Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Колганова » Жернова истории - 2


Жернова истории - 2

Сообщений 51 страница 60 из 918

51

Разместил новые материалы о Москве середины 20-х гг. в Антиляпе. Киноролик из работ Дзиги Вертова и раскадровка "Папиросницы из Моссельпрома". Кинокадры

+1

52

Приношу свои извинения за долгую паузу - дела не отпускают. Но все же 20-ю главу домучил. Вот первая часть:

Глава 20. Летайте самолетами «Дерулюфта»!

20.1.

Несмотря на все свои мысленные рассуждения об активных действиях, я на какое-то время перестал работать на опережение событий и в большинстве случаев ограничивался лишь тем, что задним числом фиксировал плоды своих прошлых усилий. Вот и сегодня инициатива исходила не от меня…
Во вторник, 15 июля, как обычно, сижу у себя в кабинете, разгребаю текущие дела. Очередной телефонный звонок сопровождается слегка взволнованным комментарием секретаря:
– Виктор Валентинович, вам звонят из ОГПУ!
Тут у нас еще не середина тридцатых, когда подобный звонок из «органов» многих сразу выбивал из колеи, а людей покрепче заставлял внутренне холодеть. Интересно, зачем я ОГПУ понадобился? Заграничные закупки они через Спотэкзак проводят, а не через мой отдел. Разве что какой-нибудь сотрудник НКВТ попал к ним на заметку… Беру трубку:
– Осецкий у телефона.
– Здравствуйте, Виктор Валентинович.
Голос вроде чем-то знакомый, но не так уж хорошо я людей по голосам различаю – решительно не могу вспомнить, кто это.
– С кем имею честь?
– Вы еще не забыли наш разговор в тире «Динамо»?
Ну, не такая уж у меня дырявая память! Но кто из тех двоих звонит сейчас, Мессинг или Трилиссер?
– Не забыл.
– Разговор этот, как я полагаю, неплохо бы продолжить. Вы не против?
– Когда, где? – Зачем вилять, лучше сразу взять быка за рога.
– А не могли бы вы освободиться сегодня немного пораньше и часикам эдак к пяти заглянуть ко мне?
Смотрю на свой календарь. Совещаний нет, день сегодня не приемный, нарком во Франции, значит, неожиданного вызова к нему можно не опасаться.
– Договорились. Подойду к 17:00.
– Проходите тогда на Лубянку, в бюро пропусков. Номер комнаты будет указан в вашем пропуске.
Осторожный, однако. Ни себя не называет, ни номер своего кабинета. Но тогда это, скорее всего, Трилиссер. Мессинг ведь сидит в Ленинграде. Хотя… В Москву он может наезжать? Может. Кабинет ему в центральном аппарате могут выделить? Могут.
– Хорошо. До встречи!
– До свидания!
И щелчок отключения связи в трубке.
Итак, сегодня у меня намечается визит в здание, о котором в мое время ходило столько анекдотов, нередко с весьма мрачным оттенком (вспомнить хотя бы известный анекдот про «Госужас»). Закруглив дела на работе, прохожу вдоль Политехнического музея на Лубянскую площадь. Мне до сих пор странно видеть здесь по левую руку белую стену Китай-города с башнями и большой купол часовни св. Целителя Пантелеймона Афонского на Никольской улице у ее выхода на площадь.
В бюро пропусков получаю бумажку с номером комнаты, куда я приглашен, и следую туда. Подходя к кабинету, лихорадочно пытаюсь вспомнить имя-отчество Мессинга и Трилиссера. Так, Мессинг, кажется, Станислав, а вот по батюшке как? Трилиссер же – Михаил… Михаил Абрамович! Вспомнил-таки.
Открываю дверь, представляюсь секретарю (или они тут иначе именуются?) и слышу в ответ:
– Проходите, Михаил Абрамович вас ждет.
Ага, значит, все-таки Трилиссер!
Вхожу. Начальник Иностранного отдела ОГПУ встречает меня, не вставая из-за стола и продолжая что-то сосредоточенно писать.
– Извините… – бормочет он, – сейчас закончу.
Действительно, не проходит и двух минут, как Трилиссер отрывается от своей писанины, прячет ее в папку, папку – в ящик стола, и поднимается мне навстречу. На нем надета командирская суконная гимнастерка защитного цвета, на которой видна нарукавная ромбовидная нашивка черного сукна с белыми металлическими буквами ГПУ (знак принадлежности к Центральному аппарату), такие же буквы на темно-зеленых петлицах на воротнике, на левом рукаве – длинный, идущий от обшлага гимнастерки нарукавный клапан черного сукна с белой окантовкой, с красной звездой вверху и четырьмя белыми ромбами на черном бархате клапана. Ну да, все, как положено начальнику отдела.
– Здравствуйте, Виктор Валентинович! – и он протягивает мне руку.
– Здравствуйте, Михаил Абрамович!
После рукопожатия Трилиссер подводит меня к кожаному дивану, стоящему в кабинете, и мы оба устраиваемся там. Михаил Абрамович устраивает на колене блокнот и открывает колпачок авторучки:
– Давайте, Виктор Валентинович, припомним наш разговор в тире. Не могли бы вы повторить свои мысли, но уже в развернутом виде? – да, без предисловий, сразу с места – в карьер.
– Хорошо. Я сначала перечислю основные пункты, а потом пройдемся по ним подробнее, в той степени, в какой они вас заинтересуют – предлагаю я. Начальник ИНО молча кивает, и я приступаю.
– Первое. Создание в ОГПУ аналитического отдела, объединяющего и перерабатывающего разведывательную информацию, поступающую по всем возможным каналам. Второе. Переключение основного внимания разведки с эмигрантских организаций и стран-лимиторфов на правительственный, военный и разведывательный аппарат ведущих империалистических держав, и на клубы крупнейших капиталистов, поскольку именно там вырабатывается мировая политика вообще и политика лимиторфов по отношению к СССР – в частности. Третье. Поиск молодежи левых, социалистических убеждений, принадлежащей к правящим классам ведущих держав, с целью создания агентуры в верхушке государственного аппарата. Четвертое, о чем я не упоминал в тире – создание специального подразделения, ответственного за экономическую и техническую разведку. – Выпалив все это единым духом, беру паузу, давая возможность Михаилу Абрамовичу записать сказанное в свой блокнот.
– Теперь несколько слов о технической стороне. Тут я, вполне возможно, буду изобретать велосипед, говорить вещи наивные или уже известные, – в самом деле, вполне возможно, что в ОГПУ уже над этим думают, а реальное осуществление откладывается из-за недостатка возможностей. – Я полагаю, что необходимо создавать в наиболее влиятельных державах параллельные резидентуры, чтобы даже в случае полного провала одной из агентурных сетей не лишаться источников разведывательной информации. Понятно, что это очень хлопотное дело, которое сдерживается кадровым голодом, но в перспективе о такой задаче не следует забывать. Далее, помимо вербовки обычных агентов стоит озаботиться наличием лиц, которых я назвал бы агентами влияния. Это люди, занимающие достаточно высокое положение, которые в той или иной степени сочувствуют СССР, но ни в коем случае не пойдут на вербовку, и не будут специально для нас добывать секретную информацию. Однако через них можно влиять на выработку политических решений в несколько более благоприятном для нас духе, дозировано снабжать их для этого конфиденциальной информацией, а также тщательно подготовленной дезинформацией, которая не могла бы нанести ущерба их авторитету. – Делаю следующую паузу.
Трилиссер, закончив быстро-быстро строчить в блокноте, поднимает на меня глаза:
– И то, и другое – это ведь работа не на один год. Тут как бы не десятилетиями сроки будут измеряться.
– Ну, так что же? – отметаю его сомнения. – И мы с вами, и СССР не последний год живем на свете, и надеюсь, проживем еще достаточно долго. – Быстро собираюсь с мыслями и продолжаю:
– И, пожалуй, последнее. Технические средства связи, наблюдения, шифровки данных. Повторю то, о чем говорил в тире – нужна работа по миниатюризации радиопередатчиков, по разработке портативных аккумуляторов большой емкости для них. В частности, можно поработать над уменьшением размеров радиоламп и потребляемой ими мощности. Что касается шифрования… – черт меня дернул об этом упомянуть, в голове ни одной дельной мысли! Хотя… – тут есть одна идея, но очень слабо проработанная, – вопросительно смотрю на Трилиссера.
– Продолжайте, продолжайте, – одобрительно кивает тот. И я продолжаю:
– Существует изобретение датского инженера Паульсена под названием «телеграфон», позволяющее осуществлять мгновенную запись речи человека на стальную проволоку или ленту. («Вспомнил! Я же всего один раз как-то случайно наткнулся на страничку в Интернете об истории магнитофона. И надо же – вспомнил!»). Качество звука несколько хуже, чем при граммофонной записи, да и проволоки этой требуются сотни, если не тысячи метров, – при записи на ленту, правда, меньше, – но зато нет мороки с изготовлением пластинок. Записал – и тут же прослушивай. Вот вам техническое средство для фиксации разговоров интересующих вас лиц, если удастся оборудовать таким аппаратом нужное помещение. Но это еще не все, – добавляю, – теперь собственно о шифровании. В шифрах, прямо скажу, не разбираюсь. Но есть идея, как обезопасить любое сообщение, передаваемое по радио, от расшифровки. Насколько мне известно, на флоте САСШ ведутся опыты по использованию магнитной записи звука на телеграфон для облегчения приема радиотелеграфных сообщений. Морзянку из эфира сначала записывают, а потом ее можно воспроизвести хоть несколько раз, чтобы спокойно, без спешки и ошибок, разобрать сигналы. Вот у меня и мелькнула мысль – а что, если использовать такую запись для противоположной цели?
– Как это – для противоположной? – тут же вклинился в мой монолог начальник ИНО.
– Да очень просто. Записать морзянку на телеграфон, а затем пустить передачу в эфир с телеграфона, но на скорости, в несколько раз более высокой. Во-первых, передача будет короче, и будет сложнее запеленговать радиопередатчик. Во-вторых, даже если передача будет перехвачена, никто просто не поймет, что это за звуки. А в радиоприемном центре эта передача так же записывается на телеграфон на повышенной скорости, потом воспроизводится на нормальной и расшифровывается. – Интересно, как Трилиссер оценит это предложение?
– Слышал я про такой метод записи голоса, – тянет Михаил Абрамович, и энтузиазма в его голосе не заметно. – Но аппаратура для него весьма громоздкая. И, кроме того, передачу звука по радио удается вести на значительно более короткие расстояния, чем сигналов непосредственно с ключа. Да плюс к этому необходимо разработать аппарат, способный записывать и воспроизводить звук с разными скоростями.
– Это вопросы решаемые, – возражаю я, – и радиотехника не стоит на месте. Для передачи морзянки с телеграфона можно использовать мощные усилители на лампах-триодах. А для уменьшения габаритов телеграфона… Как-то я слышал краем уха, что один из наших инженеров высказал идею – вместо стальной ленты использовать целлулоидную или из ацетатной целлюлозы, с нанесенным на нее железным порошком. Я даже фамилию припоминаю… кажется, Крейчман.
В общем, проговорили мы довольно долго. Наконец, уставший от этого разговора донельзя, произношу:
– Ну, Михаил Абрамович, выжали вы меня досуха. Так что далее, если что вам покажется дельным из моих идеек – разрабатывать их придется уже без меня. Вряд ли я что смогу добавить к уже сказанному. – Однако совсем подводить черту под своим контактом с Трилиссером мне не хочется, и на всякий случай делаю оговорку. – Впрочем, вот по направлениям ведения экономической и технической разведки я, наверное, смогу вам кое-что время от времени подсказывать.
Вполне ожидаемо начальник ИНО попытался уговорить меня помочь, в качестве внештатного сотрудника, с организацией предполагаемого аналитического отдела. Вяло отнекиваясь, я тем временем лихорадочно размышлял, стоит ли его предупреждать о появлении к началу октября в руках Рижской резидентуры SIS (MI-6) документа, который 25 октября будет обнародован в газетах «Таймс» и «Дейли Мейл», получит известность как «письмо Зиновьева» и приведет к поражению лейбористов на выборах? И надо ли говорить ему о вероятном провале попытки восстания, организованного Компартией Эстонии в декабре этого года в Таллине?
Предположим, я выложу все, что знаю, о подготовке фальшивки под названием «письмо Зиновьева». Но, помимо, того, что передо мной будет поставлен вполне законный вопрос, – откуда мне все это известно? – есть и другая проблема: а какой это даст результат? Нет никаких гарантий, что ОГПУ удастся немедленно и полностью парализовать деятельность многочисленных изготовителей антисоветских подделок, зарабатывающих этим на жизнь. Если такая фальшивка нужна, она, скорее всего, появится.
Может быть, следует сработать на опережение иначе? Негласно предупредить в середине октября Правительство Его Величества, что Советскому Правительству известны следующие факты. В руках майора Десмонда Мортона, руководителя Секции V разведывательной службы MI-6 находится фальшивый документ, якобы подписанный Григорием Зиновьевым. Несмотря на то, что Мортону известно о подделке, он выдает это письмо за подлинник, ссылаясь на агента в Коминтерне, который передал это письмо Рижской резидентуре MI-6. Однако в действительности Рижская резидентура не располагает таким агентом. Письмо на самом деле исходит из антисовестских эмигрантских кругов в Берлине, где свила себе гнездо целая шайка (Дружеловский, Гуманский, Зиверт, Орлов, Гаврилов и другие), специализирующаяся на торговле фальшивками такого рода. Это обстоятельство хорошо известно резидентуре MI-6 в Берлине, почему она и отвергла попытку всучить ей аналогичное письмо. Однако, невзирая на явно сомнительное происхождение «письма Зиновьева», майор Мортон ознакомил с ним своих друзей-консерваторов из правительственных кругов. В результате руководитель северного департамента Форин оффис Джей Дон Грегори планирует передать текст письма для публикации в газеты прямо накануне выборов, с тем, чтобы не дать времени на опровержение фальшивки и тем самым отобрать голоса у лейбористов.
Тем самым, возможно, удастся предупредить падение лейбористов и ухудшение политических и торговых отношений с Англией.
Но как донести это до ОГПУ, НКИД и партийного руководства? Да еще так, чтобы поверили? Уже опробованный фокус с анонимкой тут не пройдет…
Та же самая проблема с восстанием в Таллине. Почему моему предупреждению должны поверить?
Так ничего и не придумав, откладываю решение этих вопросов.
Кое-как отбив попытки Трилиссера зазвать меня в проектируемый аналитический отдел, мне удалось завершить нашу долгую беседу. О том, какой резонанс она имела в сфере практических решений, мне довелось кое-что узнать только в следующем, 1925 году.
Отмечаю у секретаря пропуск и выхожу из здания. Все-таки эта контора малость давит на нервы. Если и не страхом, то сознанием серьезности тех дел, которыми здесь занимаются, и связанной с ними нешуточной ответственности. Но от ответственности я бегать не собираюсь. Раз уж начал, надо идти до конца.
Хорошая мысль. Очень своевременная. И ее своевременность буквально на следующий день подтверждает еще один телефонный звонок мне на работу, теперь уже из другой, но не менее серьезной конторы.
– Здравствуйте, Виктор Валентинович! – произнес голос в трубке.
– Здравствуйте!
– Вас беспокоит Уполномоченный РВС СССР при Наркомвнешторге. С вами завтра хотел бы встретиться заместитель Наркомвоенмора товарищ Уншлихт по вопросу о консультировании закупок через Спотэкзак.
«Уншлихт – уже замнаркома? Ого! Ах, да, ведь здесь и Фрунзе стал наркомом раньше» – проносится у меня в мысль. Стоп-стоп! Не о том я думаю! Это что же, почти слово в слово повторяется разговор полугодовой давности!? Но тогда это приглашение было лишь прикрытием визита к Троцкому, и никакой Уншлихт меня на встречу не ждал. Теперь же Троцкого в РВС уже нет… Тогда что же это? Ладно, посмотрим. И я бросаю взгляд на свой календарь. Так, завтра у нас коллегия. Раньше шести не кончится, к гадалке не ходи.
– Девятнадцать ноль-ноль вас устроит? – собеседник некоторое время молчит, видимо, обдумывая мое предложение, затем в трубке слышится:
– Хорошо, пропуск вам закажем. Порученец Юзефа Станиславовича вас встретит и проводит.
– Договорились. До свидания, – черт, никак не могу вспомнить этого Уполномоченного РВС ни в лицо, ни по фамилии, хотя он сидит тут, у нас, в наркомате.
– До свидания, – и мой собеседник вешает трубку.
Видимо, я действительно понадобился Уншлихту, и запущенное мною некогда как предлог для встречи с Троцким письмо вернулось ко мне бумерангом. Ладно, завтра разберемся, что же там такое от меня хотят.
Выяснилось, что я был прав в своих предположениях, и мной заинтересовался Уншлихт собственной персоной. Зная, что на должности замнаркома он курировал военную разведку и Остехбюро (кстати, а сейчас дело обстоит таким же образом, или как-то иначе?) я немного опасался того, какого рода интерес он ко мне испытывает. После того, как в бюро пропусков была получена нужная бумажка, на входе в здание Реввоенсовета меня, как и было обещано, встретил адъютант. В отличие от подтянутых, стройных и щеголеватых адъютантов Троцкого, этот был не высокий, и не стройный, с явно намечающимся брюшком.
– Осецкий, Виктор Валентинович? – молча протягиваю ему свой пропуск. Он коротко кивает, в знак того, что все в порядке, и сообщает:
– Я провожу вас к товарищу Уншлихту.
По пути адъютант останавливается у одной из дверей – явно не с тем номером, который обозначен в пропуске – и просит меня подождать. Сам же скрывается за этой дверью, и тут я вижу прикрепленную к ней табличку: «Начальник снабжения РККА». А слово-то «главный» из названия должности исчезло… Не успеваю додумать эту мысль до конца, как адъютант снова появляется из-за двери, но не один, а компании высокого, коренастого, наголо остриженного командира. Внешность его вроде мне знакома. Но вот кто это – никак не припоминается.
Все трое шествуем дальше – и вот, мы в приемной Уншлихта. Короткий кивок секретаря и мы, не задерживаясь, проходим в кабинет.

+28

53

А вот вторая часть. Меня не оставляет ощущение, что концовка у меня сбилась на чистое описание. Какой-то путеводитель получился. Ни действия, ни интриги... Но и деталями жертвовать не хочется. Как это исправить, пока не сообразил.

Глава 20. Летайте самолетами «Дерулюфта»!

20.2.

– Здравствуйте, товарищ замнаркома! – произносит коренастый.
Я тоже здороваюсь:
– Здравствуйте, Юзеф Станиславович.
– Здравствуйте, Григорий Иванович! Здравствуйте, Виктор Валентинович! – отвечает Уншлихт.
Григорий Иванович? Уж не сам ли Котовский? Та-а-ак! Котовский в центральном аппарате? Ну да, раз Фрунзе уже с лета, а фактически почти с начала года – нарком, то и кадровые перестановки он начал почти на год раньше. Правда, Котовский не замнаркома, как планировал Фрунзе в моей истории, а Начальник снабжения РККА. Ну, так вся история уже понемногу сдвигается, по сравнению с тем, что было известно мне. Так что же, не суждено теперь Григорию Ивановичу погибнуть в 1925 году? Не факт, но вот словить три пули из нагана в селе Чебанка ему уже вряд ли светит.
– Прошу садиться! – приглашает нас замнаркома, и добавляет, обращаясь к Котовскому:
– Поприсутствуйте, Григорий Иванович, при нашем разговоре. Вам будет полезно вникнуть, раз уж к вам переходят мои дела по снабжению. – И, поворачиваясь ко мне:
– Виктор Валентинович, завтра в Германию выезжает делегация Спотэкзака с участием наших военных и ОГПУ для проведения закупок стрелкового вооружения. С тем, какие образцы закупать, они определятся сами, а вот оказать им помощь с точки зрения всяких тонкостей при заключении контрактов с вашей стороны не помешало бы. Вы не согласились бы сопровождать нашу делегацию и, по мере надобности, давать им консультации? – Уншлихт чуть помолчал и добавил – Ну, как организовать вывоз из Германии оружия в обход запрета, наложенного Версальским договором, это товарищи и без вас разберутся. А вот по чисто коммерческой стороне дела их надо бы подстраховать.
После того, как сам закинул бумагу с таким предложением в Реввоенсовет, отказываться было неудобно, тем более, что у меня тут же созрели собственные планы на эту командировку. Отвечаю согласием:
– Собственно, это и предлагалось мной в письме в Реввоенсовет, которое я направил в прошлом году. Поэтому не буду отказываться.
– Вот и хорошо! – довольно восклицает Уншлихт. И, обращаясь уже не ко мне:
– Григорий Иванович, официально известите о достигнутой договоренности нашего представителя в Наркомвнешторге, и примите максимум усилий для возможно более быстрого согласования с НКВТ вопроса о командировании товарища Осецкого с делегацией Спотэкзака. – На мгновение поджав губы, он добавил извиняющимся тоном:
– С этими кадровыми перестановками затянули мы вопрос о вашем откомандировании. Товарищи из Спотэкзака, Наркомвоенмора и ОГПУ отправляются уже сегодня с Белорусско-Балтийского вокзала, а вас мы хорошо, если дня через три оформим. Не побоитесь догонять делегацию самолетом на Кенигсберг, а дальше поездом до Берлина?
Будучи не слишком высокого мнения о надежности нынешних летательных аппаратов, все же отвечаю в положительном смысле:
– Если для дела надо, не только на самолете, на черте можно полететь… Хотя я в чертей и не верю.
– А в самолеты? – чуть с хитринкой улыбается Котовский. Мой ответ, похоже, ему чем-то понравился.
– Ну, в самолеты я верю все же малость побольше, чем в чертей, – так же с улыбкой отвечаю Григорию Ивановичу.
– Да, вот еще что… – произнес Юзеф Станиславович, и было похоже, что он едва заметно колеблется, а стоит ли продолжать? – Помимо закупок партий вооружения, которые будут вывозиться из Германии особым порядком, нами намечается приобретение нескольких сотен единиц пистолетов, и эта партия должна быть ввезена в СССР немедленно. Тут вопрос в сроках – пистолеты мы и так купим, союзническая Контрольная комиссия уже давно не возражает против их экспорта, но пока еще заказанные партии будут изготовлены и доставлены… Это оружие будет закупаться и ввозиться в СССР непосредственном членами делегации, почему мы и посылаем в общей сложности более тридцати человек. Вы, я надеюсь, не откажете нам помочь? – И, не видя возражений с моей стороны, Уншлихт вновь обратился к Котовскому:
– Григорий Иванович, позвони прямо сейчас в отдел снабжения ОГПУ, Сергею Федоровичу, пусть он там, в своем ведомстве, срочно оформит еще одно разрешение на ввоз в СССР огнестрельного оружия – для Осецкого, Виктора Валентиновича, и.о. замнаркома НКВТ.
– Юзеф Станиславович! – вмешиваюсь в разговор, решив выгадать кое-что и для себя. – Вы не будете возражать, если я ввезу три единицы оружия для своих личных нужд?
– Вы ведь член РКП? – уточняет Уншлихт.
– Да.
– Значит, проблем с регистрацией оружия у вас не будет… Только зачем вас сразу три штуки?
– Хочу сделать подарок, – думаю, откровенность в данном случае не помешает.
– Ладно. Везите! – замнаркома сегодня покладистый. Тем более, подозреваю, каждый член делегации потащит через границу что-нибудь и для себя лично, а не только для своего начальства, захотевшего обзавестись новенькими импортными пистолетами. – Но эти три штуки будете приобретать за свой счет.
На следующий день Котовский появился у нас в наркомате. За полдня он, как еще не существующий в этой реальности тяжелый танк прорыва, снес все бюрократические препоны, и у меня на руках оказалась копия приказа о моем откомандировании в Германию вместе с командировочным удостоверением. К концу второго дня к этим документам прибавилась виза германского посольства, билет на самолет, и разрешение на ввоз оружия, выданное ОГПУ. Заграничный паспорт у меня и так был. Я не только успел получить положенные мне командировочные и суточные, но и оформленный через Спотэкзак аванс на «осуществление закупок товарных образцов», который представитель РВС в наркомате сам занес мне в кабинет. Собрав вещи в свой английский саквояж, я был готов к вылету.
Пока шло оформление документов, я попытался разузнать побольше о полетах в Кёнигсберг. Это оказалось не столь сложно – выяснилось, что я буду иметь дело с нашим собственным, наркомвнешторговским детищем. Рейсы в Кёнигсберг с Ходынского поля совершало смешанное немецко-русское летное общество "Дерулюфт» (где Наркомвнешторг владел 50% капитала), созданное еще 24 ноября 1921 года. Техническая база совместного предприятия располагалась на аэродроме Девау в пригородах Кёнигсберга – там недавно были возведены два больших ангара и расширена мастерская для обслуживания аэропланов. Самолеты авиакомпании с советскими регистрационными номерами с RR1 по RR10 – Российская Республика – принадлежали Советскому правительству и были переданы компании в счет погашения нашего ежегодного взноса.
По расписанию полет занимал восемь часов сорок пять минут. Лететь мне предстояло на одной из первых послевоенных разработок голландской компании Fokker – модели Fokker F-III. Эта машина была рассчитана на дальность полета в 600 километров, поэтому лететь приходилось с промежуточной посадкой в Смоленске и Каунасе (можно было бы делать посадку только в Смоленске, но Литва не разрешила беспосадочный полет над ее территорией). Меня уверили, что полеты организованы с немецкой педантичностью: трасса обеспечена регулярными метеорологическими наблюдениями, навигационное оборудование содержится в порядке, пилоты обладают хорошей квалификацией.
Утром, в субботу, 19 июля, на Ходынский аэродром я направился на извозчике (с которым уговорился с вечера), потому что в такую рань трамваи только начинали выезжать из депо. Да и в любом случае ехать с пересадкой на трамвае, да еще самому тащиться с саквояжем от Петровского путевого дворца до Ходынского поля мне не улыбалось. Улицы в это время были еще пустынны, лишь отдельные дворники, молочники, и прочий рано встающий люд изредка попадались нам по пути.
На летном поле зеленела трава, высоко в небе плыли легкие белые облачка, воздух был чистый, не насыщенный городской пылью, и дышалось легко. То со стороны Пресни, то со стороны Петровского парка доносился стрекот моторов аэропланов – взлетавших или заходивших на посадку. А в дальнем конце летного поля на травке идиллически паслись едва различимые коровки и козочки.
На поле линейкой выстроились аэропланы. Да, в прошлой жизни мне таких видать не доводилось. Авро, Ансальдо, Ньюпоры, Де Хэвиленды, Дойчфоры – поставки доблестных союзников по империалистической войне и трофеи той же, да еще и гражданской войны. Недавно закупленные самолеты – с полдюжины пятиместных Юнкерсов F-13 «Добролета», собиравшихся по лицензии неподалеку, в Филях, – были в явном меньшинстве. Среди этих иностранцев было несколько наших Р-1, выпускавшихся велосипедным заводом «Дукс», да одиночкой затесался проходящий здесь испытания АНТ-2, который мог гордиться тем, что целиком изготовлен из алюминия.
К счастью, отправлявшееся в Кёнигсберг воздушное судно, выкаченное у меня на глазах из деревянного ангара, было новенькой машиной и выгодно отличалось от разношерстной коллекции ветеранов, некоторые из которых непонятно почему не разваливались прямо на стоянке. Во всяком случае, узлы и детали, примотанные друг к другу проволокой, а то и шпагатом, были для них не редкостью, и уж большинство аэропланов пестрело разнообразными заплатками.
Пока маленькая кучка пассажиров собиралась неподалеку от нашего воздушного судна, я успел внимательно осмотреть самолет. Fokker F-III был классическим высокорасположенным монопланом с одним двигателем, со свободнонесущим крылом, имевшим весьма толстый профиль. Нос был тупым, как будто обрубленным, и на нем был закреплен двухлопастный винт. Одноместная кабина пилота была расположена таким образом, что, по моему мнению, обзор из нее оказался до крайности затруднен. Фактически это был расположенный между двигателем и крылом открытый люк, из которого торчала голова пилота – но даже для того, чтобы пилот мог высунуть голову, в передней кромке крыла пришлось сделать выемку. Было такое впечатление, что из кабины можно было смотреть только вверх и по сторонам. И как пилот при таком обзоре может взлетать и уж тем более – садиться? Разве что высовывая голову как можно дальше вбок… В общем, довольно типичный продукт своей эпохи. Полет на таком агрегате не внушал мне большого оптимизма.
Оказалось, что сегодня машину будет пилотировать один из советских пилотов, наряду с немцами совершавших полеты по этой трассе. Молодой человек, лет двадцати пяти, одетый в короткую кожаную куртку (большую кожанку на меху и теплый шлем с очками–«консервами» он нес на руке), подошел к аэроплану, сопровождаемый ирландским сеттером золотистой масти, вившимся у его ног. Летчик скомандовал ему – «сидеть, Нэпир!» – и представился пассажирам: «Николай Шебанов». О, так это тот самый Шебанов, которого мне отрекомендовали как лучшего пилота на этой трассе, мастера точной посадки. Помнится, как раз его хвалил Маяковский, летавший вместе с ним, а потом шатавшийся с ним по Кёнигсбергу. Николай имел, несмотря на молодость, уже солидный опыт полетов – его обучение началось еще в 1918 году в Московской школе летчиков (куда он, между прочим, поступил по прямой протекции Ленина).
К двери пассажирского салона была приставлена лесенка, и пора было занимать места. Посадка сопровождалась короткой перебранкой на ломаном немецком – норма провоза багажа на нашем «воздушном гиганте» была всего пять килограмм на пассажира, и одному из них пришлось все-таки отдать часть своего груза провожающим. Внутри самолет меня удивил, причем, одним словом это удивление не опишешь. Приятным было то, что пассажирская кабина, судя по всему, хотя и не была герметичной, но все ее составные части были тщательно подогнаны – во всяком случае, не приходилось ожидать, что в полете ее будет продувать сквозняками. Салон на пять пассажиров был довольно просторным, его интерьер был выполнен в викторианском стиле. Доводилось слышать, что он был красивее, чем у любого другого авиалайнера этого времени. Наверное так, если бы его не портили трубы каркаса. Вдоль всего салона шли довольно большие окна, а внутри был установлен трехместный диван, лицом против движения, и два кресла, смотревшие по ходу движения. Специального багажного отсека не было, и свой скарб мы размещали прямо на полу, рядом с креслами и диваном.
Снаружи раздавались какие-то команды. И вот, мотор застрекотал, затем самолет покатился по полю, выруливая на взлетную полосу. Рокот мотора стал громче, вибрация – заметнее, и мы начали разгон. Трясло нас… Ну, представьте себе, что вы разогнались на автомобиле по грунтовке до скорости свыше ста километров в час. Довольно быстро наш Фоккер оторвался от земли, что стало заметно в первую очередь по резкому уменьшению тряски, и под крылом поплыли окраины Ходынского поля, затем слева сзади показался круг Кудринской площади. Мой первый полет в этом времени начался…
…К концу полета я был уже сыт по горло монотонным стрекотанием двигателя, вибрацией, воздушными ямами, невозможностью размять затекшие конечности, и меня уже давно не занимали неторопливо проплывавшие внизу, под крыльями нашего воздушного извозчика, виды Земли сверху. Некоторое оживление я почувствовал, когда самолет начал снижение, и в окно мне удалось рассмотреть рукава Прегеля, а впереди – линию укреплений Литовского вала, еще дальше за ними – шпиль замковой башни и гладь городских прудов.
Вот под нами уже летное поле аэродрома Девау. Здание его аэровокзала, построенное по проекту известного кенигсбергского архитектора Ханса Хоппа, было запущено в эксплуатацию осенью 1922 года и стало первым постоянным коммерческим терминалом в мире. Совсем недавно возведенные ангары, двумя крыльями расходящиеся под углом от этого здания, казались огромными по сравнению с ним. Впервые вижу аэровокзал Девау целым. В моем времени от аэропорта уцелел (после боев 1945 года) только огрызок центральной части здания и примыкающее крыло. Исчезла и ажурная металлическая декоративная решетка, которая сейчас обрамляет крышу.
Фоккер лихо подруливает прямо к тому крылу аэровокзала, где расположена таможня. Пассажиры, с трудом разминая затекшие члены, кое-как вылезают из самолета. Не позабыв поблагодарить Николая за мастерскую посадку, интересуюсь у него, как добраться в город. Наш летчик поясняет, что неподалеку есть остановка рейсового автобуса, но ходит он редко, и поэтому лучше воспользоваться такси, хотя это и обойдется недешево. Я тут же договариваюсь с ним о поездке вскладчину и иду проходить необходимые формальности.
Вскоре за стеклом автомобиля уже замелькали пригороды с аккуратными домиками, вокруг которых зеленели сады. Затем мы пересекли границу старого города – Литовский вал, обогнув старинные Королевские ворота с множеством декоративных башенок. В центральной части города характер домов изменился. Сады исчезли, остались лишь ухоженные палисаднички перед домами за красивыми коваными решетками.
Но вот Кёнигштрассе закончилась, началась более узкая и не такая прямая Францёзише штрассе, выводящая к утопающему в зелени Замковому пруду, вытянувшемуся узкой блестящей лентой, несущей на себе стайки белых лебедей. Однако мне было не до осмотра красот – я торопился попасть в советское консульство, чтобы получить билеты на берлинский поезд. Такси миновало Королевский замок – тут уж я не выдержал и жадно прильнул к окну, ибо это сооружение я видел только в развалинах.
Такси свернуло на Штайндамм и мы поехали в сторону зоопарка. Сразу за ним, на Хуфен аллее 31, располагалось советское консульство. Когда мы подъехали к этому дому, я сразу узнал его, несмотря на изменения в облике фасада, произведенные во время восстановления здания в середине 50-х. Оно было мне хорошо знакомо – здесь во времена моей юности размещался лучший в Калининграде рыбный магазин.
Мои опасения не оправдались – хотя рабочий день уже подходил к концу, сотрудники консульства были на месте. Но вот с билетом мне не повезло. В консульстве уверяли, что никаких телеграмм из Москвы о приобретении для меня билета на берлинский поезд не поступало. Хорошо, что я попросил Николая Шебанова подождать меня, не отпуская такси.
И вот обстоятельно-спокойный шофер рулит в обратном направлении. Снова подъезжаем к Королевскому замку. Минуем Кайзер Вильгельм Платц, под горку спускаемся на мост, и такси оказывается на плотно застроенном острове Кнайпхоф (одной из трех исторических составных частей старого Кёнигсберга). Над тесно сгрудившимися домишками возвышался шпиль Кафедрального собора, быстро остающийся позади. Такси въезжает на Зеленый мост с ажурными металлическими декоративными арками (и вправду выкрашенными в темно-зеленый цвет). По левую руку над набережной возвышается массивное здание Восточно-Прусской Биржи со множеством арочных проемов и колонн…
Наконец-то! Свернув на Кайзерштрассе, мы выезжаем на вокзальную площадь. Но… Знакомого мне здания вокзала здесь нет. Вот болван! Известный мне по прежней жизни Южный вокзал в Калининграде – а прежде большой и солидный Hauptbahnhof в Кёнигсберге, с огромными застекленными фермами перекрытий над путями, – толком начнет строиться лишь в будущем, 1925 году. А сейчас вместо него функционируют два вокзала ¬ Ostbahnhof и Südbahnhof, расположенные рядышком, под прямым углом друг к другу, и отстоящие на несколько сотен метров строго на север от Бранденбургских ворот. Площадка же для строительства нового вокзала выбрана на несколько сот метров юго-восточнее от них, захватывая для устройства привокзальной площади часть второго оборонительного вала города.
Пользуясь унаследованным от Осецкого знанием немецкого языка, изучаю расписание и выясняю в кассе наличие билетов. Так, достаточно удобные для меня поезда 803 и 805 совсем недавно ушли. На вполне подходящий 801, который вскоре должен отойти и прибыть в Берлин завтра в 8:23 утра, нет билетов. Совсем. А вот на 701, не такой удобный – уходит почти в полночь, и в Берлине будет лишь в обед, в 13:30, – билеты все же есть. Но только в 1-й класс. Ну, не ждать же мне здесь до завтра! На гостиницу больше денег уйдет. А, гулять, так гулять!
До отхода поезда еще есть прорва времени, и, сдав саквояж в камеру хранения, решаю прогуляться. По утопающей в зелени Философендамм и Банхофволльштрассе выхожу к старинным кладбищам, расположенным на территории парка под названием Старый Сад (Алте Гартен). Кладбища отделены от улицы подпорной стенкой, в которую встроена узкая и высокая стела из черного лабрадора с золоченой надписью – памятник погибшим в 1-й Мировой войне. Этот памятник до его сноса я еще успел застать в прошлой жизни. Вдалеке видна громадная строительная площадка – это там вскоре развернется полным ходом строительство нового Главного вокзала.
Впрочем, когда после прогулки я снова вернулся на привокзальную площадь и зашел в здание Остбанхоф, то и этот вокзал, носивший название Восточного, производил достаточно приятное впечатление. Думается, когда он был сдан в эксплуатацию в середине XIX века, то по тем временам был одним из самых выдающихся в Европе. Построенный по последнему слову тогдашней техники, с газовым освещением, длиной около 100 м и шириной 130 м, с двумя крытыми платформами, к которым подходили четыре пути – он должен был внушать уважение. Сейчас, конечно, его былая слава осталась в прошлом, но мне, собственно, от него требовался только ресторан, в котором можно было поесть перед дорогой, ибо после прогулки я хорошо прочувствовал все те часы того вынужденного воздержания от пищи, каким сопровождался мой перелет. Да еще я воспользовался услугами телеграфа, чтобы отбить в берлинское торгпредство сообщение о своем прибытии.
Ближе к полуночи объявили посадку. Загодя забрав из камеры хранения свой саквояж, отправляюсь занимать свое законное место в вагоне 1-го класса…
Миновав ночью Польский коридор, поезд точно по расписанию прибывает на вокзал Фридрихштрассе.

+33

54

Запасной написал(а):

Несмотря на все свои мысленные рассуждения об активных действиях, я на какое-то время перестал работать на опережение событий и в большинстве случаев ограничивался лишь тем, что задним числом фиксировал плоды своих прошлых усилий.

первое и третье лишние

Запасной написал(а):

Кое-как отбив попытки Трилиссера зазвать меня в проектируемый аналитический отдел, мне удалось завершить нашу долгую беседу.

одно лишнее

Запасной написал(а):

Не успеваю додумать эту мысль до конца, как адъютант снова появляется из-за двери, но не один, а (в) компании высокого, коренастого, наголо остриженного командира.

Запасной написал(а):

Все трое шествуем дальше – и вот, мы в приемной Уншлихта. Короткий кивок секретаря и мы, не задерживаясь, проходим в кабинет.

второе лишнее

0

55

Пост 54

Запасной написал(а):

Некоторое оживление я почувствовал, когда самолет начал снижение, и в окно мне удалось рассмотреть рукава Прегеля, а впереди – линию укреплений Литовского вала, еще дальше за ними – шпиль замковой башни и гладь городских прудов.

второе лишнее

0

56

Спасибо, Cobra! Оперативно вы, однако...

0

57

Запасной написал(а):

стран-лимиторфов

политика лимиторфов

лимитрофов

0

58

Запасной написал(а):

Какой-то путеводитель получился. Ни действия, ни интриги... Но и деталями жертвовать не хочется. Как это исправить, пока не сообразил.

Разбавить сравнениями из современности по воспоминаниям ГГ.

Запасной написал(а):

Приятным было то, что пассажирская кабина, судя по всему, хотя и не была герметичной, но все ее составные части были тщательно подогнаны – во всяком сл

Понятно, что ГГ не технарь, но любой современный человек воспринимает кабину самолёта/судна, салон автомобиля, купе поезда как одно целое. Объёмную конструкцию. Можно говорить о стенах, потолке, интерьере и т.п., но "составные части" режет глаз.

0

59

Zybrilka, IvFox - спасибо.

Разбавить сравнениями из современности по воспоминаниям ГГ. - Это у меня немножко есть, а если добавить... Получатся вообще записки путешественника.  http://read.amahrov.ru/smile/metla.gif 
Лимиторфы - лимитрофы... Я с раннего детства от подобной путаницы никак не избавлюсь. Как Оська из "Кондуита и Швамбрании": Папонты пасутся в мамортниках... Хорошо, добрые люди помогают поправить.  http://read.amahrov.ru/smile/read.gif    http://read.amahrov.ru/smile/regulation.gif

0

60

Запасной написал(а):

Получатся вообще записки путешественника.

"Путешественника по эпохам".
Если честно, то наиболее захватывающе (ничуть не преувеличиваю) читаются ваши зарисовки мира 20-х глазами нашего современника. На мой субъективный взгляд - как бы не сильнее, чем подобные сценки из "Меж двух времён".
События мировой политики, интриги во власти - да, без этого как бы не обойтись. Но вот беда, наше время (якобы требования рынка) приучает к некоему "экшн-стилю". Побольше действия, и не важно, что эти действия иногда слабо мотивированы "ТТХ" героев и окружающей реальности. Да и сама "реальность" у многих авторов бывает весьма ущербна, подгоняется под сюжет, под "я так вижу" (тм).
У вас весьма взвешенный подход ко всем аспектам произведения. Исторические, экономические выкладки читаются с не меньшим интересом, даже таким дилетантом в экономике, сложнее "99 копеек сдачи с рубля за коробку спичек".
Может потихоньку начать прививать интерес у читателей не только к внешней "мочилово-рубильной" канве сюжетов о попаданцах?
Книги Товарища Ивана, ваша - вода камень точит.

Отредактировано Zybrilka (12-09-2011 12:57:17)

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Колганова » Жернова истории - 2