лизу между СССР и США.
Комментируя это заявление Ловетта, американские газеты писали, что нота Советского Союза может внести оживление в переговоры по ленд-лизу.
Американское правительство, однако, не присылало ответа на нашу ноту до августа 1949 г., выдвинув на первый план вопрос о возврате ледоколов и фрегатов...
По сообщению ТАСС от 10 января с.г., Белый Дом объявил 9 января, что Трумэн передал конгрессу 29-й отчет об операциях по ленд-лизу. В заявлении Белого Дома сообщается, в частности, о том, что в сентябре 1949 г. была достигнута договоренность с представителями Советского Союза в отношении возвращения Соединенным Штатам ледоколов и фрегатов и что «имеется некоторый прогресс в переговорах с Советским Союзом по другим вопросам ленд-лиза, но пока еще не достигнуто существенного соглашения по некоторым основным вопросам»...
Международная пшеничная конференция
По приглашению правительства США Советский Союз принял участие в конференции по вопросу о заключении международного соглашения по пшенице, которая была созвана в Вашингтоне 26 января 1949 г.
На конференции присутствовали представители 48 стран, в том числе представители Чехословакии, Польши и Аргентины в качестве наблюдателей.
Конференция происходила в условиях, когда под влиянием начавшегося снижения цен на пшеницу, хорошего урожая, полученного в 1948 г. европейскими странами по сравнению с 1947 г., и увеличения экспорта пшеницы странами-экспортерами страны-импортеры сделали заявку на пшеницу меньше общего количества пшеницы, предложенного странами-экспортерами.
В связи с участием СССР на конференции страны-экспортеры, и в первую очередь США, должны были в целях достижения соглашения пойти на сокращение своих экспортных квот 1948 года; однако все три основных экспортера (США, Канада, Австралия) заявили, что они не могут пойти на это, утверждая, что заявленная нами квота (20%) является слишком большой (при общем экспорте в 500 млн бушелей доля СССР составила бы 100 млн бушелей).
Страны-импортеры, в первую очередь Англия, учитывая создавшееся положение, заявили, что они не имеют возможности повысить намеченные ими количества импорта пшеницы.
Желая облегчить достижение соглашения и учитывая интересы других стран, наши представители заявили о согласии сократить квоту для СССР до 75 млн бушелей с тем, что все количество, которое будет заявлено странами-импортерами сверх 500 млн бушелей, должно будет распределяться пропорционально между странами-экспортерами.
Американцы, а вслед за ними Канада и Австралия заявили вновь, что они не могут пойти на сокращение своих квот, и предложили импортерам заключить соглашение без участия Советского Союза.
Страны-импортеры использовали ситуацию для нажима на экспортеров и добились снижения максимальной цены на пшеницу с 2 долл. за бушель до 1 долл. 80 центов.
В процессе работы конференции было очевидно, что маршаллизированные страны Западной Европы заинтересованы в покупке пшеницы в СССР. После того как выяснилось, что Советский Союз не будет принимать участия в Соглашении, общая заявка стран-импортеров была снижена, и только после нажима со стороны американцев и англичан, с использованием дипломатических каналов, страны-импортеры несколько повысили свою заявку.
Позиция США на конференции показывает, что, посылая Советскому Союзу приглашение, США, видимо, рассчитывали на то, что мы откажемся от участия в конференции.
МВТ СССР
Управление торговых договоров
Отдел США
13 февраля
Секретно
ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
товарищу МОЛОТОВУ В.М.
1. Выписка, ввоз в СССР и получение иностранной литературы централизованы в общесоюзных министерствах, ведомствах и организациях. Книгообмен советских библиотек с иностранными осуществляется через Всесоюзную библиотеку им. В.И. Ленина и библиотеку Академии Наук СССР.
Поступающая из-за рубежа литература подвергается централизованному цензорскому просмотру Отделом иностранной цензуры Главлита на Московском почтамте.
Однако находящиеся в СССР отдельные дипломатические представительства, в том числе представительства стран народной демократии, рассылают по внутренней почте непосредственно учреждениям и библиотекам в Москве и в других городах СССР свои информационные бюллетени, а также журналы, брошюры и книги. В ряде случаев эти издания содержат нежелательный для широкого распространения материал.
Подобная практика рассылки материалов дипломатическими представительствами крайне нежелательна. Если ее почему-либо нельзя запретить, то целесообразно по крайней мере установить, чтобы такого рода рассылка бюллетеней и литературы дипломатическими представительствами осуществлялась лишь через ВОКС, что дало бы возможность цензурировать материалы и надлежащим образом регулировать их дальнейшее распространение и связанную с этим переписку.
2. Наряду с получаемой по выписке иностранной литературы, в адреса различных советских учреждений и частных лиц из-за границы систематически поступает большое количество литературы бесплатно.
В отношении такой литературы, поступающей из капиталистических стран, Главлит в настоящее время придерживается следующей практики: учреждениям, не имеющим право выписки иностранной литературы, а также частным лицам выдаются после цензорской проверки только научно-технические книги и журналы, коммунистические издания, а также произведения классиков мировой художественной литературы. Остальная иностранная литература этим адресатам не выдается и в том случае, если она представляет какую-либо ценность, направляется во Всесоюзную библиотеку им. В.И. Ленина.
Более сложно обстоит дело с литературой, поступающей бесплатно из стран народной демократии. Из этих стран направляется в СССР в адреса различных советских учреждений, партийных, комсомольских и общественных организаций, предприятий, колхозов, а также отдельных советских общественных деятелей, работников искусств и пр., большое количество литературы в порядке подарков и поддержания культурных связей...
Главлит считает целесообразным установить единый порядок для всей поступающей в СССР не по подписке литературы:
а) Учреждения и лица, имеющие право подписки, получают бесплатно идущую им литературу на тех же основаниях, что и по подписке.
б) Вся остальная литература, получаемая не по подписке, а в порядке культурных связей, подарков и т.п., после цензорского просмотра должна направляться адресатам лишь через ВОКС, что даст возможность соответствующе регулировать ее использование и регламентировать зарубежные связи советских учреждений и граждан.
Прошу Ваших указаний.
Уполномоченный Совета Министров СССР по охране военных
и государственных тайн в печати
К. ОМЕЛЬЧЕНКО
14 февраля
ДОГОВОР
о дружбе, союзе и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой.
...Обе Договаривающиеся Стороны обязуются, что ими совместно будут предприниматься все имеющиеся в их распоряжении необходимые меры в целях недопущения повторения агрессии и нарушения мира со стороны Японии или любого другого государства, которое прямо или косвенно объединилось бы с Японией в актах агрессии. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон подвергнется нападению со стороны Японии или союзных с ней государств, и она окажется, таким образом, в состоянии войны, то другая Договаривающаяся Сторона немедленно окажет военную и иную помощь всеми имеющимися в ее распоряжении средствами.
Договаривающиеся Стороны также заявляют о своей готовности в духе искреннего сотрудничества участвовать во всех международных действиях, имеющих своей целью обеспечение мира и безопасности во всем мире, и будут полностью отдавать свои силы скорейшему осуществлению этих целей...
Обе Договаривающиеся Стороны не будут заключать какого-либо союза, направленного против другой Стороны, а также не будут участвовать в каких-либо коалициях, а также в действиях или мероприятиях, направленных против другой Стороны...
Обе Договаривающиеся Стороны будут консультироваться друг с другом по всем важным международным вопросам, затрагивающим общие интересы Советского Союза и Китая, руководствуясь интересами укрепления мира и всеобщей безопасности...
Настоящий Договор остается в силе в течение 30 лет, причем, если одна из Договаривающихся Сторон за год до истечения срока не заявит о желании денонсировать Договор, то он будет продолжать оставаться в силе в течение 5 лет и в соответствии с этим правилом будет пролонгироваться...
(В 1980 году китайская сторона заявила, что не будет продлевать).
Заключено Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой о Китайской Чанчуньской железной дороге, Порт-Артуре и Дальнем.
"...Советское Правительство передает безвозмездно Правительству Китайской Народной Республики все свои права по совместному управлению КЧЖД, со всем принадлежащим дороге имуществом. Передача будет совершена непосредственно после заключения Мирного Договора с Японией, однако, не позже как в конце 1952 года...
Обе Договаривающиеся Стороны согласились о том, что советские войска будут выведены из совместно используемой военно-морской базы Порт-Артур и сооружения в этом районе будут переданы Правительству Китайской Народной Республики непосредственно после заключения Мирного Договора с Японией, однако, не позже как в конце 1952 года, с возмещением Правительством Китайской Народной Республики, Советскому Союзу затрат по восстановлению и строительству сооружений, произведенных Советским Союзом с 1945 года...
В случае, если любая из Договаривающихся Сторон подвергнется агрессии со стороны Японии или какого-либо государства, которое объединится с Японией, и в результате этого будет вовлечена в военные действия, то Китай и Советский Союз могут по предложению Правительства Китайской Народной Республики и с согласия Советского Правительства совместно использовать военно-морскую базу Порт-Артур в интересах ведения совместных военных действий против агрессора...
Обе Договаривающиеся Стороны согласились о том, что вопрос о порте Дальнем должен быть подвергнут рассмотрению после заключения Мирного Договора с Японией.
Что касается администрации в Дальнем, то она полностью принадлежит Правительству Китайской Народной Республики.
Все имеющееся в настоящее время в Дальнем имущество, находящееся во временном ведении или в аренде у Советской Стороны, должно быть принято Правительством Китайской Народной Республики...
СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Центральным Народным Правительством Китайской Народной Республики о предоставлении кредита Китайской Народной Республике.
В связи с согласием Правительства Союза Советских Социалистических Республик удовлетворить просьбу Центрального Народного Правительств; Китайской Народной Республики о предоставлении Китаю кредита для оплаты оборудования и других материалов, которые Советский Союз согласился поставить Китаю, оба Правительства договорились о нижеследующем:
СТАТЬЯ 1.
Правительство Союза ССР предоставляет Центральному Народному Правительству Китайской Народной Республики кредит в долларовом исчислении в сумме 300 млн. ам. долларов из расчета 35 ам. долларов за унцию чистого золота.
Ввиду чрезвычайной разоренности Китая, вследствие длительных военных действий на его территории, Советское Правительство согласилось предоставить кредит на льготных условиях из 1 % годовых.
СТАТЬЯ 2.
Указанный в статье 1 кредит предоставляется 1 течение пяти лет, начиная с 1 января 1950 года равными частями по 1/5 кредита в течение каждого года для оплаты поставок из СССР оборудования и материалов...
Оставшаяся неиспользованной в течение одного годового периода сумма кредита может быть использована в последующие годовые периоды.
СТАТЬЯ 3.
Центральное Народное Правительство Китайское Народной Республики погашает указанный в статье 1 кредит, а также проценты по нему поставками сырья, чая, золотом, ам. долларами. Цены на сырье и чай, количества и сроки поставок будут установлены по особому Соглашению, причем пень будут определяться на основе цен мировых рынков.
Погашение кредита производится в течение 10 лет равными ежегодными долями по 1/10 суммы полученного кредита не позднее 31 декабря каждого года...
20 февраля
Сов. секретно
Товарищу СТАЛИНУ И.В.
Осенью 1948 года по инициативе США между рядом государств, проявляющих интерес к Антарктике (США, Англия, Австралия, Новая Зеландия, Франция, Норвегия, Аргентина и Чили), были начаты неофициальные переговоры по вопросу о режиме Антарктики. Из сообщений печати и по сведениям, полученным из неофициальных источников, стало известно, что США, желая обеспечить свое влияние в районе Антарктики, выдвинули в ходе этих переговоров предложение об установлении так называемого «международного режима» для Антарктики и о создании для управления этой областью комиссии из представителей указанных восьми государств.
В связи с этим решением ЦК ВКП(б) от 29 января 1949 г. было признано целесообразным заявить, сначала в неофициальной форме, о заинтересованности Советского Союза в вопросе о режиме Антарктики, в дальнейшем, в зависимости от последующих обстоятельств, сделать такое заявление и в официальной форме. В соответствии с этим 10 февраля п.г. состоялось заседание Географического общества СССР с докладом президента Общества академика Берга, осветившим выдающуюся роль русских исследователей в открытии Антарктики и давшим научное обоснование права СССР на участие в решение вопроса о режиме этого материка. На указанном заседании Географического общества была принята соответствующая резолюция, опубликованная 11 февраля п.г.
На эту резолюцию последовал ряд откликов в зарубежных странах, причем в США и Англии выступление Географического общества было встречено неблагоприятно. Смысл этих откликов в Англии и США сводился к тому, что СССР якобы никогда не заявлял официальных претензий на район Антарктики и поэтому нет оснований для его участия в переговорах об этом районе. Переговоры указанных выше 8 держав об Антарктике к настоящему времени к определенным результатам, по имеющимся сведениям, не привели.
Министерство иностранных дел считает целесообразным в настоящее время официально выступить по вопросу об Антарктике, направив всем странам — участницам переговоров об Антарктике меморандум с обоснованием своих прав в этом вопросе и с предупреждением, что СССР не признает законным никакое решение по вопросу о режиме Антарктики, принятое без его участия. В меморандуме также сказать, что этот вопрос следует решать с участием всех заинтересованных стран и что советское правительство готово обсудить любые предложения заинтересованных стран как относительно порядка обсуждения вопроса о режиме Антарктики, так и о характере этого режима.
Наши дальнейшие шаги целесообразно определить по получении ответов на этот меморандум.
Проект постановления ЦК ВКП(б) прилагается.
Прошу рассмотреть.
ВЫШИНСКИЙ
22 февраля
Секретно
Как было условлено в беседе с Мухафалем 15 февраля, нанес ему визит в сирийской Миссии.
Мухафаль весьма охотно вел разговор о современном политическом положении на Ближнем Востоке. Из его высказываний заслуживают быть отмеченными следующие:
1. Англичане и американцы оказывают все более и более усиливающееся давление на арабские страны с тем, чтобы заставить эти страны образовать блок, направленный против Советского Союза. В настоящее время предпринимаются большие усилия для того, чтобы возродить Саадабадский пакт и связать с этим пактом также и арабские страны. Англо-американцы, сказал Мухафаль, надеются таким образом образовать у южных границ СССР железную цепь, находящуюся под их полным влиянием и контролем, а территории этих государств использовать для военных действий против СССР во время будущей мировой войны...
4. Мухафаль далее сказал, что английское давление на Сирию заставить ее объединиться с Ираком осуществляется по двум направлениям, а именно: а) Англичане с помощью американцев создали у границ Сирии сионистское государство и ведут пропаганду в Сирии в пользу слияния с Ираком, угрожая сирийскому народу опасностью сионистского вторжения. Англичане доказывают сирийцам, продолжал Мухафаль, что если мы не объединимся с Ираком, то мы будем завоеваны сионистами и потеряем нашу независимость. б) Это давление осуществляется также и в экономической области...
5. Мухафаль спросил меня, ведем ли мы торговлю со странами Арабского Востока и есть ли возможность торговли между СССР и Сирией.
Я ответил, что специально торговыми вопросами я не занимаюсь, так как в нашей Миссии есть торговый атташе. Далее я сказал ему, что СССР торгует со странами Ближнего Востока и что при Миссии СССР в Ливане есть торговый атташе, который, по-моему, должен заниматься также и вопросами торговли между Сирией и СССР.
6. Мухафаль пытался начать со мной дискуссию по вопросу о Палестине. При этом он заявил, что поддержка Советским Союзом евреев в палестинском вопросе глубоко разочаровала арабский мир, в том числе и его лично. Он заявил далее, что Советский Союз больше выиграл бы и значительно сильнее укрепил бы свои позиции на Ближнем Востоке, если бы не поддержал вместе с англичанами и американцами сионистов. При этом он сослался на то обстоятельство, что арабы на протяжении многих лет своей истории никогда не забывали оказанных им благодеяний.
Относительно его последнего замечания я сказал ему, что, по-видимому, дело обстоит не совсем так, как он говорит, ибо, например, за последнее время в арабской печати совсем перестали вспоминать о той исключительно важной и решающей поддержке, которая была оказана Советским Союзом совсем недавно, когда, например, решался вопрос о независимости Сирии и Ливана или вопрос о Египте в Совете Безопасности. Затем я сказал Мухафалю, что он, видимо, не представляет себе позицию СССР в вопросе о Палестине, поскольку он совершенно неправильно смешивает ее с позицией англичан и американцев...
Беседа продолжалась около часа.
Вр[еменный] поверенный в делах СССР в Египте
С. Киктев
25 февраля
СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СУСЛОВУ М.А.
Начальник Генерального Штаба Вооруженных Сил т. Штеменко, зам. главного редактора газеты «Правда» т. Ильичев и начальник Совинформбюро т. Поздеев обратились в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить получение иностранной печати без предварительного просмотра цензуры.
Отдел пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) сообщает, что порядок выписки и использования иностранной печати определен постановлением Политбюро от 14.IX-46 года. В период подготовки указанного постановления тов. Жданов сообщил Главлиту, что в соответствии с указанием товарища Сталина право получения иностранной печати без просмотра имеют: ЦК ВКП(б), МГБ, МИД, ТАСС и Комитет информации.
Включение новых организаций в список получающих ино[странную] литературу без досмотра Главлита можно провести только по указанию ЦК ВКП(б).
Что касается целесообразности предоставления такого права Генштабу, газете «Правда» и Совинформбюро, то удовлетворить их ходатайство не следовало бы.
Просмотр поступающей иностранной печати производится органами Главлита исключительно с целью изъятия клеветнических выпадов против руководителей большевистской партии и советского государства. Так, проверка фактов, отмеченных в письме т. Ильичева, показала, что все вырезки из иностранных газет и журналов сделаны ввиду явно клеветнического характера изъятого текста (справка прилагается). В двух случаях, о которых говорится в письме т. Ильичева (газеты «Монд» от 14.XII и 23.XII-49 г. и «Юманите» от 21.XII-49 г.), Главлит изъятий не производил.
Считаем, что для военно-научной работы Генштаба совершенно нет необходимости оставлять в ино[странной] печати клеветнический текст. Точно так же и для контрпропаганды в печати места, изъятые Главлитом из иностранных изданий с выпадами против руководителей партии и правительства, не нужны.
Просим Вашего согласия сообщить об этом т.т. Штеменко, Ильичеву и Поздееву.
Л. СЛЕПОВ
М. МОРОЗОВ
27 февраля
Нота посольства СССР в США государственному департаменту США относительно конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 г.
Посольство Союза Советских Социалистических Республик свидетельствует свое уважение Государственному департаменту Соединенных Штатов Америки и в ответ на ноту Государственного секретаря от 15 ноября 1949 года уполномочено сообщить следующее:
Парижская мирная конференция 1946 года рекомендовала включить в Мирный договор с Болгарией, Венгрией и Румынией постановления о навигации на Дунае. Такие постановления были внесены в подписанный 10 февраля 1947 года окончательный текст Мирного договора с Болгарией в виде ст. 34, Мирного договора с Румынией в виде ст. 36 и Мирного договора с Венгрией в виде ст. 384.
На третьей сессии Совета министров иностранных дел в декабре 1946 года в Нью-Йорке правительства Соединенных Штатов, Соединенного Королевства, СССР и Франции согласились созвать конференцию для выработки новой Конвенции о режиме судоходства на Дунае в составе представителей придунайских государств: СССР, Украинской ССР, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии и представителей следующих государств — членов Совета министров иностранных дел: Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и Франции. Такая конференция состоялась в Белграде с 30 июля по 18 августа 1948 года в указанном выше составе. На конференции была утверждена новая Конвенция, в основу которой были положены постановления Парижских мирных договоров, подписанных и ратифицированных США. Тем не менее правительство США в ноте от 15 ноября 1949 года оспаривает международную законную силу Конвенции о режиме судоходства на Дунае, подписанной в Белграде 18 августа 1948 года, заявляя, что остается в силе Конвенция, подписанная в Париже 23 июля 1921 года, которой, как известно, Соединенные Штаты не подписывали и которую Советский Союз также не подписывал и никогда не признавал.
Советское правительство констатирует, что против Дунайской конвенции 1948 года правительство Соединенных Штатов в своей ноте выдвинуло те же самые аргументы, которыми его представитель оперировал на Дунайской конференции 1948 года и на полную несостоятельность которых тогда же указывалось всеми делегациями, кроме делегаций США, Англии и Франции...
В ноте Государственного секретаря утверждается, что Дунайская конвенция 1948 года будто бы принята вопреки статьям мирных договоров с Болгарией, Венгрией и Румынией, касающимся вопроса регулирования судоходства на Дунае. Это утверждение не соответствует действительности...
Государственный секретарь США указывает как на недостаток Конвенции на то, что Австрия в настоящий момент лишена представительства в Дунайской комиссии, а относительно участия Германии не имеется никаких постановлений. Между тем известно, что вопрос о представительстве Австрии в Дунайской комиссии урегулирован специальным приложением к Конвенции, вполне соответствующим указанному решению Совета министров иностранных дел, и допущение Австрии к участию в Дунайской комиссии зависит лишь от заключения австрийского договора. Что касается вопроса о Германии, то, как известно, этот вопрос был оставлен Конференцией открытым, и он может быть разрешен лишь в связи с заключением Мирного договора с Германией.
По поводу заявления Государственного секретаря о том, что правительство США не признает Дунайской конвенции 1948 года и юрисдикции Дунайской комиссии, учрежденной в силу ст. 5-й этой Конвенции, советское правительство считает необходимым заявить, что действительность Конвенции 1948 года, единогласно принятой придунайскими государствами, и деятельность Дунайской комиссии не зависят от отношения правительства США к этой Конвенции, заключенной в полном соответствии с положениями Мирных договоров 1947 года, обеспечивающей свободу судоходства по всему Дунаю и оберегающей суверенитет придунайских государств.
Советское правительство считает необходимым отметить, что нота Государственного секретаря допускает грубые искажения действительного положения вещей, заявляя, будто бы Конвенция отстраняет Дунайский бассейн от нормального общения с остальным миром и дает возможность Советскому Союзу сохранять монополию коммерческой деятельности на Дунае.
Известно, что конвенция обеспечивает свободу навигации для торговых судов, граждан и товаров всех стран на условиях равенства портовых и навигационных сборов (ст. 1), что при взимании портовых сборов не допускается никакой дискриминации по мотивам национальной принадлежности судов, пунктов их отправления или назначения или по каким-либо другим причинам (ст. 40), что никакие сборы на транзит как таковой с судов, плотов, пассажиров и товаров устанавливаться не будут (ст. 42) и т.д. В отношении равенства условий торгового судоходства Конвенция 1948 года никому не предоставляет монопольных прав.
Советское правительство не видит надобности останавливаться на содержащихся в ноте Государственного секретаря выпадах в отношении государств, подписавших Дунайскую конвенцию 1948 года, считая, что такого рода приемы не могут усилить содержащуюся в ноте аргументацию.
28 февраля
Совместное постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «О снижении государственных розничных цен».
Хлеб и масло, к примеру, подешевели на тридцать процентов, как и пиво, кожаные ботинки — на тридцать пять, десертные вина — на сорок девять.