IV
Вчера, на Боярской Думе "царь указал, а бояре приговорили" созывать Земской Собор регулярно. Для начала – каждые 10 лет. Если же война или голод или другое важное, то по мере надобности. Чтобы больше не было бы такого, как сейчас: ещё при Фёдоре Алексеевиче выборные собрались, а потом о них забыли, хотя за то время произошло много разных наиважнейших событий.
Вообще, конечно, особой власти у Земского Собора не было. Так, собирались, службы, подати разбирали и уравнивали. Одно слово – мелочёвка. Только в исключительных случаях, когда пресекалась династия, ещё и выбирали царя. Но это сильно помогало сохранить связь между народом и правительством. А Пётр теперь очень хотел эту связь не терять.
В картинках, которые стали мелькать у него в голове после достопамятного удара о дерево, он видел, насколько элита может отделиться от народа. Даже не знать родного языка! А эта совершенно не уместная тяга к роскоши? Нет, понятно, что высшая знать должна иметь уровень жизни лучше, чем простой народ, но не до такой же степени!
Особенно Петр был недоволен тем, что дворяне из картинок в голове, в массовом порядке улучшали свою жизнь не за счёт повышения эффективности хозяйства, а за счёт тупого увеличения оброка, барщины и других податей с крестьян. В результате, через некоторое время, крестьянские хозяйства приходили в упадок и уже не могли дать даже и малого, а вслед за этим разорялись и сами помещики или вотчинники.
Это надо исправить. Самое простое – вывести крестьян из крепости. Помещикам работников надо будет нанимать, значит, они будут стремиться меньшим числом людей выполнить больше работ, появится избыток работников, которых можно будет использовать на вновь открываемых заводах и для расселения по новым землям. Опять таки, система найма рабочих сильно увеличит денежные обороты, вызовет рост торговли.
Но тут свои проблемы. Первое – это как избежать того, чтобы они из крепости попали бы в кабалу: обыкновенно у помещика не только земля, но и большая часть имущества крестьянина, особенно хозяйственный инвентарь и жилище. Закабалить его в таких условиях не сможет только ленивый и будет ещё хуже, чем крепость. Второе – как такой облом привилегий воспримут крепостники. Дураку понятно, что без радости. Как бы тут чего не вышло.
Конечно, никогда против царя на Руси не могло быть бунта. Слишком народ наш любит царя и порвёт за него кого угодно, как Тузик грелку. Но и здесь не всё так однозначно. Царь это не просто руководитель высшего ранга. Это хранитель народного духа, а дух это в первую очередь традиция. Если круто повернуть, то сила инерции может и царя выбросить на булыжную мостовую как Лжедмитрия. Или ртутью накормить, как Ивана Грозного.
Пётр прекрасно это понимал. Но также он понимал, что Россия в своей нынешней традиции зашла в тупик и стала отставать от других держав. В первую очередь это могло вылиться в не способность противостоять военной силе, поставить по угрозу само существование государства.
Он, конечно, не был самым умным в этом смысле. И отец его Алексей Михайлович, и брат Фёдор Алексеевич, и сестра Софья Алексеевна все пытались, каждый по-своему, страну поднять до уровня соседей, обезопасить, но отставание не уменьшалось, а росло. И если при Иване Грозном были, в основном, победы, то при Софье до Крыма две раза даже толком и дойти не смогли.
Задуманная реформа должна убить сразу трёх зайцев: увеличить богатство государства, укрепить армию и упрочить царскую власть. А как это произвести? Элементарно, Ватсон: – Вернуть Юрьев День!
А что, вполне в духе традиций, с это стороны не подкопаешься. Всё мол, раз раньше Юрьев День цари отменяли в тяжёлые для страны годы, то теперь жить стало лучше, жить стало веселей, даёшь Юрьев День! А в конце маленькими буковками добавить, что в Юрьев день можно переходить не только от одного помещика к другому, но и устроиться на мануфактуру какую-нибудь. А если есть необходимый капитал, достаточно скромный, вообще в мещане податься. В общем, тоже как в старину. Народ будет в экстазе.
И под это дело провернём перевод армии на призыв. А что? Больше воли крестьянам – больше с них службы. И сразу появляется гигантская возможность для мобилизации в случае необходимости уже обученных солдат. А заодно – царь опирается не на крестьян, а на народное войско. Довольно монументальненькая поддержка.
Но самое главное, чтобы добиться таких перемен – необходимо выступить с позиции силы. Например – победить турок, а ещё лучше сразу и крымских татар в порошок стереть.
Отредактировано CAHEK (21-09-2012 09:49:35)