Я на своем опыте убедился в справеливости тезиса "от модели к планеру, от планера к самолету".
Совершенно верно, последовательность должна быть именно такой, но
Так вот, "Спрей" - это "планер". Простой, дешевый,
продолжая авиационную аналогию, "Спрей" – это, скорее, не «Брошка», а «Янтарь», по меньшей мере – «Бланик», применяемые для обучения спортсменов-планеристов, но для будущих пилотов явно избыточные. Так и здесь, для того, чтобы
отсеять непригодных к морю и выделить моряков-энтузиастов
достаточно будет парусно-вёсельных ялов вроде ботика Петра, а дальнейшее обучение вести на учебных, но настоящих кораблях. Для наработки опыта навигации будущими офицерами флота лучше использовать несколько шхун классом повыше «Спрея» (несколько штук, а не десятков, потому что скорая война на море не планируется), способных постоять за себя при встрече с обычными пиратами и без применения вундервафель.
Про огнеметы. "Греческий огонь" известен уже более тысячи лет. То есть нет нужды секретить принцип огнемета, его и так знают. Конструкция - другое дело, но ее не так просто украсть.
Секрет «Греческого огня» долгое время считался утерянным. К тому же, неясна была его эффективность в современных (на тот момент) условиях. А столь яркая демонстрация лишь подхлестнёт интерес к попыткам возрождения этого легендарного оружия.
А на суше огнеметы эффетивны только при зачистке местности. В бою же с равным противником толку от них немного. Тут лучше совершенствовать артиллерию.
Это справедливо для современных условий, когда боевые порядки рассредоточены, бойцы используют малейшие складки местности, а огневой контакт начинается задолго до стометровой отметки. Представление о плотности боевых порядков той эпохи можно получить не только из старинных гравюр, но и наблюдая прохождение пехотных «коробочек» на парадах.
Дальность открытия огня тоже была относительно невелика. В конце XVIII века А.В. Суворов требовал открывать огонь из сомкнутого строя с дистанции в 300 шагов (~225м), несколько ранее Фридрих II – «только когда станут видны белки глаз неприятеля», а штыковой бой оставался завершающей фазой большинства атак. В таких условиях применение против строя противника мобильных огнемётов с дистанции 100 шагов (75м) будет носить катастрофический характер, по крайней мере – на первых порах. Позже, конечно, психологический эффект снизится, но именно массовое применение огнемётов способно подписать приговор сомкнутому строю задолго до появления казнозарядных винтовок.
ПМСМ, создание в середине XVIII столетия действительно мобильных и относительно недорогих огнемётных систем с дальнобойностью хотя бы 100 шагов, способно произвести переворот в тактике сухопутных сражений, сравнимый с началом массового применения огнестрельного оружия полутора веками ранее, и светить это новшество до ближайшей большой войны действительно преждевременно.
P.s. Но всё, высказанное выше, лишь ПМСМ, ибо авторский произвол как часть "отпечатка души творца" необходим при создании настоящего художественного произведения.
Отредактировано Борис (25-06-2013 13:37:51)