Начинаю выкладывать третью книгу. Через несколько глав посмотрим, что получится из задуманной схемы с интерлюдиями. А пока - начало первой главы (пролог буду писать после завершения всей книги).
Глава 1.
1.1.
Сегодня с утра, придя на работу и привычно толкнув дверь с табличкой «Заместитель председателя ВСНХ СССР Осецкий Виктор Валентинович», здороваюсь с секретарем, прохожу в кабинет и устраиваюсь за своим рабочим столом. На перекидном календаре красуется дата – 2 марта 1929 года, суббота. Суббота? Суббота была позавчера, а сегодня у нас понедельник, четвертое. Надо перелистнуть.
Дверь кабинета открывается и ко мне заглядывает помощник.
– Здравствуйте, Сергей Константинович! Что, готовы расчеты? – спрашиваю его.
– Да, еще в субботу вечером подбил итоги, но не успел вам отдать, – поясняет Илюхов. – Едва вырвал отчетные цифры из ГОМЗы. – И с этими словами он кладет на стол тоненькую папочку. Не просто папочка, а скоросшиватель. Пустячок, а приятно. Ведь это с моей подачи несколько артелей наладили два года назад выпуск скоросшивателей и дыроколов, и не абы как, а в соответствии с утвержденным государственным стандартом. Сразу же и некоторые частные мастерские ухватились за это дело – канцелярское море у нас большое, в нем эта продукция утонет за милую душу. Теперь и фабрика «Союз» зашевелилась – оборудование нашли неплохое и дыроколы у них получились довольно приличного качества. Вон, как раз такой у моего секретаря стоит.
Так, посмотрим, как же у нас обстоят дела с производством тракторов для сельского хозяйства. Вроде и неплохо, но и радоваться особо нечему. Да, мы сильно продвинулись вперед за прошедшие 4 года: если в 1925 году едва-едва вышли на производство примерно 700 тракторов всех типов («Фордзон-Путиловец», «Запорожец», «Коломенец», «Коммунар», «Карлик») то отчетные данные за 1928 год дают уже 9200. Из них: 5920 «Фордзонов» Путиловского завода, 340 штук гусеничных «Коммунаров», 150 «Коломенцев», 120 «Запорожцев», 90 штук «Работников» (модификация «Карлика»). 2470 СТЗ 15/30 дал все никак не выходящий на проектную мощность Сталинградский тракторный, и всего лишь 110 тракторов той же модели дал совсем недавно пущенный Харьковский тракторный. Скачок почти в 15 раз!
Но что же выходит в итоге? Суммарно за четыре года наши заводы выпустили примерно 17,5 тысяч тракторов, да импорт за 1923-1928 годы дал около 24 тысяч (не считая тракторов промышленного назначения). Итого в сельском хозяйстве сейчас работает 41,5 тысяча тракторов. Слёзы!
Конечно, в моей истории их было на данный момент всего 27 тысяч штук, но качественной разницы нет. Тракторов на нашу необъятную страну нужны сотни тысяч! А СТЗ, даже если выйдет на проектную мощность, даст в текущем году около 50 тысяч тракторов. Сколько-то прибавят «Красный Путиловец» и ХТЗ, которому предстоит продираться через те же «детские болезни», что и Сталинградскому тракторному.. Ну, наберем тысяч 70, пусть даже 80. Все равно мало! А от импорта сельхозтехники придется отказываться. Валюта на другое нужна позарез. Тогда получится на конец года 110-120 тысяч тракторов в сумме – это механизация пахоты в лучшем случае на 12-15%, а сева и уборки – и того менее. Конечно, вся эта техника идет через МТС в основном на обслуживание артелей, ТОЗов, совхозов, посевных товариществ – и для них уровень механизации может в 1929 году перешагнуть уже за две трети. А если СТЗ будет слишком долго выходить на проектную мощность, как и было в моей истории? А если темпы коллективизации все же вырвутся за разумные пределы? Тревожно…
Скучные цифры, скажете вы? Но от этих цифр зависит, будет ли провозглашен лозунг «обострения классовой борьбы по мере движения к социализму». Сумеем ли мы создать крупное общественное хозяйство на селе и нарастить производство, не ломая об колено миллионы людских судеб, или жернова истории безжалостно перемелют их… Ради прогресса? Пожалуй, что так, но только прогресс, купленный подобной ценой, потом еще аукнется.
Листаю содержимое паки дальше. Кадры. Так, хотя бы с этим дело обстоит не так плохо, как было. Сейчас на один трактор имеем 1,3 подготовленных механизатора, и за текущий год должно быть подготовлено еще 120 тысяч. Маловато! В прошлом году курсы дали 26 тысяч человек, в этом году выпуск расширится примерно до 40 тысяч, а вот установка, что каждый тракторист должен подготовить не менее двух учеников за год, выполняется со скрипом. С очень большим скрипом! Так что двухсменную работу трактора мы пока обеспечить не можем. А надо! В страду и трехсменная работа нужна.
Так, эту проблему берем «на карандаш». Прежде всего, надо серьезно взяться за расширение курсов при крупнейших заводах. Нам же еще и ремонтников в МТС не хватает. Примерно в трети машинно-тракторных станций ремонтом занимаются либо обычные слесаря без специальной подготовки, либо вообще сами трактористы. Недавно ЦК ВЛКСМ бросил призыв «Комсомолец – на трактор!» Надо разузнать, что в этом отношении делается практически.
Кровь из носу, но надо удержать темпы коллективизации в пределах 10-12% в год. Иначе производство тракторов и сельхозмашин, да и подготовка кадров не успеют за этими темпами, и обеспеченность общественного хозяйства техникой будет снижаться. А в ЦК уже вовсю растут шапкозакидательские настроения, и партработники с мест рвутся первыми отрапортовать о своих небывалых успехах…
Нет, тут уж придется драться, и драться всерьез. Дело ведь не только в тракторах. Некоторые ретивые головы, как и в моем прошлом, уже начали призывать и ТОЗы, и посевные товарищества немедленно переводить на устав сельхозартели, а в самих артелях обобществлять все средства производства, не исключая мелкий скот и птицу. А этого не только делать нельзя, об этом и болтать недопустимо, чтобы не распугать крестьян. Иначе понятно, что будет – массовый убой скота, сокращение посевных площадей… Нет, буду драться до последнего.