В лётной школе мы встретили немало знакомых – тут были и сотрудники, с которыми я работал, начиная с её основания, и вернувшиеся с фронта как на инструкторскую работу, так и "гонцы", отбирающие молодёжь в свои части. Да, ещё Херменегильда Бюхель заканчивала формирование собственного москитного полка. Естественно, всем нужны были лучшие лётчики.
Ещё одна новость будоражила всех – Мо-1 в цельнометаллическом варианте только что с завода. Естественно – вариант "Эквилибрист". Выходит, нашелся в стране для истребителей крылатый металл. Теоретически, машина от этого должна сделаться легче, но на самом деле этого не произошло – весь выигрыш в весе съело вооружение. Вместо пары ШКАСов на нем теперь стоит пара УБС – крупнокалиберных пулемётов Тульского производства. И ещё пара пулемётов обычного калибра направлена в сторону хвоста.
- И как, спрашивается, из них целиться? – вопрошает молодой человек в форме курсанта.
- Смотрите сюда, юноша, - подзывает его к самолёту один из инструкторов. Это же элементарно, словно Ватсон. Видите – гаргрот убрать решительно невозможно, потому что в нём находится картер заднего двигателя. То есть обзор назад за счёт возможности увидеть хоть что-то, повернув голову, отсутствует. Зато фонарь сделан слегка возвышенным, начиная от козырька и до середины. Правда, в образовавшееся пространство просунуть голову сможет, разве что белка. Поэтому сюда поставлено зеркало заднего вида. Через него прекрасно видно киль, служащий мушкой. А прицельная планка нарисована вот тут. Забирайтесь и смотрите.
Курсант, забравшись и подвигав прозрачным колпаком, радостно объявляет:
- А ничего так, вполне приемлемо. И понятно, для чего нужны риски на киле.
- Ты, Субботин, просто исчадие ада, а не конструктор, - мурлыкает Муська, покрепче хватая меня за локоть. – А машины, летающие задом наперёд, ты мне покажешь. И как их пилотировать? Тоже через зеркало?
- Ну, да, - киваю. – Но там класс лётчика долен быть просто фантастический, а то нечего делать – свалиться. Мы всего-то десяток таких машин и построили, но я так и не отважился никого на них выпустить. И, думаю, не выпущу – это была заготовка, знаешь ли, на самый крайний случай. Кстати, если на обычном цельнометаллическом "Эквилибристе" оставить ту же пару передних ШКАСов, что стояли на деревянных, то с Мессером можно и на вертикали тягаться – моторы ММ-1 уже "разогнали" до трёхсот лошадок.
- Ух, ты. А что будет дальше?
- Ничего, - улыбнулся я. – Достигнут теоретический предел в отношении этого типа моторов. Иначе они не будут успевать отводить тепло. Или их понадобится охлаждать жидкостью.
Потом мы полетали на москитных истребителях, но не на "Эквилибристах", а на обычных. В чём разница? В закрылках. На обычном они обычные, поворачивающиеся вниз вокруг своей передней кромки – такие не оторвёт набегающим потоком воздуха, если ими резко сработать. В отличие от сбалансированных, которые неопытный пилот может в два счёта потерять. И ещё хвостовые рули у них, обычных, не представляют собой одной сплошной поворачивающейся плоскости, которую тоже можно обломать при слишком энергичном маневрировании на высокой скорости – поэтому в случаях "зависания" эти машины теряют заметную часть управляемости, даже при условии обдува хвоста, примерно так же, как и нормальные самолёты. Они не такие вертлявы, зато намного проще в пилотировании.
***
Майор Бюхель зацепила нас уже когда мы садились на мотоцикл, чтобы вернуться в Воронеж.
- Мусенька, Шурик! Тут ко мне в полк один курсант просится. Не знаю, как и быть, - проговорила она встревоженно.
- А чего тут думать – раз курсант, пускай учится.
- Так уже сдал все экзамены. Причем хорошо. И пилотирует вполне на уровне. Я и тех, кто слабее его, зачислила. Но у этого фамилия уж очень непростая – Сталин.
- Василий? – спросила Мусенька. Херми кивнула.
- Блин горелый. Так и не получилось у меня жизнь ему сломать! Ведь был же нормальным пехотным ефрейтором!
- То есть он добился направления в лётную школу из обычной части, - сообразил я. – Упорный, однако.
Бю оглянулась в сторону проходной – за ней маячил одинокий курсант, поглядывающий в нашу сторону.
- Сержант, ко мне, - крикнул я ему. Мусенька посмотрела на меня взглядом разъярённой кошки.
Когда Сталин подбежал и доложил, что прибыл, я не стал тянуть кота за хвост, а сразу потребовал:
- Поклянитесь, что никогда не возьмёте в рот ни капли хмельного.
- Даже вина?- меня откровенно не поняли.
- Даже пива, - ответил я категорически.
- А в медицинских целях? – продолжил упорствовать сын вождя.
- В медицинских целях вам введут ректально, - усугубила моя бесценная.
- И наркомовские? – севшим голосом поинтересовался Василий.
- Вот пусть нарком сам их и унаркомит.
Парень выглядел озадаченным и явно затруднялся с ответом. Ему вообще хотелось послать меня куда подальше, но капитанские петлицы на шинели не позволяли этого.
- Клянусь никогда не брать в рот хмельного, - наконец выдавил он из себя явно через силу.
- Свободны, - отпустил я бедного. – Бю! Можно брать. И с повышением в звании тяни до последней возможности. Вообще держи его в чёрном теле. Типа вечным лейтенантом