Почти все вами сказанное соответствует действительности. Но несколько поправок все же внесу. Отставание темпов разведочного и промыслового бурения в Баку относится к периоду первых пятилеток, когда обнаружился "угольный крен" в топливном балансе. Кроме того, недостаток бурового оборудования во многом определяется существенно более низкими, чем в развитых странах, скоростями проходки, монтажа и демонтажа бурового оборудования из-за плохой организации работ и недостаточной квалификации персонала.
Это всё имело место быть , но к этому надо добавить и то ,что и все планы первых пятилеток в нефтедобычи были совершенно авантюристическими .
В 1929 году нефтяная промышленность СССР, добыла 13,7 миллионов тонн нефти , а в 1928 году всего 11,6 миллион тонн нефти .
Однако нефти и нефтепродуктов не хватало .
Планом первой пятилетки предполагалось увеличить добычу к её концу до 46 миллионов тонн нефти .
Конкретно планировалось увеличить добычу нефти с 11,6 миллионов тонн в 1928 г. до 40 миллионов тонн в 1932 году .
На деле получилось ,что в 1931 году в СССР было с огромным трудом добыто всего 22,39 миллионов тонн нефти и никаких перспектив увеличить объёмы добычи в 1932 году до запланированных 46 миллионов тонн нефти не было .
Теперь о том какие химеры одолевали руководство СССР в нефтяной отрасли .
Всё взято отсюда : Иголкин А.А. Нефтяная промышленность в годы второй пятилетки: планы и реальность
Экономическая история. Обозрение . Вып. 10. Москва 2005.
В документе Госплана СССР, озаглавленном "Черновые материалы к плану развития народного хозяйства на второе пятилетие" - документ был составлен в 1931 году .
По этим материалам добыча нефти в 1937 году должна была составить фантастическую цифру в 130 миллионов тонн.
И эта цифра тем более безумна , что никакой материальной базы для такого " большого скачка" не было предусмотрено создать . Однако на эту фантастическую цифру ориентировались при планировании других отраслей .
К июню 1931 года в Госплане СССР были подготовлены новые более подробные "Грубо ориентировочные и предварительные материалы к составлению второго пятилетнего плана".
В документе говорилось ,что в 1937 г. добыча нефти составит ещё большую цифру в 138 миллионов тонн .
Откуда взяли составители эту цифру становится ясно из такого пассажа : "По добыче нефти СССР в 1937 г. обгоняет САСШ, добывшие в 1929 г. 128 млн т и выйдет на первое место ".
Вот так без всяких оценок и консультаций , без всякого учета доступных запасов нефти и технических возможностей её извлечения , без оценок потребной инфраструктуры , фактически с больной головы решили за одну пятилетку обогнать США по добыче нефти .
Нашлись однако те ,кто попытался убедить руководство страны в нелепости этих цифр .
В "Материалах по II пятилетнему плану народно-хозяйственного развития СССР (второй вариант)" июля 1931 года , добыча нефти в 1937 году планировалась уже в 120 миллионов тонн , т.е. её снизили .
В июле — августе 1931 года в Госплане СССР была подготовлена "Записка к ориентировочному варианту плана 1932–1937 гг." В соответствии с этим вариантом плана ожидаемая добыча нефти в 1937 г. опять корректировалась в сторону уменьшения, намечалось довести ее до 105 миллионов тонн — то есть по сравнению с 1931 годом увеличить — всего ничего! — в 4,7 раза .
В соответствии с наметками Госплана от 5 июля 1931года добыча нефти в 1932 году и в годы второй пятилетки должна была быть следующей:
1932 г. — 32,0 миллионов тонн нефти ,
1933 г. — 41,5 миллионов тонн нефти ,
1934 г. — 50,2 миллионов тонн нефти ,
1935 г. — 65,4 миллионов тонн нефти ,
1936 г.— 85,0 миллионов тонн нефти ,
1937 г. — 105,0 миллионов тонн нефти .
Выступая на ХVII конференции ВКП(б) в январе 1932 года с докладом «О второй пятилетке», В.В. Куйбышев заявил, что ставится задача добычу нефти — до 80–90 млн тонн .
В июле 1932 года на Всесоюзной топливной конференции была дана установка довести к 1937 г. добычу нефти до 69,9 млн тонн , газа — 5,05 млн тонн , а всего нефти и газа вместе — до 74,95 млн тонн .
Таким образом, показатель опять оказался ниже, чем официально утвержденный на полгода раньше на ХVII конференции ВКП(б). В "Союзнефти" в 1932 году намечалось довести к 1937 году объемы внутреннего потребления нефтепродуктов в СССР до следующих показателей: бензин для авиации — 1 350 тыс. тонн, бензин для автотранспорта — 6 250 тыс. тонн , бензин для прочих целей — 790 тыс. тонн , специальные бензины — 260 тыс. тонн. Всего для внутреннего рынка планировалось произвести 8 650 тыс. тонн бензина. Легкого тракторного топлива предполагалось поставить 7 535 тыс. тонн , из них керосина для тракторов — 6 705 тыс. тонн, лигроина — 830 тыс. тонн .
В 1933 году плановые наметки, сообразуясь с реальностью, в том числе — очевидным застоем в нефтедобыче вызванным нехваткой капиталовложений и снова снизили.
В докладе В.В. Куйбышева "О втором пятилетнем плане", сделанном на ХVII съезде, говорилось о необходимости увеличить добычу нефти более, чем в 2 раза, а съезд утвердил плановое задание по нефти (с попутным газом) на 1937 года в 46,8 млн тонн — 210% от уровня 1932 года и эта цифра оказалась на 700 тыс. тонн меньше, чем в документе Госплана от 23 декабря 1933 года .
В результате планирования "большого скачка" в нефтедобычи к 1937 году получилось по словам Кагановича
"Пятилетка наметила 44 млн т, сделали мы 28,5 млн т .
По добыче газа и нефти вместе пятилетка наметила 46,8 млн т, а выполнили мы 30,3 млн т.
По выработке бензина пятилетка наметила 6,5 млн т, а фактически мы получили 3 млн т...
По керосину пятилетка наметила 7,5 млн т, а выполнили мы 6,1 млн т.
По маслам пятилетка наметила 2 млн т, а выполнили мы 1,6 млн т.
По моторному топливу, то, что для нас представляет исключительно большой интерес, пятилетка наметила 4,5 млн т, а выполнили мы 1,5 млн т"
Конечно можно было всё валить на вредителей и валили всё на них , но причиной провала нефтедобычи являлось отсутствие нужных ресурсов и капиталовложений в разведку и добычу нефти .
Например на вторую пятилетку было запланировано пробурить 11500 км скважин ( не только нефтяных ) по всей стране , а пробурили только 7600 км , а из них в Азербайджане на нефть только около 270 км .
Для выполнения плана по бурению не было ни труб ни оборудования .
Когда в руководстве СССР с подачи Союзнефти в 1930 году понимали ,что такое нефтедобыча и нефтепереработка и какие ресурсы надо вложить для расширения этих областей народного хозяйства , то появилось постановление о дизелизации автомобильного транспорта СССР
Когда-же решили делать "большие скачки" без оглядки на реальные возможности , то решили ,что дешевой нефти у нас будет хоть залейся , всем хватит .
Вот и получили ,что стало не хватать жидкого топлива , а расширение добычи нефти и нефтепереработки провалили , не выделив ресурсов . За одно и опоздали с дизелизацией .
В 1931 году нефтяная промышленность получила 417 млн. рублей капиталовложений.
В середине 1932 года планировалось в следующем, 1933 году , почти удвоить величину капиталовложений, доведя ее до 815,2 млн. рублей , а к 1937 году капиталовложения должны были возрасти более чем в 4 раза по сравнению с 1932 годом (план - 440,3 млн. рублей ) и достичь 1 746,1 млн. рублей.
Все эти показатели планировались в неизменных ценах без учета инфляции и роста оптовых цен .
При учете обесценения рубля реально в 1933 году было капиталовложений только 670 млн рублей .
В 1937 году около 800 млн. рублей .
Но даже этих денег отрасль не получала.
Так, расходы на бурение на пятилетку были запланированы в размере 2 429 млн руб., освоено - 2 100 млн руб., или 86,5% плана .
С учетом обесценения рубля и роста оптовых цен -- это будет около 1000-1200 миллионов рублей 1931-1932 года .
Результат -- дефицит решительно всех нефтепродуктов стал хроническим.
Осенью 1933 г. в очередной раз создалось катастрофическое положение даже с снабжением жидким топливом речного волжского ,камского и каспийского флота , даже для перевозки нефти не было жидкого топлива .
Встали железные дороги юга СССР ,т.е. там где использовали нефть и мазут как топливо для паровозов .
Начали вставать металлургические печи на южных заводах .Мартены там использовали мазут как топливо .
В крупных городах пропал осветительный керосин ( про мелкие города и села можно и не говорить ) .
Из письма Межлаука Молотову . "основные транспортные магистрали и предприятия, как Мариупольский завод, Донсода, ЧХК, военные заводы и т.п. поддерживаются за счет переадресовок, оценок путевого нефтетоплива, за счет использования в качестве нефтетоплива других, также крайне дефицитных нефтепродуктов: смеси гудронов с керосиновым дестиллятом, черной солярки, веретенных и других масел, смазочного мазута! "
Добыча сырой нефти , всего по СССР : план 1934 года -- 27 245 тыс тонн ; факт только -- 24 145,4 тыс тонн .
Более того предполагали ,что Грознефть добудет в 1933 году 5,15 млн тонн нефти и газа, в 1934 г. - 6,2 млн тонн в 1935 г. - 7,2 млн тонн , в 1936 г. - 8,4 млн тонн в 1937 г. - 10,2 млн тонн .
На самом деле, в 1934 году добыча нефти Грознефтью составила только 69,3% к уровню 1933 года и составила менее 3,6 млн. тонн .
Планы по добыче нефти'Грознефтью' в 1934 году были выполнены на 56%, в 1935 году план снизили - на 83%, в 1936 году ещё раз план снизили - на 103%.
Добыча в Грозном тогда составила лишь 3 289 тыс. тонн - в два с лишним раза меньше, чем в 1931 году .
На лицо быстрое истощение нефтеносных пластов .
К всем бедам просто не было нужного количества насосов для откачки нефти из пластов и после прекращения фонтанирования нефти многие скважины были в забросе .
В 1932 году на самую дешевую фонтанную добычу нефти в Грозном пришлось 81% всей добычи .
В 1933 году фонтанная добыча нефти составляла только 17,9% , насосная - 29,5% , остальное ( 52,6% ) добывали ветхопещерным тартанием с конным и даже человечьим приводом .
Тартанием было невозможно поднимать нефть с глубины более 500 метров ( обыкновенно менее 100-200 метров ) .
Кроме это средний дебит скважины упал почти в двое .
Это тоже совсем не удивительно .
За период 1918 - 1936 год открыт один только новый и единственный нефтеносный район - Горно-Чеченский .
Для увеличения нефтедобычи в Грозном не была произведены разведка недр и не была подготовлена ресурсная база .
Просто не было открытых геологами достаточных запасов нефти в недрах и никто их толком и не искал .
И достаточных средств в это не вкладывали .
Даже в известных в Грозном и его окрестностях нефтеносных районах нормального бурения новых скважин не велось ,а те что бурились имели недостаточную глубину по причине нехватки буровых труб и машин .
Грозненская нефтяная промышленность базировала свою добычу исключительно на верхних пластах обоих своих основных районов - нового и старого.
Глубже 2км не бурили , а большинство скважин имело глубину не более километра .
На вторую пятилетку однако планировалось выйти на более глубокие пласты, доведя бурение до 3 километров , но на это не было выделено ни средств , ни материалов и оборудования .
Советское руководство жаловалось на природу, на то, что наши нефтяные месторождения якобы беднее, хуже американских.
Однако дело обстояло совершенно наоборот ,стоило пробурить скважину — и она давала в среднем в 7,5 раз больше нефти, чем в США .
Вот сравнительные показатели нефтедобывающей промышленности СССР и США в середине 1930-х годов .
---------------------------------------------------------------------------- --Баку (1936 г.)----------США (1934 г.)
Добыча нефти, тыс. т ---------------------------------------------------------20 564----------------124 548
Количество скважин в эксплуатации----------------------------------- ----7 534--------------- -333 070
Средняя годовая добыча нефти на одну скважину ,тонны--------------2729---------------- 373
Средняя глубина скважины, метры-----------------------------------------1200---------------- 2850
Численность рабочих и технического персонала в бурение и добыче 17 553 ---------------129 500
Рабочих и технического персонала на одну скважину,человек -------- 2.3------------------2,6
Добыча нефти на одного человека в год -----------------------------------1 168 -----------------962
Средний десятилетний дебит на одну скважину в день,тонны ----------7,5 -----------------1,0
Отредактировано Абрамий (02-06-2013 12:56:42)