Некоторый резон имеется в позициях всех спорящих сторон. Но тут еще ведь важно не превратить ГГ в фигуру "и швец, и жнец, и на дуде игрец". Он и так уже серьезное внимание к себе привлекает. Будет удачный момент, или придумает ГГ ловкий ход - на что-то повлияет. Но тупо лезть со своими советами - не будет.
А пока выкладываю продолжение (завершение 9-й главы):
Глава 9. Совнарком дает добро…
9.5.
Вот что отразила стенограмма.
Тов. Осецкий:
– Проект обсуждаемой сейчас резолюции является плодом интенсивной коллективной работы. Но поскольку исходный вариант, который потом подвергался критике и доработке, написан моей рукой, я разделяю ответственность за все, там сказанное, и считаю своим долгом решительно отвергнуть нападки на общую линию этого проекта. Не забываем ли мы с вами о том, для чего вообще допустили частный капитал? Похоже, призыв Ленина «учиться торговать!» прошел мимо ушей очень многих наших ответственных работников. Научились мы торговать лучше, чем частник? Нет! А значит, вопрос о вытеснении частного капитала повисает в воздухе.
– К сожалению, в партии по отношению к частнику фактически сложились две основных линии. Одни товарищи считают, что надо нашу новую буржуазию зажать как можно сильнее, и в ближайшей перспективе окончательно свернуть ей шею. Другие полагают, что пусть еще немного поживет, а шею мы ей обязательно свернем, но малость попозже. Обе эти линии, товарищи, ни к черту не годятся, ибо не дают ответа на вопрос, который я только что поставил: а зачем мы вообще признали право частного капитала на существование? Мы признали его для того, чтобы использовать в социалистическом строительстве, поскольку одними собственными усилиями поднять хозяйство оказались не в состоянии. Вот что писал Ленин: «…Мы должны использовать капитализм (в особенности направляя его в русло государственного капитализма) как посредствующее звено между мелким производством и социализмом». Задушить частника – невелика хитрость, а вы попробуйте повернуть дело так, чтобы его руками строить мостки, ведущие к социализму! «…Создать капитализм, подчиненный государству и служащий ему» – именно так ставил проблему Владимир Ильич, и я не вижу, почему мы должны от этой линии отказываться.
(Шум в зале).
– Здесь, правда, приходится слышать разговоры, что мы свое хозяйство восстановили, и потому частник нам уже не нужен, он только мешает, а потому – долой его, и как можно скорее. Извините, но большей ерунды придумать невозможно.
(Тов. Зиновьев: Вот-вот! Вы против вытеснения частного капитала!). Не обращая внимания на выкрик Григория Евсеевича, обращаюсь к залу:
– Нам сейчас предстоит сконцентрировать колоссальные усилия на создании современной промышленности, в первую очередь тяжелой. А у нас потребительский рынок хромает на обе ноги. Товарный голод есть реальность, он бьет и по рабочим, и по крестьянам, он бьет по политике хлебозаготовок, ибо крестьянин продаст нам достаточное количество хлеба только в том случае, если нам будет что предложить ему в обмен. Некоторые паникеры делает из этого вывод, что нам надо начинать с «ситцевой индустриализации». Думаю, все присутствующие, как бы мы ни спорили по другим вопросам, согласятся, что этот путь нам не годится. У нас нет возможности десятки лет потихоньку-полегоньку готовить индустриализацию с ситцевого конца. Но как же тогда быть?
– Когда армия организует наступление, то она собирает главные силы для удара на одном, решающем участке, а другие прикрывает теми войсками, что послабее. Нельзя быть сильным одновременно везде – пусть товарищи военные меня поправят, если я глупость сморозил. (Реплика из президиума. Тов. Фрунзе: Почему глупость? В общем, так оно и есть). Так же надо поступить и нам – сконцентрируем усилия на группе «А» промышленности, а дыру по группе «Б» пусть временно, хотя бы на ближайшие пять-семь лет, закроет частник. Полностью этот сектор ему на откуп мы отдавать не собираемся – создадим крупные современные государственные предприятия в группе «Б», чтобы была конкуренция, и, разумеется, снабжение средствами производства и кредит будем держать в своих руках.
– Поймите: мы не на поклон предлагаем идти к частному капиталу, а дать буржую выбор – пойти на сотрудничество с нами, и тогда у него есть перспектива, что его экспроприируют в мягких формах, постепенно, не вызывая резких перемен в его личной судьбе. Если умеет хозяйствовать и подчиняться нашим законам и государственной дисциплине – пусть становится в перспективе директором уже на смешанном, либо на советском или кооперативном предприятии. Либо будем давить без нежностей – кого экономически, а кого и через суд.
– Кстати, нечто подобное можно будет, с известными изменениями, провести и по отношению к зажиточному крестьянину – расколоть возможный кулацкий фронт против обобществления сельского хозяйства. Конечно, злостному кулаку, ростовщику, спекулянту с нами никак не по пути и их придется ломать безжалостно. Но не каждый зажиточный – кулак, и если хотя бы часть удастся увлечь на путь добровольного включения в коллективы – это уже будет выигрыш.
(Тов. Рыскулов: Кулака за собой в социализм тащить собираетесь? Шум в зале. Выкрики: Не перебивайте!)
– Затоптать частный капитал кажется просто, но это такая простота, которая, как говорится, хуже воровства. Социализм – это не только хозяйство без капиталистов. Это хозяйство, которое стоит экономически выше капиталистического уклада. Нам предстоит победить капитал не одними лишь запретами, не одной лишь экспроприацией – это оружие мы использовали для завоевания командных высот в экономике и вовсе не собираемся от этих завоеваний отказываться. Но теперь нам предстоит победить буржуазию экономически, и только тогда можно будет говорить о победе социализма. Не стоит забывать, что за рубежами СССР находится капитал гораздо более мощный, гораздо более работоспособный, гораздо более изворотливый. И если мы хотим двинуть вперед мировую революцию, то мы должны доказать, что умеем хозяйствовать лучше их. Без этого всякие разговоры о победе над буржуазией – пустая трескотня! – этим резким выпадом заканчиваю свое выступление.
Большинство явно склонялось в пользу резолюции, однако когда дело дошло до поправок, развернулось сражение не менее яростное, чем во время дискуссии. Тем не менее, к концу дня резолюция все же была принята.
О политике в отношении частного капитала
Постановление Пленума ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1926 года
Подтверждая линию на постепенное вытеснение частного капитала, партия предостерегает от всякой необдуманности и поспешности в этом вопросе. Имеющееся у некоторых наших партийных и хозяйственных деятелей желание вытеснить частный капитал путем создания для него невыносимых условий (за счет чрезвычайного повышения налогов, ставок арендной платы, отсечения от внешней торговли, создания затруднений с регистрацией и т.д.) является как раз проявлением такой необдуманности и поспешности. Вытеснение частного капитала может происходить лишь по мере роста эффективности обобществленного сектора, а такое «вытеснение», которое покоится на чисто административном нажиме, и на деле приводит лишь к ухудшению снабжения населения, не может быть признано правильной партийной линией.
Для решения вопросов роста материального благосостояния трудящихся партия и Советское правительство готовы пойти даже на известное сотрудничество с частным капиталом, однако лишь в той мере, в какой представители частного производства и торговли:
1) принимают на себя и исполняют обязательства по реализации наметок государственной программы улучшения материального благосостояния трудящихся, принятой СНК СССР 14 сентября сего года;
2) образуют смешанные частно-государственные общества;
3) осуществляют полный или частичный переход на устав кооперативного товарищества путем наделения работников паями своего предприятия за счет участия работников в прибылях такового;
4) следуют рекомендациям ВЦСПС и Наркомтруда в части нормирования производства, условий и оплаты труда.
Тем частным предприятиям, которые соответствуют оговоренным выше условиям, могут предоставляться некоторые льготы по налогообложению, по ставкам арендной платы, по кредитам, по заключению договоров снабжения с государственными трестами и синдикатами, по выделению валютных лимитов и оформлению лицензий на ввоз товаров. Для реализации этих предложений ЦК ВКП(б) предлагает создать постоянно действующий комитет по работе с частными предпринимателями при СНК СССР. Задачей этого комитета будет являться контроль над предоставлением льгот частным предпринимателям строго на оговоренных выше условиях участия в действительном исполнении государственных программ и заказов, и пресечение всякого рода мошеннического и недобросовестного использования этих льгот, как со стороны частника, так и со стороны хозорганов.
В то же время Советское государство будет продолжать беспощадную борьбу с теми представителями частного капитала, кто встает на путь хищений, спекуляции, мошенничества, нарушения трудового законодательства и т.п.
В отношении вытеснения частного капитала линия Советского правительства должна состоять в первоочередной замене частника государственными и кооперативными организациями в оптовой торговле, поскольку там наиболее сильны тенденции к проведению чисто спекулятивных операций крупного масштаба. В то же время вытеснение частного капитала из розничной сети и из производственного сектора возможно только в той мере, в какой государственный и кооперативный сектор сумеет не только полностью заменить частника, но и превзойти его в эффективности производства и обслуживания населения.
Не закрывая глаза на эксплуататорскую сущность частного капитала, как и на те обстоятельства, которые вызвали к жизни новую экономическую политику, предусматривающую, в том числе, допущение частного предпринимательства, ЦК ВКП(б) рассматривает, как наиболее перспективный, такой путь вытеснения частного капитала, который основан на постепенном вовлечении его в систему планового хозяйства и постепенном преобразовании частной собственности в общественную. Указанные выше условия и есть первые шаги к такому преобразованию.
«Мы ценим коммунизм только тогда, когда он обоснован экономически» – писал Владимир Ильич Ленин. Партия и впредь будет строить свое продвижение вперед в деле социалистического строительства на строгом экономическом расчете, ставя на первое место не лозунги и победные рапорты, а укрепление экономического положения Советской республики, рост обеспеченности трудящегося населения.
Выходя из зала заседаний Пленума, чувствую, что меня пошатывает. Похожее ощущение бывает после заплыва на скорость в бассейне. Как только начинаешь вылезать из воды, сразу понимаешь, как тебя вымотал этот заплыв. Но меня не оставляет мысль, что если бы не XIV съезд, поколебавший позиции как раз левых загибщиков, то вообще бы у меня ничего не вышло.