St-range - по-моему, никто огромными темпами увеличивать развитие легкой промышленности не планирует. Потихонечку, полегонечку, одновременно с развитием тяжпрома. Потому что по отдельности ни то ни другое не работает. Они, понимаете ли, взаимопереплетаются... Для цехов нужны кирпич, стекло и дерево, рабочим нужна одежда и обувь, нужны вспомогательные материалы - все это не тяжпром ведь, правда?! А металлическое оборудование от тяжпрома делает легче изготовление продукции легкой промышленности...
Жернова истории - 5
Сообщений 111 страница 120 из 941
Поделиться11204-09-2013 20:48:27
St-range - по-моему, никто огромными темпами увеличивать развитие легкой промышленности не планирует. Потихонечку, полегонечку, одновременно с развитием тяжпрома. Потому что по отдельности ни то ни другое не работает. Они, понимаете ли, взаимопереплетаются... Для цехов нужны кирпич, стекло и дерево, рабочим нужна одежда и обувь, нужны вспомогательные материалы - все это не тяжпром ведь, правда?! А металлическое оборудование от тяжпрома делает легче изготовление продукции легкой промышленности...
Подпись автораЯ - наблюдатель, сидящий на пути, свесив ножки
Всё правильно.
...Вот только стране нужны танки.
Поделиться11304-09-2013 21:04:10
...Вот только стране нужны танки
А танкам нужны люди. Изготавливать, ремонтировать, вести в бой. А люди хотят одеваться, есть и жить в домах...
Поделиться11404-09-2013 21:04:13
Ну пусть будет n. В альтернативной истории мы имеем те же самые n вложений. Ладно, пусть благодаря действиям Осецкого будет большая сумма, n1. Однако у нас еще есть некие денежные средства, назовем "x", которые планируются на программу Осецкого. То есть на развитие промышленности могли бы направить n1+x, однако направляют только n1.
Не та арифметика. Отдача от вложенных средств в тяжпром не прямо пропорциональна вложенным средствам. Примерно выглядит k(n1+x). Где k при нулевых вложениях в легпром меньше единицы, а при существенных больше единицы.
А если вдруг донос - Осецкий сможет это объяснить ОГПУ?
Вес Осецкого таков, что объяснять он будет лично Джержинскому.
Так в деревне-то больше хлеба от этого не станет! Если будет увеличиваться "производство товаров крестьянского спроса", то же количество хлеба просто обойдется дороже экономике.
С чего бы это дороже? Хлеба больше не станет, но его обменяют на товары, а не перегонят в самогон.
Повышение уровня жизни достигается именно развитием тяжелой промышленности. Производства средств производства. Если мы увеличиваем производство товаров НП, то мы повышаем и уровень жизни. Однако именно для этого требуется именно тяжелая промышленность, которая и производит "средства производства" для легкой промышленности.
Это верно для временного промежутка не менее десятилетия. А нужен эффект за 2-3 года.
Но, обратите внимание, что не все промышленное строительство идет в чистом поле. Большая часть промышленных предприятий создается в уже существующих городах, где уже есть какой-то жилищный фонд.
Вот только в этом фонде всё уже занято и уплотнено. В это фонд уже не втиснуться. Ну если только на полшляпки.
голодный работает лучше сытого
Нарушение закона сохранения энергии. Голодный не сможет работать лучше сытого, поступающих в организм килокалорий тупо не хватит.
Отредактировано bespravil (04-09-2013 21:07:10)
Поделиться11504-09-2013 21:07:47
...Вот только стране нужны танки.
ИМХО, в первую очередь стране нужны самолеты. А на том этапе развития авиапрома это в гораздо большей степени мебельные и ткацкие фабрики, чем металлургические заводы (хотя моторы, конечно, никто не отменяет). Ну и, кроме того, танки стране будут нужны несколько позже - через 12 лет, в 39-ом году.
Никто не отрицает необходимость развития тяжпрома. Но и РеИшный перекос в его пользу не слишком хорош.
Я также попробую пояснить свою позицию. Легкая промышленность окупается быстрее, чем тяжелая - с этим никто спорить не будет? Значит, в 30-х годах, к развитию Депрессии у СССР будет больше средств для покупки заводов/лицензий/прочего - здесь этот момент уже обсуждался.
Плюс важным фактором остается отношение людей к Советской власти - одно дело, когда тебе обещают хорошую жизнь в светлом, но очень неопределенном будущем, и совсем другое, когда ты улучшения видишь постоянно, день за днем. А подобный фактор немало сказывается на производительности труда.
Далее. ГГ предлагает комплексное развитие экономики - а комплексное развитие дает гораздо больший эфект, чем перекошенное. Отличным примером здесь может служить Китай - помните их "домну в каждом дворе"? Вроде бы куча ресурсов вбухана - а отдача не сравнимая. А когда стали комплексно развивать - получили И рост жизни населения, И успехи в промышленности.
Поэтому, ИМХО, потратить некоторое время на развитие легпрома как раз верно - при более разумном развитии страны результат будет в итоге лучше - не только в отношение легпрома, но и в отношение тяжпрома и всей экономики в целом.
Поделиться11604-09-2013 21:48:45
Так шо шо-то мне сдается, что речь у нас тут в данном случае идет немножко о разных вещах. А именно - об "экономике вообще" (рыночной - которая, как можно видеть из истории, вполне работоспособна, не взирая на "экономию" со стороны частников И другие, различные накладки) с одной стороны, а с другой стороны - вообще не об экономике, а об социальном обеспечении (за что и боролись все революционеры 19 века), которое есть сознательное рапределение продуктов той самой экономики между всеми гражданами государства (общества)
Вопреки уверениям многих авторитетных экономистов, рынок - вовсе не "нейтральный экономический механизм", способный одинаково хорошо работать в любом обществе. И точно так же, вопреки широко распространенным представлениям, научный социализм вовсе не утыкается в социальное обеспечение и сознательное распределение продуктов.
Социализм - это другая экономика. И главное тут вовсе не в распределении, и даже не в выборе между планом и рынком. Сдается мне, что в одном из ближайших фрагментов я попрошу Осецкого высказать на эту тему, чтобы не писать огромную простыню в комментах.
Поделиться11704-09-2013 22:05:46
Сдается мне, что в одном из ближайших фрагментов я попрошу Осецкого высказать на эту тему, чтобы не писать огромную простыню в комментах.
Ура! *довольно потирая ручки* То, шо доктор прописал!..
Поделиться11804-09-2013 22:07:16
Распределение средств между тяжелой и легкой промышленностью - это не так называемая "игра с нулевой суммой". Знаете ли вы, откуда в основном брались финансы на капиталовложения в тяжелую промышленность? Их давал налог с оборота, которым облагались товары легкой промышленности. Поэтому рост продаж товаров народного потребления - прибавка в котел индустриализации. А вложения в легпром дают отдачу быстрее, чем в тяжмаш.
Кроме того, если вы заметили, то в рассуждениях ГГ сам себе говорил, что хорошо бы просто не допустить падения жизненного уровня, ибо ведь придется обеспечивать быстро растущее городское население. Где уж тут зажим тяжпрома?
Теперь о хлебе. Да, если мы под урожай данного года дадим на село больше товаров крестьянского спроса, хлеба от этого больше не станет. Но, как верно заметил коллега bespravil, меньше перегонят на самогон+немного меньше пустят на собственное потребление и на откром скота и птицы. А на следующий год увеличат запашку. Не так уж много, ибо имеющаяся техническая основа не дает, но все же увеличат. Да, от этого поначалу больше выиграет зажиточная часть деревни. Но зажиточные крестьяне - не все кулаки. А если дать беднякам и маломощным середнякам дешевые семенные ссуды и дешевый прокат плугов+сеялок и т.д., то и они увеличат запашку. Далее уже будет работать кооперативный план: МТС, машинопрокатные, агрономические, зоотехнические пункты и объединение вокруг них крестьян в артели, ТОЗы, посевные товарищества+ контрактация посевов. Ведь уже писал об этом!
Поделиться11904-09-2013 22:10:57
Продолжение:
Глава 9. Совнарком дает добро…
9.4.
После таких выпадов Дзержинский не сдержался и немедленно взял слово.
Дзержинский:
– Что предлагают нам выступавшие здесь ораторы от оппозиции? Ничего, кроме лозунгов и пустой трескотни. В проекте резолюции были ясно обозначены проблемы, на решение которых она нацелена. И что же, оппозиция сказала хоть слово об этих проблемах, предложила нам хотя бы какие-нибудь способы их решения? Ничего, кроме перемежающихся криков «Долой!» и «Ура! Вперед!» мы тут не услышали.
Дзержинский побледнел и прижал левую руку к груди. У меня тревожно екнуло внутри – ведь именно в 1926 году, как раз на Пленуме ЦК, и тоже после полемики с Пятаковым, Феликса Эдмундовича настиг сердечный приступ, который свел его в могилу. Председатель ВСНХ между тем продолжал:
– Особенно странно мне слышать такие речи от моего заместителя. Я всегда считал Пятакова хорошим организатором и грамотным экономистом. Только вот сегодня от него слышны только дезорганизаторские выкрики, не покоящиеся ни на каком экономическом расчете. Расчет здесь, наверное, все-таки есть, но это не экономический расчет, а расчет оппозиционного политикана!
(Одобрительный гул в зале).
– Не менее странно слышать речи о том, что империалисты ухватятся за нашу резолюцию, как за признание слабости, а товарищи рабочие впадут от такого признания в уныние. Неужели не ясно, что мы можем пойти на известное сотрудничество с частным капиталом именно потому, что мы стали значительно сильнее, чем раньше, и небольшой капиталистический сектор не представляет теперь для нас серьезной угрозы? Неужели не ясно, что признание правды, даже если она для нас в чем-то и неприятна, есть не признак нашей слабости, а признак нашей силы?
– Наша задача – полное использование частного капитала, отнюдь не ставка на его уничтожение, о чем упорно многие думают. Я против частного капитала в большом и даже среднем опте, но считаю, что без низового частного торговца нам никак сейчас обойтись нельзя. Без хорошо поставленной торговли нет удовлетворения потребностей населения, а наладить это дело немедленно только с помощью кооперации и государственной торговли я не вижу возможности. Я ничего не имею против крестьянина, который, заработав 100 или 200 рублей, занялся бы в деревне торговлей. Прогрессом является каждый торговый пункт, появляющийся там, где ныне нет и признаков торговли, откуда нужно за 20-25 километров ехать для покупки фунта сахара или бутылки керосина. Но чтобы частный торговец, в особенности в деревне, не грабил, не спекулировал, – его нужно поставить в здоровые условия, взять под защиту от местных администраторов, ведущих, вопреки постановлению партии, политику удушения частного торговца.
Дзержинский, не отнимая левой руки от груди, глотнул воды из стакана и снова обратился к Пленуму:
– Я, как член Политбюро и председатель ВСНХ, целиком разделяю ответственность за ту экономическую политику, которую ведет большинство нашего ЦК, опираясь на решения съезда партии. И я ответственно заявляю: никакой вялости, никакой боязни идти вперед, к социализму, никаких помыслов об отступлении в этой политике нет!
(Одобрительный гул в зале). Феликс Эдмундович прижал к груди уже обе руки, а его бледность заставила тревожно переглядываться некоторых сидящих в президиуме Пленума. Но Дзержинский пока не собирался покидать трибуну. В короткую паузу вклинился голос Каменева:
– Не может быть иного пути для создания достаточных для индустриализации накоплений, как поддержание высоких промышленных цен. Заодно это ограничит чрезмерное обогащение деревенской верхушки.
Дзержинский немедленно и весьма запальчиво возражает ему:
– Вот несчастье! Наши государственные деятели боятся благосостояния деревни. Но ведь нельзя индустриализировать страну, если со страхом говорить о благосостоянии деревни. А высокие промышленные цены прикрывают у вас в Наркомвнуторге неслыханные накладные расходы из-за неприлично раздутого бюрократического аппарата. Ваша работа там никуда не годна. Вот почему вы боитесь конкуренции частника!
Каменев обиженно повышает голос:
– Не годна? Я в Наркомторге всего четыре месяца. Что за это время можно успеть?
Но председатель ВСНХ бросает ему в ответ:
– Вы, товарищ Каменев, если будете управлять комиссариатом не четыре месяца, а сорок четыре года – все равно на это не будете годны. Вы не работаете, а занимаетесь политиканством. Я могу вам это сказать, вы знаете, в чем мое отличие от вас, в чем моя сила. Я не щажу себя, никогда не щажу. Поэтому вы здесь все меня любите и мне верите. Я никогда не кривлю душою. Если я вижу, что у нас непорядки, я со всей силой обрушиваюсь на них.
(Одобрительный гул в зале. Выкрики: Верно!)
– Я прихожу прямо в ужас от нашей системы управления, этой неслыханной возни со всевозможными согласованиями и неслыханным бюрократизмом. Но, несмотря на это, мы не кричим, что революция переродилась. Вместо этого у нас, в ВСНХ, и я, и мы все делаем всё возможное, чтобы обеспечить рост нашей промышленности. Товарищ Сокольников, может быть, подчас чересчур усердно защищает ведомственную позицию Наркомфина. И я с ним не раз на этой почве крепко ругался. Но разве может экономически грамотный человек в здравом уме требовать во имя роста промышленности требовать безудержного расширения кредита, чтобы послать к черту весь наш бюджет, и угробить наш с таким трудом восстановленный курс рубля? Это будет означать возвращение к экономической разрухе времен гражданской войны. А болтовня о какой-то диктатуре Наркомфина – это несерьезно. Крепкий рубль и сбалансированный бюджет – это не политика лично Сокольникова, это наша общая политика. Но здоровые финансы для нас не самоцель, а необходимое средство обеспечения главной задачи. Главная же задача у нас сейчас – укрепление и рост социалистической промышленности ради развернутого наступления социализма по всему фронту!
При этих словах Феликс Эдмундович пошатнулся и ухватился одной рукой за трибуну. Несколько человек (и я в том числе) подскочили к нему и помогли пройти в соседнюю комнату. Дзержинского уложили на диван, кто-то послал за врачом.
– Феликс Эдмундович, нитроглицерин у вас с собой? – с тревогой интересуюсь у него.
Он вялым движением тянется к карману пиджака. Опережая это движение, достаю из его кармана баночку, отвинчиваю крышку и запихиваю шоколадное драже ему в рот. Через несколько минут появляется врач. Пощупав пульс, он озабоченно хмурится:
– Лежать, не вставать. Сейчас я принесу капли.
– Хорошо, – тихо отвечает Дзержинский. – Отлежусь немного, а потом пойду к себе на квартиру.
– Вы что? – взвиваюсь я ракетой. Тут же нет ни реанимаций, ни аорто-коронарного шунтирования, ни электродефибрилляторов. Капельницы, небось, и той нет… – В самоубийцы хотите записаться? Лежать!! По меньшей мере, несколько дней лежать. И если передвигаться, то только в лежачем положении, на носилках.
– Молодой человек прав, – поддерживает меня седенький эскулап. – В вашей ситуации лежать – это самое лучшее поведение. Иначе можно заработать разрыв сердца, голубчик!
Злой, как черт, возвращаюсь в зал заседаний, нагло лезу прямо в президиум и выторговываю у них выступление. Хотя я только кандидат в члены ЦК, право совещательного голоса у меня есть.
Поделиться12004-09-2013 22:17:02
Только вот сегодня от него слышны только дезорганизаторские выкрики, не покоящиеся ни на каком экономическом расчете.
вместо второго - лишь
Похожие темы
Жернова истории 7 | Произведения Андрея Колганова | 08-11-2019 |
Жернова истории - 4 | Произведения Андрея Колганова | 26-08-2013 |
Жернова истории-3 | Произведения Андрея Колганова | 14-09-2012 |
Жернова истории - 2 | Произведения Андрея Колганова | 12-03-2012 |
Жернова Истории | Произведения Андрея Колганова | 27-08-2011 |