Я извиняюсь, но "анафема" -- не проклятие, а "отделение". Т.е. церковь официально объявляет, что данный человек или религиозное движение в его рядах не состоит, и проповедуемое им учение к "православному христианскому" не относится. Не более того. Соответсвенно православным "не рекомендуется общаться" с такими.
Что это кем то могло восприниматься как "проклятие" -- дело именно что личного восприятия.
Как пример с тем же самым Толстым, Львом Николаевичем. "Анафема" в данном случае означала, что идеи, "проповедуемые" им в его произведениях, к христианскому учению РПЦ не относятся. Т.к. сам Толстой утверждал обратное. Так что "официальное размежевание".
Это не просто идейное отмежевание, а еще и отлучение от церковной общины. И даже не просто отлучение:
Согласно «Православной энциклопедии» (2000), «церковную анафему (или великое отлучение) не следует смешивать с „отлучением“ (ἀφορισμός), которое представляет собой временное исключение индивида из церковной общины с запретом участвовать в таинствах и (для духовных лиц) занимать церковные должности. Называемое иногда также „малым отлучением“, оно в отличие от анафемы служит наказанием за меньшие проступки, например: воровство, блуд, участие в получении церковной должности с помощью взятки и т. п., не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу»
Кстати, Толстой от церкви был отлучен, но соборного провозглашения анафемы не было. Не решилась РПЦ...