...Техник оставил машину у гаражей, не рискуя соваться на разбитую и раскисшую от дождей дорогу, и к штабу пришлось идти пешком. Он располагался на краю аэродрома – небольшой деревянный домик, зачем-то небрежно выкрашенный в серо-зеленый цвет. Солнце скрылось за облаками, и холодный ветер пронизывал до костей, заставив всех укрыться в домах. На стоянках было пусто, лишь трое механиков, в накинутых поверх комбинезонов пончо, возились у стоящего на козелках «Ишачка». Когда я проходил мимо, один из них, худой и высокий, широко улыбнулся и вскинул вверх кулак.
- Salud, camarada! – белоснежная улыбка разрезала его темное, мосластое лицо.
- Salud! – я тоже поднял кулак. Это был Энрике, механик обслуживавший мой истребитель в тех вылетах, что успел сделать до контузии. Он мне нравился. Хоть работал и неторопливо, но очень аккуратно, не пропуская ни единой мелочи. Я подумал, что если доведется здесь летать, то надо бы снова забрать его себе.
Костя сидел в штабе один, колдуя над громадной картой местности, расстеленной на таком же столе. Он буровил ее взглядом и яростно грыз карандаш, словно это могло чем-то помочь.
- Разрешите?
- О! Леша! Привет! Садись! – он протянул крепкую, мозолистую руку. – Как себя чувствуешь?
Крупный, с волевым жестким лицом и ранними залысинами, Колесников выглядел сильно старше своих неполных тридцати. Властный, напористый, но в тоже время не дурак и летчик от Бога, он являл собой пример настоящего командира. Местные женщины были от него без ума, подчиненные в нем тоже души не чаяли. Он командовал нашей эскадрильей.
- Лучше всех! Здоров как бык и имею желание устроить фашистам матч-реванш.
- Реванш? – командир коротко хохотнул. – Это хорошо. Но я слышал, что медицина беспокоится. После такой контузии... может тебя в деревню? Подлечишься!
«Деревней» тут называли Союз, и я понял, что вопрос моей отправки обратно, на Родину, поднимался. Это очень не понравилось, мои наполеоновские планы могли рассыпаться как карточный домик.
- Тут что, такси завелось? Здоровых пилотов туда-сюда катать,- я почувствовал, что иду по тонкому льду. – Богато живем!
- Начальству виднее, - глубокомысленно изрек Костя, внимательно изучая потолок. По мне, так смотреть там было не на что. Тот был самым обыкновенным: дощатый, серо-зеленый от табачной копоти.
-Ты у нас тоже начальство. А я себя чувствую превосходно и готов драться.
Колесников хоть и служил тут комэском, но дома, два года назад, был членом Союзного ЦИК, и среди нашего руководства имел авторитет. Его мнение наверху весило немало, и заручиться командирской поддержкой определенно стоило.
Командир задумался, наморщил лоб, сомкнув густые, выгоревшие брови, почесал облупившийся на солнце нос. Молчал он, с минуту, я уж думал, что впал в спячку.
- Самолетов не хватает, - затянул он старую волынку, - считай половина осталась, да еще в ремонте семь штук. Летать не на чем.
Его посыл разгадать было несложно. До Испании, мне довелось летать на «Ишачке» - новейшем советском истребителе «И-16». Наша авиабригада получила их в числе первых, и за два года я прекрасно освоил эту строгую, норовистую, но прекрасную машину. Беда была в том, что здесь исправных «Ишачков» было мало, всего семнадцать штук, а летчиков для них много. Зато хватало «Чатосов» - истребителей «И-15», но только мне летать на этом биплане не хотелось....
- А летчиков хватает? - спросил я. – Не, если надо я на «Ньюпоре» полечу. Но сам знаешь, два года на «Ишачках», знаю машину как облупленную.
- Летчиков тоже не хватает, - пригорюнился Костя. – Ваню Лакеева недавно подранили в бою. Но он, паразит, не растерялся, из госпиталя сюда сбежал. А зачем спрашивается, бежал, если я его все равно в воздух не пускаю. Пусть сперва поправится. А так... болеет народ часто, пища непривычная, да и погода тут гнилая какая-то. И самое поганое это бабы... К нашему брату липнут, куда там мухам до меда. Только успевай отгонять.
- А куда от природы денешься? - фальшиво поддакнул я. – Ты ее в дверь, а она в окно. Это я про баб, если что...
- Эту природу с корнем вырву! – командир грозно потряс кулаком. – Дорвались, ты гляди... Каждый третий заболевший по венерической части проходит. Срамота...
Я вспомнил широкие бедра медсестры из госпиталя и тоскливо вздохнул. Оно, конечно, командир у нас грозен, да и боязно – вдруг подхватишь чего. Но когда смотришь на местную черноглазую красотку, все эти опасения и страхи уходят на «потом».
- Так как там с самолетом? – увел я Колесникова от больной темы. – Есть на чем летать?
- Есть, - нехотя выдавил Костя. – Тебе найду. Но сразу говорю – губу не раскатывай. Машину даю временно, на несколько дней. Потом видно будет. Ты же у нас на И-15 летал?
- Было дело. Давно, правда...
- Вот и отлично. Значит так! Поступаешь со своим звеном в отряд Денисова. Возьмешь девятнадцатого, Ванькиного, «Ишачка», полетаешь, пока тот лечится. Остальное тебе Сергей доведет.
- А как вообще обстановка?
- Давят, суки! Залесских погиб на днях. Оторвался и... – он со злостью треснул по столу кулаком. - Километр до полосы не дотянул. Много этих сволочей, не развернуться. Но мы тоже тут... порядок теперь такой завел, чтобы одно звено ходило выше группы. Так надежней, проще прикрыть...
- Эшелонирование? – с умным видом покивал головой я. – Оно конечно... но тут сложно. Надо же как-то взаимодействие наладить. Как этим звеном управлять-то? Это, наверное, радиосвязь нужна...
- А ты у нас самый умный, да?– неожиданно обозлился командир.
- Ну а как ты управлять собираешься? Энергично покачивая самолет с крыла на крыло?
- Да уж без сопливых разберусь... – Костя набычился. С ним такое периодически бывало – попадет под хвост шлея и потом все вокруг бедные. Одно хорошо: закипал он быстро, но так же быстро и отходил.
С минуту в комнате витала напряженная тишина, командир буравил меня взглядом, я же глаза спрятал, изучая щель в полу. Потом он тяжко вздохнул:
- Ты это... не бери в голову... Меня тут задурили уже... срываюсь по пустякам. Эти «друзья»... бестолочь натуральная...
- Да чего там... Дело житейское...
«Друзьями» мы называли испанцев и с оценкой Кости я был совершенно согласен. Нагляделся уже. Нет, разумеется, встречались выдающиеся личности, встречались и работящие, толковые, исполнительные. Но основная масса была так себе. Разумеется, их можно было «замотивировать», но, к сожалению, полномочий таковых не имелось. Делать заградотряды и штрафные роты нам бы тут никто не позволил. Мы, летчики, могли только драться и умирать, наше начальство могло лишь давать умные советы. Командовали тут местные, и я знал, чем кончатся все их потуги...
- Ты вроде и правильно сказал, - командир меня словно не слушал, - Но это не то. Нужно решение, а не прожекты.
- Так есть же рации. Вот, буквально только что, Сергей Черных жаловался, что таскает ее как бесполезный груз.
- Ну, если бы они работали, - Костя тихо засмеялся, - тогда может я бы и согласился. Но они мертвые все. Еще когда самолеты собирали уже тю-тю. И специалистов по ним нет, а когда будут, не знаю!
- Тогда конечно, - опечалился я. – Тогда думать надо, тут так, с налету, не решишь...
- Это правильно! Вот и думай! Завтра доложишь соображения.
Пока разговаривали, стемнело и аэродром окутало мраком. К ночи ветер все-таки разогнал облака, луна еще не взошла, и очищенное небо мигало россыпью звездной мелочи. Было тихо-тихо и даже не верилось, что я сейчас в прошлом и нахожусь за многие тысячи километров от дома. В принципе, в ночной тишине отличий не было никаких, только, казалось, что воздух пах по-другому, да изредка доносился далекий крик осла.
Белеющей в свете звезд тропкой, я направился к нашему общежитию. Шел и по пути строил планы. Проматывал в голове события дня сегодняшнего, думал о дне завтрашнем. Идея остаться на войне уже не казалась такой привлекательной. Да, разумеется, Испания это шикарный трамплин, но выпрыгнуть вверх можно и без нее. Есть еще Китай, Финляндия. Есть еще испытательская работа. Да мало ли других способов? В крайнем случае, можно Сталину писать...
А Костю жалко. Хороший мужик, а погибнет глупо, на пилотаже. И что особенно плохо, не помню точно, когда это случится. Толи в мае, то ли в июне. И где не помню. А ведь можно было запросто помочь. Обидно. С того времени, как узнал про деда, и до самого попадания, я перелопатил громадный массив данных, но важных нюансов мизер. Как-то глупо все. Надо что-то делать, менять историю, а я ничего еще не предпринял и даже не знаю с какого конца за это браться. Как-то оно по-русски все, через задницу...
Отредактировано Semen (07-01-2015 21:29:51)