Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Лауреаты Конкурса Соискателей » И тогда, вода нам как земля... - 2


И тогда, вода нам как земля... - 2

Сообщений 101 страница 110 из 295

101

(Пока был в морях переработал и залил вариант с утоплением Ульриха по Антону, не уверен что вычистил останки прежних версий. Если кто заметит косяки милости прошу в комменты на СИ)
Выкладываю предварительный вариант обучения л/с КБР(Переработал с учетом замечаний и добавил еще в главы обучения)
Глава 12
   Мой взгляд скользил по лицам моих слушателей. Все молоды, ни одного лейтенанта даже. Впрочем, иного было глупо ожидать. К концу позавчерашнего теста многих просто валило с ног, здесь самые выносливые и соображающие. Не все правда, кого хотелось. Естественно те, кого реально можно было выдернуть из штатного расписания экипажей. Но даже с учетом неизбежного отсева в ходе обучения людей хватит. Вся эта кодла мичманов и прочих чинов по адмиралтейству сейчас внимательно и с интересом, делясь друг с другом впечатлениями и догадками, пялится на мою тушку. Что, мол, за зверь такой невиданный. И вообще нахрена нас вырвали из привычного круга экипажей и собрали здесь на флагмане? Предположения, краем уха услышанные перед этим сборищем, даже заставили удивленно крякнуть. До какой степени у господ офицеров развита столь нездоровая фантазия. Версии фигурировали одна другой бредовее. Наиболее вменяемой была о подготовке чисто офицерского экипажа для приема в Южной Америке тамошних корыт. А остальные...
   -Господа офицеры! - перешептывания прекратились.
   -Я конечно понимаю, что речь командующего эскадрой вдохновила ваш патриотический дух, а главное здоровую фантазию, но уверяю вас. Имелось в виду именно и только то, что было сказано. Вы все теперь просто дополнительное, отдельное подразделение штаба эскадры. А я, тот, кто объяснит ваши обязанности и будет контролировать их выполнение.
   Прежде чем я начну ваше обучение мне стоит прояснить несколько важных моментов касающихся наших с вами взаимоотношений. Во первых. Несмотря на отсутвие у меня на текущий момент воинского звания и официального статуса можете не питать иллюзий насчет того что вы мне не подчиняетесь. На настоящий момент это вопрос только бюрократических проволочек. Де юре нет, но де факто да. Причем решение о моем здесь присутствии принималось в таких инстанциях что не дай вам боже их задеть. (Все претензии в канцелярию господа бога или того кто нас сюда занес) Во вторых. Зиновий Петрович вкратце довел до вас, кем я являюсь. По соображениям секретности подробностей вы не услышите, но некоторые факты вам стоит знать. Я ношу погоны уже порядка двадцати лет (не стоит правда вам знать про то, что я конечно считаю и нахимовское училище) однако моя служба в основном протекала вдали от реалий и традиций русского императорского флота. Что я хочу сказать. Моя задача обучить и сколотить из вас подразделение, с помощью которого у нас появится шанс на победу. Не переглядывайтесь. Все прекрасно поняли, о чем речь. Россия проигрывает. Катастрофически проигрывает. Тому немало причин и все вы их хоть и интуитивно, но ощущаете. Несмотря на непопулярность и непонятность этой войны в обществе мы с вами люди дававшие клятву служить и защищать. Мы обязаны выполнить свой долг. Времени для обучения критически мало. А вас, сами видите, здесь не один десяток. К чему я веду. Хочу, чтобы каждый из присутствующих здесь, задал себе вопрос, что для него дороже, собственное эго или судьбы Родины. Ибо я не хочу терять драгоценное время на выяснение отношений с кем-либо из вас. Поверьте, я прекрасно знаю, как достичь поставленной нам задачи. Но не хочу тратить время на споры и обиды, а они обязательно будут, ибо мои методы обучения могут,... нет, даже не так! Обязательно где-то покажутся вам оскорбительными или жестокими. Мое становление как офицера флота проходило в достаточно жестких условиях. И иначе я просто не умею. Это конечно не значит, что вас будут пороть за нерадивость. Но вспомните. Моя задача сделать из вас тех, кто будет сражаться, несмотря на раздающиеся рядом взрывы, хлещущую воду, ваших товарищей, корчащихся на полу и собирающих по палубе собственные кишки из разорванного осколками брюха. И чтоб выполнить возложенные на вас обязанности вам придется стиснуть зубы и продолжить работать. Вы можете сраться, ссаться, но должны решить поставленную вам задачу. Я больше не буду на этом останавливаться. Каждый, кто считает, что он не справится, пускай встанет и покинет нас. Ибо лучше сейчас, чем он сделает это в бою. Объявляю перерыв.
  ***
   -Я очень рад что нашего полку не убыло, благодарю за доверие. Но начнем. Сначала маленькое вступление. Наверняка все слышали такую фразу -'Каждый солдат должен знать свой маневр'. Позволю себе раскрыть вам свое видение этого высказывания нашего именитого соотечественника. Каждый участник сражения должен осознавать свою роль в нем. Значимость и важность выполняемых конкретно им действий для достижения общего результата. Иначе говоря вопросов - Боже! Что тут твориться и как я сюда попал?! - быть не должно.
   -Для того чтоб вы полнее осознали важность возложенных в будущем на себя обязанностей, ваше обучение будет проходить в нетрадиционной манере, в режиме обсуждения и постоянной практики. Как таковой лекционной части практически не будет, все важное уместится в несколько часов. И то, просто из-за того, что хочу охватить процесс чуть шире, так сказать свести все в единую картину. Итак. Оставим в стороне все рассуждения о стратегической роли флота для победы в войне. Таинства выбора мест базирования и маршрутов перехода. Этим не вы должны заниматься. А между тем в курилках и кают компаниях полным полно стратегов совершенно точно знающих как надо вести войну и как ее вести не надо. Сравнивают количество и калибры наших пушек и так далее. Эти рассуждения уже набили оскомину и только отвлекают от главного. Вы бы еще причиндалы бы свои и японские меряли. Пользы ровно столько же. Давайте спустимся пониже, так сказать с небесных чертогов, где вы все сейчас восседаете в нашу неприглядную обыденность. Именно так. Прежде чем лезть на вершители судеб, стоит выгрести срань из под пайол на своем боевом посту. - я потряс над головой брошюрою с правилами артиллерийской стрельбы.
   -Все ли из вас изучали данный документ? Ух! Это радует! А вот мы и проверим. Вот вы, встаньте!
   -Ага, знакомое лицо. Не вас ли господин мичман угораздило попасть под разнос командующего? Не тушуйтесь. Предоставляю вам шанс поразить нас своими знаниями. А ухмылки господа, я настоятельно попрошу отставить, так как в случае запинки нашего оратора продолжать с того же места будет самый смешливый.
   -Итак, господин мичман. Ваш броненосец визуально сблизился с противником и самое время отправить его на дно! Опишите пожалуйста, можно даже своими словами, действия артиллерийского расчета, кто и чем занимается при этом. Прошу...
   Ухмылки закончились быстро. Мичманец один не справился. Начал за здравие, но быстро скатился в упокой. Пришлось подымать еще нескольких весельчаков, потом и до угрюмых добрались. Но в итоге своего вроде добился, народ в целом процесс усвоил. Да и для себя я прояснил несколько непонятных моментов. В пересказе выглядело это примерно так.
   К 1904 году все новые броненосцы и крейсера получили систему приборов управления артиллерийским огнем. Для этого служила система специальных электромеханических приборов она была спроектирована и изготовлена на электромеханическом заводе Н. К. Гейслера, и выпускалась для кораблей всего русского флота. Система состояла из кабельных сетей напряжением 23В через трансформатор 105/23В, связывающих все артиллерийские боевые посты (башни, казематы, погреба боеприпасов) с боевой рубкой и дальномерными станциями, от которых передавались указания о направлении стрельбы, расстоянии до цели, роде снарядов и команды комендорам о ведении или прекращении огня. Эти указания, нанесенные на циферблаты принимающих приборов, поступали по кабелям при повороте рукоятки задающего прибора в боевой рубке. Главными приборами были два боевых указателя (на левой и правой стороне боевой рубки) в виде' алидады на градуированном диске со зрительной трубой. Поиск цели и наведение на нее оружия производил именно их оператор Для подсвета цели в темное время суток использовались шесть боевых прожекторов. Данный ПУС уже имел штатные дальномерные станции, две из которых должны были располагаться на марсах. Ко времени начала боевых действий основным дальномером были так называемые микрометры с внешней базой системы Люжоля-Мякишева (Работа данного дальномера сводилась к решению задачи нахождения дистанции по известной высоте цели). Уже в ходе боевых действий корабли 1-го ранга стали получать по два оптических внутрибазных 9-и футовых дальномера 'Барра и Струда'. Замеренная дистанция вручную выставлялась на 'Дающем циферблате дистанции', таким образом, поступая на 'Главный дальномерный циферблат'. Старший артиллерист после анализа поступающих данных на отдельном циферблате выставлял наиболее вероятные значения дистанции. Откуда данные и поступали к орудиям. Курсовой угол цели определялся с помощью боевых указателей (левого и правого борта, в боевой рубке), которые представляли собой алидады на градуированном диске со зрительной трубой. Соответственно направлению, по которому поворачивали на цель эту трубу, поворачивались и автоматически следившие за ее поворотом стрелки циферблатов у орудий. Тем самым прислуге орудий давались указания на цель, по которой надо стрелять. 'Дающий боевой циферблат' позволял передавать к орудиям основные команды управляющего огнем 'Короткая Тревога', 'Атака' (самостоятельное ведение огня на самоуправлении) и 'Дробь' (Прекратить огонь). С помощью 'Дающего снарядного циферблата' назначался род боеприпаса.
   Управление огнем значительно эволюционировало в ходе войны, и обычно производилось следующим образом. главный начальник выдавал повелевающий жест, в сторону того супостата которого хотел отправить на дно, с дальномера по артиллерийскому телефону старшему артиллерийскому офицеру передавалась дистанция до цели, одновременно визиром из боевой рубки указывался пеленг Следившие за его поворотом стрелки циферблатов у орудий автоматически поворачивались соответственно направлению, указываемую этой трубой, данная информация вместе с указанием типа снарядов и вида стрельбы, при помощи системы боевых указателей или по телефону (посыльным, голосом) передавалась в соответствующую башню (батарею, плутонг). Там соответствующий офицер (обычно младший артиллерийский), используя таблицы стрельбы, вручную производил необходимые вычисления и рассчитывал необходимые поправки упреждений по вертикальному и горизонтальному углу в соответствии с баллистической таблицей стрельбы для орудий определял прицел и поправку целика. после чего производил пристрелку. На 2ТОЭ пристреливалась одна конкретная башня флагманского броненосца. Наводчик замыкал цепь стрельбы, когда по его мнению палуба находилась в горизонте или по английской методе старался постоянно удерживать точку прицеливания на какой-то видимой точке вражеского корабля, работая маховиками. А потом сам следил за своими всплесками и исправлял установочные значения сообразно знакам падения и своему опыту Уточненные пристрелкой дальность и поправки целика соответствующий офицер передавал в боевую рубку, откуда эта информация уже передавалась другим башням (батареям, плутонгам) и производился огонь на поражение А уж там комендоры должны были пристреливаться самостоятельно - при стрельбе орудий слишком много индивидуальных поправок. Незначительные изменения дистанции во время огня на поражение корректировались по изменениям показаний дальномеров. Когда цель выходила из накрытия - процесс повторялся. В случае выхода из строя старшего артиллерийского офицера или невозможностью по любой другой причине производить централизованное управление огнем, все 305мм, 152мм и батарея 75мм орудий переходили на групповой (плутонговый) или одиночный огонь. В этом случае все расчеты производились командиром АУ или батареи. В случае полного поражения приборов управления огнем, личного состава боевой рубки и цепей передачи данных все АУ переходили на самостоятельный огонь. В этом случае выбор цели, и наведение на нее производилось расчетом конкретной АУ с использованием только орудийного оптического прицела
 
   Что можно сказать по поводу такой организации. Как видно - система инертна, содержит большое количество взаимосвязанных разнородных элементов, что повышает вероятность ошибок как из-за человеческого фактора, так и по техническим причинам. Все это усугубляется недостаточной точностью и надежностью элементов системы. Если кратко, у меня лично, впечатления которые она вызывала можно описать такой фразой - Отмерили микрометром, отметили мелком, а рубанули топором. Сначала хитромудрый старарт пошаманив выработал какие-то супер данные, потом олух попроще их откорректировал и наконец самый главный и наименее квалифицированный дятел окончательно утверждает эскадре стрелять так. Итог - надо менять, причем сейчас наилучший момент, надо не переучивать а учить.
  ***
   Ох ты, господи! Ну, вот вроде военные люди! А уровень рассуждений ...! Впрочем.... Да! Действительно! Прошу покорнейше меня простить , я осознал насколько был неправ. Катастрофически неправ! Сейчас вы натолкнули меня на прекрасную мысль. Если обучаемый не понимает своего преподавателя, то ответ очевиден. Преподаватель выбрал неверный подход. Ну да, слава богу, я это осознал. Дальше дело за малым.
   Итак, сейчас мы с вами вместе проведем опыт, наглядно демонстрирующий превосходство человеческого мозга над его куцыми физическими возможностями и преимущество спаянной организованной силы над хаотическими мудрствованиями отдельных индивидуумов. На подготовку к опыту мне потребуется минут десять, потому объявляю перерыв, можете сбегать потравить себя табаком.
   После небольшой паузы мы вновь собрались вместе.
   Требуются с десяток добровольцев... Ими будете вы, вы, и пожалуй вы тоже. Да господин мичман, вы правы, я пристрастен. В добровольцы я определил самых заядлых скептиков и хулителей новой организации боевых действий. Но надеюсь, никто по завершению моего опыта не обвинит меня в подтасовке фактов или их превратном толковании? Благо я даю возможность всем сомневающимся доказать, что уважаемый преподаватель спятил и несет невообразимую ахинею.
   -Значит так. Добровольцы. В произвольном порядке разделитесь поровну на две команды и встаньте друг напротив друга попарно. Отлично. Перед каждым из вас стоит стакан с жидкостью. Каждый берет в руки вот такую соломинку и начинает пить через нее жидкость из стакана. Из каждой пары выходит один победитель. Он в свою очередь ищет себе такого же противника из вражеской команды. И так до исчерпания противников и воды в стаканах Готовы? Замечательно! Товсь! Пей!
   Ну с... подведем итоги. Так, победила команда синих. С минимальным разрывом, правда. Почему синих? Ну не нравится, давайте будете красными. Мне все равно. Это непринципиально.
   -Кто-нибудь хочет что-то сказать? В чем смысл? В следующем этапе состязания! Но пока промежуточные выводы: Немаловажный факт. Мы убедились что глотки и уровень жажды у наших соревнующихся примерно одинаков. Победу обеспечила чистая случайность. У кого из соревнующихся больше глотка. Далее. Как вы заметили, все участники состязания оказались жуткими индивидуалистами раз и безынициативными исполнителями два. Собственно это и неудивительно. Именно поэтому они и возражают со всем жаром своей души против грядущих грандиозных перемен. Заметьте. Я русским по белому заявил, что состязание командное и зачет идет по последнему опустошенному стакану. Но! Выводов никто не сделал. А посему! Грядет второй этап! Вестовой! Вынести следующую партию стаканов...
   -Раз никто из вас не удосужился подумать, то подумаю за вас я. Или может кто-то из аудитории сможет подсказать нашим добровольцам их ошибку? В свете того, о чем я вам тут уже несколько занятий распинаюсь? Мне не нравится ваше молчание господа хорошие. Разочаровывает! Ну, продолжим.
   Сейчас мы повторим наш опыт. Но в действия одной из команд внесем разум и организацию. Немаловажный момент, по-прежнему требуется выпить всю жидкость из стаканов. Но теперь мы приближаем игру к реальности. Включим воображение. Стаканы из которых вы пьете олицетворяют корабли противника, ваши легкие это наши орудия, поток жидкости есть поток снарядов, а ее уровень в стакане означает степень боеспособности супостата. Теперь одно маленькое дополнение. Команда зеленых! Нет, это те, которым не нравилось быть красными. Вы точно так же как и в прошлый раз, как истинные индивидуалисты пьете из стаканов перед собой. Серобуромалиновые. Да, на сей раз это вы. Так вот вы пьете из всех стаканов поочерёдно, но все вместе... И теперь каждый стакан промаркирован, обозначая члена вражеской команды. Как только его опустошают, этот самый противник выбывает как проигравший.
   Итак товсь! Пей!
   Что же вы милостивый государи закашлялись? И дышите часто? В стакане не вода? А что же по-вашему? Да! Чистейшая и свежайшая! Водка конечно.... А вы что думали. Мне же требовалось как-то сымитировать противодействие противника. И потом, вы ж сами распинались о необратимости нашего поражения. Вот и привыкайте.
   Наконец - то...
   Вы осознали?! Вот видите, потребовалось не так много аргументов. Рад, что мы с вами пришли к консенсусу. Видимо, не все еще у нас потеряно. Вы способны делать правильные выводы. Как говорится Гуртом и батьку пинать легче.
   А теперь произведем разбор данного мероприятия. При всем своем примитиве оно заставило нас сделать пару важных заключений.
   Первое. Не так важен размер глотки и уровень рвотных рефлексов у каждого по отдельности как их согласованные действия. Заметьте, участники и цель осталось теми же, изменился только порядок их действий. Никому не дали соломинку потолще или стакан поменьше. Второе. Если бы перед соревнованием у команды нашелся руководитель. Он бы прикинул, сколько человек может одновременно пить из одного стакана, не мешаясь друг другу и лишних распределил бы по другим емкостям. Таким образом, он бы, не прикладывая усилий, еще больше бы закрепил бы успех своей команды. Ну а если он был руководителем от бога, тогда перед состязанием он бы замерял скорость питья каждым из своей команды, узнал бы такие данные у вражин. Рассчитал бы среднюю скорость опустошения стаканов. Исходя из этих данных, скомпоновал расчеты для питья. Распределил, из каких стаканов пить в первую очередь, чтоб вывести из игры сильных противников и так далее. Вот именно этот процесс оценки противника, своих сил, принятие решения, координация действий и называется управлением или организацией. Все уяснили? Ну тогда возвращаемся к нашим баранам и перекладываем смысл данного опыта в нашу действительность. Ну, это в следующий раз. До встречи.
 
   Глава 13
   Здравствуйте господа. Начнем занятие. Сегодня мы с вами будем обсуждать непосредственно морской бой. Для начала упрощенную его фазу, просто один корабль против другого.
   -Напомню , что в прошлый раз мы с вами выяснили, что основным преимуществом в морском, да и любом другом бою является концентрация усилий. Или что точнее сосредоточение на одном противнике огня нескольких кораблей. Собственно именно этот общий принцип и положен в идею покойного Степана Осиповича. Я имею в виду пресловутую палочку над Т. Этот пример наиболее характерен, я бы даже сказал, идеален, именно из-за своей выгоды для нападающего. Выполняющий подобный маневр, сосредотачивает огонь всех своих наличных сил против одного корабля и при этом затрудняет, если не исключает, ответную стрельбу. Таким образом, делаем вывод - одно из главных преимуществ, при прочих равных, достигнет в бою тот, кто сможет в его ходе последовательно занимать наиболее выгодные для себя позиции. Ведь если рассматривать боевое маневрирование с этой точки зрения, то понятно что палочка над Т это только один из вариантов. Например, прорезав своей кильватерной линией, чужой строй вы совершите то же самое, при этом обеспечите себе возможность стрельбы орудиям обоих бортов. Вдобавок сразу нарушите управление эскадрой противника. И вариаций на эту тему масса, достаточно уловить общий принцип. Следовательно, основной нашей задачей является грамотное маневрирование с целью занятия наивыгоднейшей позиции.
   К слову надо еще определиться с тем, что собой представляет эта самая наивыгоднейшая позиция. Совершенно ясно, что это та, которая позволяет сосредоточить на противнике огонь всех или максимального числа орудий. И кстати мне очень не нравится слово наивыгоднейшая. Как-то от нее веет фразой. При всем богатстве выбора, другой более оптимальной альтернативы нет.
   Переждав смех, я продолжил.
   -Обзовем ее просто позицией стрельбы. Исходя из того что если ты не в позиции, стрелять вообще не стоит. Ну а для примера возьмем ... Ну как то так...
   Я, повернувшись к стоящей рядом доске, быстрыми движениями мелом, нанес пару горизонтальных проекций, а потом, несколькими штрихами, обозначил сектора и места расположения орудий.
   -Конечно, я представил вам гиперболизированные примеры, в чистом виде они конечно не существуют, но как иллюстрация полезны. Думаю, многие заметили сходство некоторых элементов представленных кораблей с некоторыми нашими и японскими боевыми единицами. Заметьте, первый корабль спроектирован таким образом, чтоб в любом диапазоне курсовых углов цели могло стрелять максимальное число орудий главного калибра. И это не ошибка. Основная его задача действия в составе эскадры вне линии - для атак с флангов и обороны броненосцев от миноносных атак. Совершенно очевидно, что при таком раскладе нужно более-менее равномерное распределение орудий, чтобы разгонять толпы миноносцев. Подразумевалось, что неизвестно с каким противником, с какой стороны горизонта будут вести бой корабли данного типа. В основную же идею второго чертежа положен принцип эскадренной единицы. Этот корабль должен вести бой в составе соединения потому основная их мощь сосредоточена в направлении борта. В свете принципа позиции боя заключаем - в бое один на один, первому требуется держать второй либо позади, либо впереди траверза и избегать боя на параллельных курсах, ибо это то направление где противник наиболее силен. Ну и естественно дистанция должна быть в пределах досягаемости орудий, такой, чтобы с учетом брони наши орудия были более действенными, чем орудия врага. Потому иногда лучше подойти поближе, но зато пробивать броню.
   - Какие еще можно назвать критерии для выбора позиции. Разумеется внешние условия. Утром и вечером находить врага целясь против солнца крайне неудобно. Стрелять против ветра - то еще удовольствие, хотя бы по той простой причине, что глаза наводчика будут слезиться, сбивая прицел, особенно это касается орудий малого калибра. Далее. Если вы пытаетесь оторваться от противника, то нахождение на курсовых углах отличных от траверзных - опять в плюс. Ведь на вражеских наводчиков начинает действовать не только бортовая но и килевая качка, как бы она ни была мала, а сложность наводки она увеличивает. Не по амплитуде, бортовая конечно больше., а именно из-за необходимости стабилизации орудия в двух плоскостях Соответственно мы и курс уклонения можем выбирать таким, чтоб волнение максимально мешало противнику. Опять-таки, даже при преимуществе противника в скорости стоит постоянно подворачивать, дабы не подставлять врагу полную проекцию корпуса. Этим опять убиваем нескольких зайцев. Уменьшаем площадь прицеливания для наводчиков, а значит уменьшаем вероятность попадания. Также повышаем вероятность рикошета, а если даже он не случится то сами оцените. Снаряд, пробивающий броню расположенную наискось будет преодолевать большее сопротивление, нежели тот же снаряд, прилетевший близко к нормали.
   Снова обернувшись к доске, я начертил схему наглядно демонстрирующую превосходство тридцатьчетверки перед четвертым панцером. Пускай до их производства еще не скоро...хотя как знать.
   -Как видите, все достаточно просто. Для победы достаточно учесть всевозможные факторы и использовать их. Нет никакого сверхсекрета или чудесного оружия, меча-кладенца так сказать. Победа в бою просто напросто зависит от множества деталей. Сложность только в том что факторов таких очень много, причем некоторые работают против нас. Но, тем не менее, весь смысл подготовки к бою и состоит в оценке и разборе этих факторов, их непрерывный учет и контроль. Ну и как результат, уменьшении вредных и максимального использования полезных сторон тех самых факторов. И тогда и появляется та самая соломинка ломающая хребет верблюду.
   -Подытоживая. Формула победы пока складывается следующая. Концентрация огня, для чего занимаем позицию, для занятия которой в свою очередь всесторонне оцениваем внешнюю обстановку, взаимное положение, характеристики кораблей и оружия.
   -Теперь спустимся еще пониже. Вы замечаете, что с обсуждения глобальных вопросов морского боя мы доходим до конкретных действий. Спешу вас обрадовать, мы приближаемся к описанию ваших будущих обязанностей. Но, продолжим. Рассмотрим следующий вопрос. А как ее вообще можно оценить? Эту самую позицию. Исследователями подсчитано. Обыкновенный человек способен одновременно думать о трех разноплановых вещах, гении оперируют максимум семью одновременно. А мы с вами, сколько уже перечислили критериев? С десяток точно наберется и можно найти все новые и новые. А ведь морской бой не статичен. Обстановка постоянно меняется и позиция которая еще с десяток минут назад была идеальной, сейчас просто опасна, а еще через десяток превратится в гибельную. И мы знаем что даже гений не способен постоянно отслеживать большое количество разных критериев. И где нам столько гениев набрать? Но что же теперь, опустить лапки и сдаваться? Нет, выход есть.
   - Что делают инженеры, когда надо объяснить, как изготовить деталь сложной формы. Очень просто, они рисуют чертеж. Выход из положения в нашем случае прост - карта. Это тот самый способ наглядного отображения окружающей обстановки позволяющий наглядно оценить сложившееся положение. Сам метод элементарен. Совместно с навигационной прокладкой за собственный корабль, боевой расчет ведет прокладку за противника.
   Вновь обернувшись к доске и стерев предыдущие каракули, я, не прекращая говорить, принялся покрывать поверхность иллюстрациями к своим словам. На матовой доске возникли две параллельные линии пути с рисками счислимых мест.
   -Опустите руки, я понимаю и даже ждал ваших возражений. Но извольте дослушать до конца и ваши вопросы отпадут сами собой. Сначала поговорим о плюсах такого подхода.
   - Во-первых, это универсальность и применимость. Обратите внимание, сколь много нам это дает. Просто вооружившись измерителем и транспортиром, в любой момент времени мы имеем текущие курсовой угол и дистанцию до цели, то есть по сути все то, что собственно и требуется для уверенного поражения цели своим огнем.
   - Во-вторых, наглядность. Именно таким образным способом проще всего представить и оценить складывающуюся ситуацию.
   - В третьих возможность прогноза обстановки. К примеру, мы уверенно пристрелялись по противнику и тот, сманеврировал, уходя из-под накрытия. Засеките время его маневра, что несложно, его курсовой угол в процессе будет меняться и проложите на планшете расстояние за этот срок. Корабли ведь не воробьи, с места на место не летают. В новую позицию он не с неба свалился, а всего лишь как максимум сделал коордонат. И новую пристрелку мы начнем не заново, а с готовым предрасчетным положением целика. Ну и при хорошей практике и слаженной работе расчета можем обойтись и без пристрелки вообще.
   - Вроде все просто но... Дьявол как всегда в деталях. Большинство совершенно верно попыталось меня опровергнуть, это задача со многими неизвестными. - Ведение такой прокладки, мы в отличие от навигационной, назовем ее боевой, требует возвести документирование и обработку и получение данных на совершенно иной уровень. Крайне важна каждая мелочь. Бегло перечислю некоторые, обстоятельнее знакомится, разбираться с каждой, изучать способы их минимизации будем на конкретных занятиях.
   - Крайне важна отлаженная система замеров и наблюдения. Промежутки между замерами, кровь из носу, обязаны быть одинаковыми. На скорости даже шесть узлов корабль за минуту проходит расстояние сравнимое со своими размерами, а значит, важны даже секунды. Идеальный вариант, когда оператор на пеленгаторе и дальномере выдают замеры строго синхронно, на ровную минуту. Тут можно даже поступиться скоростью этих измерений. Не так важно, пускай даже эти замеры нанесут на карту только через несколько минут, но им надо безгранично доверять. Самим наблюдателям накрутить фитиль так чтоб отслеживали и реагировали на каждый чих противника. И по возможности резервировать посты наблюдений, ибо их глаза станут вашими.
   - Далее, обыкновенные навигационные карты использовать не получится. Слишком крупный масштаб, неинформативен, потому воевать будем на планшетах масштаба не более пятидесяти тысяч к одному.
   -Как правило, нам неизвестны элементы движения противника. Такие, как его точный курс, скорость и дистанция. Судить о них мы можем, но точные значения загадка. Даже более того, свои элементы тоже известны с какой-то погрешностью. Рулевой рыскает на курсе, механоиды прошляпили давление пара и не удержали нужные обороты, порыв ветра или удар волны тоже вносит свою лепту. Проблема решаема, конечно. Повторюсь, подробно я на этом останавливаться сейчас не буду, у нас с вами будет огромное количество занятий именно на эту тему. Способов много, но вкратце все они заключаются примерно в следующем. Через равные промежутки времени снимаются пеленга на цель, прокладываются на планшете и используя дополнительную информацию, а иногда и только предположения о ней, особым образом вмещая либо скорость цели, либо ориентировочную дистанцию до нее, проходя несколько последовательных приближений пока в конце не получаем наконец, искомое.
   - Люфт вашей параллельной линейки, нечеткость риски на транспортире, даже неверно очиненный карандаш, все будет влиять на точность ваших расчетов. С этим естественно, будем нещадно бороться. Скажем, очинять карандаши в нашем расчете, будет отдельный, специально обученный человек.
   -Ну и самое главное. Как понимаете, описанная схема сражения невозможна, без четко функционирующей и оперативно действующей системы связи. Потому основные финансовые затраты, сравнимые ценой не одного броненосца ушли на научные изыскания и производство в необходимом количестве следующих приборов, вся наша возня с картами не будет иметь смысла, пока за спиной каждого из вас не будет стоять данная конструкция.
   Я подал знак и четверка дюжих матросов с натугой подтащила ко мне, массивный деревянный шкаф.
   - Представляю вам господа, нашего главного помощника в грядущем сражении. Мобильную телефонную станцию связи.
   Реакция будущих операторов на представленный мною девайс, порадовала. После того как аудитория была разделена на части по числу готовых связных шкафов и раскидана по концам корабля мы принялись за обучение обращению и демонстрации возможностей. Готовых шкафов было только три. Борис Юрьевич бил себя пяткой в грудь, клялся памятником Дюку, что делает все возможное, заготовок было полно, но, реально собранных и работающие только вот эти. Презентацию проводим я, Борис Юрьевич, и еще один из наших, моторист Борисов Миша. Офицеры как мальчишки радостно галдели, обсуждая новую игрушку. Пришлось немного спустить всех с небес на землю, рассказав о мерах секретности при пользовании каждого девайса. О выдаче конкретному подотчетному лицу с взятием всевозможных подписок, в обязанности первым делом даже ценой собственной жизни уничтожить агрегат при угрозе его захвата и о прочих плюшках. Впрочем, подобные меры были восприняты с пониманием. Атмосфера уныния, после столь зримого подтверждения превосходства, понемногу рассеивалась. А у многих обучаемых в глазах разгорался огонек. Совершенно явно, что от понимания развёртывающих перспектив использования таких шкафов у многих неравнодушных, сносило крышу и захватывало дух. Позволил себе рассказать пару перефразированных и приведенных к настоящему моменту баек про связистов. Смех среди слушателей. Ух ты. Неужто я наконец наладил нужный контакт с аудиторией. На шутки стали реагировать, Ох как хорошо. Похоже, мне все же удалось. Расшевелить это застояшееся болото мыслей и страхов. Замечательно наблюдать лица людей поверивших в свои силы. Не терзающихся сомнениями по поводу будущего. Оно теперь просто и ясно. Будет трудно, но наше дело правое, надо напрячься, поднатужится и победа будет за нами. Да и что говорить. Разве только мы дятлы? Как-то, на одной из лекций по противодействию противолодочным силам, на цикле тактики и боевого применения, одного, весьма специфического учебного центра, услышал весьма замечательную фразу. Преподаватель, в прошлом командир подводной лодки, заслуженный и компетентный капраз, его кстати без старшего на борту в автономку отпускали, такой факт понимающие оценят. Так вот, начинал он свои занятия всегда за упокой, рассказывал о технике и возможностях вражин, их тактике и методах противодействия, показывал секретные съемки и данные пособий. И, к середине занятия, жить на белом свете, переставало хотеться! Понималось что выход у нас только один, заворачиваться в простынь и ползти на кладбище. Но нагнав на нас страху он на минуту умолкал, а потом с хитрым видом рассказывал и показывал каким макаром все эти ухищрения сил ПЛО можно обессмыслить в принципе. Вот так к концу лекции, мы в себе уже ощущали силы порвать все силы НАТО как те тузики, ту грелку. И как-то он сказал фразу, которая мне, тогда еще летехе сопливому, на многое мне глаза открыла. Звучала она так.
   - Уважаемые подводники, не обманывайтесь. Там, на той стороне, за пультами сидят такие-же долбоебы как и у нас! Ничуть не лучше и не хуже. И нажираются так же, и за юбками волокутся, и на вахте спят. Вот только мы вечно себе головы пеплом посыпаем, да на весь мир орем - как у нас все хреново. А эти ребята тихушничают, создавая впечатление, что там одни супермены служат.
   Потому про русско-японскую войну могу сказать то же самое, вся ее история на самом деле, основана только на том, что мы откровенно писали о своих ошибках, недочетах. Не говоря уж об ушатах грязи и дерьма которыми флот обильно обмазывала тогдашняя или уже сегодняшняя либеральная пресса. А вот о действиях, настроения и чувствах японских моряков... - японцы о себе ничего толком не написали! Да что говорить, даже в плане выводов для кораблестроения результаты войны далеко не так однозначны. После войны японцы закладывают в спешном порядке сразу 6 кораблей, в расположении артиллерии которых чётко просматривается не проверенная боями "Микаса" и не новомодный "Дредноут" - размещение артиллерии напоминает "Полтаву", поднятую в Порт-Артуре, и "Орла", сданного при Цусиме. Парадоксальная ситуация - победившие в Цусиме японцы за образец корабля линейной баталии берут корабли побеждённых Из чего следует, что снарядные (без учёта пожаров и за вычетом перегрузки) повреждения в эскадренном бою трофейных броненосцев оказались несопоставимы с повреждениями японцев при Цусиме и в Жёлтом море. Развивая тему. Все конечно помнят о таких истинно японских качествах как 'разговорчивость' и 'открытость'. И общество их, где превыше всего опасаются потерять лицо. Словом, вся русско-японская война на море в японском изложении выглядит только как различные перемещения кораблей, но никакого достоверного описания Цусимы я так и не нашел. И тем более практически нет ни одного вменяемого свидетельства от японских моряков младших рангов в той войне... И вот если бы сдержанным японцам дали волю выразить их чувства и воспоминания, то они, думаю, такого бы понаписали! И можете быть уверены, что наряду с подвигами, и у японцев всплыло бы потрясающее количество глупостей, творившихся в их флоте.
   Ладно, стоит дать всем передых и время для переживания новых впечатлений. .
   -Господа. На сегодня занятия окончены. Завтра, с утра, хочу наблюдать вас здесь же
&
   Глава 14
   nbsp;***
   (здесь будет Занятие по определению ЭДЦ) Тема сегодняшнего занятия - корабельный боевой расчет и обязанности лиц его составляющих. Как было выяснено нами ранее задача победы над противникам решается следующим образом. Ведется боевая прокладка за себя и за цель, на ее основе оценивается обстановка и рассчитывается маневр занятия позиции для которого вырабатываются данные стрельбы. А вот орган осуществляет все эти функции и называется корабельный боевой расчет. Как все уже поняли вы милостивые государи и будете являться его операторами. Для начала перечислю его типовой состав, потом перейдем к функциям каждого. (здесь будет Занятие по определению ЭДЦ)
 
  ***
   На прошлом занятии мы с вами, на картах, провели учебный морской бой. Думаю все оценили трудоемкость и тщательность с которыми должна вестись боевая прокладка. А ведь разбирали мы всего лишь бой один на один. При боях в составе эскадры ее сложность возрастет на порядок. Сегодня в развитии темы мы поговорим о способах облегчения работы операторов.
   Для начала вопрос. Все ли помнят, как в навигационной прокладке учитывается влияние течения? Отлично. В основу предлагаемого способа лежит такой же принцип. Треугольника скоростей.
   Итак, возвращаясь к боевой прокладке, точней к ее недостаткам. А именно сложность учета рыскания на курсе, влияния ветра, течений, неточность знания или удержания своей скорости. Согласитесь, что пытаясь воплотить вышесказанное можно рехнуться. Ведь практически невозможно каждую секунду переучитывать все эти факторы и перепрокладывать все это хозяйство на карте. Причем, даже за свой корабль, не говоря уже за вражеский. Задачу настоятельно надо упростить. И такой способ найден. Мы с вами переходим к понятию абсолютного и относительного движения. Абсолютное есть движение относительно поверхности земли, а относительное - движение относительно какого либо обьекта. Поясню, как это относится к морскому бою.
   Скажите, боец на пеленгаторе или дальномере выдавая замеры по противнику, работает в относительной или абсолютной системе координат? А вы, операторы маневрирования и данных стрельбы, оцениваете позицию и вырабатываете данные в какой системе? Все верно, работаете вы относительно той точки опоры которая у вас есть. Палуба вашего корабля. Так на кой ляд тогда нам требуется вести наиточнейшую прокладку относительно морского дна? При действиях в открытом море, так ли важно, находимся мы в ста или в ста одой милях от острова хрензнаеткакегозовут чем то, что мы на курсовом сорок, дистанции двадцать от цели?! Конечно же, не важно. Ну, разве что для историков. Ну и пусть потом бороду друг другу выдергивают, обсуждая столь животрепещущий вопрос. Где конкретно, наш славный крейсер, пустил на дно другой, не менее славный.
   А посему. Своей волей мы принимаем следующее решение. Мы с вами, как земля находимся в центре мироздания и всегда стоим на месте, а солнце в лице нашего противника движется вокруг.
   Тут есть несколько последствий, почти все строго положительные. Раз мы с вами всегда в центре, то для ведения боевой прокладки нам с вами потребуется особый планшет. Так сказать не квадратное, а круглое море.
   Повернувшись, я вновь подал знак и та же команда дюжих матросов, что и накануне внесла на всеобщее обозрение творение здоровенную доску с выгравированным изображеним планшета формы ша двадцать шесть. Ну, подумаешь прогрессорство, такая его форма предложена только через лет пятнадцать.
   -Это демонстрационный учебный образец. У вас на столах бумажные аналоги. Ознакомьтесь с ними внимательно. Это и есть ваше главное оружие в грядущих сражениях. Что я здесь вам намалевал? Точка в центре это мы, расходящиеся во все стороны линии это пеленга или курсовые углы, концентрические окружности - дистанции. Получая от наблюдателей данные замеров по цели, вы просто тыкаете концом карандаша в нужную точку на нем, со следующим замером ставите новую точку. Вуаля! Соединили точки и получили линию относительного перемещения противника! Чтоб выяснить его реальный курс и скорость просто в уголочке или в центре рядом со своим местом накидайте треугольник скоростей, он понадобится в будущих расчетах.
   -Обратите внимание на все прелести этого решения. Мы на две трети уменьшили свою работу. Теперь мы ведем прокладку только за противника, это раз! Теперь не учет всех внешних условий, ранее нам мешавший скомпенсирован тем, что мы вычитываем его и у противника тоже. А погрешности скорости вообще исключаются. Остается рысканье на курсе, но оно сравнимо с погрешностью пеленгования и большей частью им и компенсируется! Даже извечная проблема всех штурманов, это ветренная девица - девиация магнитного компаса становится нам не важна. Черт с ним, какая разница между путевыми и главными компасами. Пусть оператор выдает не пеленга, а курсовые углы ничего страшного, и для рулевого можно задавать не курс, а просто его изменение на заданное число градусов от текущего. Достаточно просто время от времени, после циркуляции например, по боевой линии трансляции проводить их сверку. Полезно это делать вместе со сверкой показателей времени.
   -Теперь два - и это основное преимущество, посмотрите насколько мы сократили время расчетов! Вместо возни с прокладыванием измеренных пеленгов и дистанций, всего два движения карандашом! А возможность прогнозирования обстановки? Проведите линию перемещения дальше, на расстояние кратное времени замеров и всё, позиция противника на такую-то минуту ясна до градуса и доли кабельтова! Хоп! И господам оружейникам готовы исходники для расчета данных оружия, целика или там угла упреждения мины. Не надо, как в предыдущем способе, сначала наносить свое маневрирование, прокладывать пеленга и дистанции, нанося перемещение противника. А потом, возясь с транспортиром, снимать счислимые залповые пеленг и дистанцию.
   Я, не прекращая говорить, быстро покрывал планшет, иллюстрирующими мои слова штрихами.
   -Вы оцените насколько это потрясающе, даже транспортир теперь не требуется! Пару движений параллельной линейкой, несколько тычков карандашом и измерителем и все! Спустя максимум пару тройку минут у вас есть расчетные данные для того чтоб поразить противника, даже если он только что совершил маневр, т.е. можем заранее переносить огонь в точку ожидаемого нахождения цели при ее маневрировании.
   Но самое удивительное, что преимущества на этом не заканчиваются. Нет проблемы края карты. Скажем бой затянулся и вы, отслеживая все перемещения уехали за поля, при работе на таком - маневренном планшете подобное невозможно. Идем дальше.
   Данный метод ведения боевой прокладки открывает широкие возможности для применения так называемых средств 'малой механизации'. Это сборное название для всевозможных способов еще большего увеличения скорости обработки информации, и точности расчетов. Это может быть что угодно, даже просто листочек полупрозрачной бумаги, полетки, таблицы, номограммы и масштабные линейки. Ну, для иллюстрации я использую вот такой кусок стекла, что, кстати, тоже не запрещено, просто на нем чертить сложнее.
   -Итак, возьмите кусочек кальки и нанесите на ней несколько линий с рисками соответствующим разным скоростям. Теперь просто приложив их планшету такой листок, совмещая риски с реальными засечками цели на карте, вы избавите себя от необходимости расчета скорости противника. Еще пример. На таком же кусочке нанесите сектора действия ваших орудий с окружностями дистанций и подписанными значениями целиков для каждого диапазона дистанций. Просто совместив такую палетку с настоящим местом и курсом цели, вы сможете мало того что оценить находимся ли мы в позиции, так еще и сразу будете иметь расчетные данные для стрельбы. Нанося данные целиков и сектора стрельбы разным цветом, скажем подтенив их карандашом, вы сможете использовать один и тот же кусочек бумажки вместо огромного количества таблиц, в которых сам черт ногу сломит, а нормальному человеку без полуштофа точно не разобраться. Далее, прямо на полях планшета, в том же масштабе можно нанести необходимые номограммы расчета поправок стрельбы. Чтобы одним движением измерителя, снял значение с номограммы, тут же снес на поле планшета дальность, как итог нашел новую позицию, выдал данные орудиям. И все это вместо того чтоб рыться в куче таблиц и путаться в сложении и вычитании разных поправок.
   Идем еще дальше. В чем еще нам помогут палетки. Опять прикладываем бумажку или в моем случае кусок стекла с секторами позиций к линии относительного движения. Что видим? Мы не в позиции! Вот тут зелененьким подтенено, нам бы сюда надо, а мы вот здесь, где красненьким.
   Что делать?! Элементарно! Точечку поставьте там, куда нам надо. Да, да прям там же, на поле планшета. Теперь проведите линию из места цели в эту точечку. Нам надо чтоб она гадина приехала туда и по этой линии. Ну, все, теперь снести эту линию на треугольник скоростей и мы теперь знаем какой курс и скорость нам надо дать чтоб супостаты приехали именно в эту точечку, в которой ее уже будут ждать наши двенадцатидюймовые гостинцы. Вообразите насколько данный метод будет полезен уже для действий в составе соединения! Начертив на кальке, или выгравировав на куске стекла типой походно боевой ордер, раскрасив от каждого корабля в этом ордере его сектора стрельбы разным цветом, вы, всего лишь приложив такой трафарет к своему планшету и совмещая его с реальной текущей обстановкой получаете кучу полезнейшей информации.
   Раз - определяется, сохраняют ли ваш корабль или корабля свою позицию в составе эскадры.
   Два - дает командующему полную ясность какая позиция будет оптимальна уже не для одного корабля а для всего соединения - это там где большинство секторов одного цвета будут пересекаться. И как надо изменить курс чтоб в зону этих пересекающихся секторов попали намеченные им обьекты атаки. В итоге работа командующего по оценке обстанови и принятию решения сводится к секундам!
   Три -при помощи заранее заготовленных трафаретов можно выполнять весьма сложные перестроения. Скажем отводить весьма поврежденные корабля под прикрытие других. Всего-то надо на трафарете определить новое место в строю и дать комаднду оператору расчитать маневр конкретного корабля к которому он прикреплен. А там тоже достаточно просто. На планшеты в том числе нанесены маневренные элементы корабля и используя их оператор расчитывает на сколько градусей надо подвернуть чтоб занять указанное место в строю и может сразу подать команду на руль. Ну а заготовив нужное количество трафаретов, с заранее рассчитанными маневрами можно менять весь ордер. Скажем из походного в боевой. Со стороны это будет смотреться как беспорядочная мешанина, но на планшетах и по расчетам все в порядке, главное чтоб линии относительного движения не пересекались в одной точке. Осознаете, какие преимущества нам это дает?!
   Не устали? Это еще не все. Понятно, как говорилось выше совсем без расчетов не обойтись. А у кого-то лучше было с математикой, у кого-то нет. Но обратите внимание, все расчеты на планшете, если представить их не в графическом виде, математически представляют собой расчеты сторон треугольника, то есть тригонометрия всяческая. Ну же, господа, что вы так приуныли, конечно, я далек от мысли заставлять вас заниматься обсчетом подобных формул. Как однажды мне сказал один умнейший командир корабля (кого волнует, что он еще не родился?) смешнее слова синус на ходовом мостике (ну сказал-то он вообще-то про центральный пост подводной лодки), только слово косинус! Потому, никто вас, этой тряхомудией занимать не станет. Но важен принцип и физический смысл параметров. И исходя из тригонометрической сути параметров маневрирования, нами были созданы следующие счетные устройства.
   Видите, на общей оси установлены несколько окружностей с сеткой направлений и дистанций, устанавливая один из них неподвижно и вращая остальные по определенной методике можно рассчитать любые элементы маневрирования и треугольника скоростей, а сделав масштаб планшета равным подобному устройству, можно напрямую их прокладывать. Когда-нибудь, надеюсь, прогресс технологий дойдет до того, что эти ручные средства разовьются в сложные электромеханические и корабли будут управляться и вести огонь лишь легкими прикосновения к клавишам считанных операторов. Но да отвлекся.
   Замечаете общий принцип? Любой возможностью, причем не в ущерб точности, сокращать длительность расчетов. Все время выгадываем время. Такой вот каламбур. А одна секунда здесь, одна секунда там, вот и лишний залп по супостату. Так по копеечке по полтишку и микадо на могилку и насобираем.
   Что еще хорошо господа. При таком подходе нам всем вместе можно хоть на берегу сидеть, главное чтоб в радиусе связи оставаться. И уж точно отпадает необходимость в традиционной боевой рубке как поста управления кораблем в бою. Нечего мозги иметь на концах кулаков, посшибают враз. Бой в желтом море это показал. Какой бы сильной ни была броня рубки, а амбразуры в ней все равно слабое место и особо любопытным командирам это стоило и жизни и проигранного сражения в результате потери управления. Словом, господа офицеры, картина боя выглядеть будет примерно так. Сидим мы с вами за планшетами, в светлом проветриваемом зале. Измерителями тихонько тыкаем, да печеньки с бутербродами хрумкаем, вестовые меж тем, адвокат по рядам носят, лепота! А джапы в это время вытряхивают из глаз полные горсти осколков, а из штанов известно, что и силятся рассмотреть, чего же там русские удумали. Не знаю как вам господа, а мне уже жаль японцев

+11

102

http://s2.uploads.ru/t/X63gV.jpg
Средство "малой механизации" - график пеленгов
http://s3.uploads.ru/t/rl7Nv.jpg
Средство "малой механизации" - палетка скоростей цели
http://s2.uploads.ru/t/GIkFK.jpg
http://s2.uploads.ru/t/0UARs.jpg
Средство "малой механизации" - "деревянные" БИУСы
http://s3.uploads.ru/t/e1lyb.jpg
Средство "малой механизации" - трафарет размеров ПЛ
http://s3.uploads.ru/t/ADIo6.jpg
Так выглядит на планшете торпедная атака 3х корабельного КПУГ

Отредактировано алсеер (28-04-2013 13:14:55)

+3

103

алсеер написал(а):

Мое становление как офицера флота проходило в достаточно жестких условиях. И иначе я просто не умею. Это конечно не значит, что вас будут пороть за нерадивость. Но вспомните. Моя задача сделать из вас тех, кто будет сражаться, несмотря на раздающиеся рядом взрывы, хлещущую воду, ваших товарищей, корчащихся на полу и собирающих по палубе собственные кишки из разорванного осколками брюха.

Что-то пропущено? Напрашивается - Но вы ещё вспомните, мои слова. Или что нибудь в этом роде.

алсеер написал(а):

Вы бы еще причиндалы бы свои и японские меряли.

Одно лишнее.

алсеер написал(а):

Управление огнем значительно эволюционировало в ходе войны, и обычно производилось следующим образом. главный начальник выдавал повелевающий жест, в сторону того супостата которого хотел отправить на дно, с дальномера по артиллерийскому телефону старшему артиллерийскому офицеру передавалась дистанция до цели, одновременно визиром из боевой рубки указывался пеленг Следившие за его поворотом стрелки циферблатов у орудий автоматически поворачивались соответственно направлению, указываемую этой трубой, данная информация вместе с указанием типа снарядов и вида стрельбы, при помощи системы боевых указателей или по телефону (посыльным, голосом) передавалась в соответствующую башню (батарею, плутонг). Там соответствующий офицер (обычно младший артиллерийский), используя таблицы стрельбы, вручную производил необходимые вычисления и рассчитывал необходимые поправки упреждений по вертикальному и горизонтальному углу в соответствии с баллистической таблицей стрельбы для орудий определял прицел и поправку целика. после чего производил пристрелку. На 2ТОЭ пристреливалась одна конкретная башня флагманского броненосца. Наводчик замыкал цепь стрельбы, когда по его мнению палуба находилась в горизонте или по английской методе старался постоянно удерживать точку прицеливания на какой-то видимой точке вражеского корабля, работая маховиками. А потом сам следил за своими всплесками и исправлял установочные значения сообразно знакам падения и своему опыту Уточненные пристрелкой дальность и поправки целика соответствующий офицер передавал в боевую рубку, откуда эта информация уже передавалась другим башням (батареям, плутонгам) и производился огонь на поражение А уж там комендоры должны были пристреливаться самостоятельно - при стрельбе орудий слишком много индивидуальных поправок. Незначительные изменения дистанции во время огня на поражение корректировались по изменениям показаний дальномеров. Когда цель выходила из накрытия - процесс повторялся. В случае выхода из строя старшего артиллерийского офицера или невозможностью по любой другой причине производить централизованное управление огнем, все 305мм, 152мм и батарея 75мм орудий переходили на групповой (плутонговый) или одиночный огонь. В этом случае все расчеты производились командиром АУ или батареи. В случае полного поражения приборов управления огнем, личного состава боевой рубки и цепей передачи данных все АУ переходили на самостоятельный огонь. В этом случае выбор цели, и наведение на нее производилось расчетом конкретной АУ с использованием только орудийного оптического прицела

В этом кусочке, надо знаки препинания расставить.

алсеер написал(а):

Ну и пусть потом бороду друг другу выдергивают, обсуждая столь животрепещущий вопрос.

бороды...

алсеер написал(а):

Нечего мозги иметь на концах кулаков, посшибают враз. Бой в желтом море это показал. Какой бы сильной ни была броня рубки, а амбразуры в ней все равно слабое место и особо любопытным командирам это стоило и жизни и проигранного сражения в результате потери управления.

Желтом море...
Очень большой кусок текста, сложно вычитывать. Но в целом понравился!  http://test.amahrov.ru/misc/image/lepo.gif    http://test.amahrov.ru/misc/image/thanks.gif    http://test.amahrov.ru/misc/image/plus1.gif

+1

104

алсеер написал(а):

Но вспомните. Моя задача сделать из вас тех, кто будет сражаться...

ПМСМ тут надо так
Но помните! Моя задача...

алсеер написал(а):

Позволю себе раскрыть вам свое видение этого высказывания нашего именитого соотечественника.

ПМСМ лучше "великого"

алсеер написал(а):

Что тут твориться и как я сюда попал?!

творится

алсеер написал(а):

Для этого служила система специальных электромеханических приборов она была спроектирована и изготовлена на электромеханическом заводе Н. К. Гейслера, и выпускалась для кораблей всего русского флота

Коряво
Для этого служила система специальных электромеханических приборов, разработанная заводом Н. К. Гейслера, где она и выпускалась для кораблей всего русского флота

алсеер написал(а):

в виде' алидады

апостроф лишний. Да и на алидаду ПМСМ сноска не помешала бы

алсеер написал(а):

Данный ПУС уже имел штатные дальномерные станции

ПУС надо бы словами расшифровать для тех, кто не в теме

Вообще в этом абзаце дважды описываются боевые указатели (до и после дальномеров). Может слить в одно место?

алсеер написал(а):

обычно производилось следующим образом. главный начальник выдавал повелевающий жест

двоеточие вместо точки

алсеер написал(а):

И кстати мне очень не нравится слово наивыгоднейшая. Как-то от нее веет фразой. При всем богатстве выбора, другой более оптимальной альтернативы нет.

Что-то коряво со знаками препинания. И вообще не понял в чем юмор, надо бы усилить как-то

Отредактировано vai (28-04-2013 17:28:26)

+1

105

алсеер написал(а):

Потому основные финансовые затраты, сравнимые ценой не одного броненосца ушли на научные изыскания и производство в необходимом количестве следующих приборов, вся наша возня с картами не будет иметь смысла, пока за спиной каждого из вас не будет стоять данная конструкция.

Надо упростить фразу

алсеер написал(а):

А джапы в это время вытряхивают из глаз полные горсти осколков, а из штанов известно, что и силятся рассмотреть, чего же там русские удумали. Не знаю как вам господа, а мне уже жаль японцев

запятая перед "что" лишняя, зато нужна перед "господа" и в конце точки нет

Отредактировано vai (28-04-2013 18:55:11)

+1

106

алсеер
по моему Вы свою должность переросли и сильно. Качество анализа минимум флагмана соединения.

0

107

Ivan70 написал(а):

алсеер
по моему Вы свою должность переросли и сильно. Качество анализа минимум флагмана соединения

Вашими устами... В академию только через год обещают  http://read.amahrov.ru/smile/wail.gif    http://read.amahrov.ru/smile/howl.gif

0

108

алсеер написал(а):

Из чего следует, что снарядные (без учёта пожаров и за вычетом перегрузки) повреждения в эскадренном бою трофейных броненосцев оказались несопоставимы с повреждениями японцев при Цусиме и в Жёлтом море.

Ну вообще-то,все повреждения японцев описаны представителями английского флота,находящимися при японском флоте на протяжении всей войны.Джелико и прочие.Можно сомневатся,насколько они объективны,но ИМХО,особо приукрашивать состояние японцев им причин нет.

Отредактировано Вайу (28-04-2013 21:23:03)

0

109

Для понимания военной мысли того времени приведу цитату из Закона о флоте 1911 г. (стр. 39 проекта Закона)

Во время линейного боя вся забота командующего флотом и начальников бригад заключается в стремлении занять и удержать выгодную для себя позицию в отношении быстро движущегося противника. Элементами позиции являются требования предъявляемые артиллерией для наивыгоднейшего использования наибольшего количества пушек, их меткости и разрушительного действия. Сюда входят: расстояние, скорость изменения его, направление на противника (курсовой угол), направление солнца, ветра (дым и брызги), волны, берега и проч.

+1

110

Еще порция заклепок по вопросу организации корабельного расчета. Думаю оконечная, еще подробней расписывать уже и правда маразм. Все что написал по этому поводу впоследствии разбавлю другими эпизодами.

-Ну что ж уважаемые, сегодня мы с вами разберем, опять-таки на примере одиночного корабля, то, как мы с вами в дальнейшем будем работать. Итак, корабельный боевой расчет. Для чего он нужен – для обеспечения управления кораблем, сбора, обработки, отображения, анализа информации, производства расчетов. В повседневной жизни он не сильно требуется, начинает функционировать с объявлением боевой тревоги. В общем случае состоит из следующих составляющих.
-Первое, постов наблюдателей. Это матросы на пеленгаторах и дальномерах. Если пост не один, а больше, а их, на случай выхода из строя в бою и должно быть много, то должен быть пост осредняющий измеряемые данные и централизованно выдающий их остальным членам расчета.
-Второе, посты управления рулями. Это понятно, рулевые. Предназначены для управления по курсу, контроля необходимых условий стрельбы по курсу (в допустимых пределах рыскания). Рулевые докладывают командиру расчета после изменения параметров движения не перебивая очередные доклады.
-Третье, посты ведения записей в журнале маневренных карточек (ЖМК). Оператором журнала маневренных карточек назначается матрос, предназначен он для документирования маневрирования и данных по цели в ходе боя. Полнота записи должна быть такой, которая впоследствии, только по ней, позволит восстановить боевую прокладку в полном объеме. Для этого используются подобные вот формализованные бланки.
Я помахал разграфленными листочком и продолжил.
-Пост ведения записей в ЖМК размещается радом с каждым из операторов, которому по запросу докладывает необходимую информацию.
-Четвертое, пост графика пеленгов и хронометрист. Он отвечает в первую очередь за то чтоб все операторы, расчеты орудий и наблюдатели ехали на одном и том же корабле. Для чего понятно. Для того чтоб доклады наблюдателей приходились на ровную минуту, а в процессе пристрелки можно было контролировать время полета снарядов. Словом, чтоб наш корабль не превратился в несколько. А то наши доблестные артиллеристы произведут залп из орудий не в предрасчетное место цели, а в белый свет. Достигается это периодической сверкой показателей времени по циркулярной связи. Ну и побочно этот пост отвечает за контроль над условиями определения тех или иных параметров движения цели. При достижении соответствующего значения ВИП(величины изменения пеленга) оператор графика пеленгов докладывает возможность определения параметров движения целей:
- ВИП по цели номер один полтора градуса вправо, есть условия для определения
дистанции.
- ВИП по цели номер один градусов, есть условия для определения скорости
цели.
Пятые и шестые, операторы БИП, боевого информационного поста и операторы обстановки. Ведут боевую прокладку за цели. Разница между ними невелика, но существенна. Одни занимаются только расчетами и могут вести только одну единственную цель. Определяют, КПДЦ назначенных целей, Момент поворота цели и дистанцию поворотную. Рассчитывают; маневр для изменения позиции, курс в позицию залпа, после каждого утверждения дистанции - скорость целей. Определение КПДЦ производится по утвержденным данным, при этом, если собственные данные расчетов существенно отличаются от утвержденных - прокладка и последующий расчет данных стрельбы должны вестись и по собственным и по утвержденным данным.
Другие всего лишь наносят расчитанные и утвержденные данные на планшет общей обстановки. Докладывает счислимую дистанцию и курсовой до цели, на утвержденное время залпа, поворотную дистанцию в момент поворота цели, непосредственно перед залпом и в момент залпа. Казалось бы простое, но очень ответственное дело. Ведь именно на нем, на этом планшете, по этим данным командир корабля или соединения и ведет бой. И те и другие, в ходе атаки, вправе выдавать рекомендации командиру расчета, на боевое маневрирование и маневрирование для определения КПДЦ.
Седьмое, Пост данных стрельбы. Отвечает за связь, наведение с артиллерийскими орудиями и батареями. Как правило, это старший артиллерист корабля с помощниками. Они используя данные планшета обстановки или в частном случае от оператора БИП, имея заранее рассчитанные планшеты секторов и таблицы поправок стрельбы, определяют исходные данные для наведения каждого из орудий. По данным от наблюдателей используя временные засечки, управляют процессом пристрелки, и последующего огневого поражения.
Ну и наконец, восьмое. Командир расчета. Человек, организующий взаимодействие и управление всеми постами. Командир корабля.
Как вы наверняка поняли, ваше место в этой организации это пятое и шестое. На сегодняшнем занятии мы поэтапно разберем процесс боя от момента обнаружения цели до ее, будем надеяться, утопления. Распределяйтесь по столам с прокладочным инструментом и картами, за остальных членов расчета подыграю вам я. Прежде чем мы начнем, остановлюсь на одном важном моменте - организации связи.
   Организация использования связи подразумевает закрепление за операторами корабельных каналов связи и правила их использования. Каждый оператор должен знать, определенные для него основной и запасной каналы связи. Система наших связных устройств предусматривает три режима использования по направлению: Направленный - обмен информацией между двумя постами, Циркулярный - передача информации для всего КБР, Выборочно циркулярный - обмен информацией между несколькими постами. Голосовая связь используется личным составом КБР для связи между собой и докладов командиру расчета в посту управления.
   Перечислю основные правила использования связи. Никто не имеет права перебивать командира корабля. Пост наблюдателей докладывают об обнаружении цели и данных пристрелки в любое время. Операторы стрельбы докладывает о готовности оружия в любое время. Не перебивать докладывающего оператора. Доклады должны быть краткими и производится уставным языком, не допускается ведение посторонних разговоров. Командир расчета, при необходимости может прервать любой доклад. Теперь немного раскрою данные фразы.
   Командир расчета устанавливает удобный для него порядок докладов операторов КБР. Каждый оператор знает время и очередность своего доклада. Малейший сбой одного оператора неизбежно ведет к нарушению работы всего КБР. Это необходимо иметь ввиду при организации взаимодействия корабельного боевого расчета. При начале подготовки можно ограничиться установлением первоочередности докладов. Первый доклад за 5 секунд до очередного значения минуты производят наблюдатели. Никто в КБР, кроме командира расчета, не имеет право прерывать очередные доклады, на это время устанавливается своеобразная «минута молчания». Следующий доклад производит оператор графика пеленгов. Все остальные члены КБР докладывают, не создавая помех другим
операторам. Прежде чем докладывать, надо дождаться окончания доклада
предыдущего оператора. При необходимости любой оператор может подойти
к командиру расчета или пригласить их на боевой пост и произвести устный доклад. С началом подготовки несколько операторов неизбежно будут докладывать одновременно, создавая друг другу помехи. Задача командира расчета регулировать процесс докладов, останавливая тех, кто создает помехи уже докладывающему оператору. При таком подходе у личного состава КБР формируется дисциплина докладов.
   В корабельном боевом расчете целесообразно установить команду с
помощью, которой любой член КБР может привлечь внимание командира и
даже остановить ход атаки. После подачи этой команды оператор должен
объяснить командиру причину подачи этой команды. Доклады производятся уставным языком в соответствии с командными словами. Доклады состоят из адресной группы, времени и самого информационного сообщения. Пример доклада - «ГКП, БИП. На двенадцать ноль две определена скорость цели номер один - двенадцать узлов».
   Доклад считается переданным, когда получено подтверждение от того
кому он адресован. Если подтверждение не получено, доклады продолжаются.
Теперь коснемся организации определения элементов движения цели. Определение КПДЦ производится централизовано по приказаниям командира корабля, когда все операторы КБР одновременно выполняют расчеты одного параметра - курса, скорости, дистанции до цели. После доклада командиру расчета операторы могут приступать к определению других величин самостоятельно в зависимости от сложившихся условий. Командир расчета производит распределение целей между операторами КБР. Как правило, оператор со средней подготовкой может определять параметры движения не более двух целей, а вести боевую прокладку по утвержденным данным еще по трем целям. Задача командира расчета - распределить цели между операторами, после утверждения КПДЦ довести до всех операторов их значения, он должен добиться, чтобы на всех постах велась боевая прокладка за все цели. Это достигается контролем над ведением боевой прокладки, отдачей прямых приказаний операторам. Боевая прокладка ведется по одним утвержденным данным. В этом случае причина расхождения фактических пеленгов с расчетными пеленгами будет одинакова у всех операторов, что позволит выяснять причину этого расхождения, откорректировать КПДЦ. Это также позволяет фиксировать момент поворота, изменения скорости хода цели. Если утвержденные командиром корабля КПДЦ расходятся с определенными отдельными операторами, то в этом случае им рекомендуется вести двойную прокладку: по утвержденным данным и своим. Это в конечном итоге позволит определить верное значение параметров движения цели.

Ну, это все слова. В процессе поэтапного выполнения у вас возникнет еще масса вопросов, а посему приступим. Вводная - доклад поста наблюдения.
-ГКП! Наблюдателям! Двенадцать ноль четыре! Справа двадцать три и пять, в дистанции сорок пять и шесть, цель японский крейсер тип «Асама»!
-Есть! Боевая тревога…

+12


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Лауреаты Конкурса Соискателей » И тогда, вода нам как земля... - 2