ему походу пьесы абсолютно все равно было, за что он сражался
И чего Вы так расчувствовались?
Не всё равно.
Сражался, как и все - за то, что любил.
В ВИХРЕ ВРЕМЕН |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Архив Конкурса соискателей » Внизу наш дом - вторая попытка
ему походу пьесы абсолютно все равно было, за что он сражался
И чего Вы так расчувствовались?
Не всё равно.
Сражался, как и все - за то, что любил.
Глава 11. Николай Николаевич и Валерий Павлович
Меня довольно долго не беспокоили. Или не приняли всерьёз, или данные о беседе анализировали на разных уровнях, оценивая их достоверность. Только в самом конце сентября прибежал мальчишка от отца Николая с запиской, где было указано место и время демонстрации моего самолёта.
Конечно, я прилетел. Внизу посреди сжатого, но не перепаханного поля стояла легковушка, рядом с которой топтались два мужчины. Оба в штатском. Смотрели они в мою сторону – так что, скорее всего, прибыл я туда, куда нужно. Со всего хода сделал "свечку", завис и переключил винт на задний ход. Выровнял машину, плавно приподнимая хвост и набирая скорость задом наперёд. Вот в этом положении, двигаясь раком, я и прошел так, чтобы меня было хорошо видно зрителям.
Потом снова задрал, на этот раз хвост и, после зависания, разогнался уже носом вперёд, выйдя из пике ещё до того, как скорость стала значительной. Да тут же и сел прямо на поле, остановив самолёт рядом с автомобилем.
- Пионер Субботин демонстрацию техники закончил, - доложил я, подходя к мужчинам.
- Впечатлён. Поликарпов, - ответил тот, что ниже ростом и протянул руку для приветствия.
- Ну, ты и выдал! – подхватил второй. – Чкалов. – А меня научишь?
- Отчего бы не научить, Валерий Павлович, - кивнул я приветливо. – Но, вообще-то, этот цирковой номер практического значения не имеет – чистые понты. Ну, и, главное, чтобы вы поверили моим словам о том, что в авиации я разбираюсь.
- Гляди-ка! – воскликнул Поликарпов. - Он заднюю плоскость сделал сплошной. То есть, при набегании потока сзади, рули не заламывает. Точно! И ось сцентрирована. На рулях направления - тоже.
Валерий Павлович покачал элероны, глядя на то, как от его усилий шевелятся педали: - Тут такая же история. А зачем ты такое мощное крыло применил? Можно было и попроще сделать. И полегче, - он приподнял плоскость за конец, наклоняя весь самолёт.
- Рассчитано на двигатель сил в двести пятьдесят - триста лошадок, - согласился я, не ломаясь. Вот с ним бы я вам даже «кобру» Пугачёва показал, а с этим мотциклетным недоразумением даже простейшие фигуры высшего пилотажа приходиться делать только после разгона за счёт снижения. И то не все.
- Рассчитано, говорите! – приподнял брови Николай Николаевич. – Может быть вы, юноша, окажете нам честь и присоединитесь к конструкторскому коллективу, в котором я работаю?
- Этот вопрос мы обязательно обсудим, - кивнул я. – Но сначала мне необходимо рассказать о том, откуда я такой умелый и знающий.
- Эй-эй! – донёсся голос со стороны автомобиля. – Об этом не может быть и речи. Разговор шёл только о показе самолёта. Ты вообще не должен был тут садиться, - из кабины выбрался старший инок Крутилин. На этот раз в военной форме с тремя кубарями в петлицах.
- Показ, так показ, - ответил я миролюбиво и достал из кармана отвёртку. – Посмотрите, Николай Николаевич, как устроено крыло.
- На внутренний осмотр у гражданина Поликарпова допуска нет, - категорически заявил Крутилин.
- А он и не требуется. Достаточно моего авторского позволения, если Николай Николаевич интересуется, конечно.
- Несомненно, интересуюсь. Вероятно у вас металлический набор? Если крыло рассчитано на мотор солидного веса, то нагрузка выходит килограммов пятьдесят на каждый квадратный метр.
- Набор сосновый, но крыло рассчитано на нагрузку в четверть тонны на квадратный метр. Статически я его испытал – так что прикидки частично подтверждены.
- Что? Положили концами на опоры и нагрузили ста пятидесятью пудами? И уцелело?
Я кивнул. Посмотрел на недовольное лицо Крутилина и поспешил распрощаться, затолкав при рукопожатии записку в руку Валерия Павловича. Ничего особенного – просто мой адрес. Давать свои координаты самому Поликарпову на глазах у бдящего чекиста показалось мне неправильным.
***
Письмо от Николая Николаевича пришло мне с обратным адресом Валерия Павловича спустя пару недель. Этим путём, то есть через Чкалова, мы переписывались до ноября, до моего отпуска, который я планировал провести в Москве. А меня каждые выходные мучили вопросами, на большинство которых я отвечал, что достоверными сведениями не располагаю. Ну, не интересовался я никогда политикой. И заметных событий помню не так уж много. Припомнил войну в Испании – она как раз началась в тридцать шестом после мятежа. Даже фамилию генерала Франко назвал. И Долорес Ибарури. Про то, как сначала наши ишачки причёсывали Мессеров, но потом, после установки на тех более мощных моторов, стали терпеть поражения.
Про репрессии тридцать седьмого благоразумно «забыл». Забыл и год, когда произошли события на озере Хасан, но предположительно это было в тридцать восьмом и за них наказали кого-то из больших военачальников. Имени называть не стал – не хватало мне ещё кого-то подставлять.
К тридцать девятому году отнёс Халхин-Гол, начало Второй Мировой с нападения на Польшу первого сентября, зимнюю войну в Финляндией из-за прилегающей к Питеру территории и отметил слабость подготовки наших войск. Ещё вспомнил, что наши лётчики оказывали интернациональную помощь китайскому народу в борьбе против японских милитаристов, но точных дат не назвал – я их и не знал никогда.
Одним словом, как-то не о том меня спрашивали. А потом вдруг и это прекратилось – словно забыли. Но в конце октября приехал к нам в аэроклуб «инок» Вертелин, одетый в форму со знаками различия лейтенанта.
- В общем, Шурик, выводы о тебе сделали, - сказал он прямо от порога. – И решения приняли. Ты действительно тот, за кого себя выдаёшь. Поэтому вашим контактам с Николаем Поликарповым мешать не станем. Более того – даже поспособствуем. Билет тебе купим, гостиничный номер оплатим, но все беседы должны проходить под стенограмму и в присутствии охраны. Ты - человек взрослый – должен понимать и способствовать нашим сотрудникам. И, да, я не Вертелин, а Конарев Игнат Кузьмич.
- А Крутилин?
- До него тебе нет дела. Он теперь занимается другими вопросами. А вот стенографистка будет та же самая.
- Кстати! – поняв, что наконец-то разговариваю с адекватным мужиком, обрадовался я. - Спасибо, что тогда пригласили на встречу Валерия Павловича.
- Это не я. Крутилин решил, что мнение лётчика-испытателя из ЦКБ будет не лишним.
- И каково же это мнение, если не секрет?
- Какой там секрет! Оба в один голос кричат, что ты действительно отличный специалист. Другие наши товарищи, ознакомившиеся с эскизами, которые ты отправлял Поликарпову, с этой точкой зрения согласны. За винты изменяемого шага уже посадили профильный коллектив.
- Куда посадили? – охнул я. – На какой срок?
- Да за кульманы посадили и за расчёты.
мотциклетным
мотоциклетным?
Положили концами на опоры и нагрузили ста пятидесятью пудами?
пятьюдесятью...
Глава 12. Отпуск
Начальник аэроклуба отпустил меня на отдых только в начале ноября. Раньше не мог потому, что нужно было постоянно обслуживать технику – полёты осенью шли интенсивно, так что я и сам не особо настаивал. А как погода испортилась, и начались дожди – тут и вырвался.
Мусенька взялась провожать меня до самого поезда, и отказать ей в этом я не посмел. Даже не стал спрашивать о том, как же занятия в школе? На вокзале встретились с «инокиней Надеждой» - она была в партикулярном платье и выглядела сногсшибательно. Подруга моя, вручая мне холщовую сумочку с дорожной снедью, косилась на «соперницу», поджимая губы – верный признак, что встревожена. Особенно встревожена потому, что мы явно знакомы, и ещё стенографистка обращалась со мной не как с ребёнком, а на равных.
- Ты обязательно вернёшься? – спросила она на прощание.
- А куда я денусь, - ответил я легкомысленно и полез в вагон. Ни обнимать радость свою, ни целовать в вокзальном многолюдье не стал – мы же внешне дети. Мусенька, кстати, не только внешне – она, и правда, совсем ребёнок.
Надежду провожал Конарев. Тот самый, который бывший Вертелин. И ещё мама – интеллигентная женщина средних лет в военной форме со знаками различия медицинской службы и шпалой в петлице.
В дороге ничего примечательного не произошло – в мягких вагонах купе на двоих, поэтому нам никто не мешал - я рассказывал об обороне Одессы и оставлении её осенью первого года войны. Наденька исписала несколько блокнотов.
- Считаю, что вывод войск из города был ошибкой, - твердил я раз за разом. – Бытовало мнение, что вывезенные из Одессы части требовались для защиты Крыма, но теперь-то известно, что это не удалось. А окруженные дивизии, засевшие в крупном населённом пункте с неслабой промышленностью, способны, по меньшей мере, удерживать вдвое превосходящие силы противника.
- Ты же говорил, что не разбираешься в стратегии, - ухмыльнулась Наденька.
- Да я и не разбираюсь. Но, знаешь, как было обидно! С Одесских аэродромов можно запросто дотянуться до Румынских нефтяных районов. Бытовало мнение, что фашисты имели основное направление именно на Баку – к нашей нефти. А все остальные удары планировались как вспомогательные. Ну, там на Питер, Москву. Чисто, чтобы отвлечь основные силы. Но потом немного подкорректировали план, потому что в Южном военном округе наши генералы успели в ночь нападения разогнать авиацию по запасным аэродромам и сохранили её от уничтожения в результате внезапной бомбардировки.
Потом эта авиация бомбила переправы через Прут, чем сдерживала наступление несколько дней – вот и вышло отставание от продвижения в центре и на севере. Опять же румынские части пожиже Вермахта – поэтому и получилось поначалу, что нашим удалось некоторое время сдерживать натиск неприятеля. От этого удар в южном направлении выглядел не как основной. Думаю, поэтому наши и ошиблись. А ведь стремительный прорыв к Запорожью должен был проявить истинные намерения немецкого командования. Конечно, в Белоруссии, на Украине и в Прибалтике обстановка в тот период выглядела катастрофической, можно сказать, пугающей, - я вздохнул и огорчённо махнул рукой. – Понимаю, что это взгляд слабоинформированного дилетанта, что выводы мои сомнительны, но ничего с собой поделать не могу. Ты уж там пометь в своих записях, что сомневаюсь я в том, что сказал, и что мне вообще не стоит касаться подобных тем - а то я всех запутаю, потому что знаю об этих вещах только из газет да политинформаций. Или, как об этом в частях мужики судачили.
Вот так мы и доехали, беседуя под стенограмму.
***
В Москве нас встречал всё тот же Конарев, что и провожал в Одессе.
- В другом вагоне ехал, - ответил он на мой вопрос раньше, чем я успел его задать. – Не мог же я пропустить разговора с Поликарповым. Кстати, Чкалов тоже будет – он не последний человек в нашей авиации, а расширять круг людей, посвящённых в курс дела, руководство считает преждевременным.
Потом мы поехали за город на скромную дачу. Меня поселили в комнате, куда выходил тёплый бок печки. Тут, кроме кровати, под которую я задвинул свой фанерный чемоданчик, был письменный стол и книжный шкаф, где лежала стопка чистой бумаги, стояла чернильница-непроливашка и из стаканчика торчали перьевые ручки и карандаши. На дворе было сыро и промозгло. Листья с деревьев уже падали вовсю и лежали на земле шуршащим слоем.
За углом сарая отыскался турник, а вдоль забора внутри изгороди проходила тропинка. По ней я и пробежался, а потом размялся, как следует. К ужину меня позвали, когда стемнело. Накормили нас сытно – и мясо было, и яйца, и сливочное масло. Посуда тонкого фарфора, начищенные вилки, крахмальные салфетки. Мне даже неудобно стало за свои руки с въевшимся под кожу машинным маслом и, пусть и чистый, но застиранный технический комбинезон.
Да, с гардеробом дела у меня обстояли скорбно. Деньги-то я тратил, сами знаете на что. Остатков хватало только на носки и черные сатиновые трусы. Да несколько рубашек мне подарила Мусенька – сама сшила. А в остальном, носил я то, что выдавалось в аэроклубе в качестве спецодежды.
***
Мы сидим в теплой светлой комнате за круглым столом. Мы – это ваш покорный слуга, стенографистка Надежда со своим блокнотом, Конарев, Поликарпов и Чкалов. Как я понял, Николай Николаевич официально считается расконвоированным осуждённым. То есть он как бы и свободный человек, и, в то же время нет. Какое-то подвешенное у него состояние.
Начинает мой «опекун»:
- Александр Трофимович Субботин родился в одна тысяча девятьсот двадцать третьем году. Участник Великой Отечественной Войны с тысяча девятьсот сорок первого по тысяча девятьсот сорок пятый годы. Летчик, позднее – испытатель. Затем, после окончания авиационного института, сотрудник конструкторского подразделения на одном из авиазаводов. Расчётчик. Дожил до две тысячи десятого года, после чего его сознание оказалось в нём же самом, но в тысяча девятьсот тридцать четвёртом году. Это достоверно установлено.
Я смотрю на недоверчивый прищур Николая Николаевича и на распахнутые в изумлении глаза Чкалова. Моё вступление.
- Предвидя законные вопросы, докладываю: Вы, Валерий Павлович разобьётесь при испытаниях истребителя в тысяча девятьсот тридцать восьмом. Причина гибели – самовольное отступление от полётного задания. Товарищ Поликарпов умрёт в одна тысяча девятьсот сорок четвёртом от болезни, возникшей из-за нервотрёпки, которую обеспечат ему трудности, созданные руководящими работниками.
Обе эти смерти не нужны нашей стране и вредны для народа, строящего светлое будущее под мудрым руководством коммунистической партии во главе с товарищем Сталиным.
Сижу, наблюдая за реакцией окружающих. Наденька, как и положено, строчит в блокноте, Поликарпов приподнял брови и смотрит на меня с укором, а Чкалов выглядит кисло. Только у Конарева лицо невозмутимо – мы с ним это выступление продумывали до последнего слова. Хотя, про партию и Сталина я добавил от себя, специально для протокола.
- Итак, - продолжаю я, - мой долг поделиться своими знаниями. Касательно авиации они весьма существенны. Начну с конца, с констатации известных мне фактов.
Истребители обеспечивают господство в воздухе. Уничтожая самолёты, работающие по наземным целям, они сводят на нет любые достоинства бомбардировщиков, штурмовиков и транспортных самолётов. Опыт будущей войны это полностью подтвердил – для меня-то она в прошлом.
На начальном этапе фашисты имели преимущество в истребителях, господствовали в небе и безнаказанно бомбили наши войска. Только в середине второго года войны советские авиаконструкторы создали достойный истребитель, после появления которого фашисты только оборонялись и отступали. Неспециалисту это может показаться случайным совпадением. Люди от большой политики или руководители высокого ранга, видные военачальники - способны привести множество аргументов, принижающих значение этого факта, но для нас здесь и сейчас это не имеет никакого значения. Ни один из нас не учился руководить государством и не собирается заниматься стратегией. Но мы немало понимаем в истребительной авиации. Поэтому наш долг – обеспечить Советскому государству преимущество именно на этом направлении.
Ясно ли я очертил круг задач? Может быть, имеются вопросы?
- Вы, батенька, прямо огорошили, - посетовал Николай Николаевич. – А что, скажите на милость, в начале войны у нас были достойные бомбардировщики.
- Были. И немало. Но многие оказались сбиты Мессерами или зенитным огнём.
- А как же мы так оплошали с истребителями? Ведь, кажется, шли с опережением! По крайней мере – сейчас наши машины выглядят весьма достойно.
- Были сделаны ошибки в выборе приоритетов. Вероятно, они связаны с неверной оценкой заранее неизвестных обстоятельств. Кроме того, мы проиграли технологическую гонку в моторостроении – немец обошел нас по этой части и качественно и количественно. Явление временное, но оно совпало как раз с началом войны. Потом при отступлении наших войск начались потери в промышленном потенциале – заводы приходилось эвакуировать, и это не всегда удавалось хорошо. Очень болезненным оказалась оставление Запорожья – производство их двигателей осваивали с огромным трудом. После захвата немцами Харькова один из типов бомбардировщиков вообще перестал выпускаться.
- Харьков, Запорожье… это докуда же нас потеснили? – воскликнул Чкалов.
- Поэтому и взял я с вас подписки о неразглашении, что подобная информация может вызвать панические настроения, - ввернул Конарев. – Ну, и есть надежда, что появится возможность не допустить подобной катастрофы. Если гражданин Поликарпов не подкачает.
- Так с чего же начнём? – лукаво посмотрел на нас Николай Николаевич.
- С И-17, - ответил я так, словно говорю прописную истину.
- Но его же не приняли на вооружение!
- Вот и хорошо, и не надо, - кивнул я. – Валерий Павлович! Каково ваше мнение об этом аппарате?
- Отличная машина. Устойчивая, управляемая, скоростная. Только тесновато в ней.
- А почему её не приняли? – изумился Конарев.
- Сочли, что на И-16 можно достигнуть тех же скоростей, - объяснил Поликарпов. Признаться, я разделяю эту точку зрения.
- Загвоздка в темпе развития двух типов двигателей, - вмешался я. Звездообразные воздушного охлаждения и V-образные водяного будут совершенствоваться с разной скоростью. У тех и других возрастут мощности и обороты, увеличится масса. Немцы развивали оба варианта и имели истребители обоих видов, причем, весьма продвинутые. Хотя, свой Мессершмит они затеяли позднее И-17-го. Кстати, он до конца войны стоял у них на вооружении и оставался серьёзным противником. В то же время летали фашисты и на Фокке-Вульфе-190 с мотором воздушного охлаждения – весьма опасный истребитель.
Нам тоже следует не выпускать из виду оба направления – иметь наготове планеры и под те двигатели, и под другие, совершенствуя лётные качества и вооружение по мере развития моторов. С И-16 это и так происходит и, если бы не самовольная гибель Валерия Павловича, после которой к Николаю Николаевичу заметно охладели в верхах, к началу войны мы имели обкатанный и весьма совершенный истребитель.
Сложнее обстоят дела с истребителями с моторами водяного охлаждения – на этом направлении заграница нас опережает с каждым днём всё сильнее. И, чтобы поезд не ушёл окончательно, необходимо принятие И-17-го в качестве учебно-тренировочного истребителя. Тогда он будет стоять на мелкосерийном производстве – а это освоенные техпроцессы. Эксплуатироваться в военных училищах – а это замечания от техников. И летать – уж курсанты-то выявят опытным путём все проблемы с лётными качествами.
Кроме того, на этих машинах будут опробоваться новые типы пушек, пулемётов и иных видов вооружения – в прошлый раз с прототипом так было – на нём обкатывали множество разных проектов.
- Ты кого хочешь обмануть? – воскликнул Конарев. – Предлагаешь ввести в заблуждение руководство страны?
- Не столько руководство, сколько конкурентов. Знаете, что могут сделать недоброжелатели, вхожие в высокие кабинеты? Оно нам надо? А так – сидит себе Поликарпов в своём Нижнем Новгороде на заводе, выпускающем деревянно-тряпочные У-2, УТИ-17 для учебных частей и лётных школ, да переставляет моторы и пушки на давным давно известном ишачке.
- Я в Москве работаю, - возразил Николай Николаевич.
- Надо переезжать, - вздохнул я. – Как-то заинтересовать в этом самых нужных конструкторов, и создавать небольшой, но зубастый коллектив с привлечением местных кадров. С одной стороны, когда фашист будет рваться к нашей столице, у вас сохранится деловая атмосфера. С другой – начальство пореже станет наведываться. И не придётся никому ничего особо доказывать – работы по утверждённой тематике, совершенствование серийной техники, скромное, но устойчивое финанасирование и прекрасные отношения с заводчанами – что ещё нужно, чтобы достойно встретить старость?
А когда придёт час грозных испытаний – вот тут-то и окажется, что наши учебно-тренировочные самолётики кроют немецкие истребители, как бог черепаху. И, главное, все пилоты давно их освоили во время учёбы ещё в училище или проходя краткосрочные курсы.
Кстати! Вашу новую задумку – И-180 – тоже можно преподнести, как учебно-тренировочную машину, предназначенную для освоения И-16. Ишак-то ну уж очень норовист. Так что и с этим вас поймут, - я посмотрел на Конарева. Выглядел лейтенант задумчивым, но тут встрепенулся:
- С точки зрения сохранения государственной тайны этот подход представляется мне разумным, - согласился он. – Этот момент придётся согласовать с руководством. Но, в любом случае, завтра снова встретимся здесь тем же составом.
Наденька благодарно кивнула – устала записывать.
но устойчивое финанасирование и прекрасные отношения с заводчанами
так задумано?
Al! Не понял, а в чём проблема? Что лексикон не из той эпохи?
Al! Не понял, а в чём проблема? Что лексикон не из той эпохи?
Буква лишняя
------------
1. Версия об интриганах, загнобивших суперсамолёты суперконструктора хоть и имеет под собой некое рациональное зерно, но в целом - обычная теория заговора, с большим количеством натяжек и передёргиваний. Стоит ли опять педалировать?
2. Сама концепция про "внезапно выяснится, что учебные кроют" - более чем сомнительна. Уж что-что, а ЛТХ учебных машин будут прекрасно известны и курсантам, и инструкторам, и руководству - откуда внезапность?
3. В нашей истории именно наработка опыта на учебных машинах позволила КБ Яковлева быстро и качественно перейти к истребителям. То есть, ratio в предложенной методике работы вроде как есть, но:
- у Поликарпова опыт проектирования истребителей и так есть, даже залишне (всё, что делал и пытался делать после И-16 было вариацией на тему И-16 и не более того; Ла-5 от него ждать не приходится);
- другие КБ не получат этого самого нужного опыта. А, значит, не будет ни Як-3, ни Ла-5, ни МиГ-3 - ну, или они будут не такие и позже.
Окупится ли одно другим? Сложить все яйца в одну штанину корзину много ума не надо, но и смысла в этом не густо. Плюс известно на уровне аксиомы, что отсутствие конкуренции неизбежно ведёт к застою - а у нас самое больное место это именно темп развития.
Ну, как-то вот так вот...
Отредактировано Wild Cat (01-07-2015 11:00:21)
любой супер истребитель без вооружения так и останется учебно - спортивной. А с вооружением в Красной армии "мелкокалиберная" катастрофа. В принципе конечно есть. В опытных образцах и мелкосерийном производстве. Мдя... Но для массового производства "большой войны" годен только ам-23 Макарова. Образца 1953 года.
До войны в авиапушках использовали многожильные пружины. Вещь сложная и дорогая, а значит редкая и дефицитная. Даже на истребители не хватало. Что уж говорить про бомберы, и зенитки. Об сухопутных броневиках вообще не вспоминать. А в авиапушке Макарова дефицитной пружины нет, там очень технологичный пневматический буфер стоит. Значит можно наладить массовое производство. Для авиации, флота и армии. И не только калибром в 23 мм. Можно ведь и "по-ширше и по-ширее". К примеру автопушку калибром в 45 мм. для такой пушки пружина нужна весом в пол-истребителя с надежностью с "кошкину слезу". А газовый буфер будет очень легким и надежным. Самое главное дешевым и технологичным а значит массовым.
В нашей истории именно наработка опыта на учебных машинах позволила КБ Яковлева быстро и качественно перейти к истребителям.
Проблем с этим "быстро и качествено" оказалось много и в самое неподходящее время.
Сложить все яйца в одну
штанинукорзину много ума не надо
А никто их пока туда и не складывает. Шурик просто пытается "отсеч" известные ему проблемы.
другие КБ не получат этого самого нужного опыта
А кто им не даст этот опыт получить?
у нас самое больное место это именно темп развития
Подписываюсь
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Архив Конкурса соискателей » Внизу наш дом - вторая попытка