Kirasir написал(а):получается что начали с покупки пакета "Корел Дро"
Да, чего-то я с устатку начудил. Вот и восток с западом путаю через раз.
В Москву нас с Мусенькой вызвали уже на другой день. Но не к Сталину, а к главкому ВВС.
- Вы что, забыли уже, где служите? – грозно нахмурил брови Павел Фёдорович Жигарев, едва мы вошли в его кабинет и доложили о прибытии. – Ладно, не оправдывайтесь. Знаю я, где вы и как. Товарищ Сталин сообщил мне о данных вам поручениях. И, да, самолёты, затребованные вами, Мария Антоновна, для экспедиции на Вилюй, будут предоставлены. Но, прежде, чем отпустить вас в Сибирь, хочу воспользоваться особыми, так сказать, свойствами вашей памяти. В стране сложилась весьма непростая ситуация с учебными самолётами. У-2, как и По-2, хотя они практически одно и то же, все до последнего уходят в действующую армию. То есть не хватает машин даже для первичного обучения лётчиков. Ещё хуже обстоят дела в лётных школах – истребителей и бомбардировщиков буквально не на чем учить – даже двухместные УТИ-16 и УТИ-17 выгребли все до последнего – их переоборудуют в ракетоносцы для подавления зенитных батарей. Ваш коварный план, товарищ Субботин, сработал настолько хорошо, что поставил лётные учебные заведения в исключительно тяжёлое положение. Извольте расхлебать заваренную кашу ещё до того, как отправитесь на поиск алмазов. Иначе там обойдутся без вас.
Скажу прямо, на Вилюй я не очень рвусь. Просто Мусенька на меня рассчитывала. Одним словом, выйдя из кабинета, мы направились прямиком в управление по заказу самолётов – надо было разобраться с тем, насколько загружены заводы. Ну, не может быть, чтобы нигде не оставалось ни одной щёлочки. Уж У-2-то можно строить в любой кроватной мастерской, на любой мебельной фабрике!
Признаюсь сразу, в управлении нас «плохо поняли». Начальник сразу принял обиженный вид, а его сотрудники давали знакомиться с документами только после нажима. То есть – что это за два капитана такие выискались, которым поручили выполнить за них их же их работу? Естественно, готовить справку по нашим требованиям, никто и не подумал. Ищите сами – таково было единодушное мнение. Так что толстые папки мы листали на подоконнике в одной из комнат, заставленных столами, которые все были заняты.
- Никогда не знала, что есть город с таким названием, - шепнула мне Мусенька, перевернув очередную страницу.
- Какой такой город? – переспросил я.
- Шумерля.
Название это присутствовало на штампе письма, где директор завода номер 471 сообщал о том, что, согласно полученного задания во втором полугодии 1941-го года было выпущено одиннадцать планеров Г-11. Вот тут я и призадумался – что-то было мутно. Второе полугодие – это уже война. И зачем понадобились планеры в то время, когда… И, ладно бы, если б на мои вопросы тут хоть кто-нибудь по-человечески ответил! Ведь ничего, кроме обтекаемых фраз и показного недружелюбия!
Шумерлю мы отыскали в атласе, предоставленном нам секретарём командующего – это оказалось в Чувашии. Прыгнули на мотоцикл и через считанные минуты вкатили его в наш Мо-4 на Центральном аэродроме. Чувашия – это не очень далеко, а мы ребята быстрые. То есть – мобильные.
Не обмануло меня предчувствие, возникшее при виде буквы «Г» в обозначении марки летательного аппарата – главным конструктором тут оказался майор авиации Владислав Константинович Грибовский. Я читал об авиетках его разработки, построенных в предвоенные годы, но каких-либо подробностей о его творчестве или жизненном пути никогда не знал. Помню только, что машинка была летучая и движок на ней стоял очень скромной мощности – чуть ли не мотоциклетный.
Так вот – на этом заводике строили десантные планеры и, подумать только, лёгкие двухмоторные бомбардировщики Як-6. Двигатели на этих самолётах – обыкновенные давно известные М-11. Вот тут я и призадумался. Это что же выходит? Товарищ Яковлев, опоздав с истребителями, решил подсуетиться насчёт ночного бомбардировщика? По моим воспоминаниям эта машина появилась ну никак не весной сорок первого, а несколько позднее. Ну да – ночники сейчас в большом почёте. А чем, интересно, отличается эта машина от того же Мо-2? Перерыв документацию, пришел к выводу – только бомбовой нагрузкой. Хотя с пятисоткой под брюхом она выходит несколько перегруженной – примерно настолько же, насколько и Мо-2. А ночники этого не любят – им сподручней парить в тёмных небесах, аки бабочки, бесшумно и невидимо. Опять же поставить глушители на звездообразные моторы труднее, чем на однорядник – нет, машина, конечно, неплоха, но реальной надобности в ней нет.
В качестве пассажирского самолёта? Да есть и другие, не хуже. Взлётно-посадочные характеристики у этого аппарата тоже не выдающиеся – ни с СХ-1, ни с Мо-2 даже рядом не стояли. Тем не менее, товарищ Яковлев сумел сманеврировать ресурсами и «замутил» проект в потоке мэйнстрима. Просто зла на него не хватает!
Что же касается десантного планера… Хм! И ещё раз Хм! Кому он сейчас нужен? Грибовский с ответом на этот вопрос затруднился – первые несколько штук осенью сорок первого с завода забрали, а потом перестали даже вспоминать о них – стоят рядком на краю лётного поля и стареют под действием погодных воздействий – они же деревянно-тряпочные.
Пока я во всём этом разбирался, Мусенька облетала Як-6.
- Знаешь, - сказала она, - ничего так аппарат, но не орёл. Мне на мошике и взлетать сподручней, и садиться. Я сейчас ещё разок поднимусь, попробую бомбить.
Пока она проверяла машину в деле, мы с Владиславом Константиновичем с земли наблюдали за её эволюциями и неторопливо разговаривали за жизнь. Я потихоньку, наводящими вопросами, выяснял, как он тут оказался, и чего наизобретал.
- Понимаешь, Шурик, - я попросил его так ко мне обращаться, - на словах все осознают нужность легкомоторной авиации. А на деле она оказывается задвинутой куда-то в самый дальний угол. Я перед войной построил учебно-тренировочный низкоплан – уж, казалось бы, чего ещё нужно! И для начального обучения годится, и для высшего пилотажа – то есть с него сразу можно пересаживаться на истребитель. Делался он на планерном заводе из самых простых материалов – а в серию так и не пошёл. Хотя и в соревнованиях участвовал, и до сих пор летает где-то в системе ОСОАВИАХИМА.
- Один? – спросил я.
- Один. Его пару раз пришлось немного переделать, но он от этого хуже не стал.
Я промолчал в ответ. Как раз моя радость приземлилась и подошла к нам, смешно морща носик:
- Нет, не орёл, - подтвердила она ранее высказанную мысль. - Но для обучения курсантов вождению двухмоторников очень даже ничего. И навыки бомбометания на нём можно осваивать – то есть вполне годная учебная машина.
- А с пикирования? – полюбопытствовал я.
- Это отдельный вопрос. С пологого – без проблем, а на крутое планер не рассчитан, - заметил Владислав Константинович.
***
Этим же вечером мы вернулись в столицу. А с утра принялись за поиски Г-20 – того самого самолёта, о котором вспоминал Грибовский. Кто-то из управления лётной подготовки вспомнил, что видели его в последний раз где-то в Рязани. Туда мы и вылетели, не мешкая. А уже вечером я мог доложить Жигареву о том, что задание выполнено – найденный самолёт оказался на ходу и полностью оправдал мои ожидания – очень приличная машина как раз для обучения курсантов.
Решение по этим вопросам приняли быстро – телеграмма о прекращении выпуска десантных планеров Г-11 и начале производства самолётов Г-20 ушла на завод в Шумерле в этот же день. Кому из управления заказов самолётов настучали по голове, я не знаю – весна уже в самом разгаре – где-то на Вилюе вытаивают из-под снега кимберлитовые трубки, которые мы должны отыскать. Ну, не совсем мы – геологи.