Точно так же, как в Горьком цеха загружены производством истребителей, на Саратовском заводе все заняты постройкой транспортных машин – Ан-226 и По-4 – "Овин" и "Сарай". У них близкая вместимость, но первый быстрый, а второй – медленный. Безфюзеляжный вариант "Сарая" берёт под крыло один из лёгких танков Т-40 или Т-60. Или броневичок - главное, чтобы масса была не больше шести с половиной тонн. Работы по темам Александра Яковлева здесь полностью прекращены.
В Казани делают фронтовые бомбардировщики Су-2, высотные двухмоторные истребители Пе-3, Ли-2 в исполнении бомбардировщика и стратегические опять же бомбардировщики Пе-8. Сюда же передана документация на снова бомбардировщик - ночной НБ, которому уже присвоен индекс По-8. Вот хожу я вокруг этих двух больших машин и занимаюсь сравнениями.
Бомб они везут поровну с одной и той же скоростью на одно и то же расстояние. Но Петляковская машина цельнометаллическая четырёхмоторная имеет вдвое больший размах крыла и в полтора раза длиннее, чем цельнодеревянный двухмоторник Поликарпова. Разница только в высотности – Пе-8 может вскарабкаться на девять километров, а По-8 только на шесть с капелькой. То есть восьмидесятивосьмимиллиметровые немецкие зенитки добивают в обоих случаях, хотя радиус поражения по горизонтали, конечно, для По-8 больше.
На случай нападения истребителей Пе-8 защищён значительно лучше – у него пять огневых точек, сектора обстрела которых частично перекрываются. У НБ их всего три. Хотя, истребитель, вооружённый пушкой, завалит и ту машину, и другую, если пилот на нём не полный идиот.
Да, я ищу повода для того, чтобы обосновать снятие с производства красы и гордости нашей авиации дальнего действия. Ещё мне нужно, чтобы к началу сорок пятого года отправились в утиль и те машины, что уже в строю. И нужно это потому, что, насколько я помню, именно в это время Пе-8 догонит усталость металла – стали, из которой сделаны лонжероны. Будут жертвы.
Говорить ли правду относительно технической картины – не знаю. А вдруг лётчики забоятся летать на этих вполне пока годных, хотя и весьма сложных машинах? Вот и маюсь в нерешительности. Тем более что автор этой разработки погиб прошедшей зимой – разбился при авиационной аварии – неудобно как-то хоронить его детище.
Топтание в сборочном цехе незнакомого меня, конечно, не осталось незамеченным – очень уж юный вид я имею для того, чтобы носить столь увесистые погоны. Да, теперь младшим из старших офицеров стал не капитан, а майор – то есть Сталин меня правильно понял и сделал всё вовремя.
Тут и подошел ко мне полковник авиации, без церемоний протянул руку и представился:
- Мясищев.
- Субботин, - ответил я.
- О вас ползут самые невероятные слухи.
- Правильные слухи обо мне ползут, - кивнул я в задумчивости. – Я из будущего, из две тысячи десятого года. Не важно, верите вы или нет, но не забудьте забежать в первый отдел и дать подписку о неразглашении.
- В первый?
- Простите – к особистам. Немного путаюсь в терминологиях разных эпох. А в сорок пятом у некоторых из Пе-8 начнут отваливаться крылья. Усталость металла, из которого сделаны лонжероны. Просто и не знаю, как с этим быть.
- Усталость? Что это за напасть такая?
- Встретитесь с ней, и не раз. И, хоть тресните меня, представления не имею, как выявлять опасные в этом отношении материалы. Кстати, вас ознакомили с работами, что ведёт в Воронеже Архип Михайлович Люлька?
- Нет. А вам уже исполнилось сто лет?
- Пока только девяносто четыре. Простите, забыл ваше имя-отчество.
- А я его и не называл.
- Из будущего забыл. Тело молодое, а память подводит.
- Владимир Михайлович.
- Шурик. Простите мне мою рассеянность, но очень рекомендую наведаться в Воронеж, а потом, когда вернётесь, поделиться мыслями об увиденном с товарищем Сталиным, потому что я сам в реактивной авиации почти ничего не смыслю.
- Я тоже.
- У вас всё ещё впереди. Эх, мне бы ваши годы! Советую оседлать реактивную тематику и... да, Павлу Осиповичу тоже пора входить в эту струю. Словом, будете в Воронеже, кланяйтесь от меня Москалёву – он сейчас больше всех знает про то, как запрячь ТРД. Хотя, снова я тормознул – сам же туда лечу. Ой, а на моём самолёте место есть только в бомбоотсеке. Простите, не могу пригласить вас в попутчики.
- Здравствуйте, - к нам подошла моя ненаглядная. – Ты представишь меня товарищу полковнику?
- Мусь! Это же сам Мясищев! Помнишь, который построил первый межконтинентальный сверхзвуковой бомбардировщик?
- Ты совсем мозги потерял, старый хрыч! – накинусь на меня моя радость. – Вот что ты несёшь! До этого ещё, как минимум, лет двадцать, а ты тут вовсю авансы раздаёшь!
Простите его, пожалуйста, товарищ полковник, - повернулась она к нашему собеседнику. – Ему товарищ Сталин недавно разрешил самому выбирать, кого посвящать в тайну, а он, дубина, от этого вообще берега потерял – лупит, как пыльным мешком из-за угла.
- Пойду-ка я, действительно, дам подписку, - улыбнулся Мясищев.
- Тема "Шум" – подсказала Мусенька.