Глава 26. Москитный истребитель
В Воронеж я летел с тревожными чувствами и канистрами бензина во второй кабине. Это в Горьком на заводском аэродроме меня знают как заместителя главного конструктора и ведущего специалиста по ДС-3 - правом получения горючего я со спокойной совестью пользуюсь для заправки личного авиатранспорта. Аналогично обстоят дела и в аэроклубе – разработчику и главному строителю транспортного самолёта «Сарай» тут ни в чём отказа нет. Тем более, что здесь я еще и техник, в обязанность которого входит, в том числе, и заправка самолётов этим самым бензином.
Немного путанно, но начальник аэроклуба упорно держит меня в штате и не увольняет. Неудобно перед ним – впереди столько хлопот, что я даже не уверен, смогу ли уделить хоть сколько-нибудь внимания «основной работе». Вот уже больше двух месяцев носа не показывал, только однажды сел ненадолго, залился бензином и свалил по-быстрому.
Так вот. В Воронеже я никто, и звать меня никак. Поэтому бензин на обратную дорогу у меня с собой. А вот велосипед в кабину уже не влез, даже в разобранном виде. Как я ни старался его туда затолкать, ничего не вышло. Что же – придётся ходить пешком.
Лето, погода прекрасная. Вдали параллельным курсом маячит самолёт, раскрашенный так же, как наш заводской. Это САМ-10, который теперь ДС-2. Он заметно быстрее, поэтому довольно быстро пропадает где-то впереди.
Сам город я отыскал легко, покружил, разглядывая конфигурацию улиц и пытаясь угадать, где тут завод авиадвигателей, на котором сейчас вместо ранее планировавшихся к освоению моторов Рено делают Бессоновские ММ-1. Авиазавод отыскался легко – его выдал аэродром.
Ко мне пристроились два И-16 – это сейчас основной истребитель ВВС. Взлетели они с этого самого заводского аэродрома – я видел. Старая фронтовая привычка постоянно озираться всё ещё живёт во мне, так что воздушную обстановку я контролирую на автомате.
Забавно! Война ещё не началась. Не то, что Отечественная – даже Вторая Мировая, а ястребки перешли на действия парами. Наверно – Испанский опыт осмыслили. Хотя, я об этом моменте не раз поминал – может быть, оба фактора так сложились. Или у третьего в их звене не получилось взлететь?
Ишаки с крыльевыми ШКАСами и без признаков сдвигающейся части фонаря. Не помню, какая это модификация – много их было. Летчики разглядывали меня из своих открытых кабин, скаля белозубые улыбки, и никаких знаков не делали.
Я аккуратненько зашёл на полосу, где была выложена гостеприимная «Т», сел и порулил к постройкам. Сюда же подкатил крытый грузовичок из которого высыпали красноармейцы и взяли меня в сплошное кольцо. Подошёл офи… красный командир:
- Ваши документы, товарищ Субботин.
Я подал паспорт.
- Еще нужен пропуск на ваш авиазавод.
Я подал пропуск.
Внимательно изучив мои бумаги, старший лейтенант удовлетворённо хмыкнул, усмехнувшись своим мыслям: - Пройдёмте на гауптвахту. Вам придётся подождать. До выяснения, так сказать.
Мы и прошлись до одной из построек. Два бойца следовали за нами, словно конвойные. До меня ведь уже дошло, что объект, оказывается, секретный. Истребители явно прикрывают его с воздуха, и наблюдение за окружающим пространством тут поставлено. Если бы я не сел сам – меня бы посадили. А, поскольку я и так заходил на полосу – просто сопроводили.
В светлой комнате у двери стояли два часовых снаружи и два – изнутри. А ещё там сидел товарищ Конарев в военной форме. Знаки различия на нём были капитанские, а эмблемы - авиационные, но ремень и, как следствие, кобура, отсутствовали. Несгораемый шкаф у стены, письменный стол под зелёным сукном с парой телефонов.
Если кто ещё не сообразил – даже один телефон на рабочем столе нынче редкость. А уж два – это признак неслабой крутизны.
Сопровождавший меня лейтенант устроился за этим столом, снял одну из трубок и принялся диктовать кому-то данные из моих паспорта и пропуска.
- Вы, право, словно ребёнок, Александр Трофимович, - вместо приветствия стал пенять мне Конарев. – Всё-то у вас молчком, да с рывка. То и дело приходится всё бросать и вытаскивать вас из неудобных положений.
Я повинно повесил голову.
- Ладно, ждать уже недолго. Часика через два-три всё окончательно выяснится, и любезнейший Павел Сергеевич подкинет нас до гостиницы.
Скажу прямо – лейтенант за столом вёл себя корректно. По первой же просьбе выдал мне чистой бумаги и изредка косил взглядом на почеркушки, которыми я покрывал лист за листом. Во время показа в Горьком Поликарпов однозначно указал на то, что я перебрал с примитивизмом в конструкции транспортного самолёта и категорически настаивал на применении четырёхлопастных винтов изменяемого шага, вместо двухлопастных, сделанных из дерева.
- С Вашей легкой руки молодой человек, принято решение о создании самостоятельного производства авиационных винтов. В Соединенных Штатах у фирмы Гамильтон Стандарт закуплена лицензия. Вовсю завозят и устанавливают необходимое оборудование. Да и на моторостроительных заводах отдельные типоразмеры начали изготавливать. Шняги, как вы их нарели, стали обычным делом – их применяют в большинстве новых машин и даже иногда устанавливают на старые, - сказал он мне. – Так что, батенька, не судите о нашем времени, как о периоде дремучести. Уже готово производство и втулок и цельнометаллических лопастей под самые разные моторы. Как вы выразились – модельный ряд. Извольте продумать изменения ещё до начала выпуска серийных машин.
Вот я и устроился продумывать.
За работой время прошло быстро – открылась дверь, и к нам на гауптвахту вошёл товарищ Крутилин. Тот самый, который был сначала инок, а потом – старший лейтенант. Сейчас он, несмотря на летнюю жару, был в пиджачной паре и со шляпой на голове.
Поздоровавшись, предъявил лейтенанту какой-то документ, а затем выпроводил его вместе с часовыми, что стояли у двери.
- Итак, товарищ Субботин. Поскольку вы часто действуете импульсивно и не совсем предсказуемо, было принято решение снабдить вас документом, который поможет выпутаться из непредвиденных положений, вроде прорыва на режимный объект, - на стол легли аккуратно оформленные корочки с моей фотографией и текстом-вездеходом. То есть мне от имени главы государства давались права совать нос куда захочу и требовать всего, что понадобится.
- Надеюсь, вы не станете лезть, куда ни попадя, размахивая этим удостоверением. Оно именно на непредвиденный случай, а не таран для открывания всех дверей.
- Ничего себе – степень доверия! – воскликнул я. – Это что же такое случилось?
- Во-первых, вы довольно серьёзно накуролесили с этим прилётом в Воронеж. Во-вторых, в Америке действительно разрабатывают истребитель Аэрокобра, и нам удалось нащупать канал приобретения авиационных радиостанций. Они высоко оценены специалистами. Принято решение о… не будем вдаваться в детали.
-То есть по этой бумаге я могу заправиться на любом аэродроме?
- Постарайтесь лишний раз её не предъявлять. Обходитесь более рутинными методами. Дело в том, что степень недоверия к вам уменьшается довольно медленно – уж очень неправдоподобным выглядит происходящее. И процесс этот – обратимый, поскольку качество ваших воспоминаний далеко не безупречно. Вы ведь явно скрываете от нас немало важного.
- Если вы о разночтениях в информации, поступившей от меня и от Мусеньки, то со временем прояснится, что вмешательства в причины приводят к изменению последствий. Если я понимаю необходимость изменения известных мне процессов, то следствия их следствий полностью теряют достоверность. Такого плана факты из будущего необходимо замалчивать. Надеюсь, вы меня поняли.
- Ну, да, - кивнул Крутилин. – Ваша супруга менее сдержана в выдаче информации. Но, знаете, тоже о многом упорно молчит.
- Мы росли в одно время. В период обострения классовой борьбы, как предупредил нас товарищ Сталин. Привыкли быть начеку, чтобы не сработать на руку затаившемуся врагу.
Отредактировано Сергей_Калашников (11-07-2015 06:39:59)