ПМСМ, равняться на пример Джошуа Слокама в деле подготовки моряков, задача очень неблагодарная. Для него дальнее одиночное плавание было завершением карьеры капитана, причём в условиях, когда его профессиональные знания и опыт оказались не востребованы из-за перехода океанских перевозок с парусной на паровую тягу, а ничего другого он делать не умел. Немолодой уже человек отчаялся найти себя в других областях деятельности, махнул на всё рукой, на оставшиеся средства купил старое судёнышко, отремонтировал и, напоследок, решил махнуть вокруг света. Но на тот момент у него уже было 26 лет капитанского стажа.
Идея с использованием десятков копий «Спрея» для подготовки моряков в том виде, в котором она представлена в книге, кажется вредной.
1. Идеологически неверно поставлены цели, за которые ГГ собирается раздавать чины и титулы. Достаточно просто доплыть и вернуться без решения каких-либо полезных для страны задач. В РеИ все российские морские экспедиции, снаряжаемые за счёт казны, преследовали либо научные, либо политические цели, зачастую – целый букет. Эта же программа даст на выходе карьеристов, а не патриотов.
2. Подготовка кадров будет неэффективна и с огромными перекосами по категориям. Для нормального функционирования российского флота нужно иметь от 50 до 100 опытных капитанов для больших парусных судов, 300-500 подготовленных офицеров и порядка 5000-10000 матросов. Примерно в такой пропорции. Предлагаемая же программа даст на выходе несколько сотен яхтсменов-гонщиков: отличных моряков, но никогда в жизни не управлявших большими кораблями и не командовавших многочисленными экипажами.
3. Практическая пригодность мат. части для любых нужд, кроме обучения хождению под парусом и курьерских рейсов в границах своих вод, также вызывает большие сомнения. В реалиях первой половины 18 века любое невооружённое судно с малочисленной командой, в глазах любого «купца» с парой-тройкой 6-фунтовых пушечек всё ещё остаётся законной добычей в ситуациях, когда по каким-либо причинам не может убежать от него, а поблизости нет свидетелей.
Мне кажется, что это подходит только в качестве первоначальной идеи героя, которая не выдержит даже не проверки опытом, а аргументированного мнения любого опытного капитана. Для подготовки грамотного личного состава он предложит, скорее всего, следующее:
- Выбрать из состава флота 1-2 корабля класса корвета или малого фрегата (если таковых нет – построить заново) и довести их на верфи до полной готовности.
- Команды сформировать так: назначить самых опытных капитанов и офицеров из оставшихся, а в составы команд включить большое число курсантов.
- Эти корабли ходят по всей Балтике (начиная с Финского залива и постепенно удлиняя маршрут) в течение всей навигации и частично меняя состав команд.
- К следующей навигации привести в порядок или построить ещё 1-2 корабля и сформировать для них экипажи, которым можно доверить плавание по Атлантике для выполнения учебных плаваний в океане, попутно нагружая их задачами типа доставки дипломатической почты или посольств в страны Европы. Учебные суда продолжают плавания в пределах Балтийского моря с новыми экипажами.
- И лишь на третий-четвёртый год можно сформировать дальнюю экспедицию в составе 2-х кораблей. У экспедиции обязательно должна быть полезная для России цель (например: не просто совершить кругосветное путешествие, а исследовать побережье Дальнего Востока).
- Если перескочить через ступени подготовки (в случае форс-мажорных обстоятельств, например), это чревато тем, что имеет место в реале: корабли вынуждены возвращаться с полпути из-за поломок, вызванных низким качеством постройки и ухода, а также, плохой выучки экипажа.
А использовать малые парусники можно будет позднее для прививки интереса и культуры мореплавания в обществе.