Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Колганова » Жернова истории - 4


Жернова истории - 4

Сообщений 151 страница 160 из 916

151

Запасной написал(а):

В моей истории об этом вспомнили, но спохватились слишком поздно, и обошлось нам это очень дорого.

  Не понятно, это мысль ГГ  про себя? Или ГГ уже рассказал жене, что он из "Другой" Истории? Если пропустил этот момент, то прошу простить, не отследил наверное.

0

152

Выкладываю заключительный фрагмент 51-й главы:

Глава 51. Зиновьев, грузинский чай, старатели, сухой закон…

51.3.

– Не поминай черта всуе, дочь моя, – останавливаю ее нарочито назидательным тоном. – А если серьезно, то в моей истории справились. Правда, пришлось пойти на колоссальные жертвы… Вот их и хотелось бы, хотя бы отчасти, избежать.
– Но как? – моя жена заметно подавлена. Надо отвечать конкретно, по существу:
– За ближайшие три-четыре года нужно резко увеличить подготовку кадров для села: механизаторов, агрономов, зоотехников и ветеринаров, организаторов крупного производства. Нужно, кровь из носу, нарастить производство сельскохозяйственной техники. Нужно создать крупные, мощные совхозы и убедить значительную часть крестьян перейти к коллективным формам хозяйства: создать товарищества по совместной обработке земли, сельхозартели и т.д., потому что без этого механизировать производство не получится. На этой основе нужно поднять объемы производства зерна, мяса, молока, хлопка, льна, шелка, шерсти, кожи, сахарной свеклы, табака… Чтобы заместить импорт, организовать выращивание чая в Грузии и в Краснодарском крае. На Кавказе и в Средней Азии нарастить производство фруктов, в том числе цитрусовых, – тут я почти задохнулся от торопливого перечисления, и взял паузу.
– За три-четыре года? – недоверие так и сквозит в ее голосе.
– За три-четыре, конечно, все это не поднять. Но нужно успеть сделать как можно больше. Как раз к этому времени на Западе разразится очередной кризис, и они готовы будут продавать нам что угодно и задешево. Проблема в том, что цены на наши экспортные товары тоже упадут, и гораздо сильнее, чем на машины и оборудование. Поэтому надо создать валютные резервы и нарастить производство золота. Любым путем – отдать мелкие бедные месторождения и россыпи на откуп старательским артелям и индивидуальным старателям…
– Эти же все разворуют! – негодующе возразила Лида.
– Все – не разворуют! – не соглашаюсь с ней. – Но воровать, конечно, будут. И чтобы разворовали поменьше, надо поднять государственные закупочные цены на золото, заметно улучшить снабжение старателей, и, разумеется, ужесточить контроль. В конце концов, пусть что-то и украдут…
– Как это – пусть?! – взвивается моя собеседница. Да, служба в ЧК прививает определенный угол зрения…
– А вот так – пусть! – настаиваю я. – Лишь бы росла сдача золота государству. Это гораздо важнее возможной утечки части золота на сторону! – а в голове вдруг щелкнуло: «алмазы в Якутии», «западные притоки Вилюя»… Но кого и как в этом убедить? Ладно, пока в сторону. Но зарубочку на память оставим.
– Что-то мы немного в сторону отклонились, – ухожу от темы, вызывающей такое раздражение моей любимой. – Почему я считаю важным пробиться с этими предложениями наверх до XIV съезда? Потому что появляются признаки формирования новой оппозиционной фракции в партии. И в моей истории так было, и сейчас наблюдения Лазаря Шацкина на прошедшей партконференции говорят о том же самом. А главным коньком этой оппозиции, похоже, будет тезис о «недооценке кулацкой опасности». Так вместо того, чтобы бодаться с оппозицией по вопросу кто чего недооценивает, надо ответить крикам о кулацкой опасности конкретным планом кооперирования крестьянства, который выбьет почву из-под ног кулака.
– А-а, вспомнил-таки о кулаке! – назидательно произнесла Лида. – А говорил – не в нем дело!
– И сейчас скажу: дело, прежде всего, в том, чтобы обеспечить индустриализацию. Кулак же не настолько силен, чтобы его пугаться. Если же программа создания крупных обобществленных хозяйств на основе кооперации будет успешно выполняться, кулаку уже не будет места. И тогда кулака удастся одолеть безо всякого раскулачивания: ему попросту некого будет эксплуатировать. Так что – либо пусть живет, как простой единоличник, либо пусть идет работать в коллектив, – мы оба на какое-то время замолчали, каждый по своему переваривая все, что тут было говорено.
– Ты еще поминал о том, что на индустриализацию деньги надо будет найти, – вдруг прервала молчание жена.
– Да, с деньгами будут сложности, – нервно покусываю губы. – Бюджет, чую, затрещит по всем швам. Некоторые ретивые товарищи уже сейчас поговаривают, что надо налечь на продажу водки.
– Что-о-о?! – Лида чуть ли не зашипела змеей.
– Логика у них простая: народ все равно пьет. Водки нет – самогонку гонит. А если дать ему вместо самогонки водку, то в смысле питья ничего не переменится, зато в бюджет денежки капать будут.
– Ни за что нельзя водку разрешать! – категорически отрезает моя комсомолка (тьфу, опять забыл – кандидат в члены РКП!). – Народ от пива и вина спивается, а если еще водку добавить!.. – она махнула рукой.
– Тут с плеча не руби, – возражаю ей, – в доводах сторонников водочной торговли свой резон есть. Простым запретом дело не решается. Самогонка и сейчас едва ли не повсюду из-под полы идет. Другое дело, что просто бросить водку в массу – тоже не дело. Ущерб от пьянства колоссальный, и неизвестно, что выгодней – отказаться от водочных доходов, или иметь «пьяный бюджет», опустошающий карманы рабочих семей. За пьянством идут прогулы, хулиганство, болезни, рост преступности – а все это тоже в копеечку встанет.
– Тебя не поймешь: и так нехорошо, и эдак не здорово, – морщит нос Лида.
– Так на самом деле все непросто, – соглашаюсь с ней. – Как вытеснить самогон водкой, но при этом не допустить пьяного разгула? Думаю, «сухой закон» был бы самообманом. Но вот что непременно нужно сделать, помимо, разумеется, ведения постоянной антиалкогольной кампании всеми силами агитации и пропаганды: прежде всего, ограничить продажу водки. Не продавать ее в рабочее время, в выходные и праздничные дни, в дни выдачи получки. Далее, ограничить права тех, кто систематически пьянствует: например, не выдавать им на руки зарплату, а выдавать семье. Самых злостных – временно изолировать на предприятиях с особым режимом, исключающим употребление спиртного. Резко ужесточить наказание за вовлечение несовершеннолетних в пьянство. Вот, как-то так.
– Это все полумеры! – лицо раскраснелось, глаза сверкают… – Водку надо рубить под корень! – ну, прямо юная валькирия. И как такую не поцеловать?..
Сами понимаете, на этом наша дискуссия неизбежно закончились и мы ненадолго вернулись к политике лишь под ночь, когда вернулся как всегда задерживающийся допоздна на работе Михаил Евграфович. Всегда очень сдержанный в оценке действий руководства, нынче он заговорил в совсем не свойственной ему манере:
– Зиновьев совсем закусил удила! Он подталкивает китайских товарищей к борьбе против руководства Гоминьдана. Идея открытого выступления КПК против Гоминьдана не нашла поддержки даже у него, – но, думаю, лишь потому, что наш Гриша просто трусоват, и боится взять на себя ответственность. Однако он систематически инструктирует Бородина таким образом, что я не удивлюсь, что в один прекрасный момент гоминьдановцы решат избавиться от коммунистов. Пока все сглаживается хорошими личными отношениями Бородина с Сун-Ятсеном и Чан-Кайши, но нельзя же надеяться на это до бесконечности! Чан уже стал проявлять беспокойство, а ведь за ним военная сила, – Михаил Евграфович был явно расстроен, даже не притрагиваясь к разогретому Лидой ужину.
– Что же, в ЦК не понимают опасности такого курса? – интересуюсь у своего тестя.
– В том-то и дело, что не понимают! – всплеснул руками Лагутин. – Они специфики положения в Китае не знают толком, и мыслят по шаблону, да ориентируются на реляции Бородина.
– Неужели трудно поставить перед собой вопрос: что нам выгоднее? Лояльный к СССР Гоминьдан или раздувание гражданской войны в антиимпериалистическом лагере, да еще и с весьма призрачными шансами для коммунистов?
– Виктор Валентинович! Вот вы, хотя и не специалист по Китаю, но мыслите весьма здраво. У нас же, в Коминтерне, таких разумных голов не хватает. А кто и мыслит здраво, так предпочитает молчать, чтобы не ссориться с начальством! Как я, например… – добавил он уже тише.
– Ладно, Михаил Евграфович, – война войной, а обед по расписанию. Ешьте ужин: зря, что ли, ваша дочка старалась? – пытаюсь отвлечь его от грустных мыслей.
– Война войной, а обед по расписанию? – интересная фраза, качнул головой отец Лиды. – Ну, уговорили, поесть действительно надо, а то живот подведет, – с этими словами он перешел к ужину, не без аппетита поглощая снедь, выставленную Лидой. Я же, сдерживая улыбку, произнес про себя: «И на сем Шехерезада прекратила дозволенные речи».

+23

153

Запасной написал(а):

Кулак же не настолько силен, чтобы его пугаться. Если же программа создания крупных обобществленных хозяйств на основе кооперации будет успешно выполняться, кулаку уже не будет места. И тогда кулака удастся одолеть безо всякого раскулачивания: ему попросту некого будет эксплуатировать.

заменить бы часть на мироед, куркуль, шкурник...

Запасной написал(а):

Пока все сглаживается хорошими личными отношениями Бородина с Сун-Ятсеном

Сунь

+1

154

Запасной написал(а):

Думаю, «сухой закон» был бы самообманом

Тут как-то...
Не то, чтобы ГГ не могу так думать :)
И, опять же - он ведь в эмиграции был? То есть лично знать не обязан. Но наслышан должен быть
Действительно же самообман: ведь сразу после введения сухого закона в 1914 (как война началась) выпивку в ресторанах (и прочих заведениях - стали подавать вместо графинов в чайниках (Типа "Чай пьем!")). Собственно, тем и ограничилось...

0

155

Запасной написал(а):

Формально так - зерно вполне можно понимать как разновидность сельхозсырья. Но на практике эту статью экспорта отделяли от прочего сырья.

А что было в составе прочего сырья? Дело в том, что одним из отрицательных итогов коллективизации был очень резкий спад в производстве животноводческой продукции. Например, на экспорте сибирского масла, она поставила крест навсегда.

0

156

Запасной написал(а):

«алмазы в Якутии», «западные притоки Вилюя»…

Не западные, а южный. Вилюй на том участке сам с запада на восток течет. И вообще, если ГГ Мирный только по карте знает, то главный ориентир там город Ленск на Лене (правда, ему еще придётся вспомнить, что до 1963-го года он Мухтуй называется). С другой стороны - крупных поселков на Лене не много, посмотрит на карту и сопоставит. От него 200 км почти строго на север, с небольшим отклонением к западу. Там и дорога так идёт к прииску. В общем, с точностью до 10-15 км вполне можно трубку указать. Вот только как залегендировать информацию?

Отредактировано Andrey_M11 (13-10-2012 00:14:59)

0

157

Насчет сухого закона. Разве "рыковкой" уже не начали торговать?

0

158

Что будет если ГГ попытается попробовать не дать разразиться  гибельному конфликту между китайскими коммунистами и Чан Кай Ши .
Например составить статью для Правды или Известий об гибельности китайской политики Зиновьева для СССР .
Протащить её  в печать   можно попробовать Троцкого или Бухарина , они Зиновьева терпеть не могут .
   Этот конфликт между коммунистами и Гоминьданом  (  и последующая Гражданская война в Китае )   для СССР вышел боком ,  и фактически открыл дорогу для японской экспансии в Китай .
Ущерб интересам СССР был огромным .
Фактически из этого получился Хасан , Халхин-Гол и угроза японского нападения для СССР во время Великой Отечественной .

0

159

Запасной написал(а):

Идея открытого выступления КПК против Гоминьдана не нашла поддержки даже у него, – но, думаю, лишь потому, что наш Гриша просто трусоват, и боится взять на себя ответственность. Однако он систематически инструктирует Бородина таким образом, что я не удивлюсь, что в один прекрасный момент гоминьдановцы решат избавиться от коммунистов. Пока все сглаживается хорошими личными отношениями Бородина с Сун-Ятсеном и Чан-Кайши, но нельзя же надеяться на это до бесконечности! Чан уже стал проявлять беспокойство, а ведь за ним военная сила, – Михаил Евграфович был явно расстроен, даже не притрагиваясь к разогретому Лидой ужину.
– Что же, в ЦК не понимают опасности такого курса? – интересуюсь у своего тестя.
– В том-то и дело, что не понимают! – всплеснул руками Лагутин. – Они специфики положения в Китае не знают толком, и мыслят по шаблону, да ориентируются на реляции Бородина.
– Неужели трудно поставить перед собой вопрос: что нам выгоднее? Лояльный к СССР Гоминьдан или раздувание гражданской войны в антиимпериалистическом лагере, да еще и с весьма призрачными шансами для коммунистов?

Но Бородин, как и Иоффе (и другие послы), довольно близки к Троцкому. Может через Леву повлиять на чрезмерно горячих товарищей? Сам ЛД вынесет вопрос в ЦК, его поддержат "правые" и Сталин. Замечательный повод обломать Зиновьева и левых (исправить политику Коминтерна: Китай, Германия, Абстрия) без заметной грызни внутри страны. Для Троцкого-хозяйственника это возможность вернуться, хотя бы так, к большой международной политике и похерить планы немедленнной мировой революции, в связи с первоочередной необходимостью сохранения и укрепления СССР. Деньги нужны-с на социалистичискую реконструкцию.
Тогда и не такие политические кульбиты проходили

0

160

Ivto написал(а):

Насчет сухого закона. Разве "рыковкой" уже не начали торговать?

Начали, но настойками. ГГ я та понимаю речь ведет о монополии на водку и саму водку 38-40 градусов, она появилась чуть позже.

«В 1924 году с винного склада под номером 1 — будущего завода „Кристалл“ — пошли в продажу первые 30-градусные наливки и настойки. Высший орган власти в СССР — Центральный исполнительный комитет — разрешил их изготовление и продажу не только государственным, но и кооперативным организациям и акционерным обществам с преобладанием государственного капитала. Производимый напиток был окрещен в народе по имени нового главы правительства А.И.Рыкова» (Курукин И., Никулина Е. Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина.— М.: Молодая Гвардия, 2007.— 519 с. ISBN 978–5-3235–02970-5).
«В августе 1925 года власти пришло в голову восстановить государственную монополию на изготовление 40-градусной водки: Президиум ЦИК СССР принял „Положения о производстве спирта и спиртных напитков и торговле ими“. Теперь уже почти настоящая „рыковка“ в октябре пошла на рынок по низкой цене всего рубль за пол-литровую бутылку. Первоначально она имела только 38°, но скоро крепость была повышена до „нормы“, а в 30-е годы появилась даже 50-градусная „столовая водка“ (Там же, с.391–393).

Тут вот в чём дело — «рыковкой» звали всякую водку — и не-монопольную, 1924 года, и новомонопольную, 1925. Из этого и проистекает путагница. К тому же это название — народное, фамилия Предсовнаркома на этикетках не писалась, а в разных регионах названия вообще складываются по-разному.

В Москве продажа советской водки началась 4 октября 1925 года, в воскресенье. У магазинов, торговавших спиртным, выстроились очереди по триста-четыреста человек. Каждый магазин продавал в среднем по две тысячи бутылок в день. Больницы и отделения милиции были забиты пьяными — вытрезвителей тогда еще не существовало.
Водочная бутылка закрывалась картонной пробкой с тонкой целлофановой прокладкой, защищавшей ее от влаги, и запечатывалась коричневым сургучом. Появившаяся вскоре новая водка более высокой очистки стала отличаться от нее и белым цветом сургучной головки.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Колганова » Жернова истории - 4