Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Колганова » Жернова истории - 6


Жернова истории - 6

Сообщений 741 страница 750 из 900

741

Приношу свою искреннюю благодарность гражданам Луганской и Донецкой республик! Их неподдельный энтузиазм, проявленный на сегодняшнем референдуме, частично унял не покидавшую меня последние два месяца тревогу, позволил мне, наконец, на какое-то время оторваться от мониторинга украинских событий и урвать кусочек времени для литературного творчества:

Глава 31. Отступать некуда

31.1.

Я стою у телефона, продолжая сжимать в руках трубку, хотя в ней давно уже прозвучал сигнал отбоя. Затем механическим движением возвращаю её на место. Знал же, что нитроглицерин – это только отсрочка, но так хотелось верить, что его изношенное сердце протянет ещё немного. На негнущихся ногах делаю шаг к комнате. В этот момент в прихожую заглянула Лида. Вид у меня, наверное, был тот ещё, потому что она сразу встревожено спросила:
– Что случилось?
– Дзержинский… Умер… Сердце… – выдавливаю из себя слова.
Жена бросается навстречу, пряча голову у меня на груди, а я обнимаю её за плечи. Какое-то время стоим молча, пока из комнат не появился Михаил Евграфович, краем уха уловивший какой-то разговор в прихожей, после которого дочка с зятем так и не вернулись оттуда. Кратко объясняю ему, в чем дело. Он тоже некоторое время стоит молча, потом произносит:
– Хорошего человека потеряли… Что же теперь с тобой будет, Виктор?
– А что со мной? – известие о смерти Феликса Эдмундовича совершенно не располагало меня к размышлениям о собственной судьбе.
– Красин умер, Дзержинский умер… – задумчиво протянул мой тесть. – А больше ни с кем из высшего руководства тебе таких доверительных отношений и не удастся наладить, пожалуй. Но вот зубы на тебя точат многие.
– С чего бы? Я вроде никому дорогу не переходил, гадостей не делал, политическими обвинениями не швырялся.
И в самом-то деле: может быть, далеко не всем по нраву те позиции, которые я отстаиваю, и путь наверх мне, конечно, закрыт, но врагов я, вроде бы, приобрести не успел?
– Эх, Виктор, – вздохнул Михаил Евграфович, – ты же не первый год уже трешься в нашей бюрократической машине, а юношеский идеализм у тебя всё никак не выветрится. Неудобный ты. Все твои начинания… как бы это лучше сказать… они нацелены на то, чтобы наших чиновников не только всерьез работать заставить, но ещё и думать при этом над каждым шагом. А кому из них такое может быть по нраву? У Дзержинского под началом ты и то многим рисковал. А уж без него… – он махнул рукой. – Из нынешних верхов может, кто и станет тебе благоволить. Только сдается мне, они из таких будут, что при случае себя не защитят, не то, что тебя, – и тесть с печальным видом покачал головой.
Мои мозги постепенно обрели способность соображать и обдумывать сказанное. Да, отец Лиды прав. Пожалуй, можно по многим вопросам найти общий язык с «правыми», но они даже своих позиций удержать не смогут – дело явно к тому идёт. И надеяться, кроме как на самого себя, не на кого. Впрочем, если уйти в тень, не отсвечивать, то есть шансы сохранить своё кресло. Вот только зачем мне кресло, если ценой за него станет невозможность действовать? Я не такой самоотверженный человек, как Феликс Эдмундович, чтобы буквально сгореть на своем посту, но и сидеть, сложа руки, мне совесть не позволит. На память пришли любимые многими авторами книг про попаданцев слова, обычно приписываемые Марку Аврелию: «Делай, что должно; случится то, чему суждено». Приверженностью к фатализму никогда не страдал, и голову мне подставлять, прямо скажу, боязно. Но и увиливать от ответственности, которую сам на себя взвалил, не буду.
Следующие дни отпечатались в памяти смутно. Колонный зал Дома Союзов, почетный караул у гроба, где и мне довелось отстоять один час. Поток людей, идущих отдать последний долг. Слёзы на глазах у многих и многих. Некрологи в газетах. Похороны у Кремлевской стены. Члены Политбюро, несущие гроб. Воинский салют…
Преемником Дзержинского на посту председателя ОГПУ вполне предсказуемо стал Рудольф Вячеславович. Хотя Менжинский и был серьезно болен, он, возглавляя Секретно-политическое управление, держал в руках все ключевые структуры: СПО, ИНО и КРО. Поэтому его назначение представлялось логичным и неизбежным. Положение Трилиссера укрепилось – из просто заместителя председателя ОГПУ он превратился в первого заместителя.
Мне же всё чаще приходилось разрываться между хозяйственной работой в ВСНХ, обработкой данных экономической разведки в аналитическом отделе у Мессинга, и координацией работы по формированию заданий для тайных операций по закупке перспективного оборудования через подставные фирмы, а для этого – консультировать биржевые сделки и скупку долгов (коллекторские операции). Согласовать состав приобретаемого оборудования с потребностями строящихся и реконструирующихся предприятий было очень непросто – далеко не всегда имелась возможность приобретать именно то, что требовалось, да и сами требования частенько менялись на ходу, в связи с пересмотром как перечня вводимых объектов, так и проектов строящихся предприятий. В результате часть с таким трудом добываемых станков и машин надолго мертвым грузом оседала на складах, за что, разумеется, никого по головке не гладили.
В результате того, что под давлением и с мест, и со стороны хозяйственных ведомств, и высшего руководства запланированный на пятилетку объем капитального строительства всё время превышался, стали трещать заложенные в план экономические пропорции. А это была как раз зона моей ответственности по линии ВСНХ. Назначенного после смерти Дзержинского председателем ВСНХ Серго Орджоникидзе эти проблемы беспокоили не меньше, чем меня, – тут, пожалуй, у нас наметилось полное взаимопонимание, – но вот прямо выступить против сложившейся практики ни в ЦК, ни в Совнаркоме он не собирался.
– Пойми, Виктор Валентинович, – втолковывает он мне, когда перед ним в очередной раз ложатся на стол расчеты, показывающие угрожающее развитие ситуации, – наша задача ведь не в том, чтобы придерживать поступательное движение вперед, а в том, чтобы найти способы обеспечить необходимые экономические условия для роста нашей промышленности, невзирая ни на какие трудности.
– А на здравый смысл и экономическую необходимость тоже прикажете не взирать? Или мы уже не материалисты, и у нас воля идёт впереди всех и всяческих материальных факторов? – горячусь в ответ.
– Воля пролетарских масс – тоже материальный фактор! – с не меньшей горячностью бросает Серго, но, увидев жесткий прищур моих глаз, немного сбавляет тон. – Ты, конечно, прав в том отношении, что ситуацию надо как-то поправлять. Но не за счет снижения темпов и сокращения капитального строительства! Надо налечь на режим экономии, снижение себестоимости, на мероприятия по повышению производительности труда, найти дополнительные источники финансирования…
– Вы же сами знаете, что именно незапланированный рост капитальных вложений подрывает и усилия по снижению себестоимости, и возможности повышения производительности труда, – позиция Орджоникидзе начинает меня бесить. – Начинается затяжка со снабжением стройматериалами, нехватка рабочих, стройки затягиваются. Затем идет некомплектная поставка оборудования, необходимость нанимать необученную рабочую силу, предприятия не могут выйти на проектную мощность, а некоторые – так и вообще выпускать продукцию. В результате фонд зарплаты серьезно перерасходован, а брак, простои и прогулы растут. Какая уж тут борьба за снижение себестоимости и рост производительности труда!
– Что ты мне тут жалобы разводишь! Не хуже тебя всё это знаю! – Серго вспыхивает, как порох. – А всё равно отступать нам нельзя и некуда. Только вперед! Так что забери все эти бумажки и иди! Жду от тебя конкретных деловых предложений, а не плача насчёт непреодолимых трудностей, – заканчивает он на немного более спокойной ноте.
Вот так с ним и беседуем. Уже не первый раз…

+41

742

Отличная прода. Мне особенно понравилась тем,за что другие Вас будут ругать: Вам хватило вкуса и чувства меры показать двойственность человеческой природы. Осецкий прежде всего болеет за дело, но автоматически думает и о собственной заднице, потому что жалко и себя тоже. На мой взгляд - это писательская психологическая удача, потому что намного легче изобразить дешевого бодрячка, чем мучения нормального, порядочного  человека  который отвечает ещё и перед семьёй. +10!

0

743

Запасной -  а что же все-таки Сталин?  Уже вроде бы деятельность всех и вся осветили  чуть ли не со всех сторон... а товарищ Сталин как-то в тенек "упрятался". А хотелось бы посмотреть... ну, хотя бы и его реакцию на смерть Дзержинского и прочие , хм, "перестановки слагаемых"  на "политическом Олимпе" СССР.

0

744

Cherdak13 написал(а):

А хотелось бы посмотреть... ну, хотя бы и его реакцию на смерть Дзержинского и прочие , хм, "перестановки слагаемых"  на "политическом Олимпе" СССР.

По моему вы торопитесь Ирина. Это материал дальнейшего продолжения романа, а не нынешнего отрывка. Давайте наберёмся терпения.

0

745

ИНО должен был хорошенечко заработать на спекуляциях 29-29гг.
И замечательно заработать за первые три часа кризиса - тогда испарились 11 млрд. долларов.

Поскольку последнее произошло ещё при жизни Дзержинского, то последний вполне мог поведать о такой удаче в Политбюро и представить ГГ к награждению.

0

746

Атермит написал(а):

Скорее тут вал работы перераспределения оборудования, в связи с перенесением начала производства на объектах, задержанное несоответствием возможностей - планам и изменением последних.

Да, так сформулировать будет точнее. Оборудование всё же неизбежно будет оседать на какое-то время, даже если оно годится в дело - из-за рассогласованности по срокам.

0

747

Ehaiai написал(а):

И замечательно заработать за первые три часа кризиса - тогда испарились 11 млрд. долларов.

Их прибрали те, кто имел возможность рискнуть очень крупными суммами. А у ИНО таких сумм не было. Что-то они по моему сюжету должны наварать, и немало, но уж никак не миллиарды. И даже не сотни миллионов.

0

748

Запасной написал(а):

Их прибрали те, кто имел возможность рискнуть очень крупными суммами. А у ИНО таких сумм не было. Что-то они по моему сюжету должны наварать, и немало, но уж никак не миллиарды. И даже не сотни миллионов.

Многоступенчатые пирамиды и знание сроков позволяло ИНО сделать многия десятки миллионов начиная с одного-двух миллионов $$. (Даже имея минимальный опыт, но зная направление в котором следовало двигаться.)
Доллар, вложенный ИНО в 27-28гг. обернется полусотней лимонов, a главное - имущество банкротов, кот. потянет уже, пожалуй, и поболее ста лимонов. Разорились-то и тысячи частных (неакционерных) компаний (о чем многие забывают), стоимость кот. НЕ учитывалась в потерях фондовой биржи, но прошлась стальным катком по американской экономикe. Станки и заводы продавались за копейки, но никто не брал - не были нyжны.
Кстати, ГГ мог бы приготовить для Дзержинского (Менжинского) записку в Политбюро о возможности значительного сокращения валютных затрат на закупки, так как скоро (31-32гг.) из США и Европы хлынет поток вымороченного оборудывания.
Вот это сильный шаг, после кот. с Осецким начнут считаться.
(Всё идёт к тому, что дело Осецкого будет разбираться в Политбюто?)

Отредактировано Ehaiai (14-05-2014 20:36:41)

+2

749

Внешние события требующие ПМСМ отражения в книге:

Выборы 4 Рейстаг Германии (1928)  - в РеИ НСДАП впервые прошло в парламент (12 мест) , в этой реальности действия  ГГ в первых книгах  может этого не допустить. И это не может быть не отмечено. Её голоса могут отойти Немецкая национальная народная партия (+2 место от РеИ), Немецкой народной парти (+1 место от РеИ), Младогерманскому ордену (мест не принесет), Партия центра (+1 место к РеИ)Партии немецкого среднего класса (+1 место от РеИ), КПГ (+3 места к РеИ), СДПГ (+4 места к РеИ) (больший бонус получают те чье влияние и в РеИ росло). Но госование по РеИ ГГ помнить точно не может ( "кроме поражения НСДАП изменения были незначительны. Но само отсутствие нацистов в Рейхстаге имело решающее значение: лишение нацистов парламентской трибуны открыло СДПГ и коммунистам возможность стать основными выразителями интересов народных масс в период кризиса. Что существенно изменило расклад уже в следующем парламенте...")
Выборы 5 Рейстаг Германии (1930) - в РеИ НСДАП стало 2 по силе партией со 107 мандатами. В этой РеИ эти голоса могут усилить Коммунистов и Социал-демократов, что в условиях новой политики Москвы создаст условия для создания этими партиями Красно-Красного правительства и проведения сильной левой политики по преодолению кризиса с большими бонусами для СССР... Что подвигнет германских правых или к военному перевороту, а в случае его неудачи всё же приведет Гиденбурга в Президенты в 1932м (с роспуском Бундестага)...

Во Франции на выборы Парламента 1928 года деятельность ГГ активно не повлияет, а вот Народный Фронт может победить уже  1932м году при значительном усилении коммунистов и левых социалистов.

Великобритания - на выборах 1928 года как и в РеИ победят Лейбористы (может быть чуть увереннее), а Коммунисты не потеряют единственное место в Парламенте , а даже увеличат представительство (ГГ это должен отметить). Здесь развилка требующая участия ГГ (он всё же по книге спец по Англии). Лейбористское Правительство меньшинства Рамсея Макдональда не смогло справится с начавшимся кризисом и Лейбористы в 1930 потерпели сокрушительное поражение от Консераторов, и к тому же Либералы и Лейбористы раскололись...... Для СССР выгодно более лояльное правительство в Лондоне в начале 30-х. Для этого нужно не пустить консерваторов к власти в 1930-м... Возможно рекомендовать (через аналитику в ГПУ и связи в Коминтерне) усилить компанию КПВ на тех выборах ,тем самым увеличить фракцию коммунистов и растянуть голоса левых, т.е дать консерваторам набравшим в РеИ больше голосов, получить и больше мест в Парламенте... Т.е. подвешенным будет уже правительство Консерваторов и в 1930-м лейбористы получат шанс сформировать "антикризисное кейсеанское правительство" вместе с либералами... Перед своим на дипломатическую работу ГГ обеспечит СССР ещё 4 года внешнего благоприятсвования...

Отредактировано Khalzan (14-05-2014 10:04:09)

+1

750

Атермит написал(а):

Скорее тут вал работы перераспределения оборудования, в связи с перенесением начала производства на объектах, задержанное несоответствием возможностей - планам и изменением последних.

На эту тему есть годная пьеса 1932 года
Никола́й Пого́дин Мой друг
http://www.litmir.net/br/?b=135994
  http://read.amahrov.ru/smile/read.gif

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Колганова » Жернова истории - 6