> В основном, в недостроенные, но с подведенными промкоммуникациями коробки заложенных в 1938-40 годах корпусов! Иначе при всем сверхуспехе эвакуации пуск производств через 3-5 недель на новых местах в Сибири и на Урале был невозможен!
Дальше не читал.
Дело в том, что не было никакого пуска эвакуированных заводов через 3-5 недель. Тот же завод Малышева, к примеру, приехал в Харьков в 1932м году, вышел на проектную мощность в 1935м. В 1941м уехал в Нижний Тагил, вышел на проектную мощность в 1944м. Причем эвакуировали завод те же люди, которые в 1932м году доставали его из ящиков. По сути, эвакуация промышленности была сопоставима с постройкой новых заводов. Разве что оборудование, обученный персонал и техпроцессы уже имелись в наличии.
Ну и второе. О каких таких "коммуникациях" говорит автор? Электричество, водопровод, парикмахерская, пиццерия? Напомню, что основные силовые установки в то время были пневматические. А компрессоры для пневматики были вполне себе паровые и работали на дровах. А станки так и вовсе могли быть на конной тяге. Если вы посмотрите фотографии цехов тех времен - вы обнаружите, что от каждого станка к потолку идут приводные ремни. На приводной вал, который уходит за стену цеха. Где стоит либо паровозный котел, либо вообще лошадки по кругу ходят.
Завод 30х годов - это не современный роботизированный конвейер, если что. И, кстати, делали такие заводы откровенно паршивую продукцию. Наше советское ноу-хау - дешевая, технологичная и ремонтопригодная продукция - это не от того что заводы хорошие, а наоборот. От того, что оборудование - говно, цех собран впопыхах, а рабочие - слабые физически, наспех обученные женщины и дети.
Если бы эвакуация была бы "гениальным предвидением" и "зараннее подготовленные технологические площадки" - то никто бы не стал раздавать две тысячи званий кандидата технических наук советским инженерам за экстренные решения, принятые в экстренных условиях эвакуации впопыхах и вникуда.
Эвакуация - это был удивительное с инженерной точки зрения решение, которое породило много крайне интересных управленческих и технологических решений. Я так предполагаю, что именно тогда, в эвакуации, и начала зарождаться своя собственная, советская инженерная школа, закрепленная в 1967м году в ЕСТД и ЕСКД. До 1941го года у нас не было своей школы, были немецкие, французские и американские СЧХ и технологические решения.