Впрочем, Лео и плова попробовал и решил, что есть бы его можно было, если бы не избыток шафрана и иных приправ. Какие они- мы не разобрали, только ощутили,что есть. Чай был очень необычным. То,что подали его без сахара или других сладостей, это понятно, я на такое и не рассчитывал и достал свой. Вкус очень специфический. больше похоже не на привычный нам чай, а на отвар дубовой коры. Но, должен признать, такой чай был там везде. Где-то его заваривали крепче, где-то слабее, где что -то добавляли из приправ, но вкус таким и оставался. И мне в итоге не понравился,хотя и бодрил неплохо, а если не пожалеть сахару и добавить что- то кисленькое,вроде тамошних мелких лимончиков,то и вкус терпимым становится. А пить его приходилось часто, потому как для изандийца чай это обязательный элемент досуга и встречи гостей. Причем они пьют свой чай свежезаваренным и маленькими порциями,грамм по сто , а то и меньше. Отхлебнут крохотный глоточек,закурят мизерного объема трубочку, и продолжат беседу. И трубочное зелье , увы, переносить было тяжело. Со второго дня вынудили меня применять заклинание, подавляющее этот запах. Лео- то было проще. В этой позиции достанет его запах табака,так он встал и вышел, а мне нельзя.
Так что первый день мы провели в караван- сарае,но выходили только во дворик его. Впрочем, там было интересно посмотреть, кто приехал,как они одеты, как разговаривают, как грузят товары, как их распаковывают и запаковывают... Я никак не мог разобраться, как вьючат верблюда. С лошадями был понятнее, а вот сложное переплетение ремней и веревок верблюжьего вьюка меня ставило в тупик. Седло для поездки на верблюде тоже было сложным. Я кое-что поспрашивал в пределах знания джамийского языка, как караваны проходят через пустынные участки на востоке провинции. Мне ответили, что им привычно там ходить,оттого уже и не чувствуют неудобства, если нет песчаных бурь и не пересыхают колодцы. Утром встают до света и мерзнут от ночной прохлады.быстро варят плов и чай. Оказывается, после плова, хоть он и жирный, больше пить не хочется.
Пока солнце еще не стало палящим, утром караван идет хорошо,пройдя значительную часть расстояния,что должен преодолеть за день. В обед стараются не есть, да и пить поменьше Когда пьешь в жару- это просто обманываешь себя.Можно пожевать кислых ягод, которые поэтому популярны,можно закурить трубочку,но курение тоже опытные люди не рекомендуют. Днем караван тащится,как только может, но если есть участок меж скалами, где можно отдохнуть или старые постройки, дающие тень,то обязательно остановится и переждет часть жары. Под вечер по спавшей жаре-новый рывок вперед, а дальше разбивается лагерь, готовится ужин и чай. Ну,это если нет недостатка в воде,что тоже случается. Баранина для плова везется с собой уже готовая- в жареном виде и залитая жиром в кувшинах,так она не портится и готовится быстрее. Рис для плова идет тоже особого сорта,чтоб быстрее разваривался. Дома-то можно и другой сорт взять и не мучиться насчет воды.
Чуть позже я сам попробовал покататься а верблюде. Должен сказать- мне это не понравилось. Хуже только летать на ПО-2 в зоне каких- то воздушных потоков. Оба раза летал и оба раза меня вытошнило. Во второй раз я принял меры и полетел с пустым желудком. Увы,и тогда...
Вот так первый день и прошел- с очищением от скверны и разглядыванием соседей по караван- сараю. А наутро прибыл посланец из дворца губернатора с длительными церемониями пригласивший нас к правителю. Там уже была вторая серия церемоний, потом нечто вроде раннего обеда из девяти блюд, а потом разговор о деле. Не только на ваше родине, девушка, о делах говорят после угощения. Я не готов сказать только за некоторые земли за южным морем, где не сподобился побывать и ,возможно, там делают по-иному, но в посещенных мною землях людская практика именно такова. Еще я незнаком с кобольдами,потому их обычаев не знаю,а остальные нелюди тоже сначала угощают.
Что касается обеда , то от того, что у меня лопнул живот, спасло только то,что порции там маленькие. Местные жители едят из небольших чашек. У кого-то больше и не бывает,тот съест одну чашку,а кому мало- съедает несколько чашек,но именно так все происходит. Лео тоже подали жареную рыбу,которую он охотно поел. Да,мне еще дома посланец сказал,что я не должен спрашивать,из чего приготовлена еда. Они не делают из этого секрета и даже опишут процесс приготовления, но вот эти сведения способны нанести душевную травму. Не всякий человек способен перенести знание, что блюдо приготовлено из рубленных дождевых червей под соусом из сквашенного верблюжьего молока с добавкою лягушачьей печени. Хотя есть это можно. Поэтому ,чтобы изобразить интерес к тамошней пище, вполне хватит поедания всей порции и благородной отрыжки после. Последняя не только допускается, но и обязательна. Если ее нет,то гостеприимный хозяин командует подать еще.
Мы перешли к делу, поскольку я съел все порции, запил тремя стаканчиками нефритового вина и только боги знают сколькими чашечками чаю. Из чего были сделаны эти блюда я не знаю.и ,естественно ,не стал интересоваться,как собственно и не знаю,что это за нефритовое вино. На вкус оно напоминало армирский грилен, а как там присутствовал нефрит- ей- ей не знаю. Возможно, только в виде названия. Когда все убрали и правитель закурил трубочку, он поведал о своих печалях с сыном, который являлся его надеждой ,ибо он рассчитывал,что удастся передать свой пост наследнику. В большинстве провинций Изандии главы их не выборные, а назначаемые верховным ее владыкой. Поэтому пост теоретически может получить сын или внук нынешнего управителя, но требуются его особые заслуги. Здешний владыка на это очень рассчитывал. Сын рос умным и рассудительным,хотя к военному делу интереса не проявлял, но губернатор рассудил, что для подавления восстаний сын уж найдет себе лихого рубаку, а вот для повседневного управления это не принципиально. И вот тут такая незадача. Если слух об одержимости демоном сына дойдет до столицы,то он способен подорвать всякую карьеру. Ну кто в здравом уме поручит провинцию или город одержимому? Поэтому о всех деталях знают очень немногие,а иногда проявляющееся «заговаривание» сына маскируется под его пророческие возможности.
Они и правда есть,хотя очень небольшие. Возможно, они дальше разовьются, но даже в очень скромном виде они чиновнику очень не помешают в угадывании начальственных капризов и в подковерной борьбе . Юноша сейчас был в загородной усадьбе, куда мы и завтра должны были поехать. Но для маскировки за нами завтра заедет сотник стражи, который и отвезет нас с Лео в усадьбу якобы для помощи жене и ребенку.Правитель же поедет в усадьбу как бы отдельно от нас. На сем аудиенция окончилась и нас отвезли обратно в караван-сарай. Общались мы через переводчика, который оказался знающим харазский, поэтому общение шло без больших сложностей.
Вечером Лео прошелся по караван-сараю, где истребил пяток мышей, но от угощения в награду отказался,ибо у правителя его накормили до отвал. Я же перекладывал нужные вещи в отдельный баул. Загородное поместье было недалеко, но в здешних мерах расстояния я сильно плавал.