В таком случае разумнее мопед.
Велосипед с моторчиком.
Имею в виду транспорт для езды на дачу. В городе то можно и пешком ехать: невелик городок - Горький. 40-ых годков...
А велик и мопед это до ближайшего магазина.
В ВИХРЕ ВРЕМЕН |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Архив Конкурса соискателей » Внизу наш дом - вторая попытка
В таком случае разумнее мопед.
Велосипед с моторчиком.
Имею в виду транспорт для езды на дачу. В городе то можно и пешком ехать: невелик городок - Горький. 40-ых годков...
А велик и мопед это до ближайшего магазина.
Для квадра и прочих самоделок есть один большой тормоз. ГАИ называется. Без регистрации раскатывать можно по деревне, а выбираться на шоссе, тем более - в город, рисковано.
А как в те года - можно ли было получить номера на самоделку?
А как в те года - можно ли было получить номера на самоделку?
Во-о-ть! Хотя, скорее не номера, а модули(двигло и тд) для самоделки получить проблема. А потом бензин для самоделки получить проблема.
Для квадра и прочих самоделок есть один большой тормоз.
есть и может быть - две большие разницы...
Глава 17. Снова командировка
Если кто-то думает, что покупка мотоцикла в это время – дело простое, то смею возразить – не так-то это легко. Если один раз повезло, то в другой – дудки. Словом, даже подержанным старьём разжиться непросто. Велосипеды – да, бывают в продаже. Особенно на барахолке. И в госторговле случаются. В общем, я решил, что для меня и так сойдёт.
Оказалось – решил вовремя. Только исполнить не успел - в конце августа меня снова отправили в командировку всё на тот же завод.
- Вот, Субботин, с одной стороны – хорошо, что работник ты справный, - высказался по этому поводу начальник аэроклуба. – Положиться на тебя можно в любом деле. Но другим, оказывается, тоже такие надобны. А если эти другие – начальники, то и не знаешь, радоваться, или грустить. Эх-х! Заберут тебя от нас. Чую – заберут.
Я, как мог, постарался его успокоить и убедить в том, что не дам согласия на перевод. Хотя... я ведь тут на птичьих правах и опекуна у меня нет. А что – назову, если что, что, этого дядьку своим опекуном. Формально я ведь числюсь в его заведовании, а летать он мне ни разу даже не попытался запретить. Имею в виду, на своём собственном частном самолёте. А на У-2 я и сам не прошусь, чтобы не ставить его в неудобное положение и не подставить в случае чего. Так что у нас вполне себе мир-дружба-жвачка. Он и премии мне выписывает изредка. Маленькие, но всегда кстати. И не за красивые глаза, а за хорошую работу – то есть воспитывает.
Нет, мне из-под его крылышка выбираться не с руки – кто ещё так прикроет? Имею в виду в мирской жизни. "Крыша", которую предоставляет ведомство, где работает товарищ Конарев, лишний раз лучше не беспокоить. Особенно, бытовыми вопросами. Могут неправильно понять.
***
В Горьком была готова "спарка" И-17, на которой меня в воздух никто не выпустит. Потому что знают, сколько лет мне по документам. На У-2 выпускают без проблем – для заводчан я – командированный. Кроме того – направлен на приёмку. Лишний раз беспокоить требованием предъявить документы того, от кого зависит план, никто не станет. Ну и работу эту я делаю хорошо, выявляя все "шероховатости" в рабочем порядке без лишней волокиты и бумажной возни, за что имею возможность покружить в небе и "пофигурять", как пожелаю.
А в конструкторской службе есть человек, который не станет подвергать риску юный неокрепший организм. Зато он подвергает нешуточной нагрузке мой разум – готовый самолёт – всего лишь прототип. Облётанный, испытанный, добротно сделанный, но не серийная машина. Кстати, с двигателем на сотню лошадок больше, чем у образца тридцать четвёртого года, и с более тяговитым винтом, он разогнался до пятисот километров в час. До той самой скорости, которой перед этим не достиг. Но в документацию внесли четыреста восемьдесят.
Сейчас, когда пришла пора подготовки рабочих чертежей и составления техпроцессов, из вашего покорного слуги буквально вынули душу, требуя рассматривать узел за узлом, сборку за сборкой, шаблон за шаблоном.
Не стану утверждать, что "выловил" всё, но килограммов пятнадцать веса самолёта я сэкономил. Один узел перекомпоновал, а то такой, как был предложен сначала, простому рабочему не собрать. Подсказал вариант сверла, позволяющего за один проход делать и отверстие в листе, и зенковку под головку шурупа. Словом – не творчество, а тысяча мелочей. Еще много рассказывал о шаблонах, кондукторах и других приспособлениях, о методе зависимого образования форм и размеров сопрягаемых элементов конструкции и технологической оснастки, необходимой для изготовления или правильной сборки этих элементов. О перенесении форм с единого эталона - с чертёжа в натуральную величину или с этого самого прототипа после его доводки.
Словом – раскрутили меня по-полной. Но это, скорее, технологии, чем конструкция. В конструкции же самой заметной чертой было полное отсутствие на обшивке ткани. Вместо неё использовали, преимущественно, "авиационную" двух с половиной миллиметровую фанеру и текстолит такой же толщины, из которого сформовали места сложной формы – как правило, сопряжения плоскостей и фюзеляжа. То есть там, где неудобно гнуть из листа.
В наборе крыльев и фюзеляжа было много стальных профилей, аккуратно и чисто сваренных. Придираться к этому я был решительно не в состоянии – всё выполнено безупречно.
Вооружение уже на месте - два синхронных ШКАС и двадцатимиллиметровая пушка ШВАК, стреляющая через ось винта. Не уверен, что пушка «боевая», но даже если это массо-габаритный макет – всё равно хорошо.
- Твои сбалансированные закрылки заметно снизили взлётную и посадочную скорости, - объяснил Поликарпов, показывая ватманы с чертежами. - За счёт этого мы смогли сильнее заострить переднюю кромку крыла, потеряв часть подъёмной силы на малых скоростях, но выиграв в сопротивлении при нормальном полёте. Тоже прибавка к стремительности.
- А что это за переменные данные для вариантов исполнения? – показал я на спецификацию.
- На одну нервюру у центроплана меньше – и крыло становится короче. Как раз для серийных И-16. Кстати, шасси мы использовали от них.
- Электромоторчик бы поставить на механизм уборки шасси! А то затренировывает крутить эту ручку.
- Поставим, дай время. На электрооборудовании сейчас много переделок. Приспосабливаем машину к ночным полётам. Подсветка, габаритные огни, электросброс для бомб и пуска реактивных снарядов. Это я всё о тех же ишачках.
- А скажите, Николай Николаевич! Не было у вас мысли изменить балансировку серийной машины? Вы ведь тогда, когда её проектировали, старались сохранить маневренные качества истребителя-биплана. От этого и сделали машину верткой, что привело к её неважной устойчивости.
- Мысль была. И даже окрепла с той поры, как поставили бронеспинку – она ещё сильнее сместила центр тяжести назад. А тут пришло задание на установку кислородного оборудования для высотных полётов – баллон ведь тоже не пушинка, и разместить его впереди немыслимо – опять придется сзади прилаживать.
- Отличное обоснование для того, чтобы подальше вытянуть вперёд мотораму. Заодно и обтекатель поглаже сделаете.
- С обтекателем длина оси мотора не пускает. Хотя, меня уже трамбуют поставить винт с твоей шнягой, а я выкатил ответное требование насчёт оси. Пойдём-ка, порисуем, да прикинем развесовку.
В кабинете Поликарпов раскинул по столу листы миллиметровки с карандашными набросками – явно прорисовывались будущие контуры И-180, но не с двухрядной звездой, а с однорядной. То есть первые прикидки он выполнил довольно давно. А мне известно, что одним из последних однорядников на И-16 был тот самый двигатель, на котором самолёты Ан-2 летали даже в двадцать первом веке. Тысячесильный. Позднее, правда, ставили ещё его форсированную до тысячи ста модификацию, но она на старое место вставала без существенных переделок. Только этот мотор будет готов позднее, незадолго до войны. Вот об этом я и рассказал.
- Но ведь этот двигатель окажется тяжелее. Опять придётся планер пересчитывать и менять развесовку. То есть – поползёт вся конструкция.
- Будет ещё один вариант. Двухрядный мотор из Запорожья. Из тех, которые слыли не очень надёжными, но их всё-таки ставили на многие самолёты, в том числе и на дальние бомбардировщики из-за меньшего сечения и приличной мощности. А потом где-то к сорок второму пермяки тоже доведут до ума свою двухрядку. Оба эти движка и длиннее и тяжелее нашего нынешнего М-25. В расчёте на них в удлинённом носу И-16-го нужно создать резерв пространства и массы.
- Заранее сделать более прочную мотораму, - загенерировал Поликарпов. Но это, полагаю, не балласт, который можно будет выбросить, когда наступит момент замены мотора.
- Не балласт, - согласился я. - А не подумать ли нам о заполнении носа ШКАСами. Мощнее и тяжелее мотор – меньше пулемётов. Их стволы можно будет выставить между цилиндрами. Это же целая батарея!
- Заманчиво. Военные придут в восторг. Ну-ка, прикинем, - на чистом листе миллиметровки появились до боли знакомые очертания обтекателя от Ла-5 с вписанными контурами втулки винта изменяемого шага. Дальше встал собственно мотор, за которым нарисовались пулемёты.
Я защёлкал костяшками счёт, суммируя размерные цепи, а Поликарпов принялся выписывать массы и размечать на эскизе их центры.
- Чем тяжелее и мощней двигатель, тем меньше пулемётов, - бормотал я себе под нос.
- Лючки в виде участков снимаемой обшивки. Дюраль с креплением винтами к стальному каркасу, - бормотал Николай Николаевич. – И к мотору доступ нужен, и к патронным ящикам. Да и оружие для чистки снимать приходится частенько. А дальше переходим на фанеру. Прилаживаем крылья и хвост прямиком от спарки и выбираем место для центроплана.
- Ой! – спохватился я. – Но ведь через двухрядную звезду стволы пулемётов между цилиндрами не пропихнёшь! Выиграем в поперечном сечении, но куда денем вооружение?
- В крыльях спарки оставлены места и под оружие, и под пулемётные ленты. Кучность, конечно, ухудшится, да и больше пары стволов туда не влезет. Баки, шасси, тяги – им тоже нужно место, а крылья у нас стали тоньше. Не поймут военные таких изысков.
- Без пушек в будущей войне нельзя, - согласился я, судорожно вспоминая всё, что знал о вооружении Ла-5. Точно помню, что пушки на них стояли, причём – в фюзеляже. Но как? Не знаю.
- Не будем горячиться, Александр Трофимович, - улыбнулся Поликарпов. - Пока у нас нет не только двухрядных двигателей, но даже их чертежей, мы ничего поделать не в силах. В крайнем случае, сделаем обтекаемые выступы для монтажа под ними серьёзного оружия. Или, вдруг, всё-таки, между лицевыми проекциями цилиндров двух рядов найдутся подходящие зазоры, чтобы протолкнуть относительно тонкие стволы? Если поговорить об этом с пермяками или запорожцами заранее, наши шансы на успех возрастут. Не мучайте себя так – отдохните. А я, со своей стороны, обещаю назвать новую модификацию УТИ-16 и попрошу Валерия Павловича рекомендовать её в качестве самолёта для освоения навыков пилотирования И-16.
- Боюсь, ничего из этого не получится. С такими лётными характеристиками и количеством стволов её сразу примут на вооружение и поставят на серию.
- Вы как-то ушли мыслями в будущее и забыли, что мотор нынче в полтора раза слабее обещанного, а масса аппарата завышена. Так что летные качества пока выйдут средненькие. Если меня попытаются заставить увеличить скорость, я попрошу более мощный двигатель и стану его дожидаться, как и планировалось. Что, боитесь «засветить» машину в Испании?
- Боюсь, - признался я и пошёл отдыхать.
А что – назову, если что, что, этого дядьку своим опекуном.
одно лишнее
"Крыша", которую предоставляет ведомство, где работает товарищ Конарев, лишний раз лучше не беспокоить.
Крышу
С такими лётными характеристиками и количеством стволов её сразу примут на вооружение и поставят на серию.
в
Село, где располагался колхоз «Луч» я отыскал с воздуха, когда облётывал один из принимаемых У-2. Всё оказалось знакомо – овраг, где размещался наш дачный кооператив, уже чётко просматривается, хотя и покрыт густой порослью. И так же вливается в длинный мелководный затон, петлящий до основного русла Волги. На полях две конные жатки и многочисленные бабы с граблями – уборка уже началась. Дорога тоже просматривается, хотя местами и скрывается под кронами деревьев.
Специально снижался, чтобы получше рассмотреть – вроде, следят за ней. Видно, что ямы засыпают и ровняют чем-то волокущимся.
Так что – можно ехать.
Велосипед я купил. Снова с рук – на барахолке. Привёл его в порядок. На багажник приладил сумку с харчами и прихватил рыболовные снасти. Нет, я не фанат, но иногда люблю посидеть с удочкой. Поэтому, когда у меня появились средства, купил на Привозе крючков и новых заграничных лесок. Говорили – капроновые. Составное бамбуковое удилище нынче тоже вещь не дешёвая, но у меня есть.
Дома-то я рыбачил в небольших степных водоёмах, так называемых ставках, где попадаются как-то больше пескари. А здесь, как ни крути, водится очень даже приличная рыба, что я прекрасно знаю из своей будущей жизни. Хотя, признаюсь честно – на этот раз снасти с собой - только для отвода глаз. Свой план обзавестись тут жильём я пока держу в секрете.
До села добрался чуть больше, чем за два часа – ехал не торопясь. И вот, едва слез с седла, вокруг меня собрались ребятишки. Четверо – моих лет или чуть старше, смотрят, набычившись. А позади стайка мелюзги.
- Ты чо сюда припёрся? – законный вопрос. И прозвучал он из уст мальчишки со знакомыми чертами.
- Как это чо? – нашелся я немедленно. - Ты ж обещался рыбное место показать. А я крючков привёз и лесок. Я же Шурик. Тот самый. Или ты уже запамятовал, Фимка! – этого человека я знал много позднее уже, когда через много лет после войны копался на даче в этих краях. Он тогда был глух на одно ухо – следствие контузии. Но рыбак - страстный. А какую уху варил!
Теперь же по лицу этого в высшей степени достойного недоросля волнами пробежали сомнения и, не побоюсь этого слова – терзания. А я достал моток лески и предъявил «неубиенное доказательство. В подобной ситуации возможно недопонимание, но возникновение конфликта пресечено в зародыше – для остальных – мы знакомы.
Вообще-то я узнал ещё двоих девчат, но демонстрировать это мне не следует – не стоит перегибать, а то, если сомневается один – это не страшно. Но, если трое – как бы чего не вышло.
Короче, сходили мы, порыбачили. И ушицы отведали и посудачили у костра. Потихоньку между разговорами выведал я – есть в селе пустующие дома. Действительно – несколько семей перебрались в город. Но есть и пара товарищей – председатели колхоза и сельсовета, без которых такие вопросы не решаются. Ну и старых хозяев нужно как-то отыскать, а как? Мою же мысль обзавестись домиком в деревне Ефим Пантелеевич вообще не понял. Думаю, списал на городскую дурь. Потому что в остальном мы с ним вполне поладили, да и улов, в основном, достался ему – куда мне такое тащить? А так – довезли до самого дома не велике. Вернее – я довёз. И рыбу, и Фимку.
***
Возвращение домой не обошлось без неожиданностей – я не дождался мою Мусеньку у выхода из школы, когда закончились уроки. Оказывается, она, видимо, заразившись моим примером, сдала экстерном за семилетку и поступила в морской техникум на специальность радиотехника. Но живет дома – приезжает на мотоцикле. И по утрам продаёт на базаре всё те же яйца. Так что видеться нам с ней удаётся только по выходным.
Мусенька всегда была очень способной – это и нашим детям передалось. Поэтому я только обрадовался – в прошлой жизни она не особенно ладила с электричеством. Имеется в виду, что ни в розетки, ни в выключатели никогда без меня не лазила. Хотя разобраться с мотором была в состоянии – даже машину нашу водила чаще, чем я. То по магазинам, то с детьми куда-то завеется. Или на дачу – я-то обычно на работе был занят или с друзьями занимался самодельным творчеством – летательные аппараты всегда были у меня на первом месте. А супруга больше хлопотала о семье. Так что, ничего страшного, если её нравится – пусть ей будет от этого хорошо.
купил на Привозе крючков и новых заграничных лесок. Говорили – капроновые.
???
Впервые поликапролактам как полимер для формования полиамидного волокна (под названием перлон) был синтезирован в 1938 г. в Германии Паулем Шлаком (нем. Paul Schlack), работавшим в компании I.G. Farben[2]. В 1943 г. в Германии было создано промышленное производство поликапролактама мощностью 3,5 тыс. тонн в год с использованием в качестве исходного сырья фенола, сначала производилось грубое капроновое волокно, применявшееся в качестве искусственной щетины, затем на основе поликапролактамовых волокон стали производить парашютный шелк, корд для авиационных шин и буксировочные тросы для планеров[3]. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/134424
Так что, ничего страшного, если её нравится – пусть ей будет от этого хорошо.
???
Спасибо. Видно, не там я погуглил.
А ещё из-за риска заедания в случае повреждения полозьев в бою он мне вообще не нравился, но откидной, как у мессера, тоже не годился – сорвёт, если открыть в полёте
А если сделать комбинированную конструкцию? То есть, когда фонарь сдвинут в крайнее переднее положение - сзади входят в зацепление детали поворотных петель, до поры заблокированных. И в случае аварийной ситуации - тянем ручку блокиратора, приподнимаем переднюю часть фонаря - а дальше набегающий поток сам откидывает его до упора, после чего петли расцепляются и фонарь сбрасывется - можно спокойно прыгать. На земле, конечно, придётся приложить большее усилие, чтоб поднять фонарь - но существенно меньшее чем на попытки сдвинуть заклинивший в повреждённых полозьях...
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Архив Конкурса соискателей » Внизу наш дом - вторая попытка