Зерно было основной статьей дохода России. Выручка от его продажи составляла около половины ценности всего экспорта. А по данным Н. А. Крюкова, автора вышедшей в 1912 г. книги "Внешняя торговля России продуктами сельского хозяйства за десятилетие 1901-10 гг.", вывоз всех товаров и продуктов из России в стоимостном выражении составлял 1,449 млрд руб. (привоз - 1,084 млрд руб.). В конце XIX - начале XX в. Россия была на первом месте в мире по производству зернового хлеба. Свыше половины выращенной в мире ржи было российской, пятая часть мирового урожая пшеницы выросла на полях нашей страны. Треть ячменя в мире и четверть всего овса были также российскими.
Россия являлась лидером мирового экспорта ржи и ячменя, меньшую, но заметную роль она играла в качестве поставщика пшеницы и овса.
В Западной Европе она считалась одним из основных поставщиков хлеба. Россия в некоторой степени влияла на состояние и динамику европейского хлебного рынка. В то же время соотношение спроса и предложения на международном рынке, колебания его структуры и цен в конечном счете воздействовали на развитие экономики страны.
Экспорт хлеба в годы перед Первой мировой войной имел специфику. Во-первых, он отражал процесс развития торгового земледелия в России. Во-вторых, он давал средства для развития промышленности и превращения страны в передовую державу.
Периоды подъема экспорта чередовались со спадами. Тяжелыми были годы 1892, 1898-1900, 1907-1908, 1912. Удачными - 1894-1895, 1905, 1910-1911 гг. Однако эти колебания не отразились на основной тенденции роста российского экспорта. Перед Первой мировой войной по сравнению с 1890-1899 гг. вывоз пшеницы вырос в 1,3 раза, а ячменя - в 2,1 раза. Несмотря на то что вывоз овса не претерпел изменений, а вывоз ржи даже уменьшился в 1,4 раза, суммарный вывоз этих четырех видов зерна увеличился в 1,4 раза. Экспорт привел к вытеснению традиционных для России зерновых культур культурами, пользовавшимися спросом за границей. Между ними обострилась конкуренция. Да и сама структура экспорта постоянно менялась: усиливалась роль одних культур, уменьшалась потребность в других.
Причинами этого были урожайность и спрос на внутреннем рынке, а также состояние и динамика международного рынка.
Так, в 90-х гг. XIX в. в России началось расширение пшенично- ячменного производства за счет сокращения посевов ржи и распашки новых земель на юге и юго-востоке. Это привело к сокращению экспорта ржи и увеличению вывоза ячменя.
Аграрный кризис, разразившийся в Западной Европе в 70-х гг. XIX в., отразился и на внешней торговле России. Кризис ударил по производству зерна. Цены на хлеб пошли вниз, усилилась конкуренция на международном хлебном рынке.
Хуже стало положение в 80-90-е гг. того же столетия. Тогда аграрный кризис разыгрался в России. Венцом его стал голод 1891 г. Он обострил социальную обстановку и подорвал положение России как главнго поставщика хлеба в мире. На крупнейшем по емкости хлебном рынке Великобритании свое лидирующее место по пшенице Россия была вынуждена уступить Соединенным Штатам Америки. По-иному сложилось с рожью. До 1892 г. по ее экспорту Россия была почти монополистом в мире. Неурожай предыдущего года привел к сокращению вывоза ржи. Страны-импортеры соответственно сократили ввоз этого продукта. Да тут еще началась таможенная война между Россией и Германией, имевшей наиболее вместительный ржаной рынок в Европе. Война ударила по ржи более, чем по другим хлебам.
Лишь в 1894 г. России удалось вернуть себе прежнее место по экспорту ржи. Она сохраняла лидерство до тех пор, пока ее не потеснила та же Германия.
На производстве ячменя аграрный кризис не отразился. Несмотря на таможенную войну Россия не потеряла свои позиции на германском рынке, а вывоз в Великобританию даже увеличила. Производство и экспорт этой культуры стали расти.
Стоит подробнее ознакомиться с картиной вывоза четырех основных культур в те годы.
Экспорт пшеницы
За исключением 1908 г. и 1911-1913 гг. пшеница лидировала среди прочих культур в натуральном и стоимостном выражении вывоза. Главным ее экспортером в те годы были Соединенные Штаты Америки, где было большое и все увеличивавшееся потребление пшеницы и на внутреннем рынке. США вывозили пшеницу в Великобританию, Бельгию, Германию, Францию. В 1892 г. потребителями американской пшеницы стали и другие страны. В том же году почти в 29 раз увеличился экспорт ее в Германию. Зато сократился вывоз в Великобританию - американцы чутко реагировали на конъюнктуру рынка.
А в следующем году Великобритания вновь стала ведущим потребителем американской пшеницы, Бельгия и Франция передвинулись с первого на второй план. Германия перешла в разряд постоянных торговых партнеров.
Несмотря на колебания, временами довольно значительные, в конце XIX в. США продолжали наращивать вывоз своей пшеницы. На рубеже XX в. 41,49% продаваемой в мире пшеницы было американского происхождения. Второе место занимала Россия - 30,53%. Обе эти страны вместе поставляли на мировой рынок 72% пшеницы и пшеничной муки.
США и Россия продолжали оставаться основными поставщиками пшеницы и в первое десятилетие XX в., но доля их понизилась до 53,67%. На международный рынок стала прибывать в больших количествах пшеница из Аргентины (17,04%), Канады (7,77%), Австралии (4,74%).
США превосходили Россию по вывозу пшеницы за счет большего количества пшеничной муки. Но по пшенице в зерне Россия опережала Америку (1890-1899 гг.: 30,5% и 28,0% соответственно; 1900-1909 гг.: 25,9% и 17,2%). В основном русскую пшеницу покупали Великобритания, Германия, Голландия, Италия. Главным партнером была Великобритания. Потребление пшеницы здесь было сравнительно невелико по сравнению, например, с Бельгией или Францией, но выращенная на своих полях пшеница удовлетворяла спрос всего на 20-30%. Доля привоза пшеницы из России сильно колебалась. Она зависела от колеблющегося привоза пшеницы из Британской Индии, который зависел от чересполосицы голодных и урожайных годов.
США были основным конкурентом России на британском пшеничном рынке до 1903 г., затем их потеснила Аргентина, а потом все больше пшеницы стала привозить Канада.
Германия была вторым по емкости пшеничным рынком в Европе. Собственное производство удовлетворяло потребности ее населения на 2/3. В отличие от британского рынка свободной торговли в Германии действовали высокие таможенные пошлины. До февраля 1894 г. русские экспортеры платили по 38,9 коп. за пуд, затем пошлина снизилась до 26,5 коп. с пуда, а в 1906 г. повысилась до 41,7 коп. с пуда.
Россия на протяжении многих лет являлась основным поставщиком пшеницы в Германию. Исключение составляют неурожайный 1891 г., приведший в следующем году к снижению поставок пшеницы, и таможенная война 1893 г. В это время место России в Германии заняли США, Румыния и Аргентина. С 1894 г. Россия стала восстанавливать свои позиции. На стыке XIX и XX вв. американская пшеница настойчиво вытесняла русскую, однако после 1902 г. экспорт из США стал падать и положение нашей пшеницы стабилизировалось.
Но теперь главным соперником стала Аргентина. В 1907-1908 гг., когда для русских экспортеров сложилась неблагоприятная конъюнктура, Аргентина смогла привезти в Германию зерна почти столько же, сколько привозили Россия и США вместе взятые. В 1909 г. Россия вернула себе лидерство, но в 1912-1913 гг. его утратила. Кроме США и Аргентины отнимать покупателей начали Австралия и Ост-Индия.
Германия стала все больше и больше зависеть от экспорта. Накануне Первой мировой войны, в 1914 г., историк А. К. Брошниовский писал: "Факт зависимости Германии от стран производства, а тем самым и от России, а не обратное явление, подтверждается многими германскими экономистами. Так, между прочим, д-р Г. Гоман совершенно определенно высказывается, что недостаточность земельной площади под сельскохозяйственными посевами для производства необходимого количества хлебов, наблюдаемая уже ныне (1911 г.), должна будет по мере роста населения все более и более увеличиваться, и усилится зависимость Германии от других стран по поставке хлебов". Среди стран - участниц Первой мировой войны Германия начала голодать одной из первых. Нехватка продовольствия была одной из причин, по которой она сложила оружие. А в России во время войны голода не было.
Крупным по емкости и транзитным по характеру был зерновой рынок Голландии. Из этой страны русская пшеница поступала в Германию и Швейцарию. Соперниками России в этой стране были те же США, Аргентина и Румыния.
Устойчивым спросом русская пшеница пользовалась в Италии. Потребность в ней была вызвана производством макарон и бисквитов. Собственное выращивание мягких сортов пшеницы не удовлетворяло внутренний спрос примерно на 20%. Главным конкурентом России в этой стране были США. Американцы, по словам Брошниовского, поставляли в Италию "твердую пшеницу, выращенную из русских семян, и поэтому весьма однородную с нашей пшеницею". Италия облагала привозное зерно высокой пошлиной. С января 1894 г. до августа 1898 г. она поднялась с 30,7 коп. за пуд до 46,1 коп. за пуд. Такой она и осталась на долгие годы.
Зато в этой стране практиковалась система возврата пошлин. Сводилась она к тому, что зерно можно было ввозить беспошлинно при условии вывоза его на внешний рынок после переработки внутри страны. Россия не без выгоды пользовалась этим условием. Подавляющая часть импорта на итальянском рынке была российского происхождения. Лишь перед Первой мировой войной позиции России потеснили Румыния, ставшая основным конкурентом, Аргентина и США.
Россия первенствовала и на небольшом пшеничном рынке Швейцарии. Около двух третей импортируемого в эту страну зерна было российского происхождения. Лишь перед Первой мировой войной США догнали Россию в этом отношении. В больших количествах российскую пшеницу покупали в Дании, Норвегии, Швеции, Франции. Рынок последней был самым своеобразным в Западной Европе. Импорт пшеницы отличался сильными колебаниями, зависевшими от урожайности выращиваемого у себя хлеба и беспошлинного ввоза из своих колоний Алжира и Туниса.
В целом в России высокие урожаи цены понижали, а недороды повышали. Низкие цены внутреннего рынка стимулировали экспорт, высокие его затрудняли и способствовали сближению российских цен с ценами европейского рынка.
Экспорт ржи
Рожь на протяжении многих веков была основным продуктом питания в России. Даже в начале XX в. сбор ржи в 2-3 раза превосходил сбор пшеницы. Позднее, когда сельскохозяйственное производство стало приобретать товарный характер, сборы пшеницы сравнялись со сборами ржи. Рожь в остальном мире не приобрела столь широкого распространения, как пшеница, поэтому рынок ее был ограничен. Более половины мирового производства ржи было сосредоточено в России. В российском экспорте на первых порах рожь занимала второе место после пшеницы, затем переместилась на четвертое, пропустив вперед ячмень и овес.
Российскую рожь в конце 80-х - начале 90-х гг. XIX в. больше всех закупала Великобритания, затем ее оттеснили Голландия и Германия. Последняя на долгие годы стала основным импортером этой культуры. Россия практически монополизировала ржаной рынок Германии - США и Румыния даже не пытались с нами соревноваться. Однако Германия сама стала производить рожь. Вскоре она смогла не только удовлетворять свои потребности, но даже вывозить рожь. В том числе в Россию. Российские производители ржи неожиданно столкнулись на внутреннем рынке с конкуренцией германской ржи. Этому феномену способствовали аграрный протекционизм Германии (высокие ввозные пошлины) и система ввозных свидетельств.
Ввозные свидетельства обеспечивали беспошлинный ввоз. Они выдавались при вывозе за пределы Германии хлеба в зерне и муке и некоторых других сельскохозяйственных продуктов в количестве не менее 500 кг. Итогом стал рост производства хлебов и экспорта. Этому способствовал дефицит ржи, образовавшийся в западных регионах России в начале XX в. Помимо Германии, Великобритании и Голландии Россия вывозила рожь в Финляндию и Австро-Венгрию. Цены ржи в России, внутренние и экспортные, определялись условиями торговли со странами - импортерами ржи. Влияние на них оказывала и таможенная политика Германии: рост германских пошлин приводил к падению цен на внутреннем рынке России.
Экспорт ячменя и овса
В конце XIX в. в российском экспорте кормовые культуры играли второстепенную роль. В XX в. положение изменилось: пшеница и рожь начали уступать позиции ячменю и овсу. Темпы роста вывоза пшеницы значительно уступали темпам роста вывоза ячменя. Ячмень стал в большей степени экспортной культурой, чем пшеница. На зарубежных рынках российский ячмень не имел серьезных конкурентов. Соперницей его иногда выступала кукуруза, главным производителем которой были США. Покупали его больше других стран Великобритания, Германия и Голландия.
Особенным спросом российский ячмень пользовался в Германии. Перед Первой мировой войной она ввозила нашего ячменя в два раза больше, чем Великобритания. Россия была монополистом на ячменном рынке Германии. Австро-Венгрия, Румыния и США, также привозившие ячмень в эту страну, конкурентами России не были.
Но в Великобритании российский ячмень вытеснялся ячменем из Румынии, США и Турции. Однако британский ячменный рынок оставался вторым по значимости для российских экспортеров. Третье место занимал ячменный рынок Голландии. Конкурентами России здесь были Германия и Румыния.
В целом Россия в предвоенные годы была ведущим поставщиком ячменя в Западную Европу. Рост спроса на него привел к расширению посевов этой культуры на юге России.
Овес был основной кормовой культурой в России, и большая часть его урожая шла на внутреннее потребление. На экспорт шла незначительная часть собранного овса. Потребителями его были Великобритания, Германия, Голландия и Франция.
Рынок овса Великобритании для России был главным, несмотря на то что эта страна производила его в достаточном количестве и высокого качества. В 80-х гг. XIX в. Россия являлась лидером британского импорта, затем ее начали теснить Швеция, Германия, США и Канада. Впоследствии к ним примкнули Аргентина, Румыния, Турция, Чили, Новая Зеландия.
Германский рынок овса был для России вторым по значимости. Эта страна не только ввозила его, но и вывозила. Тем не менее Россия в 80-х гг. XIX в. была ведущим экспортером этой культуры. После таможенной войны Россия даже получила права наибольшего благоприятствования в торговле с Германией и на некоторое время вытеснила своих конкурентов с германского рынка.
На беспошлинном транзитном рынке Голландии Россия долгие годы была основным поставщиком овса. Положение ее ухудшилось, когда из США стала поступать дешевая кукуруза.
Рынок овса во Франции был подвержен сильным колебаниям по ряду внутренних причин. Вместе с ним колебался и российский экспорт - с амплитудой, достойной Книги рекордов Гиннеса. Так, если в 1904 г. доля России во французском импорте овса составляла всего 2,3%, то в 1905 г. - 65%!
Старые истины
Подводя итоги многолетнему соперничеству России и США в сфере экспорта зерновых культур, аграрный экономист П. И. Лященко писал в 1927 г.: "Несмотря на высокие природные качества, русский хлеб не брали наиболее хорошие и дорогие покупатели. Американскому чистому и высокосортному зерну однообразно высоких стандартов, американской строгой организованности торговли, выдержке в снабжении и ценах русские экспортеры противопоставляли зерно засоренное (часто с прямым злоупотреблением), разносортное, не соответствующее торговым образцам, выбрасываемое на внешний рынок без всякой системы и выдержки в моменты наименее благоприятной конъюнктуры, часто в виде товара, непроданного и лишь в пути ищущего покупателя". Он же поставил и диагноз хронической болезни российского экспорта: "Русский экспортер должен был ограничиваться или теми рынками, где он имел естественные преимущества географической близости, или рынками стран, с которыми мы были связаны финансово-торговой зависимостью, или рынками, где русский хлеб продавался дешевле мировых цен".
Такими рынками были защищенные хлебными пошлинами рынки Германии, Франции, Италии. Поэтому в Германии, например, российское зерно продавалось дешевле мировых цен: пшеница на 7-8 коп., рожь на 6-7 коп., овес на 3-4 коп. за пуд.
Другой историк, М. Довнер-Запольский, отмечал еще в 1914 г. еще один наш порок: "Германия иногда умудряется наши же сырые продукты, после небольшой переработки, с большой пользой для себя перевозить обратно в Россию через границу. Так получается теперь с горохом: неочищенный горох идет в Германию и поступает к нам в очищенном виде, для каковой переработки не требуется ни сложных фабрик, ни большого капитала - нужна только предприимчивость".
Горохом об стенку у нас били еще долгие годы.