Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Колганова » Жернова истории-3


Жернова истории-3

Сообщений 81 страница 90 из 947

81

В качестве заметок на полях:

ehaiai написал(а):

Не надо было выдавать свою дурость за добродетель, и преодоление собственных ошибок и преступлений за единственно верный героический путь построения социализма. Не надо всех, кто имеет другое мнение, объявлять и делать врагами.

  Принято говорить, что "война есть продолжение политики другими средствами". Но так же верно и обратное. Великая смута не закончилась ни 1920-м, ни в 1922-м. Просто она переместилась из сырых окопов в уютные кабинеты, из продуваемых ветрами степей - на трибуны в прокуренных залах. И вместо пуль засвистели острые слова, вместо штыков засверкали перья, а минные поля сменились горами анонимок. И как в любой тотальной войне первыми гибли невиновные и непричастные.
  I Мировая война шла четыре года и примерно столько же потребовалось европейским странам, кроме проигравшей Германии, для обуздания её последствий. Но в России беспорядки и смуты начались гораздо раньше, а закончились позже. Фактически - с начала голодных бунтов 1902-1903 годов и до подавления Тамбовского восстания в июне 1922 года, страну сотрясала череда беспорядков, на которые наложились войны: сначала Мировая, а потом - Гражданская. Не всегда и не на всей территории велись открытые боевые действия, но и мирной жизни в эти почти двадцать лет не было. Соответственно, и "откат" занял около двух десятилетий.

ehaiai написал(а):

Чем дальше, тем   "внутренних врагов" становилось больше.
"По мере построения социализма классовая борьба в стране будет обострятся."
Процесс пошёл.

Кстати, указанный лозунг был объективно справедлив. Хотя бы потому, что классический марксизм, взятый большевиками за идеологическую основу, в условиях XX века уже не соответствовал изменившимся условиям, и прямое следование его положениям неизбежно порождало нарастающие внутренние напряжения в обществе. В тот момент, когда ещё можно было начать реформу марксизма (как раз времена, описываемые в книге), руководство страны не решилось на этот шаг. Не знаю, какие мотивы были главенствующими: боязнь ещё сильнее раскачать корабль, выходящий из урагана или сиюминутная политическая грызня, но момент был упущен. Постепенно положения и выводы ещё недавно научной теории, превратились в догматы нарождающейся религии, оставив потомкам в качестве напоминания-предостережения об упущенных возможностях слова Сталина: «По мере нашего продвижения вперёд, к социализму, сопротивление капиталистических элементов будет возрастать, классовая борьба будет обостряться» (Сталин. И. Соч. Т. 11. С. 171.).

+1

82

Зануда написал(а):

Для этого необходимо было доверие к техническим специалистам и опыт управления страной, чего в реальной истории Сталину и Куйбышеву не хватало и что силами главного героя не приобретается.

А у кого он тогда был, в СССР?
Создали. Но потом настала пора работать. Оказалось, что даже направление, по которому следует идти, разные фракции понимают по-своему. Началось тягание одеяла. И попутно самообучение на рабочем месте руководящей верхушки. Которая успела несколько раз поменяться, с известными последствиями.
У кого-то в мире был опыт совершения бескровных революций, когда социальная система страны кардинальном менялась, да ещё хватало внешних врагов, которые добавляли бардака (мягко говоря)? И всё это на фоне развала в промышленности, общем хозяйстве.
Попади ГГ в тело одного из высших руководителей СССР, и то сомневаюсь, что малой кровью ему что-то удалось кардинально изменить в лучшую сторону. Для любого действия есть своя цена.

0

83

Zybrilka написал(а):

Попади ГГ в тело одного из высших руководителей СССР, и то сомневаюсь, что малой кровью ему что-то удалось кардинально изменить в лучшую сторону. Для любого действия есть своя цена.

ППКС!
Лично я уверен, что основная часть проблем имела вполне объективные основания. Предки были нас не глупее: сделали, что было можно. Не говорю, что без ошибок, но в реальной жизни, любое решение - ошибка, надо выбирать не из правильного и ошибочного, а из двух ошибочных,  то, которое чуть менее тяжело.

0

84

Возможно, черезмерный энтузиазм в руководстве страны к началу первой пятилетки возник вследствие успехов ГОЭРЛО. К началу первой пятилетки план по выработке электричества был перевыполен в полтора раза.

Кстати, бумагу Осецкого нужно увязать с планом ГОЭРЛО. По этому плану идет бурное развитие машиностроительной отрасли, ведется разведка угольных месторождений и торфяников, приглашаются специалисты из-за рубежа. Возможно, в бумаге нужно написать, что предлагаемые Осецким направления развития в сторону механизации армии нужно реализовать начиная с тридцатого года, после завершения очередной фазы ГОЭРЛО, так как ГОЭРЛО представляет собой план комплексного развития экономики. Запускать параллельно предложения Осецкого -- только вредить хрупкой экономики Советского государства.

В чем тогда смысл подавать подобную записку за пять лет до фактического начала работ? Я вижу несколько причин.
Во-первых, пробить эти мысли на достаточно высокий уровень, чтобы высшее руководство страны свыклось с ними.
Во-вторых, как следствие, загрузить Госплан соответствующими рассчетами на первую пятилетку.
В-третьих, инициировать процесс подготовки кадров для машиностроения, строительной отрасли, металлургии. Чтобы к началу Большого скачка были новые советские кадры.

Это только идеи, без проработки. Но невооруженным глазом видно, что идеи очень опасные для Осецкого, так как он рискует в результате попасть в конфронтацию к Куйбышеву (и как результат - Сталину).

В качестве некоей профилактики процесса Промпартии стоит дополнить тезисы пунктом об износе основных фондов и добавить требования следить за состоянием оборудования и запланировать своевременное обновление фондов.

+5

85

Куйбышев в реальности   1923—26 годах ещё только  нарком РКИ и  один из заместителей  председателя СНК и СТО.
Председателем ВСНХ он стал только после смерти Дзержинского в 1926 году , его Куйбышева  Сталин  в председатели ВСНХ и выдвинул   .
При тех интригах в ПБ и ЦК  , что  спровоцировал  ГГ и которые привели к смещению Сталина с поста генсека  , то  Куйбышев мог и не стать наркомом РКИ и заместителем председателя СНК и СТО .
А если Дзержинский доживёт до 1928-1930 годов , то и председателем ВСНХ  и Госплана  Куйбышев тоже   никогда не станет .

То ,что авантюристическое псевдопланирование повышенных заданий на Первую Пятилетку  (едва не закончившееся катастрофой  ) ,  есть результат воли одного Сталина не подлежит сомнению .
Если ещё  учесть , что  Сталин как минимум  до середины 30х годов  ( если не позже ) просто  не имел серьёзного опыта руководства экономикой , то становится понятным ,   как мог появиться  его доклад  на 16 съезде партии в июне 1930 года .
Вот , что он тогда говорил :
“О чем говорит нам проверка выполнения пятилетки в ее оптимальном варианте?
Она говорит не только о том, что мы можем выполнить пятилетку в четыре года.
Она говорит еще о том, что мы можем ее выполнить по целому ряду отраслей промышленности в три и даже в два с половиной года.
Это может показаться скептикам из оппортунистического лагеря невероятным.
Но это факт, оспаривать который было бы глупо и смешно”.
Далее Сталин добавил ,что :
   “Люди, болтающие о необходимости снижения темпа развития нашей промышленности, являются врагами социализма, агентами наших классовых врагов”.

Если Сталин уже с 1924 года является председателем СНК и потому ответственным за всю экономику и финансы СССР перед ЦК ВКПб , то у него нет другого выхода как учиться управлять экономикой надлежащим образом .
Столкнувшись с огромным количеством  труднейших проблем  реальной экономики , а это ведь не руководить секретариатом ЦК , то авантюризма в деятельности Сталина резко убавиться  , и  таких выступлений как  его доклад  на 16 съезде партии в июне 1930 года просто не будет .
Ситуация для Сталина с его назначением на пост председателя  СНК резко ухудшилась , на него его противники  специально   спихнули всю экономику страны  с её проблемами .
Это получилось , как в более позднее время  , когда  для  дискредитации  руководителей их  специально  посылали   руководить сельским хозяйством .
Противники Сталина используют для его дискредитации все экономические проблемы потрясавшие СССР 20х годов .
По этой причине Сталин будет крайне осторожным при выработке экономической политики .
Никакого экономического авантюризма  он уже позволить себе не может .
Спецы призывают к обоснованной осторожности и умеренности  при проведении индустриализации  , так Сталин на них и будет опираться .

Отредактировано Абрамий (19-03-2012 10:25:53)

+6

86

Абрамий
Спасибо за исторический экскурс. Вопрос - при наличии "красных Наполеончиков" и других партийных и военных деятелей троцкисткого толка какова будет готовность СССР к неизбежной войне 41 г.? При том, что без жестоких чисток 37 г. не будет привита безусловная (в основном) дисциплина выполнения поставленных задач как в армии, так и в партхозактиве? А почитатели немецкой военной машины, считающие, что немцев побить невозомжно (по крайней мере - не лапотным РККА), все еще будут на высоких постах...

P.S. Возможно, я сильно заблуждаюсь и воспринимаю ситуацию через призму мифов и штампов... Но уж какие источники имеем...

0

87

niyazaly написал(а):

какова будет готовность СССР к неизбежной войне 41 г.?

СССР был на грани войны несколько раз до этой даты

0

88

Дело в том ,что и после 1937-1938  года твердая дисциплина  в партийном и хозяйственном аппарате внедрялась с огромным  трудом .
Чистка 1937-1938 годов сама по себе не могла навести порядка в народном хозяйстве .
Проблема  организации управления и в образовании тех кто должен был руководить экономикой .
Этого и  к началу войны так решить и не удалось .
Нужно было систематически и упорно повышать дисциплину , эффективность государственного управления на всех уровнях .
Это было очень тяжелым и не простым делом , проще было устраивать шумные  политические компании с сомнительным результатом .
Чистка 1937-1938 года фактически и  свелась к очередной политической  компании и имела результатом дезорганизацию экономики и государственного управления .
Все предвоенные годы повсеместным явлением было  провозглашение и спускание  для исполнения  различных волюнтаристских   прожектов , которые было просто не реально реализовать , зато вот их исполнители расхлёбывали чужую дурость .
Конечно было много тех , кто из угодничества брался реализовывать самые нелепые прожекты .
Если под дисциплиной понимать  готовность без всяких колебаний  реализовывать безумные химеры  ,любую дурость , то это не дисциплина , а ужас .
Дисциплина должна быть сверху до низа и без исключения .
Но если верхи будут по прежнему генерировать мало реальные  и не продуманные прожекты  , то всякая  исполнительская дисциплина превращается в орудие большой разрушительной силы .
В реале только недисциплинированность исполнителей  часто и спасала от реализации разных вредных  для государства затей и инициатив  , спуская их  на  тормозах .

Вот пример  самого  необдуманного прожектерства ,  которое к сожалению не удалось  вовремя остановить  .
В конце 20х годов встал вопрос об увеличении провозной способности железных дорог .
Стало очевидно ,что используя паровозы  типа 0-5-0 и 1-5-0 увеличить объёмы перевозок трудно .
Эту проблему хотели решать в лоб , просто пустив по  старым железнодорожным путям локомотивы с большей нагрузкой на ось от 20 и до 27 тонн  и большей скоростью грузового движения до 65 км/ч   .
Старые специалисты доказывали ,что и 20 тонн на ось без капитальной реконструкции путей очень много .
Но на старых специалистов просто наплевали .
В результате появился паровоз американского типа  серии ФД , с нагрузкой на ось 20 тонн .
Однако для использования таких паровозов не годился существовавший железнодорожный путь .
И в   1937 году средний вес рельса на сети составлял всего 34 кг/пог.м , как и до революции.
Рельсы с весом 43,5 кг/пог.м были уложены всего на 5% сети.
В начале 30-х основной тип рельса на наших дорогах - это тип IIIа (Р-33) .
Допустимая нагрузка на ось при таком типе рельса по всем нормативам  составляла порядка 17-18тонн .
Более тяжелые типы рельсов IIа (Р-38) и Iа (Р-43) позволяли поднять нагрузку на ось до 20-21 т.
Но даже  рельс Р-43 не позволял эксплуатацию паровозов с нагрузкой на ось в 20 тонн  без ограничений по скорости .
Но дорог с такими рельсами в начале 30-х годов  было исключительно  мало , а к 1937 году всего 5% .
Но дело было не только в рельсах , а и в шпалах и балласте и даже в вагонах , вернее в их  винтовой упряжи .
Число шпал составляло 1440-1600 на километр, причем более 13% были просто гнилые, а балласт – песчаный.
Винтовая упряжь -сцепка не могла выдерживать усилия тяги паровоза более 20 тонн , а ФД давал не меньше 25 тонн .
Между тем паровозов ФД до начала 1938 года было изготовлено 1930 штук .
Результат -- высокая аварийность на железных дорогах .
Тяжелые паровозы серии ФД  очень сильно  разрушали железнодорожный путь .
Общеизвестно , что эскизный проект паровоза ФД был разработан Транспортным отделом ОГПУ ( т.е. в шарашке инженерами -зеками ) , и ОГПУ ( т.е. фактически  Генрихом Ягодой ) и продвигался.
Возражать ОГПУ  решались не  многие инженеры-путейцы .

Для серийного выпуска паровозов ФД ,надо было прежде ( как указывали старые путейцы )  провести следующие мероприятия по улучшению состояния путевого хозяйства и подвижного состава :
1. Заменить все рельсы на Р50.
2. Заменить на всех дорогах песчаный балласт на щебеночный или гравийный .
3. Реконструировать часть мостов, в частности, полностью  заменить все деревянные.
4. Ввести автосцепку вместо старой винтовой , винтовая сцепка не позволяла увеличить силу тяги более 20 тонн .
И это нужно было делать до начала выпуска паровозов ФД , а не после того , как эти паровозы пошли в серию .
Но это руководством было сочтено слишком дорогим .
Пустить  тяжелые паровозы по негодным для них  путям безграмотные люди   сочли вполне возможным .

На деле оказалось , что никакого выигрыша провозной способности  паровозы серии ФД не дали и даже уступали более легким паровозам серии СО по экономичности и провозной способности .
Не случайно после войны не стали строить паровозы серии ФД ,а стали строить более легкие паровозы серии Л и ЛВ с нагрузкой на ось в 18 тонн .

Отредактировано Абрамий (19-03-2012 15:40:20)

0

89

Абрамий написал(а):

Вот пример  самого  необдуманного прожектерства ,  которое к сожалению не удалось  вовремя остановить  .
В конце 20х годов встал вопрос об увеличении провозной способности железных дорог .
Стало очевидно ,что используя паровозы  типа 0-5-0 и 1-5-0 увеличить объёмы перевозок трудно .
Эту проблему хотели решать в лоб , просто пустив по  старым железнодорожным путям локомотивы с большей нагрузкой на ось от 20 и до 27 тонн  и большей скоростью грузового движения до 65 км/ч   .
Старые специалисты доказывали ,что и 20 тонн на ось без капитальной реконструкции путей очень много .
Но на старых специалистов просто наплевали .
В результате появился паровоз американского типа  серии ФД , с нагрузкой на ось 20 тонн .

На копипасту - копипастой!
  http://read.amahrov.ru/smile/regulation.gif 

Так, при средней по сети густоте движения в 1940 г. 4,3 млн. т на 1 км на 20 % железнодорожной сети густота движения превышала 7 млн. т на 1 км пути, а на некоторых, наиболее важных направлениях концентрация потоков достигала 20 млн. т и более на 1 км пути, т.е. имела место ярко выраженная концентрация перевозок [22].

Удельный вес мощных товарных паровозов (серий ФД и СО, которых вообще не было до 1931 г.), составлял к 1941 г. 20,5 %, только на долю паровозов серии ФД приходилось почти 40 % грузооборота.

http://www.ets-rf.ru/razdel_b_02.1_reko … sporta.php
  http://read.amahrov.ru/smile/read.gif

0

90

По итогам спора - мой ГГ (не в следующей главе, а чуть позже) начнет проталкивать идею, что любое плановое решение должно быть комплексным (взаимоувязанным) и сбалансированным. Что на уровне народного хозяйства результат производства - это не выпуск тех или иных изделий, а решение той или иной производственной задачи. Например: коллективизация важна нам не числом новых колхозов, а ростом запашки, урожайности с/х культур и продуктивности скота. Транспорт должен нам давать не новые паровозы и вагоны, а увеличение грузооборота и пассажирооборота и увеличение провозной способности дорог и т.д. Для начала эти идеи будут проталкиваться в области военного строительства (через Фрунзе, ибо он не Ворошилов, такие идеи понять и оценить способен без оглядки на то, что скажут в Политбюро). Но это еще через две-три главы. Пока на очереди борьба вокруг кадров, стандартизации (ГГ на эту тему выдал авансы на совещании по качеству), и наведение элементарного порядка в планировании военной промышленности (ибо последнее прямо поручено ГГ начальством).
Если эти идеи на следующие 3-4 года хоть сколько-то приживутся, откровенные авантюры будет проталкивать сложнее, хотя 100% гарантий нет. В такой ситуации руководитель не может отделаться тем, чтобы кинуть красивый лозунг - даешь коллективизацию основных зерновых районов за два гада, пятилетку - в четыре, или больше паровозов мощных и разных, а пути подождут. Чтобы получить результат, а не дутую изолированную цифру, придется крепко думать и считать, а значит, скорее всего, привлекать к этому делу спецов. Между прочим, когда внедрялась идея наделать паровозов ФД, спецы, призывавшие к капитальной реконструкции ж/д сети, были объявлены вредителями. После роста аварийности, уже к концу 30-х, вредителями объявили тех, кто выступал против реконструкции, однако продвигали идею, что реконструкция нужна, но с небольшими капитальными затратами.

Отредактировано Запасной (19-03-2012 22:53:29)

+12


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Колганова » Жернова истории-3