Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Архив Конкурса соискателей » Внизу наш дом - вторая попытка


Внизу наш дом - вторая попытка

Сообщений 81 страница 90 из 854

81

Глава 13. Продолжение отпуска

Мы снова сидим за тем же столом в светлой комнате на подмосковной даче.
- Моё руководство, ознакомившись со вчерашней стенограммой, дало санкцию на продолжение общения в том же ключе, - сделал вступление Конарев. – Наверное, начнём с выступления Александра Трофимовича. А потом уделим некоторое время возникшим вопросам.
Поликарпов и Чкалов кивнули.
- Ни для кого не будет новостью, что основной проблемой истребителей являются моторы. Начнём с двигателей водяного охлаждения. Здесь у меня в памяти два имени – Климов, развивающий направление Испано-Сюизы, и Микулин, совершенствующий какой-то немецкий мотор. Эти двигатели и будут стоять на основной массе советских самолётов. Бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. Двухрядная звезда воздушного охлаждения появится у нас только где-то летом сорок второго года. Я имею в виду двигатель более-менее приличной надёжности и нужной мощности. Сделает его Швецов в Перми. Раньше сходный по мощности двигатель разработают и поставят на производство в Запорожье, но его надёжность долгое время будет головной болью – именно из-за отказа этого мотора и погибнет Валерий Павлович.
- Ты же сказал, что из-за отклонения от полётного задания! – возмутился Чкалов.
- Удалились от аэродрома дальше, чем предписывалось. Потому и не успели сесть. Там ещё вокруг были разные постройки, мешавшие приземлиться. Я вообще млею, вспоминая о том, что дело было в Москве, где столько всего понастроили. Будь моя воля – проводил бы испытательные полёты где-нибудь в астраханских степях, ровных как стол.
- То есть, не советуете рассчитывать на Запорожские моторы? – вмешался Поликарпов.
- Сомневаюсь я, - пришлось честно сознаваться. – Сам-то я не летал на машинах с Запорожскими движками, но только поругивали их двухрядные звёзды. А в чём проблема – не знаю. Но на серийных машинах они применялись. Возможно, недобрая репутация за ними потянулась потому, что их буквально рвали с завода разработчики новых самолётов? То есть – не дожидались завершения полного цикла испытаний? Это именно о том случае... – протянул я неуверенно, посмотрев в сторону Чкалова. – Понимаете, я в ту пору был мальчишкой, сам в разработках не участвовал, а знания почерпнул из воспоминаний других людей. То есть, наверняка имел дело с пристрастными мнениями. Поэтому отношение моё к Запорожским авиадвигателям не может считаться обоснованным. Но и промолчать не могу. Кстати, неудачи и отказы случались и с моторами других конструкторов.
- Двухрядными V-образниками занимался ещё Бессонов, - заметил Николай Николаевич.
- А вот его попрошу в расчёт не принимать. Он у меня запланирован по совершенно иной тематике, обсуждать которую пока преждевременно. Главное – ни во что не вмешиваться. Пусть всё идёт, как шло.
Следующий момент, касающийся моторов – высотность. Очень многие проблемы были связаны с тем, что и на бомбардировщики, и на истребители ставятся одни и те же двигатели. Но дальним бомбовозам очень нужна высотность, чтобы избежать зенитного огня, а вот истребителям и фронтовой бомбардировочной авиации приходится работать не выше пяти тысяч метров – именно на эти высоты и должны ориентироваться основные характеристики и самих машин, и их энергетических установок. Разница, как правило, в нагнетании воздуха, с которым и будут основные хлопоты у моторостроителей. То есть этот момент нужно заранее обойти, различая высотные варианты и модификации для основной массы машин.
И, пожалуй, у меня по авиадвигателям всё. Вопрос о переезде руководимого вами конструкторского бюро в Нижний Новгород тоже затрагивать пока рано – такие дела с кондачка не решаются. Поговорим про И-17?
- Извольте.
- Два вопроса, связанные с его конструкцией требуют рассмотрения. Во-первых, у него великоват пропеллер. При установке более мощного мотора эта проблема может только усугубиться. Вывод неутешительный – нужно применять винт с большим количеством лопастей. То есть – налаживать производство достаточно специфического изделия. К сожалению, я не в курсе организационных моментов, не знаю, существует ли специализированное предприятие по выпуску чего-либо подобного. Но эскизы и расчёты винтов изменяемого шага готов выполнить в любой момент. Думаю, такая шняга экспериментальной машине совсем не повредит. А потом перекочует и на мелкосерийные учебные самолёты, и в бомбардировочную авиацию, и на истребители других конструкторских бюро.
- Это не вызывает никаких сомнений, - согласился Николай Николаевич. – Но уж очень непростые требования предъявляются к некоторым деталям втулки. Думаю, этот вопрос нужно ставить перед моторостоителями. У них и оборудование подходящее имеется, и материалы.
Я только руками развёл – вопрос опять вышел за пределы моей компетенции.
- Так какой же вопрос является вторым, если вспомнить про И-17, - напомнил Конарев.
- Узкая кабина, - ответил за меня Валерий Павлович. А я кивнул.
- То есть фюзеляж придётся несколько раздуть, - вздохнул Поликарпов. – Что же, если не в самом носу, а только посередине, это не приведёт к слишком уж большому возрастанию сопротивления.
- Ой, вспомнил! – спохватился я. – Летчику обязательно нужен обзор назад. Мессеры обычно подходят со стороны хвоста, а гаргрот ужасно мешает оглядываться. Понимаю, что без него невозможно побороть турбулентность, возникающую при обтекании фонаря, но необходимо найти компромисс. А то их охотники всех наших быстро помножат на ноль.
- Опять потеря скорости, - Николай Николаевич выглядел обиженно.
- Вы уж простите меня, пожалуйста, но мне ещё не раз придётся наступить на горло вашей песне, - я постарался придать своему взгляду жалобное выражение.
- А можно поподробней? Про эти самые песни.
- Прежде всего, необходимо прекратить попытки модернизировать истребители-бипланы. Они отжили своё еще два года тому назад. В войну их часто применяли в качестве бомбардировщиков или для штурмовки, но они в этом качестве не лучше специализированных самолётов. Их просто использовали потому, что они были. От бедности, в общем. То есть совершенствование И-15-го – напрасная трата сил, времени и иных важных ресурсов. Как и их дальнейший выпуск.
Далее – вы делали попытку создать двухмоторный самолёт, вооружённый пушками солидного калибра. Или сорок пять миллиметров, или тридцать семь – возможны оба варианта. Так вот – её просто не пустят в производство потому, что не пустят. Проектов двухмоторных машин будет довольно много, и относительно того, как принимались решения в их отношении, я просто не в курсе. Так что ни силы, ни нервы, тратить не нужно.
Вы только не падайте со стула – исключительно ценными в боевом отношении самолётами во время войны оказались ночные бомбардировщики вашей конструкции, известные под индексом У-2. Их довольно широко применяли и для связи и даже, был случай, заставляли кружить над войсками, чтобы они своими моторами глушили звук выходящих на исходные позиции танков.
- Ночные бомбардировщики! – ухмыльнулся Чкалов. – Никогда бы не подумал.
- Целые полки, вооружённые ими, обрабатывали позиции или ближние тылы фашистов. Были даже полностью женские части. Они же летали к партизанам, высаживали и забирали разведчиков и диверсионные группы – эти самолёты оказались настоящим сокровищем.
- Закончим на сегодня, пожалуй, - остановил мою пламенную речь Конарев. – Мне нужно представить запись нашего разговора... кому следует. И получить санкцию на продолжение нашего... общения.

+10

82

Chortik66 написал(а):

Зная историю техники, можно управлять развитием в нужном направлении

Это Шурик и попытается сделать.

Chortik66 написал(а):

Может задействовать знания ГГ также и в моторостроении

Тут он не глубокий спец. Эрудиции много, но конкретных знаний мало.

Chortik66 написал(а):

А сабельные и вентиляторные винты, для сверхзвуковых скоростей вращения конечностей лопастей?

Это обязательно.

0

83

Wild Cat написал(а):

ниша учебных машин будет прочно заткнута монументальным задом корифея

Это да, если затея выгорит. Чем-то приходится жертвовать.

Wild Cat написал(а):

Чуть-чуть опоздали с созданием и развитием ветки, это да.

Вот тут и корень зла. Поэтому Шурик и пытается пораньше подсуетиться.

Wild Cat написал(а):

Опоздали с обучением пилотов на новые машины

Ну, да. Были и другие "косяки", которых корифей не допустит.
Кстати, Як-7Б и всё семейство Як-9 родились из спарки, которую Яковлев готовил заранее для обучения пилотов на Як-1. Так что - он подумал заранее, но вышло немного не по плану - пошли в войска.

0

84

Сергей_Калашников написал(а):

Думаю, этот вопрос нужно ставить перед моторост(р)оителями.

+1

85

Chortik66 написал(а):

В частности турбореактивный мотор Люльки? Турбовинтовые двигатели? И далее - газотурбинные?
А сабельные и вентиляторные винты, для сверхзвуковых скоростей вращения конечностей лопастей?

Забудьте.
От слова "совсем", до послевоенного времени.
По целому ряду причин, по большей части объективных и одним "послезнанием" нерешаемых принципиально.

0

86

Wild Cat написал(а):

Забудьте.
От слова "совсем", до послевоенного времени.

Отчего же так про всё? Сабельные лопасти уже возможны. Особенно, для толкающих винтов.

0

87

Сергей_Калашников написал(а):

– Летчику обязательно нужен обзор назад. Мессеры обычно подходят со стороны хвоста, а гаргрот ужасно мешает оглядываться.

м.б. обзору задней полусферы?

0

88

АЗК написал(а):

м.б. обзору задней полусферы?

Поправил на "мешает смотреть назад", а то слишком уж "официально" получалось.

0

89

Wild Cat написал(а):

Про кумовство...
Сильно любят вешать всех подохших в округе собак на Яковлева,

Хе-хе! а вот про Яковлева я как раз и не вспомнил! Наверно потому что он не был членом ЦК. И не совал своих сыновей во все элитные и тёплые места.
  http://read.amahrov.ru/smile/guffaw.gif

0

90

Глава 14. Всё ещё отпуск

На следующий день наша обычная тусовка не собиралась – меня с утра увезли по врачам. Я был осмотрен, взвешен и найден чересчур легковесным. Впрочем, других претензий ко мне не предъявили. Про это мне тоже никто не сказал – я сам пришёл к такому выводу, потому что кардинально изменилось меню – если до этого момента нас кормили добротно, то теперь – как на убой. Наденька запихивала в мою и без того ненасытную утробу по две-три добавки от каждого из примерно десятка блюд. Но на тренировках я всё это благополучно пережигал – растущий организм в условиях физических нагрузок брал своё.
На следующий день Наденька повезла меня по магазинам. Я честно попросился в Детский Мир – хотел купить своей Мусеньке цивилизованную куклу. Но моя провожатая сказала, что ничего подобного не знает. И сама выбрала маршрут – короче, до игрушек мы так и не добрались, зато я обзавелся серой пиджачной парой, сорочками из хорошего полотна, трусами, майками, носками, приличным драповым пальто и конечно атласным пионерским галстуком. Не пионерским тоже, который отродясь не умел завязывать.
За всё это расплатилась моя провожатая, да у меня и денег на всё это не хватило бы. Спортивный костюм, лыжные штаны, свитер и шерстяная шапочка дополнили мою экипировку. Ещё роскошные штиблеты и добротные ботинки. Полагаю, я не всё упомянул, потому что чемодан был наполнен под самую крышку. Какой чемодан? Новый, фибровый, солидного размера.
Вообще-то я поначалу сопротивлялся – ну куда мне столько барахла? Я привык иметь не больше одной смены одежды. В смысле, что одно стирается-сохнет-гладится, а остальное – на мне. К тому же расту – не успею ведь износить, как оно станет мало. Кому отдавать – братьев ведь у меня нет. Хотя, можно будет оттаранить в свой детдом. Переживу, в общем. Но из этого события следует вывод, что меня собираются представить кому-то важному.
Предположение оказалось верным. На третий день Надя попросила меня одеться прилично, а потом во двор дачи въехала машина. Пбывшего мужчину я не знал, а сам он представился Аркадием Автандиловичем. Только думаю, что ни разу он не Автандилович – не бывает у Автандиловичей таких лиц. У Кузьмичей бывают, у Сидоровичей, у Иванычей. То есть намёк такой, что в случае чего – мы незнакомы.
Шпионские игры?
Не понял.
Устроились мы всё в той же комнате за тем же круглым столом, на котором стоял самовар, да лежали в вазочках привезённые гостем сладости. И больше никого – остальные удалились. То есть разговор конфиденциальный.
- Какие планы на жизнь, Александр Трофимович? – не стал тянуть время гость.
- Это, смотря, как будут развиваться события. Вас интересует вариант «Всё зашибись» или «Труба дело»?
- Начнём с первого.
- Тогда дождусь, когда Поликарпов переберётся в Нижний…
- Он сейчас называется Горький
- Забыл, что его переименовали. Давно?
- В тридцать втором.
- Тогда дождусь, когда Поликарпов переберётся в Горький, и стану бывать у него наездами. Позднее, возможно, куплю там домик и совсем переселюсь. Опять же, смотря, как дела пойдут.
- А если не переберётся?
- Тогда буду навещать его тут, в Москве. Но уже сам сюда перебираться не стану. Может быть – в Саратове обоснуюсь.
- Почему в Саратове?
- Поближе к авиазаводу.
- Там нет авиазавода.
- Будет. Там станут выпускать истребители Яковлева – очень нужные войскам. Возможно, сумею поучаствовать в устранении проблем, если устроюсь поближе к технологической цепочке.
- А что? Проблемы будут?
- Проблемы бывают с любыми новыми машинами. Чтобы превратить конструкторский замысел в реальное грозное оружие всегда требуется время. И производственникам, и техникам и пилотам. А ещё обязательно вылезают неожиданности, связанные с тем, что вещь-то новая. Заранее неизвестно, как она себя поведёт в эксплуатации или в бою. Все машины реально становятся на крыло через год-другой упорных допиливаний. Уж на что Николай Николаевич – корифей, но и у него этот процесс имеет место.
- А помогать Николаю Николаевичу в этом случае вы не будете?
- Ему нянька не нужна. На моей памяти нет в его трудах ни одного коренного просчёта. Все неприятности с его техникой возникали из-за спешки сдать проект к сроку, из-за отставания в поставках моторов и других эффектов, связанных с внешними воздействиями. Моя задача, в основном, связана с необходимостью удержать его от поспешности. Творческий человек способен увлечься и не просчитать последствий того или иного шага.
- В конце концов, мы можем просто выслать его в Горький, - улыбнулся Аркадий Автандилович.
- Можете. Но лучше – наоборот. Официально снять с него судимость, или обвинение, или приговор – уж не знаю, как там правильно. Принести извинения: Мол, ошиблись, перебдели.
- Так он тогда вообще неуправляемым станет. Будет посылать всех и делать то, что захочет.
- Вот и правильно, вот и хорошо. Не будет поспешности при разработке самолётов, уменьшится количество ошибок и испытаний с отрицательным результатом. Теперь, когда известны временные рамки, в которых требуется нужный результат, нет надобности гнать, как на пожар. Спокойный и уверенный в своей правоте главный конструктор важнейшего для страны вида вооружения – это огромный выигрыш.
- Да он же враг. Скрытный, затаившийся!
- Не забывайте, Аркадий Автандилович, с какой колокольня я смотрю. Кроме того, и вам известно, что после революции Николай Николаевич не срыгнул за рубеж вместе с Сикорским. А что беспартийный и верующий – то по этому поводу в конституции от тридцать шестого года будет для всех прописана свобода совести. Так что не только не враг. Даже не союзник. Просто – наш человек. Один из верных исполнителей воли народа. И это, несомненно, одобрит сам товарищ Сталин. Было бы прекрасно, если бы к выходу такого важного для государства рабочих и крестьян единого для строителей коммунизма основного закона один из основополагающих его принципов был соблюдён.
Посмотрел на меня гость слегка покосившимся глазом, помолчал немного, да и откланялся. А я позвал Надю на плюшки – надо было срочно их есть.
Вскоре приехал Чкалов. Он осторожно хлопнул меня по плечу и как-то застенчиво попросил:
- Слушай, стыдно признаться, но я ведь ни разу не был в настоящем бою. А ты всё же четыре года воевал. Расскажи, как это?
- Да не четыре. По госпиталям валялся, по запасным полкам сидел или переучивался на другие машины. Так что в сумме не больше пары лет в реальной боевой обстановке. А как? Знаешь – утомительно. Когда работы много – с ног валишься. А то нервничаешь, что горючку не подвезли, или непогодой аэродром накрыло. В общем, тяжелая работа.
- А страх?
- Это да – бывает, что чуть не обгадишься в кабине, особенно спервоначалу. Потом боязнь притупляется, а это уже опасно. Нужно постоянно быть, как взведённая пружина. И головой крутить, чтобы не пропустить атаку. Немцы обычно старались на рожон не переть – забирались повыше, заходили от солнца и налетали со снижением с разгону, норовя зайти в хвост. Стрельнут с налёту, проскочат и скорее вверх. Знают, что на моём ишачке за ним не угнаться. Но одного такого я подловил – угадал момент для разворота и успел полоснуть по нему из ШКАСов, потому что он не успевал со мною разойтись из-за высокой скорости.
- Так у тебя и сбитые есть на счету!
- Этого не зачли – дело было над оккупированной территорией, а я один шел из разведки. Потом я ещё от его ведомого отбивался – насилу ушёл. А вообще – да. Считается, что троих завалил.
- А на самом деле?
- Из не зачтённых только про этого могу уверенно сказать. Были подранки, но до конца я за ними не проследил. Может, ушли, может, упали. Когда летал на штурмовике, то одного мой стрелок свалил. А когда пешке, то уже наши ястребки мессеров к нам не подпускали.
- Пешка?
- Пикировщик. Его перед самой войной сделали. Но мне досталась уже отработанная машина в конце сорок четвёртого. Я на ней, в основном, наступающие войска поддерживал. Зенитки нас доставали, а истребители – нет.
- Я тут, Александр Трофимыч, вот о чём потолковать хотел. Николай Николаевич как-то шибко распереживался по поводу твоего совета переехать в Горький. Думает всё, и выглядит рассеянным.
- Так успокой его. Только не нажимай. Ни за переезд, ни против. Пошути там, вроде как всевышний послал ему испытание и теперь ждёт – крепок ли духом человек? Нет ли в нём слабости, сомнений? То есть – пусть от сердца решит, на своё разумение, на собственные чувства. Как душа просит – так пусть и сделает.
- А ты на его месте как бы поступил?
- Тут такое дело, Валерий Палыч! Война эта велась не только ради захвата территории, а на уничтожение. Немцы на нашей земле столько мерзости натворили, что ради того, чтобы надрать им задницы, я всё, что угодно сделаю. У нас каждый седьмой погиб.
Чкалов нахмурился и попрощался. Когда он садился в машину, то вид имел подавленный.

***

- На другой день спозаранку приехал Поликарпов. И сразу взял меня за горло:
- Вы утверждаете, что в результате той будущей войны погибнет каждый седьмой житель нашей страны. Но это же порядка двадцати миллионов человек! Разве возможно поставить под ружьё такую огромную армию?
- Не знаю. Я в этом не разбираюсь. А погибло двадцать семь миллионов человек. Из них около двух третей - мирные жители. От бомбёжек, или фашисты вообще целые деревни сжигали вместе с людьми. Вообще-то по поводу точных цифр у специалистов не сложилось однозначного мнения, но население страны за это время сократилось примерно на одну пятую.
Николай Николаевич скукожился и побрёл обратно к машине, рядом с которой его ждал водитель.
А я понял, что переезд его КБ в Горький – дело решённое.

+9


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Архив Конкурса соискателей » Внизу наш дом - вторая попытка