Поднос вышел из широкого обихода сравнительно недавно. Несколько тысячелетий вплоть до начала прошлого века он играл важную роль в жизни людей разных сословий. Правителям и аристократам в Европе и Оттоманской империи на подносах подавали еду, путешественники использовали их в дороге вместо стола, гости и посетители клали на них свои карточки во время визита, а лакеи - письма, когда подавали их господам. Кроме того, подносы нередко вешали на стену подобно декоративным тарелкам.
Однако первоначально подносы использовались во время восточных чайных церемоний. В Японии и сегодня живо "Бонсэки" - искусство украшения черных лакированных подносов пейзажами, выполненными из белого песка (кварца) разного помола и камешков. Создаются эти пейзажи при помощи венчиков, ситечек, деревянных лопаточек и перьев птиц. С Востока в Европу пришло и искусство лаковой росписи, которому мы обязаны появлением множества уникальных предметов искусства, в том числе и расписных металлических подносов.
На Русь подносы также пришли с Востока, и широко использовались в быту уже с XVII века. Первые русские подносы выглядели как огромные расписные деревянные блюда либо металлические доски с бортами. Как правило, они делались из меди, латуни или олова, а по форме могли быть круглыми, овальными, квадратными или прямоугольными с фигурными краями. Украшались эти подносы гравированными и рельефными изображениями.
Чаще всего русские металлические подносы были железными, причем делались из бракованного железа, поскольку производители были заинтересованы в максимальном сбыте продукции на месте. На металлических листах ставилось клеймо "БРАКЪ НТЗ", после чего они шли на изготовление бытовых вещей. К 1790 году в Нижнем Тагиле работало двенадцать фабрик, занимавшихся изготовлением лакированной домашней утвари из металла. В больших городах эти изделия пользовались огромным спросом.
Изделий рубежа XVIII-XIX веков сохранилось очень мало. Самые красивые из них украшены живописными изображениями на исторические и мифологические сюжеты и хранятся, как правило, в музейных собраниях. Два наиболее известных подноса этого периода можно увидеть в коллекции Государственного Эрмитажа. "Зеркало" (дно) одного из них украшено копией с картины А.П. Лосенко "Прощание Гектора с Андромахой", а другого - копией с гравюры С.Ф. Галактионова "Итальянские фонтаны в Нижнем парке Петергофа".
Внешний вид подносов изменялся постепенно. Первые, выпущенные в Нижнем Тагиле, были очень громоздкими и тяжелыми. К прямоугольным по форме подносам снизу приклепывались два перекрещивающихся металлических прута, а изготовленный отдельно бортик вручную прикреплялся к днищу. Он был просечным и украшался рядом металлических шариков ("бусин"). По бокам к подносам крепились кованые ручки, а их "зеркала" расписывались. В итоге по внешнему виду подносы напоминали столешницы английских чайных столиков. Кстати, именно эту функцию они, как правило, и выполняли в быту.
Ко второй трети XIX века подносы стали более легкими. Они больше не скреплялись прутами по дну, а кованые ручки были заменены просечными отверстиями. Как и раньше, "зеркала" украшались живописными изображениями. Однако теперь помимо исторических и мифологических сюжетов можно было увидеть романтические пейзажи и изображения цветочных букетов в европейском стиле. К сожалению, изделий этого времени так же сохранилось чрезвычайно мало.
В 1830-60-х годах, после закрытия нижнетагильской живописной школы, декоративное оформление уральских подносов стало более разнообразным (появились изображения сцен отдыха на природе, гаданий, сватовства, материнства и др.), но менее профессиональным. По сути, изображения теперь больше напоминали лубок. Это стало началом длительного упадка производства подносов в Нижнем Тагиле.
В те же 1830-е годы металлические подносы с лаковой росписью появляются и в Европейской части России. Сначала их производство было налажено на фабрике Иоганна Муллерта в городе Митава Курляндской губернии (ныне город Елгава в Латвии), а чуть позже - в Санкт-Петербурге. Как те, так и другие, сегодня встречаются редко. Митавские подносы были известны высоким качеством исполнения, однако на сегодняшний день их нет в музейных коллекциях, поэтому трудно судить о том, какие живописные росписи их украшали. Петербургские же подносы, как правило, покрывались черным лаком, после чего украшались либо пейзажными изображениями, в том числе архитектурными, либо изображениями цветочных букетов, птиц и бабочек, а также завитками, раковинами и золотистыми узором в виде брызг.
Как ни мало сохранилось уральских и петербургских подносов, московских сохранилось еще меньше. Впервые их выпуск попытался наладить крестьянин из села Жостово Филипп Вишняков. В 1820-1830-х гг., опираясь на опыт митавских и петербургских мастеров, он открыл собственную мастерскую по производству шкатулок и посуды, в том числе и подносов - сначала из папье-маше, а потом из металла, как правило, из жести. Наряду с этим открывались и другие мастерские. В Жостове изготовляли подносы различных форм и размеров: для трактиров по размеру стола, закусочные - маленькие, размером с тарелку. При этом по форме подносы могли быть круглыми, овальными, прямоугольными, треугольными - для угловых столиков, а также шести- и восьмиугольными. Традиционно Жостовские подносы украшались изображениями цветочных букетов на черном лаковом фоне.
Вообще, в советское время металлические подносы изготовлялись в большом количестве как в комплекте с самоварами, так и сами по себе. Как правило, они были круглыми или прямоугольными и украшались незамысловатым цветочным или геометрическим рисунком, а бывало, что обходились и без него.
В наши дни металлические подносы - также не редкость, и изготовляют их, как и раньше, в основном из недрагоценных металлов. Наряду с обыкновенными бытовыми подносами, зачастую лишенными декора, можно приобрести действительно интересные, художественно оформленные изделия из металла. В целом, их можно условно разделить на две категории: оформленные в традициях прошлого (это, в первую очередь, Жостово) и современные по стилю (эти вещи, как правило, авторские). Тут хотелось бы отметить необычные изделия из алюминия с эмалевыми вставками. Благодаря тому, что алюминий прекрасно поддается формовке, литью и механической обработке, художник волен придать подносу любую желаемую форму. В результате привычные круглые, овальные и прямоугольные подносы начинают изгибаться и принимать неожиданные формы, за счет чего создается впечатление, что они выполнены не из металла, а из иных, самых разных, материалов. Так при взгляде на почти круглый поднос, кажется, что он создан из бумаги - настолько естественно смотрится помятость его стенок. Напротив, прямоугольный выглядит жестче и острее, чем он есть на самом деле. В обоих случаях не последнюю роль играет рисунок, выполненный цветной эмалью. В первом кольца и изогнутые линии подчеркивают мягкость контуров подноса, а во втором - четкая и холодная по цветовой гамме линия эмалевого рисунка еще больше заостряет его прямые углы.
Интересного эффекта добился мастер, поиграв сочетанием форм подноса и эмалевого рисунка. Так этот поднос по внешнему облику близок к салфетке, а этот больше напоминает изразец. Настолько различное впечатление объясняется разреженным в первом случае и плотным во втором расположением квадратных эмалевых вставок. Сочетание прямоугольной формы этого подноса с прямоугольными же по форме вставками с рисунком "косичка" визуально удлиняет поднос, а сами вставки на первый взгляд кажутся выполненными из дерева.
Оригинально оформлен и поднос с зелеными вставками в виде кругов, разделенных на сектора. Характер рисунка создает впечатление незаконченности подноса, который, словно, может быть продолжен в длину.
Вариантов оформления подносов бесчисленное множество. Выполненные в форме звезды или чаши, плоские или с углублениями, они станут оригинальными подарками для друзей и украсят ваш дом, привлекут внимание и придадут законченность вашему интерьеру
Игорь, в Европе с 16 века, Япония и Восток не подходит, Лика из аналога Раннего Средневековья Европы, извини, крайний верхний край хронологии 11-13 века...