Положение великорусского населения России за 18 век явно ухудшалось .
Об этом можно судить по среднему росту рекрутов .
Это весьма точный индикатор .
Надо сказать ,что в русской армии были установлены ограничения по минимальному росту рекрутов .
Хотя в ходе военных компаний требовавших резкого увеличения количества новобранцев требования к росту рекрутов сильно понижались .
Фактический ростовой ценз для рекрутов в мирное время был 157,8см , несколько раз его пытались повысить до 160см , но вынуждены были его снизить обратно .
А с 1791 года проблемы с комплектованием рекрутами достигли такой остроты , что ростовый цен для рекрутов был понижен до 142,2см .
Лица отвечавшие за набор рекрутов прежде чем отослать их в полки , мерили рекрутов по росту и малорослых и плохого телосложения отсылали обратно .
Помещики-душевладельцы и общины государственных крестьян всячески пытались отсылать рекрутами лиц малого роста , с плохим телосложением и больных на голову .
Приёмщики рекрутов были обязаны таких браковать .
За присланных в полки негодных рекрутов приёмщиков наказывали .
Поэтому по среднему росту рекрутов можно судить об условиях существования основной массы великорусского населения .
В 1701-1705 годах средний рост рекрутов был 164,8см .
А в 1726-1730 годах уже 161,4см .
Иными словами средний рост рекрутов за 25 лет упал на 3,4см .
Ростовый ценз в последний период был повышен до 160см и несмотря на эту меру средний рост рекрутов упал .
В следующие 25 лет средний рост рекрутов вырос на 2,6см , но уровня начала 18 века достигнуть не удалось .
В период 1751-1795 года средний рост рекрутов понизился на на 2,7см .
Или по сравнению с периодом 1701-1705 годов рост уменьшился на 3,2см .
Можно сделать такой вывод ,что в период правления Петра 1 рост понизился на 1,7см , в период 17025-1730 года понизился ещё на 1,7см , при Елизавете ещё на 1,1см и при Екатерине 2 ещё на 1см .
Зато вот при Анне Ивановне рост вырос на 2см и при Павле вырос на 0,9см .
Самый благоприятный период в 18 веке для подавляющей части населения был при Анне Ивановне и в начале правления Елизаветы .
Общие повинности ( прямые налоги и повинности в денежной форме ) помещичьих крестьян за 18 век выросли номинально в 12 раз , если брать по содержанию серебра в деньгах в 6,3 раза и даже с поправкой общее повышение цен в 2 раза .
Общие повинности ( прямые налоги и повинности в денежной форме ) государственных и удельных крестьян за 18 век выросли номинально в 7,6 раз , если брать по содержанию серебра в деньгах в 4 раза и даже с поправкой общее повышение цен в 1,3 раза .
Причем урожайность зерновых в 20-х годах 18 века была сам 3,9-4 , а в конце века сам 3,3 .
Помещичьи крестьяне были общим источником дохода и для помещиков и для казны .
А составляли они от всего населения в 18 веке от 51,5% в 1719 году ( 7 миллионов душ обоего пола ) , до 57,5% в 1795 году ( 19,6 миллионов душ обоего пола ) .
Естественно дворянство и казна конкурировали между собой за доходы от эксплуатации помещичьих крестьян .
При Петре 1 эти доходы делились примерно поровну .
Но при приемниках Петра 1 государственная власть попала в очень сильную зависимость от дворянства и постепенно уступила дворянам почти всю долю в доходах от помещичьих крестьян .
Доля помещичьих крестьян в государственных доходах (прямых и косвенных налогов ) в 1721-1730 годах была 50% , в 1751-1760 годах - 30,4% , а в 1795-1800 годах всего 12,1% .
Это было результатом того ,что помещичья рента росла много быстрей роста налогов и обгоняла рост цен .
В результате государственный бюджет за период 1720-1800 годов потерял в серебре не меньше 329,9 миллионов рублей .
Эти деньги присвоили и потратили на личное потребление помещики .
Казна мало повышая налоги и не ограничивая повинности крестьян по отношению к помещикам дала последним возможность увеличивать ренту не опасаясь массового протеста со стороны крестьян .
Крестьянам было в сущности без разницы , кому платить казне или помещикам .
Последние этим и воспользовались , и начали поднимать ренту до максимально возможного уровня и притом более быстрыми темпами чем росли цены .
Передача примерно 1 миллиона государственных крестьян в собственность помещиков нанесла дополнительный ущерб казне , за счет ренты перешедшей из казны в карманы помещиков .
Причем помещики претендовали на передачу им по меньшей мере на 6-8 миллионов государственных крестьян дополнительно .
Помещики претендовали и на передачу им всех церковных крестьян ( 1,6 миллиона душ обоего пола в 1719 году и 2,6 миллиона в 1795 году ) .
Если-бы эти претензии помещиков были-бы осуществлены , то русские финансы ожидал-бы крах .