Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Колганова » Жернова истории - 4


Жернова истории - 4

Сообщений 661 страница 670 из 916

661

Sayd - старинный оборот речи... например, "расточились впотьмах" = "растворились в темноте". Как-то так...

0

662

Абрамий, спасибо за обзор. Он только подтверждает мои слова, что нереальные планы добычи фактически не были обеспечены ресурсами, и в борьбе за ресурсы фактически выиграла угольная отрасль - в реале именно она оказалась приоритетной. Хотя и там были нереальные планы, не обеспеченные ресурсами. Однако в 1922-26 годах отрасль как раз переживала скачок в росте эффективности добычи и в оснащении передовой техникой, равно как и в освоении производства такой техники. Это уже потом стремление получить все, сразу и побольше привело к распылению ресурсов, замораживанию капвложений, пренебрежению техническими нормами и т.д. с понятными последствиями.

+1

663

Запасной написал(а):

Это уже потом стремление получить все, сразу и побольше привело к распылению ресурсов, замораживанию капвложений, пренебрежению техническими нормами и т.д. с понятными последствиями.

И вот этого хотелось бы всячески избежать...  Только вот - как?  http://read.amahrov.ru/smile/JC_thinking.gif

Отредактировано Cherdak13 (02-06-2013 14:32:14)

0

664

Авантюризм  планов  роста нефтедобычи   и неподкреплённость ресурсами  развития  нефтяной отрасли  имели самые худые последствия .
Одним из них была волокита с освоением производства автомобильных и тракторных дизелей .
Если гусеничный дизельный трактор у нас успели освоить в крупносерийном производстве , то автомобильных дизелей у нас так освоить и не успели .
Наращивание массового производства автомобилей и самолётов не было подкреплено адекватным увеличением производства бензина .
И нефти добывали недостаточно и той нефти что была в бензин перерабатывали недостаточно .
Наращивая производство авиационной техники в СССР наступили повторно на те же грабли ,что и с автомобилями .
  И так в 1937 году в СССР было получено всего только 3 миллионов тонн  бензина всех сортов .
  В конце 1937 года в СССР было всего 580 000 автомобилей всех типов .
Примерно столько их было произведено всеми автомобильными заводами СССР с начала постройки заводов ЗИС ,ГАЗ и ЯАЗ .
Массовая порча и списание большого количества автомобилей в период 1928-1937 года исключается , автомобили не списывали ,а ремонтировали .
Таким образом  количество выпущенных автомобилей и автомобилей бывших в эксплуатации не должно сильно отличатся .   
  Тогда на каждый автомобиль приходится 5,17 тонн бензина всех сортов  в год и это без учета нужд авиации , танков и мотоциклов и создания военных и прочих запасов .
  Или это будет 7,15 м.куб бензина  -- 7150 литров .
  Средний расход топлива в то время и для тогдашнего автомобильного парка составлял около 20л на 100км по шоссе (для ГАЗ-АА ) .
Это на новом автомобиле ,с нормальными шинами , не изношенным двигателем и по хорошей дороге .
  Тогда средний ежедневный пробег автомобилей составлял всего только максимум 100 км и на ходу автомобили были не более 3-4 часов .
  На деле он был меньше на треть ( если не на половину ) , например по причине плохих дорог .
  Иными словами автомобильный парк СССР большей частью простаивал и не был обеспечен топливом .
К 1941 году число автомобилей в СССР выросло почти в два раза , а бензина для них было 3 миллиона  476,7 тысяч тонн . ,т.е. ситуация стала ещё хуже чем была в 1937 году .
В результате план автомобилизации и механизации сельского хозяйства был более менее выполнен , а планы производства для них  ГСМ провалены .
Ситуация с производством бензина сильно усложнялась отсталостью нашей нефтепереработки .
К началу войны 85% нефти перерабатывалось методом примитивнейшей прямой перегонки на кубовых и трубчатых атмосферно-вакуумных установках .
Установки крекинга  нефти и тяжелых остатков были немногочисленными и маломощными .
Результатом было преобладание в товарной номенклатуре преобладание темных нефтепродуктов.
Нефтеперерабатывающая промышленность СССР имела ярко выраженную "мазутную ориентацию", а доля качественных светлых нефтепродуктов (бензин и керосин ) достигала едва 30%.
И это конечно было очень важным негативным фактором, осложняющим полное и надежное обеспечение горюче-смазочными материалами, как отраслей народного хозяйства СССР, так и РККА .
На пути увеличения глубины переработки нефти стояла одна проблема .
Увеличение глубины переработки нефти в светлые нефтепродукты  до 40% и более вело к сокращению количества производства  топочного  мазута  , а это означало ,что недостающий мазут надо было компенсировать или увеличением добычи нефти или  увеличивать добычу каменного угля ( что-бы заменить нефть и мазут углём ) .

Массового производства высокооктанового бензина для нужд авиации в СССР так и не было развёрнуто .
  В сентябре 1939 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление "О реконструкции существующих и строительстве новых самолетных заводов", где было намечено в короткие сроки реконструировать 9 существующих предприятий и построить 9 новых авиационных заводов .
  По этим планам в стране стало развёртываться производство современных видов боевой авиационной техники - истребителей ЯК-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, штурмовика Ил-2 и других самолетов.
  Моторы этих самолётов требовали использования качественных высокооктановых бензинов.
  Однако такое наращивание численности военной авиации СССР было абсолютно не обеспечено наращиванием мощностей по производству авиационного бензина .
  Кроме этого РККА имела и другие быстрорастущие топливные потребности .
  Имеющееся мощности не могли удовлетворить такой спрос ни в количественном, ни в качественном отношении .
  Качество нефтепродуктов было плохим .
  В 1940 г. на отечественных нефтеперерабатывающих заводах было переработано 29 млн. 414 тыс. т. нефти, из этого количества нефти выработано :
  883,6 тыс. т. авиационного бензина,
  3 млн. 476,7 тыс. т. автомобильного бензина,
  5,6 млн. т. керосина,
  1 млн. 274 тыс. т. лигроина,
  1 млн. 459 тыс. т. дизельного топлива,
  413,2 тыс. т. флотского мазута,
  9,8 млн. т. топочного мазута,
  1 млн. 469 тыс. т. различных масел .
  Т.е. выход бензина составил менее 15% .
  В США ещё в 20х годах выход бензина был около 35% ,т.е. глубина и эффективность переработки нефти была намного выше .
  Однако даже из тех 883,4 тыс. тонн авиационного бензина, которые были произведены в 1940 году более 95% составлял авиационный бензин с невысоким октановым числом от 70 до 74.
  Для отечественных самолётов устаревших типов вроде истребителей И-15, И-153, И-16 , бомбардировщиков Тб-3 и СБ кое-как годился и бензин Б-70 .
  Новые боевые самолеты :Як-1, Як-3, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ил-2, Ил-4, Пе-2, Ер-2, Су-2 -- нуждались в бензине не хуже Б-78 .
  Однако его в 1940 году было выработано  всего 36 тысяч тонн -- т.е. 4% от всего количества авиационного бензина .
  Из этого количества на обучения летчиков тратились крохи и вообще бензин поступал с перебоями .
  Генерал Новиков :
  "Как правило, ежегодно... в самый разгар полетов, начиная с июля, а иногда и с июня, прекращается подача бензина, части переходят на голодный паек, свертывая из-за этого полеты.... Без бензина летать не научишься. Нормальная подача бензина начинается вновь с октября, когда уже фактически полеты по условиям погоды начинают свертываться, а аэродромы размокают. Для создания могучего Воздушного Флота, способного выполнять боевые задачи в сложных условиях, перебои с бензином необходимо прекратить" .
  .
  В 1941 году общий расход всех видов жидкого топлива в РККА составил 1,1 миллиона тонн , что было примерно 1/3 от необходимого .
О нормальной боевой подготовке в такой ситуации говорить не приходилось .
 
  Вот , что по словам генерал-майора П.В.Котова ( начальник Управления снабжения горючим ) представляло собой снабжение ГСМ РККА в 1941 году :
  "Удовлетворение потребности Красной армии в ГСМ по текущему снабжению, начиная с 1940 г., происходит с большими урезками. Из месяца в месяц НКО недополучает значительное количество ГСМ по установленным нормам ... Выделенные Правительством лимиты в 1-м полугодии 1941 г. относительно того же периода 1940 г., значительно урезаны, а именно: по автотракторному горючему с 80,4% за 1940 г. до 61,1% от потребности 1941 г.; по авиабензинам с 78,2% за 1940 г. до 66,2% от потребности 1941 г. В целом на 1941 г. Госплан при СНК СССР планирует для текущего снабжения Красной Армии покрыть потребность НКО СССР в следующих размерах: по автотракторному горючему на 46-75%; по авиабензинам на 91%. ... обеспеченность по авиабензину Б-78, дизтопливу и дизсмазке в сравнении с другими сортами ГСМ крайне низкая"
 
  Ещё хуже было то , что НКО фактически не имел мобилизационных запасов ГМС .
  Таковых на 22 июня 1941 года имелось менее 300 тыс. тонн на всю армию .
  Конечно меры по устранению такого недостатка предписывались .
  Было издано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 26 июля 1940 года № 1372-536 по которому предполагалось к 1 мая 1941 года обеспечить наличие в мобилизационных фондах уже 1 млн. 236 тыс. тонн ГСМ .
  Ничего из этого не вышло ,горючего как не было до этого , так и после этого не прибавилось .
  Это постановление зато  нанесло немалый вред боеготовности РККА .
  Дефицит авиационного горючего привел к тому, что Главное управление ВВС в мае 1941 года отметило низкую огневую подготовку летчиков на современных боевых машинах вследствие их налета всего в 12 часов .
  В 1941 году и без того недостаточное количество горючего выделяемого на боевую подготовку было опять  сокращено  .
Так в связи с необходимостью создания мобилизационного резерва 16 июня 1941 года было принято совсем уж не адекватное постановление СНК и ЦК ВКП(б) № 1624-684 "О сокращении потребления высокооктановых бензинов в ВВС РККА" .

  Однако ничуть не лучше было положение с горючим и в народном хозяйстве Советского Союза.
  Мало того , что качество довоенного отечественного бензина было очень плохим и и его максимальное октановое число было 56 , а в среднем оно составляло 40-50 , но и этой дряни не хватало .
  Средняя обеспеченность автомобильного транспорта в важнейших отраслях в 1940-1941 году бензином была не более 70% от потребного , а в прочих колебалась от 20% до 70% .
  Из доклада Л.П.Берия "О состоянии автотранспорта СССР" от 18 декабря 1940 г.
  "Снабжение автопарка Союза ССР горючим в первом полугодии 1940 г., производилось с большими перебоями и в количестве, не удовлетворяющем потребность, ...из-за недостатка горючего по-прежнему имели место простои автотранспорта.
В хозяйствах имеет место применение суррогатов и заменителей бензина - главным образом бензола, пиробензола, лигроина, бутиловой смеси, метанола, керосина, отходов синтетического каучука, сивушных масел, анилокрасочных и сульфатного скипидара" .

Что же переброса ресурсов с увеличения добычи нефти на увеличение добычи угля , то считалось ,что использовать нефть в качестве  замены угля нерационально .
Это было дорого и не везде рационально .
В 30х годах например попытались сильно сократить количество паровозов использующих в качестве топлива нефть и мазут .
Увеличение добычи угля было обусловлено и резким ростом черной и цветной металлургии .
Для условий того времени можно считать ,что для получения одной тонны стали надо потратить одну тонну угля .

Отредактировано Абрамий (02-06-2013 22:09:46)

+4

665

Абрамий написал(а):

Иными словами автомобильный парк СССР большей частью простаивал и не был обеспечен топливом .

Ваши цитаты объединить бы и в "Антиляп", чтобы на них обратили внимание и другие авторы АИ, которые лепят вундервафли в СССР образца 20-30-х, не обращая внимания на ресурсную и производственную базы, реальные возможности экономики страны.

0

666

Спасибо, Абрамий! Такой полной картины у меня не было. Тем не менее, моему  ГГ давно ясно, что на 1925-30 годы главная задача - это не наращивание количества скважин и не рост нефтедобычи (хотя и это тоже нужно, но пока умеренно). Главное - развертывание разведки на нефть и газ, в том числе за пределами Кавказа, развертывание производства буровых станков, бурильных и обсадных труб, насосов, долот, турбобуров (Капелюшников), установок крекинга нефти (Шухов) - и готовить, готовить, готовить кадры! Одной вылазкой Серебровского и компании в США в 1925 году не обойтись.
А вот если эти задачи удастся поставить на первый план - вслед за этим будет и рост добычи нефти, и рост производства бензина.
У меня, когда я читаю о некоторых плановых решениях 30-х годов, возникает полное ощущение, что плановики, поддавшись нерасчетливому политическому давлению сверху, забили на на тот самый балансовый метод планирования, которым они так гордились. Ну, ничего, надо будет им сетевые графики хотя бы в виде диаграмм Ганта прописать в ударных дозах... И заранее драться за то, что ни один плановый документ без балансовых расчетов силы не имеет.

Отредактировано Запасной (02-06-2013 22:46:33)

0

667

Запасной -  то есть, при имеющейся уже разработке нефтяных месторождений на Кавказе требуется разведка месторождений нефти и в других местах СССР... а вот вопрос - на то время какие вообще ее месторождения были известны или предполагались? Ну, кроме Азербайджана и в Поволжье? Это - для того, чтобы ГГ-й мог в справочке, скажем, упомянуть не одну-две точки для нефтеразработок , а несколько... Чтобы ему не говорили - "Мол, надоели уже с этой поволжской нефтью, нету там ничего"! Чтобы он в ответ - "А вот в этих местах что, тоже нет ничего, да? А давайте проверим? Нефть-то стране - нужна!"
Вот про шельфовые месторождения на севере умолчим, потому как даже на юге подобные разработки тогда были затруднительны, а уж на Крайнем Севере - вообще ненаучная фантастика!  http://read.amahrov.ru/smile/girl_smile.gif

0

668

Я бы еще добавил бы задачу химикам - производство этиловой жидкости на основе тетраэтилсвинца для повышения октанового числа. Немцы также для этого использовали нафталин и окислы железа( в последствии ферроцен).

0

669

АЗК написал(а):

Я бы еще добавил бы задачу химикам - производство этиловой жидкости на основе тетраэтилсвинца для повышения октанового числа. Немцы также для этого использовали нафталин и окислы железа( в последствии ферроцен).

А "химпром" СССР это производство "потянет"?

0

670

Cherdak13 написал(а):

Чтобы ему не говорили - "Мол, надоели уже с этой поволжской нефтью, нету там ничего"! Чтобы он в ответ - "А вот в этих местах что, тоже нет ничего, да? А давайте проверим? Нефть-то стране - нужна!"

Прикамье к примеру. Там признаки нефтеносных пластов обнаруживались не единожды в конце 19в., в частности экспедицией А.А. Краснопольского в 1889г. Но в Горном комитете (или как там его) значения не придали, отчеты осели в архивах и промышленно эти пласты не разрабатывались. Вновь открыты достаточно случайно в конце 20-х при разработке месторождения калийно-магниевых солей.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Колганова » Жернова истории - 4