После двух дней отдыха решил-таки осмотреть ближайшие окрестности, чтобы примерно представлять, где мы находимся и что можно получить полезного для себя с окружающей реальности на ближнюю и более дальнюю перспективу. Раз уж начали обустраиваться в этой брошенной деревне, то стоит делать это с оглядкой на потом. В один огород столько труда вложено, будет жалко бросать, и перебираться куда-либо ещё. И до сбора урожая точно никуда не сдвинемся, значит можно посмотреть внимательнее вокруг, вдруг вообще тут стоит остаться лет так на несколько. Потом всё равно у меня нет выбора, кроме как в крупный город перебираться, тут без вариантов, но пока торопиться не стоит. Ревизия ближайших окрестностей показала, что выбранное Радой место очень даже хорошее и весьма перспективное вплоть до грандиозных идей малой промышленной революции в отдельно взятом медвежьем углу. Не зря бывшее село насчитывало почти сорок домов, из которых целыми и не пострадавшими от огня было только шесть. И то хлеб, на самое первое время хватит, всё равно придётся своё жильё по уму строить, ибо в этих утлых избёнках с земляным полом нормально жить совершенно невозможно. Вообще не могу понять, как наши предки жили. Тут в мае-то холодно, порой аж зубы сводит, а зимой как? С земляным полом за одним рядом брёвен, без утеплителя с едва законопаченными мхом щелями, с соломенной крышей и отоплением по-чёрному. То есть очагом, обложенным камнями в центре избы, дым от горящих дров уходит вверх и просачивается сам собой через крышу без всяких труб и прочей вентиляции, из-за чего вся внутренняя поверхность стен избы была чёрной от копоти. А солому крыши требовалось полностью менять чуть ли не раз в три года, а лучше вообще каждый год. Сортир на огороде, причём без всяких там специальных сооружений, это уже в девятнадцатом веке стали «большие скворечники» строить. Нет уж, меня такие жилищные условия совсем не привлекают, придётся строить полноценную современную избу. С печкой, деревянным полом, парой раздельных комнат и черепичной крышей. Если найду подходящую глину, и не припрёт какая-либо другая особая нужда, за лето кое-как управлюсь, пока имеется нормальный инструмент и некоторое количество бензина для пилы. Его как раз должно хватить, коли правильно рассчитать потребность и не делать много лишних движений. Руки и голова тоже пока на месте и нет повода для чёрного пессимизма, которым я уже стал постепенно заболевать, периодически вспоминая о родном доме и потерянных благах цивилизации.
Что тут ещё есть хорошего?
Много бывшей пахотной земли, расчищенной прежними жителями села от леса. Хоть тут и не чернозём, но и не пески с суглинками. Вполне себе такой лесной подзол, явно не истощённый чрезмерной эксплуатацией. Хотя и какого особого плодородия от него ждать не стоит. Но мне и не на товарный рынок работать, себя б прокормить, да запасец небольшой организовать.
Ниже перед озером и чуть в стороне от села располагались широкие покосы и пастбища. То есть земли, некогда бывшие пахотой, но потом заросшие дикоросом. Вполне вероятно, что последний мор был далеко не первым. И раньше на этом месте было другое село, скорее чуть ниже, а его жители распахивали землю у самой воды. Может быть, земля просто постепенно истощилась и её перестали обрабатывать, или что-то другое, но сдаётся мне, что просто на достаточно продолжительное время земли бросили по каким-либо причинам, а потом заново распахать сохой заросший луг практически непосильная задача. Металлических плугов у местных крестьян нет. И потому, если пахотная земля зарастает травой, то проще вырубить и выжечь лес на новом месте, чем пытаться вернуть старую пашню. Заросшие луга ведь тоже зря не пропадают, на них можно скотину выпасать, и сено заготавливать. Вон – наши кони молодую травку щиплют, идиллия, пастораль…, глаза б мои её век не видали, хоть и красиво.
Внизу раскинулось небольшое озеро, примерно четыреста метров длиной и чуть больше двухсот шириной с островком посередине. На островке растёт густой молодой лес, за которым ничего не видно. Можно туда сплавать и посмотреть, уж больно интересное место, чтобы что-то там спрятать, но лодки нет, а лезть в холодную весеннюю воду очень не хочется. По берегам бьют многочисленные ключи, вынося к поверхности мелкий белый песок. В озеро с двух сторон впадают две небольших, но весьма стремительных речки и вытекает одна более спокойная и полноводная, по которой уже можно спокойно плыть на большой лодке, если суметь протиснуться через плотные заросли кустов и ивняка, плотно укрывших речной исток и русло от постороннего взгляда. Даже не сразу нашел вытекающую из озера реку, только когда вломился в густые кусты и вспугнул какого-то зверя, быстро плюхнувшегося в воду при моём приближении.
Выбравшись из кустов, где успел изрядно изгваздаться грязью, оставшейся на ветвях от невысокого паводка, прошелся по озёрному берегу, высматривая каменисто-песчаное дно озера. Мутные паводковые воды уже сошли, и было хорошо видно в глубину. Стайки мелкой рыбёшки что-то искали около самого берега, дальше иногда проскакивали стремительные крупные тени, распугивая собравшуюся в кучки мелочь. «А ничего здесь должна быть рыбалка», - подумалось мне. Только снастей нет. Есть большая катушка крепкого рыболовного шнура для спиннинга, с которой было отмотано всего полсотни метров для одного дела, для чего она и покупалась и с тех пор валяется в машине в ящике инструментов. Катушка действительно большая, изначально там аж шестьсот метров намотали, не знаю, зачем столько вообще рыбакам надо, просто шнур меньшей длины нужного диаметра в магазине отсутствовал, а я сильно спешил. Вот и пришлось брать большую катушку, явно для морской рыбалки с катера. Шнур крепкий, по надписи на катушке сорок килограмм держит. Однако ни рыболовных крючков, ни грузил с поплавками и чего-либо другого для рыбалки нема. Можно сплести сеть, но тогда потребуется лодка. Где бы ещё её взять, эту лодку, строгать долблёнку из цельного ствола как-то не хочется, а если из досок в моём случае, мороки ничуть не меньше станет. Да и не умею лодки делать, лишь в общих чертах представляю, как это должно быть. Дело по идее не сложное, но пока получишь бесценный опыт, потеряешь кучу времени, сил и ценных материалов. Так что пока оставим рыбалку до лучших времён, ибо в ближайшей перспективе совсем не до неё, хотя от наваристой ушицы бы совсем не отказался.
Идя дальше, зацепился взглядом за что-то блестящее на дне метрах в трёх от берега. Блеск явно металлический, хотя вначале подумалось, что просто поверхность солнечные блики так странно отражает. Что это может быть? Эх, придётся ведь лезть в стылую воду, чтобы удовлетворить любопытство, хоть и не хочется, заодно хоть ополоснусь, а то от меня сейчас такой «свежий дух» идёт, что скоро за местного жителя вполне по запаху сойду, только переоденусь в трофейное шмотьё и все дела – вылитый абориген. Борода только короткая, отрастить её немного для полного соответствия. Нет уж, фигу вам, дорогая редакция, не хочу здесь грязью зарастать, буду и мыться, и бриться, иначе сам себя перестану считать человеком. Да и одежду стоит простирать, пока в ней всякая живность не завелась.
Сказано – сделано. Сначала простирал с песком одежду, тщательно оттирая прилипшую местами грязь, пока стирал, руки несколько раз сводило от холода. Хорошо хоть солнце в небе жарит, как бы ни обгореть. Ничего, говорят это даже полезно, шкура толще будет. Разложив стираные шмотки на прибрежную траву, и немного погревшись на солнце, всё же решился окунуться, хотя внутренне содрогался от одной мысли залезать в эту воду. Долго смотрел на солнечные блики, периодически поглядывая на странный металлический блеск на дне, пробовал воду ногой, потом резко одним движением ринулся вперёд, раскидывая вокруг себя искрящиеся брызги. «Брр, как же холодно», - успела проскочить в голове запоздалая мысль, после чего уже пулей вылетел на берег, держа в руке странный тяжелый камень золотистого цвета. «Золотой самородок», - проскочила мысль при первом взгляде на камень, но едва пригляделся более внимательно, то стало ясно, что золотом здесь и не пахнет. Вернее, в просторечии данный минерал иногда как раз называют «золотом дураков», если же по-научному - то пиритом. Но для меня эта случайная находка здесь и сейчас значит куда больше настоящего золота. Раньше бы в своём времени зашвырнул этот бесполезный минерал обратно в воду, но тут это «золото дураков» может очень сильно пригодиться. Раз попался один кусок пирита, причём не маленький такой, килограмма на полтора весом, то здесь должны быть и другие, если поискать. Пирит – это ж ценное химическое сырьё для получения серы и серной кислоты. Можно и в качестве железной руды использовать, разве что восстановленное железо будет с примесью серы, а значит очень хрупкое. Но для некоторых изделий это не очень важно, да, ножей и мечей из него не сделать, но что-то более массивное - вполне. Тот же плуг, к примеру. А если придумать более хитрую технологию прямого восстановления угарным газом и водородом оксида железа с отсечением нежелательных примесей шлакообразующими присадками, той же глиной, то может и более интересный вариант получиться. В голове всплыл набор химических формул и расчётов, отображающих нужные мне процессы. А что, может и выйдет толк? Сделаю газогенератор и восстановительный конвертер «кипящего слоя», будет у меня много почти дармового железа. А железо-то в это время ничуть не хуже серебра идёт, вот где развернуться можно.
От таких радужных мыслей и «наполеоновских планов» внутренне незаметно для себя согрелся и решил довершить дело собственной помывки, ещё раз окунувшись в озеро и потереть песком тело, соскабливая с него накопившийся пот и грязь. Эх, а ведь теперь такие купания придётся делать регулярными или строить баню. Не было печали…
Отредактировано Иеро (13-04-2012 15:53:55)