Тем не менее, прежде чем отпустить меня, он, впервые на моей памяти, раскурил трубку, распотрошив для её набивки две или три папиросы «Герцеговина Флор». Некоторое время прохаживался мимо меня, сидящего на диване, по веранде своей дачи, а потом произнёс:
Видите ли, товарищ Субботин! Многие вещи, которые вы делаете между прочим, словно неохотно, под действием обстоятельств - на поверку оказываются достаточно интересными во многих отношениях. Скажем, артиллеристы категорически настаивают на скорейшем переводе на квадроциклическую тягу для начала хотя бы стодвадцатимиллиметровых миномётов. Однако, мощности наших заводов не готовы к выполнению подобного заказа.
- Загвоздка в моторах, - понял я.
- Как всегда, - кивнул Иосиф Виссарионович.
- Попросите у англичан. Припоминаю, в это время у них одних только типов мотоциклов было, как собак нерезаных. Наверняка найдётся что-нибудь подходящее. Уж, я чай, найдётся в автобронетанковом управлении истинный знаток, способный подобрать нечто стоящее.
- Пожалуй. Поставлю этот вопрос на контроль. А что ещё представляется существенным?
- Так всё существенно, товарищ Сталин. Бульдозерные ножи, экскаваторные ковши, грейдерные захваты и скреперные полуприцепы для перемещения грунта. Плуги и культиваторы для фермеров…
- … фермеров?
- Сейчас это называется хуторское хозяйство. Пусть оно становится эффективным.
- Это мелкобуржуазный подход.
- Это наши советские люди, производящие продукцию сельского хозяйства для городского населения. Чем товарней их производство, тем больший вклад в построение социализма они вносят.
Иосиф Виссарионович никак не отреагировал на мой «посыл». Ухмыльнулся, и сделал несколько шагов. Вот не думал я, что вождь и отец народов может выглядеть таким безоблачным.
- Товарищ Поликарпов, - доложил вышедший из дома… не знаю, охранник он или прислужник. Хотя, как мне кажется, охранники тут все.
- Проси, - старомодно отозвался товарищ Сталин. – Мы перейдём на второй этаж в комнату с большим столом.
***
Рулоны ватмана раскатывали втроем – они здорово скрутились в тубусе и никак не хотели расстилаться по просторной столешнице. Пришлось придавливать их, чем попало, чтобы не сворачивались в трубочку. Я был ужасно недоволен, если не сказать, встревожен, потому что увидел – речь пойдёт о двухмоторной машине, от разработки любого вида которых, всеми силами старался Николая Николаевича уберечь. Ну не отдаст Туполев этого направления никому и никогда. Хотя, идея была интересная. Бомбардировщик с моторами М-82, рассчитанный на пять тонн бомбовой нагрузки и весьма солидную дальность полёта. И вообще в нём просматривалось нечто ужасно стратегическое. То есть – понятно, берёшь больше горючего, летишь дальше, но везёшь меньше бомб. Главное взлётный вес вдвое больше сухого, а максимальный взлётный – втрое.
И название говорит само за себя – ночной бомбардировщик. Вот тут-то меня и осенило. Сейчас конец, пусть и не самый, весны сорок второго. Судя по бронекреслицам с бронеподлокотниками на По-2, Мусенька ввела Николая Николаевича в курс дел относительно идеологии ночных бомбардировочных действий не позднее начала сорок первого. То есть – прошло больше года. А конструкторское бюро в Горьком в начале этого периода было далеко не перегружено. Да и производство не лихорадило – имела место напряжённость, но в пределах обычных для этого времени интенсивностей.
То есть, тайком от меня, действуя в сговоре, Поликарпов при полном попустительстве Сталина… страшно подумать, чего они натворили! Тем более, что самолёт почти насквозь деревянный, а Шевцов в Молотове уже довёл М-82 примерно до полутора тысяч сил мощности…
Походив вокруг чертежей и присмотревшись к некоторым деталям, я встал так, чтобы видеть обоих заговорщиков.
- Что показали войсковые испытания?
- Я же говорил, что его не проведёшь, - улыбнулся Поликарпов.
- Отличные результаты показали войсковые испытания, - согласился товарищ Сталин. - Заводы в Чехии и Австрии это подтверждают, - он выложил аэрофотоснимки разрушенных производственных корпусов. – Фронтовая авиация и авиация дальнего действия затеяли нешуточный спор – кому этими самолётами пользоваться. Но ни те, ни другие, словно не слышат приказов о возврате прошедших проверку машин обратно на завод. Потому что товарищ Тито предоставил исключительно удобную площадку, где можно и заправиться, и подвесить новые бомбы.
- А ПВО? – не понял я.
- С самолётами ПВО разбираются Пе-3. Они же наводят группы подавления на проявившие себя зенитные батареи. Техника работы по объектам в тылу противника непрерывно совершенствуется. Не откажетесь с нами поужинать, товарищ Поликарпов?
Отредактировано Сергей_Калашников (10-08-2015 18:58:12)