Первыми умудрились пристреляться русские, хотя из-за небольшого количества орудий главный артиллерист "Минотавра" вынужден был вести огонь трёхорудийными залпами. Но знаменитая русская оптика с заводов Йены и новейший артиллерийский радар позволили быстрее и точнее определить расстояние до противника.
После двух первых пристрелочных залпов, неспешно сделанных полубронебойными фугасами с замедлением, особо опасными для машин и погребов слабобронированных британских крейсеров, "Минотавр" перешел на стрельбу переменным боеприпасом, применяя сразу бронебойные снаряды и фугасные гранаты с головным взрывателем, отличающимся высочайшей чувствительностью. То было памятью о крайне неудачной для России Войны за испанское наследие, когда слишком тугие взрыватели бронебойных снарядов русских кораблей иногда прошивали своих британских оппонентов насквозь, но не детонировали. После той войны, только чудом не закончившейся для России поражением, перекос в деле со взрывателями пошёл уже в другую сторону, и русские фугасы взрывались при встрече с первой же преградой.
Так было и сейчас.
Сочтя "Йорк" наиболее опасным противником, "Минотавр" сосредоточил весь огонь именно на нём, и уже третий залп рейдера дал накрытие, подняв в воздух по обе стороны британского крейсера несколько водяных столбов.
Одиннадцатидюймовый снаряд ударил в считанных метрах от правого борта тяжёлого крейсера, но взрыватель подорвал его прямо в момент касания с водой. Ливень из тяжёлых осколков буквально выкосил прислугу торпедных аппаратов правого борта, изрешетил весь борт и надстройки от ватерлинии до верха дымовых труб, и превратил в жадно полыхающий костёр готовящийся к взлёту гидроплан-корректировщик. Взрыв топливных баков летающей лодки грозил "Йорку" серьёзными неприятностями, поэтому силами аварийной партии самолет был сброшен за борт. Другой очаг пожара возник на прожекторной площадке перед кормовой трубой, у разбитых этим же взрывом прожекторов. Кроме того, оказались перебитыми цепи сигнализации готовности орудий к стрельбе, вследствие чего старшему артиллеристу крейсера некоторое время пришлось управлять артогнем, не имея представления, все ли орудия корабля участвуют в залпе.
Затем последовали новые попадания. Начиная с пятого залпа рейдера, "Йорк" получал один удар за другим. Два полубронебойных снаряда по крутой траектории попали в полубак крейсера. Действие одного из них оказалось безобидным: пробив палубу, переборку корабельного лазарета и обшивку левого борта, снаряд упал в море, так и не взорвавшись. Зато другой, разворотив палубу в районе форштевня, вызвал пожар в помещении рядом с которым находились основные запасы авиационного бензина. Для тушения бушевавшего пламени на место немедленно прибыла пожарная партия, но в этот момент крейсер получил еще более страшный удар.
Очередной - 280-миллиметровый фугасный снаряд ударил в крышу возвышенной башни «В», расположенной непосредственно перед носовой надстройкой. Наклонённая под большим углом броневая плита оказалась не пробита, но от мощнейшего взрыв башня сразу же вышла из строя.
Большая часть её персонала получила ранения, а восемь человек погибли; начался пожар, угрожавший погребам с боезапасом. Осколки фугаса смели работавшую на полубаке аварийную партию и веером накрыли верхний мостик носовой надстройки, поразив почти всех находившихся там офицеров, наблюдателей и сигнальщиков, включая коммодора Шервуда. Уцелел только командир крейсера - капитан Лансдорф. Находясь впереди всех - у самого ограждения мостика, он оказался в мертвой зоне действия осколков. Снизу его прикрыло ограждение ветроотбойника, а большая часть осколков, отрикошетив от легкого дождевого козырька, влетели вглубь мостика, где находился персонал управления.
Словно стальная вьюга, разогнанные до сверхзвуковой скорости горячие осколки ворвались через смотровые щели в бронезаслонках боевой рубки, превратив всё внутри в искорёженные руины и в буквальном смысле слова размазав британских моряков по стенкам.
Кроме всего прочего, ещё и вышло из строя всё оборудование мостика. Машинный телеграф - исковеркан, переговорные трубы - перебиты, связь с рулевым отделением отсутствует. Крейсер перестал слушаться руля, и его на полной скорости начало заносить вправо - прямо на рейдер, выводя его из сектора обстрела кормовой артиллерийской башни.