Есть прода
Совершенно неожиданно возникла вот такая сцена, а про земные дела пришлось отодвинуть на следующую сценку.
3
- Учитель, всё в порядке. Мелких погнал спать, старшая группа ждёт тебя.
Юношеский голос. Прекрасный, хрустальный голос, как у всех молодых катэри. И обладатель его, как большинство его сородичей, прекрасен, как сон ребёнка.
Земляне называют их "эльфами" – героями древних легенд и фэнтезийной литературы, обладающими невиданной красотой, магическими способностями, скверным характером и острыми ушами. У тари тоже есть легенды, где упоминаются похожие на "эльфов" существа – "сидху". Быть может, в такой форме сохранилось воспоминание об очень давнем контакте? Быть может…
Сэн-Анир в который раз пожалел, что он не историк.
- Спасибо, Ветиган, - сказал он, поднимаясь с грубой скамьи, сколоченной из каких-то досок. – Скажи, что я сейчас подготовлю кристалл и приду.
- Да, учитель.
"Учитель"… Кто бы мог подумать: он – и вдруг учитель. Но ведь он справился с самой сложной задачей, разве не так?
Тариец не мог забыть свою первую встречу с Ветиганом. Его лучший ученик, его помощник. Четыре года назад это был злобный затравленный зверёк, главарь банды малолетних "мстителей", оставшихся сиротами после завоевания Каттэ. Тари в своё время чуть было не разорвали договор с У-Найтой, категорически возражая против "окончательного решения катэрийского вопроса". Но что могла мирная планета, едва вступившая в контакт с иными разумными расами, противопоставить военной машине доминиона? Впрочем, рунн и каваанцы к тому времени успели узнать, что такое тарийская медицина, и возражения Главы Высшего Совета были приняты к сведению. Тотальной зачистки не было. Тари допустили на планету в качестве наблюдателей. Союзники – рунн и каваанцы – ограничились уничтожением тех, кто не пожелал сдаться… или отдавать победителям ценности. Что ж, тари не всемогущи и не вездесущи. Но добились они только двух вещей: долговязые пацифисты резко ограничили контакты с союзниками, и на Каттэ начало набирать обороты партизанское движение. С первым ничего поделать было нельзя, во всяком случае, пока. А противоядием от второго у рунн оказался тотальный террор. Против которого опять-таки выступили неисправимые тари.
Нет, они не стали воевать против союзников или вооружать партизан. Просто находили таковые отряды раньше рунн, и… Вот тут начинались расхождения. Несколько тари погибли, не успев вступить в переговоры с озлобленными "мстителями". Сэн-Анир подозревал, что послужило тому причиной: недостаточный уровень телепатических способностей и малый опыт в общении с катэри. Большинству же – как правило, бывшим спецназовцам вроде самого Сэн-Анира – удалось худо-бедно наладить контакт с отрядами партизан. Рунн были поставлены в известность, что малейшая провокация в адрес этих отрядов вызовет весьма жёсткую реакцию. Проверять степень жёсткости тари никто не решился. Но…
Это ведь оказалось самым лёгким. Сэн-Анир помнил, каких трудов стоило постепенно, шаг за шагом, избавить этих лишённых детства детей от вируса злобы. Сколько времени ушло на то, чтобы катэрийская молодёжь уяснила разницу между рунн и тари. Доверие – самая дорогая вещь в мире. Его так трудно завоевать и так легко потерять. Но со своей задачей Сэн-Анир справился.
Он – их учитель. Наивысшая форма доверия, которое могли оказать ему эти дети. Впрочем, кое-кто из них давно заслуживает звания взрослого. Катэри, в отличие от легендарных сидху, живут недолго, каких-то восемьдесят лет, и взрослеют рано.
А вот и "аудитория" – широкая поляна, с трёх сторон уставленная длинными деревянными скамейками. Сегодня днём он проводил здесь урок математики и физики для "мелких" – тех, кто тогда был в отряде, но по малолетству оружия не получил, и тех, кого подобрали за четыре года. Сироты, отказники, беглецы из собственных домов. Родители последних старались не афишировать, что их дети учатся в лесных тарийских "академиях": оккупационная администрация смотрела на это косо. До "долговязых" дотянуться руки коротки, а вот на беззащитных родителях отыграться вполне могли, дабы выслужиться перед рунн и каваанцами. Тари, к сожалению, не всесильны.
"Хорошо, что Ветиган это понимает. Я воспитал достойного ученика. Но остальные… Они тоже понимают, что во всём происходящем виновны их собственные предки, но смириться с наглым грабежом планеты не в силах. Единый, как их отговорить от продолжения бессмысленной мести?.."
Совесть – "голос Творца", как говорят священники-маргаты – давно нашёптывала ответ. Что ж, остаётся только поверить ей.
Ученики дружно встали и приветствовали учителя – по-катэрийски, вытянув вперёд сомкнутые руки. Сэн-Анир ответил им поклоном.
- Садитесь, друзья, - начал он, вставляя кристалл в столбик голографическог проектора – единственное техногенное устройство в "аудитории". - Сегодня я бы хотел рассказать вам о самом тёмном периоде в истории Тарины. Тёмном не потому, что три года наша планета не видела света Сории, а потому, что тари, страдающие от холода, голода и тьмы, в охватившем народы безумии уничтожали друг друга. За клочок меха, за кусок мяса, за место у костра, за слово на другом языке – могли убить и убивали. Расскажу о том, как за неполный год после падения астероида наша древняя цивилизация рухнула, а народ тари оказался на грани полного исчезновения. Но это история не только о падении тари в глубину варварства. Я расскажу о городе Арке-На, который не только выстоял против Трёхлетней тьмы и набегов одичавших тари, но и положил начало нашему нынешнему миру. О слабеньком огоньке веры выживших, оказавшихся после рассеяния тьмы на холодной заснеженной планете. Их врагами были холод, голод и пробудившиеся по всей планете вулканы, отравлявшие воздух, но самым страшным врагом оказалась утрата надежды, ведь их, выживших, было так мало!..
Тари не умели прятать свои чувства, а юные ученики быстро разобрались в мимике учителя. Сейчас он волновался и явно испытывал душевную боль – отзвук той, давней боли его предков.
- Но вы же справились, учитель! – пискнула с места какая-то девочка.
- Да, справились, - ответил Сэн-Анир. – Мы хорошо усвоили урок и сделали верные выводы. Потому со времён Восстановления мы самым тщательным образом записывали свою историю. Потому в наших законах только три преступления наказываются смертью: убийство ребёнка, убийство души и намеренное искажение исторических записей.
- И давно у вас …ну …кого-то казнили? – с места встал юноша чуть помладше Ветигана. Генсилен, ещё один перспективный ученик. Очень любознателен, возможно, будет хорошим учёным.
- Последний случай вынесения смертного приговора – четыреста двадцать три года назад, - с готовностью ответил учитель, лёгким кивком приветствуя задавшего вопрос. – Чрезмерно властная мать довела ребёнка до самоубийства, на суде отказалась признать свою ошибку. Её признали виновной в убийстве души и заставили выпить яд.
- Ну… а записи-то? Кто-то пытался искажать?
- За всю нашу историю после Трёхлетней тьмы – только дважды.
- Ой, нам бы так… Мне папа говорил …ну, когда жив был, что у нас не история, а программа нынешнего правительства на фоне прошлого, - Генсилен хмыкнул – прекрасное катэрийское лицо исказилось от недоброй усмешки, которая была более уместна у прожжённого солдата, а не у юноши. – Хотел бы я покопаться в старых хранилищах, да их сейчас рунн к рукам прибрали и никого туда не пускают. Даже вас.
- Пустят, - уверенно произнёс Сэн-Анир. – Они сейчас …как это на вашем языке звучит …подчищают за собой. Уничтожают документы, свидетельствующие об их причастности к развязыванию войны. То, что действительно важно для вас, они не уничтожат, потому что не считают опасным для себя.
- Но они ошибаются, - улыбка ученика стала ещё шире.
- Да, если вы сами не наделаете ошибок, - тари чуть повысил голос – чтобы ученики, все до единого, услышали его сквозь шум вечернего ветерка, гуляющего в кронах невысоких деревьев. – И первая из них – недооценка противника. Или переоценка своих сил, что то же самое. Каттэ сейчас не принадлежит вам. Вы знаете, почему, и кто в этом виновен в первую очередь. Вы не отвечаете за преступления ваших родителей, но чтобы планета вновь стала вашей, вы сами должны оказаться достойными такой чести. Последнее, что для этого нужно – хвататься за оружие. Да, рунн никогда добровольно отсюда не уйдут. Но есть масса способов общения с ними. В том числе и война, в которой вы наверняка проиграете. Это как если бы… да – как если бы ты, Генсилен, решил подраться, скажем, со мной.
Ученики засмеялись, а недоброе выражение на позеленевшем лице юноши сменилось виноватой улыбкой. Все припомнили, как учитель буквально размазал по траве руннийского офицера, наплевавшего на приказ начальства не встревать в дела тари. А ведь рунн физически сильнее катэри, хоть по ним этого и не скажешь.
Хлестнуло некстати всплывшее из памяти воспоминание – поднимающийся на ноги полузадушенный рунн. "Какого демона, тари! Тебя же могли пристрелить – и из-за кого? Из-за кучки злобных катэрийских ублюдков!" "Это дети", - твёрдо ответил Сэн-Анир. "В аду под дождём я видел таких деток! Ты что, не понимаешь, что они тебе же первому нож в спину воткнут?" "Это – дети. Я за них отвечаю. Вздумаешь проверять, насколько сильна моя решимость защитить их – я тебя убью". Рунн ничего не сказал тогда. Только глаза сузил и пошипел немного, что на их мимическом языке означало насмешку. Мол, поглядим, кто прав был, время покажет.
Время и показало.
- Учитель, - слева поднялась ещё одна девочка – золотоволосое чудо с ярко-зелёными глазами, похожими на глаза земных животных – кошек. С трудом верилось, что природа могла создать такую дивную красоту. – Можно спросить?
- Спрашивай, Мигэй, - улыбнулся Сэн-Анир.
- Вот ты учишь нас, что война не лучший способ общения с иными. А когда наши …солдаты пришли на Тарину, вы воевали.
- Да, воевали, - учитель снова едва заметно склонил голову. – Но согласись, что ваши отцы вряд ли стали бы учить наших детей, как учим вас мы. У нас не было выбора. Точнее, был: или воевать, или всем погибнуть.
- Вы это знали, да? Вы прочитали их мысли?
- Да.
- А ты научишь нас читать мысли?
- Всех не научу, - мягко ответил Сэн-Анир. – Мысленной речи наши дети учатся одновременно с речью обычной. Но кое-что сделать смогу.
- А …фильм мы когда посмотрим? А то эти мальчишки совсем тебя с толку сбили, учитель, - девочка звонко хихикнула, сложив тонкие ладошки.
- Сейчас и посмотрим, - Сэн-Анир улыбнулся в ответ. – Как раз темнеет, лучше будет видно…
4