Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Космоопера. Проблемы и мнения.


Космоопера. Проблемы и мнения.

Сообщений 1 страница 10 из 162

1

На ночь глядя вот написалось такое.
----------------------------------------------

Предупреждение! Будет многА букАФФ.

Благодаря коллеге Кадфаэлю вот тут:
Инопланетное вторжение - Ответный удар., пост №328, у меня возникла гипотеза, или теория, называйте, как кому удобнее.
Суть касается замечаний коллег в данной ветке выше:

Wil написал(а):

А много космоопер пишется на форуме?

ВЭК написал(а):

Я пробовал начать.
Заклевали. В открытой теме, да.

Князь Милослав написал(а):

Я пытаюсь, но и сам с полной уверенностью космоперой не назову, хотя формально оно.

Барон фон Тар написал(а):

Князь Милослав написал(а):
    Просто иллюстрирую, что с одной стороны вроде как тема и не обойдена, а с другой не всё и не всем по вкусу.

вот тут согласен. вроде, и симпатизирую я чистой КО, с другой порой рыгать тянет... Потому и редко ее пишу...

На правах ИМХО.
Сейчас в жанре космооперы (далее - КО) НЕЛЬЗЯ:
А) Писать в этом жанре так, как всего лишь десяток лет назад;
Б) Подходить к КО с заклёпкометрической позиции;
В) Если автор допускает, что к нему применим пункт «Б», то он сам себе злобный Буратино.

Обоснование такой позиции требует небольшого экскурса в историю, ибо так всегда легче свалить на предшественников, если ты в чём-то ошибаешься. В чистом виде КО – это сферический конь в вакууме, надеюсь, что с этой аксиомой никто спорить не будет. Обязательно присутствуют признаки других жанров – вплоть до того, что цикл Г.Гаррисона «Мир смерти» - это вполне себе АИ с попаданцем, особенно «Специалист по этике». Да и дилогия Лукьяненко «Звёзды – холодные игрушки» вполне вписывается в «попаданческую» тематику. Примеров можно привести достаточно много.
Если брать так называемую «классику», вроде Берроуза и других англоязычных авторов довоенной КО, то тут необходимо учитывать психологический момент. Читателю тогда было совершенно перпендикулярно, как летают космические корабли, на каком топливе, как они поддерживают связь между собой или с планетами. Побольше крови, голых сисеГ, «наши победили» - успех обспечен
Отечественная послевоенная фантастика. Отдельно стоило бы выделить самые ранние вещи после 1945 года, вроде многочисленных «На Оранжевой планете», «Сестра Земли» и т.п. Внимание читателей некоторым образом заострялось на технических моментах, но: а) вера в технический прогресс заставляла верить в самые бредовые идеи; б) авторы помнили про необходимость применения многоступенчатых ракет на данном этапе. В качестве пресловутого рояля выступал или гениальный изобретатель, с мега двигателем, или вообще будущие успехи науки в разработке сигма-деритринитации  или Нуль-Т.
Среди многих отличных книг того времени трудно найти «чистую» КО. Как-то не приветствовался у нас тогда этот жанр. Но с элементами КО книг всё равно хватало. Только вот за тщательной проработкой героев весь антураж становился гораздо менее заметен. Не нёс такой смысловой нагрузки, как сейчас. Эпоха «производственных романов ближнего прицела» оказалась достаточно коротка. На первые позиции выходила социальная фантастика. Где основное место занимали герои и персонажи. И тут уже всё зависело от мастерства авторов, по мере своего таланта наполнявших этих героев жизнью. Не давая им превращаться в «картонки» с обложек «глянцевых журналов». «Заклёпочный» подход к лучшей космической фантастике (более общее и подходящее , на мой взгляд, название узкого жанра КО) – противопоказан. Ибо хуже произведения ведущих фантастов того времени от найденных пытливыми глазками «измерителей» техноляпов ничуть не становились. Пусть сейчас они и кажутся несколько «неформатными», но это уже беда самих читателей, привыкших к той жвачке, которую на них выплёскивают толпы графоманов, с того же СИ.
Приближаемся к нашему времени.
В чём основная беда современных авторов, пишущих в жанре КО? В качестве примера приведу многострадальных Ф.Березина ("Пепел") и С.Садова ("Горе победителям"). Если уж писать о межзвёздных полётах и войнах, то ни в коем случае нельзя переносить в далёкие галактики технику, близкую по своим ТТХ к ныне нам привычной. Получается полный отстой и откровенная фигня. Если к этому добавить картонных персонажей, среди которых очень сложно выделить кого-то на роль ГГ, то в результате получаем закономерный результат. Пища для «заклёпочников», которые тут как раз имеют полное право проявить свои способности и повозить горе-авторов фейсом по столешнице.
Взялся писать о Галактической Империи – забей на техническое правдоподобие, или прояви усидчивость и пиши роман НЕ ХУЖЕ коллеги Буркатовского «Война 2020. Первая космическая». С соблюдением всех законов физики и небесной механики, реальных возможностей современной космической техники. Ибо вряд ли в ближайшие 50-100 лет будут опровергнуты известные законы природы и открыт «эффект «Пионера», позволяющий «качать» энергию из вакуума, как в «Астровитянке-2» у Ника. Горькавого.
Нет, какие-то ограничения необходимы, иначе получится откровенная ерунда, своего рода «люди как боги», усилием мысли двигающие планеты на орбите. Тут слегка отступлю в сторону, чтобы кинуть камень в «огород» Фомичёва и его последователей. Доводить своего главного персонажа до фазы «всемогущий повелитель вселенной» - это уже даже не толпа разноцветных Властелинов из фэнтези, где хорошие авторы всё же стараются соблюдать меру в магических скилах у своих персонажей. Это поистине смерть жанра – все усилия автора и его героя убиваются знаменитой фразой из Бушкова про маленького зелёного крокодильчика…
Возвращаюсь к теме.
Авторам современной КО, на мой взгляд, необходимо сделать «шаг за горизонт». Не превращая летательные средства своих героев в «Звёзды смерти» с «бесконечными патронами», буквально несколькими намёками дать понять читателю, что проблемы межзвёздных перелётов не должны его, читателя, волновать. Главное в книге не способы сверхсветовой локации или конструкция отдельных узлов корабля. Если только автор не использует этот узел в качестве «зеркала для героя». Вот тогда можно слегка и «поинженерить», проявить техническую фантазию, но, опять же, соблюдая баланс. Между оправданным правдоподобием описываемого интерьера для нынешнего читателя, и вторичностью этих самых технических приблуд для сюжета.
Всё выше изложенное можно свести к паре-тройке предложений:
Автор имеет полное право на священный авторский произвол в технической части своего произведения. Если он соблюдает логику сюжета, герои у него не из комикса, а из жизни. И поступают как люди, а не лемминги и офисный планктон с комплексами нереализованных подростковых желаний.

Если что-то упустил, исказил, то приглашаю любого желающего продолжить или поправить.

Отредактировано Zybrilka (17-11-2011 08:50:40)

+9

2

П. Макаров написал(а):

И чего вот... НЕУЖТО и в Космоопере - крызис?!

Если судить по постам коллег Барон фон Тар и ВЭК - то да, он самый. Заклёпочники мешают писать так, как им хочется.

П. Макаров написал(а):

так это то, что "твердая НФ" оказалась причислена к КО.

Что такое "твёрдая НФ"? Отдельные примеры можно найти. Но лучшие вещи, на мой взгляд, пишут "на стыке наук".

П. Макаров написал(а):

Как-то расплывчато, на мой взгляд

Чтобы избежать "расплывчатости", надо или сократить раз в 5-6, или наоборот, развернуть страниц на ...дцать.
Один из экстремистских выводов - "заклёпочники-железячники", руки прочь от хорошей КО!   http://read.amahrov.ru/smile/flag_of_truce.gif

Отредактировано Zybrilka (11-11-2011 05:02:49)

+1

3

Zybrilka написал(а):

Если судить по постам коллег Барон фон Тар и ВЭК - то да, он самый. Заклёпочники мешают писать так, как им хочется.

"Да, был такой пре-це-дент..." (с) Ничего не скажу за "Штрафбат", но было дело - набросился я на "Космику" и заклевал к фуруям. За что был заклеймен ретроградом и душителем :( От чего по сю пору в полном недоумении пребываю: "я ж как лучше хотел!" (с) ( :):) ) :(:(
Однако есть небольшое "Но": уважаемый ВЭК позиционировал свою вещь отнюдь не как космическую оперу. И спор там шел достаточно долго и в нескольких темах о прогнозах развития реальной космонавтики. А коллега Прибылов меня прямо атаковал за вставление палок в колеса автору, пишушему на тему настоящей космонавтики.
Ну да, это дело прошлое - совершенно не имел и не имею в виду обидеть ни ВЭКа, ни Прибылова - просто вот такой я злобень-заклепочник... :(
По каковой причине по поводу вот этого лозунга:

Zybrilka написал(а):

"заклёпочники-жеезячники", руки прочь от хорошей КО!

Могу заявить следующее:
"Чур меня! Чур! Пусть пишут чего хотят! (Лишь бы интересно было!)" :)

Касательно же "современной космической фантастики"...
Позволю себе процитировать себя же тринадцатилетней давности :)
Звиняйте за объем и за слог. Но...

В общем, вот:

ПЕННЫЙ КАРАВАЙ, или Космонавтика по Olegu Igorewitsu
   О.Дивов, “Лучший экипаж Солнечной”
   Москва, ЭКСМО, 1998
   
                           ”Меня   вообще  ДЕТАЛИ  нашего
                       “завтра” волнуют мало”
                           О.Дивов (из предисловия)
   
   А  вот  еще  один  пример  так называемой  современной
научной фантастики. Отечественной. Я даже и не знаю,  что
сказать.  Это уже начинает напоминать, как раньше  писали
пародии на неумелых писателей: ”Иван Грозный выпил полный
жбан  пенного каравая...” или “Молодой охотник  оделся  в
ярангу,  обул  на ноги нарты и вышел из юрты  в  буранную
ночь  -  на  охоту”.  Настолько  не  интересуют  О.Дивова
ДЕТАЛИ, ну уж настолько!...
   Судите сами.
   Двадцать   какой-то  век.  Человечество  на  девяносто
восемь  процентов вымерло в результате  ядерной  войны  и
наступившей  вслед  за  тем  ядерной  зимы.   С   момента
катаклизма минуло сто лет. И какой итог?
   Численность   населения   Земли   -   100   000    000
(подчеркиваю:   сто   миллионов)   человек,   напрягаемых
остаточной  радиоактивностью и отсутствием пищи.  Но  при
этом   Земля   ухитряется  иметь  “небольшой”   космофлот
численностью   более   ста  боевых  кораблей.   Способных
свободно  оперировать в пределах Солнечной  системы.  При
том  что  каждый  корабль  в  среднем  размеры  имеет   в
километр. И Земля эти корабли активно использует в войнах
с Марсом, Венерой, с пиратами в поясе астероидов.
   Напоминаю:   население  Земли  -  после   всепланетной
ядерной катастрофы - сто миллионов человек. Это означает,
что каждый миллион из этих ста, включая глубоких стариков
и   грудных   младенцев,  строит  и  содержит  здоровеный
космический  корабль, размерами... Тьфу  ты,  даже  и  не
подберешь сразу пример - такие огромные дуры! Ну, скажем,
как  три-четыре атомных авианосца “Нимитц”. Как  минимум.
Мегадестроер, например, раз в  д е с я т ь  больше будет.
   Далее. Угроза Чужих.
   Ох  уж  эти  Чужие!  (Не те самые, а  просто  какие-то
неизвестные). Многие годы вовсю летают по всей  Солнечной
системе на своих нуль-Т-звездолетах, делают все,  что  им
заблагорассудится  и  вообще,  судя   по   всему,   давно
чувствуют себя здесь как дома. И вдруг - возникает угроза
захвата  ими Солнечной системы. С чего вдруг? И почему  у
Dhbnb`   Чужих   все   считают   однозначно   чудовищами-
захватчиками,  если на протяжении всего  действия  их  не
только  никто не видел, но они даже и пальцем  никого  не
тронули?
   ДЕТАЛЕЙ,  о  которых  Дивов так  небрежно  упомянул  в
прологе,  оказалось слишком много. И  разбросаны  они  по
всей  книге  со  щедростью необычайной. Собственно  после
этого я уже не столько читал, сколько выискивал, открывая
наугад, всякие несуразные места.
   Вот  например.  Страница 73. Автор  совершенно  походя
представляет   субмарину,  экранированную  от   радарного
обнаружения.  Под водой! Но  как раз радары-то  в  водной
среде  и не действуют! У подводников используется другая,
акустическая  аппаратура.  И  с  экранировкой  там   дело
обстоит совсем иначе. Если обстоит вообще.
   Или   вот  страница  109.  Герой  выходит  в  открытый
космос,  “зажав  между колен маневровый  пистолет”!  Одна
только  эта  фраза  для более-менее  грамотного  человека
может   уже  сказать  об  авторе  все.  Даже  в  реальной
космонавтике от маневрового пистолета отказались.  Еще  в
шестидесятые годы. Отчего, думаете, что на “Мире”, что на
”шаттлах” имеются “летающие кресла”?
   Если  кто  все  же не понял, то поясняю.  Встаньте  на
скейтборд  (роликовую  доску). Удерживайте  равновесие  в
таком  состоянии.  Удержали? А  теперь  возьмите  в  руки
дробовик  и,  стреляя из него, попробуйте ехать  за  счет
отдачи. Далеко ли уедете?
   Далее,   страница  385.  “Места  дикие,   топопривязки
никакой”...  После  чего наши герои, не  моргнув  глазом,
сажают  на  это  абсолютно  неизвестное  им  место  целую
эскадру  кораблей - штук пятнадцать вроде  -  из  которых
самый  маленький весит минимум тысячу тонн. Помните фильм
Эльдара  Рязанова “Итальянцы в России”? Как там снималась
сцена   посадки  самолета  на  минское,  кажется,  шоссе?
Снимали  все в аэропорту. Поскольку даже такой  небольшой
аппарат,  как Ту-134 - “актером” выступал этот самолет  -
на  шоссе сесть не мог. Проваливался. А он, если я ничего
не путаю, и сотни тонн не весит.
   Или   вот   еще,  страница  92:  “сквозная  пробоина”.
Простите, это как? Если пробоина - это и значит насквозь!
Причем  я  понимаю  еще, если бы пробоина  была  навылет,
через  оба борта. Так нет же, один только! Одним  кулаком
затыкал смер-ртельную дырку д-р Вернер.
   И   это   еще   не   самые  дикие   несуразности.   Их
действительно  можно признать мелкими на фоне  устройства
тамошней космонавтики. Последнее автор описывает с  такой
последовательной небрежностью к ДЕТАЛЯМ, что я просто  не
могу не удержаться и не упомянуть кое-что.
   Например,  конструкцию  космического  корабля.  Он  из
двух  корпусов. Внутреннего и внешнего. В целом  красивой
сигарообразной  формы.  Внешний  корпус   вращается   для
создания  земной  (я подчеркиваю : з е  м  н  о  й)  силы
тяжести.  Внутренний корпус неподвижен. Там  невесомость,
реактор, стыковочные узлы, отражатели главных двигателей,
лазерные  пушки. Понятно, что стрелять с неподвижной  оси
удобнее.
   Отличная   идея!   Вот  только  возникают   сразу   же
несколько  мелких  “но”,  которые  автор  нечувствительно
nrapnqhk, согласно заявленных принципов. И оказался таким
образом  в  положении  царя Ивана Грозного,  выпиваюжщего
каравай.
   При  такой схеме создания исскуственной тяжести  полом
служит  внутренняя  поверхность внешнего  корпуса.  Но  -
только до момента включения тех самых главных двигателей.
После  чего пол моментально окажется стеной.  А  стены  -
полом. Как это должно сказываться на персонажах? А никак.
Даже  при номинальной шестикратной перегрузке - автор  не
мелочится! - герои преспокойно продолжают ходить  все  по
тем   же   широким   и  прямым  коридорам,   по   которым
передвигались  до  начала движения. Но даже  несмотря  на
применение   автором   специальных   противоперегрузочных
костюмов,  позволяющих ходить аж при  двенадцати  “же”  в
подобное  верится с трудом. Что, костюмы  эти  еще  и  по
стенке гулять позволяют?
   Кстати,  насчет  широких и прямых коридоров.  Узнается
космический корабль из американского фильма.  Особенно  -
просторные  вентиляционные  шахты,  по  которым  свободно
может ползать человек (или Чужой). На самом же деле,  при
диаметре  внешнего  корпуса того же  “Тушканчика”  что-то
порядка  тридцати  метров  никаких  прямых  коридоров  не
будет.   Экипажу   предстанут  круто   изогнутые   трубы,
передвигаться по которым - при таких радиусах и скоростях
вращения корпуса, сила-то тяжести, напоминаю, з е м н а я
!  -  окажется  настолько  обременительно  из-за  эффекта
Кориолиса,  что людям будет уже не до huja в бассейне.  А
то  и вообще не до ведения боевых действия. Поскольку все
слягут с расстройством вестибюлярного аппарата.
   Интересно?  И это далеко не все заморочки, возникающие
только  от одного небрежного замечания автора о  способах
создания искуственной тяжести на борту. Елки-палки!  Если
уж приспичило изображать звездолеты в американском стиле,
так хотя бы и изображай их по американски! То есть  б е з
технических  подробностей, которых не знаешь.  У  той  же
Буджолд  все  эти ее космические корабли - точно  тот  же
самый  бред,  что  и  у Дивова. Но - читается!  Поскольку
просто-напросто Луизе Макмастер не взбрело в голову  о  б
ъ  я  с  н я т ь устройство всей этой машинерии. Корабли,
двигатели,  катера - и все. А как оно там работает  -  да
какое  кому дело? Главное, что написано интересно. Дивов,
кстати, имел шансы написать по уровню нечто подобное. Вот
только  сам же все и испортил. Правильно сказано в  одной
старой книге: не будте слишком умными, но будте умными  в
меру.
   Прямо,  кстати,  как про наших писателей-фантастов.  С
позволения  сказать.  А  то что-то  после  мартьяновского
десанта  русских  Чужих  еще  одна  почти  такая  же   по
безграмотности  книжка - это уже как-то не  в  жилу.  Тем
более  обидно,  что  О.Дивов  в  сравнении  с  упомянутым
Мартьяновым  все-таки  явно пишет  куда  лучше.  Остается
надеяться  только, что впоследствии перед публикацией  он
будет  прочитывать  рукопись. Тогда вполне  можно  станет
читать.  Поскольку несмотря на все брюзжание  прочитанное
мне  в  чем-то даже и понравилось. По крайней мере  язык,
как и было обещано, звучит достаточно колоритно.
   Вот  на  этом  я, пожалуй, и закончу свою затянувшуюся
инвективу.  В  слабой  надежде, что  не  придется  больше
whr`r|  подобной “Лучшему экипажу...” лапши. Вот  только,
честно говоря, верится мне в это с большим трудом.
   
   П.Макаров, 05.12.98

З.Ы.: Там  - у Дивова - есть еще один момент, который я тогда вставлять не стал по некоторым сомнениям. Только позже убедился. что я таки прав...
Эти его корабли с вращающимися корпусами - внешний вокруг неподвижного внутреннего. Так вот: внутренний корпус у него неподвижен просто так - сам по себе. Без всякого ансамбля... :)

+1

4

П. Макаров написал(а):

У  той  же
Буджолд  все  эти ее космические корабли - точно  тот  же
самый  бред,  что  и  у Дивова. Но - читается!  Поскольку
просто-напросто Луизе Макмастер не взбрело в голову  о  б
ъ  я  с  н я т ь устройство всей этой машинерии. Корабли,
двигатели,  катера - и все. А как оно там работает  -  да
какое  кому дело? Главное, что написано интересно.

Вот оно самое и есть, резюме. Или итог. Или руководство к действию.
Зы. На фоне Березина - "Лучший экипаж..." просто шедевр.

Отредактировано Zybrilka (11-11-2011 06:19:33)

0

5

Zybrilka написал(а):

Вот оно самое и есть, резюме. Или итог. Или руководство к действию.

Ну так и где результат? За тринадцать-то лет? :):):):)

Zybrilka написал(а):

Зы. На фоне Березина - "Лучший экипаж..." просто шедевр.

По мне так одного поля ягодицы. Токо что одна правая, а вторая наоборот...

0

6

П. Макаров написал(а):

Ну так и где результат? За тринадцать-то лет?

Барон и Годзилко написали же КО. Другие не помогают?

0

7

Zybrilka написал(а):

Барон и Годзилко написали же КО. Другие не помогают?

"Штрафбаты" никоим образом не смогут быть отнесены к КО. Равно и к твёрдой-НФ. Это неклассическая антиутопия с элементами путешествий во времени. Социальный роман.

0

8

MilesV написал(а):

"Штрафбаты" никоим образом не смогут быть отнесены к КО. Равно и к твёрдой-НФ. Это неклассическая антиутопия с элементами путешествий во времени. Социальный роман.

Годзилко написал(а):

Wil написал(а):

    А много космоопер пишется на форуме?

Могу зашибаться, но чета не помню Вас в проекте "Штрафбат".

Один из соавторов косвенно подтверждает принадлежность "Штрафбата" к КО.
Там нет каких-то атрибутов КО? Принцессы, Империи? Разве это обязательные элементы хорошей книги?

0

9

Zybrilka написал(а):

Один из соавторов косвенно подтверждает принадлежность "Штрафбата" к КО.

Это он в полемическом задоре...
Неужели, вы хотите сказать, что "Штрафбаты" соответствуют родовому определению жанра КО, данному ещё в 1940 году Уилсоном Такером?

В наше время стало привычным, что в обиход вводятся новые словечки; мы тоже можем одно такое предложить. Если вестерн называют «конской оперой», слезогонный сериал для домохозяек — «мыльной оперой», то халтурную жвачку про космолёты и спасателей миров можно смело назвать «космической оперой»…

0

10

"Чистые" КО, написанные на форуме - это "Пепел удачи" Дима и "Код власти" Барона и Нюшик. Вот хочется ещё такого, так не пишут.

MilesV написал(а):

халтурную жвачку про космолёты и спасателей миров можно смело назвать «космической оперой»

Этого определения я ранее не слышал, и ни в коей мере не считаю этот жанр халтурой

Отредактировано Wil (11-11-2011 09:38:12)

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Космоопера. Проблемы и мнения.