Апрель у нас в России месяц ещё наполовину зимний – то есть холодный, а иногда и снежный поначалу. Впрочем, сугробы подтаивающего снега в лесах встречаются и в мае. Поэтому мы пока не слишком торопимся в Якутию. Вернее, торопимся, но без поспешности. Мусенька хлопочет о сборах в дорогу большого коллектива геологов, а я бездельничаю. При этом живём мы на ближней даче товарища Сталина, той, что в Кунцево, которое сейчас не Москва, а Подмосковье. Гостевая комната тут расположена рядом с кабинетом вождя, а сам он охотно с нами общается. Судя по всему – пытается выпытать хоть что-нибудь о будущем. Имеется в виду – послевоенные реалии. Без нажима действует, просто заводит разные интересные разговори и поглаживает нас по шёрстке.
Но мы упорно держимся – понимаем, что, если убрать с доски фигуру Хрущёва – найдётся кто-нибудь другой, не менее способный к решительным действиям в момент смены руководителя.
- А знаете, товарищ Субботин, что товарищ Туполев на вас обижается?
- За что, интересно? Я ведь ему ничего плохого не сделал.
- Плохого ничего, но и хорошего тоже. Хотя его сподвижникам Сухому и Архангельскому очень серьёзно помогли.
- Я не разбираюсь в стратегических бомбардировщиках – у авиации дальнего действия свои особенности, а память у меня не резиновая. Сами понимаете, что чердак я набивал всем, чем попало больше девяноста лет. Там сейчас огромная свалка хлама, разобраться в котором просто невозможно, поэтому я пользуюсь исключительно тем, что оказалось наверху.
- Довольно эффективно пользуетесь – как ни странно, потребности армии в самолётах оказались удовлетворены. Причем сами лётчики свои машины не ругают. А вот в Германии наблюдается нехватка и материальной части, и пилотов. Товарищ Чкалов и его Первая Воздушная делают больно стране Суоми, практически безнаказанно терроризируя днём всё, что движется, а ночью – всё, что светится. К товарищу Молотову уже обращался ряд влиятельных лиц из Хельсинки с предложением сесть за стол переговоров. Как полагаете – стоит нам на это пойти?
- Отчего бы не пойти. Пускай капитулируют и платят контрибуцию. Молоком, там, маслом, и ещё чего у них есть. Советский народ должен хорошо питаться.
- А как вы смотрите на возможность создания Финской Советской Республики?
- С отвращением. Нам их проблемы не нужны. Пусть пропустят нашу армию к границе с Норвегией и предоставят аэродромы для обработки с воздуха рудодобывающих предприятий.
- Какой вы решительный! Нет, разрушать промышленность Норвегии нам не с руки. Братский норвежский народ этого не поймёт – ведь очень многие его представители сейчас служат в рядах Красной Армии.
- Надо же! А я и не знал, - пришлось мне честно сознаваться.
- А что вы думаете о дальнейшей судьбе Румынии, Болгарии, Венгрии и Югославии?
- Югославия со своей судьбой пусть разбирается сама. Я верю в товарища Брос Тито. Наш это человек. Ему не грех и помочь. В Румынии и в Болгарии, насколько я помню, сейчас царизм. Это очень хорошо. Стабильный дружелюбный сосед ещё никому не мешал – главное, заключить с ними оборонительный союз и больше ни во что не вмешиваться. А что творится в Венгрии? В прошлом варианте им крепко влетело от немцев – кажется, Будапешт тогда очень пострадал.
- Мосты через Дунай ещё осенью серьёзно повредила наша авиация. Теперь с фронта отводятся венгерские части – пусть их и немного, но это хороший признак. Позиция Будапешта так до конца и не ясна. Зато Болгария в одностороннем порядке вышла из войны, полагая, что через пылающую в огне войны Югославию и дружественную нам Румынию Гитлер до них не дотянется. Сейчас у болгар сложные отношения с Тито из-за тех территорий, что фюрер отвалил им от щедрот своих.
- А Чехию или Австрию мы бомбим?
- Изредка и понемногу. Когда выявляем действительно важные цели. Невозможно повсюду быть одинаково сильными, - Иосиф Виссарионович выглядел довольным. – А известно ли вам, Александр Трофимович, что шестицилиндровые однорядные двигатели товарища Бессонова освоены в производстве на Горьковском автозаводе для лёгких танков Т-60.
- Никогда бы не подумал, - сознался я, - что моторы воздушного охлаждения можно ставить на бронетехнику.
- Они были переработаны на водяное охлаждение и выполнены с горизонтальным расположением цилиндров. Бензин они теперь потребляют обычный, автомобильный, и называются БТ – Бессонов танковый.
Что же – практика комплектования танков авиационными моторами мне известна. Однако обычно для этого использовали двигатели, выработавшие свой ресурс в авиации, а тут – смотри до чего дело дошло! Не иначе – самолётов в стране действительно достаточно. Ох, не напрасно я мудрил с товарищем Поликарповым!
- А скажите, Товарищ Сталин! Не поставляем ли мы наши самолёты кому-нибудь из союзников?
- Англичане попросили МиГ-3 и По-3 для ПВО.
- И что мы им ответили?
- Думаем. Машина всё-таки секретная.
- Отдавайте те, что смешанной конструкции. Пересаживайте наших летчиков на цельнометаллические, а послужившие на фронте продавайте союзником по сходной цене.
- То есть что? Вместе со шнягами и приблудами? – Иосиф Виссарионович имел в виду винты изменяемого шага и автоматику, выбирающую оптимальный угол поворота лопастей.
- Конечно. Пусть срисовывают, если хотят. Эти решения вот-вот станут общеизвестными – пора снимать с них гриф секретности. Выигрывает тот, кто держит ровный темп развития.
- Имеете в виду перспективы развития реактивной авиации?
- Имею. Но предупреждаю – это быстро не получится. Макетный самолёт с мотором-макетом – только первый шажок. Сам я на скоростных реактивных машинах не специализировался, а всё, что помнил, сообщил Москалёву. Он обещал проверить и отписать Микояну с Сухим обо всё, до чего докопается. Кстати, а что, товарищ Бартини всё ещё прохлаждается в местах не столь отдалённых?
- Наведу справки, - пообещал Иосиф Виссарионович.
Но меня уже понесло:
- Непорядок это, товарищ Сталин, что в то время, когда вся страна куёт оружие победы, один из квалифицированнейших авиаконструкторов болтается неизвестно где и непонятно чем занимается. Вы не находите?
Сталин встал из-за стола и сказал, что ему пора на работу. Стенографистка Наденька закрыла свой блокнот и посмотрела на меня испуганными глазами.
- Ты чего-нибудь или кого-нибудь боишься? – спросила она севшим голосом.
– Только Мусеньки, - ответил я, не задумываясь. Меня всё еще несло, поэтому я и не подумал останавливаться. – Понимаешь, мне противно от того, что авиаконструкторы подсиживают друг друга, буквально из горла вырывая ответственные заказы. Нет уж – пока ноги меня носят, буду четко нарезать задачи, и требовать бесконечного вылизывания создаваемых самолётов. Ты просто не представляешь себе, сколько неприятностей случилось по причине неоптимальных решений, глупых тяжб и начальственного произвола. Даже, припоминаю, какой-то снабженец стал главным конструктором и в кратчайшие сроки создал истребитель, который категорически отказался взлетать.
- А фамилию этого конструктора не припомните? – от двери спросил товарищ Сталин.
- Не хватало мне ещё память всякой ерундой засорять! – воскликнул я в сердцах.
Внизу наш дом - вторая попытка
Сообщений 761 страница 770 из 854
Поделиться76108-08-2015 10:23:11
Поделиться76208-08-2015 10:48:07
- А скажите, Товарищ Сталин! Не поставляем ли мы
товарищ
Он обещал проверить и отписать Микояну с Сухим обо всё, до чего докопается.
всём
Поделиться76308-08-2015 14:00:12
Даже, припоминаю, какой-то снабженец стал главным конструктором и в кратчайшие сроки создал истребитель, который категорически отказался взлетать.
- А фамилию этого конструктора не припомните? – от двери спросил товарищ Сталин.
- Не хватало мне ещё память всякой ерундой засорять! – воскликнул я в сердцах.
Сильванский - ....?
Поделиться76408-08-2015 14:43:41
Сильванский - ....?
Да, о нём и речь. Но Шурик не помнит, когда именно это было, поэтому немного темнит.
Поделиться76508-08-2015 16:06:50
И.Шелест "Будни опытного аэродрома","Лечу за мечтой". Шавров Том 1.... - В этих книгах упоминалась эта история.
Поделиться76608-08-2015 16:41:58
Я читал об авиетках его разработки, построенных в предвоенные годы, но каких-либо подробностей о его творчестве или жизненном пути никогда не знал. Помню только, что машинка была летучая и движок на ней стоял очень скромной мощности – чуть ли не мотоциклетный.
Как мне кажется, лучше или: "ничего не знал" или "не знал не в той ни в этой жизни".
Поделиться76708-08-2015 16:57:11
Естественно, готовить справку по нашим требованиям, никто и не подумал. Ищите сами – таково было единодушное мнение. Так что толстые папки мы листали на подоконнике в одной из комнат, заставленных столами, которые все были заняты.
- Никогда не знала, что есть город с таким названием, - шепнула мне Мусенька, перевернув очередную страницу.
- Какой такой город? – переспросил я.
- Шумерля.
Название это присутствовало на штампе письма, где директор завода номер 471 сообщал о том, что, согласно полученного задания во втором полугодии 1941-го года было выпущено одиннадцать планеров Г-11. Вот тут я и призадумался – что-то было мутно. Второе полугодие – это уже война. И зачем понадобились планеры в то время, когда… И, ладно бы, если б на мои вопросы тут хоть кто-нибудь по-человечески ответил! Ведь ничего, кроме обтекаемых фраз и показного недружелюбия!
Шумерлю мы отыскали в атласе, предоставленном нам секретарём командующего – это оказалось в Чувашии. Прыгнули на мотоцикл и через считанные минуты вкатили его в наш Мо-4 на Центральном аэродроме. Чувашия – это не очень далеко, а мы ребята быстрые. То есть – мобильные.
Макетный самолёт с мотором-макетом
1. У меня вопросы к уважаемому автору, как специалисту в реалиях времени, в котором происходит действие произведения:
- Так просто взяли и полетели, не согласуя время вылета, маршрут и пр.? А сбить их не могли наши же зенитчики или истребители? А как их встретили на месте? Полномочия не проверяли? А если у них был мощный мандат на уровне документа товарища Ильи Лисова, то почему же они не построили нагловатых управленцев?
2. Не лучше ли разбавить синонимом?
Поделиться76808-08-2015 18:17:19
Итальянцы нашли интересное решение:
Самолет на фото чем-то неуловимым НЕ напоминает итальянца - то ли крестами, то ли свастикой на киле... И где там интересное решение?
Поделиться76908-08-2015 21:37:39
- Так просто взяли и полетели, не согласуя время вылета, маршрут и пр.? А сбить их не могли наши же зенитчики или истребители?
Я не хотел бы отвлекать внимание читателей с основного повествования на вопросы, связанные с управлением полётами. В тех случаях, когда это важно для сюжета, создания образа или чтобы подчеркнуть антураж - вставляю отдельные детали. Скажем - радизапрос от поста ВНОС при полёте в Шклов имел значение. А здесь эти детали были бы просто словесным мусором.
А если у них был мощный мандат на уровне документа товарища Ильи Лисова, то почему же они не построили нагловатых управленцев?
Этот мандат - на крайний случай. Если попали в неприятности. А в остальных ситуациях ребятам рекомендовано не выпячиваться.
Кстати - они могли и главкому авиации нажаловаться - но не стали. Не их стиль.
Про макетность и самолёта и мотора Шурик выпятил умышленно.
Поделиться77009-08-2015 08:28:00
Обожаю бездельничать и всегда тяжело переживаю, когда заканчивается отпуск, потому что приходится прекращать заниматься тем, чем хочешь и начинать делать то, что велят. Словом в Саратов я выехал на поезде, чтобы получить Ан-226 для нашей экспедиции.
Да, здесь на заводе теперь делают именно эти самолёты, а Олег Константинович Антонов руководит конструкторским бюро. Его я нашел на площадке за ангарами, расхаживающим вокруг небольшого танка. Видел я такие – это Т-60. Их довольно много было в войсках. Как на мой вкус, так это, скорее танкетка, потому что бронирование противоосколочное или противопульное, что почти одно и то же. И пушка мелкокалиберная. Башня у него сдвинута набок – в общем, машинка своеобразная, можно сказать – танк не противотанковый, а противогрузовиковый.
И почему я не удивился, увидев, что стоит на нем двадцатитрехмиллимитровка? Вот пошла эта пушка – достаточно было принять на вооружение нормальное орудие, как оно тут же всем понадобилось.
Ну да это – дело житейское. И ещё более естественно то, что Олегу Константиновичу заказали планер для транспортировки лёгкого танка по воздуху. Вот он и примеряется.
- Привет, Трофимыч! – обрадовался он мне. – Хочу тебя попросить, позволить мне воспользоваться бипланной коробкой от твоего «Сарая». По соотношению массы груза и подъёмной силы выходит как раз то, что нужно. Даже чуть больше полутонны остаётся запаса.
- Хочешь просто срисовать? Нет, так не пойдёт. Бери в Горьком сразу готовый конструктив – то есть весь «Сарай» без фюзеляжа, но с моторами и хвостом.
- Мне не самолёт заказали, а только планер, - развёл руками Антонов.
- Потому что не понимают, - ответил я без колебаний, - того, что каждый раз, переправив технику к партизанам, придётся сжигать труд сотен людей? Нет уж, народное добро должно быт надёжно защищено. И твердая конструкторская позиция тому порукой.
- То есть, что? Придётся конструировать кабину и шасси? Я ведь предполагал, что взлёт и посадка прохойдут с танковыми гусеницами, а управлять полётом планера будет мехвод.
- Если планера – то тут ты прав. А если самолёта, то да, шасси нужно приделать под крылья. Впрочем, они у нас тоже готовые имеются на Ан-226. Их просто нужно приладить правильно. А кабину возьми у Москалёва с его сверхлёгкого штурмовика и пристрой посередине на верхнее крыло.
- И как на это посмотрят Николай Николаевич и Александр Сергеевич?
- Они на это давно смотрят с огромным дружелюбием и нескрываемым удовольствием. Ты что, не заметил, насколько высокая степень унификации между их детищами? Особенно, по деталям крыла. Штампы Горьковского автозавода и для Ан-226 поставляют добрую треть набора. Штуцеры, переходники, системы управления и контрольные приборы – все с одной машины подходит к другой. Капоты тебе ведь в Воронеже делают. И для Горьковских «Сараев» тоже в Воронеже. Так что не мучайся – лепи все в одну кучу и, чистого неба твоему детищу.
- Ладно, успокоил ты меня. А то, знаешь, нашептывают, будто Поликарпов и Москалёв создали своё кубло и стараются всех под себя подогнуть.
- А ты не будь дураком – сразу доносы пиши, куда следует. Мол, создают нерабочую обстановку подозрительности – пусть их, где следует, подержат за вымя и предупредят, насчёт распускания языка. Ты, Константиныч, не обижайся. Мне нужно торопиться. Я ведь сюда буквально на часок – мне сегодня самолёт в Пермь… тфу, ты, никак не привыкну, что она теперь Молотов. В общем, забираю транспортник и адью.